НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ивановского областного суда (Ивановская область) от 22.12.2021 № 3А-76/2021

Дело № 3а-76/2021

УИД 37OS0000-01-2021-000095-61

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2021 года город Иваново

Ивановский областной суд в составе

председательствующего судьи Степановой Л.А.

при секретаре Разводовой З.Н.

с участием прокурора Хохловой А.П.

представителя административного истца Розова И.В., представителей административного ответчика – Департамента энергетики и тарифов Ивановской области Гущиной Н.Б., Карика О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Водоканал-сервис» о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 12 сентября 2018 года №219-к/1 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения и транспортировки сточных вод для ООО «Водоканал-Сервис»,

УСТАНОВИЛ:

Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области (далее также – регулирующий орган, Департамент) 12 сентября 2018 года принято постановление №219-к/1 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения и транспортировки сточных вод для ООО «Водоканал-Сервис» (далее – Постановление № 219-к/1).

В приложении к указанному постановлению установлены одноставочные тарифы на питьевую воду, водоотведение и транспортировку сточных вод на период с 12 сентября 2018 года по 31 декабря 2018 года для бюджетных и прочил потребителей в следующих размерах (руб. за 1 куб.м., без учета НДС):

- на питьевую воду - 20,56

- на водоотведение - 34,67

- на водоотведение (микрорайон Поликор) - 24,34

- на транспортировку сточных вод (на очистные сооружения ООО «Дмитриевский химический завод-Производство» и ООО «Спецмаш») - 4,03

- на транспортировку сточных вод (на очистные сооружения ООО «РегионИнфраСистема-Иваново») - 5,09

Указанный нормативный правовой акт официально опубликован в печатном издании "Ивановская газета" № 73(6175) от 14 сентября 2018 года.

ООО «Водоканал-Сервис» обратилось в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором с учетом дополнений (т. 2 л.д. 25-26) просит признать Постановление № 219-к/14 недействующим в части всех установленных данным постановлением тарифов для бюджетных и прочих потребителей (кроме населения) на весь период регулирования с 12 сентября 2018 года по 31 декабря 2018 года.

По мнению административного истца, при формировании оспариваемых тарифов административный ответчик неправомерно откорректировал в сторону уменьшения расходы по следующим статьям затрат: 1) производственные расходы, в частности расходы на приобретение электрической и тепловой энергии по соответствующим производственным участкам и видам регулируемой деятельности, а также расходы на оплату труда основного производственного персонала, персонала вспомогательного производства и административного персонала, расходы на горюче-смазочные материалы, прочие производственные расходы (расходы на отчисления в фонды в размерах, установленных действующим законодательством, расходы на транспортный участок организации, поддержание работоспособности аварийно-диспетчерской службы, электрический и ремонтно –механический участки); 2) общехозяйственные расходы на услуги связи, по охране труда и технике безопасности, проведение медицинских осмотров. Департаментом не учтено положение учетной политики ООО «Водоканал-Сервис» о процентном распределении по видам деятельности. В частности, в расходах на услуги по водоотведению (м-н Поликор) затраты на вспомогательное производство исключены полностью, на услуги по водоотведению –сокращены в 5 раз. В результате указанных действий Департамента размер тарифов не обеспечивает полностью финансовых потребностей Общества, что нарушает его права и законные интересы в сфере регулируемой деятельности.

В судебном заседании представитель административного истца Розов И.В. поддержал заявленные требования.

Представители административного ответчика Карика О.Н. и Гущина Н.Б. не признали административный иск по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела и материалы дела об установлении тарифов, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту – Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее по тексту – Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее по тексту – Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее по тексту – Методические указания).

В соответствии со статьей 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе холодное водоснабжение (установление цен (тарифов) на питьевую воду), водоотведение, транспортировка сточных вод.

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении).

В Ивановской области таким органом в силу подпункта 3.4.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 года № 577-п, является названный Департамент.

В силу пунктов 12-14, 16-17, 25-28 Правил регулирования тарифов установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, которое осуществляется, в том числе по предложению регулируемой организации. К заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы. Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

ООО «Водоканал-Сервис» оказывает услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, транспортировке сточных вод и в соответствии с нормами Закона о водоснабжении и водоотведении является организацией, деятельность которой подлежит государственному регулированию.

