НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ивановского областного суда (Ивановская область) от 11.03.2022 № 3А-11/2022

Дело № 3а-11/2022

УИД 37OS0000-01-2021-000126-65

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2022 года город Иваново

Ивановский областной суд в составе:

председательствующего судьи Степановой Л.А.

при секретаре Жаворонковой Е.А.

с участием прокурора Хохловой А.П.

представителя административного истца – ФИО1

представителей административного ответчика – ФИО2, ФИО3, ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «ЭнергосбыТ Плюс» о признании недействующими в части постановлений Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 30 декабря 2020 года № 78-э/3 «О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области», от 28 мая 2021 года № 19-э/1 «О внесении изменений в постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 30.12.2020г. № 78-э/3 «О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области»,

установил:

постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее – Департамент) от 30.12.2020 № 78-э/3 "О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области" (далее – Постановление № 78-э/3) установлены сбытовые надбавки для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области, в том числе для Ивановского филиала АО "ЭнергосбыТ Плюс" в соответствии с приложением к данному постановлению на период с 01.01.2021г. по 31.12.2021г.

Согласно приложению к постановлению сбытовые надбавки для АО "ЭнергосбыТ Плюс" установлены с разбивкой по полугодиям и категориям групп потребителей в следующих размерах без учета НДС (руб./кВт.ч):

1) тарифная группа потребителей «население» и приравненные к нему категории потребителей:

0,50376 - 1 полугодие 2021 года

0,69119 - 2 полугодие 2021 года;

2) тарифная группа потребителей «сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь»:

0,00130 - 1 полугодие 2021 года

0,00130 - 2 полугодие 2021года;

3) прочие потребители – по подгруппе в зависимости от величины максимальной мощности принадлежащих им энергопринимающих устройств менее 670кВт:

0,38443 - 1 полугодие 2021 года,

0,40811 - 2 полугодие 2021 года;

4) прочие потребители – по подгруппе в зависимости от величины максимальной мощности принадлежащих им энергопринимающих устройств от 670 кВт до 10 МВт:

0,12814 - 1 полугодие 2021 года,

0,12970 - 2 полугодие 2021 года;

5) прочие потребители – по подгруппе в зависимости от величины максимальной мощности принадлежащих им энергопринимащих устройств не менее 10МВт:

0,12814 - 1 полугодие 2021 года

0,12970 - 2 полугодие 2021 года;

Указанный нормативный правовой акт официально опубликован в печатном издании "Ивановская газета" № 4(6389) от 26.01.2021г.

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28.05.2021г. № 19-э/1 "О внесении изменений в постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 30.12.2020г. № 78-э/3 "О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области" в вышеприведенное постановление внесены изменения, строка 1 приложения к постановлению изложена в иной редакции, а именно сбытовые надбавки для АО «ЭнергосбыТ Плюс» установлены с разбивкой по полугодиям и категориям групп потребителей в следующих размерах без учета НДС (руб./кВт.ч):

1) тарифная группа потребителей «население» и приравненные к нему категории потребителей:

0,50376- 1 полугодие 2021 года

0,69119- 2 полугодие 2021 года;

2) тарифная группа потребителей «сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь»:

0,00130- 1 полугодие 2021 года

0,00130- 2 полугодие 2021года;

3) прочие потребители – по подгруппе в зависимости от величины максимальной мощности принадлежащих им энергопринимающих устройств менее 670кВт:

0,38443- 1 полугодие 2021 года,

0,40488 - 2 полугодие 2021 года;

4) прочие потребители – по подгруппе в зависимости от величины максимальной мощности принадлежащих им энергопринимающих устройств от 670 кВт до 10 МВт:

0,12814 - 1 полугодие 2021 года,

0,13498 - 2 полугодие 2021 года;

5) прочие потребители – по подгруппе в зависимости от величины максимальной мощности принадлежащих им энергопринимающих устройств не менее 10МВт:

0,12814 - 1 полугодие 2021 года

0,13498 - 2 полугодие 2021 года;

Данное постановление согласно его тексту распространило свое действие на правоотношения, возникшие с 01.06.2021г.

Постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru 01.06.2021г.

