НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ивановского областного суда (Ивановская область) от 18.08.2022 № 3А-166/2022

Дело № 3а-166/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 августа 2022 года город Иваново

Ивановский областной суд в составе

председательствующего судьи Алексеевой К.В.,

при секретаре Солдатенковой И.Ю.

с участием прокурора Хохловой А.П.,

представителей административного истца ФГБУЗ «Медицинский центр «Решма» Медико-биологического агентства России» - Княжевской Г.В.,

представителя ответчика Совета Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района – Онучиной Е.А., Батуриной Л.Ю.,

представителей заинтересованного лица Администрации Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района - Онучиной Е.А., Батуриной Л.Ю., Кенина Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФГБУЗ «Медицинский центр «Решма» Медико-биологического агентства России» о признании не действующим в части решения Совета Решемского сельского поселения № 18 от 13.05.2022 «О внесении изменения в решение Совета Решемского сельского поселения «Об установлении земельного налога на территории Решемского сельского поселения» № 29 от 12.11.2010,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском, в котором просит признать не действующим со дня принятия нормативный правовой акт – решение Совета Решемского сельского поселения № 18 от 13.05.2022 «О внесении изменения в решение Совета Решемского сельского поселения «Об установлении земельного налога на территории Решемского сельского поселения» № 29 от 12.11.2010 в части установления ставки земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов, в размере 0,85%.

Требования мотивированы тем, что ФГБУЗ «МЦ «Решма» ФМБА России» является субъектом отношений, регулируемых указанным нормативным правовым актом, так как является налогоплательщиком земельного налога, в том числе в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов.

К указанной категории земель относятся два земельных участка, принадлежащих учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, а именно земельный участок с кадастровым , общей площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу <адрес>, и земельный участок с кадастровым , общей площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу <адрес>

Согласно первоначальной редакции решения Совета Решемского сельского поселения № 29 от 12.11.2010, указанного выше, ставка земельного налога в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов была установлена в размере 0,45%.

С 01.07.2016 соответствующим решением Совета № 27 от 30.06.2016 эта ставка была установлена в размере 0,25%.

С 01.01.2021 ставка земельного налога в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов была установлена в размере 0,35% решением Совета № 52 от 27.11.2020.

С 01.01.2022 она составила 0,45% на основании решения Совета № 41 от 29.11.2021.

С 01.01.2023 решением Совета, вопрос о признании не действующим которого в части является предметом настоящего спора, ставка установлена в размере 0,85%.

Таким образом, в период с 2020 года по 2023 год ставка земельного налога в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Решемского сельского поселения увеличилась с 0,25% в 2020 году до 0,85% с 2023, то есть более чем в три раза.

О планируемом дальнейшем повышении ставки земельного налога в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов до 1% с 01.01.2023 и до 1,5% с 01.01.2024 административный истец узнал на совместном совещании в Администрации Решемского сельского поселения в мае 2022 года. В этой связи, учреждение обращалось с письмом в Совет Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района от 05.05.2022, в котором просило сохранить действующую ставку земельного налога в отношении земель особо охраняемых территорий в размере 0,45%. В письме было обращено вниманием Совета на непомерную финансовую нагрузку, которую получит санаторий в результате дальнейшего увеличения ставки земельного налога, при том, что его финансовое положение резко ухудшилось вследствие тяжелого финансового кризиса, вызванного пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19. Так, в отдельные периоды медицинский центр не имел возможности вести полноценную хозяйственную деятельность, а соответственно был лишен доходов от предпринимательской деятельности.

В своем обращении учреждение указывало, что ежегодное увеличение налогового бремени негативным образом отражается на экономическом благополучии не только его самого, но также его работников, заработная плата которых напрямую зависит от достигнутых работодателем финансовых показателей деятельности, и приведет к невозможности осуществления планово-предупредительных ремонтов инженерных сетей, от работоспособности которых зависит бесперебойное ресурсоснабжение социально значимых объектов, будет затруднено и обновление медицинского оснащения, что не лучшим образом скажется на качестве медицинской помощи прикрепленному населению.

Кроме того, в том же обращении центр обращал вниманием и на то, что значительная часть его территории занята лесами и не используется им в его хозяйственной деятельности, не принося никакого дохода. Полезная площадь земельного участка с кадастровым составляет 1144744 кв.м., из имеющихся 2455896 кв.м.

Сравнительный анализ ставок земельного налога в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов в Кинешемском районе Ивановской области показывает, что в Кинешемском сельском поселении ставки налога значительно превышают ставки, установленные в других поселениях. Так, например, в Наволокском сельском поселении, на территории которого расположен санаторий «Станко», ставка земельного налога для земель особо охраняемых территорий и объектов составляет 0,1%.

На указанное письмо ответа в учреждение не поступило.