На основании постановления администрации городского округа Кинешма от 29 августа 2018 г. № 1118п административный истец с 1 сентября 2018 г. является гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения на территории городского округа Кинешма. Также ООО «Водоканал-Сервис» является гарантирующей организацией в централизованной системе водоотведения в части городского округа Кинешма в соответствии с постановлением администрации г.о. Кинешма от 21.08.2017г. № 1199п «Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем водоотведения на территории городского округа Кинешма. Данным постановлением статусом гарантирующей организации в соответствующих районах г. Кинешмы наделены ООО «РегионИнфраСистема-Иваново» (далее – ООО «РИС-Иваново), ООО «Дмитриевский химический завод-Производство» (далее – ООО «ДХЗ-Производство»), ООО «Спецмаш». В отношении указанных организаций ООО «Водоканал-Сервис» выступает в качестве транспортировщика сточных вод.

Для осуществления регулируемой деятельности по предоставлению коммунальных услуг потребителям городского округа Кинешма в сфере холодного водоснабжения, водоотведения ресурсоснабжающая организация использует имущество и объекты коммунальной инфраструктуры на основании договора аренды имущества от 1 августа 2018 г. б/н, заключенного с МУП «Водоканал».

13 августа 2018 г. ООО «Водоканал-Сервис» обратилось в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области с предложением рассмотреть представленные материалы и установить тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, транспортировки сточных вод на период с 01.09.2018 года по 31.12.2018 года.

В соответствии с пунктами 12, 13, 25 Правил регулирования тарифов регулирующим органом открыто тарифное дело по формированию регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения методом индексации установленных тарифов, проведена экспертиза экономической обоснованности формирования тарифов на питьевую воду, водоотведение и транспортировку сточных вод на основании представленных расчетных и обосновывающих материалов.

Результаты проведенной экспертизы отражены в экспертном заключении от 11 сентября 2018 года (т. 1 л.д.20-29).

На основании представленных заявителем материалов и указанного экспертного заключения в порядке пунктов 27 – 28 Правил регулирования тарифов на заседании правления Департамента большинством голосов 12 сентября 2018 года принято решение об установлении тарифов (выписка из протокола № 219/1, т.2 л.д. 11).

В соответствии с пунктом 1.4 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области текст оспариваемого Постановления опубликован в официальном печатном издании – «Ивановская газета» № 73 (6175) от 14 сентября 2018 г., что соответствует порядку опубликования и введения в действие, установленному статьей 2 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 года №27-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации».

Правомочность органа, принявшего оспариваемое Постановление, соблюдение установленной процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в пределах своих полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области к его форме, порядку принятия и введения в действие.

Проверяя оспариваемый нормативный акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

На основании пунктов 4, 5, 6 части 2 статьи 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к числу общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов указанных организаций, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.

В силу пункта 30 Правил орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.

Расчеты тарифов произведены органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования методом экономически обоснованных расходов (затрат) с учетом того, что ранее государственное регулирование тарифов в отношении организации не осуществлялось.

Ранее тарифы на 2018 год были установлены для МУП «Водоканал» постановлением Департамента от 13.12.2017г. № 173-к/1 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кинешма на 2018 год».

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: производственных расходов, ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт, административных расходов, сбытовых расходов гарантирующих организаций, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату, расходов, связанных с оплатой налогов и сборов, нормированной прибыли, расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 38, подпунктом "б" пункта 39 Основ ценообразования в состав производственных расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, учитываются расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию, другие виды энергетических ресурсов и холодную воду.

Согласно пункту 48 Основ ценообразования, пункта 20 Методических указаний (в редакции от 29.08.2018г.) расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду.

При этом пунктом 22 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, в том числе исходя из цен (тарифов) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию (подп. «а»); прогноза индекса потребительских цен как прогнозного показателя, определенного в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации (подп. «в»), а также сведений о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (подп. «г»).

Организацией заявлены расходы на электроэнергию по видам деятельности в размере: 7547,05 тыс. руб. – водоснабжение, 334,92 тыс. руб. – водоотведение, 377,23 тыс. руб. – водоотведение (м-н Поликор), 268,49 тыс. руб. - транспортировка сточных вод ООО «ДХЗ» и ООО «Спецмаш», 1040,08 тыс. руб. - транспортировка сточных вод на очистные сооружения ООО «РегионИнфраСистема-Иваново».

