НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 22.08.2018 № 3А-140/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2018 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Кравченко Е.Г., при секретаре Тарарухиной И.Л.,

с участием прокурора Валеевой Ю.Р.,

с участием представителя административного истца кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 11 Щербакова П.А. – Посталакий А.С.,

представителя административного ответчика Братской районной территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии Кузнецова С.А.,

представителя административного ответчика кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 11 Дубровина А.С. – Мусихиной Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-140/2018 по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 11 Щербакова Павла Алексеевича об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 11 Дубровина Александра Сергеевича, выдвинутого Иркутским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия»,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 5 июня 2018 года №63/2-ЗС, опубликованным в общественно-политической газете «Областная» от 8 июня 2018 года, назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва на 9 сентября 2018 года.

В соответствии со статьями 23, 31, 32, 39, 41 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года №18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» (далее - Закон Иркутской области №18-ОЗ) полномочия по принятию документов на выдвижение и регистрацию кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатным избирательным округам, их проверке, а также по принятию решения о регистрации или об отказе в регистрации данных кандидатов возложены на соответствующие окружные избирательные комиссии.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 3 мая 2018 года №187/1878 «Об окружных избирательных комиссиях по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва» на Братскую районную территориальную избирательную комиссию возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 11 по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва.

Решением Братской районной территориальной избирательной комиссии Иркутской области от 27 июля 2018 года № 130/1446 Дубровин А.С., выдвинутый Иркутским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия», зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №11.

Щербаков П.А., выдвинутый региональным отделением политической партии «Справедливая Россия» и зарегистрированный решением этой же комиссии от 30 июля 2018 года № 131/1449 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по тому же избирательному округу, обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата Дубровина А.С.

В обоснование требований административный истец указал, что кандидат Дубровин А.С. в нарушение требований пункта 2 статьи 56, пункта 5 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67-ФЗ) в период проведения предвыборной агитации, будучи исполнительным директором Благотворительного фонда «Сибирский характер» 21 июля 2018 года подарил жителям (избирателям) п. Заморский Нижнеилимского района автомобиль «Газель», что подтверждается фактическим нахождением подаренного автомобиля у главы поселения. Разместил информацию об этом на личных страницах в социальных сетях:

«Facebook»(https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1938875609737190&id=100008443088970),

Инстаграмм(https://www.instagram.com/p/Blf0OPbFQ68/?utm_source=ig_web_copy_link,

на информационном портале «Наш Север» (https://sever138.ru/text/24-07-2018/gazel_byla_peredana/),

сайте Законодательного собрания Иркутской области, а также в общественной политической газете «Сибирский характер» №6 (251) август 2018 года (стр. 1, 3 газеты).

Полагает, что кандидат в депутаты Дубровин А.С., используя свое служебное (должностное) положение (исполнительного директора Благотворительного фонда), делает дорогие подарки жителям и главе поселка Заморский в виде автомобиля «Газель», тем самым обеспечивает себе победу на предстоящих выборах. Указанные действия, по мнению административного истца, являются подкупом избирателей при осуществлении благотворительной деятельности, что в силу подпунктов «в», «г» пункта 7 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ является основанием для отмены регистрации кандидата.

Кроме того, административный истец указывает на нарушение кандидатом в депутаты Дубровиным А.С. требований п.1.1 статьи 56 Федерального закона №67-ФЗ о запрете агитации, нарушающей законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности. В обоснование ссылается на изготовление ООО «Бланкиздат» 6 августа 2018 года агитационного материала в виде информационного бюллетеня тиражом 41700 экземпляров под названием «Александр Дубровин: ставлю цели и иду к ним»; агитационного материала -буклета «Александр Дубровин Сибирский характер», изготовленного ООО «Форвард» тиражом 21000 экземпляров, распространенных на территории избирательного округа №11. Указывает, что в агитационных материалах размещены фотографии школы в п. Новая Уда, часть мемориального памятника в п.Усть-Уда, которые являются результатом интеллектуальной деятельности, объектом интеллектуальных прав. Фотографии указанных объектов находятся на сайтах в сети «Интернет» правообладателей - муниципального образования «Усть-Удинский район» (http://adminust-uda.ru/fotogalereya.php?group=2&cat=13) и Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» (сокращенное наименование Общероссийский народный фронт) (https://imena.onf.ru/placements/irkutskaya-oblast/pamyatnik-ust-udincama-pavshim-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny).

