№2а-3746/20
уид 50RS0015-01-2020-005036-82
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Истринский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Бардина М.Ю.,
при секретаре Зименко П.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску П.А.В. к ИФНС России по г. Истре Московской области об оспаривании ответа на обращение,
у с т а н о в и л:
П.А.В. предъявил административный иск к ИФНС России по г. Истре Московской области об оспаривании ответа от ДД.ММ.ГГГГ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ В обоснование иска указал, что ответом на обращение от ДД.ММ.ГГГГ советником государственной гражданской службы РФ 2 класса Л.Н.В. было отказано П.А.В. в приеме декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2016 года с номером корректировки 1, в связи с предоставлением декларации по неустановленному формату. 03 августа П.А.В. обратился с жалобой на неправомерные действия ИФНС России по г. Истре Московской области в Управление ФНС России по Московской области, решение по жалобе не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные п. 6 ст. 140 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца П.А.В.Б.А.Н. иск поддержал.
В судебном заседании представитель ответчика К.А.В. возражала по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГП.А.В. направил в ИФНС России по г. Истре Московской области уточненную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2016 года (корректировка 1) на бумажном носителе посредством почтового отправления, которая поступила в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ. Одновременно, ДД.ММ.ГГГГ Заявитель указанную уточненную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2016 года (корректировка 1) в сканированном виде направил в ИФНС России по г. Истре Московской области через интернет - сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Так же, ДД.ММ.ГГГГ в налоговый орган от представителя П.А.В. ООО «Актив» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>2 по телекоммуникационным каналам связи поступили аналогичные документы, в виде обращения. Налоговый орган, отказывая в приеме уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2016 года с номером корректировки «1» действовал в соответствии с пунктом 28 Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н и Федеральным законом от 04.11.2014 № 347 - ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Суд приходит к выводу об удовлетворении иска частично по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГП.А.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с основным видом деятельности «Покупка и продажа собственного недвижимого имущества» (код ОКВЭД - 68.1).
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 15.03.2017 года в отношении должника П.А.В. введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим утвержден гражданин М.А.А.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 18.12.2017 года по делу № А05-1077/2017 были признаны недействительными сделки, заключенные между П.А.В. и П.П.А. по реализации имущества в 4 квартале 2016 года.
Согласно информации, содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, П.А.В. ранее состоял на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по месту жительства в Архангельской области, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства на территории Истринского района Московской области.
ДД.ММ.ГГГГП.А.В. направил в ИФНС России по г. Истре Московской области уточненную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2016 года (корректировка 1) на бумажном носителе посредством почтового отправления, которая поступила в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГП.А.В. уточненную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2016 года (корректировка 1) в сканированном виде направил в ИФНС России по г. Истре Московской области через интернет - сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».
ДД.ММ.ГГГГ в налоговый орган представителем П.А.В. ООО «Актив» по телекоммуникационным каналам связи направлена уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2016 года (корректировка 1).
Решением административного ответчика (ответ от ДД.ММ.ГГГГ) ИФНС РФ по г. Истре отказано в приеме налоговой декларации в связи с представлением не по установленному формату, прилагаемая в виде сканированного вложения к письму уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2016 с номером корректировки 1, и Инспекцией разъяснено предоставить данную декларацию только в электронной форме телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота с применением усиленной квалифицированной электронной подписи либо через уполномоченного представителя (организации осуществляющую деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, аудита, налогового консультирования на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.
Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 80 НК РФ предусмотрено, что налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов): налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек; вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек; налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу (страховым взносам).
Согласно пункту 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта не отражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
В соответствии с пунктом 5 статьи 81 НК РФ уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета.
Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.
В соответствии с п. 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по НДС по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса.
Вместе с тем, согласно абзацу 2 пункта 5 ст. 174 НК РФ налоговая декларация по НДС на бумажном носителе представляется только налоговыми агентами, не являющимися налогоплательщиками НДС или являющимися налогоплательщиками НДС, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога.
Случаи, когда индивидуальный предприниматель признается налоговым агентом по НДС, перечислены в статье 161 НК РФ. Пунктом 2 указанной статьи установлено, что налоговые агенты по НДС обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ.
По смыслу положений ст. 161 НК РФ с учетом деятельности, которую осуществлял П.А.В., будучи индивидуальным предпринимателем, он является налоговым агентом, в обязанности которого входило исчисление и уплата НДС.
Однако, в связи с прекращением статуса индивидуального предпринимателя, он утратил статус лица, являющегося налогоплательщиком НДС.
С учетом изложенного, в отношении П.А.В. подлежали применению положения абзаца 2 пункта 5 ст. 174 НК РФ, предусматривающего возможность для налоговых агентов, не являющихся налогоплательщиками НДС, подачи налоговой декларации на бумажном носителе.
При этом, иным способом реализовать право на подачу уточненной налоговой декларации по НДС П.А.В. лишен возможности, в связи с утратой статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Поскольку П.А.В. в налоговый орган была подана декларация на бумажном носителе по установленной форме, у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в ее принятии по основаниям предоставления налоговой декларации не по установленной форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 83 НК РФ В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела с ДД.ММ.ГГГГП.А.В. зарегистрирован по месту жительства на территории <адрес>, соответственно состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Истре Московской области.
При таких обстоятельствах, в компетенцию ИФНС России по г. Истре Московской области входило принятие налоговой декларации, поданной П.А.В.
Признавая незаконным ответ от ДД.ММ.ГГГГ ИФНС РФ по г. Истре на обращение П.В.В., суд в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ) считает необходимым обязать ИФНС России по г. Истре Московской области принять налоговую декларацию на бумажном носителе, поданную П.А.В.ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-227 Кодекса Административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск П.А.В. удовлетворить.
Признать незаконным ответ от ДД.ММ.ГГГГ ИФНС РФ по г. Истре на обращение П.В.В. от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ИФНС РФ по г. Истре принять декларацию П.А.В. по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2016 года, номер корректировки 1, датой ее первоначального представления ДД.ММ.ГГГГ, обязать ИФНС РФ по г. Истре провести камеральную проверку декларации П.А.В. по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2016 года, номер корректировки 1.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Истринский городской суд в течение месяца.
Председательствующий:
Решение составлено 13.11.2020 г.