НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 10.10.2017 № 3А-161/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ткачук М.А.,

при секретаре Колесниковой К.О.,

с участием представителя административного истца Янкович Е.В. – адвоката Рубахина Е.В.,

представителя административного ответчика Законодательного Собрания Иркутской области Аксеновой Е.А.,

представителя заинтересованного лица Губернатора Иркутской области Иноземцевой О.В.,

с участием прокурора Вафиной Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-161/2017 по административному исковому заявлению Янкович Елены Викторовны к Законодательному Собранию Иркутской области о признании не действующими части 3.1 и абзаца первого части 4.4 статьи 17 Закона Иркутской области от 15 октября 2007 года № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», в редакции Закона Иркутской области от 7 октября 2009 года № 60/26-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области»,

У С Т А Н О В И Л:

В административном исковом заявлении от 24 июля 2017 года (л.д.8-11 том 1), с учетом уточнений от 6 сентября 2017 года (л.д.37-40 том 8), административный истец Янкович Елена Викторовна оспаривает часть 3.1 и абзац первый части 4.4 статьи 17 Закона Иркутской области от 15 октября 2007 года № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», в редакции Закона Иркутской области от 7 октября 2009 года № 60/26-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области».

В обоснование заявленных требований указано, что с 1982 года по 24 июня 2007 года Янкович Е.В. замещала должность муниципальной службы в Администрации Иркутского районного муниципального образования (до 1991 года в Иркутском райисполкоме). На момент увольнения "данные изъяты" ее выслуга лет составила 24 года 8 месяцев 17 дней.

1 июня 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», пунктом 5 части 1 статьи 23 которого муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.

15 октября 2007 года Законодательным Собранием Иркутской области принят Закон Иркутской области № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», который вступил в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования в газете «Областная» от 19 октября 2007 года № 120(242), в Ведомостях Законодательного Собрания Иркутской области от 22 октября 2007 года № 34 (том 1).

Согласно части 2 статьи 11 Закона Иркутской области № 88-оз пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости.

В 2016 году по достижении пенсионного возраста "данные изъяты" Янкович Е.В. назначена страховая пенсия по старости.

Администрацией Иркутского районного муниципального образования в ответе от 18 октября 2016 года отказано Янкович Е.В. в назначении пенсии за выслугу лет со ссылкой на положения части 4.4 статьи 17 Закона Иркутской области № 88-оз, в соответствии с которым лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, уволившимся с муниципальной службы в период со дня вступления в силу Закона Иркутской области от 15 мая 1998 года № 15-оз «О муниципальной службе в Иркутской области» и до дня вступления в силу настоящего Закона и имевшим право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета в соответствии с Законом Иркутской области от 15 мая 1998 года № 15-оз, но которым она не была установлена, пенсия за выслугу лет назначается в порядке, определенном частями 2-7 статьи 11 настоящего Закона.

В связи с тем, что Янкович Е.В. на момент увольнения с муниципальной службы не приобрела право на государственную пенсию по старости, пенсия за выслугу лет ей не могла быть назначена.

Истец полагает, что часть 4.4 статьи 17 Закона Иркутской области № 88-оз неправомерно распространяет свое действие только на тех муниципальных служащих, которые приобрели право на страховую пенсию по старости на момент увольнения, однако не упоминает тех лиц, которые такое право не приобрели, были уволены до вступления в силу Закона Иркутской области № 88-оз, но после вступления в силу Федерального закона № 25-ФЗ, и на которых распространяются гарантии указанного федерального закона.

Неопределенность указанной нормы состоит в том, что с одной стороны в ней не содержится прямого запрета на назначение пенсии таким лицам, с другой стороны в ней отсутствует механизм реализации гарантии, установленной федеральным законом.

Положения части 3.1 статьи 17 Закона Иркутской области № 88-оз, в соответствии с которыми пенсия за выслугу лет в соответствии со статьей 11 настоящего Закона назначается гражданам, замещавшим должности муниципальной службы, уволенным с муниципальной службы после вступления в силу настоящего Закона, напрямую не распространяются на истца, вместе с тем затрагивают ее права в той мере, в которой лишают ее права на пенсию за выслугу лет, гарантированного федеральным законом, поскольку она была уволена до вступления в силу Закона Иркутской области № 88-оз.

