Дело № 3а-56/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2020 года город Иваново
Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Степановой Л.А.
при секретаре Павловой И.В.,
при участии прокурора Куприяновой М.С.,
представителей по доверенности:
административного истца – Живова А.А.,
административного ответчика – Карика О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новоталицкие тепловые сети» к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 13 декабря 2019 года № 56-т/30 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, производственных программ в сфере горячего водоснабжения для ООО "Новоталицкие тепловые сети" (Ивановский район) на 2019 год",
установил:
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее – Департамент) от 13 декабря 2019 года № 56-т/30 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, производственных программ в сфере горячего водоснабжения для ООО "Новоталицкие тепловые сети" (Ивановский район) на 2019 год" в приложении 1 установлен одноставочный тариф на тепловую энергию для потребителей ООО «Новоталицкие тепловые сети» (Ивановский район) на 2019 год на период с 13 декабря 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 2678,68 руб./Гкал, без НДС (т. 1 л.д. 9-14).
Указанный нормативный правовой акт официально опубликован в печатном издании "Ивановская газета" № 101(6306) от 20 декабря 2019 года.
ООО «Новоталицкие тепловые сети» (далее - ООО «НТС», общество) обратилось в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором с учетом уточнения требований (т.1 л.д. 141) просит признать недействующим указанное постановление Департамента энергетики и тарифов в части установления для ООО «Новоталицкие тепловые сети» тарифа на тепловую энергию (приложение №1).
Административный иск мотивирован тем, что ООО «Новоталицкие тепловые сети» является теплоснабжающей организацией на территории с. Ново-Талицы Ивановского муниципального района Ивановской области. Общество полагает, что установленный для общества тариф является экономически необоснованным. Административным ответчиком неверно определен объем полезного отпуска тепловой энергии: при наличии актуализированной схемы теплоснабжения Департамент определил объем полезного отпуска расчетным путем. Кроме того, регулирующий орган необоснованно исключил из состава необходимой валовой выручки расходы на амортизацию в отношении когенерационной установки KГУ PETRA 380 CGC. Необоснованное занижение тарифа нарушает права и законные интересы административного истца, противоречит п.п. 22, 43 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012г. № 1075.
В судебном заседаниипредставитель административного истца –
ООО «НТС» Живов А.А.поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, уточнениях к административному иску, дополнительных письменных и устных пояснениях (т. 1 л.д 141-143, 180-182, 186-188, т. 3 л.д. 77-78).
Представитель административного ответчика Департамента энергетики и тарифов Ивановской области Карика О.Н.возражал относительно удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях (т.2 л.д. 53-64, т.3 л.д. 79-90), из которых следует, что объем полезного отпуска был определен исходя из фактического объема полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года в указанной системе теплоснабжения (2016-2018 годы), поскольку регулируемая организация ведет свою деятельность лишь с ноября 2019 года, у нее отсутствуют фактические показатели. Показатели объема полезного отпуска не содержатся в Схеме теплоснабжения Новоталицкого сельского поселения, в программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Новоталицкого сельского поселения. Расходы по аренде когенерационной установки не приняты к расчету в виду отсутствия документов, подтверждающих их экономическую обоснованность.
Выслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, материалы тарифного дела, заключение прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования, Основы), Правила регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении (далее - Правила регулирования цен (тарифов)), а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 № 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания № 760-э).
В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Департамент энергетики и тарифов Ивановской области осуществляет данные полномочия в сфере тарифного регулирования в соответствии с п. 3.3.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. № 577-п.
В силу пунктов 12-17, 28, 30-32 Правил, установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, которое осуществляется, в том числе по предложению регулируемой организации. К заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы. Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает её результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представленных материалов.
Проверяя в порядке части 8 статьи 213 КАС РФ полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, процедуру его принятия и введения в действие, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ООО «НТС» оказывает услуги теплоснабжения (производство, передачу и сбыт тепловой энергии) и, следовательно, деятельность ООО «НТС» подлежала государственному регулированию.
Постановлением администрации Ивановского муниципального района от 22.10.2019г. № 1574 ООО «НТС» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в зоне деятельности (котельная на ул. Радужная).
