НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 14.10.2022 № 3А-487/2022

УИД 38OS0000-01-2022-000121-71

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 октября 2022 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Банщиковой С.Н., при секретаре судебного заседания Моисеевой Т.А., с участием прокурора Каримовой О.А., представителя административного истца Николаева А.Н., представителя административного ответчика Сотникова И.С., представителей заинтересованных лиц Шатровой А.А., Сидоровой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-487/2022 по административному исковому заявлению Международного учреждения здравоохранения и дополнительного образования НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ о признании постановления Правительства Иркутской области от 30.12.2021 № 1093-пп «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», незаконным в части,

УСТАНОВИЛ:

Международное учреждение здравоохранения и дополнительного образования НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ (далее – НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ) обратилось в суд с административным иском о признании постановления Правительства Иркутской области от 30.12.2021 № 1093-пп «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», незаконным в части.

Определением от 19.05.2022 к производству суда принят дополнительный административный иск, дополняющий основания заявленных требований и уточняющий предмет административного иска (том 3 л.д. 177 – определение, том 3 л.д. 41-47 – дополнительный административный иск).

В обоснование заявленных требований с учетом дополнений и уточнений указано, что НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов является участником системы обязательного медицинского страхования в Иркутской области.

Данная Программа утверждена постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2021 № 1093-пп, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации.

В Приложении № 5 к Программе «Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации программы в 2022 году, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, стационарных условиях, скорую медицинскую помощь вне медицинской организации, медицинскую помощь, оказываемую в условиях дневных стационаров всех типов» установлено ограничение для НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ по виду оказываемой медицинской помощи -амбулаторный гемодиализ.

Полагают, что указанное положение нарушает законные права и интересы НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ, пациентов НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ, а также неограниченного круга граждан РФ в Иркутской области.

Правительство Иркутской области в Приложении № 5 вышло за рамки своих полномочий и определило не только в каких условиях представляется медицинская помощь, но и конкретный перечень медицинских услуг (гемодиализ), что противоречит требованиям ч. 2 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и ч. 6 ст. 36 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ обладает лицензией на оказание различных видов медицинской помощи, помимо амбулаторного гемодиализа, а также имеет возможность оказывать медицинскую помощь в условиях дневного стационара, паллиативную медицинскую помощь, скорую помощь, осуществлять лабораторные исследования, МСКТ и МРТ, проводить консультации узких специалистов и др.

Однако Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Иркутской области НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ установлены объемы только на процедуру диализа. Неоднократные обращения в Комиссию с просьбой о корректировке объемов оказания медицинской помощи остаются без ответа.

Просят суд с учетом уточнений признать постановление Правительства Иркутской области от 30.12.2021 г. № 1093-пп «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» незаконным в части указания в Приложении № 5 «Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации программы в 2022 году, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, стационарных условиях, скорую медицинскую помощь вне медицинской организации, медицинскую помощь оказываемую в условиях дневных стационаров всех типов» на оказание НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию исключительно в виде амбулаторного гемодиализа.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Николаев А.Н., ранее участвовавшие в судебных заседаниях генеральный директор Богдасарьян В.В., представители по доверенностям Пакулов В.Е., Чухломина К.В. заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске (том 1 л.д. 9-13), дополнительном иске (том 3 л.д. 41-47), письменных пояснениях (том 4 л.д. 35-39).

Представитель административного ответчика Правительства Иркутской области Сотников И.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в письменных возражениях, дополнительных возражениях (том 2 л.д. 39-54, том 4 л.д. 11-13, 47-53, 129-137).

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Министерства здравоохранения Иркутской области Сидорова М.В., ранее участвовавшая в судебных заседаниях представитель Галочкина Ю.П., возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в письменных возражениях, дополнительных возражениях (том 2 л.д. 1-8, том 4 л.д. 42-43, 88-94).

Определением от 22.07.2022 для участия в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Иркутской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в Иркутской области.

В судебном заседании представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования в Иркутской области Шатрова А.А. возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в письменных возражениях (том 4 л.д. 138-147).

Представитель Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен, о причинах неявки не сообщил.

Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, заключение прокурора Каримовой О.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч.ч. 7, 8, 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 2 и 3 ч. 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2021 № 1093-пп «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – Постановление № 1093-пп) утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Территориальная программа на 2022 год).

НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности ЛО-38-01-003942 (том 3 л.д. 49-51) и на основании уведомления (том 3 л.д. 92-161) включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в связи с чем, в силу ст. 208 КАС РФ, административный истец вправе обращаться в суд с настоящим административным иском об оспаривании отдельных положений вышеуказанного нормативного правового акта.

Проверяя полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого нормативного правового акта, его форму, вид, процедуру принятия, правила введения в действие, суд приходит к следующему.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого постановления) высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики, в том числе, в области здравоохранения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Согласно ст. 2 Закона Иркутской области от 05.03.2010 № 4-ОЗ «Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области» Правительство Иркутской области в сфере здравоохранения обеспечивает разработку, утверждает и обеспечивает реализацию территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 4 Закона Иркутской области от 18.11.2009 № 82/48-03 «О Правительстве Иркутской области» к полномочиям Правительства Иркутской области относится, в том числе, утверждение территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В соответствии с пп. 18 п. 7 Положения о Министерстве здравоохранения Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 16.07.2010 №174-пп, к функциям Министерства здравоохранения Иркутской области относится разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

В соответствии с ч. 9 ст. 36 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ) для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Иркутской области разрабатывает проект территориальной программы обязательного медицинского страхования на территории Иркутской области, Министерство здравоохранения Иркутской области разрабатывает проект территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Иркутской области, включающий территориальную программу обязательного медицинского страхования, а Правительство Иркутской области утверждает территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Иркутской области.

В соответствии с ч. 9 ст. 36 Федерального закона № 326-ФЗ, п. 1, 3, 7, 15 Положения о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющегося приложением № 1 к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 28.02.2019 108н (далее - Положение о комиссии) в состав комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее – Комиссия) на паритетных началах входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

Персональный состав Комиссии утверждается правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Подготовленный проект территориальной программы Комиссия представляет исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья и территориальному фонду.

Персональный состав Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Иркутской области утвержден постановлением Правительства Иркутской области от 12.11.2011 № 394-пп с последующими изменениями, внесенными постановлениями Правительства Иркутской области 11.01.2013 № 3-пп, от 10.09.2014 № 440-пп, от 27.01.2015 № 17-пп, от 10.11.2015 № 554-пп, от 18.04.2017 № 457-пп, от 12.08.2019 № 617-пп, от 16.01.2020 № 17-пп, от 30.09.2020 № 794-пп, от 26.10.2020 № 873-пп, от 27.11.2020 № 975-пп, от 14.12.2021 № 990-пп (том 4 л.д. 28-33).

На момент разработки проекта Территориальной программы на 2022 год Комиссия действовала в следующем составе:

- председатель комиссии - ФИО28 (министр здравоохранения Иркутской области);

- секретарь комиссии – ФИО29 (директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования в Иркутской области);

- члены комиссии – ФИО30 (председатель общественной организации «Ассоциация медицинских и фармацевтических работников Иркутской области), ФИО31 (председатель Иркутской областной организации Профсоюза работников здравоохранения РФ), ФИО32 – полномочный представитель Всероссийского союза страховщиков по медицинскому страхованию в Иркутской области, директор Иркутского филиала АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед», ФИО33 – главный врач ГБУЗ Иркутской области «Знак Почета» областной клинической больницы.

Факт разработки Комиссией проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования Иркутской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, его представление Министерству здравоохранения Иркутской области для включения в проект Территориальной программы на 2022 год подтверждается протоколом Рабочей группы при Комиссии от 27.12.2021 (том 4 л.д. 170-205), протоколом заседания Комиссии от 29.12.2021 (том 4 л.д. 206-238).

Разработка Министерством здравоохранения Иркутской области проекта Территориальной программы на 2022 год подтверждается утверждением Правительством Иркутской области Территориальной программы на 2022 год.

В соответствии со ст. 64 Устава Иркутской области, ст. 1 Закона Иркутской области от 18.11.2009 № 82/48-оз «О Правительстве Иркутской области» (далее – Закон № 82/48-оз) Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.

В силу ст. 5 Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» (далее – Закон № 1-оз) Правительство Иркутской области является субъектом правотворческой деятельности.