Департаментом приняты расходы на электроэнергию соответственно в размере: 7236,80 тыс. руб. – водоснабжение, 353,43 тыс. руб. – водоотведение, 377,23 тыс. руб. – водоотведение (м-н Поликор), 97,90 тыс. руб. - транспортировка сточных вод ООО «ДХЗ» и ООО «Спецмаш», 342,38 тыс. руб. - транспортировка сточных вод на очистные сооружения ООО «РегионИнфра Система-Иваново».

Следует отметить, что заявленные организацией в сметах расходов затраты на электроэнергию противоречат обосновывающим расчетам, имеющимся в тарифном деле. Так, организацией в смете расходов по транспортировке стоков на очистные сооружения ООО «ДХЗ» и «Спецмаш» (л. 187 тарифного дела) указаны расходы на электроэнергию в размере 268,29 тыс. руб., в то время как согласно расчету такие расходы составят 89,497 (л. 192 тарифного дела); в смете расходов на транспортировку сточных вод на очистные сооружения ООО «РегионИнфраСистема –Иваново» заявлены расходы на электроэнергию 1040,08 тыс. руб. (л. 200 тарифного дела), при этом расчет представлен на 346,694 тыс. руб. (л. 205 тарифного дела).

Расчет расходов на электроэнергию произведен Департаментом на основании:

- средневзвешенной фактически сложившейся платы МУП «Водоканал» за 2017 год за потребленную электрическую энергию по нерегулируемой цене отдельно по регулируемым видам деятельности в размере: водоснабжение – 16746 руб./кВтч, водоотведение 6,3323 руб. /кВтч, водоотведение (м-н Поликор) – 4,0908 руб./кВтч, транспортировка сточных вод на очистные сооружения ООО «РегионИнфра Система-Иваново» - 4,7836/кВтч, транспортировка сточных вод на очистные сооружения ООО «Спецмаш», ООО «Дмитриевский химический завод-Производство» - 5,9425 руб./кВтч.

- прогнозного индекса роста цен на электроэнергию, рекомендованных Минэкономразвития Российской Федерации на 2018 год в размере 104,6 %, удельного расхода электрической энергии, потребляемой в процессе производства 1 м3 коммунального ресурса, определенного на основании фактических данных МУП «Водоканал» за 2017 год в следующих размерах: водоснабжение – 1,1 кВтч/ м3, водоотведение – 0,46 кВтч/ м3, водоотведение (м-н Поликор) – 2,3 кВтч/ м3, транспортировка сточных вод на очистные сооружения ООО «РегионИнфраСистема-Иваново»- 0,08 кВтч/ м3, транспортировка сточных вод на очистные сооружения ООО «Спецмаш», ООО «Дмитриевский химический завод-Производство» - 0,07 кВтч/ м3.

При этом величина заявленной мощности принята на уровне фактической за 2017 год по данным МУП «Водоканал» (656 кВт/мес.) против заявленной организацией 700кВт/мес. Средняя ставка за мощность, также как и удельный расход электрической энергии, приняты на уровне фактических данных МУП «Водоканал» за 2017 год.

Суд соглашается с таким расчетом органа регулирования, учитывая то, что величина заявленной мощности превышает факт 2017 года, при этом какого-либо обоснования такого увеличения в материалах тарифного дела не имеется.

Плановый удельный расход также заявлен выше фактического, что противоречит принципу энергетической эффективности и не стимулирует организацию к рациональному использованию ресурсов.

При этом ООО «Водоканал-сервис» арендовал весь имущественный комплекс МУП «Водоканал» г. Кинешмы и осуществляет аналогичные виды регулируемой деятельности.

С учетом изложенного, подход Департамента к определению плановых затрат не противоречит приведенному нормативному регулированию.

Доводы о необоснованном занижении расходов на тепловую энергию суд также считает необоснованными.

Обществом заявлены расходы на тепловую энергию, необходимую для отопления объектов водопроводно-канализационного хозяйства, подключенных к централизованной системе теплоснабжения в размере 874,539 тыс. руб. (водоснабжение) и 65,49 тыс. руб. (транспортировка сточных вод на очистные сооружения ООО «РегионИнфраСистема –Иваново»).

