Дело № 3а-15/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 апреля 2022 года г. Иваново
Ивановский областной суд в составе:
председательствующего судьи Запятовой Н.А.
при секретаре судебного заседания Жаворонковой Е.А.
с участием прокурора Гурьевой Е.А.,
а также представителей:
административного истца – Живова А.А.,
административного ответчика – Карика О.Н., Конновой Е.А., Назаровой О.А., заинтересованного лица – Костерина И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Промэнергосеть-Лежнево» о признании недействующими в части постановлений Департамента энергетики и тарифов Ивановской области № 55-э/1 от 10 декабря 2021 г. «О внесении изменений в постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 27.12.2019 № 61-э/2 «Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2020 - 2022 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования», 61-э/1 от 30 декабря 2021 г. «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области», № 61-э/2 от 30 декабря 2021 г. «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями <адрес> на 2022 год»,
установил:
постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее – Департамент) от 27 декабря 2019 г. № 61-э/2 «Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2020 - 2022 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования» для территориальных сетевых организаций Ивановской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, установлены долгосрочные параметры регулирования и необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования 2020 - 2022 годы (без учета оплаты потерь).
Указанным постановлением, в частности, для Общества с ограниченной ответственностью «Промэнергосеть-Лежнево» (далее – ООО «Промэнергосеть-Лежнево», Общество, регулируемая организация), необходимая валовая выручка (без учета оплаты потерь) на долгосрочный период регулирования была установлена в строке 3 приложения 2 к указанному постановлению в следующих размерах (тыс. руб.):
33. | ООО «Промэнергосеть-Лежнево» | 2020 | 14166,26 |
2021 | 14603,91 | ||
2022 | 15080,88 |
Постановлением Департамента №55-э/1 от 10 декабря 2021 г. в указанное постановление внесены очередные изменения, которыми строка 3 в приложении 2 изложена в следующей редакции:
ООО «Промэнергосеть-Лежнево» | 2020 | 14166,26 | |
2021 | 14554,07 | ||
2022 | 11491,51 |
Постановлением Департамента № 61-э/1 от 30 декабря 2021 г. «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области» установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области на 2021 год, в строке 12 таблицы 1 приложения 2 к которому необходимая валовая выручка ООО «Промэнергосеть-Лежнево» на 2022 г., учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации, определена в размере 11491,51 тыс. рублей.
Постановлением Департамента от 30 декабря 2021 г. № 61-э/2 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2022 год» индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО «Промэнергосеть-Лежнево» и ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиал «Ивэнерго») установлен в размере 0,60853 руб./кВт·ч в первом полугодии и 0,68221 руб./кВт·ч во втором полугодии 2022 г. (приложение к постановлению).
Указанные постановления опубликованы на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru 17 декабря 2021 г. (постановление Департамента от 10 декабря 2021 г. № 55-э/1) и в официальном печатном издании «Ивановская газета» №3(6440) от 18 января 2022 г. (постановления Департамента от 30 декабря 2021 г. № 61-э/1 и №61-э/2).
ООО «Промэнергосеть-Лежнево», являющееся сетевой организацией, осуществляющей оказание услуг по передаче электрической энергии, обратилось в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором просит признать недействующими постановления Департамента:
- № 55-э/1 от 10 декабря 2021 г. «О внесении изменений в постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 27.12.2019 № 61-э/2 «Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2020 - 2022 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования»;
- 61-э/1 от 30 декабря 2021 г. «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области» в части установления для ООО «Промэнергосеть-Лежнево» необходимой валовой выручки, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год;
- № 61-э/2 от 30 декабря 2021 г. «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2022 год» в части установления для Общества индивидуального тариф на услуги по передаче электрической энергии.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает:
- о необоснованности исключения из расчета условных единиц, а значит и из состава обслуживаемого электросетевого оборудования, используемого в регулируемой деятельности, кабельных линий электропередач 6 кВ от ТП-1 до ТП-11 (протяженностью 3100 м), от 2КТПн-3 до КТП-3 (протяженностью 30 метров) и трансформаторных подстанций КТП-2, КТПн-12, расположенных по адресу: <адрес>, которыми Общество владеет на основании договора аренды сооружения электроэнергетики от 9 января 2019 г. №1/2019, заключенного с ООО «Центр Авиа» с учетом дополнительного соглашения от 8 июня 2020 г., а также кабельных линий электропередач, расположенных по адресу: <адрес>, протяженностью 0,35 км и 0,26 км, которыми Общество владеет на основании договора аренды имущества от 1 сентября 2020 г. №06/01-Я, заключенного с ООО «Ивэнергосервис»;
- о неправомерности связанного с этим исключения из необходимой валовой выручки на 2022 г. расходов на арендную плату за пользование указанными выше объектами электросетевого хозяйства;
- о несогласии со снижением расходов по арендной плате в отношении КВЛ 6кВ от ПС «ИВ-6» до РП-6 (фид. 617Б), переданной Обществу по договору аренды с ООО «Центр Авиа» от 9 января 2019 г. №1/2019, в связи с не принятием Департаментом в расчет ее балансовой стоимости в размере 720 125,39 руб. (с учетом реконструкции) и ее уменьшении до 84 250,33 руб.;
- об отсутствии у органа, осуществляющего тарифное регулирование, правовых оснований для корректировки неподконтрольных расходов по факту 2021 г.
Административный истец полагает, что в рамках тарифной заявки им представлена достаточная совокупность документов, подтверждающих право владения данными объектами электроэнергетики, участвующими в регулируемой деятельности, не подлежащее государственной регистрации в силу того, что спорное имущество является движимым имуществом, входящим в состав единого комплекса электроэнергетики.
В судебном заседании представитель административного истца Живов А.А. поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и письменных пояснениях к нему.