Ограничивая круг муниципальных служащих, которым должна быть назначена пенсия за выслугу лет, по сравнению с федеральным законом, оспариваемые нормы противоречат пункту 8 статьи 4 Федерального закона № 25-ФЗ, согласно которому правовая и социальная защищенность относится к основным принципам муниципальной службы, а также пункту 5 части 1 статьи 23 Федерального закона № 25-ФЗ, которым муниципальным служащим гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Административным истцом Янкович Е.В. заявлены требования о признании не действующими части 3.1 и абзаца первого части 4.4 статьи 17 Закона Иркутской области от 15 октября 2007 года № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», в редакции Закона Иркутской области от 7 октября 2009 года № 60/26-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области».

В судебное заседание административный истец Янкович Е.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, что подтверждается телеграммой и почтовым уведомлением.

В соответствии с положениями статей 150 и 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает административное дело в отсутствие не явившегося лица, извещенного о времени и месте судебного заседания, не просившего об отложении разбирательства административного дела и не представившего доказательств уважительности причин отсутствия.

В судебном заседании представитель административного истца Янкович Е.В. адвокат Рубахин Е.В. поддержал административные исковые требования, настаивал на их удовлетворении, суду пояснил, что по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральный законодатель осуществляет рамочное правовое регулирование. В соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» законодателю субъекта Российской Федерации необходимо было определить дополнительные гарантии на пенсионное обеспечение к страховой пенсии по старости. Законом Иркутской области от 15 мая 1998 года № 15-оз «О муниципальной службе в Иркутской области» была установлена дополнительная мера поддержки – доплата к государственной (трудовой) пенсии. Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» сужены рамки регулирования законодателя субъекта Российской Федерации, ему необходимо определить, кто является муниципальным служащим и каков размер пенсионного обеспечения, какова выслуга лет, необходимая для пенсионного обеспечения. Данным федеральным законом пенсия за выслугу лет гарантирована на федеральном уровне, а у законодателя субъекта Российской Федерации имеется право дополнительно к гарантированной пенсии вводить иные меры поддержки (бесплатный проезд, лечение и т.д.). В связи с этим, оспариваемые положения Закона Иркутской области от 15 октября 2007 года № 88-оз, в редакции Закона Иркутской области от 7 октября 2009 года № 60/26-ОЗ, не соответствуют требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу.

В судебном заседании представитель административного ответчика Законодательного Собрания Иркутской области Аксенова Е.А. административные исковые требования не признала, суду пояснила, что права муниципальных служащих, которые не приобрели право на пенсию за выслугу лет в соответствии с порядком и условиями, установленными Законом Иркутской области от 15 мая 1998 года № 15-оз «О муниципальной службе Иркутской области», не могут быть нарушены оспариваемыми переходными положениями Закона Иркутской области от 15 октября 2007 года № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», так как правовых оснований для предоставления пенсии за выслугу лет указанной категории лиц не имеется, основания для ее выплаты отсутствуют.

Представитель заинтересованного лица Губернатора Иркутской области Иноземцева О.В. с административными исковыми требованиями не согласилась, ссылаясь на соответствие оспариваемых положений Закона Иркутской области требованиям федерального законодательства.

Выслушав пояснения представителя административного истца Янкович Е.В. адвоката Рубахина Е.В., представителя административного ответчика Законодательного Собрания Иркутской области Аксеновой Е.А., представителя заинтересованного лица Губернатора Иркутской области Иноземцевой О.В., заслушав заключение прокурора Вафиной Г.А., полагавшей, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, проверив соответствие оспариваемого нормативного правового акта федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», части 1 статьи 24 Устава Иркутской области Законодательное Собрание Иркутской области является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Иркутской области.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят Законодательным Собранием Иркутской области, следовательно, дело подсудно Иркутскому областному суду в качестве суда первой инстанции.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что 11 октября 2016 года Янкович Е.В. обращалась в администрацию Иркутского районного муниципального образования с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет на муниципальной службе. В назначении пенсии за выслугу лет ей отказано со ссылкой на положения части 4.4 статьи 17 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» (л.д.22 том 1).

Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 24 июля 2017 года Янкович Е.В. отказано в назначении указанной пенсии. При рассмотрении гражданского дела судом применены оспариваемые положения Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» (л.д.36-41 том 1).

Таким образом, у Янкович Е.В. имеется право на обращение в Иркутский областной суд с административным иском об оспаривании положений Закона Иркутской области от 15 октября 2007 года № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области».