Кандидат Дубровин А.С. изменил фотографии (добавил эффекты ретуши, наложил надписи, фотография школы в п.Новая Уда отображена в зеркальном виде, фотография мемориального памятника обрезана), тем самым нарушил права на неприкосновенность произведения. Автором произведения - мемориального памятника является художник-скульптор Кот А.И. Согласие автора на переработку его произведения кандидатом Дубровиным А.С. не получено. Полагает, что кандидатом при проведении агитации нарушены требования законодательства об интеллектуальной собственности, что в силу подпункта «д» пункта 7 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ является основанием для отмены регистрации кандидата.

Административный истец Щербаков П.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителя Посталакий А.С.

В судебном заседании представитель административного истца Щербакова П.А. – Посталакий А.С. административные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении. Дал объяснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика - председатель Братской районной территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии Кузнецов С.А. административные исковые требования не признал, ссылаясь на отсутствие нарушений действующего законодательства при принятии решения о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №11 Дубровина А.С., отсутствие оснований, предусмотренных Федеральным законом №67-ФЗ, Законом Иркутской области №18-ОЗ для отмены регистрации кандидата.

Административный ответчик кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №11 Дубровин А.С. в судебное заседание не явился, представил письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя Мусихиной Ю.Р.

Представитель административного ответчика кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №11 Дубровина А.С. – Мусихина Ю.Р. исковые требования не признала, полагая, что отсутствуют основания, предусмотренные Федеральным законом №67-ФЗ, Законом Иркутской области №18-ОЗ для отмены регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №11 Дубровина А.С. В обоснование возражений указала, что Благотворительный фонд «Сибирский характер» является основным местом работы Дубровина А.С., руководителем фонда он не является, в состав органов правления не входит. Автомобиль «Газель» приобретен администрацией Заморского сельского поселения Нижнеилимского района с привлечением благотворительной помощи фонда «Сибирский характер» в виде софинансирования. 25 апреля 2018 года между Благотворительным фондом «Сибирский характер» и администрацией Заморского сельского поселения Нижнеилимского района было заключено соглашение о взаимном сотрудничестве, в соответствии с которым фонд перечислил денежные средства в размере 200 000 рублей на приобретение автомобиля «Газель». Автомобиль микроавтобус ГАЗ – 322173 был приобретен по муниципальному контракту №Ф.2018.252589 от 14 июня 2018 года. Действия по заключению соглашения произведены до объявления выборов, не имеют агитационной направленности и агитацией не являются. Полагает не основанными на законе доводы административного истца о том, что кандидатом в депутаты Дубровиным А.С. в агитационной деятельности допущены нарушения норм действующего законодательства в области защиты интеллектуального права.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Иркутской области Рымарев Д.С. в судебное заседание не явился. В письменном отзыве возражал относительно удовлетворения административных исковых требований, полагая что основания, предусмотренные законом для отмены регистрации кандидата Дубровина А.С., отсутствуют.

Представители регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Иркутской области, регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» в Иркутской области получили извещение суда о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили и не представили письменные пояснения по заявленным требованиям.

В соответствии с положениями статьи 150 и части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает административное дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не просивших об отложении разбирательства административного дела и не представивших доказательства уважительности причин отсутствия.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Валеевой Ю.Р., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив представленные доказательства, Иркутский областной суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом № 67-ФЗ.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для отмены судом регистрации кандидата по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, является установление факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.

Согласно пункту 2 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ, содержащим запрет кандидатам при проведении предвыборной агитации осуществлять подкуп избирателей, подкупом признается вручение денежных средств, подарков и иных материальных ценностей избирателям, выплата вознаграждения избирателям за выполнение организационной работы в зависимости от итогов голосования или обещание произвести такое вознаграждение; осуществление льготной распродажи товаров, бесплатное распространение любых товаров, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставление услуг безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействие на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 59 Закона Иркутской области №18-ОЗ кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу), предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам надлежит выяснять подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ могут расцениваться как подкуп избирателей, участников референдума, имея в виду, что указанный перечень не подлежит расширительному толкованию; совершены ли действия в период избирательной кампании, кампании референдума;

позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей, участников референдума: голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;

