НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ивановского областного суда (Ивановская область) от 01.03.2022 № 3А-5/2022

Дело № 3а-5/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 марта 2022 года г. Иваново

Ивановский областной суд в составе:

председательствующего судьи Запятовой Н.А.

при секретаре судебного заседания Жаворонковой А.А.

с участием прокурора Гурьевой Е.А.,

а также представителей:

административного истца – Розова И.В., Смирновой Л.Е., Чеснокова А.А.,

административного ответчика – Карика О.Н., Турбачкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Сетевик» о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24 ноября 2020 г. № 60-т/9 «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО «Сетевик» (<адрес>) на 2021 - 2023 годы»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее – Департамент, орган регулирования) от 24 ноября 2020 г. № 60-т/9 «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО «Сетевик» (<адрес>) на 2021 - 2023 годы» (далее – Постановление № 60-т/9) установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию для потребителей Общества с ограниченной ответственностью «Сетевик» (<адрес>) (далее – ООО «Сетевик», ТСО, Общество, регулируемая организация) на 2021 - 2023 годы с календарной разбивкой по полугодиям согласно приложению 1 (руб./Гкал, без учета НДС):

2021

7 033,37

7 236,77

2022

7 236,77

7 532,61

2023

7 532,61

7 727,89

В приложении 3 к данному постановлению установлены долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации установленных тарифов, в частности, базовый уровень операционных расходов в размере 1 551,578 тыс. руб.

Указанное постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru, 27 ноября 2020 г.

Общество с ограниченной ответственностью «Сетевик», являющееся единой теплоснабжающей организацией, обратилось в Ивановский областной суд с административным иском, в котором с учетом уточнения в ходе судебного разбирательства оспаривает Постановление № 60-т/9 в части установленных в приложении 1 тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, и установленного в приложении 3 базового уровня операционных расходов.

По мнению административного истца, при формировании оспариваемых долгосрочных тарифов на тепловую энергию административный ответчик неправомерно отклонил или скорректировал предложение Общества по статьям затрат: приобретение сырья и материалов, оплата труда административно-управленческого персонала в части численности АУП, отчисления на социальные нужды от затрат на оплату труда административно-управленческого персонала, оплата работ и услуг производственного характера сторонними организациями в части численности производственного персонала, аттестация рабочих мест, арендная плата по договору аренды тепловой сети от 27 июля 2020 г., по сомнительным долгам, а также на приобретение тепловой энергии. В результате указанных действий Департамента размер тарифов не обеспечивает полностью финансовых потребностей предприятия, а их возмещение в последующих периодах невозможно в связи с возвращением тепловых сетей их собственникам и невозможности продолжения ведения хозяйственной деятельности.

В судебном заседании представители административного истца поддержали заявленные требования, представив дополнительные письменные пояснения (т.1 л.д.70, 96-97, 105, 134-135).

Представители административного ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, сославшись на доводы письменных возражений (т.1 л.д.77-80, 103, 113-114, 119, 173), из которых следует, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, оспариваемые статьи затрат определены в соответствии с требованиями тарифного законодательства, с учетом объема представленных регулируемой организацией обосновывающих документов, долгосрочные тарифы сформированы в экономически обоснованном размере. Так, регулируемой организацией не было представлено надлежащего экономического обоснования объема сырья и материалов и их роста по сравнению с предыдущим периодом регулирования на 491,3%; расходы на оплату труда административно-управленческого персонала определены Департаментом исходя из нормативной численности аппарата управления; расходы по договору с ООО «Волгастрой» по обслуживанию тепловых сетей скорректированы с учетом нормативной численности производственного персонала и отсутствия документов, подтверждающих создание аварийно-ремонтной бригады с круглосуточным режимом работы, при этом обслуживание тепловых пунктов потребителей в обязанности теплоснабжающей организации не входит; расходы по сомнительным долгам не приняты к учету в связи с непредставлением расчета и отсутствием сведений о дебиторской задолженности населения; расходы на приобретение тепловой энергии запланированы исходя из объема приобретаемой от источника МУП «Юрьевецкое ЖКХ» тепловой энергии и установленных тарифов. Дополнительно пояснили, что строительство тепловых сетей по контуру котельной № 10, эксплуатируемых административным истцом по договору аренды с ООО «Теплоцентраль», не было предусмотрено Схемой теплоснабжения <адрес>, инвестиционная программа для ООО «Теплоцентраль» не утверждалась.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. №1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении (далее - Правила регулирования цен), а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» (далее - Методические указания № 760-э).

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

В Ивановской области таким органом в силу подпункта 3.3.1. Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. № 577-п, является названный Департамент.

Как усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.

Несмотря на то, что постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 1 декабря 2021 г. № 53-т/1 с 1 декабря 2021 г. признаны утратившими силу приложения 1, 2 к постановлению Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24 ноября 2020 г. № 60-т/9, административный истец имеет право на обращение в суд, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт в части установленных тарифов на 2021 г. не перестал затрагивать права, свободы и законные интересы ООО «Сетевик», приложение 3 к оспариваемому постановлению, которым утверждены долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию на 2021 - 2023 годы для потребителей ООО «Сетевик» (<адрес>), в частности, базовый уровень операционных расходов, действует до настоящего времени.

В соответствии с пунктами 2 и 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки (далее по тексту – НВВ) регулируемой организации, которая представляет экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый данной организации для осуществления тарифицируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на такой период.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.

Государственное регулирование цен (тарифов) с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года), в порядке, предусмотренном Основами ценообразования (часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).

Особенности расчета тарифов с применением данного метода установлены пунктами 71 - 75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний №760-э.

Необходимая валовая выручка регулируемой организации при расчете тарифов с применением указанного метода включает в себя текущие расходы, в которые входят операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, а также амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункты 57, 71 Основ ценообразования).

В силу пункта 33 Методических указаний № 760-э при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка определяется на основе долгосрочных параметров регулирования, которые определяются перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяются, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 51 Основ ценообразования. К долгосрочным параметрам регулирования относится базовый уровень операционных расходов, устанавливаемый органом регулирования в соответствии с пунктом 37 настоящих Методических указаний (методом экономически обоснованных расходов).

Согласно пункту 37 Методических указаний № 760-э при расчете базового уровня операционных расходов учитываются следующие расходы: расходы на сырье и материалы; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда; расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями; расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг; расходы на служебные командировки; расходы на обучение персонала; лизинговый платеж, арендная плата, определяемые в соответствии с пунктами 45 и 65 Основ ценообразования; другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, в том числе расходы по охране труда и технике безопасности, расходы на канцелярские товары.

При установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Тарифы устанавливаются органом регулирования на основе анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений (пункты 13 - 16, 20, 28 Правил регулирования).

Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями (пункт 33 Правил регулирования).

В соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 760-э определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с Методическими указаниями.