17.05.2022 письмом Администрации Решемского сельского поселения № 180 от той же даты в адрес административного истца было направлено решение Совета Решемского сельского поселения № 18 от 13.05.2022 «О внесении изменения в решение Совета Решемского сельского поселения «Об установлении земельного налога на территории Решемского сельского поселения» № 29 от 12.11.2010», в котором была установлена ставка земельного налога в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов в размере 0,85%.

18.05.2022 административный истец направил в Администрацию Решемского сельского поселения письмо с просьбой предоставить экономическое обоснование изменения (повышения) налоговой ставки земельного налога более чем в три раза за период с 2020 года по 2023 год.

Согласно ответу от 31.05.2022, поступившему из Совета Решемского сельского поселения, повышение налоговой ставки было обусловлено необходимостью сбалансировать бюджет поселения. При этом, как указано в письме, сбалансированности бюджета возможно достичь лишь при ставке земельного налога в 1,2%.

Таким образом, никакого экономического обоснования повышения ставки земельного налога Советом представлено не было. Учреждение полагает, что желание повысить доходную часть бюджета не является экономическим обоснованием налоговой ставки, а свидетельствует лишь о злоупотреблении правом в виде извлечения необоснованной экономической выгоды за счет другого лица. Данным решением нарушены права учреждения в сфере экономической деятельности, поскольку оно возлагает на последнее обязанность платить налог по ставке, не являющейся законно установленной.

Указанное решение обнародовано в официальном сетевом издании – на официальном сайте Кинешемского муниципального района в разделе «Решемское сельское поселение» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно п. 4 решения оно вступает в законную силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня его обнародования и не ранее 01.01.2023.

В качестве правового обоснования заявленных требований административный истец ссылается на п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), ст. 15, п. 1 ст. 387, п. 1 ст. 389, п. 1 ст. 390, пп. 2 п. 1 ст. 394, п.п. 1,3,4 ст. 3, пп. 6,9 п. 1 и п. 2 ст. 6 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В процессе разрешения спора стороной административного истца представлены дополнения к административному иску, датированные 11.08.2022, из содержания которых со ссылкой на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 № 209-О, выражающее правовую позицию в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу содержания ст. 65 ЗК РФ, следует, что при принятии нормативного правового акта, наряду с оценкой местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, чего в данном случае сделано не было.

Представителем административного истца ФГБУЗ «МЦ «Решма» ФМБА России» - адвокатом Княжевской Г.В. представлено заявление, согласно которому ответчиком по настоящему административному делу сторона административного истца просит считать Совет Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района. Из устных пояснений представителя истца следует, что Администрация Кинешемского муниципального района является по делу заинтересованным лицом.

Административный истец полагает, что указанный нормативный правовой акт в оспариваемой части принят без соблюдения основных принципов определения арендной платы, которые должны быть соблюдены и при изменении налоговой ставки в отношении земельного налога ввиду сходства правовой природы земельного налога и арендной платы за землю, а также единства экономического пространства, правовой системы Российской Федерации, например, принципа экономической обоснованности, принципа запрета необоснованных предпочтений, принципа предсказуемости расчета, а также без проведения оценки регулирующего воздействия проектов данных актов, является произвольным, что не отвечает положениям постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 и Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 № 710.

В целях правовой оценки правомерности принятого решения административный ответчик должен представить доказательства изменения экономических характеристик (параметров) объекта налогообложения – земель особо охраняемых территорий, которые учитывались им при принятии первоначального решения об установлении налоговой ставки в размере 0,45%.

Кроме того, ответчик в целях установления ставки земельного налога должен был провести анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельных участков, принадлежащих налогоплательщикам, а в целях изменения такой ставки привести экономическое обоснование, то есть анализ произошедших изменений оценочных характеристик указанных земельных участков.

Согласно пояснительной записке к законопроекту никакие из вышеприведенных факторов административным ответчиком при изменении ставки земельного налога не учитывались. Более того, все эти факторы остаются неизменными с момента основания санатория Решма в 1987 году, соответственно не изменились они и с 2010 года, в котором была установлена налоговая ставка 0,45% в отношении земель особо охраняемых территорий.

Фактическая способность учреждения к уплате налога Советом так же не изучалась, как не изучалась и возможность санатория с учетом повышения ставки земельного налога и существующих производственных затрат получать сложившуюся норму прибыли для отрасли здравоохранения, в которой административный истец осуществляет свою деятельность.

Изменение налоговой базы в результате переоценки кадастровой стоимости конкретного земельного участка, имевшее место на основании решения Ивановского областного суда от 2020 года, которое, по мнению стороны административного ответчика, привело к дефициту бюджета, не может являться основанием для изменения налоговой ставки в отношении земель определенной территории.

В судебном заседании представитель административного истца ФГБУЗ «МЦ «Решма» ФМБА России» - адвокат Княжевская Г.В., действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности, ордера, заявленные требования поддержала.

