НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 14.05.2018 № 3А-150/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 мая 2018 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре Седых М.А., с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Ремстройсервис» Стрельцова В.А., действующего на основании доверенности от 12 апреля 2017 года, представителя административного ответчика Службы по тарифам Иркутской области Чекурковой И.В., действующей на основании доверенности <номер изъят> от 30 октября 2017 года, прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области Шебетниковой Ж.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-5/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ремстройсервис» к Службе по тарифам Иркутской области о признании не действующим в части нормативно-правового акта органа государственной власти,

У С Т А Н О В И Л :

В обоснование исковых требований административный истец указал, что приказом Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2016 года № 506-спр «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую электростанцией ООО «Ремстройсервис», с использованием которой осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничном рынке на территории, не объединенной в ценовые зоны оптового рынка», опубликованным на официальном сайте Службы по тарифам Иркутской области http://irkobl.ru/sites/sti/ установлены тарифы для ООО «Ремстройсервис». Методом регулирования Службой по тарифам выбран метод экономически обоснованных затрат.

Административный истец является компанией, осуществляющей производство и поставку электрической энергии на территории п. Аршан Тулунского района Иркутской области.

ООО «Ремстройсервис» представило в Службу по тарифам Иркутской области заявление от 25 апреля 2016 года об установлении тарифов на электрическую энергию на 2017 год с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

Учет экономически обоснованных расходов является обязательным элементом тарифного регулирования, направленным на реализацию таких принципов регулирования, как обеспечение экономической обоснованности расходов организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии, а также обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем электроснабжения.

Применение метода экономически обоснованных расходов (затрат) предполагает выявление таких расходов, которые были бы целесообразны и в конечном итоге направлены на извлечение прибыли в дальнейшем. Действующее законодательство не содержит понятия экономически обоснованных затрат.

По смыслу Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее Основы ценообразования), определяющих необходимую валовую выручку как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования, экономически обоснованными расходами являются затраты, необходимые регулируемой организации по экономическим или иным основаниям либо связанные с получением дохода.

Административный истец полагает, что при определении необходимой валовой выручки предприятия при принятии приказа Службой по тарифам Иркутской области в нарушение пункта 1 статьи 20, пунктов 1, 2 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», абзаца 9 пункта 7, пунктов 17, 18, 21 Основ ценообразования на основании документов, представленных обществом, необоснованно исключены из необходимой валовой выручки планируемые предприятием и фактически понесенные затраты по статьям «Топливо на технологические цели», «Затраты на оплату труда», «Отчисления на социальные нужды», «Выпадающие расходы».

ООО «Ремстройсервис» просит суд признать пункт 1 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2016 года № 506-спр «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую электростанцией ООО «Ремстройсервис», с использованием которой осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничном рынке на территории, не объединенной в ценовые зоны оптового рынка», а также приложение к названному приказу в части установления одноставочного тарифа на электрическую энергию для прочих потребителей с 1 января 2017 года по 30 июня 2017 года и с 1 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года в размере 18,69 руб./кВт.ч. не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не действующим в указанной части со дня его принятия.

Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Аршанского сельского поселения Иркутской области, Федеральная антимонопольная служба, Министерство энергетики Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Ремстройсервис» Стрельцов В.В., действующий на основании доверенности, административный иск поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнительных письменных объяснениях.

В судебном заседании представитель административного ответчика Службы по тарифам Иркутской области Чекуркова И.В., действующая на основании доверенностей, административный иск не признала, поддержала доводы возражений на административное исковое заявление с учетом дополнительных пояснений, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Заинтересованное лицо Администрация Аршанского сельского поселения Иркутской области, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации в связи с нехваткой денежных средств в бюджете Аршанского муниципального образования и удаленности п. Аршан от г. Иркутска.

Заинтересованное лицо Федеральная антимонопольная служба, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя, в котором указала, что судебный акт по настоящему делу не повлияет на права и обязанности антимонопольного органа по отношению к сторонам.

Заинтересованное лицо Министерство энергетики Российской Федерации, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Суд с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела и материалы тарифного дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Как предусмотрено частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 6 указанной статьи административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд на основании части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2016 года № 506-спр на период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года установлены тарифы на электрическую энергию (мощность), производимую электростанцией ООО «Ремстройсервис», с использованием которой осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничном рынке на территории, не объединенной в ценовые зоны оптового рынка.

В силу абзаца 4 пункта 3 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Закон об электроэнергетике) на розничных рынках государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.

На основании части 4 статьи 21 Закона об электроэнергетике полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Службе по тарифам Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 7 июня 2012 года № 303-пп, Служба по тарифам Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Иркутской области, в том числе в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию (л.д. 25-27 том 5).

В соответствии со статьей 13 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» исполнительные органы государственной власти области издают нормативные правовые акты в форме приказов.

Приказы исполнительного органа государственной власти издаются его руководителем путем их подписания.

Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2016 года № 506-спр подписан руководителем Службы по тарифам Иркутской области А.Р. Халиулиным, действующим на основании распоряжения Губернатора Иркутской области от 20 октября 2015 года № 718-рк с изменениями от 10 октября 2016 года № 644-рк (л.д. 17 том 5).