АО «ЭнергосбыТ Плюс» обратилось в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором просит с учетом уточнений административного иска (т.1 л.д. 166-170) признать недействующими со дня вступления в законную силу постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области:

№ 78-э/1 от 30.12.2020 г. «О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области»

№ 19-э/1 от 29.05.2021 года «О внесении изменений в постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 30.12.2020г. № 78-э/3 «О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области»

в части утвержденных в отношении гарантирующего поставщика электрической энергии АО «ЭнергосбыТ Плюс» сбытовых надбавок для всех групп потребителей, в связи с исключением из состава необходимой валовой выручки на 2021 год по статьям: недополученные/излишние доходы, связанные с отклонением величины фактического полезного отпуска от плановой величины на сумму 14835,08 тыс. руб., расчетная предпринимательская прибыль на сумму 110095,59 тыс. руб.

Кроме, того АО «ЭнергосбыТ Плюс» просило суд обязать Департамент энергетики и тарифов Ивановской области в 20-ти дневный срок со дня вступления в силу решения суда принять заменяющие нормативно-правовые акты, взыскать с Департамента расходы по оплате государственной пошлины 9000 руб.

Требования мотивированы тем, что Департаментом необоснованно уменьшена величина необходимой валовой выручки, в результате чего утверждены экономически необоснованные сбытовые надбавки по всем группам потребителей. В частности, по мнению истца, орган регулирования тарифов при расчете НВВ гарантирующего поставщика на 2021 год необоснованно исключил как излишне полученные доходы от продажи сверхбалансовых потерь электрической энергии за 2019 год в размере 14835,08 тыс. руб., что противоречит положениям абз. 8 п. 7, п. 65, 65.1 Основ ценообразования, п. 96 Основных положений, а также п. 11,46,55 Методических указаний. Кроме того, по мнению административного истца, Департаментом необоснованно, в нарушение требований Основ ценообразования, Методических указаний, проведена корректировка по статье расчетная предпринимательская прибыль на сумму 110095,59 тыс. руб.

В судебном заседании представитель административного истца
ФИО1 поддержала заявленные требования и доводы, указанные в административном иске, письменных пояснениях.

В судебном заседании представители административного ответчика Департамента энергетики и тарифов Ивановской области ФИО2, ФИО3, ФИО4 возражали против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним, из которых следует, что 14 октября 2021 года с учетом выводов суда по ранее рассмотренному делу, которым признаны необоснованными подходы Департамента к расчетам по аналогичным статьям затрат в предыдущем периоде регулирования, Департаментом внесены изменения в экспертное заключение. В данном экспертном заключении предусмотрено возмещение исключенных расходов по статье расчетная предпринимательская прибыль в течение 5 лет, до 2025 года. Также изменено обоснование исключения расходов по статье недополученные/излишние доходы, связанные с отклонением величины фактического полезного отпуска от величины, учтенной при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика.

Заслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, показания свидетеля Т.А.С., исследовав письменные материалы дела, материалы тарифного дела, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регулируются Главой 21 КАС РФ.

В силу положений части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя в порядке части 8 статьи 213 КАС РФ полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, процедуру его принятия и введения в действие, суд приходит к следующему.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Государственное регулирование цен (тарифов) надбавок в области электроэнергетики осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования(пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011г. № 1178, а также Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службой от 21 ноября 2017 г. № 1554/17 (далее – Методические указания).

Согласно части 3 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на розничных рынках подлежат в том числе сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.

Установление сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (второму абзацу пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике").

Постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. № 577-п утверждено Положение о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, в соответствии с пунктами 1.1, 3.1.1 которого Департамент энергетики и тарифов Ивановской области является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим нормативное правовое регулирование, функции по контролю (надзору) в сферах деятельности, установленных настоящим Положением, в полномочия которого входит, в том числе утверждение цен (тарифов), указанных в статье 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике".

В соответствии с пунктами 8, 12, 17, 22, 35 Правил регулирования цен (тарифов) организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в орган регулирования предложения (заявления) об установлении тарифов, с приложением обосновывающих документов. Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов.