Представители административного ответчика Карика О.Н., Коннова Е.А., Назарова О.А. просили в удовлетворении административного иска отказать, сославшись на доводы письменных возражений, из которых следует, что в материалы тарифного дела ООО «Промэнергосеть-Лежнево» не представлены документы, подтверждающие законное право владения собственниками (арендодателями) указанными в исковом заявлении объектами электросетевого хозяйства, а также отказ Росреестра в регистрации прав на спорные объекты электроэнергетики, как не относящиеся к недвижимому имуществу, вследствие чего данное оборудование было исключено из расчета размера активов электросетевого хозяйства ООО «Промэнергосеть-Лежнево» на 2022 год в условных единицах, а также из расходов по арендной плате.В соответствии со статьей 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, однако право собственности арендодателей в данном случае не подтверждено. Корректировка неподконтрольных расходов по факту 2021 г. произведена за полный год в соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций № 98-э.
Представитель заинтересованного лица ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиал «Ивэнерго») Костерин И.С. согласился с позицией Департамента.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации нормативной валовой выручки (далее – Методические указания), утвержденными Приказом Федеральной Службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э.
На розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
В Ивановской области таким органом в силу подпункта 3.1.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. № 577-п, является названный Департамент.
Согласно пункту 8 Правил регулирования установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.
В силу пункта 12 Правил регулирования организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
В пункте 17 Правил регулирования указано, что к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 настоящих Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прилагают, в том числе, следующие обосновывающие материалы:
- документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности (подпункт 13);
- утвержденные руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенные печатью заявителя (при наличии печати) схемы соединений электрической сети заявителя с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи, указанных в пунктах 1 и 2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» (подпункт 16).
В соответствии с пунктом 22 Правил регулирования регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (пункт 23 Правил регулирования).
В силу пункта 24 Правил основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. № 184.
Решение об установлении тарифа принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа (пункт 25 Правил регулирования).
Из материалов дела следует, что ООО «Промэнергосеть-Лежнево», являясь территориальной сетевой организацией, осуществляет регулируемую деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии (мощности).
Постановлением Департамента от 27 декабря 2019 г. № 61-э/2 «Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2020-2022 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования», в том числе для ООО «Промэнергосеть-Лежнево», были установлены долгосрочные параметры регулирования и необходимая валовая выручка (далее НВВ) на долгосрочный период 2020-2022 годы. При установлении НВВ на долгосрочный период Департаментом применен метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
30 апреля 2021 г. ООО «Промэнергосеть-Лежнево» обратилось в Департамент с предложением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые Обществом потребителям Ивановской области, на 2022 г., в связи с чем было открыто соответствующее тарифное дело.
Заявление содержало перечень расчетных материалов и обосновывающих документов для установления тарифов на 2022 г., в том числе:
Том 1
- прогнозный баланс электроэнергии на 2022 г. (л.д.9-13);
- расчет условных единиц в разрезе электросетевого оборудования (л.д.15,16);
- перечень кабельных, воздушных линий электропередачи, трансформаторных подстанций, используемых ООО «Промэнергосеть-Лежнево» для осуществления регулируемой деятельности (л.д.17-23).
Том 2
- однолинейная схема электроснабжения объектов ООО «Промэнергосеть-Лежнево» к договору аренды сооружения электроэнергетики с ООО «Центр Авиа» от 9 января 2019 г. № 1/2019 (л.д.2);
- акты осуществления технологического присоединения (л.д.3-15); - договор аренды сооружения электроэнергетики от 9 января 2019 г. №1/2019 с ООО «Центр Авиа» (с дополнительным соглашением от 8 июня 2020 г. и передаточными актами) (л.д.16-22);
- заключения кадастрового инженера ООО «Первая координата» на трансформаторные подстанции (л.д.27-31);
- технический план сооружения 2КЛ - 6кВ (л.д.32-61);
- выписки из ЕГРН о права на объекты недвижимости (л.д.62-80);
- акты оказанных услуг по договору аренды сооружения электроэнергетики от 9 января 2019 № 1/2019 (л.д.81-92);
- ведомость амортизации ООО «Центр Авиа» за 2020 г. (л.д.93);
- инвентарные карточки ОС-6 (л.д.94-123)
Том 3
- договор аренды имущества № 06/01-Я от 1 сентября 2020 г. с ООО «Ивэнергосервис» с допсоглашением и актом приема – передачи (л.д.97-107);
- однолинейная схема электроснабжения к договору аренды № 06/01-Я от 1 сентября 2020 г. (л.д.108-143);
- акт о передаче имуществ в уставной капитал ООО «Ивэнергосервис» от 14 июля 2015 г. (л.д.144-156);
- свидетельства о государственной регистрации права, выписки из ЕГРН, кадастровые паспорта (л.д.152-195);
- инвентарные карточки ОС-6 (л.д.196-263);
- оборотно-сальдовые ведомости ООО «Ивэнергосервис» по счету 01 и 02 за 2020 г. (л.д.264-266).
Департаментом проведена экспертиза представленных Обществом материалов, по результатам которой 1 декабря 2021 г. составлено экспертное заключение по корректировке необходимой валовой выручки ООО «Промэнергосеть-Лежнево» на очередной (третий) год долгосрочного периода регулирования – 2022 год, принимаемой в расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по Ивановской области на 2022 год, 20 декабря 2020 г. – экспертные заключения по расчету для ООО «Промэнергосеть-Лежнево» индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, предназначенных для взаиморасчетов со смежными сетевыми организациями, на 2022 год и по расчету единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ивановской области на 2022 год (АД т.1 л.д.96-105, 143-155).
Оспариваемые нормативные правовые акты, которыми установлены необходимая валовая выручка, единые (котловые) и индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2022 год приняты Департаментом на заседании правления при наличии необходимого кворума в соответствии с полномочиями, предоставленными тарифному органу пунктом 5.2 вышеназванного Положения о Департаменте энергетике и тарифов Ивановской области, в подтверждение чему в материалы дела представлены выписки из протоколов № 55/1 от 10 декабря 2021 г., № 61/1 от 30 декабря 2021 г. (т.1 л.д.106-115,131-134).
