НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ишимского городского суда (Тюменская область) от 03.12.2018 № 2А-1398/18

№ 2а-1398/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Ишим Тюменской области 03 декабря 2018 года

Ишимский городской суд Тюменской области в составе

председательствующего судьи Засорина М.А.,

при секретаре Васильевой Т.А.,

с участием административного истца Обер И.П., представителя административного ответчика Смирновой А.Б., рассмотрев административное дело № 2а-1398/2018 по административному исковому заявлению Обер Ирины Павловны к административному ответчику Департаменту социального развития Тюменской области по признанию бездействия по выполнению Майского Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597 в части повышения к 2018 году средней заработной платы социальных работников, признании должности «специалист по социальной работе» относящейся к категории «социальные работники»

У С Т А Н О В И Л:

Обер И.П. обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Департаменту социального развития Тюменской области, просит признать должность «специалист по социальной работе» к категории «социальные работники», а не к категории «прочий или вспомогательный персонал», признать бездействие на протяжении четырех лет Департамента социального развития Тюменской области по выполнению Майского Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597 в части повышения к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Требования мотивированы тем, что истец работает в Ишимском городском «Центре социального обслуживания населения «Забота» специалистом по социальной работе 13 лет. С февраля 2015 года на её обращения к Президенту РФ отписываются Департамент социального развития Тюменской области и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. В Майском Указе Президента РФ от 07 мая 2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в п. 1(e) указывается на «повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе», без слова «должность». В Тюменской области в разработанной региональной "Дорожной карте" в части повышения заработной платы бюджетникам так же не прописано слово «должность» социальных работников. В сферах общего, дошкольного, дополнительного образования, культуры, здравоохранения, спорта, молодёжной политики Майский Указ выполняется для многих должностей, а в сфере социального обслуживания населения применим только для должности «социальный работник». Во всех СМИ специалистов по социальной работе называют соцработниками. 8 июня - профессиональный праздник День социального работника, на котором поощряют в большинстве случаях специалистов, т.к. от специалистов в основном зависит вся работа сферы социального обслуживания населения. И должность специалиста выше должности соцработника, поэтому в вопросе заработной платы не может быть такого разрыва, причем в другую сторону. При встрече с нашим трудовым коллективом по вопросу уровня заработной платы нашего Центра представитель Департамента социального развития Тюменской области ФИО5 пояснила, что наша администрация должна изыскивать средства из финансирования нашего учреждения или повышать зарплату за счет внебюджетной деятельности учреждения (финансирование Центра не увеличивалось с 2015 года), хотя она была с Истцом полностью согласна по нынешнему положению специалистов. На приеме у депутата Государственной думы ФИО6 с представителями Ишимской администрации от ДД.ММ.ГГГГ все были также согласны с мнением Истца. ФИО6 сказал, что этот вопрос нужно поднимать на уровне Государственной Думы. Считает, что Указ интерпретирован не в пользу всех социальных работников. Объём работы у специалистов с 2013 года увеличился в разы, а заработная плата - на 600 руб. (после индексации заработной платы вспомогательному персоналу учреждений социальной сферы с января 2018 года). Таким образом, специалисты ежемесячно имеют доход 14 600 руб., тогда как ежемесячный доход соцработников составляет 38 000 руб., что в 2,6 раза больше. Даже руководители подструктурных подразделений их Центра получают в 2 раза меньше социальных работников. В 2019 году соцработникам будет проиндексирована заработная плата еще на 5,5%, а в ответе Департамента социального развития от 24.09.2018 года указано, что «в 2019 году также запланирована индексация заработной платы немониторируемых категорий работников на 4,3% с 01.10.2019г.. Доходы понизились, т.к. финансирование в течение четырех лет находится на одном уровне. Её начисления за 2014г. без вычетов составляли 321 300 руб., т.е. 26 775 руб. в месяц, за 2015г.- 262 347 руб. (21 862 руб. в месяц), за 2016г.- 269 498 руб.(22 458 руб. в месяц), за 2017г.-254 883 руб. (21 240 руб. в месяц), в 2018г. - 20 675 руб. в месяц. В итоге доход Истца приравняли к средней пенсии на 2018 год и к доходам соцработников за 2014 год. На последние 3 обращения от 24.08.2018 года Президенту РФ В.В. Путину, Генеральному Прокурору РФ Чайке Ю.Я., заместителю Председателя Правительства РФ по вопросам социальной политики Голиковой Т.А., Истцу в очередной раз отписались заместитель директора Департамента социального развития Тюменской области ФИО10 и начальник управления финансово- экономической деятельности, контроля и аудита ФИО11. В промежуточном ответе из Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций от советника департамента ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ. за сообщено, что Истец вправе обжаловать в суд или в административном порядке (в порядке подчиненности) принятое по её обращению решение соответствующего органа при получении уведомления или ответа от него (л.д. 4-6).

Административный истец Обер И.П., на административном иске настаивает, указывает, что не понимает, к какой категории относится ее должность специалиста по социальной работе.

