НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 21.10.2021 № 7-303/2021

Номер изъят

решение

21 октября 2021 года г. Иркутск

Судья Иркутского областного суда Ткачук М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника линейной инспекции № 2 Контрольно-счетной палаты Иркутской области ФИО3 на постановление судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 23 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора областного государственного казенного учреждения (данные изъяты)ФИО1,

установил:

Постановлением судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 23 июля 2021 года директор областного государственного казенного учреждения (данные изъяты) (далее – ОГКУ (данные изъяты)) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В силу статьи 2.9 указанного Кодекса производство по делу об административном правонарушении прекращено в свызи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Директору указанного учреждения ФИО1 объявлено устное замечание.

Копия постановления судьи Ангарского городского суда Иркутской области получена должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, 12 августа 2021 года.

В жалобе, поданной в Иркутский областной суд посредством почтовой связи 18 августа 2021 года, начальник линейной инспекции № 2 Контрольно-счетной палаты Иркутской области ФИО3, не соглашаясь с принятым судебным актом, просит о его отмене и возвращении дела на новое рассмотрение судье районного суда, ссылаясь на неправильное применение положений законодательства.

В судебном заседании не присутствовал начальник линейной инспекции № 2 Контрольно-счетной палаты Иркутской области ФИО3 в связи с проведением контрольного мероприятия, требующего командирования на объекты проверки (северные территории). Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие должностного лица. Учитывая, что необходимым и обязательным участие в судебном заседании названного лица не признано, полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

В судебном заседании ФИО1 возражал против удовлетворения жалобы должностного лица, представив письменные возражения, указав, что положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применены судьей городского суда правильно.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении Ангарского городского суда Иркутской области № 5-325/2021 (УИД 38RS0001-02-2021-000665-41), проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ОГКУ (данные изъяты) является участником бюджетного процесса и главным распорядителем бюджетных средств.

В ходе проведения Контрольно-счетной палатой Иркутской области контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных в истекшем периоде 2020 года на реализацию мероприятий регионального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» в отношении ОГКУ (данные изъяты) установлено, что 18 августа 2020 года директором областного государственного казенного учреждения (данные изъяты)ФИО1 заключено Соглашение с Обществом с ограниченной ответственностью «(данные изъяты)» о предоставлении из областного бюджета субсидии в целях возмещения затрат на реализацию мероприятия по переобучению, повышению квалификации работников в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда.

В связи с реализацией положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Иркутской области от 21 февраля 2020 года № 100-пп утверждено Положение о предоставлении указанных субсидий, которое содержит перечень условий, которым должен соответствовать получатель субсидии.

В силу требований пунктов 8 и 9 вышеуказанного Положения учреждение самостоятельно осуществляет проверку соблюдения получателем субсидии указанных условий путем направления запросов в органы государственной власти Иркутской области. Перечень указанных органов утвержден Распоряжением Министерства труда и занятости Иркутской области от 30 мая 2019 года № 148-мр.

Должностным лицом Контрольно-счетной палаты Иркутской области при проведении контрольного мероприятия установлено, что проведенная учреждением проверка соответствия ООО «(данные изъяты)» условиям предоставления субсидии в части сведений об отсутствии просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Иркутской областью являлась неполной, так как не были направлены соответствующие запросы в министерство финансов Иркутской области, министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области.

Несмотря на неполноту указанной проверки директором ОГКУ (данные изъяты)ФИО1 заключено вышеназванное соглашение на предоставление субсидии юридическому лицу с нарушением условий ее предоставления.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления начальником линейной инспекции № 2 Контрольно-счетной палаты Иркутской области ФИО3 12 мая 2021 года протокола об административном правонарушении № 22/14-АП, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора ОГКУ (данные изъяты)ФИО1

Протокол и дело об административном правонарушении 12 мая 2021 года направлено для рассмотрения в Ангарский городской суд Иркутской области.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья Ангарского городского суда Иркутской области пришел к выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и малозначительности совершенного ФИО1 административного правонарушения, освободив его от административной ответственности.

