НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 24.04.2015 № 3-117/2014

И Р К У Т С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

от 24 апреля 2015 года дело № 3-26-15

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Федоркевич С.З.,

при секретаре судебного заседания Деревцовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Ремстрой» о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений приказов службы по тарифам Иркутской области от 9 сентября 2014 года № 392-спр «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «СК «Ремстрой» на территориях Атагайского, Шебертинского, Шумского и Худоеланского муниципальных образований», от 10 сентября 2014 года № 396-спр «О внесении изменений в приказ службы по тарифам Иркутской области от 13 января 2014 года № 3-спр»,

У С Т А Н О В И Л:

Приказом службы по тарифам Иркутской области от 13 января 2014 года № 3-спр «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «СК «Ремстрой» установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «СК «Ремстрой» на территории муниципального образования г. Нижнеудинск, бойлерная на улице Советская, Усть-Рубахинского, Замзорского, Каменского муниципальных образований на период не менее 3 лет, начиная с 15 января 2014 года, с календарной разбивкой согласно приложению.

Приказом службы по тарифам Иркутской области от 9 сентября 2014 года № 392-спр «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «СК «Ремстрой» на территориях Атагайского, Шебертинского, Шумского и Худоеланского муниципальных образований» установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «СК «Ремстрой» на территориях Атагайского, Шебертинского, Шумского и Худоеланского муниципальных образований, на период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года с календарной разбивкой согласно приложению 1, и долгосрочные параметры регулирования деятельности ООО «СК «Ремстрой» на территории вышеуказанных муниципальных образований на 2015 - 2017 годы согласно приложению 2.

Приказом службы по тарифам Иркутской области от 10 сентября 2014 года № 396-спр (ред. от 07.04.2015) «О внесении изменений в приказ службы по тарифам Иркутской области от 13 января 2014 года № 3-спр» произведена корректировка долгосрочных тарифов, установленных приказом службы по тарифам Иркутской области от 13 января 2014 года № 3-спр на территории муниципального образования г. Нижнеудинск, бойлерная на улице Советская, Усть-Рубахинского, Замзорского, Каменского муниципальных образований (пункты 1, 2, 3 тарифной таблицы).

В связи с указанной корректировкой одноставочный тариф, установленный для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения города Нижнеудинск, бойлерная на улице Советская, на первое полугодие 2015 года и второе полугодие 2016 года увеличен с 4234,55 руб./Гкал до 4251, 24; на второе полугодие 2016 года - с 4 478,39 руб./Гкал. до 4 592,93;

для Усть-Рубахинского муниципального образования указанный тариф, установленный на 2015-2016 годы, снижен.

Так, на первое полугодие 2015 года тариф снижен с 2377,55 руб./Гкал. до 2240,48; на второе полугодие 2015 года и первое полугодие 2016 года - с 2465,94 руб./Гкал до 2 240,48; на второе полугодие 2016 года - с 2 571,24 руб./Гкал до 2 334,84 руб.;

для населения Усть-Рубахинского муниципального образования одноставочный тариф, установленный на 2015 год и первое полугодие 2016 года, снижен: за прошлый период действия с 15 февраля 2014 года по 31 декабря 2014 года и на первое полугодие 2015 года - с 2 176 руб./Гкал. до 2162; на второе полугодие 2015 года и первое полугодие 2016 года - с 2303,95 руб./Гкал. до 2 291,71; на второе полугодие 2016 года одноставочный тариф увеличен с 2398,78 руб./Гкал. до 2406,31;

для Замзорского муниципального образования одноставочный тариф, установленный на второе полугодие 2015 года и первое полугодие 2016 года, увеличен с 2210,34 руб./Гкал. до 2267,24; на второе полугодие 2016 года - с 2 295,48 руб./Гкал. до 2 360,64;

для населения вышеуказанного муниципального образования одноставочный тариф, установленный на второе полугодие 2015 года и первое полугодие 2016 года, увеличен с 2 029,72 руб./Гкал. до 2 032,02; на второе полугоде 2016 года - с 2 113,26 руб./Гкал. до 2 133,62.

Указанные приказы опубликованы в газете «Областная» № 3 от 15 января 2014 года, № 102 (1270) 12 сентября 2014 года, № 103 (1271) 15 сентября 2014 года, № 38 от 10 апреля 2015 года.