Из материалов дела следует и судом установлено, что постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области № 20-гп/1 от 05.06.2020г. АО «ЭнергосбыТ Плюс» (правопреемник ООО «ЭСК Гарант») присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Ивановской области в отношении зоны деятельности филиала «Ивэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья».

28 апреля 2020 года ООО СК «Гарант», а впоследствии 01 июня 2020 года АО «ЭнергосбыТ Плюс» обратились в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области с заявлением об установлении сбытовых надбавок, необходимых для осуществления функций гарантирующего поставщика на территории Ивановской области на 2021 год (т. 1 л.д. 98, 107).

С заявлением представлены обосновывающие документы.

Органом тарифного регулирования открыто тарифное дело, результаты проведенной экспертизы отражены в экспертном заключении от 30 декабря 2020 года (т.2 л.д. 1-13).

На основании представленных заявителем материалов и указанного экспертного заключения на заседании правления Департамента 30 декабря 2020 года принято решение об установлении сбытовых надбавок и в этот же день вынесено оспариваемое постановление, текст которого в соответствии с предписаниями п. 1.4 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, п. 30 Правил, статьи 2 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 года № 27-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации" официально опубликован в печатном издании "Ивановская газета" № 4(6389) от 26.01.2021г.

Приказом ФАС России от 12.05.2021 года № 455/21 «О частичной отмене постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 30.12.2020г. № 78-э/3 «О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области» с 01.06.2021 года отменены сбытовые надбавки для гарантирующего поставщика АО «ЭнергосбыТ Плюс» по причине несоблюдения положений действующего законодательства, а именно в связи с несоблюдением положений о непревышении сбытовых надбавок для потребителей «прочие до 670 кВт» над сбытовыми надбавками «прочие менее 10МВт», более чем в три раза.

Во исполнение указанного приказа 25 мая 2021 года Департаментом подготовлены изменения в экспертное заключение по расчету сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии Ивановский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс» на 2021 год, на заседании правления 28 мая 2021 года (выписка из протокола № 19/1, т. 1 л.д. 226-229) принято постановление о внесении изменений в постановление от 30.12.2020г. № 78-э/3.

Правомочность органа, принявшего оспариваемые постановления, соблюдение установленной процедуры их принятия, правил введения в действие и опубликования административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в пределах своих полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области к их форме, порядку принятия и введения в действие.

Проверяя оспариваемые нормативные акты на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Закона «Об электроэнергетике» при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

Согласно пунктам 65, 65.1 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (в редакции, действовавшей на 30.12.2020г.) величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается в рублях за киловатт-час электрической энергии (мощности) в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой и дифференцируются по следующим группам потребителей: население и приравненные к нему категории потребителей; сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии прочие потребители дифференцированно по подгруппам, предусмотренным Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих; прочие потребители дифференцированно по подгруппам, предусмотренным Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, в зависимости от величины максимальной мощности принадлежащих им энергопринимающих устройств (менее 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт, не менее 10 МВт).

Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденными приказом ФАС России от 21 ноября 2017 г. № 1554/17, предусмотрено раздельное ведение гарантирующими поставщиками (далее - ГП) учета доходов и расходов, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, на прочих потребителей и сетевые организации, порядок ведения которого устанавливается в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете в учетной политике гарантирующего поставщика (пункт 4 Методических указаний).

Согласно п. 65 Основ при определении эталонной выручки (необходимой валовой выручки) гарантирующего поставщика с использованием метода сравнения аналогов при определении величины выпадающих (излишне полученных) доходов гарантирующего поставщика не учитывается отклонение фактических расходов от эталонов затрат гарантирующего поставщика в доле, соответствующей доле эталонной выручки гарантирующего поставщика в совокупной величине эталонной выручки (необходимой валовой выручки), определяемой в соответствии с графиком поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика до эталонной выручки гарантирующего поставщика»

Согласно п. 2 Основ ценообразования под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования. Эталонной выручкой гарантирующего поставщика является необходимая валовая выручка организации, осуществляющей деятельность в качестве гарантирующего поставщика, определяемая методом сравнения аналогов на основе эталонов затрат гарантирующего поставщика.