Таким образом, оспариваемый приказ является нормативным правовым актом, поскольку издан уполномоченным органом в рамках установленного законодательством порядка, содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений в сфере электроэнергетики.

Процедура принятия тарифных решений в сфере электроэнергетики регламентируется Правилами регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее Правила регулирования) и Регламентом установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и Формой принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 28 марта 2013 года № 313-э (далее Регламент).

Согласно пункту 12 Правил регулирования, пункту 23 Регламента организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка.

Перечень обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению, определен пунктом 17 Правил регулирования и пунктом 2 Регламента.

В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования торговля электрической энергией и мощностью на территориях неценовых зон оптового рынка осуществляется по ценам (тарифам) или в рамках предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), определенным исходя из регулируемых цен (тарифов), установленных для поставщиков. При определении регулируемых цен (тарифов) для поставщиков на территориях неценовых зон может применяться любой из методов регулирования, предусмотренных пунктом 12 Основ ценообразования.

Проверяя процедуру принятия оспариваемого приказа, суд установил, что ООО «Ремстройсервис» в Службу по тарифам Иркутской области представлено предложение об установлении тарифов на электрическую энергию на 2017 год с указанием выбранного метода регулирования – метод экономически обоснованных расходов (затрат) (исх. № 25/04-22 от 25 апреля 2016 года).

На основании пункта 20 Правил регулирования, пункта 27 Регламента регулирующий орган в течение 14 дней с даты регистрации заявления проводит анализ указанного предложения, по результатам которого принимается решение об открытии дела об установлении цен (тарифов) либо об отказе в открытии дела.

Предложение ООО «Ремстройсервис» поступило в Службу по тарифам Иркутской области 26 апреля 2017 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции № 79-19-2581/16 от 26 апреля 2017 года (л.д. 1-7 том 7 дела об установлении тарифов).

13 мая 2017 года Службой по тарифам Иркутской области издано распоряжение № 147 об открытии с 26 апреля 2016 года дела об установлении тарифов на производство электрической энергии в 2017 году для ООО «Ремстройсервис» с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

После совершения указанных действий орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев (пункт 22 Правил регулирования).

Решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа.

Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней должна быть извещена (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания коллегиального органа регулирующего органа и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомлена с его материалами, включая проект решения (пункт 25 Правил регулирования).

Заседание Правления Службы по тарифам Иркутской области проведено 27 декабря 2016 года правомочным составом Правления с участием представителя ООО «Ремстройсервис» Захаровой Т.Ф., кворум имелся (распоряжения Службы по тарифам Иркутской области от 26 октября 2015 года № 16-Т «О составе Правления службы по тарифам Иркутской области» с изменениями от 21 декабря 2015 года № 19-Т).

Нормативные правовые акты, принимаемые (издаваемые), в том числе, министерствами и иными исполнительными органами государственной власти Иркутской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию.

Официальное опубликование правового акта Иркутской области осуществляется для всеобщего сведения посредством помещения текста правового акта области, полностью совпадающего с официально принятым, включая все приложения, с указанием всех его реквизитов в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, учрежденных органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации, а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru (статьи 53, 54 Закона Иркутской области № 1-оз).

Оспариваемый приказ от 28 декабря 2016 года № 506-спр опубликован в общественно-политической газете «Областная» от 30 декабря 2016 года № 146 (1610) (л.д. 16 том 5) и размещен для всеобщего сведения в сети «Интернет».

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с предусмотренной действующим законодательством процедурой и опубликован в установленном законом порядке.

Административный истец полагает свои права нарушенными, указывая, что при принятии оспариваемого приказа Службой по тарифам Иркутской области необоснованно исключены из необходимой валовой выручки планируемые предприятием и фактически понесенные затраты по статьям «Топливо на технологические цели», «Затраты на оплату труда», «Отчисления на социальные нужды», «Выпадающие расходы».

В силу пункта 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике к числу общих принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, в том числе, относятся: достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее Основы ценообразования).

На основании пункта 4 Основ ценообразования установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Законом об электроэнергетике и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования под необходимой валовой выручкой (далее – НВВ) понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Согласно пункту 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.

Пунктом 16 Основ ценообразования установлено, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Пунктами 17 и 18 Основ ценообразования предусмотрено, что в необходимую валовую выручку включаются планируемые в расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), а так же расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включающие в себя в том числе расходы на топливо.

Согласно пункту 32 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 данных Основ.

В соответствии с пунктом 21 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа) расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определялись на основе:

1) нормативов удельного расхода топлива с помесячной и ежегодной разбивкой (за исключением ядерного) на производство 1 кВт.ч электрической энергии и 1 Гкал тепловой энергии, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) цен на топливо в соответствии с пунктом 30 настоящего документа;

3) определяемой в установленном порядке потребности в ядерном топливе энергоблоков атомных электростанций, включая создание на них страхового запаса ядерного топлива;

4) расчетных объемов потребления топлива (за исключением ядерного) с учетом структуры и динамики его использования, сложившейся за последние 3 года;

5) нормативов создания запасов топлива (за исключением ядерного), рассчитываемых в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.

В соответствии с Положением о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 № 400, Министерство энергетики Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в полномочия которого входит утверждение нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической энергии, а также нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.