ООО «СК «Ремстрой» обратилось в Иркутский областной суд с заявлением (с учетом изменений, дополнений, уточнений) о признании недействующими пункта 1 приказа службы по тарифам Иркутской области № 392-спр «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Ремстрой» на территориях Атагайского, Шебертинского, Шумского и Худоеланского муниципальных образований», подпункта 2 пункта 1 приказа службы по тарифам Иркутской области от 10 сентября 2014 года № 396-спр «О внесении изменений в приказ службы по тарифам Иркутской области от 13 января 2014 года № 3-спр» (с изменениями от 7 апреля 2015 года) в части внесения изменений в пункты 1, 2, 3 тарифной таблицы приложения к приказу службы по тарифам Иркутской области от 13 января 2014 года № 3-спр, полагая, что они противоречат нормам части 7 статьи 3, пунктам 2, 3 части 1 статьи 7, части 3 статьи 9 Федерального закона № 190-ФЗ от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении», подпунктов «б», «в» пункта 28, пункту 63 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», пункту 2 Порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой и электрической энергии, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 декабря 2008 № 323.

В обоснование заявления ООО «СК «Ремстрой» указало, что в расчете необходимой валовой выручки и установленных на 2015 год тарифах на тепловую энергию, поставляемую потребителям общества на территориях Атагайского, Шебертинского, Шумского, Худоеланского, Усть-Рубахинского, Замзорского муниципальных образований, г. Нижнеудинск (бойлерная на ул. Советской) не учтены документально подтвержденные фактические и плановые расходы предприятия на проведение ремонта оборудования котельных, приобретение топлива и электроэнергии на технологические цели с учетом индекса - дефлятора, расходы на оплату труда ремонтного, цехового, административно-управленческого, прочего персонала, арендную плату за пользование нежилым помещением (базой) и движимым имуществом, нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, установленные приказом Министерства жилищной политики энергетики и транспорта Иркутской области от 26 декабря 2013 года № 68-мпр «О внесении изменений в приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 8 июля 2013 года № 40-мпр» для всех котельных ООО «СК»Ремстрой».

Служба по тарифам Иркутской области представила письменные отзывы на заявление, в которых требования общества не признала, полагала правомерным произведенный ею расчет тарифов на основе избранного метода индексации установленных тарифов, указала, что экономически обоснованные затраты учитывались при определении базового уровня операционных расходов, при этом из них правомерно исключены расходы предприятия на ремонт теплотрассы, не подтвержденные годовой отчетностью; на оплату труда персонала, превышающего штатную численность, и квалификационные требования; завышенные по сравнению с ценами, указанными в договорах поставки и на оказание услуг, расходы на приобретение твердого топлива; расходы на аренду автотранспорта, целевое использование которого для производства тепловой энергии не подтверждено соответствующими документами.

В судебном заседании представители ООО «СК «Ремстрой» Рябинина Е.Н., Хромовских И.В. уточненное заявление поддержали в полном объеме.

Представители службы по тарифам Иркутской области Патрикеева А.В., Куликова А.А. возражали против удовлетворения заявления.

Выслушав объяснения представителей ООО «СК «Ремстрой» Рябининой Е.Н., Хромовских И.В., представителей службы по тарифам Иркутской области Патрикеевой А.В., Куликовой А.А., изучив материалы дела, допросив в качестве свидетеля эксперта службы по тарифам Иркутской области, исследовав письменные доказательства в их совокупности, оценив нормативные правовые акты на их соответствие федеральным законам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Шебетниковой Ж.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Иркутский областной суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, устанавливает Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), который также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения; стимулирования повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечения стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов; обязательного раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно части 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.

В силу части 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», определяют основные принципы и методы определения тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель.

Метод индексации установленных тарифов является одним из методов регулирования долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения.

Расчет тарифа с применением данного метода предусмотрен в пунктах 71 - 75 Основ ценообразования, из которых следует, что необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прибыль регулируемой организации.

Методология расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения определена Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э.

