РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2016 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Коткиной О.П., при секретаре Кампо К.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-609/2016 по иску Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области к Непомнящих В.В., администрации Иркутского районного муниципального образования о признании недействительным постановления, об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, обращаясь в суд с иском к Непомнящих В.В., администрации Иркутского районного муниципального образования, в обоснование заявленных требований указал, что в адрес Территориального управления **/**/**** вх. № поступило обращение прокуратуры Иркутского района по вопросу защиты имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по факту незаконного занятия земель государственного лесного фонда. Основанием для обращения послужило письмо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее - Управление Росреестра), из которого следует, что Управлением Росреестра в соответствии с п. 16 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства от 02.01.2015 № 1, в адрес Администрации Иркутского районного муниципального образования было направлено письмо от **/**/****№ о рассмотрении предложения о приведении в соответствие с требованиями земельного законодательства правовых актов и принятия мер по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, способствовавших совершению.
Управление Росреестра в рамках исполнения п. 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р, утвердившего в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 № 282 - ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» Федеральный план статистических работ, осуществляет формирование официальной статистической информации по пунктам плана 9.6-9.13. При формировании официальной статистической информации по пунктам 9.6-9.13. Федерального плана используются первичные статистические данные, в том числе используется информация о распоряжении земельными участками, расположенными на территории муниципальных образований Иркутской области (постановления, распоряжения, изданные органами местного самоуправления).
Так, в ходе проведения мониторинга постановлений и распоряжений, принятых в 2014 году администрацией Иркутского районного муниципального образования, в рамках составления годового статистического отчета «О наличии и распределении их земель по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям» на территории Иркутского района Иркутской области Управлением Росреестра выявлено, что земельный участок, расположенный по адресу: ...., 21-й км автодороги «Иркутск -Большое Голоустное», ...., участок №, кадастровый №, предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения гражданину Непомнящих В.В. под дачное строительство согласно тексту постановления мэра Иркутского района от 05.11.2014 №4510.
В то же время, в соответствии с материалами государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а именно, в соответствии с Планом лесонасаждений Худяковского лесничества Ангарского лесхоза Иркутской области (М 1:25000, лесоустройство 1985г.), Техническим делом по отводу и закреплению земельного участка садоводческого товарищества «.... станции Иркутск-Сортировочный Восточно-сибирской железной дороги (инв. №), а также государственным актом на право пользования землей № от **/**/**** на земельный участок, предоставленный для коллективного садоводческого товарищества .... земельный участок с кадастровым № фактически расположен на землях лесного фонда.
Руководствуясь п. 16 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства от **/**/****№, учитывая, что в силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, в соответствии с ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет ФИО2, Управление Росреестра) предложило Администрации Иркутского районного муниципального образования в месячный срок привести в соответствие с требованиями земельного законодательства постановление мэра Иркутского района от 05.11.2014 № 4510.
Управление территориального планирования и земельных ресурсов администрации Иркутского районного муниципального образования в ответе № 1689 от 02.07.2015 сообщило, что у администрации Иркутского районного муниципального образования нет основания для отмены постановления мэра Иркутского района о предоставлении в собственность вышеуказанного участка в ДНТ ....».
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от **/**/**** земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ...., участок №, принадлежит на праве собственности Непомнящих В.В..
Категория земель, в соответствии с ч. 2 ст. 8 ЗК РФ, указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральным законом.
Между тем, указанные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом следует руководствоваться частью 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены статьями 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», а также частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Таким образом, если спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, руководствуясь исключительно данными государственного кадастра недвижимости представляется необоснованным, что обусловлено вышеприведенными нормами федерального законодательства, согласно которым лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно частям 2, 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также иных предусмотренных данным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально - определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно указанным нормам государственный кадастровый учет земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав и не порождает обязанностей.
Полагает, что сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих полномочиями в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с пунктом 2 статьи 15, абзацем 2 части 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда ограничены в обороте и не могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц.
Полагает, что земельный участок с кадастровым № относится к категории земель лесного фонда и соответственно, в силу прямого указания закона, принадлежит на праве собственности государству и не мог быть предоставлен в частную собственность.
С письмом прокуратуры от **/**/****№В-15 поступило постановление администрации от **/**/****№ о предоставлении Непомнящих В.В. из земель сельскохозяйственного назначения земельного участка с кадастровым №, площадью ~~~ кв.м., расположенного по адресу: ...., участок №.
Просит: признать недействительным постановление мэра Администрации Иркутского муниципального образования от **/**/****№ о предоставлении гражданину Непомнящих В.В. в собственность земельного участка с кадастровым №, площадью ~~~ кв. м., расположенного по адресу: ...., участок №; истребовать у Непомнящих В.В. из чужого незаконного владения земельный участок с кадастровым №, площадью ~~~ кв. м., расположенного по адресу: ...., ........, участок №, в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области.
В судебном заседании представитель истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области Селезнева М.А. заявленные требования поддержала по доводам искового заявления, просила их удовлетворить.
Ответчик Непомнящих В.В. заявленные требования не признал, полагая, что истцом не представлено доказательств нахождения спорного земельного участка на землях лесного фонда
Представитель ответчика – администрации Иркутского районного муниципального образования в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ранее в материалы дела представлен письменный отзыв, согласно которому просил в иске отказать, поскольку истцом не представлено доказательств расположения спорного земельного участка в границах земель лесного фонда.
