НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Иркутского районного суда (Иркутская область) от 20.10.2020 № 2А-2516/20

УИД 38RS0031-01-2020-002573-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 октября 2020 года г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Столповской Д.И., при секретаре судебного заседания Ду-Цзин-Хуа А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2516/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области, в котором просит: признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области об отказе в перераспределении земельных участков от **/**/**** с кадастровым номером ~~~, расположенным по адресу: ....; возложить на Министерство имущественных отношений обязанность по устранению допущенных нарушений путем заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ~~~, расположенным по адресу: .....

В обоснование заявленных требований административный истец ФИО1 указал, что решением Иркутского районного суда Иркутской области от **/**/**** по делу удовлетворен административный иск о признании незаконным возврате заявления ФИО1 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ~~~ расположенным по адресу: .....

Решение суда вступило в законную силу **/**/****.

**/**/**** администартивный истец повторно обратился в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о перераспределении указанного земельного участка.

**/**/**** Министерство имущественных отношений изготовило отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков , мотивируя тем, что приложенная схема расположения земельного участка подготовлена без учета утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, наличия зон с особыми условиями использования территории.

Однако Министерство имущественных отношений не представило доказательств, подтверждающих факт нахождения земельного участка в зоне с особыми условиями использования.

Кроме того, в отказе от **/**/****, являющегося предметом обжалования по делу Министерство имущественных отношений на указанные обстоятельства не ссылалось.

Определением Иркутского районного суда Иркутской области от **/**/**** к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Молодежного муниципального образования.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, извещен о дате, времени судебного заседания надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области в судебное заседание не явился, о дате, времени судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно представленного заявления просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив отзыв по существу заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица Администрации Молодежного муниципального образования в судебное заседание не явился, о дате, времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

Обсудив причины неявки лиц, участвующих в деле в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ).

Исследовав письменные доказательства по делу, и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным.

Судом установлено, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 38:06:140709:3662, расположенный по адресу: ...., что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН.

Решением Иркутского районного суда Иркутской области от **/**/**** административные исковые требования ФИО1 удовлетворены. Суд признал незаконным действие Министерства имущественных отношений Иркутской области по возврату письмом от **/**/**** заявления ФИО1 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 38:06:140709:3662, расположенного по адресу: ....; возложил на Министерство имущественных отношений Иркутской области по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ФИО1 путем повторного рассмотрения заявления о перераспределении земельного участка.

Рассмотрев заявление от **/**/****, от **/**/**** о перераспределении земель с кадастровым номером 38:06:140709:3662, расположенного по адресу: ...., находящегося в частной собственности, учитывая решение Иркутского районного суда Иркутской области от **/**/****, вступившее в законную силу **/**/****, Министерством имущественных отношений в Иркутской области отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в соответствии с подпунктами 3, 4, 11, 12 пункта 9 статьи 39.29, подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10, пунктами 6,7 статьи 11.9 ЗК РФ. Министерство имущественных отношений в обоснование отказа в перераспределении земель указало, что приложенная к заявлению схема расположения земельного участка подготовлена без учета утвержденных документа территориального планирования, правил землепользования и застройки, наличия зон с особыми условиями использования территории. Образование земельного участка нарушит требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.

Не согласившись с законностью принятого отказа, административный истец обратилась в суд.

В соответствии с часть 1 статьи 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

Согласно части 3 статьи 39.29 ЗК РФ к заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:

1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;

3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;

4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.

Согласно пункту 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Так судом установлено, что при рассмотрении Министерством имущественных отношений заявления ФИО1 администрацией Иркутского районного муниципального образования представлены сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Иркутского районного муниципального образования относительно образуемого земельного участка: согласно генеральному плану Молодежного муниципального образования, утвержденному решением Думы Молодежного муниципального образования от **/**/****, земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами; согласно правилам землепользования и застройки Молодежного муниципального образования, утвержденным решением Думы Молодежного муниципального образования от **/**/**** земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, в зоне размещения объектов транспорта; земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории – второй пояс зон санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор).

Анализ представленных доказательств позволяет суду сделать вывод, о том, что заявленные административные исковые требования о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений й действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Суд полагает, что решение, выраженное в письме министерства имущественных отношений Иркутской области от **/**/**** принято уполномоченным органом и осуществлено в пределах предоставленных полномочий, в установленном законом порядке.

Так, в соответствии с п.п.4 пункта 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае если проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

В соответствии с правилами статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствий с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 24.01.2011 № 9-пп «Об утверждении рабочего проекта «Зоны санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор)» и установлении границ и режима зон санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор)» установлены и описаны границы зон санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор) в системе координат МСК 38, в том числе, границы второго пояса зон санитарной охраны Ершовского водозабора.

В силу ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 3, 6 статьи. 56 Земельного кодекса ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствий с настоящим Кодексом.

Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

В материалы дела представлены доказательства, что испрашиваемый земельный участок расположен в пределах границ 2 пояса зон санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска, являющегося поясом ограничения.

Согласно пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного Кодекса РФ земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, относятся к землям ограниченным в обороте, и не предоставляются в частную собственность.

Постановлением Правительства Иркутской области от 24 января 2011 года №9-пп утвержден рабочий проект «Зоны санитарной охраны источника водоснабжения города Иркутска (Ершовский водозабор)» и установлены границы и режим зон санитарной охраны источника водоснабжения города Иркутска (Ершовский водозабор).

Постановлением Правительства Иркутской области от 28 декабря 2015 года № 683-пп внесены изменения в границы зон санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабору утвержден каталог координат границ второго пояса зон санитарной охраны.

Установлено, что Ершовский водозабор является источником хозяйственно-питьевого водоснабжения города Иркутска и города Шелехова, который расположен на левом берегу приплотинного участка Иркутского водохранилища. Проект зон санитарной охраны для водозаборных сооружений в Ершовской пади был разработан в 1970 году. Постановлением мэра города Иркутска от 26 июля 1996 года № 37/748 установлены границы зон санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения города Иркутска и города Шелехова, а также утверждено «Положение о зонах санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения города Иркутска и города Шелехова».

С учетом изложенного, суд полагает, что принятое министерством имущественных отношений Иркутской области решение, выраженное в письме от **/**/**** об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, соответствует положениям законодательства. Оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований суд не усматривает.

Кроме того, суд принимает во внимание, что административным истцом пропущен срок обращения в суд для обжалования отказа Министерства имущественных отношений от **/**/****.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском **/**/****, то есть за пределами срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в апелляционном порядке через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Д.И. Столповская

В окончательной форме решение суда принято **/**/****.