Из пункта 33 названных Методических указаний следует, что базовый уровень операционных расходов - один из долгосрочных параметров регулирования, который определяется перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяется, устанавливается органом регулирования в соответствии с пунктом 37 Методических указаний, то есть затраты определяются методом экономически обоснованных расходов.

ООО «СК «Ремстрой» обратилось 28 апреля 2014 года в службу по тарифам Иркутской области с заявлением о подтверждении на 2015 год тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям общества на территориях Атагайского, Шебертинского, Шумского, Худоеланского, Усть-Рубахинского, Замзорского муниципальных образований, г. Нижнеудинск (бойлерная на ул. Советская).

Заявитель просил установить на 2015 год тариф на отпуск тепловой энергии, поставляемой на территории Атагайского муниципального образования в размере 5 606,33 руб./Гкал, исходя из необходимой валовой выручки (далее - НВВ) в размере 5 721,1 тыс. руб., включающей в себя операционные расходы в сумме 3 472,2 тыс. руб., неподконтрольные расходы в сумме 981,1 тыс. руб., расходы на приобретение энергетических ресурсов в сумме 1 273, 8 тыс. руб., нулевой прибыли, выработки тепловой энергии в размере 1 301, 5 Гкал;

- Худоеланского муниципального образования в размере 5 586,83 руб./Гкал, исходя из НВВ в размере 5 067,6 тыс. руб., включающей в себя операционные расходы в сумме 3 499,6 тыс. руб., неподконтрольные расходы в сумме 915,6 тыс. руб., расходы на приобретение энергетических ресурсов 652,5 тыс. руб., нулевой прибыли, выработки тепловой энергии в размере 934,3 Гкал;

- Шебертинского муниципального образования в размере 8 788,3 руб./Гкал, исходя из НВВ в размере 6 642,2 тыс. руб., включающей в себя операционные расходы в сумме 4 884,6 тыс. руб., неподконтрольные расходы в сумме 990,4 тыс. руб., расходы на приобретение энергетических ресурсов 767,2 тыс. руб., нулевой прибыли, выработки тепловой энергии в размере 990,3 Гкал;

- Шумского муниципального образования в размере 4 964,17 руб./Гкал, исходя из НВВ в размере 9 675,3 тыс. руб., включающей в себя операционные расходы в сумме 6 984 тыс.руб., неподконтрольные расходы в сумме 1 020,4 тыс. руб., расходы на приобретение энергетических ресурсов 1670,9 тыс. руб., нулевой прибыли, выработки тепловой энергии в размере 2467,6 Гкал;

- Замзорского муниципального образования в размере 5 329,7 руб./Гкал, исходя из НВВ в размере 3 552,8 тыс.руб., включающей в себя операционные расходы в сумме 2 063 тыс. руб., неподконтрольные расходы в сумме 681,2 тыс. руб., расходы на приобретение энергетических ресурсов 808,6 тыс. руб., нулевой прибыли, выработки тепловой энергии в размере 816,1 Гкал;

- города Нижнеудинска (котельная на улице Советской) в размере 6904,8 руб./Гкал, исходя из НВВ в размере 945,4 тыс. руб., включающей в себя операционные расходы в сумме 503 тыс. руб., неподконтрольные расходы в сумме 112,4 тыс. руб., расходы на приобретение энергетических ресурсов 330 тыс. руб., нулевой прибыли, выработки тепловой энергии в размере 136,9 Гкал;

- Усть-Рубахинского муниципального образования, в размере 4 551,08 руб./Гкал, исходя из НВВ в размере 20 507,4 тыс. руб., включающей в себя операционные расходы в сумме 11 815,2 тыс. руб., неподконтрольные расходы в сумме 2 976,8 тыс. руб., расходы на приобретение энергетических ресурсов 5 715,4 тыс. руб., нулевой прибыли, выработки тепловой энергии в размере 5 176,4 Гкал.