Законом Иркутской области от 15 октября 2007 года № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» осуществляется правовое регулирование отдельных вопросов муниципальной службы в Иркутской области, отнесенных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» к ведению области. Очевидно, что данный закон является нормативным правовым актом, поэтому дело подлежит рассмотрению Иркутским областным судом в качестве суда первой инстанции.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. Суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу положений части 8 статьи 213 указанного кодекса при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Судом установлено, что постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 19 сентября 2007 года № 34/2/3-СЗ принят и 15 октября 2007 года Губернатором Иркутской области подписан Закон Иркутской области № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области».

В момент принятия и обнародования данного закона, его статья 17 не содержала оспариваемых положений, часть 3.1 и абзац первый статьи 4.4 введены в действие Законом Иркутской области от 7 октября 2009 года № 60/26-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области».

Абзац третий части 4.4 статьи 17 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», в который вносились изменения Законом Иркутской области от 11 марта 2014 года № 28-ОЗ «О внесении изменения в часть 4.4 статьи 17 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», административным истцом после уточнения административных исковых требований 6 сентября 2017 года не оспаривается.

Судом также установлено, что в Закон Иркутской области от 15 октября 2007 года № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» вносились изменения Законами Иркутской области от 18 июля 2008 года № 53-оз, от 23 декабря 2008 года № 138-оз, от 08 ноября 2010 года № 110-ОЗ, от 03 ноября 2011 года № 97-ОЗ, от 06 апреля 2012 года № 37-ОЗ, от 06 ноября 2012 года № 108-ОЗ, от 01 апреля 2013 года № 8-ОЗ, от 15 июля 2013 года № 64-ОЗ, от 18 декабря 2013 года № 148-ОЗ, от 07 июля 2014 года № 76-ОЗ, от 27 октября 2014 года № 120-ОЗ, от 15 декабря 2014 года № 156-ОЗ, от 30 декабря 2014 года № 180-ОЗ, от 02 ноября 2015 года № 95-ОЗ, от 14 июля 2016 года № 66-ОЗ, от 11 октября 2016 года № 72-ОЗ, от 12 декабря 2016 года № 107-ОЗ. Эти изменения не затрагивали оспариваемых административным истцом положений статьи 17 указанного закона.

Таким образом, предметом проверки являются оспариваемые положения Закона Иркутской области от 15 октября 2007 года № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», в редакции Закона Иркутской области от 7 октября 2009 года № 60/26-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области».

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

В связи с этим, у Законодательного Собрания Иркутской области имелись полномочия на принятие Закона Иркутской области от 15 октября 2007 года № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», а также имелись полномочия на внесение в него изменений Законом Иркутской области от 7 октября 2009 года № 60/26-оз.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 184-ФЗ законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона № 184-ФЗ проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 184-ФЗ законы субъекта Российской Федерации, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляются указанным органом для обнародования высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 26 Устава Иркутской области (от 10 февраля 1995 года № 34), принятого Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 19 января 1995 года N 8/1-ЗС (признан утратившим силу Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 15 апреля 2009 года № 9/5-ЗС), принятие законов Иркутской области было отнесено к полномочиям Законодательного Собрания области. В соответствии со статьей 28 указанной редакции Устава Иркутской области обнародование законов области было отнесено к полномочиям Губернатора Иркутской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 15 ноября 2002 года № 59-оз «Об организации и деятельности Законодательного собрания Иркутской области» (признан утратившим силу Законом Иркутской области от 8 июня 2009 года № З0-оз «О Законодательном Собрании Иркутской области») Законодательное собрание являлось и является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной (представительной) власти Иркутской области (л.д.219-248 том 5).

В соответствии со статьей 5 указанного закона Законодательное Собрание осуществляло свою деятельность в пределах полномочий области как субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации либо по предметам ведения области как субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 указанного закона Законодательное Собрание Иркутской области в порядке реализации своих полномочий принимало законы области и постановления. Порядок внесения и рассмотрения проектов законов области и проектов постановлений Законодательного Собрания, а также порядок обнародования и вступления в силу законов области и постановлений Законодательного собрания области определялись Уставом Иркутской области, Законом Иркутской области «О законах и иных областных нормативных правовых актах» и Регламентом Законодательного собрания Иркутской области (л.д.147-165 том 5, л.д.25-85, 182-208 том 6).

В соответствии со статьей 15 указанного закона подписание постановлений, направление для обнародования Губернатору Иркутской области законов области, принятых Законодательным Собранием Иркутской области, являлось полномочиями председателя Законодательного Собрания Иркутской области.