в отношении каких лиц совершены действия. Если действия осуществлены в отношении несовершеннолетних, не обладающих активным избирательным правом (например, при раздаче несовершеннолетним подарков, содержащих агитационные материалы), то необходимо учитывать, что такие действия не остаются вне поля зрения законных представителей детей - их родителей, и поэтому могут рассматриваться как подкуп, если родители являются избирателями соответствующего избирательного округа;

относятся ли лица, осуществившие названные в пункте 2 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ действия, к кругу лиц, действия которых по подкупу избирателей, участников референдума влекут соответствующие неблагоприятные последствия для кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума. Подкуп избирателей, участников референдума лицами, указанными в пунктах 2 и 4 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ, подразумевает совершение таких действий как непосредственно ими, так и другими лицами по их поручению или с их ведома.

По смыслу приведенных законоположений действия кандидатов могут быть квалифицированы как подкуп избирателей, являющийся безусловным основанием для отмены регистрации кандидата, только в случае установления фактов осуществления перечисленных в приведенной выше федеральной норме действий под условием голосования «за» или «против» конкретного кандидата или в зависимости от результатов выборов.

Однако таких обстоятельств судом при рассмотрении дела не установлено.

Установлено, что 21 июля 2018 года в поселке Заморский Нижнеилимского района в рамках социального проекта по поддержке территорий состоялось мероприятие по передаче жителям поселка микроавтобуса ГАЗ – 322173. Мероприятие было организовано администрацией Заморского сельского поселения, присутствовали жители поселка, представители Благотворительного фонда «Сибирский характер», в том числе исполнительный директор фонда Дубровин С.А. Указанные обстоятельства не оспаривались лицами, участвующими в деле.

С целью проверки доводов административного истца, судом при рассмотрении административного дела были просмотрены скриншоты со страниц пользователя социальных сетей Дубровина А.С. «Facebook» (https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1938875609737190&id=100008443088970) от 22 июля 2018 года, где на личной странице Дубровин А.С. разместил информацию о том, что поселку Заморский Нижнеилимского района по многочисленным просьбам жителей фондом «Сибирский характер» передан автомобиль «Газель» с целью решения проблемы транспортного сообщения между дальним поселком и райцентром; Инстаграмм(https://www.instagram.com/p/Blf0OPbFQ68/?utm_source=ig_web_copy_link) от 22 июля 2018 года, где Дубровин А.С. разместил на странице свои личные фотографии.

Судом исследована указанная административным истцом информация путем просмотра в сети «Интернет» на сайте Законодательного Собрания Иркутской области (http://www.irk.gov.ru/events/news/detail.php?ID=22444). Установлено, что на указанном сайте имеется информация от 23 июля 2018 года с фотографией микроавтобуса ГАЗ - 322173, из которой следует, что поселку Заморский Нижнеилимского района Благотворительным фондом «Сибирский характер» при поддержке депутата Законодательного Собрания Иркутской области Дубровина А.С. передан автомобиль «Газель». Указано со слов действующего депутата Дубровина А.С., что такой подарок был сделан фондом по многочисленным просьбам жителей района. Автомобиль должен решить проблему транспортного сообщения между дальними поселками и районным центром. Отмечено, что с покупкой транспорта на нужды муниципалитетов фонд и депутатский корпус помогает уже не в первый раз. Имеется информация о том, что фонд оказывает поддержку жителям и муниципалитетам северных районов Приангарья около 14 лет.

Доступ к странице пользователя социальных сетей Дубровина А.С. Инстаграмм(https://www.instagram.com/p/Blf0OPbFQ68/?utm_source=ig_web_copy_link) ограничен определенным кругом лиц. Просмотр в сети «Интернет» информационного портала «Наш Север» (https://sever138.ru/text/24-07-2018/gazel_byla_peredana/) ограничен.

