РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 декабря 2014 года город Иркутск
Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Сазонова П.А.,
при секретаре Я,
с участием:
представителей заявителя прокурора Иркутской области – Ш и З,
представителя заинтересованного лица Агентства лесного хозяйства Иркутской области К,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер изъят по заявлению прокурора Иркутской области об оспаривании отдельных положений лесохозяйственного регламента Куйтунского лесничества, утвержденного приказом Агентства лесного хозяйства Иркутской области от Дата изъята Номер изъят «Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам» (в редакции распоряжения Агентства лесного хозяйства <адрес изъят> от Дата изъята Номер изъят
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Иркутской области обратился в суд с заявлением об оспаривании отдельных положений лесохозяйственного регламента Куйтунского лесничества.
В обоснование заявления прокурор указал, что лесохозяйственный регламент Куйтунского лесничества был утвержден приказом Агентства лесного хозяйства Иркутской области от Дата изъята Номер изъят «Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам». Данный приказ в установленном порядке опубликован не был. Распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области от Дата изъята Номер изъят в лесохозяйственный регламент Куйтунского лесничества были внесены изменения путем изложения его в новой редакции, которая действует в настоящее время. В структуре лесохозяйственного регламента имеется таблица 1.1.4.1 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов», согласно которой леса в границах Куйтунского лесничества распределены по целевому назначению на защитные и эксплуатационные.
К эксплуатационным лесам отнесены в том числе и лесные участки кварталов Куйтунского лесничества:
№Номер изъят Малойской дачи Куйтунского участкового лесничества;
№№ 1ч, 2ч Куйтунской дачи Куйтунского участкового лесничества;
№Номер изъят Новокадинской дачи Барлукского участкового лесничества.
На перечисленных выше лесных участках расположена особо охраняемая природная территория государственного природного заказника областного значения «Кадинский», который был учрежден решением Иркутского облисполкома от Дата изъята Номер изъят. Постановлением главы администрации <адрес изъят> от Дата изъята № 91-пг срок действия заказника был продлен до 2008 года, затем постановлением <адрес изъят> от Дата изъята Номер изъят государственный природный заказник «Кадинский» был признан постоянно действующим. Постановлением <адрес изъят> от Дата изъята Номер изъят утверждены уточненное описание границ, каталог координат, ведомость длин участков границ и карта государственного природного заказника регионального значения «Кадинский».
Согласно доводам прокурора отнесение лесных кварталов, включенных в состав заказника, к эксплуатационным лесам противоречит положениям федерального закона, а именно статьям 6, 10, 12, 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 6 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (часть 1 статьи 10 ЛК РФ).
Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 ЛК РФ подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. С учетом особенностей правового режима защитных лесов в числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 102 ЛК РФ). Согласно части 1 статьи 103 ЛК РФ к числу последних относятся и леса, расположенные на территориях государственных природных заказников.
Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения (не как у защитных лесов): они подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 ЛК РФ).
В соответствии с Положением о комплексном государственном охотничьем заказнике областного значения «Кадинский», утвержденным решением Иркутского облисполкома от Дата изъята Номер изъят, целью объявления природной территории заказником является сохранение, воспроизводство и восстановление численности диких животных, среды их обитания и поддержание целостности естественных сообществ.
Однако в результате неправомерного отнесения оспоренным лесохозяйственным регламентом лесных участков, включенных в состав государственного природного заказника «Кадинский», к эксплуатационным лесам, которое не соответствует цели создания заказника, на территории заказника фактически разрешено осуществление сплошных и выборочных рубок с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий.
Учитывая, что приказ Федерального агентства лесного хозяйства от Дата изъята Номер изъят, на который сослалось Агентство лесного хозяйства <адрес изъят> при издании оспариваемого лесохозяйственного регламента, официально опубликован не был и не прошел государственную регистрацию, он не является нормативным правовым актом, обязательным для применения, и не порождает правовых последствий для неопределенного круга лиц.