Административный ответчик Департамент социального развития Тюменской области, в лице представителя, действующей по доверенности Смирнова А.Б. с исковыми требованиями не согласны, просят в удовлетворении административного иска отказать. По требованию о признании должности «специалист по социальной работе» отнесения к категории «социальные работники», а не к категории «прочий или вспомогательный персонал» считает, что Департамент социального развития Тюменской области не является надлежащим ответчиком по делу, так как таковыми полномочиями не наделен (л.д. 95-96).

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод в том числе путем обжалования в суд действий (или бездействия) органов местного самоуправления (части 1 и 2 статьи 46).

Право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании действий (или бездействия) государственных и иных органов, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации представляется лицу, считающему, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов (часть 1 статьи 218).

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 поименованного кодекса суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании действий (или бездействия) государственных и иных органов, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил в пункте 1, что к административным делам, рассматриваемым по правилам названного выше кодекса, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Указом Президента РФ от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусмотрено повышение в 2018 средней заработной платы социальных работников до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Судом установлено, что Обер И.П. работает в Ишимском городском «Центре социального обслуживания населения «Забота» специалистом по социальной работе. Её доходы по месту работы составляют: за 2014г. без вычетов 321 300 руб., за 2015г.- 262 347 руб., за 2016г.- 269 498 руб., за 2017г.-254 883 руб., за 11 месяцев 2018г. - 234 030 рублей (л.д.90-94).

06.02.2015 Истец обратилась в Управление президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций с просьбой проверить соответствует ли уровень её заработной платы инфляции в стране с 2012, а именно уровню цен на продукты питания, лекарства, оплаты ЖКХ и другие нужды (л.д.7). Согласно ответу на обращение департамента социального развития от 03.03.2015 об уровне заработной платы работников автономного учреждения «Ишимский городской центр социального обслуживания населения «Забота» сообщено, что в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в Тюменской области разработаны «дорожные карты», в которых в части повышения заработной платы определены отдельные категории работников: врачи, средний и младший медицинский персонал, педагогические работники, социальные работники». Должность специалиста по социальной работе не относится ни к одной из вышеперечисленных категорий, в том числе и к категории, в том числе и к категории социальных работников. Начисление и выплата работникам Учреждения производится в соответствии с утверждённым штатным расписанием и положением «О системе оплаты и стимулировании труда работников АУ ИГ ЦСОН «Забота». Уровень заработной платы специалиста по социальной работе центра «Забота» в 2014 г. составляет 168% от величины прожиточного минимума по Тюменской области за четвёртый квартал 2014г. для трудоспособного населения (л.д.8-9). Истцом в адрес Путина В.В. повторно направлено обращение с просьбой разобраться в данной ситуации, так как ответ департамента социального развития Тюменской области её не удовлетворил (л.д.10). 20.04.2015 из Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций советником департамента письменных обращений граждан и организаций в адрес Истца направлено сообщение, в котором указано, что её обращение рассмотрено и направлено в Министерство труда и социальной защиты РФ в ввиду объективного и всестороннего рассмотрения с просьбой проинформировать Истца о результатах рассмотрения (л.д.11). Министерством труда и социальной защиты РФ в адрес Истца направлен ответ на её обращение, в котором сообщает, что должность работников «специалист по социальной работе» не является тождественной должности «социальный работник». Таким образом, положения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» не распространяется на специалистов по социальной работе. Вопросы о порядке и условиях оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда относятся к компетенции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (л.д.12-14). Истцом в интересах всего коллектива направлено обращение депутату государственной думы РФ ФС ФИО6 с просьбой поднять вопрос о повышении заработной платы специалистам по социальной работе на законодательном уровне (л.д.15) Согласно ответу департамента социального развития Тюменской области на обращение Истца в адрес депутата Государственной Думы, Федерального собрания РФ ФИО6, по вопросу повышения заработной платы специалистам по социальной работе сообщено, что начисление и выплата заработной платы работникам автономного учреждения «Ишимский городской центр социального обслуживания населения «Забота» производится в соответствии с утверждённым штатным расписанием и положением «О системе оплаты и стимулировании труда работников». Система оплаты труда работников Центра, предусматривает выплаты компенсационного и стимулирующего характера, а также иные выплаты, включая единовременную и материальную помощь. Уровень средней заработной платы специалистов по социальной работе Центра в 2017 составил 22500 рублей, или 196% от величины прожиточного минимума по Тюменской области за третий квартал 2017 для трудоспособного населения, индексация заработной платы в государственных и муниципальных учреждениях Тюменской области предусмотрена в 2018 году на 4% (л.д.17). 06.03.2018 Истцом направлено депутату государственной Думы РФ ФС ФИО6 повторное обращение с аналогичной просьбой о решении вопроса на законодательном уровне (л.д.18). Согласно ответу министерства труда и социальной защиты РФ от 23.04.2018 на обращение Истца по вопросу увеличения заработной платы специалистам по социальной работе, поступившее письмом Депутата Государственной думы Федерального собрания РФ сообщено, что в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусмотрено повышение в 2018 средней заработной платы социальных работников до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе. Вместе с тем, должность работников «специалист по социальной работе» не является тождественной должности «социальный работник». Таким образом, положения Указа не распространяется на специалистов по социальной работе. Достижение показателей, определённых указом, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда, дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории. Таким образом, заработная плата конкретного работника будет зависеть от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть выше, так и ниже целевого значения. Более того в Тюменской области с 01 января 2018 предусмотрена индексация на 4% работникам государственных и муниципальных учреждений, на которых не распространяются указы Президента РФ, и заработная плата которых не индексировалась с января 2014г. (л.д.19-20). 16 мая 2018 Истец вновь обратился с обращением к Президенту РФ с просьбой разъяснить, почему в рамках реализации Указа РФ от 07.05.2012 № 597, в котором очевидно, что в части повышения к 2018 средней заработной платы социальных работников до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе нет ссылки конкретно на должность «соцработника», все чиновники подряд твердят, что специалист по социальной работе не является социальным работником, поэтому Указ не касается специалистов (л.д.21-22). Согласно ответу управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций от 09.06.2018 начисление и выплата заработной платы работникам Учреждения, в том числе И.П. Обер, производится согласно штатному расписанию и положению «О системе оплаты и стимулирования труда работников АУ ИГ ЦСОН «Забота», которое разработано в соответствии с действующей отраслевой системой оплаты труда работников государственных учреждений отрасли «Социальная политика». Уровень средней заработной платы специалистов по социальной работе Учреждения в 2017 составил 19816 рублей, или 184% от величины прожиточного минимума по Тюменской области за четвёртый квартал 2017для трудоспособного населения. Нормы нагрузки на специалистов по социальной работе отрасли «Социальная политика» с 2013 года не увеличилась (л.д. 25). Истцом вновь Президенту РФ направлено обращение с аналогичной просьбой (л.д.26-28). Управлением дан ответ, которым дополнительно сообщено, что Обер И.П. вправе обжаловать в суд или в административном порядке принятое по её обращению решение соответствующего органа при получении уведомления или ответа от него или бездействия данного органа при неполучении в установленные сроки уведомления или ответа (л.д.29).

