НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 16.10.2023 № 3А-106/2023

УИД 38OS0000-01-2023-000133-51

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 октября 2023 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Трофимовой Е.Н., при секретаре судебного заседания Урывском В.В.,

с участием представителя административного истца Первого заместителя Байкальского межрегионального природоохранного прокурора П.,

представителя административного ответчика министерства лесного комплекса Иркутской области по доверенности Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-106/2023 по административному исковому заявлению Первого заместителя межрегионального природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к министерству лесного комплекса Иркутской области о признании недействующим со дня принятия Лесохозяйственного регламента Зиминского лесничества, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 октября 2018 г. № 78-мпр (с учетом внесенных изменений в соответствии с приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 28 января 2022 г. № 91-7-мпр), в части сведений о виде разрешенного использования - заготовка древесины и включении в расчетную лесосеку выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках, обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

в обоснование административных исковых требований прокурор указал, что частью 1 приказа министерства лесного комплекса Иркутской области от 28 января 2022 г. № 91-7-мпр «О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области» в Лесохозяйственный регламент Зиминского лесничества, утвержденный приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 сентября 2018 г. № 73-мпр «Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам Иркутской области» (далее – приказ министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 сентября 2018 г. № 73-мпр), внесены изменения. Согласно лесохозяйственному регламенту Зиминского лесничества на лесных участках, отнесенных к категории защитных лесов, предусмотрена заготовка древесины в виде выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений.

Согласно Главы № 2 таблицы № 6 (стр. 98-109) «Расчетная лесосека для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия лесохозяйственного регламента» на территории гослесфонда Зиминского лесничества, на лесных участках, отнесенных к защитным лесам, категория защитных лесов – леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, в расчет включено 1602 га. таких лесов, с объемом заготовки 285,8 тыс. куб.м; ценные леса – 13758 га, с объемом заготовки 6323,7 тыс. куб.м.

В главе № 1 пункте 2 таблицы № 5 (стр. 79-80) изменений в регламент, «Виды разрешенного использования лесов» лесохозяйственного регламента Зиминского лесничества перечислены виды разрешенного использования лесов с перечнем кварталов, на которых допускаются выборочные рубки спелых и перестойных лесных насаждений и площади, на которых они возможны.

Согласно таблицы № 5 заготовка древесины допускается в виде выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений, в защитных лесах, расположенных:

в Буринском участковом лесничестве: Зиминская дача, части <...>; ФИО1 дача, части <...>; 39; 40; 52; 53-60; 89-90; 95-101; 106-140; ФИО2 дача, части <...>; Технический участок №1 (колхоз «им. Ленина»), части <...>; Технический участок №5 (совхоз «Зиминский»), части <...>; Технический участок №6 (совхоз «Окинский»), части <...>.

Зулумайском участковом лесничестве: Масляногорская дача, кварталы: части 1-67, Батаминская дача, части <...>; 39; 40; 41-111; 185, 186, Зулумайская дача, части кварталов: 13, 14, 23, 24-33; 34-43; 44-54; 59; 69, 70; 71-90; 105-108; 109-128; 134; 140; 141; 142-156; 168-180; 191-196, Окинская дача, части <...>; 31-43; 48-55; 60-86, Технический участок № 2 (совхоз «Батаминский»), части <...>, Технический участок № 4 (совхоз «Масляногорский»), части <...>.

Согласно Главе № 1 таблице № 3 (стр. 32-39) «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» лесохозяйственного регламента Зиминского лесничества, защитные леса расположенные:

