НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 25.07.2019 № 21-493/19

№ 21–493/2019

Р Е Ш Е Н И Е

город Иркутск 25 июля 2019 г.

Судья Иркутского областного суда Полозова Н.Ф., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу начальника управления казначейства – главного бухгалтера Отделения Пенсионного Фонда России по Иркутской области Рогозиной И.В., защитника Р.О.П., допущенной к участию в деле на основании доверенности от 19 февраля 2019 г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника управления казначейства – главного бухгалтера Отделения Пенсионного Фонда России по Иркутской области Рогозиной И.В. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Иркутской области М. от 12 февраля 2019 г. и решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 11 июня 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника управления казначейства – главного бухгалтера Отделения Пенсионного Фонда России по Иркутской области Рогозиной И.В.,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Иркутской области М. от 12 февраля 2019 г. начальник управления казначейства – главный бухгалтер Отделения Пенсионного Фонда России по Иркутской области Рогозина И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 11 июня 2019 г. указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба начальника управления казначейства – главного бухгалтера Отделения Пенсионного Фонда России по Иркутской области Рогозиной И.В. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, начальник управления казначейства – главный бухгалтер Отделения Пенсионного Фонда России по Иркутской области Рогозина И.В., не соглашаясь с постановлением должностного лица и решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска, ставит вопрос об отмене указанных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в ее действиях состава вмененного правонарушения.

Зщитник Рогозиной И.В. - Пасикова Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрении жалобы извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявляла, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.

В судебном заседании начальник управления казначейства – главного бухгалтера Отделения Пенсионного Фонда России по Иркутской области Рогозина И.В. и защитник Ромашевская О.П., доводы жалобы поддержали, дополнительно пояснив, что отсутствует понятие «просроченная заложенность», кроме того в полномочия бухгалтера не входит сбор первичных документов. Также Рогозина И.В. обратила внимание на имеющуюся в материалах дела служебную записку об истребовании сведений первичных документов, касаемых просроченной задолженности, при этом информация от соответствующих лиц не поступала.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебного дела по жалобе на постановление, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Статьей 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в ее редакции, действующей на день совершения правонарушения) предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Под бюджетной отчетностью в соответствии с пунктом 3 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается комплекс следующих документов: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка.

В силу пункта 1 статьи 264.2 Бюджетного кодекса РФ главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств) составляют сводную бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Пунктом 2 статьи 264.3 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами представляют бюджетную отчетность в финансовый орган субъекта РФ.

Финансовый орган субъекта Российской Федерации представляет бюджетную отчетность об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в Федеральное казначейство (пункт 3 статьи 264.3 Бюджетного кодекса РФ).

Единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета установлены Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Статьей 2 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ действие настоящего Федерального закона распространяется, в том числе, на государственные органы, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов. Согласно части 2 указанной статьи Закона настоящий Федеральный закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на учетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (статья 13 Закона).

Пунктом 1 Инструкция о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2010 г. №191н предусмотрено, что органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов, составляют и представляют годовую, квартальную и месячную отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ (бюджетная отчетность).

В состав бюджетной отчетности для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета, входит Пояснительная записка (ф.0503160), составляемая и в разрезе раздела «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (ф.0503169) (пункты 11 и 152 Инструкции).

В соответствии с пунктом 167 Инструкции, в графах 4, 11, 14 отражаются данные о просроченной дебиторской, кредиторской задолженности (неисполненной задолженности при наступлении даты ее исполнения на соответствующую отчетную дату) на начало года, на конец отчетного периода и на конец аналогичного отчетного периода прошлого финансового года соответственно.

Пунктом 4 Распоряжения председателя Правления ПФР от 28 декабря 2016 г. №740р «О предоставлении годовой бюджетной отчетности за 2016 год» Отделениям ПФР установлена обязанность представить в ПФР отчетность об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в части доходов, администрируемых Пенсионным фондом РФ в составе, в том числе следующих форм: Пояснительной записки (ф.0503160) с приложением ф.0503169 (Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности) (л.д.123-125).

Распоряжением Правления ПФР от 14 июля 2016 г. №312-рл Рогозина И.В. принята на должность главного бухгалтера – начальника отдела казначейства Отделения Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Иркутской области (л.д.27).