В обоснование расходов на тепловую энергию в материалах тарифного дела имеются расчеты административного истца со ссылками на договоры, государственный контракт с теплоснабжающими организациями. Последние в материалы тарифного дела представлены не были, в связи с чем определить их содержание, условия не представилось возможным.

Департамент, учитывая представленные в материалы тарифного дела документы, определил затраты по виду деятельности транспортировка сточных вод на очистные сооружения ООО «РегионИнфраСистема – Иваново» исходя из фактических данных 2017 года (66,144 тыс. руб. за 12 месяцев) с учетом прогнозного индекса роста цен тепловой энергии, рекомендованного Минэкономразвития РФ на 2018 год (104,0%) с учетом периода регулирования (4 месяца).

При определении затрат на тепловую энергию по виду деятельности водоснабжение орган регулирования учитывал объемы потребленной энергии МУП «Водоканал» за 2017 год, а также тариф, установленный на тепловую энергию для потребителей ФКУ "Исправительная колония - 4" УФСИН России по Ивановской области (Кинешемский район) на 2018 год (1607,8 руб./Гкал), утвержденный постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской обл. от 01.12.2017 N 168-т/3 "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей ФКУ "Исправительная колония - 4 УФСИН России по Ивановской области (Кинешемский район) на 2018 год".

Как следует из пояснений административного ответчика, при определении объема тепловой энергии Департамент исходил из того, что заявленная истцом плановая величина в размере 543 Гкал составляет 42,1 % от фактического объема потребленной энергии на услуги водоснабжения за 2017 год (1288,65 ГКал), что с учетом продолжительности отопительного периода соответствует объему 2 полугодия. В расчетах истца указанный объем (543 ГКал) также указан как за полугодие.

Поэтому суд считает, что расходы организации на тепловую энергию по виду деятельности водоснабжение обоснованно рассчитаны Департаментом на 4 месяца и включены в тариф исходя из принципа равномерного включения расходов в тарифы в течение годового периода регулирования (543/6мес. х 4мес. х 1607,8/1000=582,02 тыс. руб.). Учитывая, что часть расходов на тепловую энергию, потребляемую во 2 полугодии будущие потребители ООО «Водоканал-Сервис» уже оплатили (в период с января по август) в тарифах на воду организации – предшественнику МУП «Водоканал», включение расходов пропорционально периоду действия нового тарифа для ООО «Водоканал-Сервис» позволили избежать двойного учета расходов и завышения тарифа для потребителей, на которых не должны распространяться последствия от принятого хозяйствующими субъектами решения о смене ресурсоснабжающей организации в течение периода регулирования.

Таким образом, принимая во внимание отсутствие в материалах тарифного дела каких-либо обосновывающих документов, суд соглашается с подходами Департамента к расчету расходов на тепловую энергию как по виду деятельности водоснабжение, так и транспортировка стоков, считает такие подходы не противоречащими вышеприведенному правовому регулированию.

Административным истцом также оспаривается корректировка регулятором заявленных Обществом расходов на оплату труда.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Пунктом 17 Методических указаний № 1746-э предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к настоящим Методическим указаниям. Перечень расходов на оплату труда в целом по регулируемым видам деятельности предусматривает расходы по текущему премированию работников.

При определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.

Согласно представленным в материалы тарифного дела расчетам фонд оплаты труда произведен организацией на основании штатной численности в размере 303 шт. единицы, которые по видам регулируемой деятельности распределены следующим образом: 120 – холодное водоснабжение, 30,5 – водоотведение, 5 – водоотведение (мкр-н Поликор), 30,5 – водоотведение (система «РИС-Иваново»), 5 – водоотведение (система ООО «ДХЗ-Производство», ООО «Спецмаш», 72 – вспомогательное производство, 40 – административный персонал.

При этом в обоснование экономически обоснованного уровня указанных затрат регулируемой организацией в материалы тарифного дела представлен расчет нормативной численности персонала, составляющей 360-442 нормативные единицы, который не принят Департаментом при формировании регулируемых тарифов, поскольку он выполнен некорректно в виде диапазона значений без указания на конкретный показатель штатных единиц, не применен механизм корреляции (интерполяции), необходимость применения которого обусловлена значительным отличием числовых значений факторов от установленных предельных интервалов.

