НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 16.11.2017 № 3А-183/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2017 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ткачук М.А.,

при секретаре Колесниковой К.О.,

с участием:

представителя административного истца Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство» Обухова М.Ю.,

представителей административного ответчика Службы по тарифам Иркутской области Чекурковой И.В., Патрикеевой А.В. и Будко В.В.,

прокурора Иркутской областной прокуратуры Мусаева А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-183/2017 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство» о признании не действующими со дня принятия приложения и пунктов 1, 2 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 10 июля 2017 года № 114-спр «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «ЖКХ» на территории Усольского района Иркутской области» в части установления одноставочных тарифов на тепловую энергию для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, с 12 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года по теплоисточникам: котельная рабочего поселка Мишелевка (участок Таежный) в размере 3375,36 руб./Гкал, котельная села Сосновка в размере 3028,41 руб./Гкал, котельная села Новожилкино в размере 2543,52 руб./Гкал, котельная поселка Железнодорожный в размере 2785,13 руб./Гкал; возложении обязанностей по устранению нарушений прав административного истца, связанных с осуществлением теплоснабжающей деятельности, и принятию нормативного правового акта, заменяющего оспариваемый приказ,

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство» (далее ООО «ЖКХ») является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги теплоснабжения потребителям на территории участка Таежный рабочего поселка Мишелевка, села Сосновка, села Новожилкино, поселка Железнодорожный Усольского района Иркутской области.

Имущество, необходимое для осуществления деятельности в сфере теплоэнергетики, передано ООО «ЖКХ» по договорам аренды муниципального имущества Мишелевского муниципального образования от 01 июля 2016 года № 42ж, Новожилкинского муниципального образования от 12 августа 2016 года № 20ж, Железнодорожного муниципального образования от 01 августа 2016 года № 21ж, Сосновского муниципального образования от 23 августа 2016 года № 22ж. В состав данного имущества входят четыре угольные котельные и функциональный комплекс, относящийся к процессу теплоснабжения. Данный имущественный комплекс в 2016 году передавался по договорам субаренды ООО "Т.", которое осуществляло теплоснабжение в указанных муниципальных образованиях по тарифам, установленным приказом Службы по тарифам Иркутской области от 13 марта 2017 года № 37-спр, и который утратил силу с 12 июля 2017 года в связи с принятием оспариваемого приказа Службы по тарифам Иркутской области от 10 июля 2017 года № 114-спр. В связи с расторжением договоров субаренды с ООО "Т.", с 1 июня 2017 года обязательства по поставке тепловой энергии населению и прочим потребителям, на указанной территории Усольского района Иркутской области осуществляет ООО «ЖКХ».

4 мая 2017 года административный истец обратился в Службу по тарифам Иркутской области с заявлением об установлении тарифов на 2017 год на тепловую энергию, поставляемую потребителям участка Таежный рабочего поселка Мишелевка, села Сосновка, села Новожилкино, поселка Железнодорожный Усольского района с применением метода экономически обоснованных затрат.

Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 10 июля 2017 года № 114-спр установлены на срок с 12 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года одноставочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «ЖКХ» на территории Усольского района Иркутской области», в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, по теплоисточникам: котельная рабочего поселка Мишелевка (участок Таежный) в размере 3375,36 руб./Гкал, котельная села Сосновка в размере 3028,41 руб./Гкал, котельная села Новожилкино в размере 2543,52 руб./Гкал, котельная поселка Железнодорожный в размере 2785,13 руб./Гкал.

Административный истец полагает, что Служба по тарифам Иркутской области при установлении указанных тарифов неправомерно не учла экономически обоснованные расходы регулируемой организации по статье «Оплата труда основных производственных рабочих» в следующих размерах: по котельной участка Таежный рабочего поселка Мишелевка – 2214,9 тысяч рублей, по котельной села Сосновка – 3012,6 тысяч рублей, по котельной села Новожилкино – 3422,7 тысяч рублей, по котельной поселка Железнодорожный – 5600,9 тысяч рублей.

Расчет расходов по указанной статье произведен Службой по тарифам Иркутской области без учета того обстоятельства, что заявленные расходы являются плановыми и подлежат определению расчетным путем. В случае, если по данной расчетной статье регулируемая организация не израсходует денежные средства, заложенные в необходимой валовой выручке на 2017 год, орган регулирования вправе исключить указанные расходы в следующем периоде регулирования.

Регулируемая организация произвела расчет расходов по указанной статье в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, на основании Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2014-2016 годы. Средняя заработная плата производственного персонала, с учетом расчета тарифной ставки рабочего первого разряда в размере 9320,60 рублей в месяц и тарифного коэффициента, определенного в зависимости от квалификации рабочих, профессий и должностей, а также выплат, связанных с режимом и условиями труда, в размере 12,5% тарифной составляющей расходов, ежемесячной премии в размере 10% тарифной составляющей расходов, районного коэффициента и надбавки к заработной плате на территории Иркутской области в общем размере 60%, составила: по котельной участка Таежный рабочего поселка Мишелевка – 26367,36 рублей в месяц, по котельной села Сосновка – 26426,20 рублей в месяц, по котельной села Новожилкино – 26167,52 рублей в месяц, по котельной поселка Железнодорожный – 28811,14 рублей в месяц.

При определении величины расходов на оплату труда производственного персонала котельных регулирующим органом использованы представленные регулируемой организацией по запросу данные о фактической заработной плате производственного персонала в целом по предприятию за август-декабрь 2016 года, применен индекс потребительских цен на 2017 год в размере 104%, поэтому средняя заработная плата производственного персонала составила: по котельной участка Таежный рабочего поселка Мишелевка – 14804,1 рублей в месяц, по котельным села Сосновка, села Новожилкино, поселка Железнодорожный – 18316,1 рублей в месяц. Данный расчет является некорректным и не соответствует пункту 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.

