УИД Номер изъят
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2023 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Поповой А.Ю., с участием представителей административного истца Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» Х.С.А., действующей на основании доверенности от 25 мая 2023 г. Номер изъят, Ч.Е.В., действующей на основании доверенности от 6 июня 2023 г. Номер изъят, представителей административного ответчика Службы по тарифам Иркутской области П.А.В., действующей на основании доверенности от 14 ноября 2022 г. Номер изъят, Ш.А.В., действующего на основании доверенности от 3 мая 2023 г. Номер изъят, старшего прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области В.А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-94/2023 по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» к Службе по тарифам Иркутской области о признании недействующими Приказа Службы по тарифам Иркутской области от 06.07.2022 № 79-103-спр «О внесении изменения в приказ службы по тарифам Иркутской области от 23.08.2021 № 79-167-спр» в части размера тарифов на тепловую энергию за период с 01.07.2023 по 30.06.2024, Приказа Службы по тарифам Иркутской области от 29.11.2022 № 79-645-спр «О внесении изменения в приказ службы по тарифам Иркутской области от 23.08.2021 № 79-167-спр» не действующим в части размера тарифов на тепловую энергию за период с 01.12.2022 по 30.06.2024, возложении на Службу по тарифам Иркутской области обязанности принять заменяющие нормативные правовые акты с учетом расходов ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области, установленных Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2021 по делу Номер изъят,
У С Т А Н О В И Л :
определением Арбитражного суда Иркутской области от 29.03.2023 передано по подсудности в Иркутский областной суд дело Номер изъят по исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» к Службе по тарифам Иркутской области о признании недействующим в части установления тарифов в приказе Службы по тарифам Иркутской области от 23.08.2021 № 79-167-спр «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ФКУ ИК-3 ГУФСИН по Иркутской области (ИНН Номер изъят)».
Определением судьи Иркутского областного суда дело принято к производству суд, присвоен номер 3а-94/2023.
В обоснование уточненных административных исковых требований Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» (далее - ФКУ ИК-3 ГУФСИН, ИК-3) к Службе по тарифам Иркутской области (далее – Служба) указало, что при установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую административным истцом потребителям, Службой не были приняты расходы по сомнительным долгам в размере 2 086 942,02 руб. (подпункт 3.2 Протокол заседания Правления Службы по тарифам Иркутской области от 27.06.2022), которая выплачена административным истцом в ФКУ СИЗО № 1 ГУФСИН по Иркутской области (далее – СИЗО-1) на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2021 по делу Номер изъят о взыскании задолженности на сумму 2 086 942,02 руб. за потребленные котельной ИК-3 ресурсы, в том числе: 855 733,85 руб. - возмещение потребленной в 2018 году электрической энергии; 1 213 634,90 руб. - возмещение потребленной в 2019 году электрической энергии; 7 094,07 руб. - возмещение потребленной в 2019 году холодной воды; 10 479,20 руб. – возмещение отпущенных в 2019 году сточных вод.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 23.08.2021 № 79-167-спр «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области (ИНН Номер изъят)» (далее - Приказ от 23.08.2021 № 79-167-спр) установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям ИК-3 в 2022-2026 годах. Согласно данному приказу одноставочный тариф для ИК-3 на тепловую энергию с 01.07.2023 по 31.12.2023 составил 1 613,83 руб./Гкал, а с 01.01.2024 по 30.06.2024 - 1 611,83 руб./Гкал.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 06.07.2022 № 79-103-спр «О внесении изменения в приказ службы по тарифам Иркутской области от 23.08.2021 № 79-167-спр» (далее - Приказ от 06.07.2022 № 79-103-спр), принятым на основании Протокола заседания Правления Службы по тарифам Иркутской области от 27.06.2022, установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям ИК-3 в 2022-2026 годах, в том числе новые тарифы за период с 01.07.2023 по 30.06.2024. Утвержденный данным приказом одноставочный тариф на тепловую энергию с 01.07.2023 по 31.12.2023 составил 1 640,13 руб./Гкал, а с 01.01.2024 по 30.06.2024 - 1 640,13 руб./Гкал.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 29.11.2022 № 79-645-спр «О внесении изменения в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 23.08.2021 № 79-167-спр» изменен период действия долгосрочных тарифов на тепловую энергию с 01.12.2022 по 31.12.2023 - 1640,13 руб./Гкал и с 01.01.2024 по 30.06.2024 - 1 640,13 руб./Гкал.
С указанными выше приказами Службы административный истец не согласен, так как полагает, что при учете расходов, принятых Службой за 2018 и 2019 годы в размере 330,0 тысяч руб., для ИК-3 на расчетный период должен быть установлен тариф в размере 1751,96 руб./Гкал (из расчета 25 767,6 тыс. руб. + (2 086,9 тыс. руб. - 330,0 тыс. руб. = 1756,9 тыс. руб.) / 15 710,7 Гкал умножить на 1 000,00 равно 1 751,96 руб./Гкал).
Разница в расчетах тарифа на 2023 год установленного Службой и рассчитанного ИК-3 составляет 132,84 руб./Гкал (1 772,96 руб./Гкал - 1 640,13 руб./Гкал), что административный истец, полагает, подтверждает нарушение его прав оспариваемыми тарифными решениями.
Административный истец считает, что в Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 06.07.2022 № 79-103-спр «О внесении изменения в приказ службы по тарифам Иркутской области от 23.08.2021 № 79-167-спр» необходимо внести изменения в части периода установления тарифа с 01.07.2023 по 30.06.2024, а именно - с 01.07.2023 по 31.12.2023 установить тариф в размере 1 751,96 руб./Гкал, а с 01.01.2024 по 30.06.2024 – в размере 1 751,96 руб./Гкал.
Также административный истец считает, что необходимо внести изменения в Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 29.11.2022 № 79-645-спр «О внесении изменения в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 23.08.2021 года № 79-167-спр», установив тариф с 01.12.2022 по 31.12.2023 в размере 1 751,96 руб./Гкал, а с 01.01.2024 по 30.06.2024 в размере 1 751,96 руб./Гкал.
ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области является бюджетным учреждением, деятельность которого осуществляется за счет денежных средств федерального бюджета.
Согласно справке ИК-3 от 17.07.2023 за период с 2018 по 2022 годы убытки от деятельности котельной ИК-3 составляют: в 2018 году - 755 226,70 руб.; в 2019 году - 3 453 984,29 руб.; в 2020 году - 72 421,98 руб.; в 2021 году - 3 556 590,60 руб.; в 2022 году - 5 686 590,45 руб.
ИК-3 не имеет право на возмещение расходов на котельную за счет получения субсидии.
ГУФСИН России по Иркутской области и ИК-3 обращались в администрацию г. Иркутска с заявлениями о выводе котельной ИК-3 из эксплуатации по причине чрезмерного износа, но получили отказ.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14.03.2022 по делу Номер изъят ИК-3 отказано в удовлетворении иска о незаконных действиях администрации города Иркутска в связи с отказом администрацией в выводе котельных ИК-3 из схемы теплоснабжения жилых домов до 2030 года.