В подтверждение указанных расходов общество представило накладные, счет – фактуры, акты принятых работ, штатные расписания аппарата, аварийных бригад, прочего персонала, кочегаров, положение об оплате труда работников предприятия от (дата изъята), приказ (номер изъят) от (дата изъята) об утверждении тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников, тарифные ставки Единой тарифной ставки по оплате труда работников на 2015 год от (дата изъята), положение о премировании работников от (дата изъята), договоры аренды автомобилей, данные о потреблении угля котельными за 2013-2014 год (план, факт), договор поставки угля от (дата изъята), спецификацию Приложение № 1 к договору поставки от (дата изъята), график поставки Приложение № 2 к договору поставки от (дата изъята), подтверждение о цене угля на период 2014 года от (дата изъята), протоколы подведения итогов конкурса на право заключения договора по поставке бурого угля от (дата изъята), конкурсную документацию от (дата изъята) и от (дата изъята), извещения о проведении закупки, договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг по доставке угля от (дата изъята), адреса котельных, график оказания услуг по договору поставки и прочие документы, имеющиеся в материалах тарифных дел.

Ходатайство о применении конкретного метода регулирования тарифов заявлено не было.

На основании распоряжения руководителя службы по тарифам Иркутской области от (дата изъята)(номер изъят), были открыты тарифные дела (номер изъят).

Для формирования тарифов на отпуск тепловой энергии, поставляемой на территории Атагайского, Шебертинского, Шумского, Худоеланского муниципальных образований, службой был определен долгосрочный период регулирования – 3 года. В качестве метода регулирования тарифов был применен метод индексации установленных тарифов.

Для формирования тарифов на отпуск тепловой энергии, поставляемой на территории Усть-Рубахинского, Замзорского муниципальных образований, г. Нижнеудинск (бойлерная на ул. Советская), была применена корректировка тарифов, установленных на 2014-2016 годы.

Выбор указанного метода заявителем не оспаривается.

Об открытии соответствующего тарифного дела заявитель был извещен путем размещения реестра открытых дел на 2015 год на официальном сайте службы по тарифам Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по соответствующему адресу и информационным письмом от (дата изъята)(номер изъят).

В порядке, предусмотренном Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», на основе анализа представленных материалов по расчету тарифов для потребителей заявителя служба подготовила экспертное заключение (т.1 л.д. 187-202, 203-217).

Распоряжением службы по тарифам Иркутской области от (дата изъята)(номер изъят), размещенным в электронном виде на официальном сайте службы, утвержден график принятия решений об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2015 год (с изменениями от (дата изъята)(номер изъят) и от (дата изъята)(номер изъят)). Информация о назначенных на (дата изъята) заседаниях Правления службы по тарифам Иркутской области была размещена на официальном сайте службы по тарифам Иркутской области, что заявителем не оспаривается.

На заседании, состоявшемся (дата изъята), управомоченным составом правления службы по тарифам было принято единогласное решение об установлении долгосрочных тарифов для потребителей ООО «СК «Ремстрой», положенное в основу оспариваемых нормативных правовых актов (т. 1 л.д. 16-61, 65-90).

Базовый уровень операционных расходов, утвержденный пунктом 2 приказа службы по тарифам от 9 сентября 2014 года № 392-спр, рассчитанный методом экономически обоснованных затрат, на 2015 год составил для Атагайского муниципального образования - 2 515 тыс. руб., для Худоеланского муниципального образования - 1715,9 тыс. руб., для Шебертинского муниципального образования - 1761,4 тыс. руб., для Шумского муниципального образования - 1776,9 тыс. руб., полностью соответствует уровню операционных расходов, заложенных в тарифы на тепловую энергию, утвержденных для указанных потребителей оспариваемым приказом службы по тарифам Иркутской области от 9 сентября 2014 года № 392-спр на 2015 год.

Согласно пункту 37 Методических указаний при расчете базового уровня операционных расходов учитываются расходы на сырье и материалы, расходы на ремонт основных средств, расходы на оплату труда, расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, услуг по стратегическому управлению организацией и других работ и услуг, расходы на служебные командировки, расходы на обучение персонала, лизинговый платеж, арендная плата, другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, в том числе расходы по охране труда и технике безопасности, расходы на канцелярские товары.

В соответствии с пунктом 9 Основ ценообразования органы регулирования в соответствии с методическими указаниями исключают из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) полученные в предыдущий период регулирования экономически необоснованные доходы регулируемых организаций.

Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (абзац первый пункта 12 Методических указаний). В случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, органы регулирования обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования (абзац второй пункта 12 Методических указаний).

Данные положения согласуются и с пунктом 13 Основ ценообразования, в котором закреплено право регулируемой организации на включение экономически обоснованных расходов в состав необходимой валовой выручки.