Согласно ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации - профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 октября 2013 N 571-н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по социальной работе" видом профессиональной деятельности по указанной специальности является деятельность по планированию, организации, контролю и реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения. Основной целью профессиональной деятельности является оказание помощи отдельным гражданам и социальным группам для предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации посредством предоставления социальных услуг или мер социальной поддержки. Пунктом 3.1.1 Стандарта указана трудовая функция специалиста по социальной работе - организация оказания социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-экономических, социально-реабилитационных услуг, услуг по социальному сопровождению граждан, а также мер социальной поддержки; консультирование по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг и оказанием мер социальной поддержки и т.п.. Указанная функция выполняется согласно трудовому договору заявительницей.

Видом профессиональной деятельности социального работника согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 N 677-н "Об утверждении профессионального стандарта "Социальный работник" является предоставление социальных услуг клиентам организации социального обслуживания. Основной целью профессиональной деятельности является предоставление гражданину, признанному находящимся в трудной жизненной ситуации, частично или полностью утратившему способность к самообслуживанию, социального обслуживания в целях нормализации условий жизнедеятельности и (или) повышения степени самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей. Пунктом 3.1.1 Стандарта указана трудовая функция социального работника - выявление лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальном обслуживании; приобретение за счет клиента и доставка на дом продуктов питания, в том числе горячих обедов и промышленных товаров первой необходимости; помощь в приготовлении пищи из продуктов клиента; сдача за счет средств клиента его вещей в стирку, химчистку, ремонт, получение их и доставка клиенту; содействие в организации устранения неисправностей и ремонта; организация уборки жилых помещений за счет клиента, в том числе с привлечением иных лиц (служб) и т.п. Указанная функция заявителем согласно трудовому договору и должностной инструкции не выполняется.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что "специалист по социальной работе" и "социальный работник" являются различными специальностями и должностями и административные требования в данной части является не обоснованными, а значит не подлежащими удовлетворению.

Исходя из исследованной по делу совокупности доказательств Указом Президента РФ от 07 мая 2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в п. 1(e) указывается на «повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе», при этом согласно ответов на обращения Обер И.П. из Администрации Президента Российской Федерации от 09.06.2018 (л.д. 25), из Минтруда России от 23.04.2018 (л.д. 19-20) положения Указа Президента РФ от 07 мая 2012 №597 не распространяют свое действие на специалистов по социальной работе.

При таких обстоятельствах в действиях (бездействиях) Департамента социального развития Тюменской области по признанию бездействия по выполнению Майского Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597 данных о нарушении прав административного истца не усматривается, в связи с чем административный иск в данной части также является не обоснованным.

На основании ст.ст. 175-180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь п. 1(e) Указа Президента РФ от 07 мая 2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 N 677-н "Об утверждении профессионального стандарта "Социальный работник", Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 октября 2013 N 571-н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по социальной работе", суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Обер Ирины Павловны к административному ответчику Департаменту социального развития Тюменской области по признанию бездействия по выполнению Майского Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597 в части повышения к 2018 году средней заработной платы социальных работников, признании должности «специалист по социальной работе» относящейся к категории «социальные работники» - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Ишимский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 07 декабря 2018 года.

Председательствующий Засорин М.А.