Как усматривается из материалов дела, ООО «Сетевик» является теплоснабжающей организацией, оказывающей услуги потребителям в сфере теплоснабжения, для осуществления регулируемой деятельности по передаче и сбыту тепловой энергии Общество использует тепловые сети на основании договора аренды с ООО «Теплоцентраль» от 27 июля 2020 г. и муниципальные сети на основании договора безвозмездного пользования имуществом от 20 декабря 2019 г.

По заявлению ООО «Сетевик» с учетом дополнительных документов (письма от 30 апреля 2020 г., от 17 июня 2020 г., от 30 сентября 2020 г.) приказом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 01.10.2020 № 73-у открыто дело об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2021-2023 годы. В качестве метода регулирования определен метод индексации установленных тарифов. Базовым годом является 2021 год.

По результатам экспертизы материалов тарифного дела ООО «Сетевик» на 2021-2023 годы экспертной группой Департамента 24 ноября 2020 г. подготовлено экспертное заключение, содержащее анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности) (т.1 л.д. 39-53).

Согласно экспертному заключению базовый уровень операционных расходов на 2021 г. сформирован методом экономически обоснованных затрат в соответствии с пунктом 37 Методических указаний, определен в размере 1551,578 тыс. руб. и включает в себя спорные статьи затрат.

1. Операционные расходы (базовый уровень).

1. Расходы на приобретение сырья и материалов (п. 1.1 экспертного заключения).

Расходы по указанной статье затрат приняты Департаментом к учету в тарифах в сумме 57,848 тыс. руб. вместо заявленной организацией суммы в 275,124 тыс. руб.

В соответствии с подпунктом а) пункта 58 Основ ценообразования операционные расходы включают расходы на приобретение сырья и материалов.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с методическими указаниями.

Последовательный порядок применения информации о ценах определен пунктами 28 - 31 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.

В силу положений пунктов 15 и 16 Правил регулирования тарифов регулируемая организация представляет в тарифный орган необходимые документы и материалы, обосновывающие предложенный размер тарифа.

В качестве обоснования статьи расходов «Расходы на сырье и материалы» ООО «Сетевик» представлено:

- копия договора поставки от 16 января 2020 г. №4 (ТД стр. 306),

- копия товарной накладной от 13 февраля 2020 г. №28 (ТД стр. 310),

- таблица «Минимальный запас материалов для обслуживания тепловых сетей» (ТД стр. 313),

- оборотно-сальдовая ведомость по счету 10 (субсчет 10.09) (ТД стр. 147).

Не включение Департаментом расходов на создание минимального запаса материалов для обслуживания тепловых сетей в заявленном размере обусловлено отсутствием экономического обоснования объема сырья и материалов. При этом ООО «Сетевик» заявлен рост затрат по статье на 2021 г. - 491,3% к плану 2020 г.

Вместе с тем, принимая во внимание потребность предприятия в материалах на обслуживание тепловых сетей, Департаментом принято решение включить в состав необходимой валовой выручки расход материалов в объеме, учтенном при формировании тарифов на текущий 2020 год, с учетом уровней цен на материалы 2020 года и ИЦП 2021/2020 (п.п. в) пункта 28 Основ ценообразования): 56,0 тыс. руб. * 1,033 = 57,848 тыс. руб. вместо заявленных 275,124 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Отчетный период (факт 2019 года) у ООО «Сетевик» отсутствует. Вместе с тем, согласно представленным в материалах тарифного дела документам (поименованы выше), за период январь-апрель 2020 года ООО «Сетевик» приобретены материалы на производственные нужды в сумме 9,8757 тыс. руб., что при переводе на год и применении индекса цен производителей (ИЦП) Минэкономразвития РФ составляет 9,8757 / 4 * 12 * 1,033 = 30,605 тыс. руб.

Исходя из вышеизложенного, суд, соглашаясь с органом регулирования, считает, что потребность в материалах на заявленную административным истцом сумму 275,124 тыс. руб. является недоказанной, тогда как сумма, учтенная Департаментом, в размере 57,848 тыс. руб. покрывает реальную потребность предприятия, основанную на отчетных данных.

Кроме того, суд отмечает следующее.

Нормы по поддержанию аварийного запаса расходных материалов и запасных частей содержатся в Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. № 115.

Согласно пункту 2.7.3. названных Правил система технического обслуживания и ремонта носит планово-предупредительный характер. На все виды тепловых энергоустановок необходимо составлять годовые (сезонные и месячные) планы (графики) ремонтов. Годовые планы ремонтов утверждает руководитель организации. При планировании технического обслуживания и ремонта проводится расчет трудоемкости ремонта, его продолжительности (время простоя в ремонте), потребности в персонале, а также в материалах, комплектующих изделиях и запасных частях. В организации составляется перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей, утверждаемый техническим руководителем организации, ведется точный учет наличия запасных частей и запасного оборудования и материалов, который пополняется по мере их расходования при ремонтах.

В соответствие с пунктом 2.7.4. этих же Правил учет, хранение, восполнение аварийного запаса расходных материалов и запасных частей на складах, цехах, участках, кладовых и т.д. осуществляются согласно действующему в организации порядку материально-технического снабжения и внутренним правилам ведения складского хозяйства. Ответственный за вышеизложенное персонал периодически проверяет условия хранения, восполнение, порядок учета и выдачи запасных частей, материалов, комплектующих изделий, резервного оборудования и т.д., а также используемых средств защиты под общим контролем ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию энергоустановок.

Таким образом, для быстрого проведения работ по ограничению распространения аварий в тепловых сетях и ликвидации повреждений создается аварийный запас, утверждается перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей, запас пополняется по мере их расходования при ремонтах.

Однако, учитывая, что создание и порядок использования предприятием аварийного неснижаемого запаса материалов, определение его размеров, утверждение перечня необходимых материалов аварийного запаса, норм запаса и нормативов их расхода должно подтверждаться соответствующим приказом или иным локальным нормативным правовым актом Общества, а также документами в обоснование стоимости материалов в соответствие с пунктом 28 Основ ценообразования, то отсутствие названных документов не позволило Департаменту определить обоснованность осуществления расходов на приобретение материалов для создания аварийного неснижаемого запаса в заявленном размере.

2. Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала в части численности персонала.

ООО «Сетевик» заявлены расходы на оплату труда административно-управленческого персонала предприятия в сумме 1560,0 тыс. руб. в составе общехозяйственных расходов (ТД стр. 318, письмо от 17 июня 2020 г.). Расчет выполнен на стр. 25 тарифного дела исходя численности 7 чел., расчет нормативной численности не представлен.

При проведении экспертизы заявленного расчета затрат на оплату труда Департамент руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Отчетный период у предприятия отсутствует, регулируемая деятельность начата с 1 января 2020 г.

Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала определены Департаментом исходя из нормативной численности аппарата управления – 1,154 чел., определенной в соответствии с приказом Госстроя России от 12 октября 1999 г. № 74 «Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий».