Как следует из материалов дела, Департаментом на основании пункта 7 Основ ценообразования, которым предусмотрено, что при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов (доходов) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, скорректирована статья затрат «Расчетная предпринимательская прибыль».

По мнению Департамента, превышение фактической прибыли регулируемой организации над плановым размером расчетной предпринимательской прибыли должно рассматриваться как необоснованный доход, полученный в предыдущем периоде регулирования и в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования подлежащий исключению.

Так, плановый размер расчетной предпринимательской прибыли гарантирующего поставщика на 2019 год был определен Департаментом в размере 49643,52 тыс. руб.

Фактический размер прибыли, полученный по результатам деятельности гарантирующего поставщика в 2019 году, составил 159739,11 тыс. руб. Корректировка расчетной предпринимательской прибыли согласно экспертному заключению от 30.12.2020г. (и не изменившаяся в связи с изменениями в экспертное заключение от 25 мая 2021 года) составила минус 110095,59 тыс. руб.

Суд соглашается с позицией административного истца о том, что расчетная предпринимательская прибыль не подлежит корректировке, а исключение из необходимой валовой выручки АО «ЭнергосбыТ Плюс» на 2021 год расчетной предпринимательской прибыли за 2019 год в размере 110095,59 тыс. руб. не является обоснованным.

В пункте 2 Основ ценообразования под «расчетной предпринимательской прибылью гарантирующего поставщика» понимается величина, учитываемая при определении необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика, используемой при расчете сбытовых надбавок, остающаяся в распоряжении гарантирующего поставщика и расходуемая им по своему усмотрению.

В соответствии с пунктом 65(2) Основ ценообразования, пунктом 12 Методических указаний эталонная выручка гарантирующего поставщика определяется как сумма, в том числе, состоящая из расчетной предпринимательской прибыли гарантирующего поставщика, которая устанавливается в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующего поставщика с использованием метода сравнения аналогов в размере 1,5 процента от валовой выручки гарантирующего поставщика по регулируемому виду деятельности без учета стоимости услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

Расчет недополученных или излишне полученных доходов за период, предшествующий базовому регламентирован в пункте 65 Основ ценообразования и включает в себя: недополученные или излишне полученные доходы, связанные с отклонениями фактических объемов электрической энергии, поставляемой гарантирующим поставщиком потребителям, от плановых; недополученные или излишне полученные доходы, связанные с разницей сбытовых надбавок, установленных для организации, которой был присвоен статус гарантирующего поставщика и организации, ранее осуществлявшей функции гарантирующего поставщика, в течение периода с момента присвоения статуса гарантирующего поставщика до момента установления сбытовой надбавки новому гарантирующему поставщику; недополученные доходы, связанные с процедурой принятия на обслуживание покупателей электрической энергии; недополученные иди излишне полученные доходы, связанные с отклонением фактических от плановых значений индекса потребительских цен и количества точек поставок.

В силу указанной правовой нормы не предусмотрена корректировка расчетной предпринимательской прибыли, определяемой в процентном отношении от валовой выручки гарантирующего поставщика по регулируемому виду деятельности без учета стоимости услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

Административный истец также полагает, что Департаментом необоснованно скорректирован расчет недополученных/излишних доходов, связанных с отклонением величины фактического полезного отпуска от величины, учтенной при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика.

Согласно экспертному заключению от 30.12.2020г., а также пояснениям представителей Департамента органом регулирования при расчете сбытовой надбавки на 2021 год по группе «прочие потребители с максимальной мощностью энергопринимающих устройств от 670 кВт до 10 МВт» были учтены также дополнительно полученные в 2019 году доходы от продажи потерь сверх величин, учтенных в сводном прогнозном балансе на сумму14835,08 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 96 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012г. № 442 в случае заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком в целях компенсации потерь в сетях сетевой организации предельные уровни нерегулируемых цен определяются без учета тарифа на услуги по передаче электрической энергии и используются гарантирующим поставщиком в отношении объемов покупки электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь в сетях сетевой организации. При этом для определения предельных уровней в отношении величин непревышения фактических объемов потерь электрической энергии над объемами потерь, учтенными в сводном прогнозном балансе за соответствующий расчетный период в отношении сетевой организации, используется сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, установленная в отношении сетевых организаций, а в отношении величин превышения - сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, установленная в отношении потребителей, относящихся к подгруппе группы «прочие потребители» с максимальной мощностью энергопринимающих устройств от 670 кВт до 10 МВт.