Полагая, что заявленная к включению в тариф сумма расходов на оплату труда является завышенной, необоснованно превышающей нормативную численность сотрудников, а также фактическую численность персонала МУП «Водоканал», ранее осуществлявшегося регулируемую деятельность в той же системе и на том же оборудовании, тарифный орган скорректировал нормативную численность персонала и в результате уменьшил заявленные расходы на оплату труда основного производственного персонала, вспомогательного персонала, АУП, в связи с чем также снижены отчисления в государственные внебюджетные фонды.

Согласно экспертному заключению расходы на оплату труда приняты в расчетах тарифов на холодное водоснабжение, водоотведение и транспортировку сточных вод в следующих размерах:

1) основной производственный персонал

- холодное водоснабжение – 8441,81 тыс. руб. против заявленных 9363,428 тыс. руб.,

- водоотведение (основное) – 1625,50 тыс. руб. против заявленных 2042,98 тыс. руб.,

- водоотведение (мкр-н Поликор) – 220,15 тыс. руб. против заявленных 288,45 тыс. руб.,

- водоотведение (система «РИС-Иваново») – 949,40 тыс. руб. против заявленных 2084,13 тыс. руб.,

- водоотведение (система ООО «ДХЗ-Производство», ООО «Спецмаш») – 352,73 тыс. руб. против заявленных 325,86

2) вспомогательный персонал в общем – 4712,997 тыс. руб. вместо заявленных 5456,734 тыс. руб.;

3) административно-управленческий персонал - холодное водоснабжение – 1646,433 тыс. руб. против заявленных 2784,677 тыс. руб.,

- водоотведение (основное) – 419,67 тыс. руб. против заявленных 635,87 тыс. руб.,

- водоотведение (мкр-н Поликор) – 72,24 тыс. руб. против заявленных 109,55 тыс. руб.,

- водоотведение (система «РИС-Иваново») – 447,70 тыс. руб. против заявленных 678,32 тыс. руб.,

- водоотведение (система ООО «ДХЗ-Производство», ООО «Спецмаш») – 74,23 тыс. руб. против заявленных 112,49 тыс. руб.

Как следует из экспертного заключения, плановые затраты определены Департаментом с учетом планового и (или) фактического уровней фонда оплаты труда, сложившихся за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен в размере 103,7%.

Численность основного производственного персонала на 2018 год рассчитана Департаментом по приказу Госстроя РФ от 22.03.1999 № 66 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства» с применением механизма интерполяции.

Плановая численность основных работников, принятая в расчетах по данной статье затрат по видам регулируемой деятельности составила:

холодное водоснабжение - 112, водоотведение - 25, водоотведение (м-н Поликор) - 4, транспортировка сточных вод на очистные сооружения ООО «РегионИнфраСистема-Иваново» - 15,2, транспортировка сточных вод на очистные сооружения ООО «Спецмаш», ООО «Дмитривский химический завод- Производство» - 4.

Численность работников вспомогательного производства составила 60,35, административно-управленческий персонал - 28,5.

В рамках судебного разбирательства представители Департамента согласились с наличием ошибок в расчете нормативной численности, указав, что данные ошибки были выявлены при рассмотрении дела № 3а-53/2019 по административному иску ООО «Водоканал-Сервис» о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2018 года № 239-к/14 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, оказывающих услуги потребителям г.о. Кинешма», что нашло отражение в решении Ивановского областного суда от 4 сентября 2019 года, оставленного без изменения апелляционным определеникм Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2020 N 7-АПА19-12.

Департаментом представлен откорректированный расчет нормативной численности, выполненный с использованием актуальных данных об объектах централизованных систем водоснабжения и водоотведения, производительности насосных станций, протяженности сетей водоснабжения и водоотведения, пропускной способности очистных сооружений, имеющихся в Схеме водоснабжения и водоотведения г.о. Кинешма, размещенной на сайте администрации г.о. Кинешма, с учетом исправления допущенных недостатков, с включением в расчет нормативной численности в системе ООО «РИС-Иваново» персонала КНС по ул. Гагарина (Горохова), с включением персонала в системе водоотведения мкр-н Поликор в расчет нормативной численности в основной системе водоотведения и с включением в административно-управленческий персонал расчетной численности по оперативному управлению, что в итоге привело к значительному изменению определенной при формировании тарифов нормативной численности работников по одним системам в сторону увеличения, по другим – к уменьшению.