Расчет нормативной численности выполнен с учетом пункта 1.9 вышеназванных нормативов с учетом интерполяции, представлен в материалы административного дела (л.д. 115-118) и стороной административного истца не оспорен.

Заявка организации в количестве 7 человек интерполяцию не учитывает.

С учетом среднемесячного размера оплаты труда, который не оспаривается административным истцом, фонд оплаты труда административно-управленческого персонала принят на 2021 г. в сумме 257,120 тыс. руб.

Оснований не согласиться с действиями Департамента суд не усматривает.

3. Отчисления на социальные нужды от затрат на оплату труда административно-управленческого персонала.

Затраты определены в сумме 77,650 тыс. руб. путем умножения затрат на оплату труда 257,120 тыс. руб. на 30,2%, в том числе:

- 30% в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на основании статьи 425 (главы 34) Налогового Кодекса Российской Федерации;

- 0,2% на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральными законами от 24.07.1998 № 125-ФЗ, от 22.12.2005 № 179-ФЗ, от 27.12.2019 № 445-ФЗ и уведомлением территориального органа ФСС РФ на стр. 141 тарифного дела.

4. Расходы на оплату работ и услуг производственного характера по договорам со сторонними организациями (в части численности, фонда оплаты труда и отчислений на социальные нужды производственного персонала).

Данные расходы учтены регулирующим органом в тарифах в сумме 615,280 тыс. руб. вместо заявленной организацией 1575,000 тыс. руб.

В указанной статье заявлены затраты по обслуживанию тепловых сетей согласно договору от 10 января 2020 г. №б/н, заключенному с ООО «Волгастрой» (ТД л.д. 292-296), являющимся подрядчиком, предметом которого является выполнение текущего обслуживания и аварийно-восстановительных работ по ликвидации неполадок, аварий на тепловых сетях заказчика (теплотрасса по контуру котельных №№8, 10), в обязанности подрядчика входит создание аварийно-ремонтной бригады, цена договора установлена в пункте 3.1. договора в размере 2559 821 руб.

В калькуляции стоимости работ (приложении № 2 к договору) произведен расчет цены договора с учетом фонда оплаты труда на 7 человек (1575,0 тыс. руб.), отчислений во внебюджетные фонды (475,65 тыс. руб.), аттестации персонала (13,30 тыс. руб.) и т.д.

Таким образом, в связи с отсутствием в штате регулируемой организации производственного персонала, деятельность по обслуживанию тепловых сетей, находящихся в эксплуатации ООО «Сетевик», фактически осуществляется силами сторонней организации (аутсорсинг).

В данном случае спорной является учтенная в тарифах численность производственного персонала.

4.1 В качестве документов, подтверждающих оспариваемую часть статьи затрат (численность производственного персонала) ТСО представлен расчет нормативной численности персонала, обслуживающего тепловые сети ООО «Сетевик» (ТД стр. 297-298).

Нормативная численность основного производственного персонала на передачу тепловой энергии определена ООО «Сетевик» в соответствии с пунктами 2.8. и 2.10. Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. № 65, в размере 7 человек и предусматривает такие функции как обслуживание и ремонт трубопроводов, оборудования и сооружений тепловых сетей (п. 2.8) – 1,69 ед. (на 1 смену) и обслуживание тепловых пунктов потребителей тепла (п. 2.10) – 1,18 ед.

Экспертной группой проведена оценка экономической обоснованности стоимости работ по договору, в результате которой численность необходимого производственного персонала скорректирована до 1,876 ед. и принята на уровне нормативной численности работников в соответствии с приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. № 65 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства» (п. 2.8.).

Предлагаемая ТСО численность производственного персонала откорректирована экспертной группой Департамента следующим образом:

1. В расчете нормативной численности производственного персонала, обслуживающего трубопроводы тепловых сетей, снижено количество смен от заявленных трёх до одной, поскольку тепловые сети не являются опасным производственным объектом и не требуют круглосуточного наблюдения.

2. Исключена нормативная численность персонала по обслуживанию тепловых пунктов потребителей тепла. В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества несет собственник данного имущества. Обслуживание тепловых пунктов потребителей тепла является нерегулируемым видом деятельности, затраты по которому не учитываются при установлении тарифов (пункт 9 Основ ценообразования). Кроме того, количество тепловых пунктов не подтверждено.

Таким образом, в расчет затрат на оплату труда производственного персонала Департаментом принята явочная численность производственного персонала, обслуживающего трубопроводы тепловых сетей, в размере 1,876 чел., которая рассчитана исходя из:

- нормативной списочной численности производственного персонала, обслуживающего трубопроводы тепловых сетей – 1,69 чел. (согласно расчету ООО «Сетевик» на стр. 298 тарифного дела);

- коэффициента невыходов – 1,11 (согласно расчету ООО «Сетевик» на стр. 299 тарифного дела);

- количества смен – 1.

С учетом среднемесячного размера оплаты труда, который не оспаривается административным истцом, фонд оплаты труда производственного персонала принят на 2021 год в сумме 615,280 тыс. руб.

Суд полагает действия Департамента экономически обоснованными с учетом следующих обстоятельств и действующего нормативного регулирования.

При определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования последовательно использует источники информации о ценах (тарифах), перечисленные в пункте 28 Основ ценообразования, при этом должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность (пункты 28, 31 Основ ценообразования).

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что представленный ООО «Сетевик» договор от 10 января 2020 г. на обслуживание тепловых сетей заключен в результате проведения торгов. Отчетный период у предприятия отсутствует, регулируемая деятельность начата с 1 января 2020 г.

При этом экономического обоснования принятия к учету в тарифах затрат на оплату услуг производственного характера сторонней организации в части заявленной численности производственного персонала в регулирующий орган не представлено.

Так, разделом 6 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 115, предусмотрены требования к эксплуатации тепловых сетей.

В пункте 6.2.26 приведенных Правил содержится предписание о том, что для контроля состояния оборудования тепловых сетей и тепловой изоляции, режимов их работы регулярно по графику проводится обход теплопроводов и тепловых пунктов. График обхода предусматривает осуществление контроля состояния оборудования как слесарями-обходчиками, так и мастером. Результаты осмотра заносятся в журнал дефектов тепловых сетей. Дефекты, угрожающие аварией и инцидентом, устраняются немедленно. Сведения о дефектах, которые не представляют опасности с точки зрения надежности эксплуатации тепловой сети, но которые нельзя устранить без отключения трубопроводов, заносятся в журнал обхода и осмотра тепловых сетей, а для ликвидации этих дефектов при ближайшем отключении трубопроводов или при ремонте - в журнал текущих ремонтов.

В соответствии с пунктом 6.2.63 Правил ремонт тепловых сетей производится в соответствии с утвержденным графиком (планом) на основе результатов анализа выявленных дефектов, повреждений, периодических осмотров, испытаний, диагностики и ежегодных испытаний на прочность и плотность.