В соответствии со статьей 20 указанного закона Законодательное Собрание Иркутской области на срок полномочий формировало из числа депутатов постоянные комитеты и постоянные комиссии. Организация разработки и осуществление предварительного рассмотрения проектов законов области, постановлений и иных документов относилось к полномочиям постоянных комитетов, постоянных комиссий Законодательного Собрания.

Проект закона Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» был внесен в Законодательное Собрание Иркутской области Губернатором Иркутской области А.Г. Тишаниным (Постановление Губернатора Иркутской области от 17 мая 2007 года № 180-п) 18 мая 2007 года в порядке реализации права законодательной инициативы в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 27 Устава Иркутской области № 34 (л.д.57-64 том 1, л.д.126-154 том 8).

Указанный законопроект был внесен с соблюдением требований статьи 21 Закона Иркутской области от 17 января 1997 года № 4-оз «О законах и иных областных нормативных правовых актах» 18 мая 2007 года (признан утратившим силу Законом Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области»).

К тесту законопроекта прилагались соответствующие приложения, имелась пояснительная записка (л.д.138-157 том 8).

В процессе подготовки законопроекта к рассмотрению были получены заключения прокуратуры Иркутской области, отдела экспертизы законодательства и ведения регистров в Иркутской области и Усть- Ордынском Бурятском автономном округе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сибирскому Федеральному округу, некоммерческой организации «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области», правового управления Аппарата Законодательного Собрания Иркутской области (л.д.93-103 том 1, л.д.158-163 том 8).

В соответствии со статьями 43, 46 Регламента Законодательного собрания, утвержденного Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 18 декабря 2002 года № 24/7-ЗС (признан утратившим силу Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 17 марта 2010 года № 19/29-ЗС «О Регламенте Законодательного Собрания Иркутской области») законопроекты подлежали обязательному рассмотрению в постоянных комитетах и комиссиях.

В соответствии со статьей 49 Регламента Законодательного Собрания Иркутской области от 18 декабря 2002 года, рассмотрение и принятие Законодательным Собранием проектов законов области осуществлялось, как правило, в трех чтениях, если применительно к рассматриваемому проекту Закона Иркутской области Законодательным Собранием не было принято иное решение.

В соответствии с частью 4 статьи 57 Регламента Законодательного Собрания Иркутской области от 18 декабря 2002 года, предложение о принятии проекта Закона Иркутской области в окончательном чтении с последующим направлением Губернатору области для обнародования, исключая процедуру третьего чтения, могло ставиться на голосование в случае одобрения этого проекта во втором чтении Законодательным Собранием Иркутской области.

Решением комитета по государственному строительству области и местному самоуправлению Законодательного собрания Иркутской области от 9 июня 2007 года № 3-с «О проекте закона Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» указанный законопроект был внесен на рассмотрение сессии Законодательного собрания Иркутской области, и рекомендован к принятию в первом чтении с продолжением работы над ним во втором чтении (л.д.65-66 том 1).

Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 20 июня 2007 года № 33/2/5-C3 «О проекте закона Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» проект закона был принят в первом чтении (л.д.67-90 том 1).

Решением комитета по государственному строительству области и местному самоуправлению Законодательного собрания Иркутской области от 7 сентября 2007 года № 5-с «О проекте закона Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» указанный законопроект был внесен на рассмотрение сессии Законодательного собрания Иркутской области, и рекомендован к принятию во втором (окончательном) чтении (л.д.91 том 1).

Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 19 сентября 2007 года № 34/2/3-C3 «О Законе Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» проект закона был принят во втором (окончательном) чтении (л.д.92 том 1, л.д.209 том 8).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Иркутской области от 12 января 2006 года № 3-оз «О печатном средстве массовой информации, учреждаемом органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации» (признан утратившим силу Законом Иркутской области от 4 апреля 2008 года № 10-оз «О признании утратившими силу отдельных законов Иркутской области») для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти области, иной официальной информации Законодательным собранием области и администрацией области было учреждено печатное средство массовой информации газета «Областная» (л.д.140-146 том 5).

Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» был официально опубликован 19 октября 2007 года в общественно-политической газете «Областная» № 120 (242) (л.д.120 том 8).

Процедура принятия Закона Иркутской области№ 88-оз, предусмотренная Федеральным законом № 184-ФЗ, Уставом Иркутской области, указанными законами области соблюдена в полном объеме.