Административный истец, ссылаясь на пункты 13, 28, 31 «Основ ценообразования в сфере теплоснабжения», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования), считает, что указанные выше расходы должны быть приняты к учету Службой по тарифам Иркутской области как выпадающие расходы по заявлению ИК-3 от 29.04.2022.
Административный истец считает, что при установлении оспариваемых тарифов административный ответчик в нарушении п. 31 Основ ценообразования при установлении тарифа на очередной период регулирования при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов не использовал в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Административный истец полагает, что такими данными для экспертной оценки являлось решение Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2021 по делу Номер изъят об объемах электроэнергии, воды, стоков, на поставку которых ИК-3 не заключены контракты и не оплачены до принятия данного решения, в части превышающей расходы ИК-3 оплаченные в тарифе по заключенным контрактам.
Объем водопотребления для работы котельной ИК-3 установлен Приказом Службы по тарифам Иркутской области № 131-спр от 13.07.2017.
В 2020, 2021 годах ИК-3 не предоставляла в Службу данные об объемах по поставке электроэнергии, воды, стоков, так как данные объемы не превышали объемы потребления электроэнергии и воды, стоков в другие периоды, которые были установлены в предыдущих тарифных решениях.
Исходя из чего, административный истец полагает, что Служба при установлении оспариваемого тарифа имела возможность запросить данные об объеме оказываемых ИК-3 коммунальных услуг до установления тарифов 06.07.2023 Приказом № 79-103-спр от 06.07.2022.
Административный истец считает ничтожным адресованное Службе письмо ИК-3 от 27.06.2022 Номер изъят о согласии с расчетом тарифа Службы, так как без данного письма Служба не давала согласие на изменение долгосрочных тарифов, утвержденных Приказом Службы № 79-167-спр от 23.08.2021, с индексацией на будущий период и их применения с 01.07.2023 по 30.06.2024.
Также административный истец полагает, что оспариваемый тариф принят с нарушением п. 13 раздела Принципы и методы регулирования цен (тарифов) Основ ценообразования.
Согласно п. 14 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (в редакции от 04.07.2023) (далее - Методические указания № 760э) тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа по решению органа регулирования.
Пунктом 11 Методических указаний № 760э установлено, что необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности.
В соответствии с п. 12 Методических указаний № 760э определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с указанными Методическими указаниями.
Административный истец считает, что исходя из особенностей ведения бухгалтерского учета бюджетных организаций сумма кредиторской задолженности ИК-3 перед СИЗО-1, установленная Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2021 по делу Номер изъят в размере 2 086 942,02 руб., не могла быть отражена по счету бухгалтерского учета № 109 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».
В соответствии с требованиями нормативных документов о бухгалтерском учете расходы ИК-3, взысканные по исполнительному листу, выданному в соответствии с решением Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2021 в сумме 2 086 942,02 руб., отражены в учете на счете № 040120000 «Расходы текущего финансового года» бухгалтерской справкой (ф. 0504833), утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 30.03.2015 № 52н (в ред. от 15.06.2020) «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее – Приказ Минфина № 52н).
Кассовые расходы по погашению исполнительного документа (платежное поручение ИК-3 от 11.05.2021 № 208234 о перечислении в СИЗО-1 суммы в размере 2 086 942,02 рубля) отражены на счете Номер изъят «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», который является сводным счетом кассовых расходов в целом по производству ИК-3 (общая сумма платежей, состоящая из платежей регулируемого вида деятельности и нерегулируемых видов деятельности ИК-3).
По окончании финансового года производятся операции по закрытию счетов учета Номер изъят «Доходы текущего финансового года», Номер изъят «Расходы текущего финансового года», Номер изъят «Внутриведомственные расчеты», Номер изъят «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом».
Операции по закрытию счетов текущего финансового года учреждений (№Номер изъят) отражаются на счете Номер изъят «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».
По состоянию на конец года - на 1 января года следующего за отчетным остатки по счетам №Номер изъят равны 0,00 руб.
Согласно статьям 242.1, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) исполнительный лист, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета (по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника исполняется под контролем Федерального казначейства.
Исполнительный лист, выданный на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2021 на сумму 2 086 942,02 руб., являлся основанием для постановки ИК-3 на бухгалтерский учет данной суммы задолженности в середине отчетного периода 2 квартала 2021 года путем составления Справок к документу «Услуги сторонних организаций» от 16.04.2021.
Согласно платежному поручению ИК-3 от 11.05.2021 Номер изъят Исполнительный лист Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2021 в сумме 2 086 942,02 руб. погашен в середине 2 квартала 2021.
Исходя из чего, административный истец полагает, что сумма задолженности в размере 2 086 942,02 руб. по состоянию на 01.01.2021, 01.04.2022 не могла быть отражена в балансе ИК-3 в строке «Кредиторская задолженность» ИК-3 на конец отчетного периода - 01.01.2022, так как задолженность была погашена.
Факт погашения задолженности подтверждается Актом сверки взаимных расчетов за 2021 год по государственному контракту между ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области и ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области - в колонке «ИК-3» первые две строчки Дебет - 2086942,02 руб. (произведена оплата Номер изъят от 11.05.2021) и Кредит -2086942,02 руб. (начислено за услуги Исполнительный лист Номер изъят от 16.04.2021).
Расходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году, в соответствии с требованиями п. 121.1 Приказа Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее - Приказ Минюста РФ № 162н) отражаются на счете Номер изъят «Расходы текущего финансового года» на соответствующих счетах аналитического учета счетов Номер изъят «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям», Номер изъят «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям», Номер изъят «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году», Номер изъят «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году».
По мнению административного истца, фактические расходы по исполнительному листу ИК-3 отражены в бухгалтерском учете верно, а сумма расходов за 2018-2019 годы в размере 2086942,02 руб. не должна была быть отражена в счете бухгалтерского учета Номер изъят.
Акт сверки взаиморасчетов на 2021 год между СИЗО-1 и ИК-3 составлен на основании Справок к документу «Услуги сторонних организаций» от 16.04.2021 и является документом бухгалтерского учета, где указаны расходы ИК-3 на коммунальные услуги за 2018-2019 годы регулируемого вида деятельности - расходы котельной ИК-3 на территории СИЗО-1, другие виды деятельности ИК-3 на территории СИЗО-1 отсутствуют.
Административный истец полагает, что административному ответчику представлены документы годовой бухгалтерской отчетности, достаточные для включения спорной суммы в тариф.
Административным истцом представлены в Службу первичные документы бухгалтерского учета по расходам в сумме 2 086 942,02 руб. за 2018-2019 годы, ранее не учтенные Службой по тарифам, а именно: исполнительный лист Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2021; платежное поручение ИК-3 Номер изъят от 11.05.2021; Акт сверки взаимных расчетов на 2021 год по государственному контракту между ИК-3 и СИЗО-1, подтверждающий исполнение ИК-3 обязательств по указанному выше исполнительному листу.
Подпунктом «б» п. 16 Правил регулирования предусмотрено, что к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату.