Согласно ст. 67 Устава Иркутской области, ст. 5 Закона № 82/48-оз, ст. 12 Закона № 1-оз Правительство Иркутской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области, правовых актов Губернатора Иркутской области принимает нормативные правовые акты в форме постановлений и акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) в форме распоряжений.

Правовые акты Правительства Иркутской области должны содержать указания на положения правовых актов, на основании и во исполнение которых они принимаются.

В соответствии со ст. 66 Устава Иркутской области, ст. 10 (1) Закона № 82/48-оз, ст. 12 Закона № 1-оз правовые акты Правительства Иркутской области подписывает Первый заместитель Губернатора Иркутской области – Председатель Правительства Иркутской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 Закона № 1-оз правовые акты Правительства Иркутской области вступают в силу с момента их подписания, если иной порядок не установлен соответствующим правовым актом Правительства Иркутской области.

В соответствии с ч. 2(1) ст. 54 Закона № 1-оз, ч. 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 12.03.2010 № 10-оз «О печатном средстве массовой информации, учреждаемом органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации», ч. 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 10.07.2014 № 90-оз «О сетевом издании, учреждаемом для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации» официальное опубликование правовых актов области осуществляется:

- в печатном средстве массовой информации - общественно-политическая газета «Областная»;

- в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru);

- на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Постановление № 1093-пп подписано уполномоченными лицами - первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области ФИО34, действующим на основании указа Губернатора Иркутской области № 69-угк от 19.09.2020 в редакции указа Губернатора Иркутской области № 99-угк от 30.09.2020.

Согласно п. 2, 3 Постановления № 1093-пп настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете «Областная», в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru), а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Вступает в силу через 10 календарных дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022.

Постановление № 1093-пп опубликовано в общественно-политической газете «Областная» 07.02.2022, выпуск № 13 (2359), на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30.12.2021 номер опубликования Номер изъят, а также на «Официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru) 10.01.2022.

В настоящее время Постановление № 1093-пп действует в редакции постановлений Правительства Иркутской области от 31.01.2022 № 50-пп, от 09.03.2022 № 166-пп, от 28.03.2022 № 222-пп, от 29.04.2022 № 336-пп, от 08.06.2022 № 448-пп, от 22.07.2022 № 567-пп, от 05.09.2022 № 691-пп, от 30.09.2022 № 753-пп.

Указанные нормативные правовые акты подписаны первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области ФИО35., действующим на основании указов Губернатора Иркутской области от 19.09.2020 № 69-угк, 30.09.2020 № 98-угк.

Процедура опубликования указанных постановлений, вносящих изменения в Постановление № 1093-пп, в общественно-политической газете «Областная», на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), а также на «Официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru) соблюдена.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его полномочий, с соблюдением формы, вида, процедуры принятия, правил введения его в действие.

Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Из содержания административного иска следует, что административным истцом оспариваются положения Приложения № 5 Постановления № 1093-пп без указания какой-либо редакции данного нормативного правового акта, в связи с чем, исходя из разъяснений, приведенных в абз. 2 п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», с учетом позиции стороны административного истца суд рассматривает заявление об оспаривании положений Постановления № 1093-пп как требование об оспаривании основных нормативных положений указанного нормативного правового акта в действующей редакции.

НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ включено в Приложение № 5 Территориальной программы на 2022 год «Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации программы в 2022 году, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, стационарных условиях, скорую медицинскую помощь вне медицинской организации, медицинскую помощь, оказываемую в условиях дневных стационаров всех типов» как медицинская организация, оказывающая за счет средств обязательного медицинского страхования медицинскую помощь в амбулаторных условиях (строка 1 столбец 8).

В графе 2 «Наименование медицинской организации» рядом с наименованием НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ указа сноска (1).

В конце Приложения № 5 содержится расшифровка обозначения (1): Амбулаторный гемодиализ. Одно обращение включает в среднем 13 процедур планового амбулаторного гемодиализа. 12-14 в зависимости от календарного месяца. Консультации врачей специалистов, лабораторные исследования для пациентов, получающих плановый амбулаторный гемодиализ, оплачиваются в соответствии с порядком проведения взаимных расчетов между медицинскими организациями, участвующими в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что Приложение № 5 Постановления № 1093-пп противоречит требованиям ч. 2 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ и ч. 6 ст. 36 Федерального закона № 326-ФЗ, поскольку определяет конкретный вид медицинской услуги – амбулаторный гемодиализ, который может оказывать НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ по обязательному медицинскому страхованию, ограничивая тем самым их права.