Законом Иркутской области от 7 октября 2009 года № 60/26-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» статья 17 Закона Иркутской области№ 88 была дополнена частями 3.1 и 4.4.

В соответствии со статьей 55 Устава Иркутской области от 17 апреля 2009 года № 1, принятого Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 15 апреля 2009 года № 9/5-ЗС, принятие законов Иркутской области отнесено к полномочиям Законодательного Собрания области. В соответствии со статьей 56 Устава Иркутской области № 1 обнародование законов области отнесено к полномочиям Губернатора Иркутской области.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Иркутской области от 8 июня 2009 года № 30-оз «О Законодательном Собрании Иркутской области» (л.д.1-24 том 6) Законодательное Собрание является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Иркутской области.

В соответствии со статьей 3 указанного Закона Законодательное Собрание Иркутской области осуществляет свою деятельность в пределах полномочий области как субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и области, а также по предметам ведения области как субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Закона Иркутской области № 30-оз Законодательное Собрание в порядке реализации своих полномочий принимает законы области и постановления. Порядок внесения и рассмотрения проектов законов области и проектов постановлений Законодательного Собрания, а также порядок обнародования и вступления в силу законов области и постановлений Законодательного Собрания Иркутской области определяются Уставом Иркутской области, Законом Иркутской области, Регламентом Законодательного Собрания.

В соответствии со статьей 13 Закона Иркутской области № 30-оз подписание постановлений, направление для обнародования Губернатору Иркутской области законов области, принятых Законодательным Собранием является полномочиями председателя Законодательного Собрания Иркутской области.

В соответствии со статьей 18 указанного закона Законодательное Собрание Иркутской области на срок полномочий формирует из числа депутатов постоянные комитеты и постоянные комиссии. Организация разработки и осуществление предварительного рассмотрения проектов законов области, постановлений и иных документов Законодательного Собрания относится к полномочиям постоянных комитетов и постоянных комиссий.

Проект Закона Иркутской области от 7 октября 2009 года № 60/26-оз «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» внесен в Законодательное собрание Иркутской области Губернатором Иркутской области И.Э. Есиповским 30 марта 2009 года (Постановление Губернатора Иркутской области от 27 марта 2009 года № 63-п) в порядке реализации права законодательной инициативы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 53 Устава Иркутской области № 1 (л.д.105-112 том 1, л.д.210-225 том 8).

Оспариваемые положения отсутствовали в законопроекте, но были включены в текст закона в установленном порядке в виде поправок в ходе его обсуждения в Законодательном Собрании Иркутской области (л.д.151-152 том 1).

Указанный законопроект был внесен с соблюдением требований статьи 21 Закона Иркутской области № 4-оз «О законах и иных областных нормативных правовых актах».

К тесту законопроекта прилагались соответствующие приложения, имелась пояснительная записка (л.д.219-227 том 8).

В процессе подготовки законопроекта к рассмотрению получены заключения прокуратуры Иркутской области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области, правового управления аппарата Законодательного Собрания Иркутской области (л.д.113-119 том 1).

Решением комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении от 7 мая 2009 года № 81-к «О проекте закона Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» указанный проект Закона Иркутской области был внесен на рассмотрение Законодательного Собрания Иркутской области и рекомендован к принятию в первом чтении с продолжением работы над законопроектом во втором чтении (л.д.104 том 1).

Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 20 мая 2009 года № 11/13-3C «О проекте закона Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» проект закона был принят в первом чтении (л.д.120-130 том 1).

Решением комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении от 9 июня 2009 года № 101-к «О проекте закона Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» указанный проект Закона Иркутской области был внесен на рассмотрение Законодательного Собрания Иркутской области и рекомендован к принятию во втором чтении с продолжением работы над законопроектом в третьем чтении (л.д.132-148 том 1).

Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 17 июня 2009 года № 13/38-3C «О проекте закона Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» проект закона был принят во втором чтении (л.д.131 том 1).

Решением комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении от 8 июля 2009 года № 104-к «О проекте закона Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» указанный проект Закона Иркутской области был внесен на рассмотрение Законодательного Собрания Иркутской области и рекомендован к принятию в третьем окончательном чтении (л.д.150-171 том 1).

Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 16 сентября 2009 года № 14/12-ЗС проект закона был принят в третьем окончательном чтении (л.д.149 том 1, л.д.244 том 8).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Иркутской области от 25 декабря 2007 года № 141-ОЗ «О печатном средстве массовой информации, учреждаемом органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации» для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации Законодательным собранием Иркутской области и администрацией Иркутской области учреждается печатное средство массовой информации общественно-политическая газета «Областная».

Закон Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» официально опубликован 19 октября 2009 года в общественно-политической газете «Областная» № 119 (544) (л.д.120 том 8).

Процедура принятия Закона Иркутской области № 60/26-оз предусмотренная Федеральным законом № 184-ФЗ, Уставом Иркутской области, Законами Иркутской области соблюдена в полном объеме.

Судом также проведена процедура законодательной деятельности при голосовании за принятие данного закона.

Установлено, что Закон Иркутской области от 15 октября 2007 года № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» принят в первоначальной редакции на 34-й сессии Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва 19 сентября 2007 года, кворум имелся, решение принято единогласно, за проголосовали все 38 депутатов из 44 избранных депутатов, что подтверждается протоколом и выпиской из стенограммы (л.д.81-111 том 2, л.д.1-3 том 5).

Федеральным Конституционным законом от 30 декабря 2006 года № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» образован новый субъект Российской Федерации – Иркутская область. Новый субъект Российской Федерации считается образованным с 1 января 2008 года. Установлен переходный период до 1 января 2009 года (л.д.17-26 том 7).

13 апреля 2007 года между Законодательным Собранием Иркутской области, Думой Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Губернатором Иркутской области и главой администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа заключено Соглашение о порядке принятия Законов Иркутской области и иных нормативных правовых актов Иркутской области с участием органов государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (л.д.27-39 том 7).

Закон Иркутской области от 7 октября 2009 года № 60/26-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» принят 16 сентября 2009 года на 14-й сессии Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва, кворум имелся, решение принято большинством голосов 39 депутатов из 50 избранных депутатов, что подтверждается протоколом и выпиской из стенограммы (л.д.191-222 том 2, л.д.24-32 том 5).

Состав депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, а также первого и последующих созывов после объединения двух субъектов Российской Федерации – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа судом проверен на основании постановлений Избирательной комиссии Иркутской области и Законодательного собрания Иркутской области (л.д.54-80 том 2, л.д.215-218 том 5, л.д.63-112 том 8)

Оспариваемый Закон Иркутской области, как в первоначальной редакции, так и в редакции последующих изменений прошел согласование с первым заместителем главы администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Таким образом, судом установлено, что форма и вид Законов Иркутской области, процедура принятия указанных законов, правила введения их в действие не ранее чем через десять календарных дней после их официального опубликования, а также опубликования в газете «Областная», которая является официальным средством массовой информации для опубликования нормативных правовых актов, а также вступления в силу после опубликования, установленные статьями 39-41, 45 Закона Иркутской области «О законах и иных областных нормативных правовых актах» (л.д.147-165 том 5), соблюдены.

По мотиву нарушения процедуры принятия Закон Иркутской области от 15 октября 2007 года № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», в редакции Закона Иркутской области от 7 октября 2009 года № 60/26-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», административным истцом не оспаривается.

Проверяя соответствие оспариваемых положений Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд установил следующее.

В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 8 января 1998 года № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», который утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальному служащему гарантировалось пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Частями 1 и 2 статьи 24 Закона Иркутской области от 15 мая 1998 года № 15-оз «О муниципальной службе в Иркутской области», в редакции Закона Иркутской области от 3 ноября 1999 года № 55-оз, который утратил силу в связи с принятием Закона Иркутской области от 15 октября 2007 года № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», предусматривалось, что пенсионное обеспечение муниципальных служащих, производится в порядке, определенном федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Размер государственной пенсии муниципального служащего определяется в порядке, установленном федеральным законодательством.

Муниципальные служащие в связи с выходом на пенсию в соответствии с федеральным и областным законодательством имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета.

Ежемесячная доплата устанавливается при наличии стажа замещения муниципальных должностей 12,5 лет у мужчин и 10 лет у женщин в размере 15 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего.

Таким образом, данный закон предусматривал два условия для установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии: наличие стажа замещения муниципальных должностей 10 лет у женщин и выход на пенсию с данных должностей.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также данный Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 3); муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23); определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 24).

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2013 года № 656-0, от 29 мая 2014 года № 1008-0, от 20 апреля 2017 года № 823-0, от 25 мая 2017 года № 936-0, от 27 июня 2017 года № 1242-0, законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, муниципальным служащим, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, дополнительного пенсионного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям.