С целью проверки доводов административного истца, судом исследованы материалы, опубликованные в общественной политической газете «Сибирский характер» №6 (251) август 2018 года. На странице 1-3 газеты опубликована статья «Четырнадцать лет добрых дел» автор О.Федорова, посвященная деятельности Благотворительного фонда «Сибирский характер», основанного в 2004 году. Указано, в том числе, на факт передачи жителям поселка Заморский Нижнеилимского района автомобиля «Газель» как «десятитысячного доброго дела». Автор отмечает, что именно на автомобили разного назначения поступает больше всего заявок с мест. Ежегодно фонд находит возможности для покупки необходимой техники. Более двадцати «Газелей» и других машин от «Сибирского характера» курсируют по разным районам, облегчая повседневную жизнь людей. В указанной статье Дубровин А.С. как кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области не упоминается. На странице 3 газеты имеется информация, изложенная непосредственно Дубровиным А.С., как исполнительным директором Благотворительного фонда «Сибирский характер», о деятельности фонда с указанием факта приобретения автомобиля «УАЗ» для села.

Ссылка на тот факт, что Дубровин А.С., будучи кандидатом в депутаты, принял личное участие в приобретении автомобиля и ее безвозмездной передаче избирателям, в указанных материалах отсутствует.

В материалах приводятся высказывания Дубровина А.С. о положительной работе фонда «Сибирский характер», который на протяжении 14 лет оказывает реальную помощь жителям и муниципалитетам северных районов Приангарья. Каких-либо упоминаний о предстоящих выборах в Законодательное Собрание Иркутской области и намерении Дубровина А.С. участвовать в этих выборах, указанные информационные материалы не содержат.

По результатам анализа информационных материалов, фотоматериалов, размещенных в социальных сетях, представленных административным истцом, судом установлено, что Дубровин А.С. принял участие в мероприятии 21 июля 2018 года на территории поселка Заморский Нижнеилимского района по передаче жителям поселка микроавтобуса ГАЗ - 322173. При этом участие Дубровина А.С. в мероприятии по передаче автомобиля с его личным участием в предстоящих выборах не связывалось, в зависимость от результатов голосования на выборах поставлено не было, равно как не было организовано никаких агитационных мероприятий с размещением или распространением предвыборных агитационных материалов, содержащих призывы голосовать за Дубровина А.С., либо против других кандидатов.

Факт подкупа избирателей путем передачи кандидатом в безвозмездное пользование избирателям материальных ценностей, а именно микроавтобуса ГАЗ - 322173, приобретенного за счет личных средств кандидата в депутаты Дубровина А.С., либо за счет средств организации, учредителем либо руководителем которой он является, не нашел своего подтверждения в судебном заседании.

Административным ответчиком представлены сведения администрации Заморского сельского поселения Нижнеилимского района Иркутской области, из которых следует, что решением Думы Заморского сельского поселения от 18 апреля 2018 года была произведена корректировка лимитов бюджетных ассигнований из средств местного бюджета на приобретение автомобиля в размере 580 000 руб. Так как этой суммы было недостаточно для приобретения автомобиля, глава Заморского сельского поселения обратился с просьбой к Благотворительному фонду «Сибирский характер» об оказании финансовой поддержки. 25 апреля 2018 года было заключено соглашение о взаимном сотрудничестве между администрацией Заморского сельского поселения Нижнеилимского района и Благотворительным фондом «Сибирский характер», на основании которого 8 мая 2018 года поступила оплата в бюджет Заморского сельского поселения в размере 200 000 рублей. Микроавтобус ГАЗ – 322173 был приобретен муниципалитетом по муниципальному контракту №Ф.2018.252589 от 14 июня 2018 года по цене 768 100 рублей.

Сведения администрации Заморского сельского поселения Нижнеилимского района Иркутской области подтверждены представленными в судебном заседании следующими документами. Муниципальным контрактом №Ф.2018.252589 от 14 июня 2018 года, из которого следует, что микроавтобус ГАЗ – 322173 приобретен Заморским сельским поселением у ООО «ГАЗЦентрИркутск» по цене 768 100 рублей на основании муниципального контракта на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, с соблюдением требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании результатов определения поставщика путем проведения электронного аукциона (протокол от 29 мая 2018 года). Актом приемки-передачи товара, из которого следует, что микроавтобус ГАЗ – 322173 передан 11 июля 2018 года ООО «ГАЗЦентрИркутск» главе Заморского сельского поселения. Соглашением о взаимном сотрудничестве между администрацией Заморского сельского поселения Нижнеилимского района и Благотворительным фондом «Сибирский характер» от 25 апреля 2018 года, которое заключено во исполнение «Программы социальных инвестиций» от 1 февраля 2017 года, направлено на содействие в реализации на территории Нижнеилимского района проектов, имеющих социально-экономическое значение, в соответствии с которым фонд обязан участвовать в финансировании социально направленных проектов. Перечнем социальных мероприятий, выполняемых Благотворительным фондом «Сибирский характер» в рамках соглашения о взаимном сотрудничестве от 25 апреля 2018 года, являющимся приложением к Соглашению, из которого усматривается запланированное на 25 апреля 2018 года мероприятие по предоставлению благотворительной помощи в виде софинансирования в целях приобретения администрацией сельского поселения микроавтобуса для перевозки людей. Платежным поручением №164 от 8 мая 2018 года о перечислении Благотворительным фондом «Сибирский характер» 200 000 рублей на счет администрации Заморского сельского поселения в соответствии с соглашением о взаимном сотрудничестве от 25 апреля 2018 года.