Из вышеизложенного следует, что учет экономически обоснованных расходов является обязательным элементом тарифного регулирования, направленным на реализацию таких принципов регулирования, как обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, а также обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.

Оспариваемым приказом службы по тарифам Иркутской области от 9 сентября 2014 года № 392-спр в состав базовых операционных расходов для формирования тарифов на тепловую энергию в Атагайском, Худоеланском, Шебертинском, Шумском муниципальных образованиях не включены следующие расходы:

по статье 2.1 «работы и услуги производственного характера» расходы по замене котлов, капитальному ремонту теплотрассы и системы холодного водоснабжения котельных в с.с. Шеберта, Худоелань, п.п. Атагай, Шумский в общей сумме 6 692,7 тыс. руб. по причине отсутствия годовой отчетности, в связи с их фактическим выполнением в мае 2014 года, отсутствием обоснования замены котлов: актов обследования, дефектных ведомостей, согласования работ с министерством жилищной политики Иркутской области, отсутствием инвестиционной программы, за счет которой производится финансирование работ капитального характера;

в состав затрат на оплату труда основных производственных рабочих по статье 2.2 не включены затраты на оплату ремонтного персонала, административно-управленческого персонала, прочего персонала в общей сумме 5 612 тыс. руб., в связи с тем, что они учтены по статье 2.5 в составе общехозяйственных расходов. Вместе с тем, в состав общехозяйственных расходов на оплату труда ремонтного персонала, административно-управленческого персонала, прочего персонала, расходы, рассчитанные предприятием, включены не в полном объеме, в связи с несоответствием указанного расчета правилам ведения бухгалтерского учета;

в состав общехозяйственных затрат по статье 2.5 не включены затраты на аренду автотранспорта (вакуумных машин, автовышки, бортового УАЗ) в общей сумме 142,8 тыс. руб., так как представленный договор аренды содержит перечень автомашин, не используемых в производстве тепловой энергии, в договоре отсутствуют данные о размере аренды по каждому автомобилю, сведения об их первоначальной стоимости, сроке полезного использования, сумме начисленной амортизации.

В состав неподконтрольных расходов в данных муниципальных образованиях по статье 4.1.1 не включены расходы на приобретение топлива (угля) в общей сумме 537,4 тыс. руб., в связи с принятием в расчет цены на его приобретение, указанной в договоре с ООО «Востсибуглесбыт», заключенном по результатам открытого конкурса, в размере 943,5 руб./тн, а также расходов на доставку угля с разреза до котельных, исходя из договора с ИП Р., заключенного по результатам открытого конкурса.

В составе неподконтрольных расходов в Атагайском муниципальном образовании учтены расходы на приобретение электроэнергии по уровню напряжения НН (0,4 кВ и ниже) исходя из тарифа на электроэнергию 2,33 руб./кВтч, что на 0,26 руб./кВтч ниже расчета предприятия. Кроме того, по статье 1 натуральные показатели из расхода натурального топлива в указанном муниципальном образовании исключено топливо в количестве 237,2 т.н.т., исходя из нормативного расхода условного топлива, утвержденного в размере 189,97 кг у.т/Гкал и топливного эквивалента.

Суд находит расчет службы по тарифам Иркутской области операционных и неподконтрольных расходов, натуральных показателей, учитываемых для формирования тарифов на тепловую энергию для потребителей общества, расположенных на территориях Атагайского, Худоеланского, Шебертинского, Шумского муниципальных образований на 2015 год правомерным, а оспариваемые положения приказа службы по тарифам Иркутской области от 9 сентября 2014 года № 392-спр соответствующим требованиям нормативных правовых актов, имеющих более высокую юридическую силу, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования, в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата.

Вместе с тем, общество не представило в суд предусмотренные названным выше пунктом Основ ценообразования соответствующую годовую бухгалтерскую и статистическую отчетность, в связи с чем заявленные расходы на замену котлов в котельных с.с. Шеберта, Худоелань, п.п. Атагай, Шумский не могут быть признаны экономически обоснованными.