в Буринском участковом лесничестве: Зиминская дача<...>, 7-11, 14, 15, 19-45 – полностью отнесены к лесам, расположенным в зеленых зонах (леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов) – стр. 36; кварталы 150, 160, 167, 169, 170 полностью отнесены к нерестоохранным полосам лесов (ценные леса) – стр. 38; ФИО1 дача, кварталы: 112-115, 117-121, 125-139 полностью отнесены к лесам, расположенных в зеленых зонах (леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов) – стр. 36; кварталы 111, 116, 124 полностью отнесены к нерестоохранным полосам лесов (ценные леса) – стр. 38; ФИО2 дача, квартал 1 – полностью отнесен к лесам, расположенным в зеленых зонах (леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов) – стр. 36; квартал 28 –полностью отнесен к нерестоохранным полосам лесов (ценные леса) – стр. 38; Технический участок № 1 (колхоз «им. Ленина»), кварталы: 107, 111, 112 полностью отнесены к нерестоохранным полосам лесов (ценные леса) – стр. 38; Технический участок № 5 (совхоз «Зиминский»), кварталы: 9, 28, 29, 30, 36, 38, 40, 42, 43, 44 полностью отнесены к нерестоохранным полосам лесов (ценные леса) – стр. 38; Технический участок № 6 (совхоз «Окинский»), кварталы: 3, 11, 17, 22, 23 полностью отнесены к нерестоохранным полосам лесов (ценные леса) – стр. 38.

Зулумайском участковом лесничестве: Масляногорская дача<...> полностью отнесены к нерестоохранным полосам лесов (ценные леса) – стр. 39, Батаминская дача<...> полностью отнесены к нерестоохранным полосам лесов (ценные леса) – стр. 39, Зулумайская дача<...>, 105-108, 109-120 полностью отнесены к нерестоохранным полосам лесов (ценные леса) – стр. 39, Окинская дача, кварталы: 24, 67, 74, 75, 80, 83-86 полностью отнесены к нерестоохранным полосам лесов (ценные леса) – стр. 39, Технический участок № 2 (совхоз «Батаминский»), кварталы: 90, 102-104, 111, 113, 114, Технический участок № 4 (совхоз«Масляногорский»)<...>, 34, 35, 42, 48, 49, 59, 62, 63, 77-82, 87, 88, 91, 93 полностью отнесены к нерестоохранным полосам лесов (ценные леса) – стр. 39.

Административный истец считает, что оспариваемый нормативный акт является незаконным в части допускающей заготовку древесины путем осуществления выборочных рубок в защитных лесах, расположенных в нерестоохранных зонах, лесах выполняющих функции защиты природных и иных объектов. В соответствии со статьей 111 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Пунктом 18 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии России от 29 марта 2018 г. № 122, предусмотрено, что защитные леса выделяются в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других полезных функций лесов с одновременным использованием, совместимым с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Кроме того, в соответствии п. 1.7 Основных положений по рубкам главного пользования в лесах Российской Федерации, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 30 сентября 1993 г. № 260 (далее – Основные положения), рубки главного пользования проводятся в лесах всех групп, за исключением ряда категорий защитности лесов первой группы, где в соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации такие рубки запрещены. Рубка главного пользования – рубка спелого и перестойного древостоя для заготовки древесины и возобновления леса (пункт 72 ГОСТ 18486-87. Государственный стандарт Союза ССР. Лесоводство. Термины и определения (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 10 декабря 1987 г. № 4445) – далее ГОСТ 18486-87). Согласно пп. «а» п. 1.8 Основных положений рубки главного пользования не проводятся в лесах национальных природных парков, лесах, имеющих научное или историческое значение, памятниках природы, лесопарках, лесах орехопромысловых зон, лесоплодовых насаждениях, городских лесах, лесопарковых частях зеленых зон, в лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и лесах первой и второй зон округов санитарной охраны курортов, государственных защитных лесных полосах, противоэрозионных, притундровых лесах, в особо ценных лесных массивах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб. В таких лесах допускаются только рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции.

Административный истец полагает, что на лесных участках, относящихся к защитным лесам, ценным лесам, нерестоохранным полосам лесов, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, лесах, расположенным в зеленых зонах, могут проводиться лишь рубки ухода за лесом и санитарные рубки. Рубка спелых и перестойных лесных насаждений в таких лесах не допускается.

По данному факту Братской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес министерства лесного комплекса Иркутской области 28 декабря 2021 г. вынесено представление, по результатам рассмотрения которого в его удовлетворении 10 февраля 2022 г. отказано.

Административный истец обращает внимание, что часть лесных участков, являющихся предметом административного искового заявления, переданы на основании договоров аренды лесного участка – ООО «Меркурий», ИП Б. с целью заготовки древесины.