Факт приобретения микроавтобуса ГАЗ – 322173 до начала избирательной кампании по муниципальному контракту за счет денежных средств Заморского сельского поселения Нижнеилимского района в судебном заседании представителем административного истца не оспаривался.

Доказательств приобретения микроавтобуса ГАЗ – 322173 за счет личных средств кандидата в депутаты Дубровина А.С. суду не представлено.

Соглашение о взаимном сотрудничестве от 25 апреля 2018 года заключено в рамках уставной деятельности Благотворительного фонда «Сибирский характер», основной целью деятельности которого является социальная поддержка и защита граждан Российской Федерации. По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, Благотворительный фонд создан задолго до начала избирательной кампании, а именно 14 января 2005 года, учредителем фонда Дубровин А.С. не является, в органах управления фонда не состоит, с 1 марта 2018 года является исполнительным директором фонда, что подтверждено приказом о переводе на другую работу, подписанным директором - единоличным исполнительным органом (п.7.2.1 Устава фонда) Синявской Я.А.

Суд принимает во внимание, что действия кандидата как подкуп избирателей могут быть квалифицированы лишь при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что эти действия осуществлялись по отношению к избирателям под условием голосования «за» или «против» конкретного депутата либо ставились в зависимость от результатов выборов.

Между тем доказательств того, что Дубровин А.С. лично или через своих представителей, своих доверенных или уполномоченных лиц передавал избирателям материальные ценности (микроавтобус ГАЗ – 322173) с целью понудить их голосовать на выборах за него, административным истцом представлено не было.

Микроавтобус ГАЗ – 322173 приобретен 14 июня 208 года до начала периода предвыборной агитации по муниципальному контракту при поддержке благотворительного фонда, созданного в 2005 году, учредителем, руководителем которого кандидат не является. Присутствие кандидата на выборную должность на мероприятии, посвященном приобретению автомобиля администрацией сельского поселения, в том числе за счет средств благотворительного фонда, не может быть признано предвыборной агитацией.

С учетом требований норм избирательного законодательства и установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что факт подкупа избирателей кандидатом в депутаты Дубровиным А.С. не доказан и в судебном заседании не установлен.

Принимая во внимание отсутствие достоверных, допустимых доказательств, свидетельствующих о факте подкупа избирателей, информация, размещенная в сети «Интернет», на которую ссылается административный истец, не может быть расценена как подкуп избирателей, исчерпывающий перечень признаков которого изложен в пункте 2 статьи 56 Федерального закона №67-ФЗ, суд не усматривает в действиях Дубровина А.С. нарушений требований федерального избирательного законодательства, являющихся основанием для отмены его регистрации.

Нарушений, выраженных в несоблюдении кандидатом в депутаты требований, предъявляемых статьей 56 Федерального закона №67-ФЗ не установлено.

Пунктом 5 статьи 56 Федерального закона №67-ФЗ кандидаты, их доверенные лица и уполномоченные представители, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) являются указанные лица и (или) организации, в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе, поручению или от имени кандидатов, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию.

Доказательств, подтверждающих тот факт, что кандидат в депутаты Дубровин А.С. в период избирательной кампании занимался благотворительной деятельностью, а также подтверждающих тот факт, что иные физические и юридические лица в период избирательной кампании по просьбе, поручению или от имени кандидата Дубровина А.С., его доверенных лиц проводили одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, суду не представлено, в рамках рассмотрения дела не установлено.