Согласно ч. 1 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Правила общего характера, касающиеся содержания территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, закреплены в ч. 2 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ, в соответствии с которой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают:

1) целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

2) перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования;

3) порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке;

4) порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;

5) перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

6) перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

7) объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;

8) объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования;

9) перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

10) порядок и размеры возмещения расходов, связанных с оказанием гражданам медицинской помощи в экстренной форме.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.

Правила общего характера, касающиеся содержания территориальных программ обязательного медицинского страхования, закреплены в ч. 2 и ч. 6 ст. 36 Федерального закона № 326-ФЗ.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 36 Федерального закона № 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо. Указанные в настоящей части значения нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения.

В соответствии с ч. 6 ст. 36 Федерального закона № 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.

Территориальная программа на 2022 год, включающая территориальную программу обязательного медицинского страхования, содержит в своем составе обязательные положения, перечисленные вышеуказанными правовыми нормами.

Оспариваемое административным истцом Приложение № 5 Территориальной программы на 2022 год содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также определяет условия оказания медицинской помощи в них, предусмотренные ч. 3 ст. 32 Федерального закона № 323-ФЗ (амбулаторные условиях, стационарные условия, скорая медицинская помощь вне медицинской организации, медицинская помощь, оказываемая в условиях дневных стационаров), что соответствует требованиям ч. 6 ст. 36 Федерального закона № 326-ФЗ.

Наличие сноски (1) в Приложении № 5 не свидетельствует о том, что НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ указанным нормативным правовым актом установлены объемы оказания медицинской помощи только по амбулаторному гемодиализу.

Так, указанная сноска фактически содержит информацию о количестве процедур планового амбулаторного гемодиализа в течение месяца, а также о способе оплаты медицинской организации проведенных ею консультаций врачей специалистов, лабораторных исследований для пациентов, получающих плановый амбулаторный гемодиализ.

Иные сноски Приложения № 5 (2)-(6) также содержат информацию о способах оплаты определенных видов медицинских услуг, диагностических исследований, оказываемых иными медицинскими учреждениями.

Необходимость указания в территориальной программе обязательного медицинского страхования способов оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, прямо закреплено в ч. 6 ст. 36 Федерального закона № 326-ФЗ.

Указание на способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, и в текстовой части Территориальной программы на 2022 год (раздел IV), и частично в Приложении № 5 может свидетельствовать лишь о нелогичности изложения нормативных правовых норм, но не является основанием для признания их недействующими.

Свидетель ФИО36, член рабочей группы Комиссии по подготовке предложений для включения в проект территориальной программы обязательного медицинского страхования, допрошенная в судебном заседании, пояснила, что сноска (1) не устанавливает конкретный вид медицинской услуги, которую может оказывать НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ, а регламентирует порядок оплаты оказанной услуги по амбулаторному гемодиализу и порядок оплаты иных услуг путем взаиморасчетов между медицинскими организациями.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что административный истец неверно трактует содержание и фактический смысл сноски (1) Приложения № 5.

Позиция административного истца о том, что именно оспариваемое Приложение № 5 Постановления № 1093-пп установило для НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ возможность оказания услуг в рамках обязательного медицинского страхования только по амбулаторному гемодиализу, является необоснованной по следующим основаниям.

Из ч.ч. 9, 10 ст. 36 Федерального закона № 326-ФЗ, п. 4 Положения о комиссии следует, что Комиссия, наряду с разработкой проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования, распределяет на отчетный год и перераспределяет в течение года объемы предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи между медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации.

Распределение объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи между медицинскими организациями осуществляется Комиссией в пределах и на основе установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования объемов предоставления медицинской помощи.

Территориальной программой на 2022 год установлены общие объемы предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи (разделы V- VII, Приложения № 8-13).

При этом объемы предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи по конкретным медицинским организациям, в том числе, и по НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ, Территориальной программой на 2022 год не установлены.

