№ 2-630/2022
72 (…)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Ишим 23 мая 2022 года
Ишимский городской суд Тюменской области
в составе: председательствующего судьи Клишевой И.В. с участием прокурора Нуруллина В.А., истца по первоначальному иску( ответчика по встречному иску) Одышевой Н.А., представителей ответчика ( истца по встречному иску) -Григорьевой И.Г., Оленьковой О.В.,
при секретаре: Карповой В.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ишимского межрайонного прокурора в интересах Одышевой Н.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тюменской области о взыскании невыплаченной компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, о взыскании денежной компенсации, компенсации морального вреда, по встречному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тюменской области к Одышевой Н.А. о взыскании денежных сумм
У С Т А Н О В И Л:
Ишимский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Одышевой Н.А. к Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области, в котором первоначально просил взыскать с Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области в пользу Одышевой Н.А. не выплаченную сумму компенсации при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания в сумме 79 671 рубль 96 копеек, задолженность по денежному содержанию за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках в размере 37269 рублей 95 копеек, в том числе: за период с 20.04.2020 по 30.04.2020 в сумме 8786 рублей 14 копеек; за период с 12.05.2020 по 29.05.2020 в сумме 14647 рублей 32 копейки; за период с 07.09.2020 по 18.09.2020 в сумме 9055 рублей 92 копейки; за период с 09.11.2020 по 10.11.2020 в сумме 1381 рубль 62 копейки; за период с 01.03.2021 по 05.03.2021 в сумме 3398 рублей 95 копеек; обязать Межрайонную ИФНС России № 12 по Тюменской области самостоятельно рассчитать и выплатить Одышевой Н.А. денежную компенсацию за задержку выплат недополученных сумм оплаты ежегодных отпусков в размере 37269 рублей 95 копеек и компенсации за неиспользованный отпуск в размере 20393 рубля 70 копеек, начиная с даты обращения в суд по день фактического расчета, в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Центрального банка России, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Согласно заявлению об уточнении исковых требований (л.д. 38,39) прокурор уменьшил предъявляемые требования, просит взыскать невыплаченную сумму компенсации в размере 79671 рубль 96 копеек, компенсацию за отпуск в размере 20393 рубля 70 копеек за вычетом НДФЛ, денежную компенсацию за неиспользованный отпуск не ниже одной стопятидесятой действующей ключевой ставки Центрального банка России, начиная со дня обращения в суд до фактического расчета, компенсацию морального вреда в сумме 100000 рублей.
Требования мотивированы тем, что по заявлению Одышевой Н.А. № 2759 ж-2021 от 28.12.2021 о нарушениях Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области законодательства о государственной гражданской службе, трудового законодательства проведена проверка. Установлено, что приказом начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области № 43-к от 16.03.2010 Одышева Н.А. назначена на должность (…) с 16.03.2010. Приказом начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области № 2.1.1-03/295-к от 01.10.2020 «Об установлении денежного содержания» Одышевой Н.А. с 01.10.2020 установлено денежное содержание в размере должностного оклада - 4511 рублей; оклад в соответствии с присвоенным классным чином (референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса) - 1694 рублей; надбавка к должностному окладу за особые условия государственной службы - 85% (3835 рублей); надбавка к должностному окладу за выслугу лет 30%% (1354 рубля); ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада (4511 рублей).Приказом начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области № 2.1.1. -03/89-к от 24.03.2021 с Одышевой Н.А. расторгнут служебный контракт № 30 от 17.08.2005 с 29.03.2021, она освобождена от занимаемой должности и уволена с гражданской службы в связи с сокращением должности (п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).
В связи с увольнением Одышевой Н.А. выплачена компенсация, предусмотренная ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 97 586 рублей 20 копеек, а также компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 30 дней в сумме 22396 рублей 85 копеек.
Приказами руководителя Федеральной налоговой службы утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда за 2 квартал 2020 года, за 3 квартал 2020 года, за 4 квартал 2020 года, за 1 квартал 2021 года, также были установлены и ежемесячные выплаты в виде материального стимулирования.
На основании вышеперечисленных приказов ФНС России, в соответствии с приказами представителя нанимателя - Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области, в период работы Одышевой Н.А. производились ежемесячные и ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования.
Одышевой Н.А. в марте 2020 года выплачено 41800 рублей 00 копеек, в апреле 2020 года - 21733 рублей 00 копеек, в мае 2020 года - 26436 рублей 78 копеек, в июне 2020 года - 15 978 рублей 22 копейки, в июле 2020 года - 18084 рублей 00 копеек, в августе 2020 года - 18390 рублей 69 копеек, в сентябре 2020 года - 39175 рублей 31 копейка, в октябре 2020 года - 17020 рублей 00 копеек, в ноябре 2020 года -25232 рубля 00 копеек, в декабре 2020 года - 15 166 рублей 00 копеек, в апреле 2021 года 16 300 рублей 00 копеек, и августе 2021 года - 15740,00 рублей.