В соответствии с пунктом 1.4 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, решения данного органа оформляются постановлениями и опубликовываются в «Собрании законодательства Ивановской области» и (или) «Ивановской газете» и (или) размещаются на официальном сайте Правительства Ивановской области (www.ivanovoobl.ru) (пункт 1.4 Положения), что соответствует порядку опубликования и введения в действие, установленному статьей 2 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 г. № 27-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации».
Указанные требования нормативных правовых актов Департаментом выполнены.
Правомочность органа, принявшего оспариваемые постановления, порядок введения в действие и опубликования оспариваемых нормативных правовых актов административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в пределах своих полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области к его форме, порядку принятия и введения в действие.
Проверяя оспариваемые нормативные акты на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании перечисленных в данном пункте долгосрочных параметров регулирования.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (пункт 8 Методических указаний № 98-э).
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования, в соответствии с формулой 2, содержащейся в пункте 11 Методических указаний № 98-э.
Под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
1. Объем обслуживаемого оборудования в условных единицах.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования регулирующими органами определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе размер активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности на соответствующий расчетный год долгосрочного периода регулирования. Аналогичное правило установлено пунктом 7 Методических указаний № 98-э.
В соответствии с пунктом 48 Методических указаний, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 6 августа 2004 г. № 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2), необходимая валовая выручка сетевой организации, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии по сетям высокого, среднего первого, среднего второго и низкого напряжения, распределяется по уровням напряжения по формулам, в которых используются данные о сумме условных единиц по оборудованию, распределенных по уровням напряжения.
Сумма условных единиц по оборудованию определяется в соответствии с приложением 2 к названным методическим указаниям, которое, в свою очередь, содержит две таблицы: №П2.1 (объем воздушных линий электропередач (ВЛЭП) и кабельных линий электропередач (КЛЭП) в условных единицах в зависимости от протяженности, напряжения, конструктивного использования и материала опор) и №П2.2 (объем подстанций 35 - 1150 кВ, трансформаторных подстанций (ТП), комплексных трансформаторных подстанций (КТП) и распределительных пунктов (РП) 0,4 - 20 кВ в условных единицах) (пункт 57 Методических указаний № 20-э).
Согласно пункту 11 Методических указаний № 98-э количество условных единиц является одной из переменных в формулах расчета НВВ на соответствующий год долгосрочного периода регулирования и при ее корректировке; величина подконтрольных расходов на очередной год долгосрочного периода регулирования рассчитывается, в том числе, с учетом изменения количества условных единиц.
На основании представленных материалов в рамках рассмотрения тарифного дела Департамент определил соответствие ООО «Промэнергосеть-Лежнево» пунктам 1, 2 Критериев отнесения к территориальным сетевым организациям.
Согласно экспертному заключению от 1 декабря 2021 г. и протоколу заседания правления Департамента от 10 декабря 2021 г. объем условных единиц электросетевого хозяйства ООО «Промэнергосеть-Лежнево» на 2022 год принят Департаментом в объеме 985,872 у.е.
Регулирующий орган при формировании тарифов исключил из расчета условных единиц, а следовательно, и из затрат на содержание на 2022 г., переданные ООО «Промэнергосеть-Лежнево» следующие объекты электросетевого хозяйства:
- кабельные линии 6 кВ от ТП-1 до ТП-11 (протяженностью 3100 м) и 6 кВ от 2КТПн-3 до КТП-3 (протяженностью 30 метров), а также трансформаторные подстанции КТП-2, КТПн-12, расположенные по адресу: <адрес>, переданные Обществу по договору аренды сооружения электроэнергетики от 9 января 2019 г. №1/2019, заключенному между ООО «Центр Авиа» и ООО «Промэнергосеть-Лежнево», с учетом дополнительного соглашения от 8 июня 2020 г.;
- кабельные линии, расположенные по адресу: <адрес> (протяженностью 0,35 км и 0,26 км), переданные Обществу по договору аренды имущества от 1 сентября 2020 г. №06/01-Я, заключенному между ООО «Ивэнергосервис» и ООО «Промэнергосеть-Лежнево», с учетом дополнительного соглашения от 1 января 2021 г.
Вышеуказанные договоры и акты приема – передачи имущества представлены регулируемой организацией в материалах тарифной заявки (ТД т.2 л.д.16-22, т.3 л.д. 97-107), что соответствует подпункту 13 пункта 17 Правил регулирования.
В обоснование исключения из состава условных единиц указанных кабельных линий и трансформаторных подстанций экспертная группа Департамента (экспертное заключение от 1 декабря 2021 г.), а также правление Департамента (протокол заседания от 10 декабря 2021 г.) сослались на ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийский классификатор основных фондов, принятый Приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст, согласно которому к группировке «СООРУЖЕНИЯ» относятся инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ, к которым могут относиться такие объекты, как линии связи и электропередачи, а также требования статьи 130 ГК РФ, относящей к недвижимым вещам все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, на основании которых сделан вывод, что указанное спорное имущество является недвижимым имуществом, переход прав на которое в силу статьи 219 ГК РФ подлежит обязательной государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации.
Как следует из содержания протокола заседания Правления от 10 декабря 2021 г. и дополнительных пояснений представителей административного ответчика в судебном заседании, в рамках рассмотрения тарифной заявки Департаментом у регулируемой организации запрашивались дополнительные документы, подтверждающие права владения арендодателями спорными объектами электросетевого хозяйства, во исполнение которых были представлены:
- инвентарные карточки учета объектов основных средств ОС-6, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01 и 02 в отношении всех спорных объектов;
- заключения кадастрового инженера ООО «Первая координата» о том, что спорное имущество, переданное по договору аренды, заключенному с ООО «Центр Авиа», является движимым;
- технический план единого сооружения 2КЛ-6кВ от ТП-11 до КТНп-12;
- акт от 14 мая 2015 г. о передаче имущества в уставной капитал ООО «Ивэнергосервис» от ФИО9;
- реестр ГБР и актов о технологическом присоединении к договору аренды с ООО «Ивэнергосервис».