Спор по расчету нормативной численности производственного персонала котельных отсутствует, ООО «ЖКХ» согласилось с расчетом Службы по тарифам Иркутской области. Поэтому экономически обоснованными являются расходы по фонду оплаты труда производственного персонала, рассчитанного с учетом значений средней заработной платы по котельным в месяц, который произвела регулируемая организация, умноженных на численность производственного персонала по котельным, которая рассчитана Службой по тарифам Иркутской области, в следующих размерах: по котельной участка Таежный рабочего поселка Мишелевка – 2214,9 тысяч рублей, по котельной села Сосновка – 3012,6 тысяч рублей, по котельной села Новожилкино – 3422,7 тысяч рублей, по котельной поселка Железнодорожный – 5600,9 тысяч рублей.

Административный истец полагает, что необоснованное снижение затрат на оплату труда производственного персонала котельных привело к неправомерному занижению расходов регулируемой организации по статье «Отчисления на социальные нужды». Размер отчислений на социальные нужды рассчитан регулируемой организацией исходя из суммы расходов на оплату труда производственного персонала по каждой котельной и процента отчислений в государственные внебюджетные фонды в размере 30% от суммы расходов на оплату труда в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования» как совокупная ставка страховых взносов в Пенсионный Фонд России – 22%, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%, Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования – 2,9% и тарифной ставки на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2% от суммы расходов на оплату труда.

Необоснованное снижение Службой по тарифам Иркутской области затрат на оплату труда производственного персонала котельных также привело к неправомерному занижению расходов по статье «Общехозяйственные расходы».

Согласно учетной политике регулируемой организации общехозяйственные расходы в конце каждого месяца распределяются по видам деятельности пропорционально заработной плате основных производственных рабочих, то есть размер общехозяйственных расходов определяется в процентах от фонда оплаты труда производственного персонала. Регулируемая организация представила в тарифный орган расчет общехозяйственных расходов, относимых в затраты по каждой котельной, с учетом фактического процента распределения общехозяйственных расходов по данным бухгалтерской отчетности на 2016 год, который составил 53,86%.

При определении сумм общехозяйственных расходов по каждой котельной Службой по тарифам Иркутской области принят процент распределения общехозяйственных расходов в размере 78,65% от фонда оплаты труда производственного персонала по каждой котельной, который рассчитан регулирующим органом, в результате чего необоснованно исключены расходы по котельной участка Таежный рабочего поселка Мишелевка в размере 220,9 тысяч рублей, по котельной поселка Железнодорожный в размере 219,5 тысяч рублей; необоснованно завышены расходы по котельной села Сосновка в размере 21,4 тысяч рублей, по котельной села Новожилкино в размере 48,6 тысяч рублей.

Всего при расчете тарифов на тепловую энергию Служба по тарифам необоснованно исключила из необходимой валовой выручки регулируемой организации расходы по котельной участка Таежный рабочего поселка Мишелевка в размере 1495,7 тысяч рублей, по котельной поселка Железнодорожный в размере 2881,6 тысяч рублей, по котельной села Сосновка в размере 1179,7 тысяч рублей, по котельной села Новожилкино в размере 1275,7 тысяч рублей.

Административным истцом Обществом с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство» заявлены требования о признании не действующими со дня принятия приложения и пунктов 1, 2 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 10 июля 2017 года № 114-спр «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «ЖКХ» на территории Усольского района Иркутской области» в части установления одноставочных тарифов на тепловую энергию для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, с 12 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года по теплоисточникам: котельная рабочего поселка Мишелевка (участок Таежный) в размере 3375,36 руб./Гкал, котельная села Сосновка в размере 3028,41 руб./Гкал, котельная села Новожилкино в размере 2543,52 руб./Гкал, котельная поселка Железнодорожный в размере 2785,13 руб./Гкал; возложении обязанностей по устранению нарушений прав административного истца, связанных с осуществлением теплоснабжающей деятельности, и принятию нормативного правового акта, заменяющего оспариваемый приказ.

В судебном заседании 14-16 ноября 2017 года представитель административного истца ООО «ЖКХ» - руководитель Обухов М.Ю. административные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

В судебном заседании 14-16 ноября 2017 года представители административного ответчика Службы по тарифам Иркутской области Чекуркова И.В., Патрикеева А.В. и Будко В.В. административные исковые требования не признали, указали на соответствие оспариваемого нормативного правового акта положениям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу.

В судебное заседание 14-16 ноября 2017 года не явились представители заинтересованных лиц администрации городского поселения Мишелевского муниципального образования, администрации сельского поселения Сосновского муниципального образования, администрации сельского поселения Новожилкинского муниципального образования, администрации сельского поселения Железнодорожного муниципального образования, о времени и месте рассмотрения дела извещены, направили истребованные судом документы, просили рассмотреть административное дело в их отсутствие, представив письменные заявления.

В соответствии с положениями статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает административное дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не представивших доказательств уважительности причин отсутствия и не просивших об отложении разбирательства дела.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, свидетелей Р. и Д., изучив письменные материалы административного дела, письменные материалы тарифного дела, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Мусаева А.Ф., полагавшего не подлежащими удовлетворению административные исковые требования, Иркутский областной суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48, в редакции от 09 февраля 2012 года, «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).

Судом установлено, что оспариваемый приказ Службы по тарифам Иркутской области от 10 июля 2017 года № 114-спр применен в отношении ООО «ЖКХ», административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, поскольку является регулируемой организацией в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Поскольку ООО «ЖКХ» полагает, что оспариваемым приказом Службы по тарифам Иркутской области нарушены его права, он вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приказа Службы по тарифам Иркутской области от 10 июля 2017 года № 114-спр.

В соответствии с положениями частей 8 и 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

Проверяя полномочия Службы по тарифам Иркутской области на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд установил следующее.

Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам России от 13 июня 2013 года № 760-э, и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено нормативное правовое регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7, статья 8).

В соответствии с Положением о Службе по тарифам Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 07 июня 2012 года № 303-пп, в редакции последующих изменений "данные изъяты", Служба по тарифам Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Иркутской области, в том числе в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.

В соответствии с пунктом 6 Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2011 года № 97, в редакции последующих изменений, в состав коллегиального органа (правления Службы по тарифам Иркутской области в данном деле) входят не более семи человек для решения вопросов в сфере теплоснабжения.

