НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ивановского областного суда (Ивановская область) от 08.07.2020 № 3А-53/20

Дело № 3а-53/2020 (37OS0000-01-2020-000035-31)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 июля 2020 года город Иваново

Ивановский областной суд в составе

председательствующего судьи Запятовой Н.А.

при секретаре Солдатенковой И.Ю.

с участием представителей: административного истца прокурора Хохловой А.П., административного ответчика Правительства Ивановской области Соколова Д.В., заинтересованных лиц Департамента здравоохранения Ивановской области Паршиной А.А., Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области Малаховой К.Б., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей в части Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 31 декабря 2019 г. № 560-п,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением Правительства Ивановской области от 31 декабря 2019 г. № 560-п, опубликованным на официальном сайте Правительства Ивановской области и «Официальном Интернет-портале правовой информации» (http://www.pravo.qov.ru) 31 декабря 2019 г., утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (далее – Территориальная программа).

В разделе VI Территориальной программы устанавлены средние нормативы объема медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований бюджета Ивановской области, в частности, для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения, связанные с профилактическими мероприятиями, в том числе посещения центров здоровья, а также посещения среднего медицинского персонала и разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желёз и челюстей, за исключением зубного протезирования, а также посещения центров амбулаторной онкологической помощи), на 2020 год - 0,237 посещения на 1 жителя; 2021 год - 0,239 посещения на 1 жителя; 2022 год - 0,241 посещения на 1 жителя (абзац 5 пункта 6.2.).

В разделе VII Территориальной программы предусмотрены средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и средние подушевые нормативы финансирования.

Так, в пункте 7.1. указанного раздела содержатся средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2020 год за счет средств бюджета Ивановской области, которые составляют:

- на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Ивановской области на 2020 год - 368,4 рубля (абзац 3);

- на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счёт средств бюджета Ивановской области на 2020 год - 1002,5 рубля (абзац 4);

- на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров за счёт средств бюджета Ивановской области на 2020 год - 8175,0 рубля (абзац 14);

- на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счёт средств бюджета Ивановской области на 2020 год - 65 570,4 рубля (абзац 15);

- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода), за счёт средств межбюджетного трансферта, передаваемого из областного бюджета в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области на 2020 год - 1163,1 рубля (абзац 18).

Пунктом 7.2. раздела VII Территориальной программы предусмотрены средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2021 и 2022 годы, которые за счет средств бюджета Ивановской области составляют:

- на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счёт средств бюджета Ивановской области на 2021 год - 338,90 рубля, на 2022 год - 339,80 рубля (абзац 3);

- на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счёт средств бюджета Ивановской области на 2021 год - 951,00 рубля, на 2022 год - 953,80 рубля (абзац 4);

- на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров за счёт средств бюджета Ивановской области на 2021 год 8250,0 рубля, на 2022 год - 8 325,0 рубля (абзац 7);

- на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счёт средств бюджета Ивановской области на 2021 год 49 551,5 рубля, на 2022 год - 49 671,5 рубля (абзац 8);

- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода), за счёт средств межбюджетного трансферта, передаваемого из областного бюджета в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области на 2021 и 2022 годы - 1 089,7 рубля (абзац 11).

Средние подушевые нормативы финансирования затрат на оказание медицинской помощи, предоставляемой гражданам Ивановской области, установлены в пункте 7.3. раздела VII Территориальной программы в следующих размерах:

- за счёт бюджетных ассигнований бюджета Ивановской области (в расчёте на 1 жителя, включая средства областного бюджета, передаваемые из областного бюджета в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области на финансовое обеспечение паллиативной медицинской помощи, проведение мероприятий по пренатальной (дородовой) диагностике, неонатального скрининга) в 2020 году - 2 705,6 рубля, в 2021 году - 1722,1 рубля, в 2022 году - 1 739,0 рубля (абзац 2);

- за счёт средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счёт субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования (без расходов на обеспечение выполнения территориальным фондом обязательного медицинского страхования Ивановской области своих функций) (в расчёте на 1 застрахованное лицо) в 2020 году - 12 640,1 рубля, в 2021 году - 13402,6 рубля, в 2022 году - 14 131,7 рубля (абзац 3).