Денежные средства, выплаченные Одышевой Н.А. работодателем в виде материального стимулирования, при расчете денежного содержания на период нахождения в ежегодных отпусках, сумм компенсаций в виде четырехмесячного денежного содержания и за неиспользованный отпуск при увольнении, учтены не были.
Представителем ответчика Межрайонной ИНФС России № 12 по Тюменской области подан встречный иск к Одышевой Н.А. ( л.д.22-37 т.2) о взыскании в доход федерального бюджета сумм обязательных выплат в виде материальной помощи в целях социальной поддержки в размере 39801 руб., в том числе за 2020 год 33781 руб., за 2021 -5930 руб.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с действующим законодательством средства материального стимулирования государственных гражданских служащих не входят в состав денежного содержания гражданского служащего. При этом данные средства материального стимулирования не предусматриваются при расчете и формировании фонда оплаты труда. Из доведенного фонда оплаты труда выплачивается заработная плата, отпускные, материальная помощь к отпуску, единовременная выплата к отпуску, компенсация при увольнении, единовременные выплаты в связи с ведомственными награждениями (почетные грамоты, медали, ордена). Фонд оплаты труда доводится на год и доведенные лимиты должны быть использованы до конца финансового года в полном объеме. Поэтому сумма неиспользованного фонда оплаты труда, которая остается после всех обязательных выплат, была выплачена государственным гражданским служащим в виде материальной помощи в целях социальной поддержки, в том числе Одышевой Н.А. была начислена (и выплачена за минусом налога на доходы физических лиц) в указанном в иске размере. Включение при исчислении денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске сумм материального стимулирования повлечет за собой отсутствие сумм неиспользованного фонда оплаты труда и как следствие невыплату государственным гражданским служащим материальной помощи в целях социальной поддержки. Исчисление сумм денежного содержания за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках по методике, указанной в исковом заявлении Одышевой Н.А., не соответствует методике, доведенной до налогового органа, и повлекло бы невыплату обязательных выплат в виде материальной помощи в целях социальной поддержки. Потому Одышевой Н.А. не подлежали бы выплате обязательные выплаты в виде материальной помощи в целях социальной поддержки в сумме 39801 рублей.
Участвующий в судебном заседании прокурор Нуруллин В.А. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске, со встречным иском не согласен, полагает, отсутствуют основания для взыскания денежных средств с работника, поскольку приказы о выплате взыскиваемых сумм не отменены.
Истец Одышева Н.А. поддерживает требования иска в полном объеме с учетом заявленного уточнения иска.
Представители ответчика ( истца по встречному иску)Григорьева И.Г., действующая по письменной доверенности (л.д. 213 т1.), Оленькова О.В., действующая по письменной доверенности (л.д. 47 т.2) с исковыми требованиями по первоначальному иску не согласны по доводам, указанным в письменных возражениях ( л.д. 200-212 т.1), считают, что материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службой. Решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих, в том числе уволенных, по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа, принимается начальником налогового органа и производится при наличии определенных критериев, выплата направлена на побуждение сохранения трудовых отношений в системе налоговых органов и повышение качества и производительности труда. Поскольку стимулирующие выплаты относятся к форме поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, премирование работников по результатам труда является правом, а не обязанностью работодателя. Средства материального стимулирования доводятся сверх установленного фонда оплаты труда. Материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ и не входит в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. При исчислении денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске налоговый орган обязан руководствоваться нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от сентября 2007 г. № 562. Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в ч. 2 и 5 ст. 50 Закона № 79-ФЗ, в пункте 2 Правил не поименованы. Денежное содержание на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске исчисляется в соответствии с п. 6 Правил, согласно которому дополнительно к сохраняемому денежному содержанию, состоящему из оклада денежного содержания, ежемесячного денежного поощрения и ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за последние 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты п. 6 Правил не предусмотрены. Начисление отпускных, исходя из среднего заработка, не соответствует закону в силу специального регулирования выплат гражданским служащим. Поскольку начисление денежного содержания на периоды отпусков осуществлялось в соответствии с положениями законодательства, Инспекция полагает, что основания для компенсации морального вреда отсутствуют. В удовлетворении иска Инспекция просит отказать выплаты по материальному стимулированию доводятся сверх оплаты труда и не входят в состав денежного содержания. Встречные исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель третьего лица, без самостоятельных требований ФКУ «Центр по обеспечению деятельности казначейства России» (межрегиональный филиал ФКУ "ЦОКР" в г. Екатеринбурге) в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, дело просит рассмотреть в свое отсутствие. Суду представлены письменные возражения на исковое заявление, в которых просят в удовлетворении исковых требований отказать. В обосновании доводов указано, что Филиал не может дать пояснения относительно неполного исчисления отпускных за 2020 год, так как расчеты осуществляет с 01.01.2021. При исчислении денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске необходимо руководствоваться Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 562 ( л.д. 1-3 т.2).