В судебном заседании представители административного ответчика – Совета Решемского сельского поселения адвокат Онучина Е.А., действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности, ордера, Батурина Л.Ю., представившая доверенность, являющиеся на основании аналогичных документов представителями заинтересованного лица Администрации Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района, в судебном заседании возражали против удовлетворения требований административного истца по основаниям, изложенным в письменном виде (т.1, л.д. 165-170, 172-174).

Суть позиций административного ответчика и заинтересованного лица сводится к тому, что оспариваемым решением ставка для исчисления земельного налога установлена в пределах ее допустимого максимального значения – 1,5%, определенного пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ, соответственно увеличение ставки земельного налога в пределах допустимого законодателем значения по отношению к ранее установленной ставке не нарушает прав административного истца.

Доводы административного истца о том, что при принятии решения в оспариваемой части не была учтена способность налогоплательщика к уплате налога и не было приведено экономическое обоснование такого увеличения, не могут являться поводом для признания его не действующим, при том, что экономическое обоснование увеличения размера налоговой ставки земельного налога в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов представлено Советом и Администрацией Решемского сельского поселения в материалы дела, кроме того, Администрацией такое обоснование приведено и в пояснительной записке, разработанной в соответствии с положениями главы 31 НК РФ.

Очевидно, что при установлении налога представительные органы власти не могут учесть фактическую способность к уплате налога каждого конкретного налогоплательщика, так как это, по сути, свидетельствовало бы о предоставлении конкретным налогоплательщикам льгот, носящих индивидуальный характер, что прямо противоречит ст. 56 НК РФ.

Необходимость увеличения размера ставки земельного налога до 0,85% обусловлена в первую очередь дефицитом бюджета сельского поселения, тогда как в силу бюджетного законодательства земельный налог является одним из бюджетообразующих, при том, что принятие 29.05.2020 Ивановским областным судом решения по административному иску санатория привело к снижению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым , а соответственно к снижению налоговой базы более чем в три раза, а как следствие и к снижению суммы подлежащего уплате налогоплательщиком земельного налога. Так, поступление земельного налога в бюджет поселения в 2020-2021 годах снизилось на 2734 500 рублей ежегодно. Действие решения суда распространилось на предыдущие периоды, а именно на 2017-2019 годы, вследствие чего бюджет Решемского сельского поселения должен вернуть административному истцу уплаченные им в предыдущие годы суммы земельного налога в размере 8203 400 рублей. В результате Решемское сельское поселение вошло в 2021 финансовый год с просроченной кредиторской задолженностью по заключенным договорам в сумме 1 355 500 рублей и задолженностью перед ФГУЗ МЦ «Решма» ФМБА России». Поэтому принятие последующих решений Советом Решемского сельского поселения об увеличении ставки земельного налога в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов на 2021-2023 годы позволило бюджету сельского поселения минимизировать потери от снижения результатов государственной кадастровой оценки земель и укрепить его доходную базу для реализации возложенных на администрацию муниципального образования полномочий.

Представитель заинтересованного лица Администрации Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района – Кенин Ю.Р., действующий на основании надлежащим образом оформленной доверенности, также возражал против удовлетворения требований административного истца по доводам, приведенным иными представителями административного ответчика и заинтересованного лица.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, а также заключение прокурора Хохловой А.П., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта не действующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 настоящей статьи, в полном объеме, в частности, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативных актов, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу ч. 5 ст. 1 НК РФ нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам и сборам относится земельный налог (п. 1)

Как следует из содержания п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся установление, изменений и отмена местных налогов и сборов поселения (п. 2).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 26 Устава Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области, утвержденного в новой редакции решением Совета указанного сельского поселения от 22.06.2011 (т.1 л.д. 64-99), к исключительной компетенции Совета, являющего представительным органом муниципального образования Решемского сельского поселения, относятся, в том числе вопросы об установлении, изменении и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом согласно п. 3 ч. 1 ст. 42 Устава в систему муниципальных правовых актов поселения входят, в том числе решения Совета Решемского сельского поселения. Согласно п. 2.1. той же статьи Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными закона, законами Ивановской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила обязательные для исполнения на территории поселения. Решения Совета подписываются его председателем и главой поселения.

Решения Совета, предусматривающие установление, изменение или отмену местных налогов и сборов, вступают в силу в соответствии с НК РФ (ч. 5 ст. 42 Устава).

Обнародованием нормативного правового акта Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района считается первая публикация его полного текста в официальном сетевом издании – на официальном сайте Кинешемского муниципального района (www.mrkineshma, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-73645 от 14.09.2018) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Решемское сельское поселение» подраздел «Совет. Нормативные правовые акты» и «Администрация. Нормативные правовые акты» (ч. 7 той же статьи Устава).