Методическими указаниями (пункты 28,46,55) предусмотрены расчетные формулы для определения величины недополученных и излишне полученных доходов, в том числе для населения (формула 13), для прочих потребителей (формула 66) и для сетевых организаций (формула 78).

Действительно, АО «ЭнергосбыТ Плюс» в 2019 году реализовывало потери, превышающие объемы потерь, учтенные в сводном прогнозном балансе за соответствующий расчетный период в отношении сетевых организаций с применением сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, установленной в отношении потребителей, относящихся к группе «прочие потребители» с максимальной мощностью энергопринимающих устройств от 670 кВт до 10 МВт.

Вместе с тем, Методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов не содержат положений о возможности исключения из состава необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика на очередной период регулирования выявленных экономически необоснованных и излишне полученных доходов от продажи потерь сверх величин, учтенных в сводном прогнозном балансе. Состав выпадающих и излишне полученных доходов (расходов), в соответствии с Методическими указаниями формируется исключительно отклонением фактических значений инфляции, количества точек поставки и полезного отпуска от плановых величин, учтенных при расчете сбытовых надбавок (в случае отсутствия в регионе сбытовых компаний, лишенных статуса гарантирующего поставщика).

Таким образом, учет дополнительных сумм дохода, полученных от реализации потерь сверх учтенных в прогнозном балансе противоречит положениям пунктов 7, 65, 65.1 Основ ценообразования, пунктам 11, 46, 55 Методических указаний, устанавливающим порядок определения необходимой валовой выручки ГП для расчета сбытовых надбавок.

При рассмотрении дела представители Департамента не оспаривали, что подходы, изложенные в экспертном заключении от 30.12.2020 года по оспариваемым статьям затрат, являются неверными.

Позиция Департамента относительно возможности корректировки расчетной предпринимательской прибыли, а также учета при расчете НВВ гарантирующего поставщика на 2021 год для целей расчета сбытовой надбавки для прочих потребителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств от 670 кВт до 10 МВт излишних доходов, связанных с отклонением величины фактического полезного отпуска от величины, учтенной при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика, уже проверялась судом при рассмотрении дела об установлении сбытовых надбавок для этой же организации за предыдущий период регулирования (дело № 3а-63/2020) и признана противоречащей нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В обоснование своих возражений по административному иску Департамент ссылался на представленные в судебное заседание изменения в экспертное заключение от 14 октября 2021 года, в которых указано, что в соответствии с решением Ивановского областного суда от 27.11.2020г. № 3а-63/2020 было признано недействующим со дня вступления в законную силу данного решения (апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 25.03.2021г. № 66а-1353/2021) постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 31 декабря 2019 года № 63-э/1 «О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области в части установленных в строке 1 приложения сбытовых надбавок.

С учетом названного решения, в соответствии с п. 7 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике с целью приведения расчета сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии Ивановского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» на 2021 год в соответствие с требованиями действующего законодательства Департамент пришел к выводу о необходимости внесения соответствующих изменений и в экспертное заключение от 30.12.2020г.

В частности Департаментом было отмечено, что сумма превышения расчетной предпринимательской прибыли за 2019 год над плановой величиной в размере 110095,59 тыс. руб. (159739,11-49643,52) не является экономически обоснованным, в связи с чем в соответствии с абз. 15 п. 65, п. 7 и абз. 11 п. 7 Основ ценообразования необходимо произвести дополнительный учет ранее исключенной суммы превышения расчетной предпринимательской прибыли за 2019 год над плановой величиной в размере 110095,59 тыс. руб. при расчете сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии Ивановского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» в течение 5 лет (до 2025 г. включительно). Также экспертное заключение изменено в части обоснования исключения как излишне полученных доходов от продажи сверхбалансовых потерь электрической энергии за 2019 год в размере 14835,08 тыс. руб.