Так, в холодном водоснабжении нормативная численность определена в количестве 93,38, в водоотведении (основное) – 15,71, в водоотведении мкр-н Поликор – 0 в связи с учетом данной численности в основной системе водоотведения, в водоотведении система ООО «РИС-Иваново» - 25,02, в водоотведении в системе ООО «ДХЗ-Производство», ООО «Спецмаш» - 4, АУП – 48,56, вспомогательное производство – 60,35.

Таким образом, общая нормативная численность персонала в рамках судебного разбирательства определена Департаментом в меньшем количестве, чем включена в расчеты тарифов.

Учитывая наличие ошибок в расчете нормативной численности персонала, учтенной в расчетах тарифов, признанных тарифным органом, в своей совокупности приведших к неправильному определению при формировании тарифов нормативной численности персонала во всех системах и видах регулируемой деятельности, что в свою очередь влияет на исчисленный Департаментом на ее основании размер расходов по оплате труда, включенных в НВВ, суд не может признать данную составляющую тарифа экономически обоснованной.

Также суд приходит к выводу об обоснованности доводов административного истца о неправомерном использовании в расчетах средней заработной платы на основании фактических данных МУП «Водоканал» за 2017 год с применением прогнозного индекса потребительских цен.

Как указано выше в соответствии с п. 52 Основ ценообразования, п. 17 Методических указаний в первоочередном порядке должны учитываться параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение).

В административном иске административный истец указывает на необходимость применения Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16 марта 2017 г., а также Отраслевого тарифного соглашения по организациям жилищно-коммунального хозяйства, коммунальной энергетики, газового хозяйства, топливообеспечения, автомобильного и городского наземного электрического транспорта и другим организациям жизнеобеспечения Ивановской области на период с 01.01.2015 по 31.12.2017, заключенного Ивановской областной организацией общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения ивановским областным региональным отраслевым объединением работодателей "Объединение предприятий жилищно-коммунального хозяйства, коммунальной энергетики, газового хозяйства, топливообеспечения, горэлектротранспорта", действие которого продлено на срок до 01.01.2021 года.

Орган регулирования возражал против применения данных документов, поскольку организация не предприняла каких-либо действий к присоединению к данным соглашениям.

Проанализировав доводы представителей сторон, действующее нормативное правовое регулирование, суд пришел к выводу о том, что применение в расчетах фактических данных о средней заработной плате организации –предшественника за 2017 год, не соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

При этом суд соглашается, что отраслевое тарифное соглашение, заключенное на федеральном уровне, на которое ссылался административный истец, не могло быть применено в рассматриваемом случае.

Отраслевое тарифное соглашение, которое может заключаться на федеральном уровне социального партнерства, устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли и действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение, работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения. Такое соглашение распространяется на работодателя в полном объеме при отсутствии его мотивированного письменного отказа от присоединения к соглашению в порядке и сроки, предусмотренные трудовым законодательством (часть 8 статьи 45, части 3 и 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Действительно, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта действовало Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы.

Между тем, предложение по формированию необходимой валовой выручки методом экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов вносит регулируемая организация, а тарифный орган, в свою очередь, лишь проверяет экономическую обоснованность и документальную подтвержденность заявленного предложения и на его основе (в пределах заявленных сумм) устанавливает тарифы

При этом на тарифный орган не возложена обязанность при установлении факта обращения регулируемой организации с заявкой содержащей предложение по фонду оплаты труда меньше, чем установлено Отраслевым тарифным соглашением, у тарифного органа нет обязанности увеличить данные расходы до величин, установленных ОТС.

Как следует из тарифной заявки, организацией при расчете расходов на оплату труда не применялось указанное отраслевое тарифное соглашение, в связи с чем Департамент обоснованно не принял его положения во внимание.

Вместе с тем, на момент утверждения оспариваемого постановления действовало вышеупомянутое региональное отраслевое соглашение.