Исходя из чего, утверждение нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической энергии субъекту электроэнергетики, производящему электрическую энергию при отсутствии производства тепловой энергии (дизельным электростанциям при отсутствии теплоутилизационной установки) осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 64 Порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 323, под нормативом удельного расхода топлива понимается максимально допустимая технически обоснованная мера потребления топлива на единицу электрической энергии, отпускаемой дизельной электростанцией в электрическую сеть. Электрическая энергия, отпущенная в электрическую сеть определяется как электрическая энергия, произведенная дизель-генераторами, за вычетом электрической энергии, использованной на собственные нужды дизельной электростанцией, и переданная в электрическую сеть.

Как следует из пункта 78.4 указанного выше Порядка, расход электроэнергии на собственные нужды дизельной электростанции принимается по данным, приведенным в проекте дизельной станции, а также при отсутствии данных в проекте дизельной электростанции принимается до 4% от произведенной электроэнергии.

Таким образом, в соответствии с пунктами 64 и 78.4 оговоренного выше Порядка, при определении объема дизельного топлива, необходимого электроснабжающей организации для оказания услуг электроснабжения, следует учитывать величину отпуска электрической энергии, если в расчете учитывается норматив удельного расхода топлива на отпущенную электрическую энергию, а не величину выработки электрической энергии дизельной электростанцией.

Расчет тарифов на электрическую энергию методом экономически обоснованных расходов производится регулирующим органом в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года № 20-э/2 (далее Методические указания № 20-э/2).

Судом установлено, что при установлении цен (тарифов) на 2017 год Службой по тарифам Иркутской области в отношении ООО «Ремстройсервис» применялся метод экономически обоснованных расходов (затрат), регулируемый пунктами 15 - 31 Основ ценообразования.

Из материалов административного и представленного суду тарифного дела № 2016/36-э следует, что ООО «Ремстройсервис» для установления тарифов на 2017 год представило в Службу по тарифам Иркутской области заявление об установление тарифа, а также обосновывающие материалы.

Службой по тарифам Иркутской области была проведена проверка, выводы по которой отражены в Заключении экспертизы (по делу № 2016/36-э) по результатам проверки материалов ООО «Ремстройсервис» для установления тарифа на электрическую энергию, поставляемую потребителям с. Аршан Тулунского района Иркутской области на 2017 год (далее – Заключение экспертизы по тарифному делу № 2016/36-э), а также в Дополнительном заключении к указанному выше заключению экспертизы (далее – Дополнительное заключение) (л.д. 62-74, т. 1).

Согласно данному заключению ООО «Ремстройсервис» среди других документов, обосновывающих заявленные им расходы по статье «Топливо на технологические цели», были представлены Службе счета-фактуры, платежные поручения, товарные накладные, акты, карточка счета 10 за 2015 год, сведения о фактических объемах полезного отпуска по группам потребителей за 2015 год, отчет о выработке электрической энергии, утвержденный главой Аршанского сельского поселения за 2015 год, журнал учета электрической энергии за 2015 год и 9 месяцев 2016 года, график работы ДЭС в 2017 году, отчеты об использовании субсидий за счет средств областного бюджета в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с приобретением и доставкой топливно-энергетических ресурсов для оказания услуг в сфере электро-, тепло- и горячего водоснабжения за 2015 год и 3 квартал 2016 года.

Норматив расхода топлива на 2017 год для ООО «Ремстройсервис» утвержден Приказом Минэнерго России от 15 апреля 2016 года № 309 «Об утверждении нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической энергии, а также нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более на 2017 год» в размере 416,4 г.у.т./кВт.ч.

Как следует из представленного административным истцом Службе расчета потребности в дизельном топливе на 2017 год, количество топлива необходимого на технологические цели составило 348,140 тонн исходя из выработки электрической энергии на 2017 год принятой Службой в Дополнительном заключении в размере 1224,120 тыс. кВт.ч. (л.д. 73 т. 1).

Вместе с тем, в нарушение пп. 1 пункта 21 Основ ценообразования Службой без законных на то оснований при наличии утвержденного уполномоченным органом норматива расхода топлива на 2017 год принята средняя фактическая норма расхода топлива за 2013-2015 год в размере 256,95 г/кВт.ч. и определена потребность в дизельном топливе на эти нужды в 2017 году в размере 314,54 тонн.

Доводы административного ответчика, заявленные в ходе рассмотрения дела в суде, а также изложенные в Заключение экспертизы по тарифному делу № 2016/36-э о том, что ООО «Ремстройсервис», обращаясь с заявлением об установлении тарифа на 2017 год не представило обоснование и пояснения относительно ежегодного увеличения фактической нормы расхода топлива не могут быть приняты судом во внимание, так как материалы тарифного дела содержат необходимые документы для разрешения возникших у Службы сомнений по данному вопросу, а из Заключения экспертизы по тарифному делу № 2016/36-э и Дополнительному заключению следует, что представленный ООО «Ремстройсервис» расчет тарифов и форма представленных им Службе материалов соответствует требованиям, утвержденным нормативно-методическими документами по вопросу об установлении тарифов (цен) (л.д. 62, т. 1).