В целях осуществления правового регулирования отдельных вопросов муниципальной службы в Иркутской области, отнесенных в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» к ведению области, Законодательным Собранием Иркутской области принят Закон Иркутской области № 88-оз от 15 октября 2007 года «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», который вступил в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования 19 октября 2007 года, за исключением статьи 10 (оплата труда муниципального служащего), для которой Законом Иркутской области № 88-оз предусмотрен особый порядок вступления в силу (с 1 января 2008 года).

С момента вступления в силу Закона Иркутской области № 88-оз признан утратившим силу ранее действовавший Закон Иркутской области от 15 мая 1998 года № 15-оз «О муниципальной службе в Иркутской области».

Статьей 11 Закона Иркутской области от 15 октября 2007 года № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» установлено три условия для назначения пенсии за выслугу лет, выплачиваемую за счет средств местного бюджета: стаж муниципальной службы не менее 15 лет; увольнение с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3, 7-9 части 1 статьи 77, пунктами 1-3 части 1 статьи 81, пунктами 2, 5, 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1, а также пунктом 3 части 1 статьи 19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», в части указания на пункт 1 части 1 статьи 13, пункт 2 части 1 статьи 14 данного Федерального закона; замещение должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы, за исключением случаев увольнения в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования области, сокращением численности или штата муниципальных служащих в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования области.

Таким образом, из анализа указанных положений Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» следует, что он изменил условия назначения пенсии за выслугу лет по сравнению с ранее действовавшим законодательством Иркутской области, перестав связывать право на указанную пенсию с выходом на государственную пенсию в связи с достижением возраста 55 лет у женщин. Пенсия за выслугу лет может быт назначена дополнительно к страховой пенсии и в случае увольнения с муниципальной службы до достижения пенсионного возраста, однако, необходимо замещение должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы.

Законом Иркутской области от 7 октября 2009 года № 60/26-оз «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» статья 17, поименованная как заключительные и переходные положения, была дополнена частями 3.1. и 4.4, содержащими переходные положения по применению норм Закона Иркутской области № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» в части устанавливаемых им гарантий дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих.

В соответствии с частью 3.1 статьи 17 Закона Иркутской области № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» пенсия за выслугу лет в соответствии со статьей 11 Закона Иркутской области № 88-оз назначается гражданам, замещавшим должности муниципальной службы, уволенным с муниципальной службы после вступления в силу данного Закона Иркутской области.

Абзацем первым части 4.4 статьи 17 Закона Иркутской области № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» предусмотрено, что лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, уволившимся с муниципальной службы в период со дня вступления в силу Закона Иркутской области от 15 мая 1998 года № 15-оз «О муниципальной службе в Иркутской области» и до дня вступления в силу Закона Иркутской области № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» и имевшим право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета в соответствии с Законом Иркутской области № 15-оз, но которым она не была установлена, пенсия за выслугу лет назначается в порядке, определенном частями 2-7 статьи 11 Закона Иркутской области № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области».

Внесенные дополнения определили порядок применения правовых норм, установленных Законом Иркутской области от 15 октября 2007 года № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы» и регулирующих вопросы пенсионного обеспечения муниципальных служащих, в отношении граждан, уволившихся с муниципальной службы после вступления в силу Закона Иркутской области № 88-оз, а также граждан, уволившихся с муниципальной службы в период действия Закона Иркутской области № 15-оз «О муниципальной службе в Иркутской области» и имевших право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета в соответствии с Законом Иркутской области № 15-оз, но которым она не была установлена.

Судом установлено, что оспариваемые административным истцом правовые нормы части 3.1 и абзаца первого части 4.4. статьи 17 Закона Иркутской области № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» не устанавливают самостоятельного правового регулирования вопросов пенсионного обеспечения муниципальных служащих, а относятся к заключительным и переходным положениям данного закона.

Вопросы пенсионного обеспечения муниципальных служащих урегулированы (в зависимости от времени прохождения службы и увольнения) либо в статье 24 Закона Иркутской области от 15 мая 1998 года № 15-оз «О муниципальной службе в Иркутской области», который признан утратившим силу, либо в статье 11 Закона Иркутской области от 15 октября 2007 года № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы Иркутской области».