Административный истец указывает, что заявление ИК-3 об установлении цен (тарифов) направлено в Службу своевременно (исх. от 29.04.2022 Номер изъят) с приложением документов для обоснования расчета необходимой валовой выручки для формирования тарифа на тепловую энергию на 2023 год на 305 листах.
Согласно пункту № 20 Оглавления документов, представленных в Службу ИК-3, (далее – Оглавление) административным истцом представлен Акт сверки взаимных расчетов на 2021 год по государственному контракту между ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области и ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области - в колонке ИК-3 первые две строчки Дебет – 2 086 942,02 руб. (произведена оплата Номер изъят от 11.05.2021) и Кредит -2 086 942,02 руб. (начислено за услуги Исполнительный лист Номер изъят от 16.04.2021), что является расходами на коммунальные услуги непосредственно за 2018-2019 годы.
Также ИК-3 представлены Службе (пункты № 65 и № 67 Оглавления) Обороты счета Номер изъят «Производство тепловой энергии» - расходы котельных ИК-3, в том числе на коммунальные услуги, непосредственно за 2021 год, данная оборотно-сальдовая ведомость по счету Номер изъят принята к рассмотрению Службой по тарифам без предоставления форм годовой бухгалтерской отчетности за 2021 год.
С учетом уточнения административных исковых требований административный истец просит суд: признать Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 06.07.2022 № 79-103-спр «О внесении изменения в приказ службы по тарифам Иркутской области от 23.08.2021 № 79-167-спр» не действующим в части размера тарифов за период с 01.07.2023 по 30.06.2024 как несоответствующий требованиям п. 13 раздела Принципы и методы регулирования цен (тарифов) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения Постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 Номер изъят «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» с момента его принятия (06.07.2022), возложить на Службу по тарифам Иркутской области обязанность по принятию заменяющего нормативного правового акта, устанавливающего тариф на тепловую энергию за период с 01.07.2023 по 30.06.2024, с учетом расходов ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области, установленных Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2021 по арбитражному делу Номер изъят, с действием тарифов с 06.07.2022, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда по настоящему административному исковому заявлению.
Также административный истец просит суд признать Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 29.11.2022 № 79-645-спр «О внесении изменения в приказ службы по тарифам Иркутской области от 23.08.2021 № 79-167-спр» не действующим в части размера тарифов за период с 01.12.2022 по 30.06.2024 как несоответствующий требованиям п. 13 раздела Принципы и методы регулирования цен (тарифов) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения Постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 Номер изъят «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» с момента его принятия (29.11.2022), возложить на Службу по тарифам Иркутской области обязанность по принятию заменяющего нормативного правового акта устанавливающего тариф на тепловую энергию за период с 01.12.2022 по 30.06.2024 с учетом расходов ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области, установленных Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2021 по делу Номер изъят, с действием тарифов с 29.11.2022 в течение 1 месяца с момента вступления решения суда по настоящему административному исковому заявлению.
В судебном заседании представители административного истца ФКУ ИК-3 ГУФСИН Росси по Иркутской области Х.С.А.,Ч.Е.В. административные исковые требования с учетом уточнений поддержали, просили исковые требования удовлетворить в полном объеме. В ходе исследования материалов арбитражного дела представитель административного истца ФКУ ИК-3 ГУФСИН Росси по Иркутской области Х.С.А. с разрешения суда покинула зал судебного заседания в связи с необходимостью ее участия в другом деле, рассматриваемом районным судом общей юрисдикции, рассмотрение настоящего административного дела продолжено судом с участием представителя ФКУ ИК-3 ГУФСИН Росси по Иркутской области Ч.Е.В.
В судебном заседании представители административного ответчика Службы по тарифам Иркутской области П.А.В., Ш.А.В. административное исковое заявление не признали, поддержали доводы возражений на административное исковое заявление, просили в его удовлетворении отказать.
Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, заключение прокурора В.А.А., полагавшего, что в удовлетворении административных исковых требований необходимо отказать, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления по приведенным ниже основаниям.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 6 указанной статьи административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд на основании ч. 7 ст. 213 КАС РФ проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела судом установлено, что, согласно ч. 3 ст. 7 и п. 4 ч. 1 ст. Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) предусмотрено, что тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Исполнительным органом государственной власти Иркутской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов), в том числе в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, на территории Иркутской области постановлением Правительства Иркутской области от 07.06.2012 № 303-пп «О службе по тарифам Иркутской области» (далее - Положение № 303-пп) определена Служба.
В соответствии с п. 2, абз. 3 пп. 6 п. 5 Положения о службе по тарифам Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 07.06.2012 № 303-пп, Служба уполномочена устанавливать тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности).
Оспариваемые приказы Службы отвечают признакам нормативных правовых актов, поэтому проверка их соответствия законодательству, имеющему большую юридическую силу осуществляется судом по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверяя соблюдение процедуры принятия оспариваемых приказов Службы судом установлено следующее.
В соответствии с п. 52 Основ ценообразования, орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
Пунктом 39 Правил регулирования цен, предусмотрено, что решение о пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировок долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования, принимается в соответствии с п.п.13-35 Правил регулирования.
При этом, регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. В случае применения в отношении регулируемой организации метода обеспечения доходности инвестиционного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов заявление о выборе метода регулирования тарифов представляется в орган регулирования до 1 мая последнего года долгосрочного периода регулирования (п. 13 Правил регулирования), аналогичная норма содержится в пункте 3 Регламента.
Пунктом 15 Правил регулирования предусмотрено, что предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов. Также приведен перечень информации, которая должна быть указана в заявлении об установлении цен (тарифов).
Пунктом 16 Правил регулирования предусмотрен перечень документов и материалов, которые должны быть приложены к заявлению об установлении цен (тарифов).
Материалами административного дела подтверждается, что долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области в 2022-2026 годах, установлены Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 23.08.2021 № 79-167-спр «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области (ИНН Номер изъят), которые действуют с 01.01.2022 по 31.12.2026.
Согласно данному приказу одноставочный тариф с 01.07.2023 по 31.12.2023 составлял 1 613,83 руб./Гкал, а с 01.01.2024 по 30.06.2024 - 1 611,83 руб./Гкал.
Оспариваемым Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 06.07.2022 № 79-103-спр «О внесении изменения в приказ службы по тарифам Иркутской области от 23.08.2021 № 79-167-спр», принятым на основании Протокола заседания Правления Службы по тарифам Иркутской области от 27.06.2022, долгосрочные тарифы скорректированы на 2023 год (с 01.07.2023 по 31.12.2023) путем внесения изменений в Приказ № 79-167-спр. В частности на тепловую энергию с 01.07.2023 по 31.12.2023 утвержден одноставочный тариф в размере 1 640,13 руб./Гкал, а с 01.01.2024 по 30.06.2024 - 1 640,13 руб./Гкал.
Судом установлено, что предложение ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области об установлении (корректировке) тарифов на тепловую энергию на 2023 год рассматривалось органом регулирования на предмет экономического обоснования расходов, заявленных к включению в тариф, при принятии Приказа от 06.07.2022 № 79-103-спр.