Также прокурор сослался на то, что при утверждении новой редакции лесохозяйственного регламента Агентством лесного хозяйства <адрес изъят> нарушена форма правового акта, подлежащая применению при утверждении регламента, и порядок его опубликования. В соответствии с <адрес изъят> от Дата изъята № 1-оз «О правовых актах <адрес изъят> и правотворческой деятельности в <адрес изъят>» (статьи 5, 13, 53) Агентство лесного хозяйства <адрес изъят> как исполнительный орган государственный власти <адрес изъят> является субъектом правотворческой деятельности и издает нормативные правовые акты в форме приказов и акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) в форме распоряжений; принимаемые Агентством нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию.
В нарушение требований указанного <адрес изъят> лесохозяйственный регламент в оспариваемой прокурором редакции, являющийся нормативным правовым актом, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, утвержден распоряжением Агентства и официально не опубликован, что является самостоятельным основанием для признания его недействующим в оспариваемой части.
Прокурор просил (с учетом уточнений от Дата изъята ) признать противоречащими закону и недействующими с момента принятия подраздел «Куйтунское» в части кварталов Номер изъят Малойской дачи, в части кварталов 1ч, 2ч Куйтунской дачи, подраздел «Барлукское» в части кварталов Номер изъят Новокадинской дачи раздела «Эксплуатационные леса» таблицы 1.1.4.1 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» лесохозяйственного регламента Куйтунского лесничества, утвержденного приказом Агентства лесного хозяйства Иркутской области от Дата изъята Номер изъят «Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам» (в редакции распоряжения Агентства лесного хозяйства Иркутской области от Дата изъята Номер изъят).
Заинтересованным лицом – Агентством лесного хозяйства Иркутской области – представлен отзыв на заявление прокурора.
Агентство лесного хозяйства Иркутской области считает заявление прокурора не подлежащим удовлетворению, потому что согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли лесного фонда и земли особо охраняемых территорий и объектов относятся к разным категориям земель Российской Федерации.
Кроме того, Агентство лесного хозяйства Иркутской области ссылается на то, что полномочиями по отнесению земель лесного фонда к защитным лесам и эксплуатационным лесам обладает исключительно Федеральное агентство лесного хозяйства, так как в соответствии с частью 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Оспоренный прокурором лесохозяйственный регламент по Куйтунскому лесничеству устанавливает принадлежность лесов Куйтунского лесничества к категории эксплуатационных лесов в составе земель лесного фонда на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от Дата изъята Номер изъят «Об отнесении лесов на территории Иркутской области к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ».
Также в обоснование своей правовой позиции Агентство лесного хозяйства Иркутской области ссылается на статью 8 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».
Агентство лесного хозяйства Иркутской области также ссылается на то, что в границах особо охраняемых природных территорий независимо от целевого назначения лесов, в которых они расположены, могут быть выделены особо защитные участки лесов «особо охранные части государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий». Полномочия по выделению особо защитных участков леса также принадлежат Федеральному агентству лесного хозяйства. Таким образом, в пределах эксплуатационных лесов Куйтунского лесничества могут быть выделены особо защитные участки лесов Кадинского заказника без изменения целевого назначения указанных лесов.
Поскольку в заявлении прокурора было сделано суждение о неприменении приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 12 ноября 2009 года Номер изъят как не опубликованного официально и не прошедшего государственную регистрацию, судом к участию в деле было привлечено в качестве заинтересованного лица Федеральное агентство лесного хозяйства. В определении о подготовке дела к судебному разбирательству суд предложил федеральному агентству представить информацию, был ли опубликован официально и проходил ли государственную регистрацию этот приказ.
Федеральным агентством лесного хозяйства представлены возражения на заявление прокурора, в которых федеральное агентство ссылается на то, что оно является ненадлежащим заинтересованным лицом при рассмотрении данного публично-правового спора. Согласно пункту 1 части 1 статьи 83 ЛК РФ разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов – это отдельное полномочие Российской Федерации в области лесных отношений, переданное органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, государственные природные заказники – особо охраняемые природные территории федерального значения или особо охраняемые природные территории регионального значения. Последние находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, тогда как лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Размещение особо охраняемых природных территорий регионального значения на землях лесного фонда противоречило лесному законодательству.
Также федеральное агентство ссылается на то, что в пределах эксплуатационных лесов Куйтунского лесничества могут быть выделены особо защитные участки лесов Кадинского заказника без изменения целевого назначения указанных лесов как эксплуатационных.
Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от Дата изъята Номер изъят, как указывает федеральное агентство, был принят в пределах полномочий федерального агентства, имевшихся на момент его издания.