Кроме того, рост объема отпуска электрической энергии потребителям подтверждается представленными административным истцом суду доказательствами, а также подтвержден вступившим в законную силу на момент рассмотрения настоящего административного дела решением арбитражного суда Иркутской области по арбитражному делу по иску А19-9439/2017 по иску ООО «Ремстройсервис» к Иркутской области в лице Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, Министерства финансов Иркутской области о взыскании 3 111 886,00 рублей, разрешенным судом с участием третьего лица Службы по тарифам Иркутской области.

В соответствии с ч. 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), 2. обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Как следует из данного решения арбитражного суда, судом были исследованы представленные ООО «Ремстройсервис» доказательства: расчет размера недополученных доходов на 2015 и 2016 годы; реестр заключенных с потребителями договоров ресурсоснабжения на 2015 и 2016 годы; справка-описание объектов коммунальной инфраструктуры; договор аренды № 3 от 20.06.2016 дизельной электростанции; расчеты размера недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водооотведения и очистки сточных вод (электроснабжение от дизельных электростанций) на 2015 и 2016 годы, согласованные с Главой Аршанского сельского поселения по данным приборов учета и по нормативам потребления в соответствии с указанными тарифами, количеством потребителей; карточки абонентов за 2015-2016 гг.; выписки из похозяйственной книги за 2015, 2016 годы; контрольные снятия показаний приборов учета за 2015 и 2016 годы, акты замены приборов учета электрической энергии за спорный период. Нормативы потребления коммунальных услуг в спорный период были установлены приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской от 31.05.2013 № 27-мпр. Представленный арбитражному суду расчет ООО «Ремстройсервис» лицами, участвующими в деле не был оспорен, контррасчет арбитражному суду не был представлен, замечаний в отношении представленных ООО «Ремстройсервис» документов в обоснование заявленных исковых требований также не было заявлено.

По этому арбитражному делу арбитражный суд признал необоснованной позицию Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта о недоказанности ООО «Ремстройсервис» размера недополученных доходов в связи с непредставлением надлежащих доказательств, подтверждающих количество потребителей, объем поставляемого ресурса, сумму, фактически оплаченную населением.

Указанные выше доводы Министерства были арбитражным судом отклонены, поскольку объем оказанных услуг подтвержден совокупностью представленных доказательств, в том числе отчетом о фактически сложившихся за отчетный период недополученных доходов, карточками абонентов, выписками из похозяйственной книги за 2015 и 2016 годы, контрольными снятиями показаний приборов учета за 2015 и 2016 годы, актами замены приборов учета электрической энергии в спорный период.

Довод административного ответчика о том, что норма расхода топлива на технологические цели на 2017 год экспертами Службы была рассчитана ниже норматива, установленного ООО «Ремстройсервис» Приказом Минэнерго России от 15 апреля 2016 года № 309, исходя из средней фактической нормы расхода топлива на эти цели ООО «Ремстройсервис» за 2013-2015 гг., технических характеристик дизель-генераторов SDMO V700С2, их удельной норме расхода топлива на выработку 1 кВт.ч., при указанных выше обстоятельствах во внимание не может быть принят судом, так как при расчете норматива расхода топлива Минэнерго России также были учтены технические характеристики дизель-генераторов административного истца, а вывод экспертов о необоснованности увеличения объема расхода топлива на эти цели за 2013-2015 гг. был сделан без достаточного исследования вопроса о росте величины отпуска электрической энергии за период, учитываемый при установлении тарифа на 2017 год.

Допущенная административным истцом неточность в расчете потребности в дизельном топливе, отраженном в административном исковом заявлении при определении потребности ООО «Ремстройсервис» в дизельном топливе на 2017 год, связанная с тем, что утвержденный Минэнерго России норматив удельного расхода топлива умножается на выработку электрической энергии, что ведет к завышению планируемого потребления топлива, не ставит под сомнение вывод суда об отсутствии у Службы правовых оснований не учитывать в расчете тарифа на 2017 год норматив удельного расхода топлива, установленный для ООО «Ремстройсервис» Министерством энергетики Российской Федерации.

Из положений пункта 26 Основ ценообразования следует, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Проверяя доводы административного истца о необоснованности исключения из НВВ на 2017 год расходов по статьям «Затраты на оплату труда» и «Отчисления на социальные нужды», суд установил.

Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации (далее ОТС) заключено между полномочными представителями работников и работодателей отрасли электроэнергетики 18 марта 2013 года.

Соглашением от 22 декабря 2014 года действие ОТС продлено на период 2016-2018 годов. Данное соглашение вступило в силу с момента подписания и действует в период с 1 января 2016 года до 31 декабря 2018 года включительно (пункт 6 соглашения).

Согласно пункту 1.5 ОТС расходы работодателей, предусмотренные настоящим соглашением, в полном объеме учитываются при установлении цен (тарифов) Федеральной службой по тарифам, органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в том числе органами исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов), органами местного самоуправления.

На основании решения от 24 марта 2016 года № 56 ООО «Ремстройсервис» вошло в перечень организаций, на которых распространяется действие ОТС.

Оценка профессиональных качеств работников, занятых в регулируемой деятельности, осуществляется регулируемой организацией в соответствии с Рекомендациями о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики с учетом изменений и дополнений от 10 апреля 2008 года, разработанными ОАО «ЦОТэнерго» по заказу Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики и департаментом управления персоналом КЦ ОАО РАО «ЕЭС России» (далее - Рекомендации).