Решением Совета Решемского сельского поселения № 29 от 12.11.2010 «Об установлении земельного налога на территории Решемского сельского поселения», вступившим в законную силу с 01.01.2011, на территории указанного сельского поселения введен земельный налог (п. п.1,11 решения).

Подпунктом 2 п. 2 указанного документа установлена налоговая ставка в размере 0,45% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территории и объектов (т. 1 л.д. 60-61).

С 01.07.2016 эта ставка была установлена в размере 0,25% решением Совета № 27 от 30.06.2016 «О внесении изменения в решение Совета Решемского сельского поселения «Об установлении земельного налога на территории Решемского сельского поселения» (т. 1 л.д. 62).

С 01.01.2021 ставка земельного налога в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов была установлена в размере 0,35% решением Совета № 52 от 27.11.2020 (т. 1, л.д. 63).

С 01.01.2022 она составила 0,45% на основании решения Совета № 41 от 29.11.2021 (т. 1, л.д. 58).

С 01.01.2023 решением Совета № 18 от 13.05.2022 «О внесении изменений в решение Совета Решемского сельского поселения «Об установлении земельного налога на территории Решемского сельского поселения», вопрос о признании которого, не действующим в части, является предметом настоящего спора, ставка установлена в размере 0,85% (т. 1, л.д. 57). В силу п. 2 данного документа он подлежит обнародованию в официальном сетевом издании – на официальном сайте Кинешемского муниципального района в разделе «Решемское сельское поселение» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что и было сделано.

В соответствии с п. 3 указанного решения оно вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования и не ранее 01.01.2023, что отвечает требованиям ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которым муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В силу п. 1 ст. 5 НК РФ нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Учитывая изложенное, оспариваемое решение Совета Решемского сельского поселения № 18 от 13.05.2022, принято в пределах полномочий представительного органа муниципального образования с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятии и введения его в действие и по указанным основаниям административным истцом не оспаривается.

В ходе разрешения спора судом установлено, что административному истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым , общей площадью <данные изъяты>., кадастровая стоимость которого равна 587555 814,18 рублей, расположенный по адресу <адрес>, и земельный участок с кадастровым , общей площадью <данные изъяты>м., кадастровая стоимость которого равна 33586 598,67 рублей, расположенный по адресу <адрес> Указанные земельный участки отнесены к категории земель – земли особо охраняемых территорий, имеют вид разрешенного использования для размещения санатория. Изложенное следует из содержания выписок из ЕГРН, составленных по состоянию на 05.07.2022, представленных в материалы дела по запросу суда (т.1, л.д. 37-40, 41-43).

При этом, как следует из справки, представленной налоговым органом также по запросу суда, в период с 2010 года по 2012 год включительно кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым была равна 365830 268 рублей, земельного участка с кадастровым – 25721 817 рублей, в связи с чем, суммы земельного налога, исчисленные из ставки 0,35%, за налоговый период 2010 год составляли 1280 406 рублей и 90 026 рублей соответственно, за налоговые периоды 2011 год и 2012 год исходя из ставки 0,45% - 1646 236 рублей и 115 748 рублей.

В период с 2013 года по 2016 год кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым была равна 1636658 212 рублей, земельного участка с кадастровым –117376 511 рублей, в связи с чем, суммы земельного налога, исчисленные из ставки 0,45%, за налоговые периоды с 2013 – первом полугодие 2016 года составляли 7364 962 рублей и 528 194 рублей соответственно. Во втором полугодии 2016 года размер налога, исчисленный от вышеуказанных кадастровых стоимостей объектов налогообложения, но исходя из ставки 0,25%, составил для первого из указанных земельных участков – 2045 823 рублей, для второго из них – 146 721 рублей. Размер налога для земельного участка с кадастровым от кадастровой стоимости 17376 511 рублей, исходя из ставки 0,25 %, за период с 2017 года по 2020 год включительно составил 293 441 рублей.

В период с 2017 года по 2020 год кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым была равна 542876 000 рублей, размер налога на него, исходя из ставки 0,25%, составлял 1357 190 рублей.

В 2021 году кадастровая стоимость земельных участков для первого из них составила 587555 814,18 рублей, размер налога из ставки 0,35% соответственно равен 2056 445 рублей, для второго из них 33586 598,67 рублей, размер налога из той же ставки – 117 553 рублей.

При этом налоговым органом произведен и расчет земельного налога, подлежащего уплате административным истцом, исходя из актуальной на дату расчета кадастровой стоимости по ставке 0,85%, установленной оспариваем в части ее установления решением Совета, который составит в отношении земельного участка с кадастровым рублей, для земельного участка с кадастровым – 285 486 рублей (т.1, л.д. 45).

Налоговым органом также представлена справка, в которой отражены суммы уплаченных административным истцом налогов за налоговые периоды с 2010 года по 2021 год (т.1, л.д. 46).