Федеральное агентство также считает, что в соответствии со статьей 87 ЛК РФ лесохозяйственные регламенты не являются нормативными правовыми актами и должны оспариваться в соответствии с главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), то есть в районном суде.
Государственной регистрации и опубликованию подлежат только нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер. Поэтому приказ Федерального агентства лесного хозяйства от Дата изъята Номер изъят «Об отнесении лесов на территории Иркутской области к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ» не подлежит государственной регистрации. Федеральное агентство лесного хозяйства также указывает, что на аналогичный приказ Рослесхоза от Дата изъята Номер изъят было получено заключение Минюста России, подтверждающее, что он не нуждается государственной регистрации.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, в возражениях федерального агентства содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и направлении ему копии решения суда. Поскольку данное заинтересованное лицо было извещено судом о времени и месте судебного разбирательства, назначенного на Дата изъята , данному заинтересованному лицу была своевременно направлена копия определения суда о подготовке дела к судебному разбирательству, копия заявления и уточнения к заявлению прокурора, суд, руководствуясь частями 3, 5 статьи 167 ГПК РФ, рассмотрел данное дело в отсутствие неявившегося лица.
В судебном заседании представители прокурора Иркутской области Ш и З доводы заявления прокурора поддержали. Представитель заинтересованного лица Агентства лесного хозяйства Иркутской области К с заявлением прокурора не согласилась.
Заслушав объяснения представителей заявителя и представителя заинтересованного лица, проверив соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части. Заявление прокурора Иркутской области по настоящему делу подлежит рассмотрению и разрешению по существу.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ не связан основаниями и доводами заявленных требований. Проверке подлежит порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форма (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, необходимо проверить также соответствие содержания акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства.
Лесохозяйственный регламент Куйтунского лесничества был утвержден приказом Агентства лесного хозяйства Иркутской области от Дата изъята Номер изъят «Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам». Данный приказ с приложениями к нему официально опубликован не был, что подтверждено в судебном заседании представителем Агентства лесного хозяйства Иркутской области и не оспаривается участвующими в деле лицами.
Распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области от Дата изъята Номер изъят «Об утверждении дополнений и изменений в лесохозяйственные регламенты по лесничествам» в лесохозяйственный регламент Куйтунского лесничества были внесены изменения путем изложения его в новой редакции, которая действует в настоящее время. Данное распоряжение с приложениями к нему официально опубликовано не было, что подтверждено в судебном заседании представителем Агентства лесного хозяйства Иркутской области (которая также пояснила, что первоначальная редакция регламента после внесения изменений утрачивает силу и не применяется) и не оспаривается участвующими в деле лицами.
В структуре действующей редакции лесохозяйственного регламента имеется таблица 1.1.4.1 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов», согласно которой леса в границах Куйтунского лесничества распределены по целевому назначению на защитные и эксплуатационные. В этой таблице имеется раздел «Эксплуатационные леса». В разделе «Эксплуатационные леса» имеются подразделы по наименованиям участковых лесничеств: «Куйтунское» и «Барлукское». Данные подразделы включают в себя названия лесных дач (Малойская, Куйтунская, Новокадинская и другие), номера кварталов или их частей. При указании на квартал или его часть используется арабская цифра для обозначения номера квартала, при необходимости – буква «ч» для обозначения части квартала. Представителем Агентства лесного хозяйства Иркутской области в судебном заседании подтверждено, что при изложении положений регламента табличным способом использован именно такой метод структуризации: таблица – разделы – подразделы – кварталы или части кварталов.
Эксплуатационные леса расположены в том числе на следующих кварталах (частях кварталов) Куйтунского лесничества:
Номер изъят<адрес изъят>»;
Номер изъят<адрес изъят>;
Номер изъят<адрес изъят>
На вышеперечисленных лесных кварталах расположена особо охраняемая природная территория государственного природного заказника областного значения «Кадинский».
Комплексный государственный охотничий заказник областного значения «Кадинский» был создан решением исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от Дата изъята Номер изъят «Об организации комплексного государственного охотничьего заказника «Кадинский».
Постановлением главы администрации Иркутской области от Дата изъята Номер изъят «О продлении срока действия государственных природных заказников областного значения» срок действия заказника был продлен до 2008 года.
