НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ишимского городского суда (Тюменская область) от 23.07.2019 № 2-785/19

№ 2-785/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Ишим 23 июля 2019 года

Ишимский городской суд Тюменской области

в составе: председательствующего судьи Клишевой И.В.

с участием представителя истца ФИО1, ответчика ФИО2

при секретаре: Карповой В.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области к ФИО2 о взыскании суммы неосновательного обогащения

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 12 по Тюменской области обратилась в суд с иском к ФИО2 о взыскании неосновательного обогащения с учетом уточнения в сумме 46800 рублей (л.д.2,68).

Требования мотивированы тем, что ФИО2 состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области с 06.09.2014. ФИО2 представлены налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2015 год, 2016, 2017 годы.

По данным указанных налоговых деклараций заявлены социальные налоговые вычеты в размере пенсионных взносов, уплаченных в 2015 году в сумме 152442 руб. 96 коп, за 2016 в сумме 152442 рубля 96 копеек, за 2017 год в сумме 152442 руб. 96 коп.

Согласно решению №(…) от 23.08.2016г. были возвращены денежные средства ФИО2 в размере 15600 руб., № (…) от 04.10.2017 - 15600 рублей, № (…) от 15.08.2018г. в сумме 15600 рублей.

ФИО2 неправомерно был предоставлен социальный налоговый вычет и вернули из бюджета 46800 рублей, которые налоговая инспекции просит взыскать с ответчика как неосновательное обогащение.

Представитель Межрайнной ИФНС России по Тюменской области ФИО1, действующая по письменной доверенности от 18 апреля 2019 года, исковые требования в судебном заседании поддержала.

Ответчик ФИО2 с иском согласен, просит при принятии решения рассрочить взыскание суммы, так как не имеет возможности выплатить ее единовременно, является пенсионером, ответчик также пояснил, что он в 2007 году уволился из ОАО (…), в период его работы им было заключено соглашение с НО НПФ (…), по которому работодатель отчислял взносы за него как за работника на негосударственную пенсию, которая выплачивается ему в настоящее время, за период 2015,2016,2017 годы он представлял декларацию о получаемой негосударственной пенсии, с которой удерживался налог на доходы физических лиц, в связи с чем он обратился в налоговую инспекцию о предоставлении социального вычета.

Выслушав пояснения лиц, участвующих по делу, исследовав письменные доказательства, считает требования, подлежащими удовлетворению.

Согласно учетных данных ФИО2 состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области с 06.09.2014( л.д. 6).

ФИО2 представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2015 год ( л.д. ), по которой по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2015 год, представленной ФИО2 заявлен социальный налоговый вычет в размере суммы пенсионных взносов, уплаченных в 2015 году по договорам негосударственного пенсионного обеспечения в размере 152442 руб. 96 коп. К данной декларации представлены следующие документы: договор не государственного пенсионного обеспечения, лицензия НО НПФ «Благосостояние», справка ф. 2-НДФЛ за 2015 год, справки о начисленной и выплаченной негосударственной пенсии ( л.д. 7-12).

Согласно решению №(…) от 23.08.2016г. были возвращены денежные средства в размере 15600 руб. ( л.д. 53).

ФИО2 представлены налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2016 год, 2017 год с приложением документов, в том числе лицензии НО НПФ «Благосостояние», справки ф. 2-НДФЛ за 2016 год, 2017 о начисленной и выплаченной негосударственной пенсии, договора негосударственного пенсионного обеспечения, копии паспорта ( л.д.13-50).

По данным налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2016 год, представленной ФИО2 заявлен социальный налоговый вычет в размере суммы пенсионных взносов, уплаченных в 2016 году по договорам негосударственного пенсионного обеспечения в размере 152442 руб. 96 коп, в 2017 году – 152442 руб.96 копеек.

Согласно решению № (…)от 04.10.2017г. были возвращены денежные средства в размере 15600 рублей, согласно решению № (…) от 15.08.2018г. были возвращены денежные средства в размере 15600 рублей ( л.д. 55,56).

Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов: в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации - в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 420-ФЗ, от 29.11.2014 N 382-ФЗ).