Пунктом 6.178 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 13 декабря 2000 г. № 285, предусмотрено создание аварийно-восстановительных бригад из состава ремонтного персонала для выполнения работ по ликвидации аварий и крупных повреждений.

Согласно пункту 1.6 рекомендации Госстроя России № 65 нормативами предусмотрена явочная численность рабочих в сутки или смену при продолжительности рабочей недели 40 часов с учетом наиболее полного и рационального использования рабочего времени. Продолжительность одной смены рабочих, обслуживающих отопительные котельные и тепловые сети, составляет 8 часов. Сменность работы рабочих каждой профессии устанавливается администрацией предприятия с учетом производственной необходимости.

Вместе с тем в тарифной заявке Обществом не была обоснована необходимость формирования аварийно-ремонтной бригады, не было представлено документов, подтверждающих создание аварийно-восстановительной бригады с круглосуточным режимом работы, утверждение ее состава из определенных должностей работников, а также утвержденные уполномоченным лицом графики сменности нанятого производственного персонала.

Пояснительная записка к тарифной заявке не содержит какого-либо обоснования в этой части.

Кроме того, регулируемой организацией не подтверждена необходимость круглосуточного наблюдения за эксплуатируемыми тепловыми сетями, их аварийность, не представлены журналы обхода и осмотра тепловых сетей, журналы текущих ремонтов, графики ремонта и т.д.

Ссылка административного истца в обоснование необходимости в постоянном присутствии персонала (работы в три смены) на обязанность в обеспечении бесперебойного круглосуточного отопления в течение отопительного периода, закрепленную разделом VI приложения №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, не может быть принята во внимание, поскольку данные Правила утверждены в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, и не распространяются на сферу тарифного ценообразования.

При таких данных у регулирующего органа отсутствовали основания для принятия к учету заявленной численности производственного персонала на обслуживание тепловых сетей с учетом сменности в 3 смены.

4.2. В свою очередь исключение Департаментом заявленной численности на обслуживание тепловых пунктов потребителей тепла также произведено обоснованно.

Обслуживание тепловых пунктов потребителей тепла в обязанности подрядчика по договору с ООО «Волгастрой» не входят, на балансе регулируемой организации тепловые пункты не состоят, их количество и характеристики ничем не подтверждены, соответствующего расчета заявленной численности на обслуживание тепловых пунктов не представлено.

Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок в разделе 9 содержат требования к эксплуатации тепловых пунктов.

В силу пункта 9.1.56 данных Правил эксплуатация тепловых пунктов, находящихся на балансе потребителя тепловой энергии, осуществляется его персоналом. Энергоснабжающая организация осуществляет контроль за соблюдением потребителем режимов теплопотребления и состоянием учета энергоносителей.

Согласно п. 9.1.58 Правил включение и выключение тепловых пунктов, систем теплопотребления и установление расхода теплоносителя производится персоналом потребителей тепловой энергии с разрешения диспетчера и под контролем персонала энергоснабжающей организации.

В соответствии с пунктом 6.2.8. вышеназванных Правил организация, эксплуатирующая тепловые сети (теплоснабжающая организация), участвует в приемке после монтажа и ремонта тепловых сетей, тепловых пунктов и теплопотребляющих установок, принадлежащих потребителю. Участие в технической приемке объектов потребителей заключается в присутствии представителя теплоснабжающей организации при испытаниях на прочность и плотность трубопроводов и оборудования тепловых пунктов, подключенных к тепловым сетям теплоснабжающей организации, а также систем теплопотребления, подключенных по зависимой схеме. В организации, эксплуатирующей тепловые сети, хранятся копии актов испытаний, исполнительная документация с указанием основной запорной и регулирующей арматуры, воздушников и дренажей.

Таким образом, Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок не налагают на теплосетевую, теплоснабжающую организацию обязательства по содержанию слесарей для непосредственной эксплуатации и обслуживания тепловых пунктов потребителей тепла.

Из содержания приложенных к тарифной заявке муниципальных контрактов на поставку тепловой энергии следует право ресурсоснабжающей организации (ООО «Сетевик») осуществлять контроль за состоянием тепловых пунктов (пункты 2.2.1, 2.3.9).

Согласно пункту 2.2.5 рекомендаций Госстроя России № 74 осуществление контроля за техническим состоянием абонентских сетей, тепловых пунктов и теплоиспользующих установок, сооружений потребителей входит в производственные функции управления «Энергонадзор» и не осуществляется рабочими, обслуживающими тепловые сети.

Вместе с тем, в рамках тарифной заявки регулируемой организацией не представлено расшифровки заявленных затрат, как и упомянутых актов испытаний, актов приемки тепловых пунктов, их общего количества.

Таким образом, ООО «Сетевик» не подтвердило экономическую обоснованность затрат на оплату услуг нанятого производственного персонала в части обслуживания тепловых пунктов потребителей тепла.

При этом, как верно отметил Департамент, опровергая доводы представителя административного истца, согласно пп. ж) п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, на положения которых ссылается регулируемая организация, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, включаются в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

В силу пункта 28 Правил собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, обязательных платежей и взносов.

Исходя из вышеизложенного, административный истец может осуществлять обслуживание абонентских тепловых пунктов, но на возмездной основе, а не за счет необходимой валовой выручки, учитываемой в составе регулируемых тарифов на тепловую энергию.

4.3. Отчисления во внебюджетные фонды от затрат на оплату труда производственного персонала определены в сумме 185,815 тыс. руб. путем умножения затрат на оплату труда 615,280 тыс. руб. на 30,2%, в том числе:

- 30% в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на основании статьи 425 (главы 34) Налогового Кодекса Российской Федерации;

- 0,2% на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральными законами от 24.07.1998 № 125-ФЗ, от 22.12.2005 № 179-ФЗ, от 27.12.2019 № 445-ФЗ.

5. Расходы по аттестации рабочих мест.

Затраты по статье приняты Департаментом в сумме 2,907 тыс. руб. вместо заявленной ООО «Сетевик» суммы 13,3 тыс. руб.

В качестве подтверждающего документа ООО «Сетевик» представлен расчет затрат на 7 человек и копия договора на выполнение работ по специальной оценке условий труда от 4 июня 2020 г. (ТД стр. 388). Сумма по договору составляет 10,5 тыс. руб. на 7 чел. В ценах 2020 года (1,5 тыс. руб. на 1 чел.).

Таким образом, затраты рассчитаны Департаментом в сумме 2,907 тыс. руб. исходя из нормативной численности основного производственного персонала (1,876 чел. вместо заявленных 7 чел.), 1,5 тыс. руб. на 1 чел. и ИЦП 2021/2020 – 1,033.

2. Неподконтрольные расходы.

1. Расходы по сомнительным долгам.