В свою очередь Департаментом из Управления Росреестра были запрошены выписки из ЕГРН в отношении указанных объектов и договор купли-продажи от 1 октября 2013 г. № 1, заключенный между ОАО «Авиационное предприятие «Золотое кольцо» и ООО «Центр Авиа» (АД л.д.118-130), на который административный истец ссылался как на основание наличия у ООО «Центр Авиа» права собственности на переданное в аренду Обществу имущество.
На основе анализа представленного договора купли-продажи от 1 октября 2013 г. Департаментом установлено, что трансформаторные подстанции КТП-2, КТПн-12, кабельные линии 6 кВ от ТП-1 до ТП-11 (протяженностью 3100 м) и от 2КТПн-3 до КТП-3 (протяженностью 30 м) в данном договоре отсутствуют.
Одновременно из ответа ООО «Промэнергосеть-Лежнево» от 25 июня 2021 г. №63-06 на запрос Департамента от 21 июня 2021 г. следовало, что объекты, в том числе кабельные линии, расположенные по адресу <адрес>, используемые Обществом в регулируемой деятельности на основании договора аренды с ООО «Ивэнергосервис», в уставной капитал которого они были переданы физическим лицом ФИО9 по акту от 14 мая 2015 г., не зарегистрированы в органах Росреестра по Ивановской области, Обществом ведутся работы по постановке их на государственный кадастровый учет.
В этой связи Департамент пришел к заключению об отсутствии (не подтверждении) на момент установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) для ООО «Промэнергосеть-Лежнево» на 2022 г. законного права владения арендодателя (ООО «Ивэнергосервис») в отношении данного имущества, равно как и законного права владения физического лица ФИО9 при передаче данного имущества в уставный капитал ООО «Ивэнергосервис».
Таким образом, регулирующий орган посчитал, что в материалы тарифного дела ООО «Промэнергосеть-Лежнево» не представлены документы, подтверждающие законное права владения собственниками (арендодателями) указанными в исковом заявлении объектами электросетевого хозяйства, а также отказ в регистрации прав на объекты электроэнергетики, как не относящиеся к недвижимому имуществу, вследствие чего данное оборудование было исключено при расчете объема условных единиц электросетевого хозяйства ООО «Промэнергосеть-Лежнево» на 2022 год.
Суд в данной ситуации не может согласиться с таким подходом Департамента к вопросу исключения электросетевого оборудования из объема условных единиц по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
К объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (абзац 11 статьи 3 Закона об электроэнергетике).
Из пункта 3.1 ГОСТ Р 53316-2009. «Национальный стандарт Российской Федерации. Кабельные линии. Сохранение работоспособности в условиях пожара. Метод испытания», утвержденного и введенного в действие приказом Ростехрегулирования от 18 февраля 2009 г. № 92-ст, следует, что кабельная линия - это линия, предназначенная для передачи электроэнергии, отдельных ее импульсов или оптических сигналов и состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей (проводов, токопроводов) с соединительными, стопорными и конечными муфтами (уплотнениями) и крепежными деталями, проложенная согласно требованиям технической документации в коробах, гибких трубах, на лотках, роликах, тросах, изоляторах, свободным подвешиванием, а также непосредственно по поверхности стен и потолков и в пустотах строительных конструкций или другим способом.
Согласно пункту 4.2.6. Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20 июня 2003 г. № 242, трансформаторная подстанция - электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, РУ, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.
Комплектная трансформаторная ПС (КТП) - ПС, состоящая из трансформаторов, блоков (КРУ и КРУН) и других элементов, поставляемых в собранном или полностью подготовленном на заводе-изготовителе к сборке виде (пункт 4.2.10.).
Для передачи электрической энергии необходимо технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, которое осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер (пункт 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике).
В силу пункта 43 Методических указаний № 20-э/2 расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечивается, в том числе, содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей.
Подпунктом 13 пункта 17 Правил регулирования предусмотрено, что к заявлению об установлении тарифов регулируемой организацией должны быть приложены документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности в течение периода регулирования, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности.
Из содержания приведенных норм следует, что в составе активов регулируемой организации могут быть учтены те объекты, которые непосредственно связаны с передачей электрической энергии и позволяют осуществлять регулируемую деятельность, при этом права на данное имущество должны быть подтверждены документами, представленными в составе тарифного предложения.
В материалы тарифного дела регулируемой организацией были представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие законное право владения объектами электросетевого хозяйства:
- договор аренды имущества от 9 января 2019 г. №1/2019, заключенный с ООО «Центр Авиа» на срок до 31 декабря 2023 г., с дополнительным соглашением от 8 июня 2020 г., зарегистрированные в установленном порядке в органах Росреестра, в передаточном акте к которому спорные объекты (кабельные линии 6кВ от ТП-1 до ТП-11 (протяженностью 3100 м) и от 2КТПн-3 до КТП-3 (протяженностью 30 метров), а также трансформаторные подстанции КТП-2, КТПн-12) указаны за номерами 8, 16, 27, 28;
- договор аренды от 1 сентября 2020 г. №06/01-Я с ООО «Ивэнергосервис», заключенный на неопределенный срок и не требующий в силу статьи 651 ГК РФ такой регистрации, в приложении к которому в перечне переданного оборудования кабельные линии протяженностью 0,35 км и 0,26 км указаны за номерами 17,20.
Указанные правоустанавливающие документы подтверждают законные основания владения Обществом объектами, используемыми для осуществления деятельности в течение периода регулирования.