Распределение объемов, в силу вышеуказанных правовых норм, производится решением Комиссии, принимаемым уже после утверждения Территориальной программы на 2022 год.

Несогласие административного истца с решением Комиссии по распределению объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, длительное не рассмотрение Комиссией заявлений административного истца о перераспределении объемов может являться основаниям для оспаривания соответствующих решений, действий, бездействий в установленном законом порядке и не свидетельствует о несоответствии требованиям закона Постановления № 1093-пп.

Несогласие административного истца с тем, что Приложением № 5 НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ предоставлена возможность оказания медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования только в амбулаторных условиях, основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим не является.

В соответствии с п. 5, 6 Положения о комиссии в целях разработки проекта территориальной программы Комиссия на заседаниях:

рассматривает информацию:

исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья по объемам медицинской помощи, требуемым для предоставления застрахованным лицам на предстоящий год;

территориального фонда о численности застрахованных лиц в субъекте Российской Федерации в разрезе половозрастных групп на основе регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц, реестра страховых медицинских организаций и реестра медицинских организаций;

2) рассматривает предложения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций по:

видам медицинской помощи, перечню заболеваний, порядку и условиям предоставления медицинской помощи, включая сроки ожидания медицинской помощи, значениям нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо с учетом объемов медицинской помощи, оказываемых застрахованным лицам медицинскими организациями в других субъектах Российской Федерации, нормативам финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативам финансового обеспечения территориальной программы в расчете на одно застрахованное лицо, способам оплаты медицинской помощи и тарифам в соответствии с требованиями, установленными базовой программой и в дополнение к базовой программе;

целевым значениям критериев доступности и качества медицинской помощи;

перечню направлений использования средств обязательного медицинского страхования при установлении дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой;

участию медицинских организаций в реализации территориальной программы в части заявленных объемов оказания медицинской помощи, с учетом показателей эффективности деятельности медицинских организаций;

3) анализирует соответствие показателей объемов предоставления медицинской помощи и нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой и базовой программой.

При разработке проекта территориальной программы Комиссией учитываются порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации, стандарты медицинской помощи, особенности половозрастного состава застрахованных лиц, уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации по данным медицинской статистики, климатические, географические особенности субъекта Российской Федерации, транспортная доступность медицинских организаций, сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения.

Согласно п. 12 Положения о комиссии для рассмотрения отдельных вопросов и подготовки необходимых предложений, оперативного перераспределения объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, распределенных между медицинскими организациями, при Комиссии могут создаваться рабочие группы.

Решением Комиссии № 52 от 30.08.2021 (том 4 л.д. 167-169) создана Рабочая группа по подготовке предложений для включения в проект территориальной программы обязательного медицинского страхования на соответствующий год и плановый период, утвержден ее состав и Регламент работы.

В соответствии с Регламентом работы Рабочей группы, к ее функциям относятся:

- Рассмотрение информации:

Министерства здравоохранения Иркутской области по объемам медицинской помощи, требуемым для предоставления застрахованным лицам на предстоящий год;

ТФОМС Иркутской области о численности застрахованных лиц в Иркутской области в разрезе половозрастных групп на основе регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц, реестра страховых медицинских организаций и реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в Иркутской области в 2021 году.

- Рассмотрение и проведение анализа предложений министерства здравоохранения Иркутской области, ТФОМС Иркутской области, страховых медицинских организаций и медицинских организаций по:

видам медицинской помощи, перечню заболеваний, порядку и условиям предоставления медицинской помощи, включая сроки ожидания медицинской помощи, значениям нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо с учетом объемов медицинской помощи, оказываемых застрахованным лицам медицинскими организациями в других субъектах Российской Федерации, нормативам финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативам финансового обеспечения территориальной программы в расчете на одно застрахованное лицо, способам оплаты медицинской помощи и тарифам в соответствии с требованиями, установленными базовой программой и в дополнение к базовой программе;

целевым значениям критериев доступности и качества медицинской помощи;

перечню направлений использования средств обязательного медицинского страхования при установлении дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой;

участию медицинских организаций в реализации территориальной программы в части заявленных объемов оказания медицинской помощи, с учетом показателей эффективности деятельности медицинских организаций.

