НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Исилькульского городского суда (Омская область) от 03.02.2022 № 2-116/2022

Дело № 2-116/2022

55RS0013-01-2021-002334-37

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Исилькульский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи Хоренко О.В.,

при секретаре Скок О.А.,

с участием прокурора Голубенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Исилькуле

03 февраля 2022 года

дело по иску Исилькульского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Мясокомбинат Исилькульский» об обязании провести специальную оценку условий труда на рабочих местах,

У С Т А Н О В И Л:

Исилькульский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц.

В обоснование требований истец указал, что Исилькульской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности ООО «Мясокомбинат Исилькульский». Проверкой установлено, что в штатном расписании, утвержденном 18.01.2021г. приказом директора ООО «Мясокомбинат Исилькульский» предусмотрены такие должности как: грузчик (2 штатных единицы), водитель (1 штатная единица), электромонтер (1 штатная единица). На вышеуказанные должности в ООО «Мясокомбинат Исилькульский» приняты работники. 03.08.2012г. работодателем проведена аттестация вышеуказанных рабочих мест. С 01.01.2014г. в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. №426-ФЗ вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда. В 2017г. срок действия результатов аттестации рабочих мест истек, в связи с чем, у работодателя в соответствии с ч.4 ст. 8 Федерального закона №426-ФЗ возникла обязанность проведения специальной оценки условий труда на вышеуказанных рабочих местах. Вместе с тем, ООО «Мясокомбинат Исилькульский» специальная оценка условий труда таких рабочих мест, как грузчик, слесарь, уборщица, электромонтер в соответствии с требованиями Федерального закона №426-ФЗ не проведена, отчет о ее проведении не утвержден.

По фактам выявленных нарушений межрайонным прокурором в адрес ответчика 30.03.2021г. внесено представление.

В декабре 2021г. межрайонной прокуратурой проведена повторная проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности ООО «Мясокомбинат Исилькульский», по результатам которой установлено, что вышеуказанные нарушения не устранены.

Указывает, что неисполнение ООО «Мясокомбинат Исилькульский» обязанности по проведению специальной оценки условий труда и утверждению отчета о проведении специальной оценки условий труда нарушает права работников на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда, полную и достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

На основании вышеизложенного, просит суд обязать ООО «Мясокомбинат Исилькульский» провести специальную оценку условий труда на рабочих местах грузчика, водителя, слесаря, уборщицы, электромонтера и утвердить отчет о ее проведении. Обязать ООО «Мясокомбинат Исилькульский» ознакомить в письменной форме работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.

В судебном заседании прокурор Голубенко А.А. поддержала заявленные требования в полном объеме. Просила установить срок исполнения решения суда до 01.08.2022г.

Представитель ООО «Мясокомбинат Исилькульский» в судебное заседание не явился, извещен о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, установить срок исполнения обязанности по проведению специальной оценки условий труда до конца 2022г. в связи с тяжелым финансовым положением, а также снизить размер государственной пошлины.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 2 Трудового кодекса РФ, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Статьей 21 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан, в том числе, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

В соответствии со ст. 210 Трудового кодекса РФ, к основным направлениям государственной политики в области охраны труда относятся, в том числе, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда; профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников; установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда.

Статьей 212 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон №426-ФЗ), специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В силу ч.2 ст. 3 Федерального закона №426-ФЗ, по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 8 Федерального закона №426-ФЗ, обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Согласно ч.8 ст. 8 Федерального закона №426-ФЗ, специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В силу ч.4 ст. 27 Федерального закона №426-ФЗ, в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Как следует из материалов дела, в результате проверки, проведенной Исилькульской межрайонной прокуратурой в марте 2021г. в сфере соблюдения трудового законодательства установлено, что в штатном расписании ООО «Мясокомбинат Исилькульский», утвержденном приказом директора 18.01.2021г. предусмотрены такие должности как: грузчик (2 штатных единицы), водитель (1 штатная единица), слесарь (3 штатных единицы), уборщица (1 штатная единица), электромонтер (1 штатная единица). На вышеуказанные должности в соответствии с трудовыми договорами приняты работники: на должность грузчика – ФИО4 по трудовому договору от 11.03.2013г., на должность водителя – ФИО5 по трудовому договору от 01.04.2010г., на должность слесаря – ФИО6 по трудовому договору от 01.08.2016г., на должность уборщицы – ФИО7 по трудовому договору от 09.01.2008г., с учетом дополнительного соглашения от 01.10.2009г., на должность электромонтера – ФИО8 по трудовому договору от 03.07.2012г. Аттестация вышеуказанных рабочих мест проведена ООО «Мясокомбинат Исилькульский» 03.08.2012г. в соответствии с ч.4 ст. 27 Федерального закона №426-ФЗ срок действия результатов аттестации вышеуказанных рабочих мест истек в 2017г., однако, специальная оценка условий труда на указанных рабочих местах до настоящего времени работодателем не проведена, отчет о ее проведении не утвержден.

По результатам проведения проверки Исилькульской межрайонной прокуратурой 30.03.2021г. в адрес директора ООО «Мясокомбинат Исилькульский» внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства, законодательства об охране труда, подлежащее исполнению в месячный срок со дня его вынесения.

В ответ на указанное представление директором ООО «Мясокомбинат Исилькульский» сообщено, что представление рассмотрено, приняты меры по устранению нарушений и недопущению их в дальнейшем.

28.12.2021г. помощником Исилькульского межрайонного прокурора получены объяснения от директора ООО «Мясокомбинат Исилькульский», согласно которым оценка условий труда рабочих мест грузчика, водителя, слесаря, уборщицы, электромонтера в соответствии с требованиями Федерального закона №426-ФЗ не проводилась по причине временного финансового затруднения и в связи со сложностями из-за пандемии коронавирусной инфекции.

Из ответа ООО «Мясокомбинат Исилькульский» на запрос суда от 19.11.2022г. усматривается, что предоставить отчет о проведении специальной оценка условий труда рабочих мест грузчика, водителя, слесаря, уборщицы, электромонтера не представляется возможным, т.к. специальная оценка не была проведена в связи с финансовыми трудностями, далее в связи с ограничениями из-за пандемии.

По состоянию на дату рассмотрения дела судом ответчиком не проведена специальная оценка условий труда на вышеуказанных рабочих местах, отчет о ее проведении не утвержден, работники с результатами оценки не ознакомлены, доказательства обратного ответчиком в материалы дела не представлены.

В связи с вышеизложенным, требования Исилькульского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом установленных обстоятельств дела и тех действий, которые ответчик должен произвести для устранения установленных нарушений законодательства, суд полагает для ответчика достаточным сроком для исполнения решения суда будет являться срок до 01.08.2022г.

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно ч. 2 ст. 88 ГПК РФ, размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

В силу ст. 90 ГПК РФ, основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно ч. 2 ст. 333.20 НК РФ, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

ООО «Мясокомбинат Исилькульский» заявлено ходатайство о снижении размера государственной пошлины, подлежащей уплате в связи с обращением в суд. Учитывая то финансовое положение ответчика, суд считает необходимым ходатайство ответчика удовлетворить, снизить размер подлежащей уплате государственной пошлины до 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 193-195 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Мясокомбинат Исилькульский» провести специальную оценку условий труда на рабочих местах грузчика, водителя, слесаря, уборщицы, электромонтера, утвердить отчет о ее проведении и ознакомить в письменной форме работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах в срок до 01.08.2022г.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мясокомбинат Исилькульский» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Исилькульский городской суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.В. Хоренко

Решение суда в окончательной форме изготовлено 04.02.2022г.