Представитель третьего лица, без самостоятельных требований Управления ФНС России по Тюменской области в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, в ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в письменных возражениях ( л.д.9-19 т.2) просит в иске отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле,исследовав письменные доказательства по делу, суд считает требования Ишимского межрайонного прокурора в интересах Одышевой Н.А. подлежащими частичному удовлетворению, во встречном иске надлежит отказать.
Судом установлено, что Одышева Н.А. принята на работу в налоговую инспекцию с 08 июня 1990 года, впоследствии в связи с реорганизацией ответчика, принимались дополнительные соглашения к трудовому договору, приказом начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области № 43-к от 16.03.2010 Одышева Н.А. назначена на должность (…) с 16.03.2010( л.д. 105 т.1), заключен служебный контракт 17 августа 2005 года( л.д. 100-104)
Приказом начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области № 2.1.1-03/295-к от 01.10.2020 «Об установлении денежного содержания» Одышевой Н.А. с 01.10.2020 установлено денежное содержание в размере должностного оклада - 4511 рублей; оклад в соответствии с присвоенным классным чином (референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса) - 1694 рублей; надбавка к должностному окладу за особые условия государственной службы - 85% (3835 рублей); надбавка к должностному окладу за выслугу лет 30%% (1354 рубля); ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада (4511 рублей)( л.д. 111 т.1).
Приказом начальника Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области № 2.1.1. -03/89-к от 24.03.2021 с Одышевой Н.А. расторгнут служебный контракт № 30 от 17.08.2005 с 29.03.2021, она освобождена от занимаемой должности и уволена с гражданской службы в связи с сокращением должности (п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ( л.д. 112 т.1).
При увольнении со службы Одышевой Н.А. были выплачена компенсация, предусмотренная ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 97 586 рублей 20 копеек, а также компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 30 дней в сумме 22396 рублей 85 копеек, что подтверждается расчетным листком ( л.д. 118-119 т.1), выписками из реестра на зачисление и платежными поручениями, согласно которых Одышева Н.А. получила вышеуказанные суммы, получение которых истцом не оспаривается.
Одышевой Н.А. в марте 2020 года выплачено материальное стимулирование 41800 рублей 00 копеек, в апреле 2020 года - 21733 рублей 00 копеек, в мае 2020 года - 26436 рублей 78 копеек, в июне 2020 года - 15 978 рублей 22 копейки, в июле 2020 года - 18084 рублей 00 копеек, в августе 2020 года - 18390 рублей 69 копеек, в сентябре 2020 года - 39175 рублей 31 копейка, в октябре 2020 года - 17020 рублей 00 копеек, в ноябре 2020 года -25232 рубля 00 копеек, в декабре 2020 года - 15 166 рублей 00 копеек, в апреле 2021 года 16 300 рублей 00 копеек, и августе 2021 года - 15740,00 рублей, что подтверждено представленными в суд приказами о выплате материального стимулирования федеральных государственных служащих Межрайонной ИФНС России № 12 Тюменской области с приложениями ( л.д.117-193 т.1), факт распределение указанных сумм Одышевой Н.А. в виде материального стимулирования не оспаривается.
Представителями ответчика также не оспариваются доводы иска в части того, что указанные суммы материального стимулирования не были учтены при расчете денежного содержания при увольнении, а также при расчете компенсации за отпуск.
Из представленного в суд расчета денежного содержания (л.д.16 т.1) следует, что доначисление денежного содержания должно составлять 19917,99 рублей, всего за четыре месяца 79671 рубль 96 копеек( 19917,99 х 4).
С расчетом суммы представители ответчика согласны, так как она исчислена правильно, не согласны с требованиями о взыскании указанной суммы.
Также истцом произведен расчет дополнительной компенсации на отпуск в сумме 20393,70 рублей (расчет л.д. 22 т.1 ), который также представителями ответчика математически признан правильным, они не согласны с взысканием этой суммы.
18.12.2021 истец обратилась также в прокуратуру Тюменской области с жалобой (л.д. 25-27 т.1), в которой она просит провести проверку, дать правовую оценку действиям работодателя, обязать выплатить материальное стимулирование, произвести перерасчет выходного пособия с учетом материального стимулирования, возместить моральный вред. Данное обращение перенаправлено для проверки в Ишимскую межрайонную прокуратуру 24.12.2021.