Распоряжением Службы по тарифам Иркутской области от 27 апреля 2017 года № 5-Т утвержден состав Правления Службы по тарифам Иркутской области в составе девяти человек: Х., В., Ч., Д., К., К., К., С., С., семь человек для установления тарифов на тепловую энергию и других тарифов и девять человек для установления тарифов в сфере электроэнергетики "данные изъяты".

При принятии оспариваемого решения 30 июня 2017 года об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «ЖКХ» на территории Усольского района Иркутской области, Правление Службы по тарифам Иркутской области заседало в составе шести человек и являлось правомочным, поскольку присутствовало более половины его членов, шесть членов из семи "данные изъяты".

В соответствии с пунктом 31 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, решение органа регулирования принимается по форме, установленной Регламентом открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 07 июня 2013 года № 163.

В соответствии со статьей 2 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» "данные изъяты" под правовым актом области понимается официальный письменный документ, обязательный на территории области и направленный на установление, изменение или отмену общеобязательных норм (нормативный правовой акт), или официальный письменный документ индивидуального правового регулирования (ненормативный правовой акт), принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом области в пределах полномочий либо принятый на референдуме Иркутской области.

Согласно частям 1, 3, 4 статьи 13 указанного закона области нормативные правовые акты министерств и иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области издаются в форме приказов.

Приказы исполнительного органа государственной власти области должны содержать указание на правовые акты, на основании и во исполнение которых издается соответствующий правовой акт.

Приказы исполнительного органа государственной власти области издаются его руководителем путем их подписания.

Оспариваемый приказ от 10 июля 2017 года № 114-спр подписан руководителем Службы по тарифам Иркутской области Х."данные изъяты", действующим на основании распоряжений Губернатора Иркутской области от 20 октября 2015 года № 718-рк и от 10 октября 2016 года № 644-рк "данные изъяты", в нем содержится указание на правовые акты, на основании и во исполнение которых он издан.

Нормативные правовые акты Иркутской области принимаются органами государственной власти Иркутской области в соответствии с их компетенцией.

В соответствии со статьей 54 указанного закона Иркутской области официальное опубликование правовых актов исполнительных органов государственной власти осуществляется в печатном средстве массовой информации и на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

Оспариваемый приказ от 10 июля 2017 года № 114-спр является нормативным правовым актом, издан уполномоченным органом в соответствии с компетенцией и опубликован вместе с приложениями в общественно-политической газете «Областная» 14 июля 2017 года № 76 (1686) "данные изъяты", которая в соответствии с Законом Иркутской области от 12 марта 2010 года № 10-ОЗ "данные изъяты" является печатным средством массовой информации, учрежденным органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации.

Таким образом, оспариваемый приказ Службы по тарифам Иркутской области принят в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением его формы, опубликован и введен в действие в установленном законом порядке.

Проверяя соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд установил следующее.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется, в том числе, по предложению регулируемой организации.

Пунктом 24 указанных Правил регулирования цен (тарифов) установлено, что в случае если в отношении организации не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), тарифы для таких организаций на текущий период регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи предложений об установлении тарифов, предусмотренных пунктом 13 Правил регулирования (до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования), при условии подачи предложений об установлении тарифов не позднее 1 ноября текущего года.

В соответствии с пунктом 13 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения регулируемая организация представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов), которое состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов, указанных в пункте 16 данных Правил. Одновременно должно быть подано заявление о выборе метода регулирования тарифов.

В случае если в ходе анализа представленных регулируемой организацией предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения (пункт 20 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения).

Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации (пункт 26 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения).

Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) в соответствии с пунктом 28 указанных Правил.

Экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования (пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения).

Решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 30 Правил регулирования цен (тарифов( в сфере теплоснабжения).

Решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом, и включает:

а) величину цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей;

б) даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой (пункт 31 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения).

Протокол заседания правления органа регулирования является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов) и включает основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования), в том числе:

а) величину необходимой валовой выручки регулируемых организаций, использованную при расчете установленных тарифов, и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования;

б) объем полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и договорной тепловой нагрузки, на основании которых были рассчитаны установленные тарифы;

в) индекс потребительских цен, индексы роста цен на каждый энергетический ресурс и холодную воду, потребляемые регулируемой организацией при осуществлении регулируемой деятельности в расчетном периоде регулирования, индексы роста цен на доставку каждого энергетического ресурса и холодной воды, потребляемых регулируемой организацией при осуществлении регулируемой деятельности в расчетном периоде регулирования;

г) индекс изменения количества активов;

д) нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также объем технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, учтенный при расчете необходимой валовой выручки;

е) нормативы удельного расхода условного топлива при производстве тепловой энергии, а также удельный расход условного топлива, учтенный при расчете необходимой валовой выручки;

ж) нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии, учтенные при расчете необходимой валовой выручки;

з) стоимость и сроки начала строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию производственных объектов, предусмотренных утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой регулируемой организации, а также источники финансирования утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы, включая плату за подключение к системе теплоснабжения;

и) объем незавершенных капитальных вложений;

к) перечень параметров, учтенных при корректировке необходимой валовой выручки регулируемых организаций, в отношении которых применяется метод обеспечения доходности инвестированного капитала, с указанием величины и порядка расчетов указанных параметров;

л) основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины (пункт 32 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения).

Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями (пункт 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения).

Орган регулирования в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении цен (тарифов), но не позднее 21 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования, направляет регулируемой организации, для которой установлены цены (тарифы) в соответствии с указанным решением, почтовым отправлением с уведомлением о вручении и в электронном виде заверенную копию указанного решения с приложением протокола либо обеспечивает размещение данного решения на официальном сайте (пункты 34-35 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения).

Судом установлено, что 04 мая 2017 года от ООО «ЖКХ» в Службу по тарифам Иркутской области подано заявление об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям Усольского района, и о выборе метода регулирования тарифов на тепловую энергию – метода экономически обоснованных расходов (затрат) "данные изъяты".

