НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Иссинского районного суда (Пензенская область) от 12.05.2017 № 12-8/2017

Дело № 12-8/2017

РЕШЕНИЕ

12 мая 2017 года р.п. Исса Пензенской области

Судья Иссинского районного суда Пензенской области Мурашова Т.А.,

с участием помощника прокурора Иссинского района Пензенской области Букарева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу А.А.Н. на постановление Государственного инспектора труда в Пензенской области от <дата> о назначении административного наказания А.А.Н. по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей,

установил:

Постановлением Государственного инспектора труда в Пензенской области Б.Т.Н. от <дата> исполнительный директор <данные изъяты>А.А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В постановлении указано, что прокуратурой Иссинского района в период с <дата> по <дата> год на основании распоряжения прокурора Иссинского района от <дата> проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства Российской Федерации в деятельности должностных лиц <данные изъяты>», осуществляющих деятельность по выращиванию зернобобовых культур и разведению сельскохозяйственных животных. По результатам проверки выявлены нарушения трудового законодательства, выразившиеся в следующем.

Статьями 15, 57 ТК РФ предусмотрено, что трудовая функция работников определена как работа «по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы».

Штатное расписание составляется по унифицированной форме, подписывается начальником отдела кадров и главным бухгалтером и утверждается приказом руководителя или уполномоченным им на это лицом.

В представленном штатном расписании от <дата> подписи должностных лиц, имеющих отношение к составлению штатного расписания (директор, бухгалтер), отсутствуют. Приказ об утверждении штатного расписания в <данные изъяты> отсутствует.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

В соответствии со ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее, чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.

О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее, чем за две недели до его начала.

В нарушение ст. 22 ТК РФ работники с графиком отпусков не ознакомлены.

Датой составления графика отпусков на <дата> год <данные изъяты> указано <дата>, что является нарушением ст. 123 ТК РФ, т.к. график отпусков утверждается работодателем не позднее, чем за две недели до наступления календарного года.

В ходе проверки представлены заявления на предоставление очередного отпуска М.Е.П., С.С.В. с <дата>, датированные <дата> год. Однако приказы о предоставлении очередного отпуска М.Е.П. и С.С.В. отсутствуют, что является нарушением требований ст. 123 ТК РФ, т.к. о времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем, за две недели до его начала.

В соответствии со ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:

1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;

2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;

4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

В нарушение требований ст. 136 ТК РФ в <данные изъяты> приказ об утверждении формы расчетного листка отсутствует, расчетные листы работникам не выдаются.

В соответствии со ст. 103 ТК РФ, сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

При составление графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие.

Работа в течение двух смен подряд запрещается.

В соответствии со ст. 113 ТК РФ, работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия допускается в следующих случаях:

1) для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

2) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;

3) для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

В соответствии со ст. 153 ТК РФ, работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

- сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;

- работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

- работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

В ходе проверки установлено, что скотники С.С.В., Ф.В.Я., М.А.Н., Л.М.В. работают по 4 часа в день и меняются по договоренности друг с другом; трактористы Ш.В.Н., С.М.В., С.В.Б. работают по 8 часов в день, в субботу и воскресение меняются по договоренности между собой. Однако графики сменности в <данные изъяты> отсутствуют.

Согласно табелю учета рабочего времени за <дата> года трактористы <данные изъяты> привлекались к работе в выходные дни, однако в нарушение ст. 113 ТК РФ, согласие о привлечении их к работе в выходные дни не истребовано работодателем, в нарушение ст. 153 ТК РФ, оплата за работу в выходные дни не производится.

В соответствии со ст. 66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

Проверка показала, что книга учета и движения трудовых книжек в <данные изъяты> отсутствует.

В ст. 142 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

С <дата> директором <данные изъяты>» является А.А.Н.

Таким образом, исполнительным директором <данные изъяты>А.А.Н. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ - нарушение трудового законодательства.

А.А.Н., не соглашаясь с данным постановлением, обратился в Иссинский районный суд Пензенской области с жалобой, в которой указал, что санкция ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей. К административной ответственности он ранее не привлекался, в связи с чем, просит постановление изменить и назначить административное наказание в виде предупреждения.

В судебное заседание А.А.Н. не явился, о времени, месте рассмотрения жалобы был извещен надлежащим образом, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращался.