Таким образом, в период с 2020 года по 2023 год ставка земельного налога в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Решемского сельского поселения увеличилась с 0,25% в 2020 году до 0,85% с 2023 года, что в абсолютном выражении свидетельствует об увеличении расходов административного истца на уплату данного вида налога в отношении указанных объектов налогообложения с 1650 631 рубля до 5279 710 рублей, то есть более, чем в три раза.

О планируемом дальнейшем повышении ставки земельного налога в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов до 1% с 01.01.2023 и до 1,5% с 01.01.2024 санаторий узнал из совместного совещания в Администрации Решемского сельского поселения в мае 2022 года, что не оспаривалось представителями заинтересованного лица Администрации Решемского сельского поселения в ходе рассмотрения дела.

В этой связи, учреждение обращалось с письмом в Совет Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района (исх. № 94-01/328 от 05.05.2022 т.1, л.д. 21-22), в котором просило сохранить установленную ставку земельного налога в отношении таких объектов налогообложения в размере 0,45% по мотивам, приведенным в нем, изложенным выше.

Ответа на указанное письмо так и не последовало.

В подтверждение того, что доходность санатория, обеспеченная, в том числе прибылью, получаемой от ведения им предпринимательской деятельности, уменьшилась ввиду отсутствия возможности в отделенные периоды вести полноценную хозяйственную деятельность по причине приостановления деятельности санаторно-курортных учреждений, а также объектов массового отдыха, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства России, в материалы дела представлен приказ указанного Агентства № 76 от 27.03.2020 и приложения к нему (т.1, л.д. 113, 114), распоряжение Правительства Российской Федерации № 1131-р от 24.04.2020 «О предварительном перечне организаций и их структурных подразделений, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, и частных медицинских организаций, которые перепрофилируются для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 в стационарных условиях по особому указанию» (т. 1, л.д. 115), а также указание начальника Управления организации медицинской помощи, промышленной медицины и противодействия чрезвычайным ситуациям № 32-09/02-3/137 от 13.10.2021, согласно которому административному истцу к 18.10.2021 надлежит обеспечить проведение мероприятий по перепрофилированию коечного фонда отделения детской реабилитации (корпус № 3) в объеме 100 коек для приема пациентов с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или с подозрением на нее в стационарных условиях в соответствии с минимальными требованиями к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 № 198н (ред. От 22.07.2021) «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» (т. 1, л.д. 155).

Также в материалы дела стороной административного истца представлена справка к декларациям по налогу на прибыль за 2019-2021 годы от 21.07.2022 № 94-01/512, подписанная врио главного врача и главным бухгалтером, а также копии деклараций за указанные налоговые периоды, балансы и отчеты, согласно которым чистая прибыль учреждения в 2019, 2020, 2021 годах составила 5227307,61 рублей, 8 011 226,63 рублей и 9256089,05 рублей, тогда как расходов санаторий понес в 2019 году на сумму 5957715,80 рублей, в 2020 году – 8920356,25 рублей, в 2021 году – 6186550,04 рублей. Соответственно размер его расходов превысил размер чистой прибыли в 2019 года на 730408,19 рублей, в 2020 году – на 909129,62 рублей, в 2021 году на 3069539,01 рублей (т. 1, л.д. 138-149, 158).

Из справки к отчету об исполнении учреждением плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) от той же даты за № 94-01/522, подписанной теми же лицами, следует, что в 2019 году учреждением получено денежных средств по приносящей доход деятельности – 186995329, 66 рублей, в 2020 году – 107178056,48 рублей, в 2021 году – 178282420, 55 рублей (т. 1, л.д. 159).

Как следует из представленной суду копии договора № 01380020/86391100 об открытии невозобновляемой кредитной линии от 04.08.2020, заключенного между административным истцом (заемщик) и ПАО «Сбербанк» (кредитор), санаторию предоставлен кредитный лимит на период с 04.08.2020 по 30.11.2020 в размере 44910112 рублей (т. 1, л.д. 150-153).

17.05.2022 письмом Администрации Решемского сельского поселения № 180 от той же даты в адрес административного истца было направлено решение Совета Решемского сельского поселения № 18 от 13.05.2022 «О внесении изменения в решение Совета Решемского сельского поселения «Об установлении земельного налога на территории Решемского сельского поселения» № 29 от 12.11.2010», в котором была установлена ставка земельного налога в отношении земель особо охраняемых территорий и объектов в размере 0,85% (т.1, л.д. 12).

18.05.2022 административный истец направил в Администрацию Решемского сельского поселения письмо, в котором, ссылаясь на положения п. 3 ст. 3 НК РФ, просил предоставить экономическое обоснование изменения (повышения) налоговой ставки земельного налога более чем в три раза за период с 2020 года по 2023 год (т. 1, л.д. 23).