В разделе 1 Приложения 1 к Территориальной программе приведен Перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с установленным частью 1 статьи 4 Закона Ивановской области от 12 ноября 2012 г. №93-ОЗ «Об отдельных вопросах организации охраны здоровья граждан в Ивановской области» перечнем групп населения и категорий заболевания, при лечении которых в амбулаторных условиях лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия предоставляются бесплатно (далее – Перечень лекарственных препаратов), который сформирован в объеме менее утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год (далее – Перечень ЖНВЛП).

Заместитель прокурора Ивановской области обратился в суд с административным иском к Правительству Ивановской области, в котором с учетом уточнения в судебном заседании просит признать приведенные выше положения Территориальной программы несоответствующими Федеральным законам от 21 ноября 2011 г. № 323-ФФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу ввиду установления ими нормативов объема медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевых нормативов финансирования ниже соответствующих нормативов, установленных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. № 1610 (далее – Программа государственных гарантий, Федеральная программа).

Перечень лекарственных препаратов (Приложение 1 к Территориальной программе) просит признать недействующим в части отсутствия в нем следующих 14-ти лекарственных препаратов, которые должны предоставляться бесплатно для амбулаторного лечения установленного законом перечня групп населения и категорий заболевания:

капреомицин – лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения,

этионамид,

анатоксин дифтерийный,

анатоксин дифтерийно – столбнячный,

анатоксин столбнячный,

антитоксин яда гадюки обыкновенной,

сыворотка противоботулиническая,

сыворотка противогангренозная поливалентная концентрированная лошадиная жидкая,

сыворотка противодифтерийная,

сыворотка противостолбнячная,

аспарагиназа,

вакцина для лечения рака мочевого пузыря БЦЖ,

аллергены бактерий,

аллерген бактерий (туберкулёзный рекомбинантный).

По мнению административного истца, Территориальная программа в оспариваемой части нарушает права жителей Ивановской области на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в том объеме, который установлен Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Хохлова А.П. поддержала административный иск в уточненной редакции.

Представитель административного ответчика – Правительства Ивановской области Соколов Д.В. административный иск не признал, указав, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Ивановской области, надлежащим образом опубликовано; установление в Территориальной программе нормативов в меньшем размере, чем это предусмотрено Федеральной программой, как и формирование Перечня лекарственных препаратов в объеме менее предусмотренного федеральным нормативным актом Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов не противоречит федеральному законодательству, поскольку упомянутые нормативы и Перечень установлены с учетом критериев, предусмотренных частью 4 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ.

Представитель заинтересованного лица – Департамента здравоохранения Ивановской области Паршина А.А., поддержав правовую позицию Правительства Ивановской области, возражала против удовлетворения административного иска, дополнительно указав на то, что в оспариваемый прокурором Перечень лекарственных препаратов включены лекарственные препараты по международному непатентованному наименованию (далее – МНН), допустимые к применению исключительно в амбулаторных условиях. В рамках проведения Министерством здравоохранения Российской Федерации мониторинга Территориальной программы сделано заключение, в котором Ивановской области рекомендовано дополнить Перечень лекарственных препаратов 14-ю наименованиями (в соответствии с МНН) из федерального Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Вместе с тем выразила несогласие с требованиями прокурора в части оспаривания Перечня лекарственных препаратов по мотивам отсутствия в нем лекарственного препарата капреомицин в лекарственной форме лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения, поскольку с учетом рекомендаций по его применению для лечения туберкулеза легких, длительности и частоты его введения полагает, что данный лекарственный препарат предназначен для применения в стационарных условиях, что исключает необходимость его включения в оспариваемый Перечень. При этом указала на отсутствие доказательств нарушения прав жителей Ивановской области при оказании медицинской помощи в связи с установлением оспариваемых нормативов и Перечня лекарственных препаратов в объеме, предусмотренном приложением 1 к Территориальной программе.