Для осуществления регулируемой деятельности по предоставлению коммунальных услуг потребителям с. Ново-Талицы Ивановского района Ивановской области ООО «НТС» использовало имущество и объекты коммунальной инфраструктуры на основании договоров аренды б/н от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «НТС» обратилось в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области с заявлением об открытии дела об установлении одноставочных тарифов на тепловую энергию (мощность), отпускаемую котельной ОО «НТС» на 2019 год (т. 2 л.д. 79), в связи с чем Департаментом было открыто тарифное дело, проведена экспертиза представленных предприятием тарифных предложений, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлено экспертное заключение (т. 1 л.д. 17-32).
На заседании правления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области ДД.ММ.ГГГГ (протокол №, т.1 л.д. 34-42, т.2 л.д. 148-156) принято решение об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО «НТС» на 2019 год.
В этот же день вынесено оспариваемое постановление, текст которого в соответствии с предписаниями п. 1.4 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, п. 35 Правил, статьи 2 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 года № 27-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации" размещен на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также официально опубликован в печатном издании - "Ивановская газета" № 101(6306) от 20 декабря 2019 года, в том числе в электронной версии газеты на официальном сайте ivgazeta.ru (т. 1 л.д. 15, т.2 л.д. 65).
Правомочность органа, принявшего оспариваемое постановление, административным истцом не оспаривалась.
Вопреки доводам административного истца постановление в полном объеме (со всеми приложениями) было опубликовано в электронной версии газеты.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в пределах своих полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области к его форме, порядку принятия и введения в действие.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ, однако административный истец считает, что тариф, установленный данным актом не является экономически обоснованным и это повлекло нарушение его прав и законных интересов в период действия акта, до настоящего времени взаиморасчеты с потребителями по оспариваемым тарифам не завершены, суд, учитывая, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым постановлением, приходит к выводу о том, что ООО «НТС» вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.
Проверяя оспариваемый нормативный акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела, тарифного дела следует, что тариф для ООО «НТС» установлен с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 16, 17 Основ ценообразования.
Согласно п. 22 Основ ценообразования, п. 7 Методических указаний тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
В силу п. 32 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа.
Пунктами 11, 12 Методических указаний предусмотрено, что необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с настоящими Методическими указаниями.
В силу пункта 33 Правил орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Согласно экспертному заключению тарифы на тепловую энергию на 2019 год для ООО «НТС» определены исходя из годового объема полезного отпуска на коллекторах источника теплоснабжения в размере 42513,7 Гкал. При этом сторонний полезный отпуск тепловой энергии на цели отопления и горячего водоснабжения потребителей учтен органом регулирования в размере 33509,64 Гкал исходя из уровня среднегодового фактического потребления за три предыдущих года (2016-2018г), поскольку в Схеме теплоснабжения не отражен период (год), на который установлен показатель фактического потребления тепловой энергии.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования, п. 8,9 Методических указаний тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.
Согласно п. 22(1) Основ ценообразования, п.9.1 Методических указаний расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с настоящими Методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года.
Фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год.
Динамика полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года.
Формирование расчетных объемов отпуска тепловой энергии в целях расчета тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется на основании раздела III Методических указаний.
В соответствии с пунктом 18 Методических указаний формирование органами регулирования расчетных объемов, используемых при расчете тарифов в сфере теплоснабжения (за исключением поставки тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более), осуществляется с учетом количественной оценки ожидаемого уровня потребления тепловой энергии, тепловой нагрузки с учетом данных, предоставляемых регулируемыми организациями при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе договорных (заявленных на расчетный период регулирования потребителями) объемов, и статистических данных, в том числе среднегодового фактического потребления за три предыдущих года и планов регионального развития, в том числе с учетом фактического отключения (подключения) потребителей, объемов потерь и других параметров, используемых при расчете объемов в соответствии с данной главой.
В силу пункта 21 Методических указаний объем полезного отпуска тепловой энергии, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций в сфере теплоснабжения (за исключением объема тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, определяется органом регулирования с учетом договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных между регулируемой организацией и потребителями, а также данных о фактическом объеме полезного отпуска за 3 предыдущих расчетных периода регулирования в системе теплоснабжения, в которой осуществляет свою деятельность регулируемая организация.