В Службу 29 апреля 2022 г. ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области представлены материалы о корректировке на 2023 год долгосрочных тарифов, установленных Приказом от 23.08.2021 № 79-167-спр (вх. Номер изъят).
Открытие дела или отказ в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных заявителем документов и материалов осуществляется в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации заявления об установлении цен (тарифов) (пункт 12 Регламента).
В указанный срок в отношении заявителя с 29.04.2022 распоряжением Службы от 11.05.2022 № 79-173-ср «Об открытии дел об установлении (корректировке) тарифов» и от 23.05.2022 № 79-199-ср «О внесении изменения в распоряжение службы по тарифам Иркутской области от 11.05.2022 № 79-173-ср» было открыто Тарифное дело Номер изъят о корректировке на 2023 год долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области, с применением метода индексации установленных тарифов.
Требования об извещении регулируемых организаций об открытии дел действующее законодательство не содержит.
Вместе с тем, об открытии тарифного дела ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области было оповещено Службой путем размещения сканированной версии распоряжения от 11.05.2022 № 79-173-ср на официальном сайте Службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.sti.irkobl.ru в подразделе «Распоряжения об открытии дел, начале рассмотрения» раздела «Открытие дел» (л.д. 9 т. 2).
После открытия тарифного дела органом регулирования проводится экспертиза предложений об установлении тарифов в соответствии с п. 28 Правил регулирования, пункта 15 Регламента.
Согласно пункту 30 Правил регулирования решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы).
Проведение заседания Правления Службы было назначено на 27.06.2022 (л.д. 10 т. 2).
На момент принятия оспариваемого тарифного решения законодательство в сфере теплоснабжения не содержало норм об извещении организации о месте и времени проведения заседания коллегиального органа при регулирующем органе.
В соответствии со Стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570 (далее - Стандарты), органы регулирования обязаны обеспечивать свободный доступ неограниченного круга лиц к информации, касающейся осуществляемой таким органом деятельности.
Согласно пп. «в» п. 43 Стандартов органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) подлежит раскрытию информация о дате, времени и месте проведения заседания правления (коллегии) органа тарифного регулирования, на котором планируется рассмотрение дел по вопросам установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Информация, предусмотренная пп. «в» п. 43 Стандартов, раскрывается органом тарифного регулирования не позднее чем за 3 календарных дня до дня проведения органом тарифного регулирования заседания правления (коллегии) по вопросам установления тарифов в сфере теплоснабжения.
Согласно п. 5 Стандартов указанная информация раскрывается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) путем опубликования на сайте в сети «Интернет», предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации, а также по решению этого органа на его официальном сайте в сети «Интернет» или в официальных печатных изданиях, в которых публикуются акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Информация о назначенных на 27.06.2022 заседаниях была заблаговременно размещена в 2022 году на официальном сайте Службы в разделе «Назначенные заседания Правления» (л.д. 10 т. 9).
Состав Правления Службы определен распоряжением Службы от 21.06.2022 № 79-244-ср «О составе Правления службы по тарифам Иркутской области».
Из протокола заседания Правления от 27.06.2022 судом установлено, что заседание проведено правомочным составом Правления, при наличии кворума с соблюдением порядка, предусмотрено п. 7 Положения о службе по тарифам Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 07.06.2012 № 303-пп.
По результатам проверки представленных ИК-3 материалов для установления тарифа на тепловую энергию экспертом Службы Г.А.С. подготовлено экспертное заключение по тарифному делу Номер изъят согласно которому, не приняты в качестве обоснованных для включения в необходимую валовую выручку (далее – НВВ) расходы ИК-3 на оплату отпущенной электрической энергии, расходов на водоснабжение и водоотведение котельной ИК-3 в 2018-2019 гг. в сумме 2 086,9 тыс. руб., взысканной с ИК-3 в пользу СИЗО-1 Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2021 по делу Номер изъят.
Указанное выше заключение рассмотрено на заседании Правления Службы, ранее Экспертное заключение с расчетом тарифа Службой до заседания Правления было представлено ИК-3 Службой.
На заседании Правления Службы было оглашено письмо ФКУ ИК-З ГУФСИН России по Иркутской области от Дата изъята Номер изъят о согласии ИК-3 с произведенным Службой расчетом тарифов на тепловую энергию.
Доводы представителей административного истца о ничтожности данного письма судом не приняты, поскольку в судебном заседании не доказан факт добросовестного заблуждения ИК-3 в отношении состава затрат, включенных Службой в состав НВВ ИК-3 при установлении тарифа в оспариваемый период, а также правильности расчета этого тарифа Службой.
Пунктом 30 Правил регулирования закреплено, что решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 32 Правил регулирования протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования (далее - протокол) является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов) и включает основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования.
Согласно пунктам 34, 35 Правил регулирования орган регулирования направляет каждой регулируемой организации, для которой установлены цены (тарифы) в соответствии с указанным решением, почтовым отправлением с уведомлением о вручении с приложением протокола, а также обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении цен (тарифов), но не позднее 21 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования, на своем официальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии со статьей 2 Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» (далее - Закон Иркутской области № 1-оз) под правовым актом Иркутской области понимается официальный письменный документ, обязательный на территории Иркутской области и направленный на установление, изменение или отмену общеобязательных норм (нормативный правовой акт), или официальный письменный документ индивидуального правового регулирования (ненормативный правовой акт), принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом области в пределах полномочий либо принятый на референдуме Иркутской области.
Нормативные правовые акты министерств и иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области издаются в форме приказов, акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) - в форме распоряжений. Приказы и распоряжения министерства, иного исполнительного органа государственной власти Иркутской области издаются его руководителем путем их подписания и должны содержать указание на правовые акты, на основании и во исполнение которых издается соответствующий правовой акт (статья 13 Закона Иркутской области № 1-оз).
Правовые акты иных правотворческих органов Иркутской области и их должностных лиц вступают в силу с момента их принятия (издания), если в самих правовых актах не указан иной срок. Вступивший в силу подзаконный правовой акт области, принятый в пределах полномочий соответствующего правотворческого органа Иркутской области, обязателен на территории Иркутской области.
Нормативные правовые акты, принимаемые (издаваемые), в том числе, министерствами и иными исполнительными органами государственной власти Иркутской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию.
Официальное опубликование правового акта Иркутской области осуществляется для всеобщего сведения посредством помещения текста правового акта области, полностью совпадающего с официально принятым, включая все приложения, с указанием всех его реквизитов в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, учрежденных органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации, а также на «Официальном интернет - портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) (статьи 53, 54 и 57 Закона Иркутской области № 1-оз).
Судом установлено, что Приказ от 06.07.2022 № 79-103-спр принят с соблюдение прядка его принятия в соответствии с формой, предусмотренной приложением № 1 к Регламенту, а также в предусмотренной ч. 1 ст. 13 Закона Иркутской области № 1-оз в отношении нормативных актов исполнительных органов государственной власти Иркутской области, подписан 06.07.2022 руководителем Службы Х.А.Р.