- Проведение анализа соответствия показателей объемов предоставления медицинской помощи и нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой и базовой программой.

- Подготавливать предложения с учетом порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций, стандартов медицинской помощи, особенностей половозрастного состава застрахованных лиц, уровня и структуры заболеваемости населения Иркутской области по данным медицинской статистики, климатических, географических особенностей Иркутской области, сбалансированности объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения.

- Проведение оценки возможности реализации заявленных конкретными медицинскими организациями объемов медицинской помощи на основании показателей оценки эффективности деятельности медицинских организаций, установленных Комиссией в Иркутской области.

- В сроки, установленные Комиссией, предоставляет в Комиссию в Иркутской области предложения для включения в проект территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Таким образом, Рабочая группа при Комиссии рассматривает все поступающие в Комиссию документы и формирует предложения для включения в проект территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Решением Рабочей группы от 27.12.2021 (том 4 л.д. 170-182) подготовлены предложения для включения в проект территориальной программы обязательного медицинского страхования Иркутской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.

Из указанного протокола следует, что данный документ разработан Рабочей группой на основании информации, перечисленной в пп. 1, 2 п. 4 Положения о комиссии, представленной Министерством здравоохранения Иркутской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Иркутской области, страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями,

При этом Рабочей группой проанализировано соответствие показателей объемов предоставления медицинской помощи и нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой и базовой программой, что предусмотрено пп. 3 п. 4 Положения о комиссии, а также проведена оценка возможности реализации заявленных конкретными медицинскими организациями объемов медицинской помощи на основании показателей эффективности деятельности медицинских организаций, что предусмотрено пп. 2 п. 4 Положения о комиссии.

Показатели эффективности деятельности медицинских организаций, позволяющих провести оценку возможности реализации заявленных медицинской организацией объемов медицинской помощи, утверждены решением Комиссии № 35 от 23.10.2019 (том 4 л.д. 161-166).

Свидетель ФИО37, член Рабочей группы по подготовке предложений для включения в проект территориальной программы обязательного медицинского страхования, допрошенная в судебном заседании пояснила, что Рабочей группой были проанализированы все поступившие предложения и документы из Министерства здравоохранения Иркутской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, после чего сформированы предложения для включения в проект территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Из протокола заседания Рабочей группы от 27.12.2021 (том 4 л.д. 170-205), следует, что проанализировав представленные документы, Рабочая группа пришла к выводу о предоставлении НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ возможности оказания в рамках обязательного медицинского страхования медицинской помощи в амбулаторных условиях, что нашло отражение в соответствующем приложении к данному протоколу.

Указанное предложение Рабочей группы впоследствии включено Комиссией в проект территориальной программы обязательного медицинского страхования (протокол от 29.12.2021), а затем утверждено Постановлением № 1093-пп в составе Территориальной программы на 2022 год.

В соответствии с ч. 4 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются:

1) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи;

2) особенности половозрастного состава населения;

3) уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики;

4) климатические и географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций;

5) сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, в том числе уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Аналогичные показатели учитываются и при формировании проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования, что закреплено в п. 6 Положения о комиссии.

Из протокола заседания Комиссии от 29.12.2021 (том 4 л.д. 206-238) следует, что при разработке проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования учтены порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации, стандарты медицинской помощи, особенности половозрастного состава застрахованных лиц, уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации по данным медицинской статистики, климатические, географические особенности субъекта Российской Федерации, транспортная доступность медицинских организаций, сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения.

Доказательств того, что при определении для НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ условий оказания медицинской помощи Комиссией не были проанализированы какие-либо из представленных документов, либо не учтены положения, установленные в п. 5, 6 Положения о комиссии суду не представлено.

Установление для НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ возможности оказания медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования только в амбулаторных условиях, не свидетельствует о нарушении прав административного истца, поскольку действующим законодательством не закреплена обязанность Комиссии по предоставлению медицинской организации возможности оказания медицинской помощи, оплачиваемой за счет средств обязательного медицинского страхования, по всем заявленным в уведомлении о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций условиям, видам, формам оказаниям медицинской помощи.