Согласно пункту 22 Методических указаний фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды (за исключением объемов тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) регулирования определяется органом регулирования с учетом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг.
ООО «НТС» заявлен к учету уровень планового объема полезного отпуска тепловой энергии на 2019 год в размере 28017 Гкал, что соответствовало утвержденному объему полезного отпуска тепловой энергии для предыдущей регулируемой организации в сфере теплоснабжения на территории Новоталицкого сельского поселения ООО «Районная котельная №2» на 2019 год, за исключением объемов тепловой энергии на нужды предприятия в размере 108,95 Гкал и объему полезного отпуска, отраженного в актуализированной Схеме теплоснабжения Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, утвержденной постановлением главы Ивановского муниципального района Ивановской области от 27 июня 2019 года № 52 (т. 1 л.д. 67-115), которая и была представлена в материалы тарифного дела.
Суд не соглашается с указанными доводами административного истца и считает в данном случае обоснованным подход Департамента к определению объема полезного отпуска исходя из актуальных данных о фактическом за три предшествующих года объеме тепловой энергии.
Согласно п. 36 требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012г. № 154 схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации в отношении разделов и сведений, указанных в требованиях к схемам теплоснабжения.
При этом согласно п. 37 указанных требований уведомление о начале разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения.
Глава местной администрации городского поселения, глава местной администрации городского округа с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) утверждает актуализированную схему теплоснабжения не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения (п. 38).
Из указанных положений, письма администрации Ивановского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № (т. 3 л.д. 104) следует, что утвержденная ДД.ММ.ГГГГ схема теплоснабжения была актуализирована на 2020 год и соответственно, вопреки доводам административного истца, не могла быть принята в качестве источника определения объема полезного отпуска для расчета тарифа на 2019 год.
Актуализированная схема теплоснабжения на 2019 год была утверждена постановлением Главы Ивановского муниципального района от 12 апреля 2018 года № 51 (т. 3 л.д. 119-176).
Однако суд полагает, что и данная схема не могла быть принята Департаментом во внимание, учитывая то, что в указанной схеме в таблице 27 «Технико-экономические показатели котельных Новоталицкого СП» ориентировочное, как и фактическое значение полезного отпуска в год для котельной ООО «РК – 2» с. Ново-Талицы» (предыдущей теплоснабжающей организации») указано как 9952,68 Гкал в год, что не соответствует, в том числе плановому объему полезного отпуска для ООО «РК -2» на 2019 год, который был принят при расчете тарифа на 2019 год для указанной организации по ее предложению и расчету и составил 28126,14 Гкал (т. 2 л.д. 67-78). Из пояснений представителя Департамента следует, что указанные данные в части объема полезного отпуска 9952,68 Гкал соответствуют данным неполного 2017 года, поскольку регулирование тарифов ООО «РК -2» начато в августе 2017 года. В соответствии со статическими формами 46-ТЭ фактические данные предшествующей организации превышают указанный объем.
Кроме того, в схеме, утвержденной в 2018 году и в 2019 году, несмотря на то, что представитель административного истца подтвердил использование ООО «НТС» того же оборудования, что и ООО «РК-2», имеются отличия в параметрах, таких как установленная мощность котельной, максимальной фактической нагрузки, количество тепловых установок (котлов).
Более того, ООО «НТС» и не просило принять объем полезного отпуска в объеме указанном в названной схеме, а настаивало на объеме полезного отпуска, отраженного в схеме теплоснабжения, утвержденной в 2019 году, в размере 28017 Гкал.
Решением Совета Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района № 332 от 31 октября 2019 года утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района на 2019-2039 годы, но в ней также не содержится показателя объема полезного отпуска (т.2 л.д. 167-250).
