НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ивановского областного суда (Ивановская область) от 19.04.2022 № 21-87/2022

Судья Лебедев А.С. Дело № 21-87/2022

УИД 37RS0021-01-2021-001305-46

Р Е Ш Е Н И Е

город Иваново 19 апреля 2022 года

Судья Ивановского областного суда Круглова Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «<данные изъяты>» Игольницына Евгения Александровича на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям - главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ивановской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям ФИО4 от 29 апреля 2021 г. и решение судьи Фурмановского городского суда Ивановской области от 09 февраля 2022 г.,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям - главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ивановской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям (далее - Росприроднадзор) ФИО4 от 29 апреля 2021 г. генеральный директор ООО «<данные изъяты>» Игольницын Е.А. подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением судьи Фурмановского городского суда Ивановской области от 09 февраля 2022 г. по результатам рассмотрения жалобы Игольницына Е.А. указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Ивановский областной суд, Игольницын Е.А., не соглашаясь с принятыми в отношении него процессуальными актами, просит постановление должностного лица Росприроднадзора от 29 апреля 2021 г. и решение судьи городского суда от 09 февраля 2022 г. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы указывает, что декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г., предоставленная ООО «<данные изъяты>», содержит достоверные сведения. ООО «<данные изъяты>» обращалось в Росприроднадзор за выдачей разрешения на временно разрешенные сбросы, однако в выдаче такого разрешения было отказано ввиду отсутствия порядка установления временно разрешенных сбросов и выдачи на них разрешений. При этом ООО «<данные изъяты>» реализует утвержденный план мероприятий по охране окружающей среды на период 2019-2023 гг., разработанный в установленном действующим законодательством порядке и направленный на поэтапное достижение концентраций вредных веществ в составе очищенных сточных вод до установленных нормативов допустимых сбросов вредных веществ, сбрасываемых в водный объект (р. <данные изъяты>) с биологических очистных сооружений <адрес>. Отчет о выполнении плана указанных мероприятий предоставлялся в Росприроднадзор в 2019 и 2020 г.г. Следовательно, с учетом выполнения названного плана и предоставления соответствующих отчетов, ООО «<данные изъяты>» правомерно использует в декларации значение о наличии временно разрешенного сброса. Также, ссылаясь на положения п. 6.1 ст. 16.3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), полагает, что при расчете платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты по вредным веществам, которые соответствуют утвержденному плану природоохранных меропритий, ООО «<данные изъяты>» обоснованно применен коэффициент 1. В то же время, по веществам, по которым зафиксировано превышение запланированных показателей качества сточных вод по сравнению с утвержденным планом природоохранных мероприятий, плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты по итогам 2020 г. осуществлена Обществом с применением коэффициента 100. Кроме того, по вменяемому нарушению в разделе 3 декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду отмечает, что в соответствии с п. 11 Приложения № 1 к Приказу Минприроды России от 10 декабря 2020 г. ООО «<данные изъяты>» 15 октября 2021 г. подало уточненную декларацию в части расчета платы за размещение отходов. При таких обстоятельствах считает его привлечение к административной ответственности, как генерального директора ООО «<данные изъяты>», является неправомерным.

Извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы генеральный директор ООО «<данные изъяты>» Игольницын Е.А. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, в связи с чем, с учетом положений ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, считаю возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие указанного лица.

Опрошенный в судебном заседании государственный инспектор ФИО4 пояснил, что поскольку до настоящего времени порядок выдачи разрешений на временно разрешенных сбросы не установлен, предприятия могут сбрасывать загрязняющие вещества только в пределах установленных нормативов. План мероприятий по охране окружающей среды у ООО «<данные изъяты>» имеется. Однако этот план не сответствует ст. 67.1 Закона об охране окружающей среды, так как в него включены мероприятия, направленные на обеспечение эксплуатации зданий, сооружений, оборудования и устройств природоохранного значения, в частности, предусмотрено использование коагулянта. Также ООО «<данные изъяты>» относится к указанным в п. 6.1 ст. 16.3 названного Закона организациям, эксплуатирующим централизованные системы водоотведения поселений или городских округов. Вместе с тем, в соответствии с п. 9 этой статьи при расчете Обществом платы за сбросы загрязняющих веществ должен применяться коэффициент 100, поскольку имеющийся у ООО «<данные изъяты>» план мероприятий по охране окружающей среды составлен с нарушением ст. 67.1 Закона об охране окружающей среды.