Распоряжением Правления ПФР от 23 декабря 2016 г. №540-рл Рогозина И.В. переведена на должность начальника управления казначейства – главного бухгалтера Отделения Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Иркутской области (л.д.28).

Таким образом Рогозина И.В., занимающая должность начальника управления казначейства - главного бухгалтера ОПФР, несет ответственность за достоверное предоставление бюджетной отчетности главному администратору доходов – Пенсионному фонду РФ.

Как следует из материалов дела, в период времени с 17 января 2018 г. по 13 февраля 2018 г., с 19 марта 2018 г. по 30 марта 2018 г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Иркутской области на предмет исполнения учреждением бюджетных полномочий по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, включая проверку процедуры взыскания Отделением Пенсионного фонда РФ по Иркутской области задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, в 2016 г., а также операций, совершенных в иных периодах с задолженностью, образовавшейся в 2016 г. и ранее (идентификатор контрольного мероприятия – 2018 – ВВ.001.0001-3400.001).

В ходе проверки установлено, что 28 марта 2017 г. главному администратору доходов – Пенсионному фонду РФ за подписью начальника управления казначейства – главного бухгалтера Отделения Пенсионного Фонда России по Иркутской области Рогозиной И.В. направлена бюджетная отчетность Отделения Пенсионного фонда РФ по Иркутской области (л.д.17). Представленная бюджетная отчетность, содержала недостоверные сведения, отраженные в отчетной форме – Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.0503169) – отсутствовали сведения о дебиторской задолженности 10 страхователей в части указания сумм, по которым в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства (дебитором) не исполнены, по состоянию на 1 января 2017 г., на общую сумму 300 934 818,75 рублей.

Так, установлено наличие просроченной задолженности по страховым взносам на ОМС, пени и штрафам по состоянию на 1 января 2017 г. по 10 плательщикам страховых взносов (рег. Номер изъят

Указанные обстоятельства и вина начальника управления казначейства – главного бухгалтера Отделения Пенсионного Фонда России по Иркутской области Рогозиной И.В. в совершении административного правонарушения подтверждаются исследованными допустимыми и достоверными доказательствами, которые согласуются между собой: актом проверки от 30 марта 2018 г. (л.д. 50-109); протоколам Номер изъят об административном правонарушении в отношении начальника управления казначейства – главного бухгалтера Отделения Пенсионного Фонда России по Иркутской области Рогозиной И.В., по факту не соблюдения требований статей 264.1, 264.2, 264.3 БК РФ, части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 167 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. №191н. (л.д. 39-49); распоряжениями Правления ПФР от 14 июля 2016 г. №312-рл, от 23 декабря 2016 г. №540-рл, от 28 декабря 2016 г. №740р (л.д. 27,28,123 - 125); должностной инструкцией начальника управления казначейства – главного бухгалтера Отделения ПФР по Иркутской области, утвержденной приказом Отделения ПФР по Иркутской области от 30.12.2016 г. №423 (л.д. 18 - 20); письмом от 28 марта 2017 г. (л.д.17) и иными материалами дела.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Указанные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Таким образом, действия начальника управления казначейства – главного бухгалтера Отделения Пенсионного Фонда России по Иркутской области Рогозиной И.В. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на день совершения административного правонарушения).

При рассмотрении жалобы на постановление судья Кировского районного суда г. Иркутска исследовал представленные доказательства, счел их достаточными, оценил их в совокупности и, исходя из оценки доказательств, пришел к мотивированным и обоснованным выводам о том, что постановление должностного лица отмене не подлежит, так как в действиях начальника управления казначейства – главного бухгалтера Отделения Пенсионного Фонда России по Иркутской области Рогозиной И.В. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы начальника управления казначейства – главного бухгалтера Отделения Пенсионного Фонда России по Иркутской области Рогозиной И.В., поданной в Иркутский областной суд, по существу сводятся к переоценке обстоятельств, установленных должностным лицом и судьей районного суда. Аналогичные доводы (об отсутствии состава административного правонарушения, об отсутствии критериев учета просроченной задолженности и порядка его установления в целях ведения бюджетного учета) были предметом проверки в ходе производства по делу, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном решении, не опровергают наличие в действиях начальника управления казначейства – главного бухгалтера Отделения Пенсионного Фонда России по Иркутской области Рогозиной И.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления и судебного решения.