В установленный пунктом 12 Регламента десятидневный срок, в соответствии с распоряжением от 12 мая 2017 года, с 04 мая 2017 года в отношении заявителя открыто дело об установлении тарифов на тепловую энергию на 2017 год, поставляемую потребителям на территории Усольского района Иркутской области в поселке Мишелевка участок Таежный, селе Сосновка, поселке Новожилкино, поселке Железнодорожный, с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) "данные изъяты".

Об открытии тарифного дела административный истец извещен путем размещения реестра открытых дел на 2017 год на официальном сайте Службы по тарифам Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.sti.irkobl.ru "данные изъяты".

17 мая 2017 года административному истцу направлено извещение об открытии дела об установлении тарифов и о запросе дополнительных документов "данные изъяты".

01 июня 2017 года ООО «ЖКХ» направлены в тарифный орган дополнительная информация и документы, которые поступили в Службу по тарифам 02 июня 2017 года "данные изъяты".

Распоряжением Службы по тарифам Иркутской области от 02 июня 2017 года "данные изъяты" после поступления от регулируемой организации всех необходимых документов, определена дата начала рассмотрения дела об установлении тарифов 02 июня 2017 года.

28 июня 2017 года тарифный орган направил в адрес регулируемой организации экспертное заключение посредство электронной связи.

В соответствии с пунктом 5 и подпунктом «в» пункта 43 Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июля 2013 года № 570, информация о заседании Правления Службы по тарифам Иркутской области 30 июня 2017 года размещена на официальном сайте тарифного органа "данные изъяты".

29 июня 2017 года в Службу по тарифам Иркутской области от ООО «ЖКХ» поступили возражения к расчету тарифов "данные изъяты".

Из содержания протокола заседания Правления Службы по тарифам Иркутской области от 30 июня 2017 года "данные изъяты" следует, что при рассмотрении вопроса об установлении тарифов на тепловую энергию на территории Усольского района Иркутской области присутствовал руководитель ООО «ЖКХ» Обухов М.Ю. Решение об установлении тарифов принято в установленном законом порядке, тарифы установлены на период с 12 июля по 31 декабря 2017 года для следующих категорий потребителей: население и другие потребители, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения. Установлены следующие размеры тарифов по теплоисточникам: котельная рабочего поселка Мишелевка (участок Таежный) в размере 3375,36 руб./Гкал, котельная села Сосновка в размере 3028,41 руб./Гкал, котельная села Новожилкино в размере 2543,52 руб./Гкал, котельная поселка Железнодорожный в размере 2785,13 руб./Гкал. Протокол заседания правления Службы по тарифам Иркутской области и указанное решение размещены на официальном сайте тарифного органа по адресу: www.sti.irkobl.ru "данные изъяты".

Судом также установлено, что Службой по тарифам Иркутской области при принятии оспариваемого нормативного правового акта соблюдены положения пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, касающиеся содержания экспертного заключения органа регулирования, поскольку имеется анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат регулируемой организации.

Оспариваемый приказ Службы по тарифам Иркутской области от 10 июля 2017 года № 114-спр «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «ЖКХ» на территории Усольского района Иркутской области» "данные изъяты" опубликован в газете «Областная» 14 июля 2017 года № 76 (1686) "данные изъяты".

Таким образом, судом установлено, что оспариваемый приказ Службы по тарифам Иркутской области от 10 июля 2017 года № 114-спр «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «ЖКХ» на территории Усольского района Иркутской области» принят с соблюдением процедуры его принятия, по мотиву несоблюдения указанной процедуры административным истцом ООО «ЖКХ» не оспаривается.

Проверяя соответствие оспариваемого приказа Службы по тарифам Иркутской области нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил следующие юридически значимые обстоятельства.

Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Частью 1 статьи 10 данного закона предусмотрено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

В соответствии с положениями части 1 статьи 28.1 Федерального закона «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона «О теплоснабжении» предусмотрено, что по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, арендодатель обязуется предоставить арендатору данные объекты теплоснабжения за плату во временное владение и в пользование или во временное пользование.

Судом установлено, что имущество, необходимое для осуществления деятельности в сфере теплоэнергетики, передано ООО «ЖКХ» по договорам аренды муниципального имущества Мишелевского муниципального образования от 01 июля 2016 года № 42ж "данные изъяты", Новожилкинского муниципального образования от 12 августа 2016 года № 20ж "данные изъяты", Железнодорожного муниципального образования от 01 августа 2016 года № 21ж "данные изъяты", Сосновского муниципального образования от 23 августа 2016 года № 22ж "данные изъяты". В состав данного имущества входят три угольные котельные и функциональный комплекс, относящийся к процессу теплоснабжения. Четвертая угольная котельная на участке Таежный рабочего поселка Мишелевка передана по договору безвозмездного пользования от 02 августа 2016 года № 5 ООО "С.", которое является ее собственником "данные изъяты".

Имущественный комплекс, участвующий в процессе теплоснабжения в Новожилкинском, Сосновском и Железнодорожном муниципальных образованиях, в 2016 году передавался по договорам субаренды от 23 августа 2016 года № 25ж, от 01 августа № 24ж, от 12 августа 2016 года № 23ж ООО "Т.""данные изъяты", которое осуществляло теплоснабжение в указанных муниципальных образованиях по тарифам, установленным приказом Службы по тарифам Иркутской области от 13 марта 2017 года № 37-спр, и который утратил силу с 12 июля 2017 года в связи с принятием оспариваемого приказа Службы по тарифам Иркутской области от 10 июля 2017 года № 114-спр. В связи с расторжением договоров субаренды с ООО "Т.""данные изъяты", с 1 июня 2017 года обязательства по поставке тепловой энергии населению и прочим потребителям, на указанной территории Усольского района Иркутской области осуществляет ООО «ЖКХ». Теплоснабжение на территории участка Таежный рабочего поселка Мишелевка осуществляло и осуществляет ООО «ЖКХ».

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 мая 2017 года по делу № А19-5831/2017, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 августа 2017 года "данные изъяты", удовлетворены исковые требования прокуратуры Иркутской области. Признан недействительным договор аренды муниципального имущества от 23 августа 2016 года № 22ж, заключенный между Администрацией сельского поселения Сосновского муниципального образования и ООО «ЖКХ». Применены последствия недействительности сделки, на ООО «ЖКХ» возложена обязанность возвратить муниципальное имущество. Основанием для признания недействительным договора указано несоблюдение конкурсных процедур и нарушение положений Федерального закона «О конкуренции».