Согласно представлению Ишимского межрайонного прокурора от 24.01.2022 об устранении нарушений закона прокурор, установив нарушение прав в том числе Одышевой Н.А. в части невключения средств материального стимулирования при расчете оплаты отпусков, выплаты компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, требует от Инспекции устранения нарушений закона (л.д.140-148 том1).
На данное представление Инспекцией прокурору 07.02.2022 дан ответ (л.д.149-156 том 1), однако нарушение прав Одышевой Н.А. не устранено, сведений о направлении данного ответа Одышевой Н.А. в материалах дела не имеется.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
В соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного Закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка для компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
Ввиду изложенного доводы ответчика о том, что при компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, средства материального стимулирования не подлежат включению в расчет выплат, подлежат отклонению.
В связи, с чем требования истца в части взыскания доначисленной денежной компенсации в сумме 79671 рубль 96 копеек, задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 20393 рубля 70 копеек подлежат удовлетворению.
Заявление представителей ответчиков о пропуске срока исковой давности относились к первоначально поданному иску, при уточнении иска требования о взыскании задолженности по отпускным за 2020 год и с 01 марта 2021 года по 05 марта 2021 года не заявлены, в остальной части суммы к взысканию заявлены в пределах срока исковой давности, поскольку выплачены они были при увольнении 29 марта 2021 года, обращение прокурора в суд последовало 28 марта 2022 года, то есть в течение года после производства спорных выплат истцу.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Этому праву работника в силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Ввиду изложенного с ответчика в пользу Одышевой Н.А.надлежит взыскать проценты (денежную компенсацию) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм по компенсации за отпуск в размере 20393 рубля 70 копеек, взыскание задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере в размере 20393 рубля 70 копеек произвести за вычетом подлежащего уплате налога на доходы физических лиц.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку судом установлен факт нарушения прав истца на своевременное получение денежного содержания в полном объеме, требование о взыскании компенсации морального вреда является производным требованием от требования о взыскании денежных средств, которые судом удовлетворяются частично, суд приходит к выводу, что требование истца о компенсации морального вреда подлежит частичному удовлетворению, исходя из обстоятельств дела, с учетом объема и характера причиненного работнику морального вреда, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, в размере 3000 рублей. В остальной части данного требования надлежит отказать.
Отказывая в удовлетворении встречного иска, суд учитывает следующее.
Из пояснений представителей Инспекции следует, что установленных трудовым законодательством - ст. 137 ТК РФ, - оснований для взыскания выплаченных истице в качестве оплаты труда (материальной помощи) денежных средств, в том числе счетной ошибки, вины работника в невыполнении норм труда, неправомерных действий работника, - не имеется, представленные к встречному иску приказы о выплате материальной помощи работникам Инспекции за указанный во встречном иске период, в том числе Одышевой Н.А. (л.д.26-33 т1), не отменялись, из приказов следует, что выплаты предусмотрены в целях социальной поддержки истца. Доводы встречного иска о взыскании денежных средств основаны только на методологии расчета денежного содержания гражданского служащего на период отпуска (с учетом или без учета средств материального стимулирования). Учитывая данные обстоятельства, суд полагает, что какие-либо установленные законом основания для взыскания с Одышевой Н.А. заявленных во встречном иске сумм отсутствуют, и в удовлетворении встречного иска надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.14,56, 194-197 ГПК РФ, ст.ст. 236,237 Трудового кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ишимского межрайонного прокурора в интересах Одышевой Н.А. удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Тюменской области в пользу Одышевой Н.А. не выплаченную при увольнении сумму компенсации в виде четырехмесячного денежного содержания в размере 79671 рубль 96 копеек, задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 20393 рубля 70 копеек, в счет компенсации морального вреда 3000 рублей.
Взыскание задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере в размере 20393 рубля 70 копеек произвести за вычетом подлежащего уплате налога на доходы физических лиц.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Тюменской области в пользу Одышевой Н.А. проценты (денежную компенсацию) в соответствии со ст.236 Трудового кодекса РФ в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной в срок компенсации за отпуск в сумме 20393 рубля 70 копеек за каждый день задержки, начиная с 28 марта 2022 года по день фактического расчета включительно, взыскание компенсации осуществлять на сумму выплаты после удержания НДФЛ.
В остальной части требований Ишимского межрайонного прокурора в интересах Одышевой Н.А. - отказать.
В удовлетворении встречного иска Межрайонной ИНФС России № 12 по Тюменской области к Одышевой Н.А. о взыскании денежных средств, выплаченных в виде материальной помощи, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд с подачей апелляционной жалобы/представления через Ишимский городской суд в течение месяца с момента написания решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 30 мая 2022 года.
Согласовано:
Судья Ишимского городского суда И.В. Клишева