Наличие в Лесохозяйственном регламенте Зиминского лесничества сведений, разрешающих использование защитных лесов, ценных лесов, нерестоохранных полос лесов, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, в виде выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений нарушает интересы Российской Федерации, так как леса являются важнейшим компонентом природных ресурсов, играют ведущую роль в развитии экономики, улучшении и защите окружающей среды, нарушают право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду и рациональное природопользование, охрану лесных ресурсов от истощительного потребления, создают условия для уничтожения ценных мест обитания объектов животного мира.

Административный истец просит признать недействующим со дня принятия Лесохозяйственный регламент Зиминского лесничества, утвержденный приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 октября 2018 г. № 78-мпр «Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам Иркутской области» (с учетом внесенных изменений в соответствии с приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 28 января 2022 г. № 91-7-мпр «О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области»), в части сведений о виде разрешенного использования - заготовка древесины и включении в расчетную лесосеку выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках, расположенных:

в Буринском участковом лесничестве: Зиминская дача<...>,7-11, 14, 15, 19-45, 150, 160, 167, 169, 170; ФИО1 дача, кварталы: 111, 112-115, 116, 117-121, 124, 125-139; ФИО2 дача, кварталы: 1, 28; Технический участок № 1 (колхоз «им. Ленина»), кварталы: 107, 111, 112; Технический участок № 5 (совхоз «Зиминский»), кварталы: 9, 28, 29, 30, 36, 38, 40, 42, 43, 44; Технический участок № 6 (совхоз «Окинский»), кварталы: 3, 11, 17, 22, 23.

Зулумайском участковом лесничестве: Масляногорская дача<...>, Батаминская дача<...>, Зулумайская дача<...>, 105-108, 109-120, Окинская дача, кварталы: 24, 67, 74, 75, 80, 83-86, Технический участок № 2 (совхоз «Батаминский»), кварталы: 90, 102-104, 111, 113, 114, Технический участок №4 (совхоз «Масляногорский»)<...>, 34, 35, 42, 48, 49, 59, 62, 63, 77-82, 87, 88, 91, 93, указанных в главе № 1 пункта 2 таблицы № 5 «виды разрешенного использования лесов», главе № 2 таблицы № 6 «Расчетная лесосека для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия лесохозяйственного регламента».

Возложить на министерство лесного комплекса Иркутской области обязанность в месячный срок со дня вступления в законную силу решения Иркутского областного суда по настоящему административному делу исключить из главы № 1 пункта 2 таблицы № 5 «виды разрешенного использования лесов», главы № 2 таблицы № 6 «Расчетная лесосека для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия лесохозяйственного регламента» Лесохозяйственного регламента Зиминского лесничества, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 октября 2018 г. № 78-мпр «Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам Иркутской области» (с учетом внесенных изменений в соответствии с приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 28 января 2022 г. № 91-7-мпр «О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области») сведения о виде разрешенного использования – заготовка древесины и включении в расчетную лесосеку выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках, расположенных:

в Буринском участковом лесничестве: Зиминская дача<...>,7-11, 14, 15, 19-45, 150, 160, 167, 169, 170; ФИО1 дача, кварталы: 111, 112-115, 116, 117-121, 124, 125-139; ФИО2 дача, кварталы: 1, 28; Технический участок № 1 (колхоз «им. Ленина»), кварталы: 107, 111, 112; Технический участок № 5 (совхоз «Зиминский»), кварталы: 9, 28, 29, 30, 36, 38, 40, 42, 43, 44; Технический участок №6 (совхоз «Окинский»), кварталы: 3, 11, 17, 22, 23.

Зулумайском участковом лесничестве: Масляногорская дача<...>, Батаминская дача<...>, Зулумайская дача<...>, 105-108, 109-120, Окинская дача, кварталы: 24, 67, 74, 75, 80, 83-86, Технический участок № 2 (совхоз «Батаминский»), кварталы: 90, 102-104, 111, 113, 114, Технический участок № 4 (совхоз «Масляногорский»)<...>, 34, 35, 42, 48, 49, 59, 62, 63, 77-82, 87, 88, 91, 93.