По аналогичным основаниям решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 июня 2017 года по делу № А19-5660/2017, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2017 года "данные изъяты", удовлетворены исковые требования прокуратуры Иркутской области. Признан недействительным договор аренды муниципального имущества от 12 августа 2016 года № 20ж, заключенный между Администрацией сельского поселения Новожилкинского муниципального образования и ООО «ЖКХ». Применены последствия недействительности сделки, на ООО «ЖКХ» возложена обязанность возвратить муниципальное имущество.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04 июля 2017 года по делу № А19-7762/2017, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 августа 2017 года "данные изъяты", удовлетворены исковые требования прокуратуры Иркутской области. Признан недействительным договор аренды муниципального имущества от 01 августа 2016 года № 21ж, заключенный между Администрацией сельского поселения Железнодорожного муниципального образования и ООО «ЖКХ». Применены последствия недействительности сделки, на ООО «ЖКХ» возложена обязанность возвратить муниципальное имущество. Основанием для признания недействительным договора указано несоблюдение конкурсных процедур и нарушение положений Федерального закона «О конкуренции».

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 25 сентября 2017 года по делу № А19-5831/2017 предоставлена отсрочка исполнения решения суда по данному делу до 17 января 2018 года "данные изъяты".

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 11 октября 2017 года по делу № А19-5660/2017 предоставлена отсрочка исполнения решения суда по данному делу до 20 февраля 2018 года "данные изъяты".

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 27 октября 2017 года по делу № А19-7762/2017 предоставлена отсрочка исполнения решения суда по данному делу до 20 января 2018 года "данные изъяты".

Указанные судебные постановления размещены на официальных сайтах арбитражных судов.

В связи с принятием решения Арбитражным судом Иркутской области, 26 сентября 2017 года Администрация сельского поселения Железнодорожного муниципального образования и ООО «ЖКХ» расторгли договор аренды муниципального имущества от 01 августа 2016 года № 21ж и заключили новый договор аренды муниципального имущества от 26 сентября 2017 года № 1, по условиям которого ООО «ЖКХ» передано имущество для организации оказания услуг в области жилищно-коммунального хозяйства "данные изъяты".

Принимая во внимание длительность процесса соблюдения процедуры заключения концессионных соглашений, учитывая предоставление отсрочки исполнения решений арбитражного суда до окончания периода установления тарифов оспариваемым приказом Службы по тарифам Иркутской области, а также то обстоятельство, что договор аренды муниципального имущества Мишелевского муниципального образования от 01 июля 2016 года № 42ж не признавался недействительным (недействительным признан договор аренды от 16 марта 2016 года № 1 по другому тарифному решению – "данные изъяты", суд приходит к выводу о невозможности признания недействующим оспариваемого тарифного решения по указанным основаниям, так как фактически в период времени с 12 июля по 31 декабря 2017 года теплоснабжение указанных муниципальных образований осуществляло и осуществляет ООО «ЖКХ».

Государственное регулирование цен (тарифов) строится на последовательном и всестороннем анализе уполномоченным государственным органом информации, представленной субъектами регулирования по формам, утвержденным в качестве источников получения необходимой информации, с целью определения заявленных затрат в качестве экономически обоснованных для дальнейшего их включения в состав необходимой валовой выручки, обеспечивающей безубыточную деятельность регулируемого хозяйствующего субъекта.

Учет экономически обоснованных расходов является обязательным элементом тарифного регулирования, обусловленным необходимостью соблюдения органом регулирования общего принципа организации в сфере теплоснабжения, установленного пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона «О теплоснабжении», заключающегося в соблюдении баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 7 указанного закона основного принципа тарифного регулирования, который предусматривает обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

Административный истец указывает на необоснованность расчета, который произвел тарифный орган, по статье затрат регулируемой организации «Оплата труда основных производственных рабочих».

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Судом установлено, что регулируемая организация представила в Службу по тарифам Иркутской области с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителя на территории Усольского района, следующие документы и обосновывающие материалы:

- Положение об оплате труда от 12 февраля 2016 года "данные изъяты",

- проект коллективного договора "данные изъяты",

- расчет тарифной ставки рабочего первого разряда на 2017 год в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве "данные изъяты",

- расчет затрат на оплату труда производственного персонала на 2017 год по участку Таежный поселка Мишелевка "данные изъяты",

- расчеты затрат на оплату труда производственного персонала с 1 июля 2017 года в Сосновском, Новожилкинском, Железнодорожном муниципальных образованиях "данные изъяты",

- тарифную сетку по оплате труда работников на 2017 год "данные изъяты",

- расчеты средней ступени оплаты труда котельных участка Таежный поселка Мишелевка, села Сосновка, села Новожилкино, поселка Железнодорожный "данные изъяты",

- отчет по форме федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ (сводная) за 2016 год "данные изъяты",

- оборотно-сальдовые ведомости по счету 20 за июль-декабрь 2016 года "данные изъяты",

- анализ счета 20 за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2016 года "данные изъяты",

- информацию из главной книги за 2016 год по счету 20 в корреспонденции со счетом 70 "данные изъяты",

- анализ счета 26 за 2016 год "данные изъяты",

- анализ счета 26 в корреспонденции со счетом 70 за 2016 год "данные изъяты",

- информацию о среднесписочной численности за 2016 год "данные изъяты",

- форму РСВ-1 ПФР за 2016 год (годовая) "данные изъяты".

Регулируемая организация не представила в тарифный орган штатное расписание на 2017 год, приказ об утверждении штатного расписания, приказ об утверждении ставки рабочего первого разряда на 2017 год, коллективный договор, подписанный работодателем и работниками (представлен проект данного договора), трудовые договоры с работниками, специальную оценку условий труда (о количестве рабочих мест и численности работников, занятых на работах с вредными условиями труда), рассчитав фонд оплаты труда основных производственных рабочих исходя из положений Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, и тарифной ставки рабочего первого разряда на 2017 год в размере 9320,60 рублей в месяц.