Неоплата административному истцу в рамках обязательного медицинского страхования услуг за оказанную медицинскую помощь, в том числе, и со ссылкой на Постановление № 1093-пп, правового значения при рассмотрении настоящего дела не имеет.

Доводы административного истца о том, что в отношении проекта Постановления № 1093 не проведена антикоррупционная экспертиза, являются необоснованными и не принимаются судом во внимание.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:

1) прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;

3) органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся, в том числе, прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

В силу ст. 4 Федерального закона № 172-ФЗ выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, со стороны прокуратуры требований об изменении нормативного правового акта в связи с выявлением в нем коррупциогенных факторов вынесено не было, равно как и не было обращений в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ч. 2 Федерального закона № 172-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.2000 № 904, доступ к текстам нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, их учетным номерам, реквизитам и сведениям об источниках их официального опубликования, содержащимся в федеральном регистре, обеспечивается через портал Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф).

На указанном сайте, находящимся в свободном доступе, имеются сведения о включении оспариваемого Постановления № 1093-пп в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также сведения о соответствии его законодательству РФ.

Включение данного нормативного правового акта в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в силу вышеуказанных положений Федерального закона № 172-ФЗ, свидетельствует о проведении Министерством юстиции РФ в отношении него антикоррупционной экспертизы.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Согласно Порядку проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Иркутской области и их проектов, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 12.01.2015 № 3-пп, исполнительные органы государственной власти Иркутской области проводят антикоррупционную экспертизу подготавливаемых ими проектов актов, а также действующих актов при мониторинге их правоприменения.

Таким образом, принятие Правительством Иркутской области оспариваемого Постановления № 1093-п свидетельствует о проведении антикоррупционной экспертизы проекта данного нормативного правового акта.

В соответствии с п.п. 11-13 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Иркутской области и их проектов организации и граждане вправе в инициативном порядке за счет собственных средств участвовать в проведении независимой антикоррупционной экспертизы действующих актов и проектов актов.

Независимая экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции РФ в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы, в установленном законодательством порядке.

В целях обеспечения возможности проведения независимой экспертизы в Иркутской области гарантируется доступ экспертов к текстам действующих и проектов актов путем их размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов актов в качестве раздела официального портала Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» создается «Единый портал независимой антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Иркутской области».

Согласно Указу Губернатора Иркутской области от 17.09.2018 № 182-уг «О едином портале независимой антикоррупционной экспертизы, оценки регулирующего воздействия и общественного обсуждения» на «Едином портале независимой антикоррупционной экспертизы, оценки регулирующего воздействия и общественного обсуждения» (regulation.irkobl.ru) подлежат размещению проекты нормативных правовых актов Иркутской области, нормативные правовые акты Иркутской области в целях проведения их независимой антикоррупционной экспертизы.

Проект оспариваемого Постановления № 1093-пп, а также проекты постановлений, вносящих в него изменения, опубликованы на «Едином портале независимой антикоррупционной экспертизы, оценки регулирующего воздействия и общественного обсуждения» (regulation.irkobl.ru) с указанием сроков проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого Постановления № 1093-пп положения законодательства об антикоррупционной экспертизе нарушены не были.

Доводы административного истца о том, что оспариваемое Постановление № 1093-пп нарушает права пациентов НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ и неограниченного круга лиц, не принимаются судом во внимание, поскольку НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ, в силу действующих федеральных конституционных законов, КАС РФ и иных федеральных законов, не имеет полномочий на обращение в суд с административным иском в защиту интересов иных лиц, неограниченного круга лиц.

Давая оценку представленным доказательствам в совокупности и их взаимной связи, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом положения Постановления № 1093-пп не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, в связи с чем в удовлетворении заявленных административных исковых требований следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Международного учреждения здравоохранения и дополнительного образования НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ о признании постановления Правительства Иркутской области от 30.12.2021 № 1093-пп «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», незаконным в части указания в Приложении № 5 «Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации программы в 2022 году, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных, стационарных условиях, скорую медицинскую помощь вне медицинской организации, медицинскую помощь, оказываемую в условиях дневных стационаров всех типов» на оказание Международным учреждением здравоохранения и дополнительного образования НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию исключительно в виде амбулаторного гемодиализа отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представления в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28.10.2022.

Судья С.Н. Банщикова