Согласно пункту 2.4 экспертного заключения расходы по сомнительным долгам заявлены ООО «Сетевик» в сумме 688,263 тыс. руб., к учету в тарифах полностью не приняты.

В качестве подтверждающих документов в материалы тарифного дела организация представила:

- приказ об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета от 28 ноября 2019 г. №1 (ТД стр. 70),

- положение об учетной политике ООО «Сетевик» (ТД стр.77),

- оборотно-сальдовая ведомость по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам» за январь- май 2020 г.(ТД стр. 146, 152),

- справка-расчет резервов по сомнительным долгам за январь-май 2020 г. (ЮЛ) (ТД стр. 163).

Расчет заявленной суммы в материалах тарифного дела отсутствует.

Пунктом 62 Основ ценообразования определено, что неподконтрольные расходы включают в себя также расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом «а» пункта 47 Основ, согласно которому к внереализационным расходам, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2% необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.

Департамент отказал в принятии к учету в тарифах расходов по сомнительным долгам, поскольку в представленных ТСО документах указана дебиторская задолженность в части юридических лиц, в отношении дебиторской задолженности потребителей категории «население» сведения отсутствуют.

В нарушение пункта 2.8.2 Положения об учетной политике ООО «Сетевик» ТСО не проведена оценка дебиторской задолженности:

а) нарушение должником сроков исполнения обязательства;

б) возбуждение процедуры банкротства в отношении должника.

Суд не находит оснований не согласиться с Департаментом в части определения экономически обоснованного уровня расходов по сомнительным долгам и исходит при этом из следующего.

Пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н (далее – Положение №34н), предусмотрено, что организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 70 Положения №34н, или на увеличение расходов у некоммерческой организации (пункт 77 Положения №34н).

Сомнительный долг в бухгалтерском учете – это дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в срок, установленный договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (пункт 70 Положения № 34н).

Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерацией. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (часть 3 статьи 266 НК РФ).

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в силу части 4 статьи 266 НК РФ следующим образом:

1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней – в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) – в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней – не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Основанием для создания резерва является инвентаризация, проведенная по расчетам с контрагентами. Порядок проведения инвентаризации дебиторской задолженности в соответствии с пунктом 4 раздела 2 ПБУ «Учетная политика организации», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. № 106н, отражается в учетной политике предприятий.

Согласно части 1 статье 266 Налогового кодекса Российской Федерации сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

В соответствии с императивными положениями части 4 статьи 266 НК РФ резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми. Их определение содержится в части 2 статьи 266 НК РФ.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

- невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

- у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Таким образом, создание резерва по сомнительным долгам является плановым оценочным показателем.

Орган регулирования тарифов принимает решение о включении расходов по сомнительным долгам в необходимую валовую выручку гарантирующих организаций на основании анализа представленных в составе предложения об установлении тарифов в соответствии с пунктом 16 Правил регулирования расчетов указанных расходов, данных о ведении претензионно-­исковой работы с должниками, документов, полностью раскрывающих состав сомнительных долгов и списанной безнадежной дебиторской задолженности с подтверждающими данную задолженность материалами, в том числе инвентаризации дебиторской задолженности, приказами о списании резервов по сомнительным долгам и списании безнадежной задолженности, документами бухгалтерского учета, подтверждающими осуществление проводок по балансовым/забалансовым счетам учета сомнительных долгов и безнадежной дебиторской задолженности, определениями арбитражного суда о завершении конкурсного производства и выписками из ЕГРЮЛ о внесении записи о ликвидации юридического лица (в случае признания задолженности безнадежной в результате ликвидации юридического лица), судебными актами о взыскании просроченной задолженности, постановлениями судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по основаниям, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п.3,4 части 1 статьи 46 указанного закона.

Надлежащего обоснования затрат по данной статье расходов ТСО не представлено.

2. Арендная плата (производственные объекты).

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования, арендная плата включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

В силу пункта 43 Основ ценообразования и пункта 29 Методических указаний сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Порядок организации бухгалтерского учета основных средств до 1 января 2022 г. был определен Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 26н (далее – ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. № 91н (далее – Методические указания № 91н).

Согласно пункту 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Срок полезного использования объекта основных средств определяется при принятии объекта к бухгалтерскому учету. При этом определение срока полезного использования объекта основных средств, включая объекты основных средств, ранее использованные у другой организации, производится исходя из ожидаемого срока использования в организации этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен); естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды) (пункт 59 Методических указаний № 91н).

Как следует из пункта 17 ПБУ 6/01 и пункта 49 Методических указаний №91н, стоимость объектов основных средств (в том числе объектов основных средств, переданных в аренду) погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено названным положением.

При линейном способе начисления амортизации годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта (пункт 19 ПБУ 6/01).

Начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, производится арендодателем (пункт 50 Методических указаний № 91н).

В соответствии с пунктами 12, 13 Методических указаний № 91н учет основных средств по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть указаны: основные данные об объекте основных средств, о сроке его полезного использования; способ начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); индивидуальные особенности объекта.

При этом пунктом 14 Методических указаний № 91н бухгалтерской службе арендатора рекомендуется также открывать инвентарную карточку на объект основных средств, полученный в аренду, для организации учета указанного объекта на забалансовом счете.

Как следует из материалов дела, для осуществления регулируемой деятельности по передаче и сбыту тепловой энергии Общество использует тепловые сети протяженностью 985 метров, расположенные по адресу <адрес> (кадастровый ), арендуемые у ООО «Теплоцентраль» на основании договоров аренды от 20 ноября 2019 г. и от 27 июля 2020 г. (ТД стр.1-4).

Согласно пункту 2.1 экспертного заключения расходы по статье «Арендная плата (производственные объекты)» определены Экспертной группой Департамента в сумме 3331 977 руб. вместо заявленной 3880759,49 руб. и включают в себя суммы амортизационных отчислений (2 496,597 тыс. руб.), налог на имущество (280,050 тыс. руб.) и сумму НДС (555,330 тыс. руб.).

В табличном выражении затраты определены следующим образом:

Статья затрат, включенная в состав арендной платы

Предложение ТСО (приложение №2 к договору от 27.07.2020, письмо от 30.09.2020)

План Департамента

Амортизация

2935,71

2 496,60

Налог на имущество

285,5

280,05

Налог на землю

12,76

0,00

Всего без НДС

3233,97

2 776,65

НДС 20%

646,79

555,33

Всего с НДС

3880,76

3 331,98

В качестве подтверждающих документов регулируемой организаций письмами от 30 апреля 2020 г., от 30 сентября 2020 г., от 26 октября 2020 г. были представлены договор аренды с правом выкупа от 20 ноября 2019 г. (ТД стр. 171-173), копия договора аренды от 27 июля 2020 г. б/н, зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ивановской области (ТД стр.1-5), инвентарная карточка от 4 июня 2020 г. №ТЦ-000122 на объект «наружные тепловые сети <адрес>» (месторасположение – котельная № 10) (ТД стр. 2-3, 177-178), расчет арендной платы (ТД стр.4), расчет налога на имущество (ТД стр. 34), ведомости амортизации ОС за 1 полугодие 2020 г. (ТД стр. 4,179), оборотно-сальдовые ведомости по счету 01, 02, информация об объекте недвижимого имущества, облагаемом налогом по среднегодовой стоимости.