Указанным положением (с учетом соответствующих изменений от 12.12.2017 года) были установлены ставки рабочих первого разряда на 2018 год.

В материалах тарифного дела было представлено положение об оплате труда, в п. 2.9 которого предусмотрено при дифференциации должностных окладов в качестве минимальной использовать месячную тарифную ставку рабочих 1 разряда в соответствии с данным соглашением.

Именно исходя из размера ставки рабочего первого разряда, установленного региональным отраслевым соглашением, исходил истец в своих расчетах.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Департамент при расчете расходов на оплату труда учитывать параметры названного регионального тарифного соглашения.

Кроме того, как следует из ранее упомянутого решения Ивановского областного суда по делу 3а-53/2019 от 4 сентября 2019 года на следующий период регулирования Департамент применял положения названного регионального отраслевого соглашения.

Поскольку численность административно-управленческого персонала рассчитана неверно, соответственно и расходы по данной статье затрат также не являются экономически обоснованными.

Кроме того, необоснованными в связи с изложенным являются расходы на отчисления в государственные внебюджетные фонды.

Проверяя доводы административного истца о необоснованной корректировке Департаментом расходов на горюче-смазочные материалы (далее – ГСМ) в составе затрат на вспомогательное производство, суд приходит к следующему.

В рамках тарифного предложения ООО «Водоканал-Сервис» в составе затрат на вспомогательное производство заявлены расходы на ГСМ в общей сумме для всех видов деятельности 1965,596 тыс. руб., исходя из планового расхода топлива (26,024 тыс.л. бензина и 1208 тыс.л. дизельного топлива) и плановой цены на 2018 г. Указанные расходы скорректированы тарифным органом в сторону уменьшения.

Согласно п. 19 Методических указаний расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов. Регулируемая организация представляет в органы регулирования тарифов информацию согласно Приложениям 2.1 - 2.1.1 к настоящим Методическим указаниям в отношении реагентов, горюче-смазочных материалов и других видов сырья и материалов, расходы на которые составляют более 5 процентов общей величины расходов на сырье и материалы.

Из пояснений представителя Департамента следует, что орган регулирования не принял в расчет тарифов указанные расходы в заявленном размере, поскольку организацией не обоснован заявленный объем ГСМ, полный расчет планового расхода ресурса, выполненный исходя из сведений о количестве задействованного в хозяйственной деятельности и транспорта, о количестве дней использования транспорта, среднего пробега в день в материалах дела отсутствует. В материалы тарифного дела не представлены путевые листы, оформленные в соответствии с действующим законодательством, талоны на автомобильное топливо, по которым организация может вести учет топлива, книги учета талонов. Среднегодовой пробег автомобилей и спецтехники не имеет документального подтверждения и экономического обоснования.

Департаментом данный показатель принят на основании предполагаемой дальности поездок по г. Кинешме, из г. Кинешмы в п. Первомайский и обратно, из г. Кинешмы в г. Иваново и обратно. Продолжительность работы спецтехники принята в количестве 540 машино-часов, исходя из работы каждой из 15 спецмашин 8 дней по 4,5 часа. Стоимость бензина и дизельного топлива принята на уровне ожидаемой в 2018 году МУП «Водоканал» -31,58 руб./л и 31,39 руб./л

Расчет органом регулирования выполнен Департаментом исходя из средних норм расхода горючего, указанных административным истцом в расчете (24,7 л/100км расход бензина, 11,2 л/час средняя норма расхода дизельного топлива).

Таким образом расходы на бензин составили 221,094 тыс.руб. и 189,847 тыс. руб. – на дизельное топливо.

С учетом того, что в материалы тарифного дела представлены лишь расчеты, без предоставления каких-либо подтверждающих экономическую обоснованность материалов, суд соглашается с позицией административного ответчика о невозможности принятия расходов на ГСМ в заявленных истцом размерах.

Факт того, что организация находилась впервые на регулировании, не освобождает предприятие от предоставления экономического обоснования представленных расчетов.