Указанный в настоящем подпункте социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию и (или) добровольному страхованию жизни.

ФИО2 при предоставлении деклараций по налогу на доходы физических лиц (форма 3- НДФЛ) за 2015, 2016, 2017 не предоставлены документы, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению по данным налоговым периодам.

В связи с чем суд считает, что ФИО2 неправомерно предоставили, социальный налоговый вычет и вернули из бюджета в сумме 46800 рублей.

В соответствии со ст. 1102 ГПК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Эти правила, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В случае выявления фактов неправомерного (ошибочного) предоставления налогоплательщикам налоговых вычетов по НДФЛ налоговые органы вправе без проведения налоговых проверок и мероприятий по принудительному взысканию недоимки (статьи 31, 48, 69, 70 и 101 НК РФ) обратиться в суды общей юрисдикции с исками о взыскании с указанных лиц сумм неправомерно предоставленного налогового вычета в качестве неосновательного обогащения по правилам статьи 1102 ГК РФ. Данное право налоговых органов обусловлено отсутствием в НК РФ каких-либо специальных правил, регулирующих основания и порядок взыскания денежных средств, неправомерно (ошибочно) выделенных налогоплательщику из бюджета в результате предоставления ему налогового вычета по НДФЛ.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2017 г.№9-п признаны положения статей 32, 48, 69, 70 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункта 3 статьи 2 и статьи 1102 ГК Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку эти положения по своему конституционно-правовому смыслу при отсутствии в законодательстве о налогах и сборах специального регулирования порядка возврата неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета:

не исключают возможность взыскания с налогоплательщика денежных средств, полученных им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного по решению налогового органа имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, в порядке возврата неосновательного обогащения в случае, если эта мера оказывается единственно возможным способом защиты фискальных интересов государства;

предполагают, что соответствующее требование может быть заявлено - в случае, если предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено ошибкой самого налогового органа, - в течение трех лет с момента принятия ошибочного решения о предоставлении имущественного налогового вычета; если же предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено противоправными действиями налогоплательщика, то налоговый орган вправе обратиться в суд с соответствующим требованием в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета;

исключают применение в отношении налогоплательщика, с которого взысканы денежные средства, полученные им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета, иных правовых последствий, если только такое неосновательное обогащение не явилось следствием противоправных действий самого налогоплательщика, и не иначе как в рамках системы мер государственного принуждения, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Учитывая, что ошибка при предоставлении социального налогового вычеты была допущена налоговым органом при принятии решений от 25.08.2016, 06.10.2017, 17.08.2018, суд считает, что требовании о взыскании выплаченной суммы налога на доходы физических лиц в размере 46800 рублей подлежат взысканию с ответчика ФИО2, вина которого в получении денежных средств не установлена.

Согласно ст.204 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Суд считает возможным учесть ходатайство ФИО2 в части рассрочки выплаты денежной суммы 46800 рублей, и определить ее выплату ответчиком по 9360 рублей ежемесячно, начиная с даты вступления решения в законную силу, до полного погашения суммы взыскания 46800 рублей. При этом суд учитывает, что ответчик является пенсионером, в качестве дохода имеет только пенсию, несет расходы, связанные с коммунальными платежами, взыскиваемая сумма была выплачена ему в течение трех лет, в связи с чем суд считает возможным при принятии решения рассрочить взыскание денежной суммы.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку, истец в соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика в доход местного бюджета г.Ишима надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 1604 рубля.

Руководствуясь ст.ст.56,98, 204,194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст.ст.1102 Гражданского кодекса РФ, ст.219 Налогового кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области к ФИО2 удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области 46800 рублей.

Определить порядок и срок выплаты по 9360 рублей ежемесячно, начиная с даты вступления решения в законную силу, до полного погашения суммы взыскания 46800 рублей.

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход муниципального бюджета г.Ишима в сумме 1604 рубля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Ишимский городской суд в течение месяца с момента написания решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 29 июля 2019 года.

Согласовано:

Судья Ишимского городского суда И.В. Клишева