Данный Приказ от 06.07.2022 № 79-103-спр опубликован в установленном порядке на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gow.ru 07.07.2022; на официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru 24.08.2022; в общественно-политической газете «Областная» № 94 - 24.08.2022.
В целях обеспечения открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения Приказ от 06.07.2022 № 79-103-спр и соответствующий протокол заседания Правления Службы также размещены на официальном сайте Службы в подразделе «Теплоэнергетика - 2022 год» раздела «Нормативные правовые акты службы», что подтверждается представленным суду скриншотом с официального сайта Службы.
В адрес ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области Службой 06.07.2022 направлена копия соответствующего приказа Службы и протокола заседания Правления Службы. Отправка и получение ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области 11.07.2022 вышеуказанного письма Службы подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80083074445942.
Анализируя изложенное выше, суд приходит к выводу о соблюдении Службой порядка, принятия и опубликования Приказа от 06.07.2022 № 79-103-спр.
Проверяя соблюдение процедуры принятия Службой Приказа от 29.11.2022 № 79-645-спр «О внесении изменения в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 23.08.2021 года № 79-167-спр», которым изменен период действия долгосрочных тарифов на тепловую энергию с 01.12.2022 по 31.12.2023 - 1640,13 руб./Гкал и с 01.01.2024 по 30.06.2024 - 1 640,13 руб./Гкал, суд установил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», пунктом 3 которого предусмотрены особенности установления цен (тарифов) на 2023 год, в частности исполнительным органам субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предписано установить (скорректировать) цены (тарифы) и ввести их в действие с 1 декабря 2022 года (далее – Постановление Правительства РФ № 2053).
В соответствии с пп. 11 п. 4 Постановления Правительства РФ № 2053 регулируемые цены (тарифы) и (или) предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на товары и услуги в электроэнергетике, в сферах теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, а также в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные (скорректированные) на 2023 год до вступления в силу настоящего постановления, подлежат пересмотру с учетом особенностей, предусмотренных Постановлением Правительства РФ № 2053.
Согласно пп. «а» п. 7, п. 121 Правил регулирования в случае принятия органом регулирования решения о приведении ранее принятых решений об установлении цен (тарифов) в соответствие с законодательством Российской Федерации дело об установлении тарифов не открывается
Заседание Правления Службы во исполнение требований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ № 2053 проведено 28.11.2022.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 43 Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570 (действовавших в период издания оспариваемого акта), информация о назначенных на 28.11.2022 заседаниях была своевременно размещена на официальном сайте Службы в разделе «Назначенные заседания Правления».
Заседание Правления проведено 28.11.2022 правомочным составом Правления, кворум имелся, принято решение об утверждении изменений в тариф на теплоснабжение ИК-3.
Службой издан Приказ от 29.11.2022 № 79-645-спр «О внесении изменения в приказ службы по тарифам Иркутской области от 23.08.2021 № 79-167-спр» (ранее тарифы были скорректированы Приказом № 79-103-спр с 01.07.2023, введены в действие с 01.12.2022).
Приказ от 29.11.2022 № 79-645-спр издан уполномоченным органом в форме, предусмотренной ч. 1 ст. 13 Закона Иркутской области № 1-оз в отношении нормативных актов исполнительных органов государственной власти Иркутской области, содержит указание на правовые акты, на основании и во исполнение которых он издан, подписан 29.11.2022 руководителем Службы Х.А.Р., опубликован: на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 01.12.2022 (номер опубликования: Номер изъят); на официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru 25.01.2023; в общественно-политической газете «Областная» Номер изъят, 25.01.2023.
Приказ от 29.11.202 № 79-645-спр в установленном порядке был направлен Службой в адрес ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области, а также в целях обеспечения открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения Приказ № 79-645-спр и соответствующий протокол заседания Правления Службы размещены на официальном сайте Службы в подразделе «Теплоэнергетика – 2022 год» раздела «Нормативные правовые акты службы».
Анализируя изложенное выше, суд приходит к выводу о соблюдении Службой порядка, принятия и опубликования Приказа от 29.11.2022 № 79-645-спр, данный приказ является производным от Приказа от 06.07.2022 № 79-103-спр, поскольку сам тариф ИК-3 не устанавливает, а лишь изменяет сроки действия тарифа, установленного Приказом от 06.07.2022 № 79-103-спр.
Проверяя доводовы административного истца о необоснованном отказе Службой включить в состав НВВ ИК-3 при установлении одноставочного тарифа на теплоснабжение согласно Приказу 06.07.2022 № 79-103-спр с 01.07.2023 по 31.12.2023 в размере 1 640,13 руб./Гкал, а с 01.01.2024 по 30.06.2024 - 1 640,13 руб./Гкал (с учетом изменения срока применения одноставочного тарифа на теплоснабжение в отношении ИК-3 Приказом от 29.11.2022 № 79-645-спр с 01.12.2022 по 31.12.2023 - 1640,13 руб./Гкал и с 01.01.2024 по 30.06.2024 - 1 640,13 руб./Гкал) судом установлено.
Как было указано выше, основанием для установления тарифа на теплоснабжение ИК-3 в оспариваемом размере стало Заключение экспертизы (по тарифному делу Номер изъят) по результатам проверки материалов для установления тарифа на тепловую энергию, подготовленное экспертом Службы Г.А.С., согласно которому не приняты в качестве экономически обоснованных для включения в необходимую валовую выручку (далее – НВВ) при установлении оспариваемого административным истцом тарифа расходы ИК-3 (указанные административным истцом в предложении об установлении тарифа как «Расходы по сомнительным долгам» (п. 3.2 таблицы «Заключение. Расчет необходимой валовой выручки для формирования тарифов на тепловую энергию на 2023 год, методом индексации установленных тарифов (корректировки)» л.д. 33 т. 2) кредиторская задолженность ИК-3 по оплате отпущенной СИЗО-1 административному истцу электрической энергии, водоснабжения и водоотведения в 2018-2019 гг. в размере 2 086,9 тыс. руб., взысканная с ИК-3 в пользу СИЗО-1 Решением Арбитражного суда Иркутской области по делу Номер изъят от 16.02.2021.
Эксперт Службы пришла к выводу, о том, что заявленная в качестве расходов по сомнительным долгам ИК-3 кредиторская задолженность за потребленную электроэнергию, воду и водоотведение в 2018-2019 гг. на основании Решения Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2021 по Номер изъят является выпадающими расходами ИК-3 за потребленные коммунальные услуги и эти расходы должны быть рассмотрены по соответствующей статье.
Причиной отказа эксперта в признании экономически обоснованными указанных выше расходов стало то обстоятельство, что в Решении Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2021 по делу Номер изъят отсутствует расшифровка объемных показателей потребления электроэнергии, воды и водоотведения, отсутствуют данные о том, что указанные ресурсы использованы исключительно на нужды котельной. Эксперт указала, что в составе тарифов на тепловую энергию за 2018-2019 гг. расходы на оплату услуг электроснабжения и водоснабжения уже учитывались в нормативном объеме, а ИК-3 не представлены Службе данные о превышении фактического объема потребления электроэнергии, водоснабжения и водоотведения на котельной с обоснованием, в том числе нормативными техническими документами, подтверждающими увеличение потребности.