Не могут быть признаны экономически обоснованными и затраты на аренду автотранспорта (вакуумных машин, автовышки, бортового УАЗ) в общей сумме 142,8 тыс. руб., поскольку из представленных в службу по тарифам Иркутской области и в суд документов, включая журнал учета выдачи путевых листов, не представляется возможным определить целевое использование вышеуказанных автомашин, поскольку из устава общества следует, что производство тепловой энергии является не единственным видом деятельности общества, включающих в себя еще порядка 50 разновидностей основных видов деятельности (т. 1 л.д. 92-94). Кроме того, отсутствие в документах, представленных обществом, данных о размере аренды по каждому автомобилю, сведений об их первоначальной стоимости, сроке полезного использования, расчета амортизационных отчислений, не позволяет службе самостоятельно выполнить такой расчет и установить источник финансирования указанных затрат.

Данный вывод не препятствует заявителю заявить экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов) в спорном периоде регулирования в составе неподконтрольных расходов в последующем периоде регулирования при представлении соответствующей годовой бухгалтерской и статистической отчетности.

Не могут быть признаны экономически обоснованными и расходы натурального топлива на производство тепловой энергии в количестве 237,2 т.н.т.

В обоснование применения в расчете натурального топлива индекса-дефлятора к закупочным ценам на уголь общество ссылалось на приказ Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области от 26 декабря 2013 года № 68-мпр «О внесении изменений в приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 8 июля 2013 года № 40-мпр», в соответствии с которым к договорной цене на топливо, применяется индекс-дефлятор.

Данные доводы общества подлежат отклонению.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования данные нормативы утверждаются уполномоченным органом.

Из пояснений представителей службы по тарифам Иркутской области следует и заявителем не опровергнуто, что при подаче заявителем документов в службу по тарифам Иркутской области такого нормативно-правового акта на 2015 год представлено не было, но был предоставлен приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 26 декабря 2013 года № 68-мпр, который устанавливал нормативы на 2014 год.

Из переписки органа регулирования тарифов на тепловую энергию с Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области следует, что при установлении нормативов удельного расхода топлива на производство тепловой энергии от ООО «СК «Ремстрой» поступили следующие документы:

- заявление, в котором общество просит утвердить нормативы удельного расхода топлива и нормативы технологических потерь по передаче тепловой энергии в отношении теплоисточников «РТП с. Мельница», «Саяны» п. Вознесенский, «Транссовхоз» уч. Куряты, к данному заявлению приложены обосновывающие документы по данным муниципальным образования и по данным теплоисточникам.

На основании данных документов Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области вынесен нормативно-правовой акт, которым утвержден норматив удельного расхода топлива для производства тепловой энергии котельных ООО «СК «Ремстрой» на 2014 год.

В соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 323, уполномоченным органом рассчитывается единый норматив для всего предприятия ООО «СК «Ремстрой».

Вместе с тем, Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области указало, что в соответствии с законодательством Российской Федерации могут использоваться нормативы только в отношении тех теплоисточников, в отношении которых были поданы соответствующие заявки и материалы для расчета.

В приказе Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области от 26 декабря 2013 года № 68-мпр «О внесении изменений в приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 8 июля 2013 года № 40-мпр» не фигурирует Атагайское муниципальное образование и теплоисточники, находящиеся в данном муниципальном образовании, т.е. норматив для данного муниципального образования не утверждался.

При расчете тарифа по статье «Нормативный удельный расход условного топлива» к заявлению не приложен приказ уполномоченного органа на 2015 год, а в приказе уполномоченного органа на 2014 год не заявлялось Атагайское муниципальное образование, в связи с этим в отношении теплоисточников Атагайского муниципального образования норматив не утверждался.

В связи с вышеизложенным в отношении других теплоисточников не может быть применен норматив, который установлен приказом № 68-мпр.

Суд не может принять во внимание и доводы заявителя о неправильном расчете органом регулирования расходов на приобретение электроэнергии, используемой для производства тепловой энергии, поставляемой потребителям на территории Атагайского муниципального образования, исходя из тарифа на электрическую энергию в размере 2,33 руб./кВтч.

Как видно из материалов дела и не опровергнуто заявителем, данный тариф правомерно рассчитан службой с учетом уровня напряжения НН (низкое напряжение), фактически получаемого заявителем. Основания для применения другого тарифа на электроэнергию заявитель ни в заявлении, ни в пояснениях суду не указал.

