НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 15.02.2021 № 3А-228/20

УИД Номер изъят

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2021 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Рыковой А.А., с участием административных истцов ФИО1, ФИО2 , представителя административных истцов ФИО1, ФИО2 заугольниковой А.В. , допущенной к участию в деле на основании заявлений административных истцов, прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области – Кирчановой Е.А.,

рассмотрев посредством видео-конференц-связи в открытом судебном заседании административное дело № 3а-6/2021 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Думе Мамско-Чуйского муниципального района Иркутской области о признании недействующим в части приложение № 1 к решению Думы Мамско-Чуйского района Иркутской области от 26 февраля 2015 г. № 53 «О положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района», пункт 2.2 Положения, утвержденного решением Думы Мамско-Чуйского района Иркутской области от 26 февраля 2015 г. № 53 «О положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района» (в редакции решения Думы Мамско-Чуйского района Иркутской области от 17 октября 2016 г. № 98),

У С Т А Н О В И Л :

В обоснование административных исковых требований ФИО1 и ФИО2 указывают, что являются муниципальными служащими администрации Мамско-Чуйского района, ФИО1 замещает должность (данные изъяты), а ФИО2 - (данные изъяты).

Согласно статье 10 Закона Иркутской области от 15 октября 2007 г. № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» оплата труда муниципального служащего осуществляется с учетом соотносительности основных условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих области и производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также дополнительных выплат.

На основании статьи 5 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», учитывая соотносительность основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих, в соответствии с Законом Иркутской области от 15 октября 2007 г. № 89-оз «О Реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области» муниципальная должность «консультант» соответствует государственной гражданской должности «главный специалист-эксперт» в департаментах, службах, агентствах Иркутской области; муниципальная должность «главный специалист» соответствует государственной гражданской должности «ведущий специалист-эксперт» в департаментах, службах, агентствах Иркутской области.

Для муниципальных служащих администрации Мамско-Чуйского района размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат, порядок их осуществления установлены решением Думы Мамско-Чуйского района от 26 февраля 2015 г. № 53 «О положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района» (опубликовано в приложении к газете «Мамско-Чуйский горняк» «Вертикаль власти» от 20.03.2015 г. № 4-11) в редакции решения районной Думы от 17 октября 2016 г. № 98 «О внесении изменений в решение Думы Мамско-Чуйского района от 26 февраля 2015 г. № 53 «О Положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района» (опубликовано в приложении к газете «Мамско-Чуйский горняк» «Вертикаль власти» от 20.10.2016 г. выпуск № 29-47), а также решения районной Думы от 18 июня 2018 г. № 145 «О внесении изменений в решение Думы Мамско-Чуйского района от 26 февраля 2015 г. № 53 «О Положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района» (опубликовано в приложении к газете «Мамско-Чуйский горняк» «Вертикаль власти» от 06.07.2018 г. выпуск № 21-25).

Административные истцы указывают, что в соответствии с оспариваемым решением Думы оклад консультанта муниципальной службы, по должности которую замещает ФИО1 составляет (данные изъяты) рублей, а оклад главного специалиста муниципальной службы, по должности которую замещает ФИО2, равен (данные изъяты) рублей, что не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Так, Указом Губернатора Иркутской области от 25 октября 2019 г. № 255-уг «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Иркутской области» с 1 октября 2019 г. увеличены размеры должностных окладов государственных гражданских служащих Иркутской области.

ФИО1, ФИО2 считают, что размеры окладов для оплаты их труда, как муниципальных служащих Мамско-Чуйского района, установленные Приложением № 1 Решения Думы Мамско-Чуйского района от 26 февраля 2015 г. № 53 «О положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района» (далее по тексту – Положение), существенно занижены, что противоречит пункту 5 статьи 7 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статье 10 Закона Иркутской области № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», устанавливающему, что взаимосвязь гражданской и муниципальной службы обеспечивается посредством соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских и муниципальных служащих, Указу Губернатора Иркутской области от 25 октября 2019 г. № 255-уг «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Иркутской области».

Административные истцы указывают, что норматив формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих Мамско-Чуйского района в соответствии с замещаемыми ими должностями муниципальной службы, который касается оплаты труда административных истцов, занижен и противоречит постановлению Правительства Иркутской области от 27 ноября 2014 г. № 599-1111 «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области».