Представитель заинтересованного лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области (далее – ТФОМС) Малахова К.Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, полагая необоснованным требование прокурора о признании несоответствующим закону абзаца 3 пункта 7.3. раздела VII Территориальной программы, устанавливающего средний подушевой норматив финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций ФФОМС, который формируется из двух составляющих: субвенция из бюджета ФФОМС 1 на застрахованное лицо без учета расходов на обеспечение выполнения территориальным фондом своих функций (12640,1 рубля – на 2020 г., 13402,6 рубля – на 2021 г., 14131,7 рублей – на 2021 г.) и непосредственно указанные расходы на 1 застрахованное лицо (59,1 рубля – на 2020 г., 59 рублей – на 2021 г., 61,3 рубля – на 2021 г.), что в сумме соответствует федеральному нормативу на 2020 г. – в размере 12699,2 рубля, 2021 г. – 13461,6 рубля, на 2022 г. – 14193 рубля соответственно. При этом иного источника финансирования управленческих расходов аппарата ТФОМС Ивановской области, как только средства, предусмотренные на реализацию территориальной программы государственных гарантий, не предусмотрено.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 названного Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

В соответствии с Уставом Ивановской области, принятым Ивановской областной Думой 29 января 2009 года (далее – Устав), Правительство Ивановской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ивановской области (часть 1 статьи 59). Губернатор Ивановской области является Председателем Правительства Ивановской области (статьи 42 Устава).

Согласно статье 60 Устава Правительство Ивановской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Ивановской области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

В силу статьи 10 Закона Ивановской области «О Правительстве Ивановской области и исполнительных органах государственной власти Ивановской области» от 6 мая 2011 года № 42-ОЗ правовые акты Правительства Ивановской области, имеющие нормативный характер, оформляются постановлениями Правительства Ивановской области.

На основании части 1.4 статьи 2 Закона Ивановской области «О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации» от 23 ноября 1994 г. № 27-ОЗ официальным опубликованием законов Ивановской области и иных правовых актов Ивановской области также является первое размещение их полных текстов на «Официальном интернет-портале правовой информации» http://www.pravo.gov.ru в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Текст постановления № 560-п от 31 декабря 2019 г., которым утверждена оспариваемая в части Территориальная программа, был размещен (опубликован) на официальном сайте Правительства Ивановской области и «Официальном интернет-портале правовой информации» (http://www.pravo.gov.ru) 31 декабря 2019 г.

Таким образом, оспариваемый прокурором нормативный правовой акт принят Правительством Ивановской области в пределах предоставленных полномочий и вступил в силу.

Проверяя оспариваемую часть нормативного правового акта на предмет соответствия требованиям нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (статья 7, часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

В силу статьи 4, пункта 5 статьи 10 Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. к основным принципам охраны здоровья относятся соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии спрограммойгосударственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с частью 2 статьи 19 приведенного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по разработке, утверждению и реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и в связи с этим включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установил объемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере.

Из содержания статей 80 и 81 данного закона следует, что программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи признается программа, утвержденная Правительством Российской Федерации и устанавливающая, в том числе, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, а также требования к разработке, утверждению и реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Одним из таких принципиальных требований является то, что территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 1 статьи 81).

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. № 1610 (далее – Федеральная программа).

Предписание о необходимости принимать территориальную программу в соответствии с Федеральной программой содержится в абзаце 3 раздела I (Общие положения) этой программы.

В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования; территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность повышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи (части 2 и 3 статьи 81 Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г.).

В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010г. № 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.

Норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 3 статьи 36 приведенного Федерального закона).

Поскольку базовая программа обязательного медицинского страхования, являющаяся в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании обязательной частью Федеральной программы, действует на всей территории России и гарантирует объем медицинской помощи, которую имеет право получить застрахованное лицо на всей территории Российской Федерации при наступлении страхового случая, предусмотренного базовой программой обязательного медицинского страхования в объеме, определенном этой программой, территориальная программа обязательного медицинского страхования также должна гарантировать объем медицинской помощи застрахованному лицу не ниже закрепленного в базовой программе или более широкий перечень страховых случаев, видов и объемов медицинской помощи.

Средние нормативы объема медицинской помощи определены в разделе VI Федеральной программы, в разделе VII Федеральной программы установлены средние подушевые нормативы финансирования как за счет средств соответствующих бюджетов, так и за счет средств обязательного медицинского страхования, которые носят базовый характер и являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи.

Как следует из содержания раздела VI Федеральной программы, средние нормативы объема медицинской помощи, устанавливаемые по видам, условиям и формам ее оказания в целом по Программе и определяемые в единицах объема в расчете на 1 жителя (на 1 застрахованное лицо по базовой программе обязательного медицинского страхования) в год, используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой (абзац первый).