1. В отношении амортизации арендованных основных средств.

Теплоснабжающая организация (ТСО) предложила при расчете расходов по статье «Арендная плата (производственные объекты)» на 2021-2023 годы учесть расходы на аренду тепловых сетей, стоимость которых по бухгалтерскому учету арендодателя составляет 20550,000 тыс. руб. (годовая амортизация по бухучету – 2935,714 тыс. руб. = 20550,0 / 7 лет).

По запросу Департамента от 10 ноября 2020 г. арендодателем – ООО «Теплоцентраль» 13 ноября 2020 г. были представлены документы на строительство теплотрассы от котельной № 10 протяженностью 985 м (ТД отдельная папка), в том числе, договор №02/2016-1 от 27 февраля 2017 г. с ООО «Аква-город» на разработку проектной документации по объекту «Строительство наружных тепловых сетей по адресу: <адрес>», договор № 17/17 от 13 декабря 2017 г. с ООО «Ивановская негосударственная экспертиза «Монолит» на проведение негосударственной экспертизы проектной документации для линейного объекта, договор № 59 от 10 апреля 2018 г. с ООО «Вестан» на проведение кадастровых работ в отношении указанного линейного объекта, а также договор подряда от 11 января 2018 г. с ООО «Ремонтник» на строительство наружных тепловых сетей по указанному адресу с актом о приемке выполненных работ.

При определении суммы амортизационных отчислений арендуемого имущества Экспертной группой учтена стоимость строительства – 17 476,177 тыс. руб. (годовая амортизация – 2 496,597 тыс. руб. = 17476,177 / 7 лет) в соответствии с заключением №02-85 от 11 ноября 2020 г. консультанта административно-экономического отдела Департамента.

Разница в первоначальной стоимости, заявленной административным истцом, и учтенной Департамента, составила минус 3 073,823 тыс. руб.

Корректировка стоимости строительства осуществлена Департаментом по следующим основаниям.

Порядок определения обоснованности фактических значений расходов (цен) определен Основами ценообразования, в соответствии с пунктом 29 которых при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей – если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

В соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования при отсутствии данных, указанных в пункте 29, обоснованность фактических значений расходов (цен) определяется с использованием официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке. Применяемая цена определяется как расчетная цена, сложившаяся за предшествующие 3 года с учетом прогнозных индексов изменения цены по соответствующей отрасли.

Пункт 31 Основ ценообразования предусматривает использование при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов норм и нормативов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В качестве подтверждения стоимости строительства объекта – тепловых сетей ТСО представило, в том числе, следующие документы от арендодателя (ООО «Теплоцентраль»):

- оборотно-сальдовая ведомость по счету 01 за 2019 г.,

- оборотно-сальдовая ведомость по счету 02 за 2019 г.,

- инвентарная карточка учета объекта основных средств от 4 июня 2020 г.,

- ведомость амортизации ОС за 1 полугодие 2020 г.,

- выписка из декларации по налогу на имущества за 2019 год.

В соответствии с письмом Минстроя России от 8 февраля 2018 г. №4243-СМ/09 стоимость мероприятий на создание (реконструкцию) объектов капитального строительства рассчитывается на основе НЦС 81-02-14-2017 «Укрупненные нормативы цены строительства», утвержденных приказом Минстроя России от 28 июня 2017 г. №936/пр и включенных в федеральный реестр сметных нормативов в соответствии с Методическими рекомендациями по применению государственных сметных нормативов – укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденными приказом Минрегиона России от 14 октября 2011 г. №481 (Решение ФАС России от 26 апреля 2019 г. №СП/35827/19).

Специалисты Департамента рассмотрели представленные ТСО документы и в ходе экспертизы установили следующее:

1) договор аренды заключен без проведения торгов;

2) строительство тепловых сетей ООО «Теплоцентраль» (арендодателя, а также теплоснабжающей организации) осуществлено с нарушением пункта 29 Основ ценообразования, пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. От 01.07.2021) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» без проведения конкурентного отбора цен. Таким образом, первоначальная стоимость имущества (расходы на строительство тепловых сетей ООО «Теплоцентраль») документально не подтверждена;

3) стоимость работ в соответствии с УНЦ Минстроя составляет 17 476,177 тыс. руб. против фактической 20550,000 тыс. руб.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона о теплоснабжении одним из принципов государственного регулирования является обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.

Фактическая стоимость объекта строительства – тепловых сетей определена Департаментом как экономически необоснованная, в связи с чем при расчете амортизационных отчислений учтена стоимость объекта строительства в размере 17 476,177 тыс. руб.

Вместе с тем суд полагает, что Департаментом при определении спорной статьи затрат не учтены следующие обстоятельства.

Пунктами 11, 12 Методических указаний предусмотрено, что необходимая валовая выручка (НВВ) регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности. Определение состава расходов, включаемых в НВВ, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с Методическими указаниями.

В силу пункта 33 Правил орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится также утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных этими органами плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов (пункт 5 части 2 статьи 5 Закона о теплоснабжении).

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона о теплоснабжении под инвестиционной программой регулируемой организации понимается программа мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.

То есть, в рамках обоснования необходимых затрат регулируемой организации для обеспечения ею качественного предоставления различных услуг в коммунальной сфере должна быть разработана инвестиционная программа.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 4 названного Закона инвестиционная программа подлежит согласованию и утверждению в соответствии с Правилами согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. №410.

В свою очередь в соответствии с пунктом 6 приведенных Правил в инвестиционную программу подлежат включению мероприятия, целесообразность реализации которых обоснована в схемах теплоснабжения соответствующих поселений, городских округов.

Согласно подпункту «б» пункта 9 Правил к мероприятиям инвестиционной программы относятся строительство новых объектов системы централизованного теплоснабжения, не связанных с подключением (технологическим присоединением) новых потребителей, в том числе строительство новых тепловых сетей (с указанием участков тепловых сетей, их протяженности, пропускной способности), строительство иных объектов.

При этом в соответствии с пунктом 8 Правил инвестиционная программа должна включать в частности перечень мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения, а также краткое описание мероприятий инвестиционной программы, в том числе обоснование их необходимости, расходы на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию каждого из объектов системы централизованного теплоснабжения в прогнозных ценах соответствующего года, оцененных с использованием прогнозных индексов цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, описание и место расположения строящихся, реконструируемых и модернизируемых объектов системы централизованного теплоснабжения, обеспечивающие однозначную идентификацию таких объектов, основные технические характеристики таких объектов до и после реализации мероприятия.