Доводы об отсутствии в действиях начальника управления казначейства – главного бухгалтера Отделения Пенсионного Фонда России по Иркутской области Рогозиной И.В. состава административного правонарушения, об отсутствии критериев учета просроченной задолженности и порядка его установления в целях ведения бюджетного учета, являются несостоятельными и опровергаются материалами дела, из которых следует, что начальник управления казначейства – главного бухгалтера Отделения Пенсионного Фонда России по Иркутской области Рогозина И.В., вопреки требованиям статьи 8, части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ, пункта 167 Инструкции №191н, в поданной Учреждением бюджетной отчетности в графах 4, 11, 14 отчетной формы «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (ф.0503169) не была отражена информация о наличии просроченной задолженности (дебиторской) по страховым взносам на ОМС, пени и штрафам по состоянию на 1 января 2017 г. по 10 плательщикам страховых взносов на общую сумму 300 934 818,75 рублей, в поданной отчетности какие-либо показатели в этих графах отсутствовали.

В пункте 167 Инструкции №191н указано, что к просроченной задолженности относится неисполненная задолженность при наступлении даты ее исполнения на соответствующую отчетную дату, в Федеральном законе от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, используются оба понятия: задолженность и недоимка.

Анализ норм Инструкции № 191н свидетельствует о том, что показатели, приводимые в разных графах и строках форм отчетности, взаимосвязаны друг с другом каждая строка и графа отчета имеет свое наименование, а значения этих строках и графах образуют показатели иных строк. То есть, названные показатели отражают деятельность Отделения Пенсионного фонда и имеют значение для анализа его деятельности, а также для разрешения вопросов исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

Таким образом, неотражение таких сведений в бюджетной отчетности свидетельствует о представление начальником управления казначейства – главным бухгалтером Отделения Пенсионного Фонда России по Иркутской области Рогозиной И.В., заведомо недостоверной бюджетной отчетности, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Оснований для признания каких-либо доказательств положенных в основу признания виновным начальника управления казначейства – главного бухгалтера Отделения Пенсионного Фонда России по Иркутской области Рогозиной И.В. в совершении административного правонарушения, недопустимыми, полученными с нарушениями закона, не имеется.

Из материалов дела следует, что к выводу о виновности начальника управления казначейства – главного бухгалтера Отделения Пенсионного Фонда России по Иркутской области Рогозиной И.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья районного суда пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.

Иные доводы жалобы, а также ссылка Рогозиной И.В. в судебном заседании на наличие служебной записки об истребовании сведений у подотчетных лиц о наличии просроченной задолженности, опровергаются исследованными должностным лицом и судьей районного суда доказательствами, не доверять которым у суда вышестоящей инстанции оснований не имеется, и которые полно и объективно отражают событие административного правонарушения и вину начальника управления казначейства – главного бухгалтера Отделения Пенсионного Фонда России по Иркутской области Рогозиной И.В. в совершении административного правонарушения.

Действия начальника управления казначейства – главного бухгалтера Отделения Пенсионного Фонда России по Иркутской области Рогозиной И.В. правильно квалифицированы по статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допущено, каких-либо неустранимых сомнений в виновности начальника управления казначейства – главного бухгалтера Отделения Пенсионного Фонда России по Иркутской области Рогозиной И.В. в совершении инкриминируемого ему деяния по делу не усматривается.

Постановление о привлечении начальника управления казначейства – главного бухгалтера Отделения Пенсионного Фонда России по Иркутской области Рогозиной И.В. к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Административное наказание назначено начальнику управления казначейства – главному бухгалтеру Отделения Пенсионного Фонда России по Иркутской области Рогозиной И.В. в пределах санкции статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, фактических обстоятельств дела, оснований для изменения назначенного наказания не установлено.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.6 – 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Иркутской области М. от 12 февраля 2019 г. и решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 11 июня 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника управления казначейства – главного бухгалтера Отделения Пенсионного Фонда России по Иркутской области Рогозиной И.В., оставить без изменения, жалобу начальника управления казначейства – главного бухгалтера Отделения Пенсионного Фонда России по Иркутской области Рогозиной И.В. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда.

Судья Н.Ф. Полозова