В судебном заседании представитель административного истца старший помощник межрегионального природоохранного прокурора П. административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика – министерства лесного комплекса Иркутской области по доверенности Б. представила отзыв на административное исковое заявление, в котором просит в удовлетворении административных исковых требований отказать, поскольку министерство лесного комплекса Иркутской области действовало в рамках представленных ему полномочий. Действующее законодательство не содержит запрет на осуществление заготовки древесины и рубок в защитных лесах, а также предоставление земельных участков в таких лесах в аренду в указанных целях. Случаи, при которых возможно проведение сплошных и выборочных рубок в защитных лесах, прямо предусмотрены Лесным кодексом Российской Федерации. Ссылка на «Основные положения по рубкам главного пользования в лесах Российской Федерации», утвержденные Приказом Рослесхоза от 30 сентября 1993 г. № 260 является некорректной. Основы лесного законодательства Российской Федерации, утвержденные Верховным Советом Российской Федерации 6 марта 1993 г. № 4613-1, утратили силу в связи с принятием Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ, который в свою очередь утратил силу с 1 января 2009 г. в связи с принятием Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ, которым с 1 января 2007 г. введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ. Пункт 1.8 Основных положений по рубкам главного пользования в лесах Российской Федерации, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 30 сентября 1993 г. № 260 дублирует содержание статьи 42 Основ лесного законодательства РФ, утвержденных Верховным Советом РФ 6 марта 1993 г. № 4613-1. С утратой силы Основ лесного законодательства РФ, из лесного законодательства исключены понятия «рубки главного пользования», «группы защитности». Ссылаясь на положения статьи 76 Конституции РФ, устанавливающей, что в случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон, считает указанные выше Основные положения по рубкам главного пользования в лесах Российской Федерации недействующими, так как они противоречат положениям Лесного кодекса. Обращает внимание, что Приказом Рослесхоза от 14 декабря 2012 г. № 485 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов» (действовал до 16 декабря 2019 г.) не устанавливался запрет на осуществление рубок в ценных лесах, лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов. Статьей 10 Приказа Минприроды Российской Федерации от 1 декабря 2020 г. № 993 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено Лесным кодексом, другими федеральными законами. Пунктом 2 Порядка исчисления расчетной лесосеки, утвержденного приказом Рослесхоза от 27 мая 2011 г. № 191, установлено, что расчетная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов, исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов. Административный ответчик просит отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил отзыв на административный иск. Представитель Рослесхоза по доверенности К. в отзыве указывает, что лесное законодательство не содержит запрет на осуществление заготовки древесины и рубок в защитных лесах. Просит отказать в удовлетворении административного искового заявления Первого заместителя межрегионального природоохранного прокурора.

Представители заинтересованных лиц ООО «Меркурий», ИП Б. надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, отзывов на административный иск прокурора не представили.

Выслушав мнение старшего помощника межрегионального природоохранного прокурора П., представителя министерства лесного комплекса Иркутской области Б., суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения старшего помощника межрегионального природоохранного прокурора П. просившего административный иск удовлетворить, возражения представителя административного ответчика Б., просившей в удовлетворении административного иска отказать, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Пункт 1 части 2 статьи 21 КАС РФ предусматривает в качестве основания для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Лесное законодательство согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 9 части 1 статьи 83 ЛК РФ разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов – это отдельное полномочие Российской Федерации в области лесных отношений, переданное органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство лесного комплекса Иркутской области входит в структуру исполнительных органов государственной власти Иркутской области (подпункт 18 пункта 4 структуры исполнительных органов государственной власти Иркутской области, определенной Указом Губернатора Иркутской области от 28 июня 2012 г. № 183-уг, действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правого акта в редакции Указа Губернатора Иркутской области от 27 февраля 2018 г. № 41-уг).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 27 февраля 2018 г. № 155-пп (в редакции от 13 августа 2018 г., действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правого акта) «О министерстве лесного комплекса Иркутской области» (вместе с «Положением о министерстве лесного комплекса Иркутской области»), к функциям министерства относятся разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов.

Лесохозяйственный регламент Зиминского лесничества, утвержденный приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 сентября 2018 г. № 73-мпр, с изменениями, внесенными в него приложением № 26 к приказу министерства лесного комплекса Иркутской области от 28 января 2022 г. № 91-7-мпр «О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области», предусматривает проведение выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках, отнесенных к категории защитных лесов, ценных лесах, в том числе нерестоохранных полосах, лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов.