Указанные выше обстоятельства Г.А.С., вызванная в суд в качестве свидетеля, подтвердила в судебном заседании.
Проверяя обоснованность отказа во включении в состав НВВ ИК-3 при установлении тарифа на теплоснабжение спорных расходов ИК-3 суд установил.
Согласно п. 22 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Состав затрат, включаемых в необходимую валовую выручку, регламентирован законодательство в сфере теплоснабжения и зависит от выбранного метода регулирования и наличия (отсутствия) статуса единой теплоснабжающей организации.
В отношении ИК-3 при установлении спорного тарифа правомерно применен метод индексации установленных тарифов (пп. «в» п. 16 Основ ценообразования).
Согласно п. 71 Основ ценообразования, необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации. При этом величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с п.п. 57-66 Основ ценообразования.
Согласно п. 47 Основ ценообразования расходы по сомнительным долгам определяются в отношении единых теплоснабжающих организаций в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на. население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.
ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области не является единой теплоснабжающей организацией на территории г. Иркутска.
В соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.11.2020 № 997 статусом единой теплоснабжающей организации в зонах деятельности 1-13, указанных в схеме теплоснабжения города Иркутска до 2033 года, наделено ООО «Байкальская энергетическая компания» (ИНН Номер изъят). ФКУ ИК-3 ГУФСИН России Иркутской области не поставляет тепловую энергию для населения, кроме того данные о наличии дебиторской задолженности населения в материалы тарифного дела на 2023 год не представлены.
Согласно ч. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом. При наличии задолженностей перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей на кредиторскую задолженность налогоплательщика производится начиная с первой по времени возникновения.
Таким образом, исходя из изложенного выше, сумма в размере 2 086 942,02 руб., взысканная с ИК-3 в пользу СИЗО-1 по Решению Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2021 по делу Номер изъят, заявляемая ИК-3 к включению в состав НВВ по статье «Расходы по сомнительным долгам» таковой не является, поскольку является кредиторской задолженностью.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к вводу о правомерности отказа Службы во включении в состав НВВ ИК-3 при оспариваемом тарифном регулировании этой суммы по статье «Расходы по сомнительным долгам», так как ИК-3 не наделено статусом единой теплоснабжающей организации, фактическая дебиторская задолженность населения отсутствует.
Заявленные ИК-3 расходы по статье «Расходы по сомнительным долгам» по своей экономической сути являются выпадающими доходами теплоснабжающей организации за потребленные коммунальные услуги и должны быть рассмотрены по соответствующей статье.
В соответствии с п. 13 Основ ценообразования, в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата.
Таким образом, по смыслу п. 13 Основ ценообразования основанием для включения в НВВ выпадающих расходов регулируемой организации является их подтверждение документами годовой бухгалтерской и статистической отчетности.
Состав бухгалтерской отчетности утвержден Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также принятыми в его развитие приказами Минфина России от 06.07.1999 № 43н и от 02.07.2010 № 66н.
Кроме того, в соответствии с п.п. 10-11 Основ ценообразования, приказом ФСТ России от 12.04.2013 № 91 «Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также Системы отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений и городских округов» регулируемые организации обязаны вести раздельный учёт объёма тепловой энергии, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, в том числе с дифференциацией по системам теплоснабжения.
В обоснование включения в состав НВВ спорных расходов ИК-3 представило Службе, согласно материалам Тарифного дела Номер изъят, Оглавления к представленным документам ИК-3 (л.д. 3 т. 2) следующие документы: копию Решения Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2021 по арбитражному делу Номер изъят по исковому заявлению ФКУ СИЗО-1 ГУ ФСИН по Иркутской области к ФКУ ИК-3 ГУ ФСИН по Иркутской области о взыскании 2 086 942,02 руб. (п. 17 таблицы Оглавления); копию Исполнительного листа ФС Номер изъят, выданного 19.04.2021 по арбитражному делу Номер изъят (далее Исполнительный лист от 19.04.2021) на взыскание с ИК-3 в пользу СИЗО-1 суммы долга в размере 2 086 942,02 руб. (п. 18 таблицы Оглавления); копия платежного поручения Номер изъят от 11.05.2021 об оплате ИК-3 суммы в размере 2 086 942,02 руб. СИЗО-1 (п. 19 таблицы Оглавления); копию Акта сверки взаимных расчетов за 2021 год по государственному контракту между ФКУ СИЗО-1 ГУ ФСИН по Иркутской области и ФКУ ИК № 3 ГУ ФСИН по Иркутской области (п. 20 таблицы Оглавления); расчет выпадающих расходов (п. 63 таблицы Оглавления, л.д. 4-6 т. 2); Оборотно-сальдовую ведомость по счету 109.61 «Производство тепловой энергии» (помесячно и за 2021 год) (п. 64 таблицы Оглавления); Оборотно-сальдовую ведомость по счету 109.71 за 2021 год (п. 65 таблицы Оглавления); Оборотно-сальдовую ведомость по счету 109.61 «Производство тепловой энергии» (помесячно и за 2021 год) (п. 66 таблицы Оглавления); Оборотно-сальдовая ведомость по счету 109.81 за 2021 год (п. 66 таблицы Оглавления); Обороты счета 109.61 за 2021 год «Производство тепловой энергии».
Анализируя указанные выше документы, представленные ИК-3 в материалы Тарифного дела Номер изъят суд приходит к выводу о том, что из содержания Решения Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2021 по делу № А19-13186/2020 следует, что кредиторская задолженность за потребленные ИК-3 электроэнергию, воду и водоотведение за 2018-2019 годы, сформирована из следующих объемных показателей: объем электрической энергии в 2018 году - 1 099 150,84 кВт/ч, что составляет 1 135 422, 82 руб. (с учетом частичной оплаты размер задолженности составил 855 733,85 руб.); объем электрической энергии в 2019 году - 1 110 004,85 кВт/ч, что составляет 1 213 634,90 руб.; объем холодной воды в 2019 году - 535,2 куб.м., что составляет 7 094,07 руб.; объем принятых сточных вод в 2019 году - 535,2 куб.м., что составляет 10 479,20 руб. Доказательств целевого использования ИК-3 в 2018-2019 гг. этих объемов электроэнергии, воды и водоотведения исключительно на нужды котельной текст решения арбитражного суда не содержит.
Анализируя представленную ИК-3 в материалы тарифного дела бухгалтерскую отчетность: Оборотно-сальдовую ведомость по счету 109.61 «Производство тепловой энергии» (помесячно и за 2021 год); Оборотно-сальдовую ведомость по счету 109.71 за 2021 год; Оборотно-сальдовая ведомость по счету 109.61 «Производство тепловой энергии» (помесячно и за 2021 год); Оборотно-сальдовая ведомость по счету 109.81 за 2021 год; Обороты счета 109.61 за 2021 год «Производство тепловой энергии», суд приходит к выводу об отсутствии отражения по данным счетам кредиторской задолженности ИК-3 перед СИЗО-1 на сумму 2 086 942,02 руб. или большую сумму за потребленные ИК-3 электроэнергию, воду и водоотведение за 2018-2019 годы сверх заключенных государственных контрактов на поставку электроэнергии, воды и водоотведения ИК-3.