Согласно пункту 13 Правил амортизация является источником финансирования инвестиционной программы теплоснабжающей организации, направленной на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов теплоснабжения.

Таким образом, по смыслу указанных норм права мероприятия по строительству тепловой сети в случае подтверждения их целесообразности подлежали включению в инвестиционную программу ТСО.

Однако инвестиционная программа для организации, сдающей в аренду имущество (ООО «Теплоцентраль»), уполномоченным органом – Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области утверждена не была.

В свою очередь целесообразность мероприятий по реконструкции тепловых сетей должна определяться органом местного самоуправления в установленном законом порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 154 утверждены Требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, согласно которым схема теплоснабжения состоит из разделов, разрабатываемых в соответствии с пунктами 4 – 22 настоящего документа, и обосновывающих материалов к схемам теплоснабжения, разрабатываемых в соответствии с пунктами 23 – 87 настоящего документа; в схему теплоснабжения включается, в том числе, раздел 6 «Предложения по строительству, реконструкции и (или) модернизации тепловых сетей» (пункты 3,4 Требований).

Вместе с тем мероприятия по строительству тепловой сети по контуру котельной № 10 не были включены в схему теплоснабжения Юрьевецкого городского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области на 2017 – 2019 год.

Кроме того, ООО «Сетевик» владело муниципальными тепловыми сетями от котельной № 10 на основании договора безвозмездного пользования от 20 декабря 2019 г. протяженностью 2634,81 метров, расположенными по тому же периметру улиц Ленина – Советская, а также бесхозяйными тепловыми сетями, что не отрицали представители административного истца в судебном заседании, указывая на необходимость замены участков изношенных муниципальных сетей в связи с необходимостью одновременного увеличения диаметра трубопроводов и с целью переключения потребителей котельной № 8 на котельную № 10.

С учетом того, что введенные в эксплуатацию тепловые сети по контуру котельной № 10 были приняты к бухгалтерскому учету ООО «Теплоцентраль» 2 ноября 2018 г. (согласно инвентарной карточке ОС-6 от 4 июня 2020 г. №ТЦ-000122 на объект «наружные тепловые сети <адрес>» (от котельной № 10), проектная документация на строительство тепловых сетей разрабатывалась в 2017 г., то указанные мероприятия должны были содержаться в актуальной схеме теплоснабжения городского поселения на 2017-2018 годы.

Однако такие мероприятия не были надлежащим образом обоснованы в Схемах теплоснабжения Юрьевецкого городского поселения за юридически значимый период.

Как установлено судом, на официальном сайте Администрации Юрьевецкого муниципального района размещена актуализированная схема теплоснабжения на 2020 год, разработанная ООО «Энергосервисная компания», утвержденная постановлением администрации Юрьевецкого муниципального района от 7 ноября 2019 г. № 429 (АД т.1 л.д.129), представлена в материалы административного дела (т.3 л.д.119-252, т. 4 л.д.1-144).

В тексте введения к данной схеме содержится информация о ранее имеющихся схемах теплоснабжения Юрьевецкого городского поселения, в частности, разработанной ООО «Омега-Спектр», утвержденной решением Совета Юрьевецкого городского помещения № 101 от 26 сентября 2014 г. (АД т. 2), и актуализированной на 2017 г. АО «Ивановский центр энергосбереждения» (АД т.3).

Постановлений (решений) об утверждении указанных схем теплоснабжения Юрьевецкого городского поселения суду не представлено ни административным истцом, ни администрацией Юрьевецкого муниципального района, в адрес суда направлены лишь копии постановлений о проведении мероприятий по актуализации Схемы теплоснабжения в 2016, в 2017 годах (АД т.1 л.д.125-131).

В тексте пункта 2.4.2 раздела 2 Схемы теплоснабжения <адрес> на 2017 год, разработанной АО «Ивановский центр энергосбережения», характеризующего систему теплоснабжения от котельной №10 ООО «Теплоцентраль», указано, что с целью приведения системы отопления от котельной № 10 в нормативное состояние необходимо выполнить реконструкцию участков теплотрасс по <адрес>, протяженностью 8, 51, 25 метров и по <адрес> протяженностью 11 метров с увеличением диаметра труб, а также в связи с износом тепловых сетей от котельной №10 выполнить реконструкцию тепловых сетей протяженностью 2363 м (АД т.3 л.д.16).

Вместе с тем в пункте 5.2 раздела 5 данной схемы («Предложения по оптимизации схемы теплоснабжения <адрес>») и в содержании резюме строительство новых тепловых сетей от котельной № 10 предусмотрено не было, а только лишь указано на оптимизацию теплоснабжения потребителей, в целях которой предусматривалось строительство газовой блочно-модульной котельной и перевод потребителей от котельных №№8, 10, 20.

В свою очередь в результате не получившего надлежащего обоснования в Схеме теплоснабжения и не предусмотренного инвестиционной программой строительства тепловой сети, осуществленного подрядным способом без проведения торгов, ООО «Теплоцентраль» приобрело право частной собственности на участок тепловой сети протяженностью 985 м по контуру котельной № 10 взамен ранее эксплуатируемой муниципальной тепловой сети.

Наличие разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию данных сетей, а также принятие их к бухгалтерскому учету ООО «Теплоцентраль» сами по себе не свидетельствуют о необходимости, целесообразности строительства таких объектов с точки зрения последующего возмещения потребителями услуг расходов по строительству посредством начисления собственником амортизации, учитываемой в тарифах.

Учитывая, что в составе арендной платы за аренду объектов основных средств арендодателю также возмещается амортизация, ее экономически обоснованный размер должен быть подтвержден надлежащими доказательствами.

Поскольку необходимость строительства новых тепловых сетей, которые были сданы в аренду ООО «Сетевик», в свете приведенного законодательства надлежащим образом не подтверждена, то заявленный размер арендной платы (по уровню амортизации) не может являться экономически обоснованным и не может быть учтен в тарифах.

2.В отношении арендной платы за землю в составе затрат по статье «Арендная плата (производственные объекты)».

Согласно расчету арендной платы к договору аренды тепловых сетей от 27 июля 2020 г. (АД т.1 л.д.102) в ее составе учтен земельный налог в сумме 12 760 рублей.

Административный истец в дополнении к административному иску от 20 января 2022 г. (т.1 л.д.96) указал на необоснованность исключения Департаментом данной суммы из состава арендной платы за аренду тепловых сетей, принадлежащих ООО «Теплоцентраль», поскольку компенсация указанных затрат осуществляется собственнику тепловых сетей, который данные затраты фактически несет.

В нарушение требований Правил регулирования экспертное заключение не содержит выводов относительно не включения данных расходов в состав затрат по арендной плате производственных объектов.

В рамках судебного разбирательства Департамент указал на отсутствие документального подтверждения заявленных расходов в указанной части (возражения № 3 т.1 л.д.113-114).