Лесохозяйственный регламент Зиминского лесничества Иркутской области, утвержден приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 сентября 2018 г. № 73-мпр «Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам Иркутской области», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17 октября 2018 г., а также в общественно-политической газете «Областная» № 7, 25 января 2019 г., подписан министром лесного комплекса Иркутской области Ш

Приказ министерства лесного комплекса Иркутской области от 28 января 2022 г. № 91-7-мпр «О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области» издан полномочным органом исполнительной власти с соблюдением порядка введения его в действие. Подписан министром лесного комплекса Иркутской области Ч., опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 31 января 2022 г., в общественно-политической газете «Областная» № 22, 28 февраля 2022 г.

В соответствии с частью 4 статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственный регламент подготавливается на основании лесоустроительной документации, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре и иных государственных реестрах, документов территориального планирования и составляется на срок до десяти лет.

Приказом Минприроды России от 27 февраля 2017 г. № 72 утверждены состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, срок их действия и порядок внесения в них изменений, который предусматривает, что основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования (далее – Порядок утверждения лесохозяйственного регламента) (пункт 11).

Виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки и другие параметры использования лесов, ограничения использования лесов, требования к охране, защите и воспроизводству лесов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 11 Порядка утверждения лесохозяйственного регламента).

Информационной основой о количественных и качественных характеристиках лесов и лесных ресурсов является лесоустроительная документация, государственный лесной реестр, материалы специальных изысканий и исследований.

Исчисление и установление расчетной лесосеки осуществляется при разработке и утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков в установленном порядке уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 Порядка исчисления расчетной лесосеки, утвержденной приказом Минприроды России от 27 мая 2011 г. № 191 (далее – Порядок исчисления расчетной лесосеки)).

Расчетная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов, исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов (пункт 2 Порядка исчисления расчетной лесосеки).

Расчетная лесосека исчисляется по каждому лесничеству и лесопарку отдельно для эксплуатационных и защитных лесов по хозяйствам (хвойному, твердолиственному и мягколиственному) с распределением общего объемадопустимого ежегодного изъятия древесины для каждого хозяйства по преобладающим породам (пункт 4 Порядка исчисления расчетной лесосеки).

Расчетная лесосека устанавливается на срок действия лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и вводится в действие с начала календарного года (пункт 5 Порядка исчисления расчетной лесосеки). Исчисление расчетной лесосеки осуществляется отдельно для осуществления сплошных рубок, выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений, средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесом (за исключением молодняков первого класса возраста), рубке лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, и объектов, не связанных с лесной инфраструктурой, на основании данных лесоустройства, государственного лесного реестра или специальных обследований лесов (пункт 4 Порядка исчисления расчетной лесосеки).

Порядок исчисления расчетной лесосеки позволяет учитывать состояние защитных лесов и предусматривать особенности для каждого вида рубки с установленным допустимым объемом изъятия древесины.

В силу части 1 статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. К защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (часть 1 статьи 111 ЛК РФ).

Пунктом 2 статьи 10 ЛК РФ предусмотрено, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110-119 Лесного кодекса.

Отнесение лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и исключение их из состава защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, осуществляются решениями органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 ЛК РФ, в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией (часть 2 статьи 110 ЛК РФ).

Таким образом, защитные леса создаются (выделяются, путем установления границ) с определенной целью, образуют природную среду, которая направлена на охрану (сохранение) соответствующего объекта (водного, источников питья, населенных пунктов и др.)

Согласно статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Таким образом, законодательно установлен такой правовой режим защитных лесов, который является препятствием для использования участков, на которых такие леса расположены, в целях, не соответствующих их изначальному предназначению.

Согласно части 1 статьи 111 ЛК РФ к защитным относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Частью 2 статьи 111 ЛК РФ определены категории защитных лесов, к которым отнесены, в частности, леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, а также леса, расположенные в водоохранных зонах, леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, ценные леса, городские леса.

Пунктом 12 части 1 статьи 115 ЛК РФ нерестоохранные полосы лесов отнесены к ценным лесам (леса, расположенные в границах рыбоохранных зон или рыбохозяйственных заповедных зон, установленных в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов). Часть 1 статьи 114 ЛК РФ устанавливает, что к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории. Лица, которым земельные участки, расположенные на особо охраняемых природных территориях, предоставлены в аренду, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, исходя из положения о соответствующей особо охраняемой природной территории и проекта освоения лесов, на условиях договора аренды соответствующего земельного участка.

