НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Исетского районного суда (Тюменская область) от 22.06.2020 № 2А-218/20

Дело № 2а-218/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

село Исетское 22 июня 2020 года

Решение в окончательной форме принято 25 июня 2020 года.

Исетский районный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Макаровой Л.В.,

с участием административного истца Лапшина М.П.,

при секретаре Самсоновой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лапшина М.П. к МИФНС России по <адрес> об оспаривании действий по начислению транспортного налога, обязании произвести перерасчет транспортного налога,

У С Т А Н О В И Л:

Лапшин М.П. обратился в суд с иском к МИФНС России по <адрес> об оспаривании действий по начислению транспортного налога, обязании произвести перерасчет транспортного налога.

В обосновании исковых требований указано, что истцу на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ года принадлежит автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак . При расчете транспортного налога налоговым органом применена ставка как на грузовой автомобиль, что не соответствует действительности, так как по своему функциональному назначению он грузовым не является, относится к категории «В». Из паспорта ТС следует, что его мощность 84 л.с., масса без нагрузки 1720 кг, разрешенная максимальная нагрузка 2720 кг. Вторая цифра обозначения модели транспортного средства указывает на его вид – 9 – специальные, а не грузовые. <данные изъяты> по всем параметрам относится к категории легковых автомобилей. Заводом изготовителем автомобили марки <данные изъяты> сертифицированы как пассажирские транспортные средства. Таким образом, налоговая ставка должна применяться для легкового автомобиля, а не грузового. Кроме того, имеется судебная практика, согласно которой применение налоговым органом ставки, установленной для грузовых автомобилей в отношении <данные изъяты>, является неправомерным. Истец обратился в МИФНС России по <адрес> с заявлением о необходимости проведения перерасчета по транспортному налогу на принадлежащий ему автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, за 2017-2019гг. Инспекция в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ отказала в перерасчете, указав, что начисления по транспортному налогу за 2018 года являются правомерными, при этом, не указав свои доводы о правомерности или неправомерности перерасчета за 2017, 2019 гг.

С учетом изменений исковых требований просит суд признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> по начислению транспортного налога за 2017, 2018 года на автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак . Обязать ответчика произвести перерасчет транспортного налога на указанный автомобиль за 2017 и 2018 года, с учетом региональных льгот на легковые автомобили за тот же период.

В судебном заседании административный истец на заявленных требованиях настаивал.

Представитель административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные возражения.

Суд, с учетом мнения истца, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, извещенного надлежащим образом и просившего о рассмотрении дела без его участия.

Заслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год, отчетным периодом является квартал.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 93 «О транспортном налоге» (принят <адрес> Думой ДД.ММ.ГГГГ) ставки транспортного налога устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно -10 рублей; грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 25 рублей.

Как следует из налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 за 2017 года автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , начислен транспортный налог в сумме 2520 рублей, по ставке 30 рублей! (л.д. 9-10). На уплату транспортного налога выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2520 рублей (л.д. 48).

За 2018 год Лапшину М.П. на указанный автомобиль начислен транспортный налог по ставке 25 рублей, на сумму 2100 рублей, применена налоговая льгота в сумме 980 рублей, налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12).

При исчислении транспортного налога для конкретного транспортного средства налоговые органы руководствуются типом объекта налогообложения, сведения о котором переданы регистрирующим органом в рамках статьи 85 Кодекса.

Согласно паспорту транспортного средства, автомобиль <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, VIN , относится к категории В, тип транспортного средства – специальный автомобиль. Разрешенная максимальная масса 2720 кг, масса без нагрузки – 1720 кг. (л.д. 20).

В карточке учета транспортного средства в ГИБДД категория указанного транспортного средства указана – В, тип – специализированные прочие (л.д. 49-50).

Как следует из официального ответа завода изготовителя <данные изъяты>», автомобиль <данные изъяты> согласно действующей системе сертификации ГОСТ Р, относится к транспортным средствам категории М2G, предназначенным для перевозки пассажиров (л.д. 51).