В соответствии с п. 1.3 раздела III Рекомендаций предусмотрено, что для проведения оценки работников организационно-распорядительным документом регулируемой организации создается комиссия структурного подразделения, в котором работают оцениваемые работники. В состав комиссии включается непосредственный руководитель оцениваемых работников, уполномоченный представитель работников. Результаты оценки и рекомендуемые комиссией тарифные коэффициенты работников заносятся в протокол комиссии на основании оценочных листов.

Административным истцом был заявлен при установлении тарифа на 2017 год фактический объем фонда оплаты труда ООО «Ремстройсервис» за 2015 год в размере 3 610 410,95 рублей (с уплатой страховых взносов – 4 683 216,52 рублей), с учетом доли затрат, относящихся к регулируемому виду деятельности - 3 405 588,06 рублей (с уплатой страховых взносов – 4 417 476,45 рублей).

В подтверждение чего, административным истцом суду представлены доказательства, подтверждающие фактически понесенные им расходы:

1) платежные ведомости на сумму 3 266 925,28 рублей,

2) платежные поручения на сумму 96 021,03 рублей;

3) платежные поручения об уплате НДФЛ на сумму 471 758,00 рублей;

4) платежные поручения об уплате страховых взносов на сумму 1 050 835,97 рублей.

Фактическая численность работников за 2015 год составляла 15 человек, с учетом доли затрат, относящихся к регулируемому виду деятельности, - 14,5 человек (включая директора).

Согласно Заключению экспертизы по тарифному делу № 2016/36-э административным истцом в Службу в обоснование заявленных расходов на оплату труда на 2017 год представлены штатные расписания по состоянию на 01 января 2015 года и на 01 апреля 2015 года, коллективный договор на 2016-2018 годы, положение об оплате труда, оборотно-сальдовые ведомости, карточки, анализ счета 70 за 2013 год и 1 полугодие 2014 года, платежные ведомости, расчетная ведомость за 9 месяцев 2016 года, договор об оказании услуг по распространению норм Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации и обеспечению участия в единой отраслевой системе социального партнерства в электроэнергетике Российской Федерации от 17 марта 2016 года № 53/ОТС/2016-2018, расчет заработной платы на 2017 год, также дополнительно ООО «Ремстройсервис» были представлены Службе штатное расписание по обслуживанию ДЭС и расчет взносов по социальному страхованию.

Из материалов дела следует, что расходы на оплату труда производственного и административно-управленческого персонала ООО «Ремстройсервис» (за исключением директора) определены Службой в сумме 3 589,2 тыс. руб. исходя из тарифной ставки 1 разряда - 7 667,29 рублей (средняя ставка 1 разряда за 2016 год - 7 323,11 руб. с учетом индексов потребительских цен, утвержденных Минэкономразвития России на 2017 год - 104,7%), тарифного коэффициента -1,89 с учетом выплат по районному коэффициенту и северных надбавок (60%) и численности, заявленной Предприятием - 13,5 чел. (7,5 чел. - производственный персонал, 6 чел. - административно-управленческий персонал) с учетом доли затрат, относящихся к регулируемому виду деятельности - 90%.

Расходы на оплату труда директора рассчитаны в сумме 448,2 тыс. руб. исходя из фактических расходов 2015 года с учетом индексов потребительских цен, утвержденных Минэкономразвития России на 2016 год - 107,1%, на 2017 год - 104,7%, с учетом доли затрат, относящихся к регулируемому виду деятельности - 90%.

Расходы по статье «Затраты на оплату труда» составляют 4 037,4 тыс. руб., средняя заработная плата работников производственного и административно-управленческого персонала с учетом численности и доли затрат по регулируемому виду деятельности на 2017 год составила 24 922,49 руб.

Административным истцом расходы на оплату труда рассчитаны исходя из ставки рабочего 1 разряда с учетом дефлятора 106,4% в размере 7 654,0 руб., тарифного коэффициента 1,9625 и выплат по районному коэффициенту и северных надбавок (60 %).

В качестве обоснования установленного тарифного коэффициента ООО «Ремстройсервис» представлены в Службу коллективный договор, информационное письмо Объединения РАЭЛ о размере минимальной месячной тарифной ставки. Также по электронной почте Службе были направлены оценочны оценочные листы и копии документов об образовании и повышении квалификации в сканированном виде без сопроводительного письма. Данный факт сторонами не оспаривался.

При установлении тарифов на 2017 год расходы на оплату труда ООО «Ремстройсервис» определены Службой по тарифам Иркутской области исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда (далее ММТС) в размере 7 667,29 рублей и среднего тарифного коэффициента 1,89.

Суд, проверяя обоснованность установления в отношении административного истца административным ответчиком среднего тарифного коэффициента в размере 1,89 при расчете тарифа на 2017 год, установил.

Для определения профессиональных качеств работников в соответствии с Рекомендациями о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики с учетом изменений и дополнений от 10 апреля 2008 года в ООО «Ремстройсервис» была создана комиссия и дана оценка профессиональным качествам каждого сотрудника на основании оценочных листов.

Оценочные листы на каждого работника вместе с документами об образовании были представлены в Службу по тарифам Иркутской области посредством электронной почты, данный факт административным ответчиком не оспаривается.

Вопрос оценки профессиональных качеств его работников, установления в отношении каждого работника тарифного коэффициента относится к компетенции регулируемой организации (ООО «Ремстройсервис»).