Пункт 2.2 Положения, утвержденного оспариваемым решением Думы, предусматривающий норматив формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих органа местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, определяемый из расчета 74,5 должностного оклада муниципальных служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями муниципальной службы в год с 1 апреля 2020 г. входит в противоречие с постановлением Правительства Иркутской области от 27 ноября 2014 г. № 599-пп «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области».

Административные истцы указывают, что оплата их труда как муниципальных служащих регулируется Решением Думы Мамско-Чуйского района от 26 февраля 2015 г. № 53 «О Положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района», которое в оспариваемой редакции принято с нарушением статьи 10 Закона Иркутской области № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», устанавливающей взаимосвязь гражданской и муниципальной службы, которая обеспечивается посредством соотносительности основных условий оплаты их труда.

Административным истцам судом неоднократно разъяснялось право на уточнение заявленных исковых требования.

С учетом уточнений административных исковых требований ФИО1 и ФИО2 просят суд: признать незаконными с 1 октября 2019 г. в приложении № 1 к решению Думы Мамско-Чуйского района от 26.02.2015 № 53 «О Положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района» размер должностного оклада для муниципальной должности муниципальной службы консультант в размере (данные изъяты) рублей в редакции решения районной Думы от 17.10.2016 № 98 «О внесении изменений в решение Думы Мамско-Чуйского района от 26.02.2015 № 53 «О Положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района»; признать незаконными с 1 октября 2019 г. в приложении № 1 к решению Думы Мамско-Чуйского района от 26.02.2015 № 53 «О Положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района» размер должностного оклада для муниципальной должности муниципальной службы главный специалист в размере (данные изъяты) рублей в редакции решения районной Думы от 17.10.2016 № 98 «О внесении изменений в решение Думы Мамско-Чуйского района от 26.02.2015 № 53«О Положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района»; признать незаконным и недействующим с 1 апреля 2020 г. норматив формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих органа местного самоуправления муниципального образования Иркутской области из расчета 74,5 должностного оклада, установленного в пункте 2.2 Положения, утвержденного решением Думы Мамско-Чуйского района от 26.02.2015 № 53 «О Положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района» в редакции решения районной Думы от 17.10.2016 № 98 «О внесении изменений в решение Думы Мамско-Чуйского района от 26.02.2015 № 53 «О Положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района»; обязать Думу Мамско-Чуйского района устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов муниципальных служащих администрации Мамско-Чуйского района ФИО1 и ФИО2 в течение одного месяца с момента вступления в силу решения суда.

В судебном заседании административные истцы ФИО1, ФИО3, участвующая в рассмотрении дела посредством использования систем видео-конференц-связи, а также их представитель ФИО4, допущенная судом по заявлению административных истцов к участию по настоящему делу в качестве их представителя, уточненные административные исковые требования поддержали в полном объеме.

Прокурор отдела прокуратуры по Иркутской области – Кирчанова Е.А. в заключении полагала, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Административный ответчик Дума Мамско-Чуйского района Иркутской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, в письменном отзыве на административное исковое заявление просил в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Заинтересованные лица Мэр Мамско-Чуйского района Иркутской области ФИО5, Администрация Мамско-Чуйского района Иркутской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в письменных возражения на административное исковое заявление Мэр Мамско-Чуйского района Иркутской области ФИО5 указывает, что оспариваемый административными истцами нормативный правовой акт на момент настоящего судебного заседания утратил силу, не нарушает каких-либо прав и охраняемых интересов административных истцов, в связи с чем имеются основания для прекращения производства по настоящему административному делу, просит в удовлетворении иска отказать. В ранее представленном суду отзыве на административное исковое заявление Администрация Мамско-Чуйского района Иркутской области просила исковые требования истцов удовлетворить.

Суд, выслушав мнения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, а также заключение прокурора Кирчановой Е.А., руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения административных истцов, их представителя, заключение прокурора Кирчановой Е.А. по делу, исследовав собранные по делу доказательства, оценив их в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу об удовлетворении в полном объеме заявленных административными истцами исковых требований по приведенным ниже основаниям.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений статей 1, 7, 14, 35, 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Согласно статье 6 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ) должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

Также частями 1 и 2 статьи 22 указанного выше нормативного правового акта предусмотрено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 5 Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - государственная гражданская служба) обеспечивается, в том числе, посредством соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих.