ДД.ММ.ГГГГ Лапшин М.П. обратился в МИФНС России по <адрес> с заявлением о неправомерном начислении транспортного налога в отношения автомобиля УАЗ-396259 по ставке для грузового автомобиля, так как он к таковым не относится, в связи с чем, просил провести соответствующий перерасчёт (л.д. 14-17).

Рассмотрев данное заявление МИФНС России по <адрес> в ответе от ДД.ММ.ГГГГ указала, что по сведениям, представленным органами ГИБДД в налоговый орган тип транспортного средства марки <данные изъяты>, зарегистрированного на имя Лапшина М.П., относится к типу – грузовой, для уточнения типа был направлен повторный запрос, в ответ на которой тип указанного транспортного средства был указан - «специализированные автомобили прочие». Основания для перерасчёта отсутствуют (л.д. 18-19).

В возражениях на исковые требования представитель административного ответчика указывает, что спорное транспортное средство относится к категории «специальные», соответственно не отнесён к категории легковых. Признает факт ошибочного начисления за 2017 года транспортного налога по ставке 30 рублей. Считает, что оснований для перерасчета транспортного налога по ставке для легкового автомобиля, не имеется (л.д. 54-55).

Между тем, суд с данными выводами налогового органа не может согласиться по следующим основаниям.

Согласно Конвенции о дорожном движении (Заключена в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ) (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) к категории В относятся автомобили, за исключением относящихся к категории A, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих место которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. C - автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг. D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя.

Из материалов дела усматривается, что транспортное средство <данные изъяты>, принадлежащее истцу, относится к автомобилям категории В, тип специальный. Сведений о каком-либо переоборудовании транспортного средства не имеется. Указанное транспортное средство имеет 8 мест для пассажиров и 1 место для водителя.

В соответствии с Отраслевой нормалью <данные изъяты> регламентирующей классификацию и систему обозначения автомобильного подвижного состава, первая цифра идентификационного номера (VIN) "3" означает объем двигателя от 1,8 до 3,5 литра, а вторая цифра «9» - тип автомобильного транспортного средства – «специальный».

Из имеющегося в материалах дела паспорта транспортного средства автомобиля <данные изъяты> следует, что данное транспортное средство имеет VIN, позволяющий его отнести к специальным транспортным средствам.

Сведений о том, что данный автомобиль относится к категории грузовых, ни паспорт транспортного средства, ни карточка учета ГИБДД, не содержат. Не позволяют его отнести к грузовым и характеристики транспортного средства (масса не превышает 3500 кг; количество сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает 8; предназначен для перевозки пассажиров).

Вопреки доводам административного ответчика, по сведениям ГИБДД тип указанного транспортного средства зарегистрирован как специализированный, а не грузовой, о чем в налоговый орган был предоставлен уточняющий ответ и налоговый орган этими сведениями располагал, что указано в письменных возражениях МИФНС.

В случае наличия сомнений при определении типа данного транспортного средства, налоговый орган должен руководствоваться п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому все неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщика.

При таких обстоятельствах, начисление транспортного налога по автомобилю <данные изъяты> исходя из ставки, установленной для грузовых автомобилей, является необоснованным.

Согласно п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

На основании изложенного, суд находит неправомерными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> по начислению транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ года в части применения налоговой ставки грузового автомобиля в отношении транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, принадлежащего Лапшину М.П. и нарушающими права административного истца. Допущенные нарушения должны быть устранены налоговым органом.

Руководствуясь 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Лапшина М.П. удовлетворить.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> по начислению транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ года в части применения налоговой ставки грузового автомобиля в отношении транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, принадлежащего Лапшину М.П..

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по Тюменской устранить допущенные нарушения прав Лапшина М.П. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Исетский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись Л.В. Макарова

<данные изъяты>