Условия и ограничения освоения защитных лесов, осуществления в них определенных видов деятельности, в том числе осуществления заготовки древесины (рубок лесных насаждений), урегулированы нормами главы 17 ЛК РФ, а также законодательством о правовом режиме особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 111 ЛК РФ виды использования лесов, допустимые к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда, определяются лесохозяйственными регламентами лесничеств, виды использования лесов, допустимые к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6 статьи 111 ЛК РФ).

Часть 3 статьи 111 ЛК РФ устанавливает, что проведение сплошных рубок в защитных лесах осуществляется в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 21 ЛК РФ, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические,оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено названным кодексом.

Частью 5 статьи 21 ЛК РФ закреплено, что выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов, допускаются в целях, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 данной статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), а именно в целях строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Предусмотренные частью 5 указанной статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан в защитных лесах допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 названной статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 112 ЛК РФ в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. На иных лесных участках, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан.

В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ) (часть 3 статьи 112 ЛК РФ).

Проведение сплошных рубок в защитных лесах осуществляется в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 21 ЛК РФ, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено ЛК РФ (часть 2 статьи 111.1 ЛК РФ).

Таким образом, виды использования лесов, допустимые к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда, определяются лесохозяйственными регламентами лесничеств.

Виды деятельности, запрещенные в отдельных категориях защитных лесов, установлены статьями 112-116 ЛК РФ.

Так, в силу статьи 112 ЛК РФ в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы; на иных лесных участках, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан (часть 2); в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом № 33-ФЗ.

Положениями этого закона запрет на заготовку древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд) предусмотрен на территории национальных парков (подпункт «е» пункта 2 статьи 15).

Часть 4 статьи 115 ЛК РФ запрещает заготовку древесины в орехово-промысловых зонах ценных лесов.

Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 ЛК РФ лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 9).

Таким образом, лесным законодательством предусмотрено использование лесов с целью заготовки древесины на основании договоров аренды лесного участка в защитных лесах.

Частью 1 статьи 23.1 ЛК РФ установлено, что рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, первичную обработку, хранение древесины в лесу), в результате которых образуется древесина в виде лесоматериалов (хлыстов, обработанных и необработанных сортиментов и иных лесоматериалов).

Частью 2 статьи 23.1 ЛК РФ определено, что если иное не установлено ЛК РФ, для заготовки древесины на лесосеке (территории, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок: спелых, перестойных лесных насаждений; средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при осуществлении мероприятий по сохранению лесов; лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14, 21 и 21.1 ЛК РФ, для выполнения работ, предусмотренных статьей 68.3 ЛК РФ.

Федеральным законом от 24 июля 2023 г. № 343-ФЗ введена статья 111.1 ЛК РФ, предусматривающая особенности рубки и заготовки в защитных лесах. Предусмотрено, что заготовка древесины допускается, если проведение сплошных и выборочных рубок не запрещено или не ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рубка спелого и перестойного древостоя осуществляется не только в целях заготовки древесины, но и в целях восстановления и возобновления леса. Так, в соответствии со статьей 64 ЛК РФ, а также Правилами ухода за лесами, утвержденными приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 г. № 534 (далее – Правила ухода за лесами), уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранении их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия) (далее – рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями).

В соответствии с пунктом 9 Правил ухода за лесами рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями, должны осуществляться для достижения: улучшение возрастной структуры и породного состава лесных насаждений; повышение качества и устойчивости лесных насаждений; сохранение и усиление защитных, водоохранных, санитарно-гигиенических свойств лесных насаждений; поддержание и восстановление биологического разнообразия лесов; повышение продуктивности насаждений (их ресурсного потенциала); сокращение сроков выращивания технически спелой древесины; рациональное использование ресурсов древесины.

Из системного толкования приведенных законоположений следует, что действующее законодательство безусловного запрета на осуществление заготовки древесины и рубок в защитных лесах, выборочных рубок в защитных лесах, а также предоставление земельных участков в таких лесах в аренду в указанных целях не содержит, направлено на обеспечение восстановления и результатов: возобновления леса в целях устойчивого управления лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности согласно принципам лесного законодательства, указанным в статье 1 ЛК РФ.