С выводом судьи Ангарского городского суда <адрес изъят> о малозначительности совершенного директором ОГКУ ЦЗН <адрес изъят>ФИО1 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, освобождении ФИО1 от административной ответственности и прекращении производства по делу согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

С учетом перечисленных признаков объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание, что правонарушение посягает на общественные отношения в области расходования бюджетных средств на национальный проект «производительность труда и поддержка занятости», нацеленного на выполнение задач, установленных в подпункте «а» пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также то обстоятельство, что вредные последствия не являются квалифицирующим признаком состава данного правонарушения, прихожу к выводу, что оснований для освобождения Юшкина А.В. от административной ответственности и прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у судьи Ангарского городского суда Иркутской области не имелось.

Такое применение положений статьи 2.9 названного Кодекса не соответствует требованиям законности, не обеспечивает предупреждение совершения новых правонарушений в бюджетной сфере, как самим лицом, привлекаемым к административной ответственности, так и другими лицами, поэтому судебный акт нельзя признать соответствующим требованиям законодательства.

Судьей Ангарского городского суда Иркутской области при рассмотрении дела также не учтено следующее.

Освобождая директора областного государственного казенного учреждения (данные изъяты)ФИО1 от административной ответственности с объявлением устного замечания, судья городского суда признал его виновным в совершении вмененного административного правонарушения.

Между тем, судья не учел, что в соответствии с положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, что влечет прекращение производства по делу.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Таким образом, при применении статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется оснований для признания лица, привлекаемого к административной ответственности, виновным в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах постановление судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 23 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора областного государственного казенного учреждения (данные изъяты)ФИО1 подлежит отмене, поскольку допущены нарушения, имеющие фундаментальный и принципиальный характер, которые не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело.

Дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Ангарский городской суд Иркутской области, поскольку отменено постановление, не вступившее в законную силу, поэтому основания для вывода об ухудшении положения лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствуют.

При направлении дела на новое рассмотрение в городской суд необходимо учитывать, что двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности, исчисляемый с 18 августа 2020 года, не истек.

При этом необходимо исходить из следующего.

Объектом вмененного должностному лицу – директору ОГКУ (данные изъяты)ФИО1 административного правонарушения, являются общественные отношения, регулируемые бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делам, связанным с нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, постановление не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.

Санкция части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность назначения наказания в виде дисквалификации.

В соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, - со дня вынесения решения, указанного в части 6 настоящей статьи, а при длящемся административном правонарушении - не позднее одного года со дня его обнаружения.

В такой редакции часть 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действует с 26 июля 2019 года в связи с внесением в нее изменений Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 220-ФЗ, что устранило конкуренцию правовых норм, содержащихся в части 1 и части 3 указанной статьи. В связи с этим невозможно применение в данном деле правового подхода, сформулированного Верховным Судом Российской Федерации, в постановлении от 27 ноября 2017 года по делу № 69-АД17-22.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности должностного лица за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет два года.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ФИО1 производства по делу, имели место 18 августа 2020 года.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный для данной категории дел, по настоящему делу истекает только 18 августа 2022 года. Препятствий для направления дела на новое рассмотрение при отмене решения судьи городского суда Иркутским областным судом 21 октября 2021 года не имеется.

При новом рассмотрении дела судье надлежит устранить допущенные нарушения, обеспечить всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела и принять законное и обоснованное решение в установленный законом срок.

Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу начальника линейной инспекции № 2 Контрольно-счетной палаты Иркутской области ФИО3 удовлетворить.

Постановление судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 23 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора областного государственного казенного учреждения (данные изъяты)ФИО1 отменить.

Дело об административном правонарушении в отношении директора областного государственного казенного учреждения (данные изъяты)ФИО1 возвратить на новое рассмотрение в Ангарский городской суд Иркутской области.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья М.А. Ткачук