В Иркутской области регулирование оплаты труда муниципальных служащих осуществляется в соответствии с Законом Иркутской области от 15 октября 2007 г. № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» (далее – Закон Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз)

Статьей 10 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз предусмотрено, что оплата труда муниципального служащего осуществляется с учетом соотносительности основных условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих области и производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также дополнительных выплат.

Статьей 4 Закона Иркутской области от 15 октября 2007 № 89-оз «О Реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области» (далее Закон Иркутской области от 15.10.2007 № 89-оз) закреплено, что соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области устанавливается согласно Приложению № 2 к данному Закону.

В приложении № 2 к Закону Иркутской области от 15.10.2007 № 89-оз (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемой редакции нормативного правового акта, относящегося к предмету настоящего административного дела) установлено соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области.

Так должность «консультант» муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области соответствует должности государственной гражданской службы Иркутской области в государственных органах Иркутской области - «главный специалист-эксперт», а должность «главный специалист» муниципальной службы соответствует должности «ведущий специалист-эксперт» государственной гражданской службы Иркутской области в государственных органах Иркутской области в департаментах, службах, агентствах Иркутской области.

Копией представленного суду ФИО2 трудового договора Номер изъят с муниципальным служащим, замещающим муниципальную должность муниципальной службы от Дата изъята , заключенного между Администрацией муниципального образования Мамско-Чуйского района Иркутской области, подтверждается факт заключения между ФИО2 и указанной выше администрацией муниципального образования бессрочного трудового договора на замещение (данные изъяты) с должностным окладом в размере (данные изъяты) рублей (с последующей его индексацией в соответствии с нормативными правовыми актами (раздел IV пункт 4.1 трудового договора).

Копией представленного суду ФИО1 трудового договора Номер изъят с муниципальным служащим, замещающим муниципальную должность муниципальной службы от Дата изъята , заключенного между Администрацией муниципального образования Мамско-Чуйского района Иркутской области, а также копиям изменений (дополнений) от Дата изъята , от Дата изъята в трудовой договор Номер изъят от Дата изъята подтверждается факт заключения между ФИО1 и указанной выше администрацией муниципального образования бессрочного трудового договора на замещение в отделе (данные изъяты)» с должностным окладом в размере (данные изъяты) рублей (с последующей его индексацией в соответствии с нормативными правовыми актами (раздел IV пункт 4.1 трудового договора и изменений к нему).

Судом установлено, что размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат, порядок их осуществления муниципальным служащим администрации Мамско-Чуйского района установлены решением Думы Мамско-Чуйского района от 26 февраля 2015 г. № 53 «О положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района» (опубликовано в приложении к газете «Мамско-Чуйский горняк» «Вертикаль власти» от 20.03.2015 г. № 4-11) в редакции решения районной Думы от 17 октября 2016 г. № 98 «О внесении изменений в решение Думы Мамско-Чуйского района от 26 февраля 2015 г. № 53 «О Положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района» (опубликовано в приложении к газете «Мамско-Чуйский горняк» «Вертикаль власти» от 20.10.2016 г. выпуск № 29-47), а также в редакции решения районной Думы от 18 июня 2018 г. № 145 «О внесении изменений в решение Думы Мамско-Чуйского района от 26 февраля 2015 г. № 53 «О Положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района» (опубликовано в приложении к газете «Мамско-Чуйский горняк» «Вертикаль власти» от 06.07.2018 г. выпуск № 21-25).

Данным решением утверждено Положение об оплате труда муниципальных служащих муниципального образования Мамско-Чуйского района, а также два приложения к нему - Приложение № 1 «Размеры должностных окладов муниципальных служащих Мамско-Чуйского района» и Приложение № 2 «Положение о порядке и условиях выплаты ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет муниципальным служащим администрации МО Мамско-Чуйского района».

Согласно указанному выше решению Думы Мамско-Чуйского района от 26 февраля 2015 г. № 53 «О положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района» (в редакциях решений Думы от 17 октября 2016 г. № 98, которым были внесены изменения в Приложение № 1 «Размеры должностных окладов муниципальных служащих Мамско-Чуйского района», а также решения Думы от 18 июня 2018 г. № 145, которым были внесены изменения в раздел 6 указанного выше Положения об оплате труда) установлен размер должностных окладов для должностей муниципальной гражданской службы «консультант» составляют (данные изъяты) рублей, для должности «главный специалист» - (данные изъяты) рублей, замещаемых административными истцами.