Вместе с тем суд не может согласиться и с расчетом расходов по данной статье затрат, выполненным Департаментом, поскольку он не отвечает принципу экономической обоснованности. Органом регулирования не обоснованы принятые в расчет средний расход топлива, периодичность использования автотранспорта в днях, расстояние и количество поездок, необходимых в целях осуществления производственной деятельности по гор. Кинешма, из гор. Кинешма в гор. Иваново, из гор. Кинешма в пос. Первомайский, сведения о протяженности дорог взяты из неофициальных источников в сети Интернет, не конкретизировано, какие из видов автомашин требуются для использования в текущей деятельности.

В экспертном заключении указанная статья затрат вообще никак не отражена.

В состав вспомогательного производства входят аварийно- диспетчерская служба, электрический и транспортный участки.

Расходы на покупку запасных частей и смазочных материалов исключены из расчета ввиду отсутствия в составе тарифной заявки обосновывающих документов, подтверждающих потребность в ремонте соответствующих транспортных средств, замене масла. Заявленные истцом расходы на услуги производственного характера, налоги, страхование, медосмотр, техосмотр, ремонт и пр. уменьшены с учетом фактических расходов МУП «Водоканал» за 2017 год.

Прочие расходы в составе общехозяйственных расходов (медосмотры, услуги связи, охрана, охрана труда и.т.д.), заявленные в сумме 1586,918 тыс. руб., снижены органом регулирования и приняты в размере соответственно: 108,755 тыс. руб. – холодное водоснабжение, 226,79 тыс. руб.- водоотведение, 19,58 тыс. руб.- водоотведение (м-н Поликор), 5,254 тыс. руб.- транспортировка сточных вод на очистные сооружения ООО «РегионИнфраСистема-Иваново», 1,90 тыс. руб. - транспортировка сточных вод на очистные сооружения ООО «Спецмаш», ООО «ДХЗ» (всего 362,287 тыс. руб.).

Ввиду отсутствия экономического обоснования плановой суммы по данной статье затрат в материалах тарифного дела Департамент исходил из данных МУП «Водоканал» за 2017 год, плановой величины расходов, учтенных в тарифах МУП «Водоканал» на 2 полугодие 2018 года с учетом расчетного периода 4 месяца с ИПЦ 103,7, по водоотведению (м-н Поликор) общехозяйственные расходы приняты на заявленном организацией уровне.

Аналогичный подход применен Департаментом к иным административным расходам (за исключением оплаты труда) в связи с непредставлением организацией каких-либо обосновывающих документов.

Такой подход органа регулирования к определению этих видов затрат (принятие фактических (плановых) затрат предыдущей организации с применением соответствующего индекса-дефлятора) не противоречит подпунктам «в» и «г» пункта 22 Основ ценообразования.

Расходы на вспомогательное производство распределены орагном регулирования пропорционально плановым расходам МУП «Водоканал», учтенным в тарифах на 2018 год.

Доводы истца о необходимости распределения указанных расходов на основании положений учетной политики организации не могут быть приняты во внимание, поскольку положения учетной политики, рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий положения о раздельном учете затрат в соответствии с приказом Минстроя России от 25.01.2014г. № 22/пр., в материалы тарифного дела представлены не были.

Следует отметить, что поскольку государственное регулирование деятельности организации осуществляется впервые, тарифы формируются в отсутствие фактических данных этой организации, заключенных договоров, она не лишена возможности компенсировать экономически обоснованные документально подтвержденные расходы в последующие периоды регулирования в соответствии с п. 15 Основ ценообразования.

Поскольку расчет оспариваемых тарифов произведен регулирующим органом с нарушением положений тарифного законодательства по изложенным выше основаниям, что свидетельствует о противоречии Постановления № 219-к/1 требованиям нормативным правовых актов большей юридической силы, данное постановление в оспариваемой части в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ подлежит признанию недействующим.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ, учитывая ограниченный срок действия оспариваемого нормативного правового акта, суд полагает необходимым признать недействующим упомянутый нормативный правовой акт с момента его принятия.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ООО «Водоканал-Сервис» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области 12 сентября 2018 года №219-к/1 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения и транспортировки сточных вод для ООО «Водоканал-Сервис» в части размера тарифов на питьевую воду, водоотведение и транспортировку сточных вод, установленных в приложении к постановлению для бюджетных и прочих потребителей.

Сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании «Ивановская газета».

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Степанова Л.А.

Мотивированное решение составлено 17 января 2022 года.