Что касается благотворительной деятельности фонда «Сибирский характер», которая, по мнению заявителя, является завуалированной формой подкупа избирателей кандидатом Дубровиным А.С., суд исходит из того, что указанный факт благотворительности имел место в рамках уставной деятельности фонда задолго до начала избирательной кампании, доказательства того, что сам кандидат, его доверенные лица обращались к руководителям фонда с просьбой заниматься в ходе избирательной кампании благотворительной деятельностью, одновременно агитируя голосовать «за» кандидата Дубровина А.С., «против» других кандидатов, суду не представлено.

Суд принимает во внимание, что нарушение кандидатом запрета, предусмотренного пунктом 5 статьи 56 Федерального закона №67-ФЗ (запрет заниматься благотворительной деятельностью) самостоятельным основанием для отмены регистрации кандидата не является, а является основанием для привлечения лица к административной ответственности по статье 5.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Необоснованным является довод административного иска о наличии оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Дубровина А.С. по основаниям, предусмотренным подпунктом «в» пункта 7 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ в связи с неоднократным использованием кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.

Для отмены регистрации кандидата в связи с использованием преимуществ должностного или служебного положения необходимо установить наличие действий, которые могут рассматриваться в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения, а также факт совершения этих действий неоднократно.

Перечень действий, которые могут рассматриваться в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения при проведении избирательной кампании установлен пунктом 5 статьи 40 Федерального закона № 67-ФЗ и не подлежит расширительному толкованию.

Под использованием преимуществ должностного или служебного положения лицами, указанными в пункте 1 статьи 40 Федерального закона №67-ФЗ, понимается (пункт 5 статьи 40 Федерального закона № 67-ФЗ):

а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов;

б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;

г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов;

д) сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации, лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;

е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;

ж) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

з) обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

Доказательств, свидетельствующих об использовании кандидатом Дубровиным А.С. преимуществ своего должностного положения, представлено не было.

Из сведений Единого государственного реестра юридических лиц следует, что Дубровин А.С. руководителем (директором) Благотворительного фонда «Сибирский характер» не является. С 1 марта 2018 года является исполнительным директором указанной благотворительной некоммерческой организации (протокол собрания членов правления Благотворительного фонда «Сибирский характер» от 1 марта 2018 года, приказ директора Благотворительного фонда «Сибирский характер» о переводе на другую работу от 1 марта 2018 года).

Ни одно из приведенных заявителем обстоятельств к понятиям использования преимуществ должностного или служебного положения отнесено быть не может. Доказательств, свидетельствующих о том, что кандидатом Дубровиным А.С. совершались действия по привлечению лиц, находящихся в его подчинении или иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидата; сбору подписей избирателей, ведению предвыборной агитации, лицами, замещающими государственные или выборные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо членами органов управления организаций независимо от формы собственности в ходе служебных командировок; доступу (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, суду не представлено.

В силу положений Федерального закона № 67-ФЗ агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них) (подпункт 4 статьи 2); граждане вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.

Кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц (пункты 1, 4 статьи 48).

В силу пункта 1.1 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении предвыборной агитации запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу в случае несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 данного Федерального закона.

Согласно положениям статей 1257, 1259, 1300 Гражданского кодекса Российской Федерации к интеллектуальной собственности относятся объекты авторского права - произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, в том числе фотографические произведения, использование которых может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя. Исключительное право на использование произведения принадлежит автору произведения или иному правообладателю, которые могут по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя.

Федеральный законодатель в Гражданском кодексе Российской Федерации установил случаи свободного использования объектов авторского права, в частности допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью (подпункт 5 пункта 1 статьи 1274), а также воспроизведение и распространение изготовленных экземпляров, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли (пункт 1 статьи 1276). Допускается свободное использование путем воспроизведения и распространения изготовленных экземпляров, сообщения в эфир или по кабелю, доведения до всеобщего сведения в форме изображений произведений архитектуры, градостроительства и произведений садово-паркового искусства, расположенных в месте, открытом для свободного посещения, или видных из этого места (пункт 2 статьи 1276).