В соответствии с положениями статей 34 и 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), части 1 статьи 22 Устава муниципального образования Мамско-Чуйского района, наделенного статусом муниципального района (статья 1 Устава), представительным органом муниципального образования является Дума Мамско-Чуйского муниципального района.

Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Оспариваемое в части решение Думы Мамско-Чуйского района от 26 февраля 2015 г. № 53 «О положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района» (в редакциях решений Думы от 17 октября 2016 г. № 98, от 18 июня 2018 г. № 145) отвечает признакам нормативного правового акта, так как оно принято представительным органом муниципального образования Думой Мамско-Чуйского района Иркутской области, содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.

Материалами дела подтверждается соблюдение порядка принятия и опубликования решения Думы Мамско-Чуйского района от 26 февраля 2015 г. № 53 «О положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района», а также вносящих в него изменения решений Думы от 17 октября 2016 г. № 98, от 18 июня 2018 г. № 145, наличие при их принятии необходимого кворума депутатов, судом учтено, что по основанию нарушения процедуры принятия и опубликования указанные выше нормативные правовые акты административными истцам не оспариваются.

Решение Думы Мамско-Чуйского района от 26 февраля 2015 г. № 53 «О положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района» в оспариваемой административными истцами его части, применялось в отношении административных истцов ФИО1 и ФИО2, как к муниципальным гражданским служащим администрации Мамско-Чуйского района Иркутской области, определяя размер их должностных окладов.

Как было указано выше, судом установлено, что в решение Думы Мамско-Чуйского района от 26 февраля 2015 г. № 53 «О положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района» вносились изменения решениями Думы от 17 октября 2016 г. № 98, от 18 июня 2018 г. № 145, от 26 февраля 2015 г. № 53, при этом изменения в Приложение № 1 к указанному выше решению Думы в части изменения размеров должностных окладов муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района были внесены решением Думы от 17 октября 2016 г. № 98, остальные изменения, внесенные решением Думы от 18 июня 2018 г. № 145 касались раздела 6 «Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы» этого Положения об оплате и не касались вопроса установления муниципальным служащим МО Мамско-Чуйский район должностных окладов.

Судом установлено, что Указом Губернатора Иркутской области от 25 октября 2019 г. № 255-уг «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Иркутской области» с 1 октября 2019 г. увеличены размеры должностных окладов государственных гражданских служащих Иркутской области. Соответственно оклад оплаты труда по государственной гражданской должности «главный специалист-эксперт» в департаментах, службах, агентствах Иркутской области с 1 октября 2019 г. составил 5 470,00 рублей, а оклад оплаты труда по государственной гражданской должности «ведущий специалист-эксперт» в департаментах, службах, агентствах Иркутской области с 1 октября 2019 г. составляет 5 049 рублей, как было указано выше, в соответствии с Приложением № 2 к Закону Иркутской области от 15.10.2007 № 89-оз (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемой редакции нормативного правового акта, относящегося к предмету настоящего административного дела) должность государственной гражданской службы Иркутской области в государственных органах Иркутской области - «главный специалист-эксперт» соотносится с должностью «консультант» муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, а должность «ведущий специалист-эксперт» государственной гражданской службы Иркутской области в государственных органах Иркутской области в департаментах, службах, агентствах Иркутской области соответствует должности «главный специалист» муниципальной службы.

При этом, в нарушение положений пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ, статьи 10 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз, статьи 4 Закона Иркутской области от 15 октября 2007 № 89-оз о соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих, Думой МО Мамско-Чуйский район оклады муниципальных служащих, в том числе административных истцов, установленные Приложением № 1 «Размеры должностных окладов муниципальных служащих Мамско-Чуйского района», утвержденного решением Думы Мамско-Чуйского района от 26 февраля 2015 г. № 53 «О положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района» (в редакциях решений от 17 октября 2016 г. № 98 и от 18 июня 2018 г. № 145) не были приведены в соответствие с Указом Губернатора Иркутской области от 25 октября 2019 г. № 255-уг «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Иркутской области», чем были нарушены права административных истцов, на законное установление должностного оклада по занимаемым ими должностям муниципальной службы.