Постановлением Губернатора Иркутской области от Дата изъята Номер изъят «О сроке действия государственных природных заказников областного значения» государственный природный заказник «Кадинский» был признан постоянно действующим. Действие указанного постановления было распространено на всю территорию нового субъекта Российской Федерации – Иркутской области путем издания постановления Губернатора Иркутской области от Дата изъята Номер изъят.
Постановлением Правительства Иркутской области от Дата изъята Номер изъят «О государственных природных заказниках Иркутской области» были утверждены уточненное описание границ, каталог координат, ведомость длин участков границ и карта государственного природного заказника регионального значения «Кадинский».
То обстоятельство, что все указанные в заявлении прокурора лесные участки (кварталы и части кварталов) расположены внутри границ государственного природного заказника областного значения «Кадинский», в судебном заседании подтвердила представитель Агентства лесного хозяйства Иркутской области. Данное обстоятельство не оспаривается лицами, участвующими в деле. Кроме того, расположение всех указанных в заявлении прокурора кварталов и частей кварталов внутри границ государственного природного заказника подтверждается картой, представленной прокурором (эта карта соответствует карте, утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от Дата изъята Номер изъят) – при сопоставлении содержания карты и описания границ заказника (приложение 6 к постановлению) с содержанием таблицы 1.1.4.1 оспариваемого лесохозяйственного регламента. При этом кварталы Новокадинской дачи размещены в верхней части карты (северной части заказника), Малойской дачи – в нижней части карты (южной части заказника), Куйтунской дачи – в правой части карты (восточной части заказника), что подтвердила и представитель Агентства лесного хозяйства Иркутской области в судебном заседании.
Проверяя полномочия Агентства лесного хозяйства Иркутской области на утверждение лесохозяйственного регламента, суд исходит из следующего.
Лесное законодательство согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 83 ЛК РФ разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов – это отдельное полномочие Российской Федерации в области лесных отношений, переданное органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Агентство лесного хозяйства Иркутской области входит в структуру исполнительных органов государственной власти Иркутской области (подпункт 3 пункта 6 структуры исполнительных органов государственной власти Иркутской области, определенной указом Губернатора Иркутской области от Дата изъята Номер изъят).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 Положения об агентстве лесного хозяйства Иркутской области, утвержденного постановлением администрации Иркутской области от Дата изъята Номер изъят, к функциям агентства относятся разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что полномочия на утверждение лесохозяйственного регламента Куйтунского лесничества, а также на внесение в него изменений у Агентства лесного хозяйства Иркутской области имеются.
Исследуя вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из следующего.
Правовые акты министерств и иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области (в том числе агентств) в силу пункта 6 части 1 статьи 21 Устава Иркутской области входят в систему правовых актов Иркутской области.
Правовые акты агентств Иркутской области носят подзаконный характер, нормативные правовые акты агентств издаются в форме приказов, акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) агентств – в форме распоряжений (часть 1 статьи 13 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области»).
Принимая во внимание, что лесохозяйственный регламент Куйтунского лесничества, которым осуществляется нормативное правовое регулирование, был утвержден приказом Агентства лесного хозяйства Иркутской области, а изменения в приказ были внесены после вступления в силу Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области, которым изложен регламент в новой редакции – суд приходит к выводу, что действующая редакция лесохозяйственного регламента, отдельные положения которой оспаривает прокурор, принята с нарушением требований закона к форме (виду) правового акта.
Кроме того, в силу требований к содержанию лесохозяйственного регламента, предусмотренных статьей 87 ЛК РФ, приказ, утверждающий лесохозяйственный регламент, является нормативным правовым актом, затрагивающим права, свободы и обязанности любых (не определенных индивидуально) граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества. Лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, поскольку устанавливает виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетную лесосеку, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования, ограничение использования лесов, требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Лесохозяйственный регламент – нормативный правовой акт, устанавливающий особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на определенной территории, затрагивает права, свободы и обязанности любого лица, подпадающего под действие этого режима (в связи с нахождением на территории лесничества или осуществлением отдельных видов экономической и иной деятельности).
В связи с этим на лесохозяйственные регламенты распространяются положения части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации о том, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Обязательность официального опубликования законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина (включая права объединений граждан) предусмотрена также пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», частью 1 статьи 22 Устава Иркутской области, частью 2 статьи 53 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области».