Письмом от 25.05.2022 за № 194 Администрация Решемского сельского поселения сообщила учреждению, что его письмо перенаправлено в Совет Решемского сельского поселения для подготовки ответа (т. 1, л.д. 24).

Согласно ответу от 31.05.2022, поступившему из Совета Решемского сельского поселения, до 01.01.2009 года ставка земельного налога для ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА России» была равна 1,5%. Затем она устанавливалась дифференцировано: с 01.01.2009 – до 0,2%, с 01.01.2010 – до 0,35%, с 01.01.2011 – 0,45%, с 01.07.2016 – 0,25%, с 01.01.2021 – 0,35%, с 01.01.2022 – 0,45%. До 2014 года земельный налог, исчисленный от кадастровой стоимости по ставке 0,45%, был приемлем как для поселения, так и для Медицинского центра. После повышения кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности учреждения, с 01.01.2014 размер земельного налога значительно увеличился. В 2016 году Совет Решемского сельского поселения, учитывая интересы центра, снизил ставку до 0,25% с 01.07.2016.

В 2020 году решением суда по иску медицинского центра кадастровая стоимость земли, находящейся в его собственности, была установлена в размере ее рыночной стоимости, что привело к снижению налоговой базы более чем в три раза, и, следовательно, к снижению суммы налога. Действие судебного акта распространилось на предыдущие периоды, а именно на 2017-2019 годы, вследствие чего бюджет Решемского сельского поселения должен был вернуть медицинскому центру уплаченные в предыдущие годы суммы земельного налога – 8203 400 рублей, при этом поступление земельного налога в бюджет поселения в 2020-2021 годах снизилось на 2734 500 рублей. Таким образом, Решемское сельское поселение вошло в 2020 финансовый год с просроченной кредиторской задолженностью по заключенным договорам в сумме 1355 500 рублей и задолженностью перед административным истцом. Для того, чтобы как-то стабилизироваться ситуацию, Совет, учитывая, что налоговая база объектов налогообложения санатория уменьшилась, принял решение об увеличении ставки земельного налога до 0,35% на 2021 год и до 0,45% на 2022 год. Данное решение не привело к значительному увеличению земельного налога и практически не увеличило доходную часть бюджета поселения. Анализ доходной и расходной частей бюджета указанного сельского поселения показал, что сбалансированность бюджета поселения возможна лишь при ставке земельного налога 1,2% от кадастровой стоимости земельных участков, но с учетом обращения санатория от 05.05.2022 № 94-01/328, Совет принял решение установить ставку земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов, в размере 0,85% кадастровой стоимости земельных участков. По мнению Совета, дальнейшее уменьшение ставки земельного налога неприемлемо (Т. 1, л.д. 25).

В материалы дела представлен протокол заседания Совета Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района от 13.05.2022, из содержания которого следует, что по результатам доклада главы Решемского сельского поселения ФИО10, депутаты Совета в связи с тяжелым финансовым положением муниципального образования выступили с инициативой увеличить ставку земельного налога для земель особо охраняемых территорий. При этом в нем указано, что Администрация Решемского сельского поселения проработала указанный вопрос (пояснительная записка прилагается). Заместитель главы Администрации Решемского сельского поселения по финансовым вопросам Батурина Л.Ю. довела до сведения депутатов Совета экономическое обоснование предлагаемых поправок в решение Совета (прилагается). В ходе обсуждения оптимальной была признана ставка 0,85% кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов. «За» проголосовали 8 депутатов, «против» - 1, «воздержались» - 0.

По итогам заседания Совета было принято оспариваемое решение (т. 1, л.д. 100,101).

Из представленной в материалы дела пояснительной записки к проекту решения Совета Решемского сельского поселения «О внесении изменения в решение Совета Решемского сельского поселения «Об установлении земельного налога на территории Решемского сельского поселения» от 13.05.2022, которая никем не подписана и не скреплена чьей-либо печатью, следует, что необходимость увеличения ставки земельного налога обусловлена изменением размера кадастровой стоимости одного из объектов налогообложения, принадлежащего административному истцу, на основании соответствующего решения суда, что привело к уменьшению налоговой базы, от который исчисляется налог, а соответственно и к уменьшению размера налога, подлежащего уплате санаторием, при том, что основную часть собственных доходов муниципального образования составляет земельный налог, а также тем, что в результате перерасчета в ретроспективном порядке за три налоговых периода, предшествующих дате, по состоянию на которую судебным актом была установлена кадастровая стоимость объекта налогообложения, размера подлежащего уплате налога, муниципальное образование было вынуждено возвратить санаторию более 8000 000 рублей. В качестве единственного выхода из сложившейся ситуации предложено принятие решения Совета об увеличении налоговой ставки для исчисления земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территорий, до 1,2%.

Иных оснований для принятия соответствующего решения в указанной записке не приведено (Т.1, л.д. 102-103).