Спорные кабельные линии и трансформаторные подстанции указаны в представленных в рамках тарифной заявки перечнях принадлежащего регулируемой организации электросетевого оборудования с указанием на их характеристики (наименование, тип, уровень напряжение, протяженность, место установки) (ТД т.1 л.д.17-28).
Участие спорных объектов в регулируемой деятельности по передаче электрической энергии подтверждено представленными однолинейными схемами электроснабжения с указанием на присоединенных к ним абонентов (ТД т. 2 л.д.1, т.3 л.д.110, АД т.2 л.д.94-95) и актами об осуществлении технологического присоединения потребителей.
Так, согласно схеме электроснабжения П/СТ Ив-6110/6 спорные кабельные линии 6 кВ от ТП-1 до ТП-11 (протяженностью 3100 м) и 6 кВ от 2КТПн-3 до КТП-3 (протяженностью 30 метров), а также трансформаторные подстанции КТП-2, КТПн-12 участвуют в передаче электрической энергии потребителям.
Аналогичные факты использования в регулируемой деятельности кабельных линий протяженностью 0,35 км и 0,26 км следуют из однолинейной схемы электроснабжения объектов ООО «Промэнергосеть-Лежнево» ЛЭП-10 кВ <адрес> (ПС «Лежнево-110/10 кВ» ОАО «МРСК Центра и Приволжья»).
Причем Департаментом произведено исключение указанных объектов, которые наряду с другими объектами, не подвергнутыми критике регулятора, функционально составляют единый комплекс электросетевого хозяйства подстанций, предназначенный для снабжения потребителей <адрес> электрической энергией, что позволяет согласиться с мнением административного истца о формальном и нелогичном подходе Департамента к определению состава оборудования.
При этом Общество фактически несет расходы на содержание и обслуживание данных комплексов, что не отрицается административным ответчиком и о чем указано в протоколе заседания правления Департамента от 10 декабря 2021 г.
В подтверждение права владения арендодателями спорными объектами электросетевого хозяйства регулируемой организацией были дополнительно предоставлены инвентарные карточки учета объектов основных средств ОС-6 в отношении каждого спорного объекта, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01 и 02, ведомости амортизации.
При приведенных обстоятельствах доводы Департамента об отсутствии регистрации права собственности арендодателей на спорные объекты, которые, по его мнению, представляют собой объекты недвижимого имуществах, не могут быть приняты во внимание и являться безусловным основанием для их исключения из расчета условных единиц, кроме того, они ничем не подтверждены и опровергнуты административным истцом.
В подтверждение того, что трансформаторные подстанции, переданные по договору аренды с ООО «Центр Авиа», являются движимым имуществом, переход прав на которое не требует государственной регистрации, Обществом представлены заключения ООО «Первая координата» (ТД т.2 л.д.27-31, л.д.53 дополнительных материалов к тарифному делу).
Следует обратить внимание на то, что в передаточном акте от 8 июня 2020 г. к договору аренды с ООО «Центр Авиа» в характеристиках КТПн-12 и КТП-2 нет указания на их площадь, в отличие от других трансформаторных подстанций, что в свою очередь косвенно также подтверждает, что эти сооружения не представляют собой объекты недвижимости.
Кроме того, относительно КТПн-12, согласно заключению кадастрового инженера ООО «Первая координата» от 15 декабря 2020 г. и техническому плану на сооружение электроэнергетики (с кадастровым номером №) 2КЛ-6кВ от трансформаторной подстанции ТП-11 до комплектной трансформаторной подстанции КТПН-12, расположенное по адресу <адрес> (ТД т.2), постановка указанного объекта на кадастровый учет осуществлена основании проектной документации «Электроснабжение ДПРМ 110, установка комплектной трансформаторной подстанции 6/0,4кВ - КТПН-12», а также разрешения от 15 августа 2011 г. на допуск в эксплуатацию энергоустановок. Таким образом, указанные объекты электроснабжения являются единой и неделимой электроустановкой, созданной для передачи электрической энергии.
В материалы тарифного дела (т.2) представлены документация по проекту электроснабжения ДПРМ 110 и на установку комплектной трансформаторной подстанции 6/04кВ – КТПН-12, технические условия на установку комплектной трансформаторной подстанции КТПН-12, выданные ОАО Авиационное предприятие «Золотое кольцо», акт осмотра электроустановки 2КЛ-6кВ от Тп-11 до КТПН-12, КТПН-12 в составе РУ-6кВ (ТД т.2 л.д.43-60).
В этой связи, в силу использования объектов электросетевого хозяйства в составе комплекса, по единому назначению, сама по себе комплектная трансформаторная подстанция КТПН-12 не имеет качеств самостоятельного объекта, поскольку находится в составе единого недвижимого комплекса в понимании статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из ЕГРН от 26 мая 2021 г. (АД т.2 л.д.50-51) сооружение электроэнергетики 2КЛ-6кВ (кадастровый №) от трансформаторной подстанции ТП-11 до комплектной трансформаторной подстанции КТПН-12 является собственностью ООО «Центр Авиа» на основании договора купли-продажи с ОАО «Авиационное предприятие «Золотое кольцо» и обременено арендой в пользу ООО «Промэнергосеть - Лежнево» с 9 января 2019 г. по 31 декабря 2023 г.
В договоре купли-продажи имущества от 1 октября 2013 г., заключенном между ОАО «Авиационное предприятие «Золотое кольцо» и ООО «Центр Авиа», зарегистрированном в установленном порядке, в перечне переданного имущества в строке за номером 675 имеется указание на кабельную линию 6 кВ от ТП-11 до КТПН-12, таким образом, право собственности на это сооружение электроэнергетики, представляющее собой единый объект, перешло к ООО «Центр Авиа».