Судом установлено и из материалов дела следует, что при расчете показателя объема полезного отпуска Департаментом использованы сведения статистической отчетности 46-ТЭ предыдущих регулируемых организаций за 2016 год (АО «ИвГТЭС» - 27664 Гкал), за 2018 год (ООО «РК-2» - 35507,06 Гкал); данные, предоставленные вышеуказанными теплоснабжающими организациями за 2017 год (АО «ИвГТЭС» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 23206,92Гкал; ООО «РК-2» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 14150,944 Гкал), а также имеющиеся в распоряжении регулятора сведения из материалов тарифных дел упомянутых организаций (т. 2 л.д. 86-122).
Кроме того, Департаментом при рассмотрении тарифной заявки проведен сравнительный анализ заявленного ООО «НТС» значения объема полезного отпуска тепловой энергии и фактического показателя ООО «РК-2» за сопоставимый период, в ходе чего установлено занижение данного показателя. Так, фактический объем полезного отпуска тепловой энергии ООО «РК-2» за 6 месяцев 2019 года составил 20361,6 Гкал (т.2 л.д. 120), в том числе по категории потребителей «население» - 17882,2 Гкал (т.1 л.д. 196), тогда как регулируемой организацией за аналогичный период (1 полугодие 2019 года) заявлен объем полезного отпуска - 15802 Гкал, в том числе по категории потребителей «население» - 13537 Гкал.
Исходя из общих принципов формирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения данные статистической отчетности являются материалами, подтверждающими результаты деятельности регулируемой организации по итогам расчетного периода регулирования.
Порядок формирования расчетного объема полезного отпуска тепловой энергии, определенный Основами ценообразования и Методическими указаниями, предусматривает использование фактических данных об объеме полезного отпуска как в отношении организаций, для которых тарифы устанавливаются ежегодно, так и для предприятий, впервые участвующих в регулируемых правоотношениях по ценообразованию в сфере теплоснабжения. В последнем случае используются сведения о хозяйственной деятельности предыдущей регулируемой организации.
С учетом изложенного, того обстоятельства, что организация осуществляет регулируемый вид деятельности с ноября 2019 года и у нее отсутствуют показатели фактического объема полезного отпуска, суд приходит к выводу, что Департаментом правомерно объем полезного отпуска тепловой энергии определен исходя из фактического объема за 3 предыдущих расчетных периода в системе теплоснабжения, в которой осуществляет свою деятельность административный истец.
Использование в расчете тарифов для организации, ранее не осуществлявшей регулируемую деятельность, планово-прогнозного значения объема полезного отпуска тепловой энергии, определенного органом регулирования в ходе тарифной кампании для предыдущей регулируемой организации, вопреки доводам административного истца противоречит порядку формирования расчетного объема полезного отпуска тепловой энергии, предусмотренного федеральным законодательством в сфере теплоснабжения.
Следует отметить, что при превышении планового показателя объема полезного отпуска на 2019 год, учтенного Департаментом, над фактическим показателем этого периода регулирования, административный истец не лишен возможности в силу положений пункта 13 Основ ценообразования учесть указанные расходы в последующих периодах регулирования.
Доводы о необоснованном отклонении органом регулирования предложения ООО «НТС» о включении в состав НВВ расходов по арендной плате за использование когенерационной установки КГУ PETRA суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно заявлению организации, которое было направлено ООО «НТС» в Департамент ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 43-45), ООО «НТС» просило дополнительно включить по статье затрат на арендную плату расходы по договору аренды оборудования КГУ «PETRA 380 CGC» № от ДД.ММ.ГГГГ, обосновав тем, что данное оборудование необходимо для обеспечения надежности электроснабжения котельной.
В приложении к указанному договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ содержится расчет арендной платы за названную установку, согласно которому балансовая стоимость установки составила 8042977,26 руб., амортизационная группа 4, срок полезного использования 84, амортизационные отчисления в месяц 95749,73 руб. или 1148996,7 руб. в год (т.1 л.д. 50).
В подтверждение вышеуказанных расходов в Департамент представлены договор аренды движимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «РусИнвестЭнерго» (т.1 л.д. 46-51), приказ ООО «НТС» от ДД.ММ.ГГГГ № № о вводе когенерационной установки в эксплуатацию (т. 1 л.д. 52), инвентарная карточка учета основных средств, ведомость амортизации основных средств за 9 месяцев 2019 года ООО «РусИнвестЭнерго» (т. 1 л.д. 53, 56).