Представитель Государственной инспекции труда в Пензенской области в судебное заседание не явился, в представленном в судебное заседание письменном ходатайстве указано, что постановление от <дата> является законным и обоснованным, административный штраф назначен в пределах санкции ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, постановление от <дата> оставить без изменения, жалобу А.А.Н. - без удовлетворения.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав помощника прокурора Букарева А.В., который полагал жалобу А.А.Н. удовлетворить, постановление Государственного инспектора труда в Пензенской области от <дата> о назначении административного наказания А.А.Н. в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей изменить, административное наказание в виде штрафа заменить на предупреждение, судья приходит к следующему.

Частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.

Данное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как установлено в постановлении от <дата> и не оспаривалось в суде, в результате проведения прокуратурой Иссинского района в период с <дата> по <дата> проверки соблюдения требований трудового законодательства Российской Федерации в <данные изъяты>, в деятельности должностного лица - исполнительного директора <данные изъяты>А.А.Н. выявлены нарушения трудового законодательства.

Так, в представленном штатном расписании от <дата> отсутствуют подписи должностных лиц, имеющих отношение к составлению штатного расписания (директор, бухгалтер), приказ об утверждении штатного расписания в <данные изъяты> отсутствует.

В нарушение ст. 22 ТК РФ работники с графиком отпусков не ознакомлены.

Датой составления графика отпусков на <дата><данные изъяты> указано <дата>, что является нарушением ст. 123 ТК РФ, т.к. график отпусков утверждается работодателем не позднее чем, за две недели до наступления календарного года.

В ходе проверки представлены заявления на предоставление очередного отпуска М.Е.П., С.С.В. с <дата>, датированные <дата> год. Однако приказы о предоставлении очередного отпуска М.Е.П. и С.С.В. отсутствуют, что является нарушением требований ст. 123 ТК РФ, т.к. о времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее, чем за две недели до его начала.

В нарушение требований ст. 136 ТК РФ в <данные изъяты> приказ об утверждении формы расчетного листка отсутствует, расчетные листы работникам не выдаются.

В ходе проверки установлено, что скотники С.С.В., Ф.В.Я., М.А.Н., Л.М.В. работают по 4 часа в день и меняются по договоренности друг с другом; трактористы Ш.В.Н., С.М.В., С.В.Б. работают по 8 часов в день, в субботу и воскресение меняются по договоренности между собой. Однако графики сменности в <данные изъяты> отсутствуют.

Согласно табелю учета рабочего времени за <дата> трактористы <данные изъяты> привлекались к работе в выходные дни, однако в нарушение ст. 113 ТК РФ, согласие о привлечении их к работе в выходные дни не истребовано работодателем, в нарушение ст. 153 ТК РФ оплата за работу в выходные дни не производится.

В соответствии со ст. 66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Книга учета и движения трудовых книжек в <данные изъяты> отсутствует.

Указанные действия должностного лица - исполнительного директора <данные изъяты>А.А.Н. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 данной статьи и статьей 5.27.1 указанного Кодекса.

Целями законодательства РФ о труде и об охране труда являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Вывод о наличии в действиях исполнительного директора <данные изъяты>А.А.Н. состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах административного дела и приведенными в постановлении доказательствами. Факт совершения правонарушения исполнительным директором <данные изъяты>А.А.Н. в жалобе не оспаривается.

Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно, доказательства оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении, в соответствии с правилами ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ.

Нарушений процессуального характера при рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении исполнительного директора <данные изъяты>А.А.Н., влекущих отмену постановления, не установлено.

При этом, судья полагает, что должностным лицом, при назначении А.А.Н. наказания в виде максимального размера штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, в размере <данные изъяты> рублей, не были учтены требования ст.4.1 КоАП РФ, в том числе, то, что исполнительный директор <данные изъяты>А.А.Н. ранее к административной ответственности не привлекался, вину признал, в содеянном раскаялся, выявленные нарушения устранены в полном объеме. Указанное следует признать смягчающими вину обстоятельствами, что дает основание для назначения исполнительному директору <данные изъяты>А.А.Н. более мягкого наказания.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Учитывая, что ранее исполнительный директор <данные изъяты>А.А.Н. к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекался, все выявленные в ходе проверки нарушения трудового законодательства добровольно устранены до вынесения постановления по делу об административном правонарушении, а также наличии смягчающих вину обстоятельств, судья считает необходимым постановление от <дата> изменить в части назначенного административного наказания, изменив назначенный административный штраф на предупреждение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.4 - 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Жалобу исполнительного директора <данные изъяты>А.А.Н. удовлетворить.

Постановление Государственного инспектора труда в Пензенской области от <дата> о назначении административного наказания А.А.Н. в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей изменить, административное наказание в виде штрафа заменить на предупреждение.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Иссинский районный суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Судья Мурашова Т.А.