Доказательств несоответствия законодательству, а также указанным выше Рекомендациям расчетов тарифных коэффициентов в представленных административным истцом Службе оценочных листах экспертами Службы в Заключении экспертизы по тарифному делу № 2016/36-э, а также в Дополнительном заключении не приведено, а административным ответчиком суду не представлено.

Кроме того, указанные выше заключения экспертизы не содержат расчетов, из которых бы следовал вывод об обоснованности установления Службой указанного выше среднего тарифного коэффициента в размере 1,89.

Довод административного ответчика о том, что административным истцом не были представлены Службе организационно-распорядительные документы о создании комиссии по проведению оценки профессиональных качеств работников, а также протокол заседания комиссии по результатам оценки, а также расчет тарифного коэффициента, что, по мнению Службы, не позволило принять во внимание представленные ООО «Ремстройсервис» документы, не принимается судом во внимание, поскольку необходимые материалы для такой оценки ООО «Ремстройсервис» были представлены Службе, дополнительных же материалов по данному вопросу Службой у административного истца не запрашивалось.

Рекомендациями о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики с учетом изменений и дополнений от 10 апреля 2008 года, разработанными ОАО «ЦОТэнерго» по заказу Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики и департаментом управления персоналом КЦ ОАО РАО «ЕЭС России» определены порядок и формулы расчета тарифного коэффициента.

Исследовав представленные истцом Службе оценочные листы на работников ООО «Ремстройсервис», суд приходит к выводу об их соответствии форме, предусмотренной указанными выше Рекомендациями, доказательств же несоответствия Рекомендациям расчета коэффициентов в оценочных листах по каждому работнику, административным ответчиком суду не представлено, а заключения экспертизы по тарифному делу и дополнения к ней не содержат.

Доводы Службы, а также допрошенной в качестве свидетеля эксперта Службы <данные изъяты> о неправильном установлении ООО «Ремстройсервис» среднего тарифного коэффициента в этой части судом не принимаются, поскольку не подтверждаются собранными по делу доказательствами и являются оценочными суждениями свидетеля.

В соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.

Тарифы страховых взносов в 2017 - 2019 годах определены статьей 426 Налогового кодекса Российской Федерации и составляют:

1) на обязательное пенсионное страхование – 22 %;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 2,9 %;

3) на обязательное медицинское страхование – 5,1 %.

Тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определен Федеральным законом от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» составляет 0,2 %.

Таким образом, суммарная ставка страховых взносов, подлежащих уплате в регулируемый период составляет 30,2 % от фонда оплаты труда (далее - ФОТ), которая подлежала применению Службой по тарифам при установлении тарифов на 2017 год.

Судом установлено, что при установлении тарифов на 2017 год Службой была применена фактическая суммарная ставка страховых взносов ООО «Ремстройсервис» за 2015 год в размере 29,791%, что входит в противоречие с положениями статьи 426 Налогового кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» определяющих суммарную ставку страховых взносов в размере 30,2 % от ФОТ.

Какого-либо обоснования применения Службой указанной фактической тарифной ставки страховых взносов в размере 29,791% со ссылкой на нормативные акты Заключение экспертизы по тарифному делу № 2016/36-э, а также в Дополнительное заключение к нему не содержат.

Исходя из чего суд приходит к выводу о незаконности применения административным ответчиком при установлении для ООО «Ремтройсервис» тарифов на 2017 год фактической тарифной ставки страховых взносов в размере 29,791 %, а также установление Службой исходя из указанной фактической тарифной ставки страховых взносов отчислений на социальные нужды в размере 1 202,8 тыс. руб., исходя из размера ФОТ, рассчитанного на 2017 год (4 047,4 тыс. руб.).

Также судом установлено, что согласно Заключению экспертизы по тарифному делу № 2014/40э по результатам проверки материалов ООО «Ремстройсервис» для установления тарифа на электрическую энергию потребителям с Аршан Тулунского района Иркутской области на 2015 год (л.д. 50-61, т. 1) по статье «Общехозяйственные расходы» экспертами Службы ранее были учтены расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала (8 чел.) в размере 1 863,7 тыс. руб. (ФОТ – 1 431,4 тыс. руб., отчисления 432,3 тыс. руб.) на основании представленных обосновывающих материалов (штатные расписания, положения об оплате труда, оборотно-сальдовые ведомости, карточки, анализ счета 70 за 2013 год и 1 полугодие 2014 года, расчетные ведомости) с учетом индекса потребительских цен, утвержденного Минэкономразвития России на 2015 год – 106,7 % и доли затрат, относящихся к регулируемому виду деятельности – 99,455 %.

Из данного заключения также следует, что поскольку в учетной политике ООО «Ремстройсервис» не было установлено распределение общехозяйственных расходов, эксперты Службу в указанном выше Заключении, распределили общехозяйственные расходы ООО «Ремстройсервис» пропорционально доле доходов и поступлений от регулируемого вида деятельности (99,455%), фактически сложившейся по результатам 2013 года.

Согласно Заключению экспертизы по тарифному делу № 2016/36-э и Дополнительному заключению доля затрат ООО «Ремстройсервис», относящихся к регулируемому виду деятельности составляет 90,0 %.