Заслушав ФИО4, изучив доводы жалобы и проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения) установлена за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.5.2 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, в соответствии с решением руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям от 26 августа 2021 г. № 24-Р в отношении ООО «<данные изъяты>» была проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе по объекту очистные сооружения, с местом фактического осуществления хозяйственной деятельности по адресу: <адрес>, который поставлен на учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением II категории.

Результаты данной проверки зафиксированы в акте от 07 октября 2021 г. и послужили основанием для привлечения генерального директора ООО «<данные изъяты>» Игольницына Е.А. к административной ответственности.

Так, обжалуемым постановлением должностного лица Росприроднадзора от 29 октбяря 2021 г., с которым согласился судья Фурмановского городского суда Ивановской области в решении от 09 февраля 2022 г., Игольницын Е.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, в связи с тем, что он допустил нарушение со стороны ООО «<данные изъяты>» требований ст. 16, ч. 1 ст. 16.1, ч.ч. 1, 2, 5 ст. 16.3 и ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды, которое выразилось в предоставлении Обществом декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г., содержащей недостоверные сведения, а именно:

- в разделе 2 «Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты» декларации используется значение временно разрешенного сброса при его отсутствии;

- в разделе 2 «Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты» декларации в нарушение ч. 5 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды, п. 21 постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» не применяется коэффициент Кпр-100;

- в разделе 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» декларации не выполнен расчет платы за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) с превышением массы отходов, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, по следующим видам отходов: мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации, осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод практически неопасный.

Факт нарушения, допущенного при заполнении раздела 3 декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г. относительно расчета суммы платы за размещение отходов производства и потребления по вышеуказанным видам отходов, подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств и, по сути, в жалобе не отрицается. При этом ссылка Игольницына Е.А. на подачу 15 октября 2021 г. уточненной декларации обоснованно отвергнута судьей городского суда, поскольку указанные уточнения были внесены только после того, как по результатам проведенной контролирующим органом проверки допущенное нарушение было выявлено и зафиксировано в акте проверки от 07 октября 2021 г. При этом устранение последствий допущенного правонарушения после выявления факта его совершения не может являться обстоятельством, исключающим административную ответственность.

Вместе с тем, признавая Игольницына Е.А. виновным в нарушениях, допущенных в разделе 2 декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г., касающихся расчета суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, должностное лицо административного органа и судья городского суда не учли следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 31.2 Закона об охране окружающей среды юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов на основании п. 4 ст. 31.2 Закона об охране окружающей среды.

В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды (п. 1 ст. 67.1 Закона об охране окружающей среды), который для установления временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов включает в себя показатели и график поэтапного снижения негативного воздействия на окружающую среду (п. 3 ст. 67.1 Закона об охране окружающей среды).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели ежегодно представляют отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 11 ст. 67.1 Закона об охране окружающей среды).

На период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы в соответствии с графиком достижения установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов (п. 3 ст. 23.1 Закона об охране окружающей среды).

Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешением на временные выбросы, разрешением на временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со ст. 31.1 настоящего Федерального закона (п. 6 ст. 23.1 Закона об охране окружающей среды).

02 декабря 2019 г. Общество обращалось в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям с заявлением о выдаче разрешения на временно разрешенные сбросы. Однако письмом от 13 декабря 2019 г. предоставленные Обществом материалы были возвращены указанным органом без рассмотрения по мотиву того, что порядок установления временно разрешенных сбросов, а также выдачи разрешений на временно разрешенный сброс не определен (л.д. 68).

Порядок выдачи указанных разрешений не установлен до настоящего времени.

Между тем, п. 4 ст. 23.1 Закона об охране окружающей среды регламентирует следующий порядок их установления: временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются на основе фактических показателей объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ. В период осуществления мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются в соответствии с планируемыми показателями уменьшения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, предусмотренными планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности.

Как следует из представленных материалов дела, ООО «<данные изъяты>» имеет план мероприятий по охране окружающей среды на период 2019 - 2023 гг., который содержит показатели и график достижения установленных нормативов допустимых сбросов вредных веществ в водный объект (река <данные изъяты>) (л.д. 31-36).

Отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды за 2020 г. Обществом в уполномоченный орган представлен (л.д. 39-40).

Таким образом, выводы о необоснованном использовании в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г. значения временно разрешенного сброса сделаны должностным лицом административного органа и судьей городского суда без учета вышеуказанных положений Закона об охране окружающей среды.

При этом ссылки государственного инспектора ФИО4 на то, что имеющийся у ООО «<данные изъяты>» план мероприятий по охране окружающей среды не сответствует требованиям ст. 67.1 Закона об охране окружающей среды ввиду включения в него мероприятий, направленных на обеспечение эксплуатации зданий, сооружений, оборудования и устройств природоохранного значения, не могут быть приняты во внимание, поскольку названные обстоятельства выходят за рамки вменяемого Игольницыну Е.А. противоправного деяния, сформулированного в протоколе об административном правонарушении и вынесенном по делу постановлении о назначении административного наказания, что является недопустимым и влечет нарушение права привлекаемого к административной ответственности лица на защиту.

Кроме того, согласно абз. 2 п. 6.1 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды на период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (за исключением массы сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов) вместо коэффициентов, указанных в абз. 6 и 8 п. 5 настоящей статьи, применяется коэффициент 1.

Факт того, что ООО «<данные изъяты>» относится к вышеуказанным организациям, эксплуатирующим централизованные системы водоотведения, должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, в настоящем судебном заседании не отрицался.

При этом ссылка данного должностного лица и судьи городского суда на положения п. 9 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды не может быть признана обоснованной, поскольку предусмотренных данной нормой обстоятельств, связанных с несоблюдением снижения объема или массы сбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды, и являющихся основанием для проведения перерасчета с применением коэффициента 100, Игольницыну Е.А. в вину не вменялось. Выход же за рамки сформулированного в протоколе об административном правонарушении противоправного деяния, как было указано выше, является недопустимым.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу о необходимости исключения из постановления должностного лица и решения судьи районного суда указания на нарушения, допущенные в разделе 2 декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г.

Однако вносимое изменение при наличии установленного нарушения, допущенного в разделе 3 декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г., не влияет на обоснованность вывода о наличии в действиях генерального директора ООО «<данные изъяты>» Игольницына Е.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

Таким образом, оснований для отмены обжалуемых процессуальных актов, вопреки доводам жалобы, не имеется. Порядок и срок давности привлечения Игольницына Е.А. к административной ответственности соблюдены.

В то же время, относительно назначенного административного наказания отмечаю следующее.

Федеральным законом от 26 марта 2022 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» ст. 4.4 КоАП РФ дополнена ч. 6, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные ч.ч. 2 - 4 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

На основании п. 2 ч. 3 ст. 4.4 КоАП РФ в случае, предусмотренном ч. 2 настоящей статьи, административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Из разъяснений, содержащихся в п. 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что, разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено.

В ходе рассмотрения настоящей жалобы установлено, что постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям ФИО4 от 29 октябя 2021 г., вступившим в законную силу 31 марта 2022 г., по результатам этой же плановой проверки, проведенной на основании решения руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям от 26 августа 2021 г. № 24-Р, генеральный директор ООО «<данные изъяты>» Игольницын Е.А. привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

При этом санкция ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Санкция же ст. 8.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

Таким образом, с учетом приведенных выше положений ст. 4.4 КоАП РФ и факта привлечения Игольницына Е.А. к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, санкция которой предусматривает более строгое административное наказание, указанное лицо подлежит освобождению от назначенного ему по ст. 8.5 КоАП РФ административного штрафа в размере 3000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛА:

Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям - главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ивановской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям ФИО4 от 29 октября 2021 г. и решение судьи Фурмановского городского суда Ивановской области от 09 февраля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «<данные изъяты>» Игольницына Евгения Александровича изменить.

Исключить из постановления и решения указание на нарушения, допущенные в разделе 2 декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г.

Освободить генерального директора ООО «<данные изъяты>» Игольницына Евгения Александровича от назначенного административного наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

В остальной части указанное постановление от 29 октября 2021 г. и решение от 09 февраля 2022 г. оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

Ивановского областного суда Н.С. Круглова