В абзацах 24 и 25 этого же раздела предусмотрено, что субъектами Российской Федерации на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания устанавливаются дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на 1 жителя с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей регионов. В части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, с учетом более низкого, по сравнению со среднероссийским, уровня заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний на основе реальной потребности населения, установленные в территориальных программах дифференцированные нормативы объема медицинской помощи могут быть обоснованно ниже средних нормативов, предусмотренных настоящим разделом Федеральной программы.

Федеральный законодатель также предусматривает возможность учитывать при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не только порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, действие которых распространяется на всю территорию Российской Федерации, но и особенности половозрастного состава населения, уровень и структуру заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики, климатические и географические особенности региона и транспортную доступность медицинских организаций, а также сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, в том числе уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 4 статьи 81 Федерального закона № 323-ФЗ).

Таким образом, федеральным законодательством не исключается возможность установления нормативов объема медицинской помощи, финансируемых за счетов бюджетов субъекта Российской Федерации, отличных от средних нормативов объема медицинской помощи, установленных Федеральной программой, исключительно в том случае, если названные нормативы утверждены с учетом перечисленных выше объективных обстоятельств.

Так, абзацем 5 раздела VI Федеральной программы установлено, что средние нормативы объема медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической и иными целями (включая посещения, связанные с профилактическими мероприятиями, в том числе посещения центров здоровья, посещения среднего медицинского персонала и разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования, а также посещения центров амбулаторной онкологической помощи) за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 2020 - 2022 годы составляют 0,73 посещения на 1 жителя (включая медицинскую помощь, оказываемую выездными психиатрическими бригадами).

Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2020 год предусмотрены разделом VII Федеральной программы и составляют:

- на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинскими организациями (их структурными подразделениями) медицинской помощи в амбулаторных условиях за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (включая расходы на оказание медицинской помощи выездными психиатрическими бригадами, расходы на оказание паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому) - 457,2 рубля (абзац 5);

- на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов - 1325,8 рубля (абзац 8);

- на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 13541,2 рубля (абзац 15);

- на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 78432,1 рубля (абзац 16);

- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода), - 2099,8 рубля (абзац 18).

На 2021 и 2022 годы указанные средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи установлены разделом VII Федеральной программой в следующих размерах:

- на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинскими организациями (их структурными подразделениями) медицинской помощи в амбулаторных условиях за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (включая расходы на оказание медицинской помощи выездными психиатрическими бригадами, расходы на оказание паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому) на 2021 год - 475,5 рубля, на 2022 год - 504,5 рубля (абзац 25);

- на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 2021 год - 1378,9 рубля, на 2022 год - 1462,9 рубля (абзац 28);

- на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов на 2021 год - 14082,9 рубля, на 2022 год - 14930,5 рубля (абзац 29);

- на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов на 2021 год - 81569,4 рубля, на 2022 год - 86382 рубля (абзац 30);

- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода), на 2021 год - 2183,8 рубля, на 2022 год - 2312 рублей (абзац 32).

В соответствии с абзацами 36-38, 46 раздела VII Федеральной программы подушевые нормативы финансирования устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из средних нормативов, предусмотренных разделом VI и настоящим разделом Программы.

Подушевые нормативы финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования устанавливаются с учетом соответствующих коэффициентов дифференциации, рассчитанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 462 «О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования».

Подушевые нормативы финансирования за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов устанавливаются с учетом региональных особенностей и обеспечивают выполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в том числе в части заработной платы медицинских работников.

В рамках подушевого норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования субъект Российской Федерации может устанавливать дифференцированные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в расчете на 1 застрахованное лицо по видам, формам, условиям и этапам оказания медицинской помощи с учетом особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, уровня и структуры заболеваемости населения, а также климатических и географических особенностей регионов.

Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют:

- за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на 1 жителя) в 2020 году - 3593,3 рубля, 2021 году - 3737 рублей и 2022 году - 3886,5 рубля (абзац 40);

- за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования (в расчете на 1 застрахованное лицо) в 2020 году - 12699,2 рубля, 2021 году - 13461,6 рубля и 2022 году - 14193 рубля (абзац 41).