Официальное опубликование для всеобщего сведения правового акта Иркутской области осуществляется посредством одновременного помещения текста правового акта, включая все приложения, с указанием всех его реквизитов в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, учрежденных органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) нормативных правовых актов органов государственной власти Иркутской области (часть 2 статьи 22 Устава Иркутской области, статья 54 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области»).
Судом установлено, что указанный порядок официального опубликования не был соблюден. В печатном средстве массовой информации, учрежденном органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) нормативных правовых актов органов государственной власти Иркутской области, приказ Агентства лесного хозяйства Иркутской области от Дата изъята Номер изъят, как и распоряжение Агентства лесного хозяйства Иркутской области от Дата изъята Номер изъят, не размещались.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что действующая редакция лесохозяйственного регламента, отдельные положения которой оспаривает прокурор, принята с нарушением требований закона не только к форме (виду) правового акта, но и к порядку его введения его в действие.
Суд также соглашается с доводами прокурора о противоречии оспариваемой части нормативного правового акта требованиям федерального законодательства.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (часть 1 статьи 10 ЛК РФ).
В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 102 ЛК РФ), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заказников (часть 1 статьи 103 ЛК РФ). Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 ЛК РФ подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 ЛК РФ).
Принимая во внимание, что в соответствии с Положением о комплексном государственном охотничьем заказнике областного значения «Кадинский», утвержденным решением Иркутского областного Совета народных депутатов от 16 июля 1987 года № 390, целью создания заказника является сохранение, воспроизводство и восстановление численности диких животных, среды их обитания и поддержание целостности естественных сообществ, суд соглашается с доводами прокурора о несоответствии целей освоения, предусмотренных для эксплуатационных лесов, целям создания заказника.
Суд не соглашается с доводами возражений (отзыва) заинтересованных лиц на заявление прокурора.
Довод заинтересованных лиц о том, что лесохозяйственный регламент не является нормативным правовым актом, отклоняется судом, поскольку в силу требований к содержанию лесохозяйственного регламента, предусмотренных статьей 87 ЛК РФ, правовое регулирование, вводимое таким регламентом, рассчитано на неоднократное применение, затрагивает права, свободы и обязанности индивидуально не определенного круга граждан, юридических лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов.
Довод заинтересованных лиц о том, что особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах (часть 4 статьи 102 ЛК РФ), не имеет отношения к делу, поскольку статья 102 ЛК РФ различно регулирует отношения, связанные с защитными лесами и особо защитными участками лесов. Нарушение, в связи с которым прокурор обратился в суд, выражено в том, что эксплуатационные леса соотнесены с лесными кварталами, расположенным на территории защитных лесов (особо охраняемой природной территории), и никак не связано с особо защитными участками лесов. Последние, как пояснила в судебном заседании представитель Агентства лесного хозяйства Иркутской области, на спорной территории не создавались.
Ссылка Агентства лесного хозяйства Иркутской области на статью 7 (подпункты 4, 5 пункта 1) ЗК РФ не принимается во внимание судом. То, что земельным законодательством допускается наличие особо охраняемых природных территорий и объектов за пределами земель лесного фонда, не освобождает Агентство от обязанности при издании правовых актов учитывать содержание статей 10, 102 и 103 ЛК РФ, согласно которым леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса (в том числе леса на территории государственных природных заказников, если они созданы на землях лесного фонда), эксплуатационные леса и резервные леса.
Содержание статьи 8 Федерального закона от Дата изъята № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными статьей 102 ЛК РФ), на которую сослались заинтересованные лица, также не обосновывает законность оспоренных прокурором положений лесохозяйственного регламента.
Довод Федерального агентства лесного хозяйства о том, что размещение особо охраняемых природных территорий регионального значения на землях лесного фонда противоречило лесному законодательству, не принимается во внимание судом, поскольку нормативные правовые акты, которыми с 1987 года и позднее были определены территория, границы и статус государственного природного заказника регионального значения «Кадинский», не утратили силу, никем не оспорены, сохраняют действие и подлежат применению.