Так, согласно приложению №2 к договору аренды от 27 июля 2020 г., заключенному между ООО «Теплоцентраль» и ООО «Сетевик», в состав арендной платы теплоснабжающей организацией заявлен «земельный налог» в сумме 12,760 тыс. руб.

Ввиду отсутствия обосновывающих документов (налоговой декларации, расчета суммы земельного налога от арендодателя) расходы на уплату налога на землю не были приняты Департаментом в состав расходов по статье «Арендная плата».

В этой связи, учитывая отсутствие документального подтверждения несения собственником тепловых сетей расходов по аренде муниципального земельного участка, действия Департамента в этой части не противоречат требованиям законодательства.

Представленный административным истцом в материалы административного дела договор аренды №69а-24/2017 от 10 ноября 2017 г., заключенный между администрацией Юрьевецкого муниципального района и ООО «Теплоцентраль» в отношении земельного участка по адресу <адрес>, площадью 3923 кв.м. с разрешенным использованием «для строительства теплотрассы» и платежное поручение к нему от 23 ноября 2020 г. №692 на сумму 4118,31 рублей (АД т.1 л.д.156-152) не опровергают правомерность исключения Департаментом указанных расходов, поскольку данные документы в материалы тарифного дела не представлялись.

Вместе с тем при достаточном документальном подтверждении данные затраты вопреки позиции Департамента могли быть учтены в составе экономически обоснованного уровня арендной платы за аренду производственных объектов в качестве обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, поскольку ООО «Теплоцентраль» несло расходы по оплате арендной платы за аренду находящегося в неразграниченной государственной собственности земельного участка под тепловыми сетями.

3. Расходы на покупку энергетических ресурсов.

Административный истец оспаривает формирование статьи затрат «Расходы на приобретение тепловой энергии» на 2021 год (план), указывая на то, что эксплуатацию котельной № 10 в период с 1 января по август 2021 г. осуществляло МУП «Юрьевецкое ЖКХ», которому Департаментом был установлен на тепловую энергию (мощность) на 2 полугодие 2021 г. в размере 5235,76 рублей, исходя из которого были сформированы затраты Общества на покупку тепловой энергии, однако с сентября 2021 г. котельная № 10 была передана собственником на баланс ООО «Районная котельная № 2», которым выставлялись счета по большему тарифу в размере 5795,88 рублей, что привело к возникновению у ООО «Сетевик» недостатка денежных средств.

В качестве подтверждающих документов к статье «покупка тепловой энергии» в материалах тарифного дела представлены:

- договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя от 20 января 2020 г. №10 с МУП «Юрьевецкое ЖКХ» (ТД стр. 184);

- универсальные передаточные акты с января по май 2020 (ТД стр. 201).

Поставщиком тепловой энергии для ООО «Сетевик» на момент утверждения оспариваемых тарифов являлся МУП «Юрьевецкое ЖКХ».

Расходы на покупку тепловой энергии запланированы исходя из объема приобретаемой от источника МУП «Юрьевецкое ЖКХ» тепловой энергии в размере 8,4702 тыс. Гкал (таблица 1 приложения к экспертному заключению Департамента) и тарифов, утвержденных в приложении 2 к постановлению Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24 ноября 2020 г. №60-т/8 «Об установлении тарифов на тепловую энергию на 2021 год, долгосрочных тарифов на тепловую энергию, услуги по передаче тепловой энергии, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию, услуги по передаче тепловой энергии на 2021 - 2023 годы для МУП «Юрьевецкое ЖКХ» (<адрес>)» в размере: 1 пол. 2021 – 5071,42 руб./Гкал; 2 пол. 2021 – 5235,76 руб./Гкал.

Суд не усматривает оснований к признанию действий Департамента по формированию спорной статьи затрат неправомерными.

Тарифы на тепловую энергию ООО «Сетевик» отрегулированы методом индексации установленных тарифов, долгосрочный период – 2021-2023 гг.

В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 Основ ценообразования с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом. Величина расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя определяется в соответствии с пунктом 61 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 61 Основ ценообразования расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя включаются в необходимую валовую выручку в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34 - 38 и 66 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) первым источником о ценах являются установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию.

В материалах тарифного дела отсутствует иной договор на покупку тепловой энергии. На дату принятия оспариваемого постановления в Департаменте отсутствовала информация о смене поставщика тепловой энергии МУП «Юрьевецкое ЖКХ» на ООО «РК-2». Смена поставщика произошла лишь в ноябре 2021 года. Тарифы для новой организации утверждены постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 8 ноября 2021 г. № 48-т/1.

При этом подтвержденные бухгалтерскими и статистическими документами выпадающие расходы ООО «Сетевик» из-за разницы в покупных тарифах на тепловую энергию подлежат учету в следующих периодах регулирования в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования.

Доводы представителя ООО «Сетевик» о невозможности последующего учета понесенных экономически обоснованных расходов в порядке пункта 13 Основ ценообразования в связи с односторонним отказом ООО «Теплоцентраль» от исполнения договора аренды тепловых сетей с 1 марта 2022 г. и возможном прекращении хозяйственной деятельность на законность оспариваемого нормативного правового акта не влияют.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемый Обществом базовый уровень операционных расходов на 2021 год установлен органом регулирования в экономически обоснованном размере, вместе с тем расходы по статье «Арендная плата (производственные объекты)», входящие в состав неподконтрольных расходов, учтенных в тарифах, не являются экономически обоснованными.

Поскольку учет в тарифах расходов организации в экономически необоснованном размере влияет на права неопределенного круга лиц – потребителей услуг ООО «Сетевик», за счет которых оплачиваются расходы Общества, суд проверяет соответствие оспариваемого постановления действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в порядке абстрактного нормоконтроля, при установленных по делу обстоятельствах, свидетельствующих о несоответствии законодательству в области тарифного регулирования действий Департамента по определению части расходов регулируемой организации, учтенных в тарифах на тепловую энергию для потребителей Общества, нормативный правовой акт в оспариваемой части (приложение 1) нельзя признать законным и обоснованным, в связи с его несоответствием нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт в части оспариваемых долгосрочных тарифов на тепловую энергию (приложение 1) подлежит признанию недействующим со дня его принятия.

В связи с удовлетворением административного иска с административного ответчика в пользу административного истца в соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины при подаче административного иска.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Сетевик» удовлетворить частично.

Признать не действующим со дня принятия постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 24 ноября 2020 г. № 60-т/9 «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО «Сетевик» (<адрес>) на 2021 - 2023 годы» в части установленных долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО «Сетевик» (<адрес>) на 2021 - 2023 годы (приложение 1).

В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Взыскать с Департамента энергетики и тарифов Ивановской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Сетевик» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.

Сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Запятова Н.А.

Решение суда в окончательной форме принято 18 марта 2022 г.