Сопоставив оспариваемые положения Территориальной программы с нормами Федеральной программы, устанавливающими средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и средние подушевые нормативы финансирования, суд приходит к выводу о том, что установленные субъектом Российской Федерации (Ивановской областью) нормативы являются значительно заниженными по сравнению с нормативами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании представители административного ответчика и заинтересованного лица в обоснование своих доводов в указанной части сослались на письмо Министерства здравоохранения России от 24 декабря 2019 г. №11-7/И/2-12330 по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и плановый период 2021 года и 2022 годов, содержащее разъяснения о возможности применения в части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, понижающих коэффициентов к средним нормативам объема медицинской помощи, установленным Федеральной программой, с учетом более низкого, по сравнению со среднероссийским, уровня заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатогеографических особенностей регионов, который для Ивановской области определен в размере 0,7 (приложение 4).

Вместе с тем, судом установлено, что оспариваемые нормативы объемов медицинской помощи, установленные абзацем 5 пункта 6.2. раздела VI Территориальной программы, значительно ниже по сравнению с соответствующими нормативами, предусмотренными Федеральной программой, даже с учетом возможности применения вышеназванного понижающего коэффициента и рекомендуемых дифференцированных нормативов объема медицинской помощи, оказываемой за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных разъяснениями Минздрава для Ивановской области и установленных с учетом показателей, перечисленных в части 4 статьи 81 Федерального закона № 323-ФЗ.

При этом Правительством Ивановской области и Департаментом здравоохранения Ивановской области не приведено доказательств проведения соответствующих обоснований и расчетов, подтверждающих наличие объективных обстоятельств, с учетом которых оспариваемые нормативы объема медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема установлены в указанных размерах.

На несоответствие (занижение) оспариваемых нормативов объема медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой за счет бюджетных ассигнований бюджета Ивановской области, соответствующим средним нормативам, установленным Федеральной программой, обращено внимание и в заключении Министерства здравоохранения Российской Федерации по результатам проведения мониторинга формирования и экономического обоснования Территориальной программы, на основании которого даны рекомендации принять меры по обеспечению сбалансированности Территориальной программы в указанной части (л.д.).

Безосновательное снижение нормативов объема медицинской помощи и нормативов финансовых затрат приводит к нарушению прав граждан на получение медицинской помощи в гарантированном объеме, оказываемой без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Доводы представителя ТФОМС Ивановской области в письменном отзыве о соответствии установленных средних подушевых нормативов финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предусмотренных абзацем 3 пункта 7.3. раздела VII Территориальной программы, требованиям Федеральной программы, с учетом их формирования из двух составляющих: субвенция из бюджета ФФОМС на 1 застрахованное лицо без учета расходов на обеспечение выполнения территориальным фондом своих функций (строка 5 таблицы 1 приложения 4 к Территориальной программе) и непосредственно указанные расходы на 1 застрахованное лицо в год (справочная информация к данной таблице), что при суммировании образует соответствующие показатели Федеральной программы, суд полагает необоснованными, исходя из следующего.

В соответствии с абзацем тридцать шестым раздела VII Федеральной программы подушевые нормативы финансирования устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из средних нормативов, предусмотренных разделом VI и указанным разделом Программы, в абзаце сорок первом которого указано, что средний подушевой норматив финансирования, предусмотренный Программой за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования (в расчете на 1 застрахованное лицо) составляет в 2020 году - 12699,2 рубля, 2021 году – 13461,6 рубля и 2022 году - 14193 рубля, что выше, чем предусмотрено оспариваемой нормой Территориальной программы.

Минздрав России в разделе 4 письма от 24 декабря 2019 г. № 11-7/И/2-12330 разъяснил, что стоимость территориальной программы обязательного медицинского страхования в части базовой программы определяется путем умножения величины среднего подушевого норматива финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования, установленного Программой на 2020 год (12699,2 рубля) на коэффициент дифференциации и на численность застрахованных лиц в субъекте Российской Федерации по состоянию на 1 января 2019 года. Определенная таким образом стоимость территориальной программы обязательного медицинского страхования средства на обеспечение выполнения территориальными фондами обязательного медицинского страхования своих функций не включает.

Указанные средства подлежат отражению в качестве справочной информации в приложении к территориальной программе государственных гарантий по форме в соответствии с приложением 1 к данным разъяснениям.