Указание Департамента на то, что право на объект недвижимости с кадастровым номером № у ООО «Центр Авиа» возникло с 5 августа 2020 г., тем самым, на момент заключения договора аренды от 9 января 2019 г. №1/2019 (между ООО «Центр Авиа» и ООО «Промэнергосеть-Лежнево»), зарегистрированного в органах Росреестра 25 января 2019 г., оборудование с вышеуказанным кадастровым номером ООО «Центр Авиа» на законных основаниях не принадлежало, суд во внимание не принимает.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса. Российской Федерации о договоре аренды», судам необходимо учитывать, что применительно к статье 608 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды, заключенный с лицом, которое в момент передачи вещи в аренду являлось законным владельцем вновь созданного им либо переданного ему недвижимого имущества (например, во исполнение договора купли-продажи) и право собственности которого на недвижимое имущество еще не было зарегистрировано в реестре, также не противоречит положениям статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации и не может быть признан недействительным по названному основанию.
В свою очередь переход права собственности на объекты электросетевого хозяйства к ООО «Ивэнергосервис» на основании акта о передаче имущества от физического лица ФИО9 в уставной капитал ООО «Ивэнергосервис» от 14 июля 2015 г. зарегистрирован в Росреестре в отношении объектов электросетевого хозяйства, являющихся недвижимым имуществом. В отношении кабельных линий протяженностью 0,35 км и 0,26 км переход права не зарегистрирован, однако этот факт сам по себе не может являться достаточным основанием для исключения их из расчета условных единиц и для произвольного уменьшения количества активов по приведенным выше основаниям.
Следовательно, тарифным органом необоснованно из расчета количества условных единиц исключено оборудование, участвующее в регулируемой деятельности Общества.
2. Арендная плата за объекты электросетевого хозяйства.
Согласно пункту 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе, прочие расходы, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки в порядке, предусмотренном пунктом 28 данного документа.
Расходы на аренду объектов электросетевого хозяйства определяются регулирующим органом в соответствии с требованиями подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования, исходя из величины амортизации, налога на имущество, налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.
В силу пункта 27 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).
Таким образом, при определении названных расходов подлежат применению положения специального законодательства о бухгалтерском учете.
Начисление амортизации по объектам основных средств осуществляется в порядке, предусмотренном Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01», утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. №26н (далее – ПБУ 6/01), и действующими в 2021 году Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91-н (далее – Методические указания № 91-н).
На основании пункта 22 Методических указаний № 91-н основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в случаях: приобретения, сооружения и изготовления за плату; сооружения и изготовления самой организацией; поступления от учредителей в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, паевой фонд; поступления от юридических и физических лиц безвозмездно; в иных случаях.
Согласно пунктам 12, 13 данных Методических указаний учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств (унифицированная форма первичной учетной документации по учету основных средств № ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств», утвержденная Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»). Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект.
Заполнение инвентарной карточки (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие инвентарного объекта основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о не начислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.
Как следует из пункта 17 ПБУ 6\10 и пункта 49 Методических указаний №91н, стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено настоящим Положением.
В силу пункта 19 ПБУ 6/01 годовая сумма амортизационных отчислений при линейном способе определяется, исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. Согласно пункту 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости объекта либо списания объекта с бухгалтерского учета (пункт 21 ПБУ 6/01).
По общему правилу, изложенному в пункте 7 ПБУ 6\01, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Таким образом, методические рекомендации связывают проверку наличия у регулируемой организации определенного имущества, с использованием которого осуществляется регулируемая деятельность, его балансовой и остаточной стоимости, норм амортизации, с использованием данных бухгалтерского учета.
Как следует из содержания пункта 2.1 экспертного заключения от 1 декабря 2021 г. «Арендная плата за объекты электросетевого хозяйства», расходы по договору аренды сооружения электроэнергетики с ООО «Центр Авиа», зарегистрированному в органах Росреестра 25 января 2019 г., приняты в размере 279,33 тыс. руб. вместо заявленных 420,32 тыс. руб., из расчета исключены арендуемые по данному договору объекты: трансформаторные подстанции КТП-2, КТПн-12, а также кабельные линии 6 кВ от ТП-1 до ТП-11 (протяженностью 3100 м) и 6 кВ от 2КТПн-3 до КТП-3 (протяженностью 30 метров), поскольку в материалы дела не представлены правоустанавливающие и правоподтверждающие документы, подтверждающие право владения собственника (арендодателя) вышеуказанными объектами электросетевого хозяйства.
По этой же причине сокращены расходы по договору аренды имущества с ООО «Ивэнергосервис» №06/01-Я от 1 сентября 2020 г. и приняты в размере 1 517,14 тыс. руб. вместо заявленных 2 934,54 тыс. руб. с указанием на то, что в отношении кабельных линий, расположенных по адресу <адрес> (в том числе), не представлен также отказ в регистрации права на объекты электроэнергетики, как не относящиеся к недвижимому имуществу, в связи с чем вышеуказанные объекты подлежат исключению при расчете условных единиц на 2022 г.
Исключение указанных объектов из состава условных единиц по вышеприведенным мотивам было признано судом необоснованным.
При этом бухгалтерские документы арендодателей, подтверждающие принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету и величину начисленной амортизации, иные документы, позволяющие проверить первоначальную стоимость объектов основных средств, срок полезного использования, амортизационную группу, амортизацию на плановый период, были представлены регулируемой организацией (инвентарные карточки, оборотно-сальдовые ведомости по счету 01 «Основные средства», по счету 02 «Амортизация основных средств», ведомости амортизации).
Одновременно в приложениях к договорам аренды содержался расчет арендной платы, исходя из балансовой стоимости объектов, амортизационной группы, срока полезного использования, размера амортизационных отчислений.
При этом балансовая стоимость переданного Обществу в аренду имущества, исходя из которой производился расчет арендной платы, соответствует данным бухгалтерского учета.