Расходы ООО «Ремстройсервис» по статье «Общехозяйственные расходы» на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала (8 чел.) были определены Службой в размере 1 863,7 тыс. руб. на основании представленных обосновывающих материалов (штатных расписаний, положения об оплате труда, оборотно-сальдовых ведомостей, карточки, анализа счета 70 за 2013 год и 1 полугодие 2014 года, расчетных ведомостей) с учетом индекса потребительских цен, утвержденного Минэкономразвития России на 2015 год – 106,7% и доли затрат, относящихся к регулируемому виду деятельности – 99,455 %.

Поскольку в учетной политике ООО «Ремстройсервис» не определен механизм распределения общехозяйственных расходов, эксперты Службы распределили их пропорционально доле доходов и поступления от регулируемого вида деятельности (99,455%), фактически сложившейся по результатам 2013 года.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», счет 20 «Основное производство» предназначен для обобщения информации о затратах производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания данной организации, а счет 26 «Общехозяйственные расходы» предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

Общехозяйственные расходы отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда, расчетов с другими организациями (лицами) и др.

При указанных выше обстоятельствах судом не принимаются доводы административного ответчика, а также свидетельские показания <данные изъяты> о невозможности отнесения расходов по выплате заработной платы персоналу, отраженных на счете 26 «Общехозяйственных расходов» бухгалтерского учета ООО «Ремстройсервис», к затратам на оплату труда по основному виду регулируемой деятельности ООО «Ремстройсервис», поскольку спор о процентном соотношении затрат по отношению к регулируемому виду деятельности между сторонами отсутствует, а Службой этот процент определен самостоятельно, поэтому довод об отсутствие в принимаемый для регулирования период распределения таких затрат в учетной политике ООО «Ремстройсервис» юридического значения для дела не имеет. По указанным выше основаниям не ставят под сомнения данные выводы суда и пояснения свидетеля <данные изъяты>.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

Как предусмотрено пунктом 26 Основ ценообразования, определение расходов на оплату труда осуществляется исходя из фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом заключенных отраслевых тарифных соглашений и прогнозного индекса потребительских цен.

На 2015 год ООО «Ремстройсервис» заявлены расходы на оплату труда производственного персонала в размере 4104,0 тыс. руб., расходы на оплату административно-управленческого персонала по статье «Общехозяйственные расходы» в размере 1 026,0 тыс. руб.

В рамках тарифной компании на 2017 год ООО «Ремстройсервис» были заявлены выпадающие расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды в размере 1 611,77 тыс. руб., в том числе расходы на оплату труда в размере 1 249,27 тыс. руб., расходы на отчисления на социальные нужды в сумме 362,50 тыс. руб.

В качестве обоснования расходов на оплату труда на 2017 год ООО «Ремстройсервис» были представлены Службе штатные расписания по состоянию на 01 января 2015 года и на 01 апреля 2015 года, коллективный договор на 2016-2018 годы, положение об оплате труда, оборотно-сальдовые ведомости, карточки, анализ счета 70 за 2013 год и 1 полугодие 2014 года, платежные ведомости, расчетная ведомость за 9 месяцев 2016 года, договор об оказании услуг по распространению норм Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации и обеспечению участия в единой отраслевой системе социального партнерства в электроэнергетике Российской Федерации от 17 марта 2016 года № 53/ОТС/2016-2018, расчет заработной платы на 2017 год. Кроме того, дополнительно было представлено штатное расписание по обслуживанию ДЭС и расчет взносов по социальному страхованию.

Отклоняя заявленные ООО «Ремствройсервис» выпадающие расходы на оплату труда по мотиву их необоснованности, Службой не только без законных на то основания была применена средняя фактическая тарифная ставка страховых взносов, но и не было учтено, что ОТС на ООО «Ремстройсервис» стало распространяться только с 2016 года на основании договора об оказании услуг по распространению норм Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации и обеспечению участия в единой отраслевой системе социального партнерства в электроэнергетике Российской Федерации от 17 марта 2016 года № 53/ОТС/2016-2018, что не имело место в 2015 года.

Учитывая планируемую выручку и график работы ДЭС на 2017 год, заявленная мощность дизель-генераторной установки была определена Службой в 139,740 кВт.

Эксперты приняли в расчет выработку электрической энергии в объеме предложенном ООО «Ремстройсервис» на 2017 год.

Вместе с тем, как следует из Заключения экспертизы по тарифному делу № 2016/36-э и Дополнительного заключения во включении в НВВ на 2017 год выпадающих расходов по статье «Топливо на технологические цели» ООО «Ремстройсервис» было отказано по мотиву наличия разночтений в представленных ООО «Ремстройсервис» материалах, обосновывающих фактические данные по полезному отпуску электрической энергии, поставляемой потребителям с Аршан Тулунского района Иркутской области в 2015 года.