При этом в состав среднего подушевого норматива финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования, установленного Программой, согласно разделу 6 данных разъяснений входят: расходы на оказание медицинской помощи в рамках базовой программы; расходы на ведение дела в сфере обязательного медицинского страхования; финансовое обеспечение мероприятий по диспансеризации определенных групп населения, диспансерному наблюдению, профилактическим медицинским осмотрам в соответствии с порядками, установленными Министерством здравоохранения Российской Федерации; расходы на финансовое обеспечение осуществления стимулирующих денежных выплат, в том числе: врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушерам (акушеркам), медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; врачам, фельдшерам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за оказанную скорую медицинскую помощь вне медицинской организации; врачам-специалистам за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

Федеральное законодательство не содержит предписаний о необходимости включения в размер среднего подушевого норматива финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования расходов на обеспечение выполнения территориальным фондом обязательного медицинского страхования своих функций, а также возможности установления в Территориальной программе указанных нормативов ниже, чем предусмотрено Федеральной программой. Кроме того, как следует из предписания Счетной палаты Российской Федерации от 27 апреля 2015 г. № ПП 01-7/12-03, упомянутые расходы на обеспечение выполнения территориальными фондами обязательного медицинского страхования своих функций, указанных в бюджете территориальных фондов обязательного медицинского страхования, не могут быть включены в территориальные программы ОМС, поскольку данные расходы надлежит отражать по строке 395 01 00 «Общегосударственные вопросы», по ЦСР 001 55 00 «Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов».

Ссылки на положения части 7 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предусматривающей исчисление объема субвенций, предоставляемых, в том числе бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, с учетом затрат на организацию осуществления указанных функций, не свидетельствуют о возможности включения этих расходов в средний подушевой норматив финансирования.

Указанные положения закона не изменяют нормативных предписаний, содержащихся в разделе VП Федеральной программы, согласно которым подушевые нормативы финансирования органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются исходя из средних нормативов объема медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, предусмотренных разделами VI и VII Федеральной программы и с учетом коэффициентов дифференциации.

Таким образом, вопреки утверждению ответчика расходы на обеспечение выполнения территориальными фондами обязательного медицинского страхования своих функций в перечень расходов, учитываемых при определении среднего подушевого норматива финансирования, не входят.

Принимая во внимание, что в размер среднего подушевого норматива финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования не включаются расходы на обеспечение выполнения территориальным фондом обязательного медицинского страхования своих функций, положения абзаца третьего пункта 7.3. раздела VII Территориальной программы не соответствуют предписаниям Федеральной программы.

Доводы апелляционной жалобы о том, что субвенции Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования являются единственным источником финансирования названных расходов, также безосновательны.

Согласно перечню доходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области на 2020 год (Приложение 1 к Закону Ивановской области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» от 16 декабря 2019 г. № 74-ОЗ) субвенции на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования являются одним из нескольких видов доходов бюджета фонда.

В то же время предусмотренная приложением 4 к поименованному Закону Ивановской области сумма бюджетных ассигнований, предназначенных на обеспечение деятельности аппарата территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области (58360610,50 руб.), соответствующая определенной в приложении 4 к Территориальной программе и учтенной ответчиком в составе оспариваемого подушевого норматива на 2020 год сумме расходов на обеспечение выполнения ТФОМС своих функций (58360,6 тыс. руб.) относится к расходам на непрограммные направления деятельности территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области (код раздела, подраздела 0113 «Другие общегосударственные вопросы»), тогда как финансирование основного мероприятия «Организация выполнения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования» на сумму 12553861794,07 рубля представляет собой иной вид расходов – «Здравоохранение» (код раздела, подраздела 0909 «Другие вопросы в области здравоохранения»).

Согласно пункту 18.2.1 раздела III приложения к приказу Минфина России от 6 июня 2019 г. № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» по подразделу 0113 «Другие общегосударственные вопросы» классификации расходов бюджетов подлежат отражению в том числе расходы на обеспечение выполнения функций аппаратами государственных внебюджетных фондов.

На основании пункта 18.2.9 указанного Порядка по подразделу 0909 «Другие вопросы в области здравоохранения» классификации расходов бюджетов отражаются в том числе расходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования по финансированию страховых медицинских организаций по дифференцированным среднедушевым нормативам для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Таким образом, расходы на выполнение Территориальным фондом обязательного медицинского страхования своих функций не могут осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенции Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а потому не подлежат учету в составе подушевого норматива финансирования за счет указанных средств.