Суд считает, что внесенные органом регулирования изменения в экспертное заключение не могут быть приняты во внимание в силу следующего.

В силу пункта 7 Правил орган регулирования в течение периода регулирования обладает полномочиями по принятию решения, направленного на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

Вместе с тем в рассматриваемом случае никакого решения, направленного на приведение ранее принятого решения в соответствие с действующим законодательством, Департаментом не принималось.

Внесение изменений в экспертное заключение к таковым не относится.

Порядок принятия решений органом регулирования предусмотрен Правилами.

Так, в силу пункта 22 Правил регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не позднее чем до 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Экспертное заключение является документом, обосновывающим решение органа регулирования об установлении регулируемых цен (тарифов), содержащим объективные выводы об экономической обоснованности предлагаемых к установлению цен (тарифов), указанных в предложении регулируемой организации.

При этом согласно пункту 25 Правил решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа.

Основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе заседания правления (пункт 28 Правил).

Как следует из материалов дела, Департаментом 14 октября 2021 года внесены изменения в экспертное заключение, однако никаких решений на основании данного заключения не принималось. Заседание правления по данному вопросу не проводилось, основания, по которым отказано во включении в тарифы оспариваемых статей расходов отраженные в измененном экспертном заключении, в протокол заседания правления не вносились, что противоречит вышеназванным положениям Правил.

Поименованные изменения от 14 октября 2021 года при вынесении оспариваемых постановлений не учитывались.

Следует отметить, что внесением изменений в названное экспертное заключение в части статьи затрат «расчетная предпринимательская прибыль» не восстанавливаются права административного истца, учитывая то, что в указанном экспертном заключении указаны лишь общая сумма исключенных расходов и срок до 2025 года (без конкретизации по годам), в течение которого эти расходы должны быть возмещены.

При этом, как следует из пояснений представителей Департамента, на 2022 год такие расходы включены не были, несмотря на то, что сбытовые надбавки на следующий (2022 год) период регулирования утверждены уже после внесения изменений в названное заключение.

При установленных по делу обстоятельствах, свидетельствующих о несоответствии законодательству в области тарифного регулирования действий Департамента по определению части статей затрат регулируемой организации, которые влияют на итоговую величину оспариваемых сбытовых надбавок, нормативные правовые акты в оспариваемой части нельзя признать законными и обоснованными, в связи с их несоответствием нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При установленных обстоятельствах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ оспариваемые нормативные акты подлежат признанию недействующими.

В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", поскольку при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов полномочия судов ограничены проверкой законности соответствующих актов, данная правовая норма подлежит применению лишь в случаях, когда в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, предусмотрена обязанность соответствующего органа, организации или лица принять нормативный правовой акт или соответствующие положения нормативного правового акта.

Согласно пункту 33(1) Правил в случае признания судом в текущем периоде регулирования решения регулирующего органа об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования в этом периоде регулирования не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части, регулирующий орган во исполнение указанного судебного решения обязан в течение 20 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда принять решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования, заменяющее решение, признанное недействующим полностью или в части.

В настоящем случае период регулирования, на который были установлены сбытовые надбавки для административного истца, истек, в связи с чем оснований для возложения на регулирующий орган обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт не имеется.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ, учитывая ограниченный срок действия оспариваемых нормативных правовых актов, суд полагает необходимым признать недействующими упомянутые нормативные правовые акты с момента их принятия.

В соответствии с требованиями статей 103, 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 9000 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административное исковое заявление АО «ЭнергосбыТ Плюс» удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области:

- от 30 декабря 2020 года № 78-э/3 «О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области» в части установленных в строке 1 Приложения сбытовых надбавок для АО «ЭнергосбыТ Плюс».

- от 28 мая 2021 года № 19-э/1 «О внесении изменений в постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 30.12.2020г. № 78-э/3 «О сбытовых надбавках для гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области».

Взыскать с Департамента энергетики и тарифов Ивановской области в пользу АО «ЭнергосбыТ Плюс» расходы по уплате государственной пошлины в размере 9000 рублей.

Сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании «Ивановская газета», официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Степанова Л.А.

Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2022 года.