Таким образом, поскольку на момент издания оспариваемых постановлений сведений о недействительности или расторжении указанных договоров аренды у регулирующего органа не имелось, требования, предусмотренные законом к заключению и оформлению договоров, соблюдены, спорное имущество используется ООО «Промэнергосеть-Лежнево» в регулируемой деятельности, во исполнение договоров аренды осуществляются соответствующие расчеты, документы бухгалтерского учета, подтверждающие уровень амортизации, учитываемый в расчете арендной платы, представлены, то оснований не учитывать в составе затрат Общества расходы по содержанию арендованного имущества и оплате арендных платежей не имелось.
Каких-либо иных причин для отказа в принятии к учету расходов по аренде объектов электросетевого хозяйства в экспертном заключении и протоколе заседании правления Департамента не указано.
Взаимосвязанное толкование пунктов 7 Основ ценообразования, пунктов 17, 24 Правил государственного регулирования цен, пунктов 1, 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, позволяет сделать вывод о том, что обязанностью регулирующего органа является не оценка законности сделок, совершенных регулируемой организацией с целью аренды объектов электросетевого хозяйства, а проверка обоснованности включения в расчет НВВ заявленных расходов по аренде перечисленных объектов электросетевого хозяйства.
Относительно того, что в расчете арендной платы Департаментом изменена балансовая стоимость по КВЛ 6 кВ от ПС «ИВ-6» до РП-6 (фид. 617Б) с 720 125,39 руб. на 84 250,33 руб., Департамент указал на несоответствие сведений о первоначальной стоимости данного объекта, указанной в инвентарной карточке (ТД т.2 л.д.113), стоимости, указанной в договоре купли-продажи от 1 октября 2013 г. № 1 (АД т. 1 л.д. л.д.130 оборот), и отсутствие в материалах тарифного дела документов, подтверждающих проведение мероприятий, повлекших увеличение стоимости объекта.
Суд считает возможным согласиться с таким подходом органа регулирования, поскольку ответственность за достоверность и полноту материалов, прилагаемых к тарифной заявке, лежит на регулируемой организации, не представившей доказательства обоснованности увеличения первоначальной стоимости данного объекта.
Согласно пункту 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (пункт 8 ПБУ 6/01).
Согласно выписке из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от 26 мая 2021 г. основанием перехода прав является договор купли-продажи от 1 октября 2013 г. № 1 от ОАО «Авиационное предприятие «Золотое кольцо» к ООО «Центр Авиа», согласно приложению к которому первоначальная цена вышеуказанного объекта составляет 84 250,33 руб. с НДС (строка 682 перечня).
Согласно графе «Год ввода в эксплуатацию по завершении строительства» выписки из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (АД т. 2 л.д.52-53), а также технического паспорта, представленного органами Росреестра из реестрового дела по вышеуказанному объекту недвижимости (АД т.2 л.д.44-47), год ввода объекта в эксплуатацию – 2007 год.
Кроме того, согласно разделу «Отметки об обследовании» технического паспорта на кабельные и воздушные линии электропередачи 6 кВ дата последнего обследования – 16 августа 2010 г.
Сведения о реконструкции объекта в вышеуказанных документах не содержатся.
Согласно пункту 26 ПБУ 6/01 восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.
Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств (пункт 27 ПБУ 6/01).
В качестве обоснования первоначальной стоимости основных средств ООО «Промэнергосеть-Лежнево» в материалах тарифного дела представило:
- инвентарную карточку учета объекта основных средств от 31 декабря 2018 г. №БП-000031;
- амортизационную ведомость ОС за 2020 год.
В ходе анализа представленных документов Департаментом было установлено, что в инвентарной карточке в разделе 2 «Сведения об объекте основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету» первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету составляет 720 125,39 руб., что не соответствует стоимости основных средств в вышеуказанном договоре купли-продажи, а именно 84 250,33 руб.
Согласно разделам 5, 6 «Изменения первоначальной стоимости объекта основных средств», «Затраты на ремонт» инвентарной карточки учета объекта основных средств от 31 декабря 2018 г. №БП-000031 реконструкция, достройка, дооборудование, частичная ликвидация, модернизация не производились.
В ходе судебного разбирательства административный истец представил дополнительно акты выполненных работ на разработку проектной документации, а также бухгалтерскую справку от 30 октября 2018 г. о расходах по строительно-монтажным работам, карточку счета 08.03 за январь 2013 г. - сентябрь 2021 г. (АД т.2 л.д. 3-17), однако в материалы тарифного дела данные документы не представлялись.
Согласно плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н, на субсчете 08-3 «Строительство объектов основных средств» учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом).
В соответствии с представленной карточкой счета 08.03 за январь 2013 год-сентябрь 2021 год ООО «Центр Авиа» провело строительство «кабельно-воздушной линии 6 кв.фид. 617 «Б». При этом согласно операции от 31 декабря 2018 г. №ООБП-000003 организация приняла к учету объект ОС в сумме 766 089,45 руб. (бухгалтерская проводка операции Дт. 01.01 - Кт 08.03), также в данной карточке отражена общая стоимость проведенных работ в сумме 766 089,45 руб. (бухгалтерские проводки операций Дт. 08.03 - Кт 08.04.1, 10.07, 76.09 и пр.).
Однако данная стоимость не находит своего отражения ни в одном из представленных ООО «Промэнергосеть-Лежнево» в материалы тарифного дела документов, подтверждающих балансовую стоимость объекта.
Таким образом, в рамках рассмотрения тарифной заявки Департамент обоснованно учел при определении расходов по аренде данного объекта первоначальную стоимость в размере 84 250,33 руб.
3. Корректировка неподконтрольных расходов за 2021 год (в части арендной платы за электросетевое оборудование по указанным выше договорам аренды).