Протокол заседания Совета от 13.05.2022 и пояснительная записка к нему представлены в материалы дела в судебном заседании 14.07.2022 (Т.1, л.д. 105-106).

Впоследствии суду в качестве экономического обоснования необходимости увеличения размера налоговой ставки земельного налога до 1,2% на основании оспариваемого решения Совета представлен анализ доходной и расходной частей бюджета Решемского сельского поселения на 2023 год, составленный заместителем главы администрации Решемского сельского поселения Батуриной Л.Ю.

Кроме того, суду представлен анализ доходной и расходной частей бюджета того же сельского поселения на 2016 и 2023 годы, составленный Батуриной Л.Ю. и подписанный главой администрации указанного сельского поселения ФИО10

При этом из объяснений Батуриной Л.Ю. в ходе разрешения спора следует, что она имеет экономическое образование, иных документов в подтверждение экономического обоснования необходимости увеличения налоговой ставки, подготовленных администрацией, не имеется и не составлялось.

Лишь в судебном заседании 18.08.2022 суду представлено финансово-экономическое обоснование к проекту решения Совета Решемского сельского поселения «О внесении изменения в решение Совета Решемского сельского поселения «Об установлении земельного налога на территории Решемского сельского поселения», в котором необходимость повышения ставки земельного налога в отношении земель особо охраняемых территорий до 1,2% обоснована теми же обстоятельствами, которые приведены и в пояснительной записке администрации к проекту, сводящимися к дефициту бюджета муниципального образования, вызванному, в том числе и необходимостью возвращения административному истцу суммы переплаты земельного налога, перерасчет которого был произведен в ретроспективном порядке за 2017-2019 годы на основании вступившего в законную силу решения Ивановского областного суда от 29.05.2020 по административному делу № 3а-21/2020 об удовлетворении требований санатория об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты>., по состоянию на 01.01.2009, равной 542876000 рублей, содержащего указание на то, что датой подачи заявления административным истцом об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости следует считать дату обращения в суд – 23.12.2019 (т. 1 л.д.160-164).

Как следует из содержания ч. 3 ст. 49 Устава Решемского сельского поселения формирование доходов бюджета поселения осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах законодательством об иных обязательных платежах.

Согласно ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Объектом налогообложения, исходя из положений п. 1 ст. 389 НК РФ, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которых введен налог.

Пункт 1 ст. 390 НК РФ устанавливает, что налоговая база для земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ.

В силу пп. 2 п. 1 и п. 2 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Исходя из приведенных норм НК РФ налоговая ставка в отношении земель особо охраняемых территории не может превышать 1,5%.

Как видно из оспариваемого решения в отношении земель особо охраняемых территорий налоговая ставка установлена в размере, не превышающем 1,5%, то есть в пределах, предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ.

В данной норме закреплено только предельное значение налоговой ставки и, следовательно, запрет на ее установление сверх указанного размера. Тем самым, такое нормативное регулирование направлено на защиту законных интересов налогоплательщиков и само по себе единовременное установление налоговой ставки в размере, не превышающем 1,5%, нарушением прав административного истца являться не может.

Статья 57 Конституции Российской Федерации, возлагая на граждан и организации одну из важнейших конституционных обязанностей платить законно установленные налоги и сборы, вместе с тем гарантирует им защиту в тех случаях, когда налоги не являются законно установленными.

Применительно к нормативным правовым актам представительных органов местного самоуправления законно установленными могут считаться такие налоги, которые вводятся на территории муниципального образования в соответствии с общими принципами налогообложения, определенными федеральными законами.

Пунктами 1,3,4 ст. 3 НК РФ предусмотрено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы являются налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав, либо иначе ограничивающие или создающие препятствия к осуществлению не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Согласно п. 2 ст. 6 НК РФ нормативные правовые акты о налогах и сборах, указанные в п. 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных п. 1 настоящей статьи.

В силу пп. 6 п. 1 ст. 6 НК РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 установлены принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. С учетом схожести правового регулирования вопросов об определении размера арендной платы за землю и размера земельного налога в качестве платы за земельный участок, находящийся в собственности, суд считает возможность применить к спорным правоотношениям положения указанного нормативного правового акта.

В соответствии с данным постановлением Правительства к таким принципам, в частности относятся принципы экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которым отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, принцип предсказуемости расчета размера платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок ее расчета и случаи, в которых возможен ее пересмотр в одностороннем порядке.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11.05.2004 № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положения ст. 65 ЗК РФ, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины такой ставки.

На основании обсуждаемой ставки земельного налога осуществляется расчет размера земельного налога, подлежащего уплате налогоплательщиком, соответственно, в том числе и ее изменение не может носить произвольный характер, то есть основываться исключительно на усмотрении органа местного самоуправления относительно целесообразности ее изменения.