Представители третьего лица ДНТ «....» - председатель товарищества Жуйков В.В., представитель по доверенности Юдина О.В. в удовлетворении заявленных требований просили отказать, поскольку участок Непомнящих В.В. расположен на территории ДНТ «....».
Представитель третьего лица Агентства лесного хозяйства Иркутской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайств, заявлений, возражений относительно заявленных исковых требований не представил.
Дело в соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Нормами гражданского процессуального законодательства, статьей 3 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ (в редакции на момент издания оспариваемого постановления) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 данной статьи установлен перечень документов, являющихся основанием для предоставления земельного участка на территории садоводства.
Судом установлено, что **/**/**** в адрес мэра Иркутского районного муниципального образования с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для дачного строительства обратился Непомнящих В.В.
К заявлению приложена Выписка из заключения правления ДНТ «Искра» кадастровый паспорт земельного участка, членская книжка.
**/**/****, рассмотрев представленные Непомнящих В.В. документы, в соответствии со ст. 29, п.2 ст.81 Земельного кодекса РФ, п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации», п.п. «в» п.3 ст.2 Закона Иркутской области «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан», главой администрации Иркутского районного муниципального образования было принято решение о предоставлении Непомнящих В.В. из земель сельскохозяйственного назначения земельный участок с кадастровым №, площадью 1960 кв.м., расположенный по адресу: ...., ...., № в собственность бесплатно под дачное строительство, что подтверждается Постановлением главы Иркутского районного муниципального образования № от **/**/****.
Таким образом, земельный участок был предоставлен уполномоченным органом государственной власти и в порядке, предусмотренном действовавшим законодательством.
Согласно ст. 3 ФЗ «О государственно кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о категории земель, которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В материалы дела представлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым №, площадью 1960 кв.м., местоположение: ...., № имеет категорию: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под дачное строительство. Согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым № образован из земельного участка с кадастровым № предоставленного на основании решения Исполнительного комитета Иркутского районного совета народных депутатов №.4 от **/**/**** Как следует из указанного решения, земельный участок был отведен станции Иркутск-Сортировочный под садоводство из участка лесов Ангарского лесхоза Худяковского лесничества, выдан Государственный Акт на земельный участок площадью 43,5 га (л.д. 56-60).
Сведения об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Оспаривая законность предоставления земельного участка в собственность Непомнящих В.В., истец в обоснование заявленных требований ссылается на то, что участок расположен на землях лесного фонда.
Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством, законодательством о градостроительной политике.
В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является участок, границы которого определены в соответствии со ст. 67, 69, 92 ЛК РФ.
В соответствии с п. 9 ст. 91 Лесного кодекса РФ ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 настоящего кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Рослесхоза от 30 мая 2011 года № 194 утвержден порядок ведения государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о составе земель лесного фонда и составе земель иных категорий, на которых расположены леса.
Согласно ст. 70.1 ЛК РФ в проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
В соответствии с Приказом Рослесхоза от 13.04.2012 N 139 "Об утверждении Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда" для осуществления государственного учета лицами, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, предоставляется проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, подготовленная в соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации, включающая следующие сведения:
наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, лесничества, лесопарка, участкового лесничества, номера лесных кварталов, лесотаксационных выделов;
площадь лесного участка (в том числе лесных земель, из них земель, покрытых лесной растительностью и не покрытых лесной растительностью, и нелесных земель);
вид разрешенного использования лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка;
таксационное описание лесного участка (описание лесных насаждений, в том числе их состава, класса возраста, бонитета, полноты, общего запаса древесины);
целевое назначение лесов (категории защитных лесов);
картографические материалы с нанесением границ участковых лесничеств, лесных кварталов, лесотаксационных выделов, видов целевого назначения лесов, категорий защитных лесов, номеров лесных кварталов, границ лесного участка с указанием румбов и длины граничных линий, номеров лесотаксационных выделов и площади в масштабе планшета М 1:10000 либо плана лесных насаждений М 1:25000, либо карты-схемы лесничества или лесопарка М 1:100000.
Подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков осуществляется в том числе на основании данных государственного лесного реестра.
Таким образом, истцом должна быть представлена проектная документация лесного участка, утвержденная решением уполномоченного органа государственной власти.
По запросу суда Агентством лесного хозяйства Иркутской области было представлено заключение №510-1312 о положении земельных участков, согласно которому земельный участок с местоположением ...., № в соответствии с представленными координатами не располагается на землях лесного фонда.
Доказательств пересечения границ спорного земельного участка с границами участка лесного фонда не представлено.
Таким образом, заявляя требования об истребовании из чужого незаконного владения земельный участок с кадастровым № по адресу: .... не представлено доказательств незаконного владения ответчиком указанным земельным участком.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области к Непомнящих В.В., администрации Иркутского районного муниципального образования о признании недействительным постановления мэра Администрации Иркутского муниципального образования от 05.11.2014 № 4510 о предоставлении Непомнящих В.В. в собственность земельного участка с кадастровым № площадью 1960 кв. м., расположенного по адресу: ....№; истребовании у Непомнящих В.В. из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым №, площадью ~~~ кв. м., расположенного по адресу: ....№, в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... - ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.П. Коткина