Непринятие мер по приведению Думой МО Мамско-Чуйский район Приложения № 1 «Размеры должностных окладов муниципальных служащих Мамско-Чуйского района», утвержденного решением Думы Мамско-Чуйского района от 26 февраля 2015 г. № 53 «О положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района» (в редакциях решений от 17 октября 2016 г. № 98 и от 18 июня 2018 г. № 145) в соответствие с Указом Губернатора Иркутской области от 25 октября 2019 г. № 255-уг «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Иркутской области», привело к неосвоению выделенных на эти цели средств из бюджета Иркутской области, что подтверждается письмом Министерства труда и занятости Иркутской области Мэру Мамско-Чуйского района Иркутской области Сергею А.Б. от 30.01.2020 г. № 02-74-581/20 «О неосвоении субвенций».

Из указанного выше письма следует, что по итогам анализа освоения администрацией муниципального образования Мамско-Чуйский район средств областного бюджета, предусмотренных на осуществлении отдельных областных государственных полномочий в сфере труда, установлено, что Мамско-Чуйским муниципальным образованием в 2019 году субвенция освоена не в полном объеме (л.д.115, т. 1).

В ответе Министерству труда и занятости Иркутской области Мамско-Чуйского района от 17 февраля 2020 г. № 01-221-315 мэр указал, что неосвоение средств областного бюджета в 2019 году, предусмотренных на осуществление отдельных государственных полномочий в сфере труда, вызвано непринятием Думой Мамско-Чуйского района проекта решения об установлении должностных окладов муниципальных служащих района в соответствии с Указом Губернатора Иркутской от 25.10.2019 № 255-уг «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Иркутской области» (л.д. 116, т. 1).

Административными истцами также оспаривается пункт 2.2. решения Думы Мамско-Чуйского района от 26 февраля 2015 г. № 53, которым предусмотрено, что норматив формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих органа местного самоуправления муниципального образования Иркутской области (по тексту имеется ввиду – Муниципальное образование Мамско-Чуйского района), в соответствии с которым формируется оплата труда муниципальных служащих, в том числе административных истцов, определен из расчета 74,5 должностного оклада муниципальных служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями муниципальной службы в год.

Такой норматив в Иркутской области определяется в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 27 ноября 2014 г. № 599-пп «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих своим полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» (с изменениями и дополнениями) (далее постановление Правительства Иркутской области от 27.11.2014 № 599-пп).

Судом установлено, что согласно пункту 9 Нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2014 № 599-пп, в редакции, действовавшей до изменения этого пункта в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 11.03.2020 № 141-пп «О внесении изменений в нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» (далее – постановление Правительства Иркутской области от 11.03.2020 № 141-пп), такой норматив определялся из расчета 74,5 должностного оклада муниципальных служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями муниципальной службы в год.

Постановлением Правительства Иркутской области от 11.03.2020 № 141-пп пункт 9 указанных выше Нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих своим полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области изложен в новой редакции, установившей, что норматив формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих определяется из расчета 86,5 должностного оклада муниципальных служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями муниципальной службы в год.

Согласно пункту 3 постановления Правительства Иркутской области от 11.03.2020 № 141-пп новая редакция пункта 9 Нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих своим полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2014 № 599-пп, введена в действие с 1 апреля 2020 г.

Таким образом, с 1 апреля 2020 г. установленный пунктом 2.2. Положения об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района, утвержденного решением Думы Мамско-Чуйского района от 26 февраля 2015 г. № 53, устанавливающее норматив формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйский район из расчета 74,5 должностного оклада муниципальных служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями муниципальной службы в год, стало нарушать положения пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ, статьи 10 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз, статьи 4 Закона Иркутской области от 15 октября 2007 № 89-оз о соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих, войдя в противоречие с новой редакцией пункта 9 Нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих своим полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2014 № 599-пп (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 11.03.2020 № 141-пп), устанавливающей такой норматив из расчета 86,5 должностного оклада муниципальных служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями муниципальной службы в год.

На обращение Мэра Мамско-Чуйского района Сергея ФИО6 труда и занятости Иркутской области был дан ответ письмом «О нормативах на оплату труда муниципальных служащих» от 30 апреля 2929 г. № 07-74-2783/20 согласно которому было разъяснено, что регулирование вопросов оплаты труда работников органов местного самоуправления в соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований. При этом размер и условия оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления определяются муниципальными правовыми актами, которые утверждаются представительными органами соответствующих муниципальных образований. Методика расчета норматива формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих определена постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2014 № 599-пп (в редакции постановления от 11.03.2020 № 141-пп).