В соответствии с пунктом 2.1 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы система оплаты и стимулирования труда, доплаты и надбавки компенсационного характера (за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях) устанавливаются непосредственно в организациях согласно соглашениям, коллективным договорам, локальным нормативным актам.

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие коллективного договора, специальной оценки условий труда, у Службы по тарифам Иркутской области отсутствовала возможность рассчитать экономически обоснованный размер выплат, связанных с режимом и условиями труда.

Проверяя представленный ООО «ЖКХ» расчет затрат на оплату труда основных производственных рабочих, Служба по тарифам Иркутской области учла, что тарифная ставка рабочего первого разряда, установленная на предприятии ООО «ЖКХ» составляет 7578 рублей в месяц в соответствии с Положением об оплате труда от 12 февраля 2016 года, тарифный коэффициент по котельной поселка Железнодорожный, заявленный предприятием – 1,58, тогда как по расчету тарифного органа он составляет 1,49, исходя из установленного оборудования на теплоисточнике "данные изъяты", и положений постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 года № 31/3-30, в редакции приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 20 сентября 2011 года № 1057, «Об утверждении Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР»; раздела «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1».

Поскольку Служба по тарифам Иркутской области располагала материалами об осуществлении ООО «ЖКХ» деятельности на территории Усольского района Иркутской области с 11 февраля 2016 года, в отношении указанного предприятия тарифным органом впервые были установлены тарифы, в том числе на территории рабочего поселка Мишелевка с 20 июля по 31 декабря 2016 года "данные изъяты", поэтому в данном случае имелись основания для применения при расчете затрат на оплату труда основных производственных рабочих фактического объема фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Доводы административного истца о том, что расчет тарифного органа является некорректным, поскольку среднемесячная заработная плата рассчитана исходя из данных за период с августа по декабрь 2016 года, так как расчетным периодом регулирования является финансовый год, не являются основаниями для удовлетворения административных исковых требований, поскольку в соответствии с пунктом 7 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения расчетный период регулирования может быть менее финансового года, если решение об установлении тарифов принимается в отношении организации осуществляющей отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование. Иное толкование данной нормы административным ответчиком является неправильным и может привести к нарушению баланса интересов регулируемой организации и потребителей.

При таких обстоятельствах, примененный Службой по тарифам Иркутской области подход при расчете затрат по фонду оплаты труда основных производственных рабочих не противоречит пункту 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.

Судом установлено, что по результатам проведенного Службой по тарифам Иркутской области анализа представленных ООО «ЖКХ» документов, фактический размер среднемесячной оплаты труда за 2016 год основных производственных рабочих по предприятию в целом составляет 17611,5 рублей, поэтому тарифный орган обоснованно принял размер среднемесячной оплаты труда из фактической с учетом индекса потребительных цен на 2017 год в размере 104%, согласно прогнозным показателям и основным параметрам, определенным в базовом варианте Сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровней цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов, разработанных Минэкономразвития России в апреле 2017 года.

Судом также установлено, что на территории рабочего поселка Мишелевка ООО «ЖКХ» осуществляет регулируемую деятельность с июля 2016 года, выплачивая заработную плату основным производственным рабочим в размере 14234,7 рублей в месяц, что соответствует размеру среднемесячной оплаты труда, рассчитанному в соответствии с действующим в 2016 году Положением об оплате труда на предприятии. Поэтому тарифным органом обоснованно принят данный размер среднемесячной оплаты труда по участку Таежный поселка Мишелевка, с учетом индекса потребительских цен в размере 104%.

В судебном заседании руководитель ООО «ЖКХ» Обухов М.Ю. и свидетель Д., работающая экономистом в ООО «ЖКХ» с "данные изъяты" 2016 года, давали пояснения о невозможности выплачивать заработную плату основным производственным рабочим по участку Таежный поселка Мишелевка в большем размере, поскольку до июля 2016 года ими осуществлялась деятельность по теплоснабжению с применением тарифов, установленных в отношении ООО "Э.", которое осуществляло деятельность по упрощенной системе налогообложения без учета НДС. Поэтому расходы на оплату труда в необходимой валовой выручке уменьшались на НДС, так как ООО «ЖКХ» находится на общей системе налогообложения.

Тарифным органом в суд представлен расчет необходимой валовой выручки ООО "Э." по участку Таежный "данные изъяты", из содержания которого следует, что среднемесячная оплата труда основных производственных рабочих составляла 18334,4 рублей.

Учитывая, что в соответствии с положениями статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации фонд оплаты труда предприятия не относится к объектам налогообложения налогом на добавленную стоимость, эти доводы свидетеля Д. и административного истца являются несостоятельными. Более того, административным истцом не приведено убедительных доводов о невозможности выплачивать заработную плату основным производственным рабочим в большем размере, а также о невозможности принять коллективный договор в установленном законом порядке.

Анализируя положения пункта 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, суд приходит к выводу о том, что у тарифного органа отсутствует обязанность рассчитывать плановые расходы по фонду оплаты труда основных производственных рабочих при первичном регулировании только на основании Отраслевого тарифного соглашения. Данный пункт содержит альтернативные варианты и не освобождает регулируемую организацию от принятия локальных нормативных актов, касающихся условий и размера оплаты труда. В любом случае, при применении данного пункта тарифный орган обязан соблюдать баланс интересов между потребителями и регулируемой организацией.

Суд принимает во внимание то обстоятельство, что регулируемая организация не лишена возможности при установлении тарифов на следующий период регулирования, даже если он будет долгосрочным, представить в тарифный орган документы, подтверждающие расходы предприятия по фонду оплаты труда основных производственных рабочих в большем размере, приложив соответствующее экономическое обоснование.

Судом также установлено, что административный истец ООО «ЖКХ» "данные изъяты" обратился в Службу по тарифам Иркутской области с заявлением об установлении долгосрочных тарифов на 2018-2020 годы на тепловую энергию, поставляемую потребителям на территории Усольского района Иркутской области "данные изъяты".