Приказ Рослесхоза от 14 ноября 2007 года № 452 «Об определении количества лесничеств на территории Ленинградской области м установлении их границ», на который ссылается Федеральное агентство лесного хозяйства как на пример приказа, не содержащего правовых предписаний и не подлежащего государственной регистрации, имеет иной предмет регулирования по сравнению с приказом Рослесхоза от 12 ноября 2009 года № 485 «Об отнесении лесов на территории Иркутской области к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ» или с оспоренными прокурором положениями лесохозяйственного регламента, поэтому к данному делу не относится.
Довод Агентства лесного хозяйства Иркутской области о том, что полномочиями по отнесению земель лесного фонда к защитным лесам и эксплуатационным лесам обладает исключительно Федеральное агентство лесного хозяйства, и что оспоренный прокурором лесохозяйственный регламент устанавливает принадлежность лесов Куйтунского лесничества к категории эксплуатационных лесов в составе земель лесного фонда на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от Дата изъята Номер изъят «Об отнесении лесов на территории Иркутской области к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ», не принимается во внимание судом. Федеральным законом не предусмотрено отнесение лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, к эксплуатационным лесам, а подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, и на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»).
Довод Агентства лесного хозяйства Иркутской области о том, что оспоренный прокурором лесохозяйственный регламент утвержден Агентством без цели его применения и не нарушает ничьих прав и свобод, отклоняется судом, потому что согласно объяснениям в судебном заседании представителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области данный регламент доступен любому пользователю интернета, он размещен Агентством по адресу: http://irkobl.ru/sites/alh/documents/reglament/ без какого-либо уточнения, что регламент не применяется.
В судебном заседании представителем Агентства лесного хозяйства Иркутской области было заявлено о пропуске прокурором трехмесячного срока обращения в суд, предусмотренного статьей 256 ГПК РФ, как основании для отказа в удовлетворении требований прокурора. Суд не соглашается с доводами представителя Агентства в этой части, поскольку положения статьи 256 ГПК РФ распространяются на оспаривание ненормативных решений (актов индивидуального правового регулирования, правоприменительных актов), тогда как прокурором по настоящему делу оспорены отдельные положения нормативного правового акта, подлежащие неоднократному применению неопределенным кругом лиц.
Согласно частям 2 и 3 статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Суд установил, что оспоренные прокурором положения нормативного правового акта противоречат федеральному закону.
Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемая часть нормативного правового акта признается недействующей, суд принимает во внимание, что оспаривается действующая редакция лесохозяйственного регламента, который утвержден в новой редакции распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области от Дата изъята Номер изъят «Об утверждении дополнений и изменений в лесохозяйственные регламенты по лесничествам». Суд считает, что оспариваемые положения необходимо признать недействующими со дня принятия этого распоряжения.
Также суд считает необходимым направить резолютивную часть вступившего в законную силу решения суда для опубликования в газету «Областная», принимая во внимание, что для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области Законодательным Собранием Иркутской области и Правительством Иркутской области учреждено печатное средство массовой информации - общественно-политическая газета «Областная» (статья 3 Закона Иркутской области от 12 марта 2010 года № 10-ОЗ «О печатном средстве массовой информации, учреждаемом органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации»). В данном печатном средстве массовой информации подлежал опубликованию оспоренный прокурором лесохозяйственный регламент.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Иркутской области об оспаривании отдельных положений лесохозяйственного регламента Куйтунского лесничестваудовлетворить.
Признать недействующими: подраздел «Куйтунское» в части кварталов Номер изъят<адрес изъят>, в части кварталов Номер изъят<адрес изъят>; подраздел «Барлукское» в части кварталов Номер изъят Новокадинской дачи раздела «Эксплуатационные леса» таблицы 1.1.4.1 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» лесохозяйственного регламента Куйтунского лесничества, утвержденного приказом Агентства лесного хозяйства Иркутской области от Дата изъята Номер изъят «Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам» (в редакции распоряжения Агентства лесного хозяйства Иркутской области от Дата изъята Номер изъят), со дня принятия распоряжения Агентства лесного хозяйства Иркутской области от Дата изъята Номер изъят «Об утверждении дополнений и изменений в лесохозяйственные регламенты по лесничествам».
Резолютивную часть вступившего в законную силу решения суда направить для опубликования в газету «Областная».
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление прокурора в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Иркутский областной суд.
Судья Сазонов П.А.