В указанном выше ответе Министерством труда и занятости Иркутской области также разъяснено, что учитывая изменения, внесенные в методику постановлением Правительства Иркутской области от 11.03.2020 № 141-пп, расчет годового норматива формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих на 2020 год производится пропорционально с учетом того, что до 1 апреля 2020 г. указанный норматив определялся из расчета 74,5 должностных окладов муниципальных служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями муниципальной службы, а начиная с 1 апреля 2020 г. – исходя из 86,5 должностных окладов (л.д. 177-188, т. 1).

Учитывая установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных требований в полном объеме.

Вместе с тем, на момент данного судебного заседания судом установлено, что оспариваемый административными истцами нормативный правовой акт утратил свою силу в связи с принятием Решения Думы Муниципального образования Мамско-Чуйский район от 23 октября 2020 г. № 58 «Об утверждении положения об оплате труда муниципальных служащих муниципального образования Мамско-Чуйского района» (опубликовано в приложении к газете «Мамско-Чуйский горняк» «Вертикаль власти» от 20.03.2015 г. № 11-56).

В пункте 3 данного решения Думы от 23 октября 2020 г. № 58 вопрос о нормативах формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих, урегулирование которого в пункте 2.2. решения Думы Мамско-Чуйского района от 26 февраля 2015 г. № 53 (предусматривало, что норматив формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих органа местного самоуправления муниципального образования Иркутской области определенный из расчета 74,5 должностного оклада муниципальных служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями муниципальной службы в год) приведен в соответствие с действующим законодательством путем изложения нормы о этих нормативах в обобщенном виде со ссылкой на установление таких нормативов постановлением Правительства Иркутской области от 27 ноября 2014 г. № 599-пп «Об установлении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих своим полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» (с изменениями и дополнениями).

Таким образом, указанная выше формулировка пункта 3 Положения об оплате труда муниципальных служащих муниципального образования Мамско-Чуйского района», утвержденного решением Думы Мамско-Чуйского района от 23 октября 2020 г. № 58, предусматривает установление на момент рассмотрения настоящего административного дела норматива формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих, из расчета 86,5 должностного оклада муниципальных служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями муниципальной службы в год, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2014 № 599-пп, действующим в редакции постановления от 11.03.2020 № 141-пп.

Как было указано выше, норматив формирования указанных выше расходов на оплату труда муниципальных служащих из расчета 86,5 должностного оклада муниципальных служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями муниципальной службы в год установлен с 1 апреля 2020 г. согласно пункту 3 Постановления Правительства Иркутской области от 11.03.2020 № 141-пп.

Также решением Думы от 23 октября 2020 г. № 58 утверждено Приложение № 1 «Размеры должностных окладов муниципальных служащих муниципального образования Мамско-Чуйского района», согласно которому размер должностных окладов для должностей муниципальной гражданской службы «консультант» составляет (данные изъяты) рублей, для должности «главный специалист» определен в размере (данные изъяты) рублей, замещаемых административными истцами.

Согласно пункту 2 решения Думы Мамско-Чуйского района от 23 октября 2020 г. № 58 оно вступает в силу со дня официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 октября 2020 г.

Таим образом, исходя из срока, с которого определено действие решения Думы Мамско-Чуйского района от 23 октября 2020 г. № 58, свои права на установление по занимаемым ими должностям окладов оплаты труда соответствующих нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в период с 1 октября 2019 г. по 1 октября 2020 г. (момент вступления в силу решения Думы Мамско-Чуйского района от 23 октября 2020 г. № 58), а также установления норматива формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих из расчета 86,5 должностного оклада муниципальных служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями муниципальной службы в год, из которого должны были формироваться в МО Мамско-Чуйский район расходы на оплату труда муниципальных служащих, в том числе заработная плата административных истцов, в период с 1 апреля 2020 г. по 1 октября 2020 г., права административных истцов в полном объеме не восстановило, в соответствии с чем ими уточнены ранее заявленные административные исковые требования.

Обсуждая довод заинтересованных лиц – Администрации МО Мамско-Чуйский район, Мэра Мамско-Чуйского района Иркутской области ФИО5 о наличии оснований для прекращения настоящего административного дела суд не находит оснований для прекращения производства по настоящему административному дела исходя из разъяснений, приведенных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которым в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ), а также то, что в материалах дела имеются доказательства применения оспариваемых положений указанного выше нормативного правового акта к административным истцам в указанный ими период времени.