Исходя из содержания пункта 1 части 1 статьи 25, частей 1 и 8 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины является одним из видов использования лесов и представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины, которая осуществляется, если иное не установлено указанным кодексом, на основании договоров аренды лесных участков.

Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения; запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок (части 2 - 4 статьи 29 ЛК РФ).

Пунктом 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 ЛК РФ, утвержденных приказом Минприроды России от 1 декабря 2020 г. № 993, установлено, что заготовка древесины осуществляется в соответствии с приведенными правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением указанных в данной норме случаев).

Поскольку целью производства выборочных рубок в защитных лесах является сохранение их первоначального функционала, суд отвергает доводы административного истца о недопустимости предоставления защитных лесов в аренду, как основанных на ошибочном толковании норм материального права.

Утверждение административного истца, что требования заявлены, в том числе, и с целью упреждения арендаторами незаконных рубок в защитных лесах, суд также отвергает. Оценивая действия арендатора как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы арендатора и арендодателя. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Тот факт, что часть лесных участков переданы на основании договора аренды лесного участка ООО «Меркурий», ИП Б. с целью заготовки древесины, не свидетельствует о незаконности использования ценных лесов. Необходимо учитывать не только факт наличия договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества, проекта освоения лесов, а их содержание. Установление этих обстоятельств возможно с использованием специальных познаний, с обоснованием необходимости использования защитных лесов в целях заготовки древесины для получения прибыли, в то время как рубка в защитных лесах в первую очередь должна быть обусловлена сохранением предназначения таких лесов, следовательно – должна быть аргументирована и обоснована.

Заключение договоров аренды лесных участков должно строго соответствовать законодательному регулированию и каждый конкретный случай передачи защитных лесов в аренду для производства рубок подлежит детальному изучению министерством лесного комплекса с целью исключения случаев безосновательной передачи защитных лесов хозяйствующим субъектам, преследующим первоочередной целью осуществление предпринимательской деятельности (одним из видов которой является рубка леса) и получение прибыли, что исключит нецелевое использование защитных лесов в коммерческих целях.

Приказ Рослесхоза от 30 сентября 1993 г. № 260, на который ссылается административный истец, может применяться лишь в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В настоящее время положения Приказа Рослесхоза от 30 сентября 1993 г. № 260 в части, определяющей ограничения рубки защитных лесов, устарели и не могут применяться, поскольку противоречат более поздним приказам Рослесхоза и Минприроды РФ, а также федеральному закону – Лесному кодексу РФ, являющимся нормативным правовым актом, занимающим главенствующее положение в иерархии нормативных актов Российской Федерации и обладающим высшей юридической силой по сравнению с нормативными правовыми актами иных уровней. Нормативные правовые акты федеральных органов власти относятся к подзаконным и подчиняются актам Правительства РФ, обладающим более высокой юридической силой, а в конечном счете законам.

Так, Основные положения по рубкам главного пользования в лесах России, утвержденные приказом Рослесхоза от 30 сентября 1993 г. № 260, были разработаны в соответствии с требованиями Основ лесного законодательства РФ, утвержденных Верховным Советом РФ 6 марта 1993 г. № 4613-1 и утративших силу в связи с принятием Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ, который в свою очередь утратил силу с 1 января 2009 г. в связи с принятием Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ, которым с 1 января 2007 г. введен в действие Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ.

Подпунктом «а» пункта 1.8 Основных положений было установлено, что рубки главного пользования не проводятся в лесах национальных природных парков, лесах, имеющих научное или историческое значение, памятниках природы, лесопарках, лесах орехопромысловых зон, лесоплодовых насаждениях, городских лесах, лесопарковых частях зеленых зон, в лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и лесах первой и второй зон округов санитарной охраны курортов, государственных защитных лесных полосах, противоэрозионных, притундровых лесах, в особо ценных лесных массивах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб.

Указанный пункт 1.8 Основных положений дублирует содержание статьи 42 Основ лесного законодательства Российской Федерации, содержит устаревший понятийный аппарат, исключенный из действующего лесного законодательства.