Компетентный орган должен иметь экономическое основание установленного им земельного налога, а также представить документы, непосредственно подтверждающие проведение расчета величины налоговой ставки, в том числе с учетом фактической способности налогоплательщика к уплате налога.

В ходе разрешения спора судом установлено, что при единовременном увеличении налоговой ставки в отношении земель особо охраняемых территорий до 0,85%, не выяснялись обстоятельства, связанные с фактической способностью налогоплательщика к уплате налога, а также отсутствует экономическое обоснование такого увеличения. Советом не приведено доказательств того, что установлением указанной налоговой ставки не будут созданы препятствия для реализации налогоплательщиком данного вида налога своих конституционных прав, либо иные ограничения не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Представленная в материалы дела Администрацией пояснительная записка к проекту оспариваемого решения и документы, поименованные экономическим обоснованием изменения ставки земельного налога, в сторону ее увеличения, не могут быть приняты судом в качестве надлежащих и допустимых доказательств экономической обоснованности, подтверждающей необходимость изменения размера ставки земельного налога и соблюдения вышеприведенных принципов ее определения, поскольку из них следует, что они сводятся лишь к анализу финансового состояния бюджета муниципального образования, по результатам которого сделан вывод о необходимости его пополнения за счет земельного налога, подлежащего уплате, в том числе административным истцом. В них отсутствует указание на критерии, изменение которых вызвало необходимость повышения этой ставки применительно к объектам налогообложения, при том, что основные характеристики земельных участков административного истца, а именно их площадь, вид разрешенного использования, местоположение не изменились, не изменился и вид деятельности учреждения, которое владеет этими земельными участками и использует их для прежних целей. Вопрос о наличии у налогоплательщика способности уплачивать налог, исходя из установленной ставки в размере 1,2%, не исследован. Из содержания представленных документов невозможно сделать вывод о том, почему ставка должна быть установлена именно в размере 1,2%, а не в ином процентном выражении, имеющем большее или меньшее значение. Изложенное позволяет суду сделать вывод, что указанная в представленных экономических обоснованиях ставка земельного налога равная 1,2 %, а впоследствии сниженная решением Совета до 0,85% по каким-то обстоятельствам, является установленной произвольно.

Следовательно, решение Совета Решемского сельского поселения № 18 от 13.05.2022 «О внесении изменения в решение Совета Решемского сельского поселения «Об установлении земельного налога на территории Решемского сельского поселения» № 29 от 12.11.2010» в части установления ставки земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов, в размере 0,85%, противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, - НК РФ (п.п. 1,3,4 ст. 3).

При установленных обстоятельствах доводы представителей административного ответчика и заинтересованного лица о том, что оспариваемый нормативный правовой акт в указанной части прав и законных интересов санатория не нарушает, поскольку установленная ставка земельного налога не превышает предельно допустимого значения, предусмотренного налоговым законодательством, являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание.

Кроме того, не является безусловным основанием для увеличения ставки налога, исходя из которой подлежит исчислению земельный налог в отношении особо охраняемых земель, изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в сторону уменьшения на основании судебного акта, поскольку право на обращение в суд с подобным иском установлено законодателем, который не указал, что следствием реализации такого права является увеличение в обязательном порядке ставки земельного налога.

Согласно п. 1 ч. 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.

Поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему высшую юридическую силу, но в законную силу не вступил, поскольку 01.01.2023 на дату вынесения настоящего решения еще не наступило, то признание его отдельных нормативных положений не действующими с момента вступления в законную силу решения суда, не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных ст. 3 КАС РФ, соответственно он должен быть признан не действующим в соответствующей части со дня принятия.

Поскольку требования административного истца удовлетворены судом, то в его пользу в соответствии с положениями ст. ст. 103, 106, 111 КАС РФ с ответчика подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего спора в размере 4500 рублей, несение которых подтверждено представленным в материалы дела платежным поручение № 416482 от 09.06.2022 (т.1, л.д. 10).

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ,

РЕШИЛ:

административное исковое ФГБУЗ «Медицинский центр «Решма» Медико-биологического агентства России» удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия решение Совета Решемского сельского поселения № 18 от 13.05.2022 «О внесении изменения в решение Совета Решемского сельского поселения «Об установлении земельного налога на территории Решемского сельского поселения» № 29 от 12.11.2010» в части установления ставки земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов, в размере 0,85%.

Сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном сетевом издании на официальном сайте Кинешемского муниципального района (www. mrkineshma.ru свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-73645 от 14.09.2018) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Решемское сельское поселение» подразделах «Совет. Нормативные правовые акты» и «Администрация. Нормативные правовые акты».

Взыскать с Совета Решемского сельского поселения в пользу ФГБУЗ «Медицинский центр «Решма» Медико-биологического агентства России» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья К.В. Алексеева

Решение суда в окончательной форме принято 01.09.2022