В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включается, в том числе арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие составляющие расходов, в частности расходы по арендной плате, концессионной плате, лизинговым платежам, определяемые в соответствии с пунктами 45 и 65 Основ ценообразования (пункт 24 Методических указаний).
Пунктом 45 Основ ценообразования арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.
В силу пункта 43 Основ ценообразования, п. 29 Методических указаний сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Начисление амортизации по объектам основных средств осуществляется в порядке предусмотренном Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01», утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н (далее ПБУ 6/01) и методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 года № 91-н (далее Методические указания по бухгалтерскому учету).
Пунктами 7,8 ПБУ 6/01 предусмотрено, что основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, под которой понимается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
В силу пункта 17 указанного положения стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено настоящим Положением.
Пунктом 49 указанных Методических указаний по бухгалтерскому учету предусмотрено, что стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01.
В силу пункта 12 вышеприведенных Методических указаний учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств, которая открывается на каждый инвентарный объект.
Заполнение инвентарной карточки (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие инвентарного объекта основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта (пункт 13 Методических указаний).
Переоценка объектов основных средств производится с целью определения реальной стоимости объектов основных средств путем приведения первоначальной стоимости объектов основных средств в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки (пункт 41 Методических указаний).
Из экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что затраты по статье «Арендная плата» учтены в размере 1891,928 тыс. руб. При этом в состав этих расходов не включены расходы по арендной плате по упомянутому выше договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ.
Из пояснений представителя органа регулирования в судебном заседании следует, что указанные расходы были отклонены как экономически необоснованные, поскольку не подтверждено наличие нарушений в системе электроснабжения и, следовательно, необходимость такой установки, документов содержащих сведения о первоначальном приобретении данной установки, введение ее в эксплуатацию, первоначальной стоимости в рамках тарифной заявки не представлено.
Суд считает возможным согласиться с позицией органа регулирования.
Как следует из договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «РусИнвестЭнерго» (Арендодатель) передало за плату во временное пользование ООО «НТС» (Арендатор) когенерационную установку КГУ PETRA 380 CGC инвентарный номер №, а арендатор обязуется принять данное имущество во временное владение и пользование и уплатить арендную плату в размере 1148996,75 рублей в год (без учета НДС) в соответствии с расчетом арендной платы, отраженным в Приложении № 1 к договору.
В инвентарной карточке ООО «РусИнвестЭнерго», составленной ДД.ММ.ГГГГ в отношении указанной установки, в ведомости амортизации за 9 месяцев 2019 года имеются сведения о принятии к бухгалтерскому учету – ДД.ММ.ГГГГ, амортизационная группа – 4, срок полезного использования – 84 месяца, первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также остаточная стоимость – 8 042 977,26 рублей.
В обоснование доводов о включении указанных расходов по арендной плате административный истец указывает на необходимость обеспечения бесперебойного электроснабжения котельной ввиду неоднократного возникновения в 2019 году аварийных ситуаций на подстанции «Ново-Талицы» ПАО «МРСК Центра и Приволжья».
Указанные обстоятельства также отражены в приказе директора ООО «НТС» от ДД.ММ.ГГГГ № № о вводе указанной установки в эксплуатацию, согласно которому установка вводится в эксплуатацию в соответствии со строительными нормами и правилами СНиП II -35-76* Котельные установки, утвержденными постановлением государственного комитета Совета министров по делам строительства России от 31.12.1976г. №.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями п. п. 1.12, 14.2. СНИП П-35-76 «Котельные установки», утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 31.12.1976 года № 229 электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой (котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла) или второй категориям (остальные котельные).
В силу пункта ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 8 июля 2002 года № 204, электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, действующим договором электроснабжения.
Как следует из представленного в материалы тарифного дела договора электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ № №, заключенного между ООО «Энергосбытовая компания «Гарант» и ООО «НТС», поставка электроэнергии для электроснабжения котельной <адрес> осуществляется с использованием двух фидеров 111, 114 ПС 110 кВ «Ново-Талицы».