Данный факт не оспаривался в судебном заседании представителями административного истца, а также подтвержден допрошенной в судебном заседании главным бухгалтером ГУФСИН России по Иркутской области С.Л.А., которая пояснила, что в ИК-3 отчетность составляется ежеквартально на 1 апреля, 1 июля, на 1 октября и годовая отчетность на 1 января года следующего за отчетным. На момент составления бухгалтерской отчетности в ИК-3 на 1 июля уже был принят на учет исполнительный лист арбитражного суда (на сумму 2 086 942,02 руб.) и произведена его оплата. Исходя из специфики бухгалтерского учета в ИК-3 данная сумма не могла быть отражена в годовой бухгалтерской отчетности, в оборотах по счету бухгалтерского учета Номер изъят, поскольку она была взыскана по решению Арбитражного суда Иркутской области и погашена ИК-3 в одном отчетном периоде, поэтому она не отразилась в оборотах по счету Номер изъят, данная задолженность могла быть установлена на основании анализа расшифровок операций по счетам, в том числе по счету Номер изъят, а также обосновывающей расчеты на указанную выше сумму первичной бухгалтерской документации. Свидетель пояснила, что в ИК-3 имеется форма ежеквартальной бухгалтерской отчетности Номер изъят, в которой отражаются все фактические расходы учреждения, в том числе кассовые расходы. В Службу ИК-3 представляла первичные бухгалтерские документы о постановке на бухгалтерский учет обязательств по исполнительному документу в форме бухгалтерской справки, расшифровка операций по счету Номер изъят в Службу не представлялась. В ИК-3 ведется форма отчетности Номер изъят по исполнительным производствам, на котором отражаются обязательства по исполнительным документам, на 1 июля в данной форме отражается учет только по 831 виду расходов, к которым исполнительный лист не относится. Сумма задолженности, взысканная по решению арбитражного суда не отражена в форме отчетности Номер изъят, так как оплачивалась за счет денежных средств, выделенных на оплату коммунальных услуг.
Как следует из пояснений представителя административного истца Х.С.А. в судебном заседании судом установлено, что форму отчетности Номер изъят, обороты по счету Номер изъят с расшифровкой на момент тарифной кампании об установлении оспариваемого тарифного регулирования ИК-3 в Службу не представляла.
Допрошенная в судебном заседании эксперт Службы Г.А.С., готовившая Заключение экспертизы (по делу Номер изъят) по результатам проверки материалов для установления тарифа на тепловую энергию, суду пояснила, что ИК-3 не представило в обоснование заявленной НВВ на регулируемый период полный пакет документов, предусмотренный п. 16 Основ ценообразования, в который входят копии документов учреждения, бухгалтерский баланс, расчет полезного отпуска, конкурсная документация и другие документы. Для учета Службой выпадающих расходов необходимо предоставления доказательств расходов ИК-3, которое должно представить Службе оборотно-сальдовую ведомость по счету Номер изъят. Административный истец представил Службе такую отчетность помесячно, из которой не усматривалось несение заявленных расходов по исполнению решения арбитражного суда, бухгалтерский баланс ИК-3 не представило исходя из чего заявленные выпадающие расходы Службой не были признаны экономически обоснованными. В представленном ИК-3 в Службу решении Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2021 по делу Номер изъят не были указаны объемы расходов потребленных ИК-3 ресурсов, отнесенных на деятельность котельной административного истца, поэтому эти расходы не были признаны Службой экономически обоснованными. Административный истец после принятия тарифного решения представлял в Службу справки по потребленной электроэнергии, из которых также не представляется возможным установить отнесены ли данные расходы на котельную, также представлялись бухгалтерская справка и счета-фактуры. Служба запрашивала недостающие материалы у ИК-3.
Свидетель пояснила, что в Службу административным истцом представлялись справки по электроэнергии: справка Номер изъят от 16.04.2021, счет-фактура Номер изъят от 02.02.2021, справка Номер изъят от 16.04.2021, счет-фактура Номер изъят от 02.02.2021, справки по водоотведению в Службу от административного истца не поступали.
Свидетель Г.А.С., предупрежденная судом об уголовной ответственности по ст. ст. 307-308 УК РФ, отрицала факт поступления в Службу по электронной почте бухгалтерской справки к документу «Услуги сторонних организаций» Номер изъят от 16.04.2021 по холодному водоснабжению и водоотведению, счет-фактуры Номер изъят от 02.02.2021 (л.д. 163 т. 2, 53-54 т. 3) по холодному водоснабжению за январь-декабрь 2019 (кредитор СИЗО-1, исполнительный лист ФС Номер изъят от 16.04.2021 на сумму 7 094,07 руб.) и водоотведению (кредитор СИЗО-1, исполнительный лист ФС Номер изъят от 16.04.2021 на сумму 10 479,07 руб.), которая, как полагает административный истец, доказывает объемы потребления ресурсов на нужды котельной ИК-3. Учитывая изложенное ниже, у суда отсутствуют основания для сомнений в достоверности приведенных выше показаний свидетеля Г.А.С.
Судом не приняты доводы в этой части начальника планово-экономического отдела ИК-3 Г.Е.О., допрошенной в качестве свидетеля по настоящему административному делу, так как они не подтверждены, представленными суду доказательствами.
Так, в подтверждение факта отправки указанной выше бухгалтерской справки и счет-фактуры в Службу административный истец представил суду скриншоты об отправке на электронную почту эксперта Службы Г.А.С. об отправке документов, датированные 01.07.2022 (о чем указал административный истец) (л.д. 9, 52 т.3, л.д. 238 т. 2), анализируя данные скриншоты суд приходит к выводу о недоказанности факта получения Службой копий бухгалтерской справки Номер изъят от 16.04.2021 и счет-фактуры Номер изъят от 02.02.2021 до заседания Правления Службы, на котором рассматривался вопрос об установлении оспариваемого тарифа, так как из содержания скриншота (л.д. 9, 52 т.3) следует, что на электронную почту эксперта Г.А.С. отправлено 01.07.2022 письмо ИК-3 «согласие», а из содержания скриншота (л.д. 238 т. 2) следует, что отправлены документы в количестве 1 файл, при этом какие именно документы были отправлены и были ли они получены адресатом установить не представляется возможным.
Кроме того, заседание Правления Службы по установлению в отношении ИК-3 оспариваемого тарифного регулирования состоялось 27.06.2022.
Проверяя доводы административного истца в части наличия обоснования отнесения расходов на потребленные котельной ИК-3 ресурсы по электроснабжению, холодному водоснабжению и водоотведению, а также их объемов в представленном Службе решении Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2021 по арбитражному делу Номер изъят, суд установил следующее.