Административный истец полагает, что Департамент необоснованно и в нарушении действующего законодательства произвел указанную корректировку по факту текущего период 2021 г.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э корректировка необходимой валовой выручки в части неподконтрольных расходов рассчитывается по формуле 7:
Осуществляя корректировку неподконтрольных расходов по факту 2021 г., Департамент в экспертном заключении (раздел III) сослался на пункт 9 Методических указаний № 98-э, согласно которому в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
Корректировка неподконтрольных расходов (в части аренды электросетевого оборудования) по итогам истекшего периода текущего года (2021 г.) для ООО «Промэнергосеть-Лежнево» рассчитана Департаментом в размере (- 2091,40) тыс. руб. С учетом индекса потребительских цен на 2022 г., предусмотренного формулой 3 Методических указаний № 98-э, величина корректировки составила (-2 091,40) тыс. руб. * 1,043 = (-2 181,33) тыс. руб.
Данная корректировка неподконтрольных расходов (аренда электросетевого оборудования) Департаментом была произведена по приведенным выше основаниям того, что в материалы тарифного дела со стороны регулируемой организации не представлены правоподтверждающие и правоустанавливающие документы, подтверждающие законные права владения арендодателями на сдаваемое в аренду в 2021 году электросетевое имущество, а также ввиду того, что в ходе анализа представленных Управлением Росреестра по Ивановской области документов, а именно, копий договоров купли-продажи электросетевых объектов, были установлены расхождения (некорректное отражение) в стоимости приобретения арендодателями электросетевого оборудования и первоначальной стоимости, отраженной в инвентарных карточках учета объектов основных средств, а также в оборотно-сальдовых ведомостях амортизации собственников (арендодателей) электросетевого оборудования, представленных ООО «Промэнергосеть-Лежнево» в материалы тарифного дела.
Суд полагает действия органа регулирования в части оспариваемой корректировки по факту 2021 г. не отвечающими нормам тарифного законодательства.
В соответствии с абзацем 20 пункта 38 Основ ценообразования, пунктом 9 Методических указаний № 98-э в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменения плановых показателей на следующие периоды.
В соответствии с пунктом 10 Методических указаний № 98-э результаты деятельности регулируемой организации учитываются при определении ежегодной корректировки необходимой валовой выручки в порядке, определенном пунктом 11 настоящих методических указаний.
Из пункта 11 Методических указаний № 98-э следует, что корректировка неподконтрольных расходов производится по формуле 7 путем определения отклонения фактических расходов от утвержденных на год, предшествующий текущему году, в котором подается тарифная заявка, то есть как разница между фактическими и плановыми указанными расходами за год, предшествующий году, в котором утверждается тариф на очередной финансовый год долгосрочного периода регулирования.
В последующие годы долгосрочного периода регулирования корректировка неподконтрольных расходов происходит с таким же временным шагом.
При этом какого-либо решения тарифного органа относительно возможности корректировки с учетом отклонения фактических значений по итогам всего периода текущего года долгосрочного периода (2021 г.) в материалы дела не представлено.
Кроме того, как следует из материалов административного дела, в том числе экспертных заключений на 2020 г. и 2021 г. (АД т. 2 л.д. 54-66), указанные расходы по арендной плате за объекты электросетевого хозяйства ранее были учтены в составе НВВ Общества, однако были исключены Департаментом из НВВ на 2022 г. в рамках произведенной корректировки в связи с изменением подхода к оценке достаточности объема доказательств подтверждения указанных расходов.
Вместе с тем сведений о том, что указанные расходы Общества в предыдущем периоде (2021 г.) фактически не понесены или не связаны с осуществлением регулируемой деятельности, у тарифного органа не имелось.
Общими принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, помимо прочего, являются соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики (статья 6 Закона об электроэнергетике).
Исходя из указанных принципов, а также практики оценки обосновывающих материалов за предыдущие годы долгосрочного периода регулирования, подход тарифного органа должен быть предсказуемым для регулируемой организации и не создающим непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованного тарифа.
В этой связи суд тарифный орган существенно нарушил принципы тарифного регулирования в сфере электроэнергетики и права регулируемой организации.
При установленных по делу обстоятельствах, свидетельствующих о несоответствии законодательству в области тарифного регулирования действий Департамента по определению размер активов, необходимых для осуществления административным истцом регулируемой деятельности, а также по определению части расходов регулируемой организации, учтенных в НВВ на содержание электрических сетей на 2022 г., принимаемой в расчет единых (котловых) и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, нормативные правовые акты в оспариваемой части нельзя признать законными и обоснованными, в связи с их несоответствием нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.
В связи с удовлетворением административного иска с административного ответчика в пользу административного истца в соответствии со статьей 111 КАС РФ подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины при подаче административного иска.
В соответствии с пунктом 33 (1) Правил государственного регулирования тарифов в случае признания судом в текущем периоде регулирования решения регулирующего органа об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования в этом периоде регулирования не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части, регулирующий орган во исполнение указанного судебного решения обязан в течение 20 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда принять решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования, заменяющее решение, признанное недействующим полностью или в части.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Промэнергосеть-Лежнево» удовлетворить.
Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области:
- № 55-э/1 от 10 декабря 2021 г. «О внесении изменений в постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 27.12.2019 № 61-э/2 «Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для сетевых организаций Ивановской области на 2020 - 2022 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования»;
- № 61-э/2 от 30 декабря 2021 г. «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2022 год» в части установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для Общества с ограниченной ответственностью «Промэнергосеть-Лежнево»;
- 61-э/1 от 30 декабря 2021 г. «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области» в части установления для Общества с ограниченной ответственностью «Промэнергосеть-Лежнево» необходимой валовой выручки, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 г.
Взыскать с Департамента энергетики и тарифов Ивановской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Промэнергосеть-Лежнево» расходы по уплате государственной пошлины в размере 13 500 рублей.
Сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Запятова Н.А.
Решение суда в окончательной форме принято 15 апреля 2022 г.