Из Заключения экспертизы по тарифному делу № 2016/36-э следует, что ООО «Ремстройсервис» в обоснование заявления о выпадающих расходов по указанной выше статье Службе было представлены: отчет о выработке электрической энергии ДЭС п. Аршан Тулунского района, согласно которому выработка энергии составила 1 274,298 тыс. кВт.с, полезный отпуск 945,066 тыс. кВт.ч. (населению – 916,362 тыс. кВт.ч., соцкультбыт – 28,298 тыс. кВт.ч., прочие – 0,406 тыс. кВт.ч.); журнал учета электрической энергии за 2015 год; акты с юридическими лицами за 2015 год и 9 месяцев 2016 года; платежные поручения; реестры заключенных с потребителями (физическими лицами) договоров ресурсоснабжения за 2015 год и 9 месяцев 2016 года. Эксперты пришли к выводу о том, что в соответствии с представленными актами за 2015 год полезный отпуск бюджетным и прочим потребителям составил 26,831 тыс. кВт.ч., выручка – 364 092,46 рублей, согласно же оборотно-сальдовой ведомости по счету 90.01 за 2015 год выручка составила 364 092,46 рублей, из чего эксперты приходят к выводу о расхождении данных о полезном отпуске электрической энергии по актам и указанным в отчете за 2015 год (л.д. 69, т. 1). При этом данное заключение не содержит указание на то, в чем конкретно имеет место расхождение.

В ходе рассмотрения дела, Службой доказательств наличия таких расхождений в представленной отчетности не представлено.

Из данного заключения следует, что проанализировав реестры заключенных с потребителями (физическими лицами) договоров ресурсоснабжения за 2015 год и 9 месяцев 2016 года, эксперты Службы пришли к выводу о том, что имеются случаи заключения договоров с одним потребителем по разным адресам (<данные изъяты>), исходя из чего эксперты пришли к выводу о том, что дать однозначную, достоверную оценку представленных ООО «Ремстройсевис» материалов по выработке и полезному отпуску электрической энергии не представляется возможным (л.д. 69, т. 1).

Оценив имеющиеся в деле доказательства, а также показания свидетелей <данные изъяты>, решение арбитражного суда Иркутской области по арбитражному делу по иску А19-9439/2017 в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о необоснованности отказа административного ответчика во включении ООО «Ремстройсеврис» в НВВ на 2017 год выпадающие расходы по статье «Топливо на технологические цели», так как материалы тарифного дела содержат достаточные доказательства для правильного вывода о наличии таких расходов у административного истца, которым доказаны как объем выработки электрической энергии, так и ее отпуска. То обстоятельство, что ООО «Ремстройсервис» заключило несколько договоров на ресурсоснабжение с одними и теми же потребителями по разным адресам и на разные энергопринимающие установки действующему законодательству не противоречит, как не является основанием для невключение в НВВ таких расходов наличия задолженности потребителей по оплате потребленной электрической энергии перед энергоснабжающей организацией.

Довод административного ответчика о том, что ООО «Ремстройсервис» не представило Службе доказательства, подтверждающие фактические объемы потребляемой электрической энергии население за 2015 год не может быть принят судом как обоснованный, поскольку он опровергается как материалами настоящего административного дела, так и материалами представленного суду тарифного дела и основан на неправильной оценке экспертами Службы и административным ответчиком представленных ООО «Ремстройсервис» документов (письменных доказательств).

Кроме того, как было указано выше, рост объема отпуска электрической энергии потребителям подтверждается представленными административным истцом суду доказательствами, а также подтвержден вступившим в законную силу на момент рассмотрения настоящего административного дела, решением арбитражного суда Иркутской области по арбитражному делу по иску А19-9439/2017 по иску ООО «Ремстройсервис» к Иркутской области в лице Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, Министерства финансов Иркутской области о взыскании 3 111 886,00 рублей, разрешенного судом с участием третьего лица Службы по тарифам Иркутской области.

Таким образом, суд приходит к выводу о необоснованности отказа Службы учесть ООО «Ремстройсервис» в составе НВВ на 2017 год указанные выше выпадающие расходы по статье «Топливо на технологические цели».

При указанных выше обстоятельствах суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению, а оспариваемый приказ признанию недействующим в части со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, поскольку не включенные административному истцу в НВВ на 2017 год суммы могут быть учтены Службой при осуществлении тарифного регулирования на следующий период осуществления административным истцом регулируемой деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Ремстройсервис» к Службе по тарифам Иркутской области о признании пункта 1 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2016 года № 506-спр «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую электростанцией ООО «Ремстройсервис», с использованием которой осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничном рынке на территории, не объединенной в ценовые зоны оптового рынка», а также приложения к названному приказу в части установления одноставочного тарифа на электрическую энергию для прочих потребителей с 1 января 2017 года по 30 июня 2017 года и с 1 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года в размере 18,69 руб./кВт.ч. не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не действующим – удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда по настоящему в законную силу пункт 1 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2016 года № 506-спр «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую электростанцией ООО «Ремстройсервис», с использованием которой осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничном рынке на территории, не объединенной в ценовые зоны оптового рынка», а также приложения к названному приказу в части установления одноставочного тарифа на электрическую энергию для прочих потребителей с 1 января 2017 года по 30 июня 2017 года и с 1 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года в размере 18,69 руб./кВт.ч. в части исключения из необходимой валовой выручки общества с ограниченной ответственностью «Ремстройсервис» на 2017 год планируемых и фактически понесенных затрат по статьям «Топливо на технологические цели», «Затраты на оплату труда», «Отчисления на социальные нужды», «Выпадающие расходы» в части расходов на оплату труда и расходов на оплату дизельного топлива на технологические цели.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы.

Судья А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено 18 июня 2018 года