Указанные сведения подтверждаются информацией филиала «Ивэнерго» «МРСК Центра и Приволжья» (т.2 л.л. 146), где также указано об аналогичной схеме электроснабжения предыдущей теплоснабжающей организации (ООО «РК-2») и об отсутствии на данных сетях технологических нарушений, приведших к прекращениям подачи электроэнергии по указанным фидерам.
Ссылка административного истца на информацию предыдущей регулируемой организации (ООО «РК-2») о неоднократных нарушениях в поставке электроэнергии в 2019 году (т.1 л.д. 197); заключение специалиста ФИО5, где отражена необходимость выполнения мероприятий по повышению качества и надежности электроснабжения котельной с.Ново-Талицы Ивановского района, в частности потребность в использовании когенерационной установки 380 CGC (т.1 л.д. 198-199); отчет ООО «Эксперт-Оценка» № № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный по заказу ООО «РусИнвестЭнерго», об определении рыночной стоимости объекта движимого имущества – указанной когенерационной установки на дату оценки ДД.ММ.ГГГГ, где установлена рыночная стоимость упомянутого объекта оценки – 8569000 рублей (т.2 л.д.2-52), не может быть принята во внимание.
Указанные документы представлены административным истцом при рассмотрении настоящего дела и не приобщались к материалам тарифного дела.
Кроме того, информация ООО «РК-2» (учредителем которого, как и ООО «НТС» является одно юридическое лицо ООО «РусэнергоСистема») о нарушениях в работе электрообрудования опровергается информацией филиала «Ивэнерго» «МРСК Центра и Приволжья», а заключение специалиста ФИО5 в свою очередь основано на указанной информации ООО «РК-2».
Отчет ООО «Эксперт-Оценка» № № от ДД.ММ.ГГГГ не может быть принят судом в качестве достоверного и достаточного доказательства, подтверждающего экономическую обоснованность заявленных расходов по арендной плате, поскольку в нем отсутствуют подписи как оценщика, так и генерального директора организации, удостоверяющие верность выполненной оценки.
При этом заказчиком данной оценки являлось ООО «РусИнвестЭнерго» - Арендодатель и собственник когенерационной установки. При этом как следует из выписок из ЕГРЮЛ учредителем ООО «РусИнвестЭнерго» и ООО «РусЭнергоСистема» (учредитель ООО «РК-2» и ООО «НТС») является одно физическое лицо (т.2 л.д. 130-144).
То есть договор аренды когенерационной установки заключен между двумя юридическими лицами, учредителями которых является одно физическое лицо.
В представленном суду отчете ООО «Эксперт-Оценка» № № отражен период ввода в эксплуатацию когенерационной установки - 2005 год, что свидетельствует о погашении её стоимости в результате начисления амортизации, исходя из установленного срока полезного использования – 84 месяца. Каких-либо сведений о переоценке, модернизации данного имущества ни в материалы административного дела, ни в материалы тарифного дела не представлено.
С учетом изложенного, учитывая то, что для рассмотрения тарифной заявки административным истцом не представлено сведений, отраженных в вышеприведенных нормативных правовых актах, в частности документов, подтверждающих первоначальную стоимость данного имущества, дату ввода его в эксплуатацию, в инвентарной карточке такие данные отсутствуют, суд приходит к выводу о правомерности отклонения расходов по аренде когенерационной установки как экономически необоснованных.
Неотражение в экспертном заключении Департамента полного анализа экономической обоснованности расходов по статьям затрат, в частности по статье затрат «арендная плата», на что ссылался представитель административного истца, не является основанием для признания нормативного правового акта недействующим с учетом того, что по существу невключение в расчет НВВ расходов по арендной плате когенерационной установки является правильным.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 13 декабря 2019 года № 56-т/30 федеральному законодательству не противоречит, в связи с чем не подлежит признанию недействующим.
Основания для удовлетворения административного искового заявления отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Новоталицкие тепловые сети» к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 13 декабря 2019 года № 56-т/30 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, производственных программ в сфере горячего водоснабжения для ООО "Новоталицкие тепловые сети" (Ивановский район) на 2019 год" отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Степанова Л.А.