Одновременно ООО «ЖКХ» с другим ИНН "данные изъяты", которое создано Обуховым М.Ю., что он подтвердил в судебном заседании, обратилось к главам Железнодорожного, Новожилкинского и Сосновского муниципальных образований с инициативой заключения концессионных соглашений "данные изъяты". Проекты концессионных соглашений по Железнодорожному и Новожилкинскому муниципальным образованиям являлись предметом рассмотрения Службой по тарифам Иркутской области "данные изъяты".

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что права административного истца оспариваемым тарифным решением не нарушены, а также о необоснованности утверждений административного истца о неправильном расчете Службой по тарифам Иркутской области затрат регулируемой организации по статье «Фонд оплаты труда основных производственных рабочих», поскольку такой расчет не противоречит пункту 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.

В административном исковом заявлении и в судебном заседании руководитель ООО «ЖКХ» Обухов М.Ю. и свидетель Д. подтвердили, что спор по расчету нормативной численности производственного персонала котельных отсутствует, ООО «ЖКХ» согласилось с расчетом Службы по тарифам Иркутской области, который произведен в соответствии с приказом Госстроя Российской Федерации от 22 марта 1999 года № 65 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства».

Суд также учитывает, что контролируя соблюдение баланса прав регулируемой организации и потребителей, Служба по тарифам Иркутской области, правильно применив положения законодательства о ценообразовании в сфере теплоснабжения, обоснованно снизила размер заявленных расходов по фонду оплаты труда основных производственных рабочих "данные изъяты":

- по теплоисточнику в поселке Мишелевка участок Таежный с 2373,1 тысяч рублей по расчету предприятия до 1235,8 тысяч рублей, исходя из фактически выплачиваемой заработной платы с учетом индекса потребительских цен,

- по теплоисточнику в поселке Железнодорожный с 6568,9 тысяч рублей по расчету предприятия до 3556,3 тысяч рублей, исходя из фактически выплачиваемой заработной платы с учетом индекса потребительских цен,

- по теплоисточнику в селе Сосновка с 3646,8 тысяч рублей по расчету предприятия до 2090,1 тысяч рублей, исходя из фактически выплачиваемой заработной платы с учетом индекса потребительских цен,

- по теплоисточнику в селе Новожилкино с 3925,1 тысяч рублей по расчету предприятия до 2405,6 тысяч рублей, исходя из фактически выплачиваемой заработной платы с учетом индекса потребительских цен.

Оценив представленные доказательства, а также пояснения свидетеля Д. – экономиста ООО «ЖКХ» с "данные изъяты" 2016 года, которая являлась государственным служащим Службы по тарифам Иркутской области в период времени с "данные изъяты" 2010 года по "данные изъяты" 2016 года, занимала должность "данные изъяты" отдела регулирования тарифов на теплоноситель и услуги в сфере теплоснабжения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований у Службы по тарифам Иркутской области для увеличения фактического фонда оплаты труда основных производственных рабочих ООО «ЖКХ» до планового в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Административный истец полагает, что необоснованное снижение затрат на оплату труда производственного персонала котельных привело к неправомерному занижению расходов регулируемой организации по статье «Отчисления на социальные нужды».

Судом установлено, что размер отчислений на социальные нужды рассчитан регулируемой организацией исходя из суммы расходов на оплату труда производственного персонала по каждой котельной и процента отчислений в государственные внебюджетные фонды в размере 30% от суммы расходов на оплату труда в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования» как совокупная ставка страховых взносов в Пенсионный Фонд России – 22%, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%, Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования – 2,9% и тарифной ставки на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2% от суммы расходов на оплату труда.

Регулируемой организацией в тарифный орган представлено уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний "данные изъяты".

Процент отчислений на социальные нужды принят Службой по тарифам Иркутской области в соответствии с разделом 1Х Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку вышеназванный Федеральный закон утратил силу. Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний приняты в размере 0,2% в соответствии с представленным уведомлением.

Расходы по данной статье затрат «Отчисления на социальные нужды» определены Службой по тарифам Иркутской области исходя из расчетного фонда оплаты труда по категориям работников и процента отчислений на социальные нужды.

Поскольку данная статья является расчетной, а судом признан соответствующим закону расчет Службы по тарифам Иркутской области затрат регулируемой организации по фонду оплаты труда, оснований для признания оспариваемого тарифного решения несоответствующим положениям законодательства, имеющего большую юридическую силу, не имеется.

Административный истец ООО «ЖКХ» указывает, что необоснованное снижение Службой по тарифам Иркутской области затрат на оплату труда производственного персонала котельных привело к неправомерному занижению расходов по статье «Общехозяйственные расходы», а также оспаривает процент распределения общехозяйственных расходов на 2017 год.

Из материалов тарифного дела следует, что регулируемая организация в рамках тарифного регулирования представила в Службу по тарифам Иркутской области следующие обосновывающие документы:

- приказ от 30 декабря 2016 года № 81 «Об учетной политике на 2017 год» "данные изъяты",

- Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2017 год "данные изъяты",

- расчет общехозяйственных расходов ООО «ЖКХ» с учетом фактического процента распределения общехозяйственных расходов по данным бухгалтерской отчетности за 2016 год по участку Таежный поселка Мишелевка "данные изъяты",

- оборотно-сальдовую ведомость по счету 26 за июль-декабрь 2016 года "данные изъяты",

- оборотно-сальдовую ведомость по счету 26 за 2016 год (дополнительно по запросу тарифного органа) "данные изъяты",

- оборотно-сальдовую ведомость по счету 20 за июль-декабрь 2016 года по статье затрат «Оплата труда» "данные изъяты",

-оборотно-сальдовую ведомость по всем счетам бухгалтерского учета за 2016 год "данные изъяты",

- справку-расчет распределения косвенных расходов за 2016 год "данные изъяты".

Согласно пункту 7.7 Положения об учетной политике предприятия общехозяйственные расходы (счет 26) и общепроизводственные расходы (счет 25) в конце месяца распределяются по видам деятельности (счет 20) пропорционально заработной плате основных производственных рабочих "данные изъяты". Однако, согласно пункту 11.7 данного Положения, общехозяйственные расходы (счет 26) и общепроизводственные расходы (счет 25) в конце месяца распределяются на счета 20 и 23 пропорционально выручке "данные изъяты".