Так, письмом Управления инвентаризации и оценки состояния лесов Федерального агентства лесного хозяйства министерства природных ресурсов РФ от 26 апреля 2007 г. № 06-02-46/3069 разъяснено, что леса первой группы и категории защитности лесов первой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов, предусмотренными статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации. Часть бывших лесов первой группы (категории защитности: «запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов» и «запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб»), примыкающая к водным объектам, в соответствии с нормативами, установленными Водным кодексом Российской Федерации, отнесена к категории защитных лесов «леса, расположенные в водоохранных зонах». Оставшаяся часть указанных лесов отнесена по целевому назначению к иным видам защитных лесов, а также к эксплуатационным лесам. Кроме того, в них были выделены особо защитные участки лесов. Бывшие леса первой группы, принадлежащие к категории защитности «притундровые леса», отнесены к категории защитных лесов «леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах».

Перечисленные в пункте 1.8 Основных положений, статьи 42 Основ лесного законодательства РФ категории защитности лесов и виды лесов, в том числе ценных лесов, в настоящее время выделены Лесным кодексом РФ с учетом особенностей правового режима защитных лесов, определены категории указанных лесов:

статья 111 ЛК РФ защитные леса,

статья 112 ЛК РФ леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях,

статья 113 ЛК РФ леса, расположенные в водоохранных зонах,

статья 114 ЛК РФ леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов,

статья 115 ЛК РФ ценные леса,

статья 116 ЛК РФ городские леса.

Виды деятельности, запрещенные в отдельных категориях защитных лесов, установлены статьями 112 - 116 ЛК РФ.

Так, в силу статьи 112 ЛК РФ в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы; на иных лесных участках, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан (часть 2); в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом № 33-ФЗ. Положениями указанного закона запрет на заготовку древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд) предусмотрен только на территории национальных парков. Часть 4 статьи 115 ЛК РФ запрещает заготовку древесины в орехово-промысловых зонах ценных лесов.

Статьей 10 Приказа Минприроды РФ от 1 декабря 2020 г. № 993 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что заготовка древесины осуществляется в том числе и в защитных лесах, если иное не предусмотрено Лесным кодексом, другими федеральными законами.

Пунктом 2 Порядка исчисления расчетной лесосеки, утвержденного приказом Рослесхоза от 27 мая 2011 г. № 191, установлено, что расчетная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов, исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, в удовлетворении административных исковых требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления Первого заместителя межрегионального природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к министерству лесного комплекса Иркутской области о признании недействующим со дня принятия Лесохозяйственного регламента Зиминского лесничества, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 октября 2018 г. № 78-мпр (с учетом внесенных изменений в соответствии с приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 28 января 2022 г. № 91-7-мпр), в части сведений о виде разрешенного использования – заготовка древесины и включении в расчетную лесосеку выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках, расположенных:

в Буринском участковом лесничестве: Зиминская дача<...>, 7-11, 14, 15, 19-45, 150, 160, 167, 169, 170; ФИО1 дача, кварталы: 111, 112-115, 116, 117-121, 124, 125-139; ФИО2 дача, кварталы: 1, 28; Технический участок № 1 (колхоз «им. Ленина»), кварталы: 107, 111, 112; Технический участок № 5 (совхоз «Зиминский»), кварталы: 9, 28, 29, 30, 36, 38, 40, 42, 43, 44; Технический участок № 6 (совхоз «Окинский»), кварталы: 3, 11, 17, 22, 23.

Зулумайском участковом лесничестве: Масляногорская дача<...>, Батаминская дача<...>, Зулумайская дача<...>, 105-108, 109-120, Окинская дача, кварталы: 24, 67, 74, 75, 80, 83-86, Технический участок № 2 (совхоз «Батаминский»), кварталы: 90, 102-104, 111, 113, 114, Технический участок № 4 (совхоз «Масляногорский»)<...>, 34, 35, 42, 48, 49, 59, 62, 63, 77-82, 87, 88, 91, 93, указанных в главе № 1 пункта 2 таблицы № 5 «виды разрешенного использования лесов», главе № 2 таблицы № 6 «Расчетная лесосека для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия лесохозяйственного регламента», обязании устранить допущенные нарушения – отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено 23 октября 2023 г.

Председательствующий судья Е.Н. Трофимова