Исходя из смысла приведенных норм, нарушение требований Гражданского кодекса Российской Федерации при проведении предвыборной агитации имеет место в случае, когда в агитационных материалах без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизводится фотографическое произведение, на котором изображен объект авторского права, находящийся в открытом для свободного посещения месте, как основной объект этого воспроизведения.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 35 постановления от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», несоблюдение требований, установленных частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, использование результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации без согласия автора или иного правообладателя, а в случае, когда допускается их использование без согласия автора или иного правообладателя, - несоблюдение условий такого использования), должно квалифицироваться судами как нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Как следует из материалов дела, административное исковое заявление мотивировано тем, что в период избирательной кампании кандидатом в депутаты Дубровиным А.С. допущены нарушения избирательного законодательства, выразившиеся в использовании административным ответчиком без согласия автора и правообладателей в своем печатном агитационном материале под названием «Информационный бюллетень кандидата Дубровина А.С.» и в печатном агитационном материале - буклет под названием «Александр Дубровин Сибирский характер» объектов интеллектуальной собственности.

Административный истец указывает, что объектом авторского права является мемориальный памятник в п.Усть-Уда, имеющий полное название – «памятник Усть-Удинцам, павшим в годы Великой Отечественной войны». Автор скульптор-художник Анатолий Иванович Кот. В печатных агитационных материалах использовано изображение мемориального памятника без согласия автора.

Кроме того, указывает, что в агитационных материалах размещены фотографии школы в п. Новая Уда, мемориального памятника в п.Усть-Уда, которые являются результатом интеллектуальной деятельности, объектом интеллектуальных прав. Фотография школы в п. Новая Уда находится на сайте правообладателя - муниципального образования «Усть-Удинский район» (http://adminust-uda.ru/fotogalereya.php?group=2&cat=13), фотография мемориального памятника в п.Усть-Уда размещена на сайте правообладателя Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» (сокращенное наименование Общероссийский народный фронт) (https://imena.onf.ru/placements/irkutskaya-oblast/pamyatnik-ust-udincama-pavshim-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny).

Изучив представленные административным истцом печатные агитационные материалы, сопоставив их с фотоизображениями объектов на указанных истцом сайтах в сети «Интернет», суд приходит к следующему.

Как школа, так и мемориальный памятник, имеющий полное название – «памятник Усть-Удинцам, павшим в годы Великой Отечественной войны», расположены в местах, открытых для свободного доступа (посещения), их изображение в печатном агитационном материале не является основным объектом, в целях извлечения прибыли не используется, что в силу закона (пункты 1, 2 статьи 1276 Гражданского кодекса РФ) допускает их свободное использование путем доведения до всеобщего сведения в форме изображения.

Довод административного истца о том, что кандидат в депутаты Дубровин А.С. использовал в печатных агитационных материалах фотоизображения указанных объектов, являющиеся самостоятельными объектами авторских прав, правообладателям которых являются муниципальное образование «Усть-Удинский район» и Общероссийское общественное движение «Народный фронт «За Россию» (сокращенное наименование Общероссийский народный фронт), чем нарушил законодательство об интеллектуальной собственности, не нашел свое подтверждение в судебном заседании.

Достоверных сведений о том, кто является авторами имеющихся на сайтах муниципального образования «Усть-Удинский район» и Общероссийского народного фронта фотоизображений либо правообладателями исключительных прав на них, суду не представлено.

Письменными документами о создании и осуществлении деятельности интернет-сайта, процедуре идентификации авторов произведений, размещаемых на данном сайте, суд не располагает.

Статьей 1271 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы "С" в окружности, имени или наименования правообладателя, года первого опубликования произведения.

Судом достоверно установлено, что печатный агитационный материал под названием «Информационный бюллетень кандидата Дубровина А.С.» в виде вкладыша в газету «Сибирский характер» изготовлен ООО «Бланкиздат» тиражом 41700 экземпляров, печатный агитационный материал в виде буклета под названием «Александр Дубровин Сибирский характер» изготовлен ООО «Форвард» тиражом 21000 экземпляров, оплачены из средств избирательного фонда кандидата, используемые в агитационных материалах фотографические изображения мемориального памятника в п. Усть-Уда, школы в п. Новая Уда не являются основными самостоятельными объектами информации, не идентичны изображениям, предоставленным административным истцом из Интернет-сайта, и отличаются друг от друга размерами, фоном, наличием предметов.

Судом установлено, что изображения, имеющиеся в печатном агитационном материале «Информационный бюллетень кандидата Дубровина А.С.» в виде вкладыша в газету «Сибирский характер» и печатном агитационном материале в виде буклета под названием «Александр Дубровин Сибирский характер», созданы по заказу кандидата в депутаты Дубровина А.С. в соответствии с договором авторского заказа.