Довод заявителя о неправомерном исключении из числа операционных расходов части понесенных обществом расходов на оплату труда основных производственных рабочих, ремонтного персонала, административно-управленческого персонала, прочего персонала подлежит отклонению.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования, Методическим указаниям, Налоговому кодексу Российской Федерации расходы на оплату труда цехового, ремонтного и административно-управленческого персонала отнесены к косвенным расходам, так как при расчете тарифа необходимо сформировать себестоимость по каждому конкретному объекту, по каждому конкретному источнику тепловой энергии.

Как пояснила эксперт органа регулирования М., допрошенная судом в качестве свидетеля, данные расходы подлежат учету в одном источнике тепловой энергии, и не могут распределяться по всем источникам тепловой энергии, иначе это приведет к искажению себестоимости, в таком случае потребители одного муниципального образования будут платить за потребителей другого муниципального образования, что нарушит баланс экономических интересов.

Косвенные расходы должны быть распределены пропорционально чему-то, какой-либо базе. В данном случае предприятие не выбрало для себя какой-либо экономической базы, не закрепило это в своей учетной политике, а просто все косвенные расходы разделило на все теплоисточники. Между тем, такой экономической базы не существует.

Орган регулирования включил расходы на оплату труда цехового, ремонтного и административно-управленческого персонала пропорционально фонду оплаты труда основных производственных рабочих, что соответствует балансу интересов производителя тепловой энергии и ее потребителей.

Данные показания свидетеля обществом не опровергнуты.

Не опровергнуты им и материалы тарифного дела, из которых следует, что расчет общества на оплату труда цехового, ремонтного и административно-управленческого персонала произведен без учета нормативной численности указанного персонала, утвержденного штатного расписания и ставки (оклада) первого разряда с учетом доплат и выплат компенсационного характера, с неправильным определением размера доплаты за работу в ночное время.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления общества о признании незаконным отдельных положений приказа службы по тарифам Иркутской области от 9 сентября 2014 года № 392-спр надлежит отказать.

Оспариваемыми положениями приказа службы по тарифам Иркутской области от 10 сентября 2014 года № 396-спр тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям общества, расположенным на территориях Усть-Рубахинского, Замзорского муниципальных образований, г. Нижнеудинск (бойлерная на ул. Советская) на второй год долгосрочного периода регулирования - 2015 год, определены методом индексации тарифов, установленных для указанных потребителей на 2014 год.

В соответствии с пунктом 36 Методических указаний операционные расходы, учитываемые при формировании тарифов на тепловую энергию на указанный период регулирования, рассчитываются по формуле, приведенной в данном пункте, в том числе с применением индекса потребительских цен, определенного на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год.

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов Министерства экономического развития Российской Федерации индекс потребительских цен в среднем за 2015 год составит 5,1 процента.

Как видно из расчета органа регулирования, при корректировке тарифов на тепловую энергию, установленных для потребителей общества, расположенных на территориях Усть-Рубахинского, Замзорского муниципальных образований, г. Нижнеудинск (бойлерная на ул. Советская) на 2014 год, в целях определения тарифов на 2015 года, им применен ИПЦ в размере 5,1 процента, тогда как в расчете предприятия использован ИПЦ в размере 6,9 процента.

При таких обстоятельствах, орган регулирования правомерно не включил в расчет базового уровня операционных расходов, учитываемых при формировании тарифа на тепловую энергию, экономически обоснованные расходы на оплату труда основных производственных рабочих, ремонтного персонала, цехового персонала, административно-управленческого персонала, прочего персонала, на аренду автотранспорта руб., на замену котлов, на приобретение угля.

Поэтому в удовлетворении заявления общества о признании незаконным отдельных положений приказа службы по тарифам Иркутской области от 10 сентября 2014 года № 396-спр также надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Иркутский областной суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Ремстрой» о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений приказов Службы по тарифам Иркутской области от 9 сентября 2014 года № 392-спр «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «СК «Ремстрой» на территориях Атагайского, Шебертинского, Шумского и Худоеланского муниципальных образований», от 10 сентября 2014 года № 396-спр «О внесении изменений в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 13 января 2014 года № 3-спр» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Судья С.З. Федоркевич