Дело № 2а- 1401/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2018 года г. Ишимбай
Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Шагизигановой Х.Н.
при секретаре Бадртдиновой Д.Н.,
с участием административного истца Шамсутдновой Т.М., представителя административного ответчика Яминовой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шамсутдиновой Тансылу Минитдиновны к ГУ УПФ России в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ об оспаривании решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов,
У С Т А Н О В И Л :
Шамсутдинова Т.М. обратилась в суд с административным иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда России в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ (далее – ГУ УПФ РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ), в котором просила признать незаконным отказ №2841 от 09.07.2018 г. в перерасчете сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию с суммы дохода, превышающего 300000 руб., за 2014 и 2015 годы и возврате ей образовавшуюся в результате перерасчета суммы переплаты по фиксированным страховым взносам за 2014, 2015 годы с суммы дохода, превышающего 300000 руб., всего в размере 106443.81 руб. и обязать административного ответчика принять решение о возврате ей образовавшейся суммы излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год в размере 48952.81 руб. и за 2015 год в размере 57491.00 руб., направив решение в Межрайонную ИФНС РФ №25 по РБ.
В обоснование требования указано, что она с 2006 г. была индивидуальным предпринимателем (далее – ИП), не осуществляющим по трудовым и иным договорам выплат другим физическим лицам, не использующим и не использовавшим в прошлом труд наемных работников; работала по упрощенной системе налогообложения. С 02.02.2016 г. индивидуальным предпринимателем не является. За 2014 г. она выплатила с суммы дохода страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в размере 68905.29 руб., за 2015 год – 78587.95 руб. Переплаты составили за 2014 год - 48952.81 руб., за 2015 год – 57491 руб., в связи с чем обратилась ГУ УПФ РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ с заявлением о перерасчете уплаченных в 2014-2015 годах страховых взносов и возврате образовавшейся в результате перерасчета суммы переплаты по страховым взносам за 2 года. Ответом от 09.07.2018 г. № 2841 ГУ УПФ РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ отказало в удовлетворении заявления, с чем она не согласна. Административный ответчик, обладая полномочиями по перерасчету и возврату сумм уплаченных плательщиком страховых взносов за 2014-2015 годы, незаконно отказало в этом, при этом не учел действующее законодательство и постановление Конституционного суда РФ №27-П от 30.11.2016 года.
В судебном заседании Шамсутдинова Т.М. поддержала административный иск и просила удовлетворить ее требования по изложенным в административном исковом заявлении обстоятельствам. Пояснила, что по чекам оплатила страховые взносы за 2014-2015 годы, обратилась с заявлением о перерасчете страховых взносов за эти годы, но ей отказали. Когда осуществлял индивидуальную предпринимательскую деятельность, наемных рабочих не было, у нее была упрощенная система налогообложения, ЕНВД.
Представитель административного ответчика Яминова К. С. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, подтвердив изложенные в письменном отзыве доводы, - Постановление Конституционного суда РФ от 30.11.2016 г. №27-П затрагивает вопрос определения размера дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате ИП, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а не ИП, применяющим упрощенную систему налогообложения. Кроме того, указанное постановление действует со дня его официального опубликования – с 02.12.2016 г., а истец на момент вступления в силу постановления обязательства по уплате страховых взносов исполнила, основания для перерасчета отсутствуют.
Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции ФНС №25 по РБ в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, представил ходатайство о рассмотрении дела без их участия, отзыв-объяснение по административному иску, в котором удовлетворение требований Шамсутдиновой Т.М. оставляет на усмотрение суда. На основании ст. 150 КАС РФ с учетом мнения сторон суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя заинтересованного лица.
Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Шамсутдинова Т.М. с 14.07.2006 года являлась ИП, была зарегистрирована в Пенсионном фонде РФ в качестве плательщика страховых взносов; будучи индивидуальным предпринимателем, работала по упрощенной системе налогообложения, применяла ЕНВД.
Согласно представленным чекам, налоговой декларации за 2014, 2015 отчетные годы и другим материалам дела за 2014 и 2015 годы ею были уплачены страховые взносы с суммы дохода в Пенсионный фонд РФ соответственно размере 68905.29 руб., и 78587.95 руб.
В 2018 году Шамсутдинова Т.М. обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Ишимбай и Ишимбайском районе с заявлением о перерасчете сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014 и 2015 годы, о принятии решения о возврате ей суммы переплаты со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2016 года N 27-П.
Административный ответчик в своем письменном ответе от 09.07.2018 г. № 2841 отказало в перерасчете страховых взносов, мотивируя тем, что сформированная правовая позиция Конституционного Суда РФ подлежит учету со дня его официального опубликования – с 02.12.2016 г., а ею обязательства по уплате страховых взносов исполнены ранее, оснований для перерасчета нет.
Такое решение административного ответчика суд считает необоснованным и незаконным по следующим основаниям.
Правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, до 1 января 2017 года регулировались Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 18, пункта 1 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В соответствии с частью 1 статьи 14 вышеуказанного Закона, индивидуальные предприниматели адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплачивают страховые взносы в зависимости от величины дохода плательщика страховых взносов за расчетный период. Если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона (26%), увеличенное в 12 раз.
При определении размера дохода для расчета размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, необходимо учитывать величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 ноября 2016 г. N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения п. 1 ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" и ст. 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Согласно положениям ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных п. 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30 ноября 2016 г. N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.(данная правовая позиция изложена в Определении Верховного суда РФ по делу N 305-КГ16-18369). Изложенное опровергает доводы представителя административного ответчика.
Шамсутдинова Т.М. являлась ИП, применяющим упрощенную систему налогообложения с 01.01.2009 г. по 02.02.2016 г.; в качестве налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, при котором налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
ИП Шамсутдинова Т.М. в Межрайонную ИФНС России №25 по РБ представлена налоговая декларация по УСН за 2014 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 71358 руб., сумма доходов за отчетный год составила 5 371 005 руб., сумма расходов – 4 895 282 руб. То есть налоговая база для целей налогообложения составляет 475723 руб.
Также налогоплательщиком Шамсутдиновой представляются налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход, сумма доходов за 2014 год на основании представленных налоговых деклараций по ЕНВД составила 86676 руб.
Таким образом, общая сумма дохода за 2014 год составила 562399 руб., что на 262 399 руб. превышает 300000 руб.
262399 руб. Х 1% = 2624 руб.
Страховые взносы на ОПС страховую часть в фиксированном размере начислены и уплачены в сумме 17328.48 руб.
Итого к уплате за 2014 год полагалось: 17328.48 + 2624 = 19 952.48 руб.
1% от дохода свыше 300000 руб. уплачен ею: 07.08.2015 г. в сумме 50710.05 руб. 25.08.2016 г. в сумме 866.76 руб. Всего уплачено: 68905.29 руб., соответственно переплата страховых взносов за 2014 год составляет 68905.29 - 19 952.48= 48952.81 руб.
Далее, ИП Шамсутдинова Т.М. в Межрайонную ИФНС России №25 по РБ представлена налоговая декларация по УСН за 2015 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за 2015 г., составляет 66312 руб., сумма доходов за отчетный год составила 6204511 руб., сумма расходов – 5749100 руб. То есть налоговая база для целей налогообложения составляет 455411 руб.
Также налогоплательщиком Шамсутдиновой представляются налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход, сумма доходов за 2015 год на основании представленных налоговых деклараций по ЕНВД составила 93204руб.
Таким образом, общая сумма дохода за 2015 год составила 548615 руб., что на 248615 руб. превышает 300000 руб.
248615 руб. Х 1% = 2486.15 руб.
Страховые взносы на ОПС страховую часть в фиксированном размере начислены и уплачены в сумме 18610.80 руб.
Итого к уплате за 2015 год полагалось: 18610.80 + 2486.15= 21096.95 руб.
1% от дохода свыше 300000 руб. уплачен ею: 25.08.2016 г. в сумме 59977.15 руб. Всего уплачено: 78587.95 руб., соответственно переплата страховых взносов за 2015 год составляет 78587.95 - 21096.95 = 57491 руб.
Изложенные обстоятельства подтверждены налоговыми декларациями и объяснением налогового органа.
Поскольку установлено, что Шамсутдиновой Т.М. произведена переплата страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014 год и 2015 год в общей сумме 106443.81 руб., суд признает отказ ГУ УПФ РФ в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ произвести перерасчет сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за указанные периоды незаконным и возлагает на ответчика обязанность принять решение о возврате Шамсутдиновой Т.М. суммы излишне уплаченных страховых взносов за 2014 и 2015 годы в общей сумме 106443.81 руб., направив решение в Межрайонную ИФНС России №25 по РБ.
Таким образом, суд приходит к выводу о полном удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Шамсутдиновой Т.М. удовлетворить.
Признать незаконным отказ ГУ Управление Пенсионного Фонда России в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ №2841 от 09.07.2018 г. в перерасчете сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию с суммы дохода, превышающего 300000 руб., за 2014 и 2015 годы и возврате Шамсутдиновой Тансылу Минитдиновне образовавшейся в результате перерасчета суммы переплаты по фиксированным страховым взносам за 2014, 2015 годы с суммы дохода, превышающего 300000 руб., всего в размере 106443.81 руб.
Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда России в Ишимбайском районе и г. Ишимбай РБ принять решение о возврате Шамсутдиновой Тансылу Минитдиновне образовавшейся суммы излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год в размере 48952.81 руб. и суммы излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год в размере 57491.00 руб., всего в размере 106443.81 руб., направив его в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №25 по Республике Башкортостан.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Ишимбайский городской суд РБ в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения - 18.09.2018 г.
Судья Х.Н. Шагизиганова