В рамках проводимой экспертизы расчета тарифов Служба по тарифам Иркутской области установила, что согласно представленному расчету общехозяйственных расходов ООО «ЖКХ» с учетом фактического процента распределения общехозяйственных расходов по данным бухгалтерской отчетности за 2016 год по участку Таежный поселка Мишелевка "данные изъяты", фактически процент распределения за 2016 год составляет 53,86%, а в соответствии с представленной справкой-расчетом распределения косвенных расходов за 2016 год "данные изъяты" процент распределения составляет 65,76%. Одновременно из оборотно-сальдовой ведомости по всем счетам бухгалтерского учета за 2016 год "данные изъяты" и оборотно-сальдовой ведомости по счету 70 за 2016 год следует, что процент распределения составляет 47,3%.

Учитывая указанные противоречия в Положении об учетной политике предприятия, бухгалтерских документах и расчетах регулируемой организации, а также принимая во внимание то обстоятельство, что в 2017 году у ООО «ЖКХ» появляются новые объекты для распределения общехозяйственных расходов: источники теплоснабжения в поселке Мишелевка, селе Сосновка, селе Новожилкино, поселке Железнодорожный, не обслуживаемые в 2016 году, что делает невозможным при распределении общехозяйственных расходов применить фактический процент распределения за 2016 год, Служба по тарифам Иркутской области обоснованно произвела расчет процента распределения общехозяйственных расходов пропорционально рассчитанной ею заработной плате основных производственных рабочих и экономически обоснованной суммы общехозяйственных расходов на 2017 год.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н к общехозяйственным (управленческим) расходам (счет 26) относятся затраты, которые непосредственно не связаны с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), но необходимые для деятельности организации в целом.

При распределении указанных расходов Служба по тарифам Иркутской области правильно учла, что регулируемая организация кроме осуществления регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляет регулируемую деятельность в сферах водоснабжения и водоотведения.

Судом установлено, что эксперты Службы по тарифам Иркутской области определили сумму общего фонда оплаты труда основных производственных рабочих по предприятию "данные изъяты" и распределили общехозяйственные расходы исходя из фонда оплаты труда основных производственных рабочих, учтенного в утвержденных тарифах в отношении ООО «ЖКХ» по видам деятельности в сферах водоснабжения и водоотведения, а также теплоснабжения на 2017 год.

На основании обосновывающих материалов эксперты тарифного органа откорректировали общехозяйственные расходы, заявленные регулируемой организацией, и приняли смету общехозяйственных расходов на 2017 год в размере 19793,49 тысяч рублей. Процент распределения общехозяйственных расходов определен Службой по тарифам Иркутской области в размере 78,65% исходя из общего фонда оплаты труда регулируемой организации, учтенного в тарифах на 2017 год по всем видам регулируемой деятельности (25165,54 тысяч рублей), и принятой тарифным органом суммой общехозяйственных расходов на 2017 год (19793,49: 25165,54=78,65%).

Суд полагает, что данный расчет Службы по тарифам Иркутской области является правильным, поскольку соответствует представленным обосновывающим материалам и требованиям законодательства.

В связи с этим, Служба по тарифам Иркутской области правильно определила общехозяйственные расходы по теплоисточникам в размере:

- участок Таежный поселка Мишелевка – 972,0 тысяч рублей,

- село Сосновка – 1644,0 тысяч рублей,

- село Новожилкино – 1892,1 тысяч рублей,

-поселок Железнодорожный – 2797,1 тысяч рублей.

Поскольку судом признан законным и обоснованным расчет Службы по тарифам Иркутской области по статье затрат регулируемой организации «Оплата труда основных производственных рабочих», оснований для вывода о несоответствии расчета по статье затрат «Общехозяйственные расходы» у суда не имеется.

Оценивая показания свидетеля Р. – эксперта Службы по тарифам Иркутской области, которая составляла расчет необходимой валовой выручки регулируемой организации при принятии оспариваемого нормативного правового акта, суд находит их достоверными, поскольку они основаны на положениях законодательства и соответствуют имеющимся в тарифном деле обосновывающим материалам.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым нормативным правовым актом не нарушены права и законные интересы административного истца.

В связи с этим, суд приходит к выводу об отказе в полном объеме в удовлетворении административных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство» о признании не действующими со дня принятия приложения и пунктов 1, 2 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 10 июля 2017 года № 114-спр «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «ЖКХ» на территории Усольского района Иркутской области» в части установления одноставочных тарифов на тепловую энергию для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, с 12 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года по теплоисточникам: котельная рабочего поселка Мишелевка (участок Таежный) в размере 3375,36 руб./Гкал, котельная села Сосновка в размере 3028,41 руб./Гкал, котельная села Новожилкино в размере 2543,52 руб./Гкал, котельная поселка Железнодорожный в размере 2785,13 руб./Гкал; возложении на административного ответчика обязанностей по устранению нарушений прав административного истца, связанных с осуществлением теплоснабжающей деятельности, и принятию нормативного правового акта, заменяющего оспариваемый приказ.

Руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство» о признании не действующими со дня принятия приложения и пунктов 1, 2 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 10 июля 2017 года № 114-спр «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «ЖКХ» на территории Усольского района Иркутской области» в части установления одноставочных тарифов на тепловую энергию для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, с 12 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года по теплоисточникам: котельная рабочего поселка Мишелевка (участок Таежный) в размере 3375,36 руб./Гкал, котельная села Сосновка в размере 3028,41 руб./Гкал, котельная села Новожилкино в размере 2543,52 руб./Гкал, котельная поселка Железнодорожный в размере 2785,13 руб./Гкал; возложении обязанностей по устранению нарушений прав административного истца, связанных с осуществлением теплоснабжающей деятельности, и принятию нормативного правового акта, заменяющего оспариваемый приказ.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья М.А. Ткачук

Мотивированное решение изготовлено 23 ноября 2017 года.

Судья М.А. Ткачук