Судом исследован представленный административным ответчиком договор авторского заказа с отчуждением заказчику исключительного права на произведение от 20 июля 2017 года, заключенный между кандидатом в депутаты Дубровиным А.С. (заказчик) и Отришко Н.В. (автор). Установлено, что предметом договора является создание по заказу заказчика семи произведений на материальном носителе. Под произведениями понимаются иллюстрации, созданные на основе фотографий, с применением ручной и компьютерной отрисовки. В соответствии с условиями договора (п 1.2) на иллюстрациях должны быть изображены узнаваемые места населенных пунктов Иркутской области, памятники архитектуры, обелиски, здания, сооружения, находящиеся в открытом доступе. Каждая иллюстрация проходит предварительное согласование. Фотографии, на основе которых будут создаваться иллюстрации, должны быть созданы автором или принадлежать ему на любом законном основании. Оригинал произведения передается заказчику в собственность, и он приобретает исключительное право использовать произведение, созданное автором (исключительное право на произведение).

К акту приемки-передачи произведения к договору авторского заказа имеются приложения №1, №2, №3, на которых изображены произведения – иллюстрации, созданные автором в соответствии с договором, а также фотографии, на основе которых созданы произведения – иллюстрации с указанием даты и времени съемки. Фотография памятника Усть-Удинцам, павшим в годы Великой Отечественной войны создана автором Отришко Н.В. 24 июля 2018 года, фотография школы создана автором Отришко Н.В. 2 августа 2018 года. Итоговые иллюстрации, созданные на основе авторских фотографий с применением ручной и компьютерной отрисовки переданы заказчику – кандидату в депутаты Дубровину А.С. по акту приемки-передачи.

Доказательств, опровергающих создание фотографий автором в рамках исполнения договора авторского заказа, административным истцом не представлено.

При установленных обстоятельствах у суда нет оснований для вывода о несоблюдении кандидатом в депутаты Дубровиным А.С. в период агитации требований законодательства об интеллектуальной деятельности.

Печатные агитационные материалы изготовлены кандидатом Дубровиным А.С. в соответствии с договорами №78 с ООО «Форвард» от 26 июля 2018 года, № ЗС-003-18 от 27 июля 2018 года.

Копии печатных агитационных материалов в соответствии с пунктом 3 статьи 54 Федерального закона №67-ФЗ до начала их распространения были представлены кандидатом в соответствующую избирательную комиссию. Вместе с указанными материалами представлены сведения об адресе юридического лица, изготовившего эти материалы.

Заявляя о наличии оснований для отмены регистрации кандидата, правомочность принятия решения избирательной комиссией о регистрации кандидата Дубровина А.С. административным истцом не оспаривается.

Проверяя соблюдение порядка принятия Иркутской районной территориальной избирательной комиссией с полномочиями окружной избирательной комиссии решения от 27 июля 2018 года №130/1446 о регистрации Дубровина А.С. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, судом установлены следующие обстоятельства.

Полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №11 возложены на Братскую районную территориальную избирательную комиссию, которая сформирована постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 3 декабря 2015 года №98/1105 в составе 9 членов комиссии.

В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 3 декабря 2015 года №98/1106 на должность председателя Братской районной территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса назначен Кузнецов С.А.

Как усматривается из содержания протокола Братской районной территориальной избирательной комиссии от 27 июля 2018 года №130 на заседании комиссии присутствовало 7 членов комиссии с правом решающего голоса из 9 назначенных членов Братской районной территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, то есть кворум имелся. Решение о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва Дубровина А.С. принято единогласно.

Данные обстоятельства не оспаривались сторонами по делу.

В соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме, если установит, что оспариваемые решения, действие (бездействие) являются законными.

У суда отсутствуют основания, предусмотренные законом для отмены регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 11 Дубровина Александра Сергеевича, выдвинутого Иркутским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия», поэтому в удовлетворении требований, заявленных кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 11 Щербаковым Павлом Алексеевичем, выдвинутым Региональным отделением политической партии «Справедливая Россия», следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-179, 244, частью 3 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 11 Щербакова Павла Алексеевича об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 11 Дубровина Александра Сергеевича, выдвинутого Иркутским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия», отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья Кравченко Е.Г.

Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2018 года.