Согласно решению Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2021 по делу Номер изъят (л.д. 101-102 т. 1, 58-61 т. 2) истец СИЗО-1 просило взыскать с ответчика ИК-3 сумму в размере 2 086 942,02 руб., в том числе: 855 733,85 руб. в счет возмещения потребленной в 2018 г. электрической энергии, 1 213 634,90 руб. в счет возмещения потребленной в 2019 г. электрической энергии, 7 094,07 руб. в счет возмещения потребленной в 2019 г. холодной воды, 10 479,20 руб. в счет возмещения отпущенных в 2019 г. сточных вод.
Из указанного выше решения арбитражного суда следует, что арбитражным судом установлено, что между СИЗО-1, являющегося абонентом по договорам, заключенным с ООО «Иркутскэнергосбыт» и МУП «Водоканал» города Иркутска, и ИК-3 фактически сложились отношения абонента (ФКУ СИЗО № 1 ГУФСИН по Иркутской области») и субабонента (ФКУ ИК-3 ГУФСИН по Иркутской области).
Согласно материалам дела, между истцом и ответчиком ранее были заключены государственные контракты на отпуск холодной воды, прием сточных вод, на оказание услуг снабжения электрической энергией от 24.10.2018. По указанным контрактам ответчиком производилась оплата.
Из пояснений сторон и третьего лица следует, что указанные контракты не соответствовали годовому объему поставленной энергии для нужд ИК-3, в дальнейшем ответчик отказался от заключения контрактов и производил оплату за потребленную энергию, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения арбитражного дела арбитражным судом установлено, что между истцом и ответчиком подписан документ, поименованный как «Разделение объёмов расхода электроэнергии в 2018 и 2019 годах», в соответствии с которым стороны установили, что объем потребленной ИК-3 электрической энергии в 2018 году составил 1 099 150,84 кВт/ч, что составляет 1 135 422,82 руб. и с учетом частичной оплаты размер задолженности равен 855 733,85 руб. Стороны установили, что объем потребленной электрической энергии в 2019 году составил 1 110 004,85 кВт/ч, что составляет 1 213 634,90 руб. Также стороны установили, что объем холодной воды, потребленной в 2019 году составил 535,2 куб. м., что составляет 7 094,07 руб., объем принятых сточных вод - 535,2 куб. м., что составляет 10 479,20 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2021 по делу Номер изъят исковые требования СИЗО-1 к ИК-3 удовлетворены, суд взыскал с ИК-3 в пользу СИЗО-1 основной долг в размере 2 086 942,02 руб.
Анализируя текст указанного выше решения арбитражного суда исходя из требований законодательства о теплоснабжении, предусматривающего обязанность регулируемой организации обеспечить раздельный учет расходов на регулируемую деятельность и расходов от других не регулируемых видов деятельности, суд приходит к выводу о том, что из текста решения арбитражного суда не представляется возможным определить объем электроэнергии, холодной воды и стоков, отнесенных на деятельность котельной ИК-3 сверх тех объемов, которые были установлены Службой в предыдущих оспариваемому тарифных решениях и возмещены ИК-3 в тарифе, поскольку в 2020, 2021 годах ИК-3 не предоставляла в Службу данные об объемах по поставке электроэнергии, воды, стоков в соответствии, с чем факт экономической обоснованности увеличение таких объемов в период, принятый Службой для расчета оспариваемого тарифа, административным истцом не доказан.
По запросу Иркутского областного суда Арбитражным судом Иркутской области представлены копии материалов арбитражного дела Номер изъят, которые судом исследованы в судебном заседании в рамках настоящего административного дела, вместе с тем, документы, которые были предметом проверки арбитражным судом по арбитражному делу, которые как полагает административный истец, подтверждают экономическую обоснованность включения спорной суммы в качестве выпадающих расходов в оспариваемый тариф, а также объемы потребленной на нужды котельной ИК-3 электрической энергии, холодного водоснабжения и стоков не могут быть приняты судом в качестве доказательств по данному административному делу, так как они, за исключением решения Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2021 по делу Номер изъят и исполнительного листа, выданного на основании данного решения арбитражного суда, ИК-3 в Службу не представлялись и не были предметом проверки Службой в рамках тарифной кампании по установлению оспариваемого тарифа. Кроме того, Служба не привлекалась в каком-либо статусе к участию в указанном арбитражном деле.
В целях преодоления неопределенности в доказывании экономической обоснованности объемов потребленной на нужды котельной ИК-3 электрической энергии, холодного водоснабжения и стоков, о включении которых в НВВ в качестве выпадающих расходов заявляет административный истец, ИК-3 обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о разъяснении решения Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2021 по делу Номер изъят, определением от 28.11.2022 которого в разъяснении решения суда отказано.
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 28.11.2022 об отказе в разъяснении решения Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2021 по делу Номер изъят также не ставит под сомнение законность оспариваемых административным истцом тарифных решений, так как оспариваемый Приказ Службы от 06.07.2022 № 79-103-спр и Приказ Службы от 29.11.2022 № 79-645-спр (при принятии которого тарифное дело не открывалось), были приняты ранее вынесения и вступления в законную силу определения Арбитражного суда Иркутской области от 28.11.2022 об отказе в разъяснении решения суда.
Анализируя изложенное выше, материалы настоящего административного дела, в том числе материалы тарифного дела, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований ИК-3, так как в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт непредставления ИК-3 в рамках тарифной кампании по установлению оспариваемого тарифного регулирования необходимой для включения спорной суммы выпадающих расходов в НВВ ИК-3 в соответствии с п. 16 Основ ценообразования необходимой бухгалтерской отчетности, при этом в соответствии с действующим законодательством о теплоснабжении риск последствий непредставления необходимых для признания расходов экономически обоснованными несет заявитель.
Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административных исковых требований Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» к Службе по тарифам Иркутской области:
- о признании Приказа Службы по тарифам Иркутской области от 06.07.2022 № 79-103-спр «О внесении изменения в приказ службы по тарифам Иркутской области от 23.08.2021 № 79-167-спр» не действующим в части размера тарифов за период с 01.07.2023 по 30.06.2024 с момента его принятия (06.07.2022), возложении на Службу по тарифам Иркутской области обязанность по принятию заменяющего нормативного правового акта, устанавливающего тариф на тепловую энергию за период с 01.07.2023 по 30.06.2024 с учетом расходов ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области, установленных Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2021 по делу Номер изъят, с действием тарифов с 06.07.2022 в течение 1 месяца с момента вступления решения суда по настоящему административному исковому заявлению;
- о признании Приказа Службы по тарифам Иркутской области от 29.11.2022 № 79-645-спр «О внесении изменения в приказ службы по тарифам Иркутской области от 23.08.2021 № 79-167-спр» не действующим в части размера тарифов за период с 01.12.2022 по 30.06.2024 с момента его принятия (29.11.2022), возложении на Службу по тарифам Иркутской области обязанности по принятию заменяющего нормативного правового акта устанавливающего тариф на тепловую энергию за период с 01.12.2022 по 30.06.2024 с учетом расходов ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области, установленных Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16.02.2021 по делу Номер изъят, с действием тарифов с 29.11.2022 в течение 1 месяца с момента вступления решения суда по настоящему административному исковому заявлению – отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Председательствующий А.С. Папуша
Мотивированное решение изготовлено Дата изъята