Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Иркутск 13 марта 2018 года
Судья Иркутского районного суда Иркутской области Любимова И.А.
с участием защитника привлекаемого к административной ответственности лица – ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России – Кокауровой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России – Кокауровой Т.В. на постановление начальника государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия П. от **/**/**** о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ОГРН №, ИНН №, КПП №, находящегося по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул.Красного Восстания, 1,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением начальника государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия П. от **/**/**** Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее-ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России) было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением в части назначенного наказания, защитник ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России – Кокаурова Т.В. в жалобе просит назначить наказание на основании п.3.2 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, указав в обоснование жалобы, что часть земельного участка с кадастровым номером № не используется по своему назначению в связи с тем, что отсутствует разрешение в уставных документах на занятие сельскохозяйственной деятельностью, вследствие чего отсутствует финансирование на выполнение работ сельхозназначения. ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России является государственным учреждением, финансируется из федерального бюджета, все денежные средства поступают в виде субсидий, направленных на определенный субсидией вид деятельности и не могут быть израсходованы на другие цели, выполнение работ на освоение земельных участков не представляется возможным. Кроме того, ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России с **/**/**** проводится работа по размежеванию многоконтурного земельного участка с кадастровым номером № с целью отказа от части земельного участка, не используемого ВУЗом в уставных целях.
В судебном заседании защитник ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России - Кокаурова Т.В. жалобу поддержала по приведенным в ней доводам, представила уточнение к жалобе, в котором просила постановление административного органа изменить, снизив назначенное наказание в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Проверив с учетом требований ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы, заслушав защитника ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России-Кокаурову Т.В., полагаю, что имеются основания для изменения оспариваемого постановления и удовлетворения жалобы исходя из следующего.
Частью 2 статьей 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи.
Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу ч.2 ст.7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Из протокола об административном правонарушении № от **/**/**** следует, что Службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия по окончании плановой проверки в отношении ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России **/**/**** в 15 часов 20 минут на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, входящих в состав земельного участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения подсобного сельского хозяйства с кадастровым номером №, площадью 3854741 кв.м, расположенного по адресу: ...., в районе ...., принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России (дата и номер государственной регистрации права: от **/**/****№), выявлено неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, подтверждающееся наличием признаков, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года № 369 «Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности», отсутствием признаков сельскохозяйственной деятельности, включенных в Раздел А «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного Приказом Госстандарта от 31.01.2014 г. № 14-ст, а именно:
на земельном участке с кадастровым номером №, являющемся сельскохозяйственным угодьем пастбищем и пашней, выявлены признаки неиспользования, а именно: зарастание древесной растительностью, расположенное сплошными очагами на общей площади 35441,59 кв.м, что составляет 28,997% от общей площади земельного участка и единично на всей площади;
на земельном участке с кадастровым номером №, являющемся сельскохозяйственным угодьем пастбищем и пашней, зарастание древесной растительностью на площади 27454,57 кв.м, что составляет 46,34 % от общей площади земельного участка;
на земельном участке с кадастровым номером №, являющемся сельскохозяйственным угодьем сенокос - зарастание древесной растительностью, расположенное сплошными очагами, на общей площади 13473,778 кв. м, что составляет 23,27% от общей площади земельного участка и единично на всей площади, кошение трав не осуществляется;
на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, №, №, отсутствуют визуально определяемые признаки таких видов деятельности как растениеводство, включая выращивание однолетних и многолетних культур, а также рассады, как в открытом, так и в закрытом грунте; цветоводство как в открытом, так и в закрытом грунте; животноводство всех видов животных, включая пушных и лабораторных, а также производство и переработка молока, мяса, племенная деятельность, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство, разведение дождевых червей, разведение прочих сельскохозяйственных животных; смешанное сельское хозяйство; предоставление услуг в каком-либо из вышеуказанных видов деятельности; эксплуатация сельскохозяйственной техники, включая ее стоянку, включенные в раздел А «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки № органом государственного контроля (надзора) от **/**/**** с фототаблицей (л.д.117-135), распоряжением № от **/**/**** о проведении плановой выездной проверки (л.д.3-5), письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области «О составе сельскохозяйственных угодий» (л.д.69-70), протоколами отбора образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды (л.д.74-81), протоколами испытаний (л.д.82, 83), заключением карантинной экспертизы (л.д.84-85, 86-87), выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.91-114, 143-202) и другими материалами дела.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом.
Таким образом, как установлено судом и подтверждено материалами дела, ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России допущено неиспользование для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности земельных участков, входящих в состав земельного участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения подсобного сельского хозяйства с кадастровым номером № - №, №, №, №, №, №, №.
При таких обстоятельствах действия ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России были правильно квалифицированы по ч.2 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, что подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела и исследованными в судебном заседании.
Оценка всем имеющимся в деле доказательствам дана должностным лицом административного органа в соответствии с правилами ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, их допустимость и достоверность сомнений у суда не вызывает. Материалы дела не содержат данных, порочащих правильность оценки доказательств, не представлено таковых и при рассмотрении жалобы.
Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным не имеется.
Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Какие-либо существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, отсутствуют.
Административное наказание юридическому лицу назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.8, 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, фактических обстоятельств дела, отсутствия смягчающих и отягчающих обстоятельств.
Обсуждая доводы привлекаемого к ответственности лица о возможности снижения размера административного штрафа, судья приходит к следующему.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
Частью 3.2 указанной статьи предусмотрена возможность назначения юридическому лицу наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, перечисленных в данной норме.
Учитывая имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, учитывая характер совершенного административного правонарушения, его последствия, то обстоятельство, что ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России с **/**/**** проводится работа по размежеванию многоконтурного земельного участка с кадастровым номером № с целью отказа от части земельного участка, не используемого учебным заведением в уставных целях, и прекращения права постоянного бессрочного пользования на указанную часть земельного участка, отсутствие в уставе привлекаемого к административной ответственности юридического лица сельскохозяйственной деятельности, суд считает возможным признать указанные обстоятельства в своей совокупности исключительными и изменить назначенное наказание путем его снижения с учетом положений ч.3.3 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях до 100000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6 и п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление начальника государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия П. от **/**/**** о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации изменить: назначить наказание с применением ч.3.2 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей; в остальной части – оставить постановление без изменения.
Жалобу защитника ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России – Кокауровой Т.В. удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Иркутского районного суда
Иркутской области Любимова И.А.