Кроме того, оспариваемый административными истцами нормативный правовой акт, действовавший в оспариваемой ими редакции, регулировал оплату труда административных истцов в указанный выше временной период и без разрешения вопроса о соответствии этого нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, защита трудовых прав административных истцов представляется затруднительной в отсутствие по данному вопросу решения суда, к подсудности которого относится проверка законности нормативного правового акта данного уровня, о соответствии или несоответствии оспариваемого нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Учитывая диспозитивное право административного истца на заявление административных исковых требований при оспаривании нарушающего его права нормативного правового акта, а также принятые судом меры по разъяснению необходимости уточнения заявленных истцами административных исковых требований, суд полагает возможным рассмотреть настоящее административное дело по заявленным истицами исковым требованиям и проверить оспариваемый ими нормативный правовой акт на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, в определенной истцами редакции, поскольку судом установлено, что решение Думы от 18 июня 2018 г. № 145 «О внесении изменений в решение Думы Мамско-Чуйского района от 26 февраля 2015 г. № 53 «О положении об оплате труда муниципальных служащих Мамско-Чуйского района» прав административных истцов не нарушает.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Анализируя собранные по делу доказательства, оценивая их в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая допущенное нарушение прав муниципальных служащих на получение оплаты труда в установленном законодательством размере, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований о признании недействующим с 1 октября 2019 г. Приложения № 1 «Размеры должностных окладов муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района» к решению Думы Мамско-Чуйского района от 26 февраля 2015 г. № 53 «О Положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района», в части установления должностных окладов муниципальным служащим муниципального образования Мамско-Чуйский район Иркутской области по должностям муниципальной службы – «консультант» в размере (данные изъяты) рублей, «главный специалист» в размере (данные изъяты) рублей, а также о признании недействующим с 1 апреля 2020 г. пункта 2.2 Положения о размере и условиях оплаты труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района Иркутской области, утвержденного решением Думы Мамско-Чуйского района от 26 февраля 2015 г. № 53 «О Положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района» в части норматива формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих органа местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, определяемого из расчета 74,5 должностного оклада муниципальных служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями муниципальной службы в год.

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым возложить на Думу муниципального образования «Нукутский район» обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании для опубликования правовых актов Думы Мамско-Чуйского района, Администрации Мамско-Чуйского муниципального района (приложение к газете «Мамско-Чуйский горняк» «Вертикаль власти»).

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 о признании недействующим в части приложение № 1 к решению Думы Мамско-Чуйского района от 26 февраля 2015 г. № 53 «О положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района», пункт 2.2 Положения, утвержденного решением Думы Мамско-Чуйского района от 26 февраля 2015 г. № 53 «О положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района» (в редакции решения Думы Мамско-Чуйского района Иркутской области от 17 октября 2016 г. № 98) – удовлетворить.

Признать недействующим с 1 октября 2019 г. Приложение № 1 «Размеры должностных окладов муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района» к решению Думы Мамско-Чуйского района от 26 февраля 2015 г. № 53 «О Положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района» (в редакции решения Думы Мамско-Чуйского района Иркутской области от 17 октября 2016 г. № 98), в части установления должностных окладов муниципальным служащим муниципального образования Мамско-Чуйский район Иркутской области по должностям муниципальной службы – «консультант» в размере (данные изъяты) рублей, «главный специалист» в размере (данные изъяты) рублей.

Признать недействующим с 1 апреля 2020 г. пункт 2.2 Положения о размере и условиях оплаты труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района Иркутской области, утвержденного решением Думы Мамско-Чуйского района от 26 февраля 2015 г. № 53 «О Положении об оплате труда муниципальных служащих МО Мамско-Чуйского района» (в редакции решения Думы Мамско-Чуйского района Иркутской области от 17 октября 2016 г. № 98) в части норматива формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих органа местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, определяемого из расчета 74,5 должностного оклада муниципальных служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями муниципальной службы в год.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном печатном издании для опубликования правовых актов Думы Мамско-Чуйского района, Администрации Мамско-Чуйского муниципального района - газете «Мамско-Чуйский горняк» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Думу Мамско-Чуйского района сообщить суду в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу об его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд.

Председательствующий А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено Дата изъята