Вопреки утверждению административного истца о наличии в оспариваемом законе области правовой неопределенности, положения части 3.1 и абзаца первого части 4.4 статьи 17 Закона Иркутской области от 15 октября 2007 года № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» являются частью правового механизма, направленного на достижение максимальной правовой определенности и недопущение неоднозначного толкования положений данного закона и возможности их произвольного применения в части закрепляемых ими гарантий дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих.

Проанализировав положения федерального и регионального законодательства, учитывая правовую позицию, сформулированную Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 20 апреля 2017 года № 823-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Гариповой З.Д. на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» о том, что законодатель Иркутской области, действуя в пределах предоставленного ему полномочия, установил в Законе Иркутской области от 15 октября 2007 года № 88-оз правовое регулирование отдельных вопросов муниципальной службы в Иркутской области, отнесенных в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» к ведению Иркутской области, в том числе урегулировал вопросы пенсионного обеспечения муниципального служащего, а также правовую позицию, сформулированную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 66-КГ16-5, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения Закона Иркутской области от 15 октября 2007 года № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», в редакции Закона Иркутской области от 7 октября 2009 года № 60/26-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», соответствуют положениям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу.

При этом, суд учитывает, что федеральный законодатель, гарантировав право на пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим, предоставил субъектам Российской Федерации полномочия по определению порядка и условий такого пенсионного обеспечения за счет средств бюджетов муниципальных образований, поскольку из федерального бюджета данный вид пенсии не выплачивается.

В связи с этим, суд приходит к выводу об ошибочности правовой позиции административного ответчика о том, что законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены только дополнительные гарантии к гарантированной пенсии за выслугу лет в виде бесплатного проезда, лечения и т.д.

Судом установлено, что административный истец Янкович Е.В. уволена с должности муниципальной службы "данные изъяты" Комитета по управлению муниципальным имуществом Иркутского района Иркутской области 24 июня 2007 года по собственному желанию на основании пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. На момент увольнения имела стаж муниципальной службы более 24-х лет (л.д.19 том 1).

25 июня 2007 года Янкович Е.В. вновь принята на должность муниципальной службы "данные изъяты" Мамонского муниципального образования Иркутской области. 18 ноября 2007 года уволена с указанной должности по собственному желанию на основании пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д.20 том 1).

Таким образом, судом установлено, что увольнение с муниципальной службы Янкович Е.В. имело место в период после вступления в силу Закона Иркутской области от 15 октября 2007 года № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области». При увольнении соблюдены два условия, установленные статьей 11 указанного закона: наличие стажа муниципальной службы более 15 лет и увольнение по основанию пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Однако, третье условие о необходимости замещения должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы не соблюдено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения части 3.1 и абзаца первого части 4.4 статьи 17 Закона Иркутской области от 15 октября 2007 года № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», в редакции Закона Иркутской области от 7 октября 2009 года № 60/26-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», прав административного истца Янкович Е.В. не нарушают.

Доводы административного истца Янкович Е.В. о том, что проработав более 24-х лет на муниципальной службе и уволившись 24 июня 2007 года, то есть до вступления в силу Закона Иркутской области от 15 октября 2007 года № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», она не вошла в круг лиц, которые получили право на пенсию за выслугу лет, что противоречит положениям Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», являются ошибочными, поскольку законодатель Иркутской области, реализуя свое правомочие, определил порядок и условия назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Иркутской области таким образом, что в случае с административным истцом она должна отработать 12 полных месяцев перед увольнением с муниципальной службы для возникновения у нее права на пенсию за выслугу лет, поскольку данный вид пенсии выплачивается за счет средств местного, а не федерального бюджетов.

В соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, проанализировав положения оспариваемого нормативного правового акта, как в первоначальной редакции, так и в редакции последующих изменений, а также положения федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Янкович Елены Викторовны к Законодательному Собранию Иркутской области о признании не действующими части 3.1 и абзаца первого части 4.4 статьи 17 Закона Иркутской области от 15 октября 2007 года № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», в редакции Закона Иркутской области от 7 октября 2009 года № 60/26-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области».

Руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Иркутский областной суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Янкович Елены Викторовны к Законодательному Собранию Иркутской области о признании не действующими части 3.1 и абзаца первого части 4.4 статьи 17 Закона Иркутской области от 15 октября 2007 года № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», в редакции Закона Иркутской области от 7 октября 2009 года № 60/26-ОЗ «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья М.А. Ткачук

Мотивированное решение изготовлено 23 октября 2017 года.

Судья М.А. Ткачук