Решение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, и подпунктом 21.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Разделом V Федеральной программы определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

Согласно разделу VIII Федеральной программы территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. №2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год, в который в том числе включены такие лекарственные препараты как капреомицин в лекарственной форме лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения, этионамид, анатоксин дифтерийный, анатоксин дифтерийно – столбнячный, анатоксин столбнячный, антитоксин яда гадюки обыкновенной, сыворотка противоботулиническая, сыворотка противогангренозная поливалентная концентрированная лошадиная жидкая, сыворотка противодифтерийная, сыворотка противостолбнячная, аспарагиназа, вакцина для лечения рака мочевого пузыря БЦЖ, аллергены бактерий, аллерген бактерий (туберкулёзный рекомбинантный).

Из анализа приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель, устанавливая льготное (бесплатно или со скидкой) обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, который субъект Российской Федерации может только дополнить. Иных полномочий в сфере обеспечения лекарственными препаратами граждан субъекта Российской Федерации федеральным законодательством не предусмотрено.

Вопреки указанным требованиям утвержденный в рамках Территориальной программы госгарантий Перечень лекарственных препаратов не содержит в себе перечисленных выше лекарственных препаратов, что ограничивает круг лиц, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов за счет средств бюджета субъекта федерации.

Представитель Департамента здравоохранения Ивановской области в данной части требований возражал относительно правомерности включения в территориальный перечень такого лекарственного препарата как капреомицин в лекарственной форме лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения, ссылаясь на его применение в стационарных условиях с учетом разъяснений Минздрава России в письме от 3 июля 2020 г. №25-0/1225. В отношении остальной части приведенных прокурором лекарственных препаратов возражений не поступило.

Вместе с тем суд не может согласиться с доводами представителя Департамента здравоохранения Ивановской области в связи со следующим.

Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890, лицам с заболеванием «туберкулез» предусмотрено бесплатное предоставление противотуберкулезных препаратов.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (часть 1 статьи 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (пункт 1 части 4 статьи 81).

Стандартами медицинской помощи больным с разными видами туберкулеза легких в качестве средства для лечения этого заболевания определено лекарственное средство капреомицин.

Согласно инструкции по медицинскому применению капреомицина в лекарственной форме лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения этот препарат относится к противотуберкулезным препаратам II ряда.

Как следует из ответа Минздрава России от 3 июля 2020 г. на запрос суда, ежегодно Минздравом России формируется рекомендуемый перечень лекарственных препаратов на основе перечня ЖНВЛП на текущий год с учетом информации, содержащейся в инструкциях для медицинского применения каждого лекарственного препарата, а также в рамках норм приказа Минздрава России от 14 января 2019 г. № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

В соответствии с Приказом № 4н оформление рецептов на лекарственные препараты для лечения граждан, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, должно осуществляться медицинскими работниками, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях. При этом медицинским работникам запрещается выписывать рецепты на лекарственные препараты, которые в соответствии с инструкцией по медицинскому применению используются только в медицинских организациях.

Согласно инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата капреомицин в разделе «условия отпуска» данный препарат отпускается по рецепту. Таким образом, на него не распространяется запрет по его назначению амбулаторным больным.

При этом ссылка на продолжительность и частоту введения препарата, с учетом которых представителем Департамента здравоохранения Ивановской области сделан вывод о его применении преимущественно в стационарных условиях, не исключает его применение при амбулаторном лечении.

Изложенное подтверждается также и рекомендованным Минздравом России списком лекарственных препаратов для включения в территориальный Перечень лекарственных препаратов, направленным в Департамент здравоохранения Ивановской области, в котором отсутствует указание на применение капремиоцина в лекарственной форме лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения исключительно в стационарных условиях. В свою очередь в отношении двух других лекарственных форм капреомицина (порошки для приготовления растворов) такое указание значится.

При установленных обстоятельствах оспариваемые прокурором положения Территориальной программы не соответствуют требованиям вышеприведенных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, имеющих большую юридическую силу, что вопреки доводам административного ответчика нарушает право неопределенного круга лиц – жителей Ивановской области на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объеме, установленном Правительством Российской Федерации, и в силу частей 1, 2 и 3 статьи 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для признания Территориальной программы в оспариваемой части недействующей.

С учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абзаце третьем пункта 38 постановления от 25 декабря 2018 г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» и исходя из того, что оспариваемые прокурором отдельные положения Территориальной программы применяются, на основании чего реализуются права граждан и организаций, а учреждения области в сфере здравоохранения для реализации Территориальной программы получают средства из областного бюджета, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления и признании оспариваемых отдельных положений Территориальной программы недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Ивановской области удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу следующие положения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 31 декабря 2019 года № 560-п:

в разделе VI «Средние нормативы объема медицинской помощи»:

абзац 5 пункта 6.2. в части установления для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения, связанные с профилактическими мероприятиями, в том числе посещения центров здоровья, а также посещения среднего медицинского персонала и разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желёз и челюстей, за исключением зубного протезирования, а также посещения центров амбулаторной онкологической помощи), за счёт бюджетных ассигнований бюджета Ивановской области на 2020 год - 0,237 посещения на 1 жителя; 2021 год - 0,239 посещения на 1 жителя; 2022 год - 0,241 посещения на 1 жителя;

в разделе VII «Средние нормативы объема финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования»:

абзац 3 пункта 7.1. в части установления на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Ивановской области на 2020 год - 368,4 рубля;

абзац 4 пункта 7.1. в части установления на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счёт средств бюджета Ивановской области на 2020 год - 1 002,5 рубля;

абзац 14 пункта 7.1. в части установления на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров за счёт средств бюджета Ивановской области на 2020 год - 8175,0 рубля;

абзац 15 пункта 7.1. в части установления на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счёт средств бюджета Ивановской области на 2020 год - 65 570,4 рубля;

абзац 18 пункта 7.1. в части установления на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода), за счёт средств межбюджетного трансферта, передаваемого из областного бюджета в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области на 2020 год - 1 163,1 рубля;

абзац 3 пункта 7.2. в части установления на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счёт средств бюджета Ивановской области на 2021 год - 338,90 рубля, на 2022 год - 339,80 рубля;

абзац 4 пункта 7.2. в части установления на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счёт средств бюджета Ивановской области на 2021 год - 951,00 рубля, на 2022 год - 953,80 рубля;

абзац 7 пункта 7.2. в части установления на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров за счёт средств бюджета Ивановской области на 2021 год 8250,0 рубля, на 2022 год - 8 325,0 рубля;

абзац 8 пункта 7.2. в части установления на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счёт средств бюджета Ивановской области на 2021 год 49 551,5 рубля, на 2022 год - 49 671,5 рубля;

абзац 11 пункта 7.2. в части установления на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода), за счёт средств межбюджетного трансферта, передаваемого из областного бюджета в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области на 2021 и 2022 годы - 1 089,7 рубля;

абзац 2 пункта 7.3., устанавливающий средние подушевые нормативы финансирования за счёт бюджетных ассигнований бюджета Ивановской области (в расчёте на 1 жителя, включая средства областного бюджета, передаваемые из областного бюджета в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области на финансовое обеспечение паллиативной медицинской помощи, проведение мероприятий по пренатальной (дородовой) диагностике, неонатального скрининга) в 2020 году - 2 705,6 рубля, в 2021 году - 1 722,1 рубля, в 2022 году - 1 739,0 рубля;

абзац 3 пункта 7.3., устанавливающий средние подушевые нормативы финансирования за счёт средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счёт субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования (без расходов на обеспечение выполнения территориальным фондом обязательного медицинского страхования Ивановской области своих функций) (в расчёте на 1 застрахованное лицо) в 2020 году - 12 640,1 рубля, в 2021 году - 13402,6 рубля, в 2022 году - 14 131,7 рубля;

раздел 1 Приложения 1 «Перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с установленным частью 1 статьи 4 Закона Ивановской области от 12.11.2012 № 93-ОЗ «Об отдельных вопросах организации охраны здоровья граждан в Ивановской области» перечнем групп населения и категорий заболевания, при лечении которых в амбулаторных условиях лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия предоставляются бесплатно» в части отсутствия в нем следующих лекарственных препаратов:

капреомицин – лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения,

этионамид,

анатоксин дифтерийный,

анатоксин дифтерийно – столбнячный,

анатоксин столбнячный,

антитоксин яда гадюки обыкновенной,

сыворотка противоботулиническая,

сыворотка противогангренозная поливалентная концентрированная лошадиная жидкая,

сыворотка противодифтерийная,

сыворотка противостолбнячная,

аспарагиназа,

вакцина для лечения рака мочевого пузыря БЦЖ,

аллергены бактерий,

аллерген бактерий (туберкулёзный рекомбинантный).

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о его принятии на официальном сайте Правительства Ивановской области ивановообл.ру и официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, где был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Запятова Н.А.