НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Иркутского районного суда (Иркутская область) от 19.04.2017 № 2А-1535/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2017 года г. Иркутск

Судья Иркутского районного суда Иркутской области Болденков Е.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства материалы административного дела № 2а-1535/2017 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Иркутской области к Мельничук Е.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

МИФНС России по Иркутской области обратилась в Иркутский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением к Мельничук Е.В., в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность в размере ~~~ рублей ~~~ копеек, в том числе: пени по налогу на рекламу – ~~~ рублей ~~~ копейки, недоимка по взносам в Пенсионный фонд – ~~~ рублей, недоимка по взносам в ФФОМС – ~~~ рубля, пени – ~~~ рублей.

Одновременно с административным иском налоговый орган ходатайствует о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением. Между тем, доводов в обоснование уважительности пропуска срока в исковом заявлении не приведено.

Разрешая настоящее дело по существу, судья, исследовав имеющиеся письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Мельничук Е.В.**/**/**** зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, **/**/**** индивидуальный предприниматель был снят с учета в связи с утратой регистрации.

В связи с осуществлением предпринимательской деятельностью Доронин С.А. являлся плательщиком налога на рекламу, недоимка, пени и штрафов в Пенсионный фонд, в ФФОМС.

Согласно пп. 1,4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В силу требований статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика - физического лица неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, главой 32 КАС РФ.

В абз. 2 ч. 2 ст. 48 НК РФ установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Из материалов дела усматривается, что административный ответчик Мельничук Е.В. состоит на налоговом учете в МИФНС России по Иркутской области.

В связи с тем, что налогоплательщиком не были исполнены обязательства по уплате налога, и в связи с имеющейся задолженностью ей была начислена пеня.

При этом последнее требование об уплате налога, пени, штрафа за датировано **/**/**** и сформировано по состоянию на **/**/**** со сроком уплаты до **/**/****, которое было направлено в адрес налогоплательщика. При этом указанная в требовании сумма превысила 3 000 рублей, следовательно, предусмотренный законом срок для обращения в суд был ограничен **/**/****.

Срок исполнения требования истек, между тем, задолженность по налогу и пени должником не была уплачена.

Как следует из материалов дела, налоговая инспекция за пределами срока обращения в суд, направила административное исковое заявление о взыскании недоимки по налогам и пени в Иркутский районный суд, которое поступило **/**/****.

При этом доказательств обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций, налоговый орган не представляет.

В абзаце 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ закреплено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Кроме того, как указано в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

В этой связи, поскольку доказательств обращения к мировому судье, соответствующих предъявляемым выше требованиям в районный суд вместе с административным иском налоговым органом не представлено, это обстоятельство следует расценивать как исключающее предоставление суду сведений, позволяющих иным образом исчислять шестимесячный срок обращения в районный суд с административным исковым заявлением, кроме как со дня истечения срока исполнения поименованного выше последнего направленного в адрес налогоплательщика требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 03.04.2015) - Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

При таком положении суд находит обоснованным полагать, что у налогового органа имелось достаточно времени (шесть месяцев) с **/**/**** как для обращения с заявлением к мировому судье, так и для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке в районный суд. Тем более что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Пропуск административным истцом срока для обращения в суд с требованиями о взыскании недоимки по налогу и пени и отсутствии уважительных причин для его восстановления является самостоятельным основанием к отказу в заявленных требованиях.

Оснований для восстановления пропущенного срока не имеется, доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд административным истцом не представлено.

В соответствии с ч. 5 ст. 138 КАС РФ при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд, судья принимает решение об отказе в административном иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

На основании изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции ФНС России по Иркутской области отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, судья

решил:

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой Службы России по Иркутской области к Мельничук Е.В. о взыскании обязательных платежей и санкций в общем размере ~~~ рублей ~~~ копеек - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный Иркутской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Е.Ю. Болденков