НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 09.07.2015 № 3-214/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 июля 2015 года г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петуховой В.Г.,

при секретаре судебного заседания М.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Мальхановой Е.В.,

с участием представителя ООО «КиренскТеплоРесурс» ФИО1, представителей Службы по тарифам Иркутской области ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «КиренскТеплоРесурс» о признании недействующим со дня принятия в части пунктов 1 и 3 Приказ Службы по тарифам Иркутской области № 604-спр от 08 декабря 2014 года «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «КиренскТеплоРесурс» (в редакции Приказа Службы по тарифам Иркутской области № 686-спр от 17.12.2014),

УСТАНОВИЛ:

ООО «КиренскТеплоРесурс» (далее общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия в части пунктов 1 и 3 Приказ Службы по тарифам Иркутской области № 604-спр от 08 декабря 2014 года «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «КиренскТеплоРесурс», указав в обоснование, что общество является организацией, осуществляющей деятельность в сфере теплоснабжения на территории микрорайона Мельничный г. Киренска Иркутской области.

08 декабря 2014 года Службой по тарифам Иркутской области (далее Служба по тарифам) издан Приказ № 604-спр «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «КиренскТеплоресурс». Данный приказ опубликован в общественно-политической газете «Областная» №140 12 декабря 2014 года. Приказом Службы по тарифам № 686-спр от 17 декабря 2014 года в приказ № 604-спр от 08 декабря 2014 года внесены изменения.

Общество полагает, что Служба по тарифам при установлении тарифов на тепловую энергию на 2015-2017 годы неправомерно не учла экономически обоснованные расходы общества на статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов» в суммах:

- 2015 год – (данные изъяты).рублей (заявлено обществом (данные изъяты)рублей, принято Службой по тарифам – (данные изъяты)рублей);

- 2016 год – (данные изъяты)рублей (заявлено обществом (данные изъяты)рублей, принято Службой по тарифам – (данные изъяты)рублей);

- 2017 года – (данные изъяты)рублей (заявлено обществом (данные изъяты)рублей, принято Службой по тарифам – (данные изъяты)рублей).

Как следует из приложения "номер изъят" к Протоколу заседания Правления Службы по тарифам "дата изъята" в расчет тарифов не были включены расходы по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов» в заявленной сумме, поскольку «В ходе рассмотрения представленных документов (инвентарные карточки учета объектов основных средств, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01, 02, учетные политики) в нескольких вариантах, что не может свидетельствовать о достоверности данных документов. Расходы определены в соответствии методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н согласно актам приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от "дата изъята" , от "дата изъята" , акта приемки-передачи основных средств от "дата изъята" , инвентарных карточек учета оборота основных средств с учетом скорректированного срока полезного использования на основное средство «теплотрасса» (8 амортизационная группа, 240 месяцев) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» линейным способом начисления амортизации согласно учетной политики на 2014 год».

Заявитель указывает, что ранее обществом ошибочно были представлены копии недействительных документов, не соответствующих законодательству о бухучете, а именно:

- инвентарная карточка учета объекта основных средств «Котельная на биотопливе» "дата изъята" . Как указал заявитель, оригинал у организации отсутствует, кроме того является недействительным документом, в связи с отсутствием фактического и документального подтверждения основания для его составления;

- акт приемки-передачи основных средств «Котельная на биотопливе» "дата изъята" , оригинал которого, как указал заявитель, у организации отсутствует, кроме того является недействительным документом, в связи с отсутствием фактического и документального обоснования для его составления;

- Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2014 год, утвержденное приказом руководителя ООО «КиренскТеплоРесурс» "дата изъята" , которое, по мнению заявителя, является недействительным документом, так как не отвечает требованиям п. 2 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, противоречит Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, Положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.

После проведения аудиторской проверки на предприятии и выявления фактов несоответствия документов требованиям законодательства, а также выявления факта отсутствия подлинников вышеуказанных документов, Служба по тарифам была проинформирована о недействительности ранее представленных документов и Служба по тарифам должна была руководствоваться надлежаще представленными обществом документами, а именно:

- Положением об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2013 год по организации, утвержденным Приказом руководителя общества "дата изъята" ;

- Положением об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2014 год "дата изъята" ;

- Приказами руководителя общества от "дата изъята" "номер изъят";

-Актами о приеме-передаче объектов основных средств от "дата изъята" ;

- инвентарными карточками от "дата изъята" ;

- расчетом необходимой валовой выручки для формирования тарифов на тепловую энергию на 2014 год методом экономически обоснованных расходов (затрат) с учетом разногласий.

Службой по тарифам необоснованно самостоятельно изменен срок полезного использования объекта основных средств «Теплотрасса» с 3 лет 10 дней, определенного обществом, на 240 месяцев.

Заявитель полагает, что с учетом требований ПБУ 6/01, положений «Классификатора основных средств», утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, носящего рекомендательный характер, теплотрасса общества протяженностью 415 метров от Котельной на биотопливе до точки врезки в муниципальные сети не является магистральной, а является распределительной сетью между районами в микрорайоне «Мельничный». Применительно к Классификатору отнести теплотрассу к классу основных средств «Сеть тепловая магистральная» не представляется возможным. Подходящим классом является Код 12 0001110 «Трубопроводы технологические» и имущество этого класса имеет срок полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно. Предприятие отнесло объект «Теплотрасса» к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования 3 года и 10 дней.

С учетом уточнения исковых требований общество просило суд признать недействующим Приказ Службы по тарифам Иркутской области № 604-спр от 08.12.2014 «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям общества (в редакции Приказа Службы по тарифам Иркутской области № 686-спр от 17.12.2014) со дня его принятия в части:

1) Пункта 1 в части установления долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «КиренскТеплоРесурс», для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения: одноставочный тариф, руб./Гкал (без учета НДС) за период действия:

с 01.01.2015 по 30.06.2015 – 2917,26

с 01.07.2015 по 31.12.2015 – 3671,87

с 01.01.2016 по 30.06.2016 – 3129,51

с 01.07.2016 по 31.12.2016 – 3129,51

с 01.01.2017 по 30.06.2017 – 3026,84

с 01.07.2017 по 31.12.2017 – 3026,84

2) пункта 3 в части действия тарифов для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения: одноставочный тариф, руб./Гкал (без учета НДС) за период действия:

с 01.01.2015 по 30.06.2015 – 2917,26

с 01.07.2015 по 31.12.2015 – 3671,87

с 01.01.2016 по 30.06.2016 – 3129,51

с 01.07.2016 по 31.12.2016 – 3129,51

с 01.01.2017 по 30.06.2017 – 3026,84

с 01.07.2017 по 31.12.2017 – 3026,84

В судебном заседании представитель общества ФИО1 заявленные требования поддержала.

Представители Службы по тарифам возражали против удовлетворения заявления по доводам, в том числе, изложенным в возражениях с учетом дополнений на заявление.

Выслушав объяснения представителя ООО «КиренскТеплоРесурс» ФИО1, представителей службы по тарифам Иркутской области ФИО2, ФИО3, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Мальхановой Е.В., полагавшей необходимым заявление удовлетворить, Иркутский областной суд приходит к следующему.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".

Тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (п. 23 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").

Статья 8 указанного Федерального закона предусматривает несколько видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, включая тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 5, ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Служба по тарифам Иркутской области согласно Положению о Службе по тарифам Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 07 июня 2012 года № 303-пп (в редакции постановлений Правительства Иркутской области от 26.11.2012 № 668-пп, от 25.01.2013 № 14-пп), является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Иркутской области, осуществляющим государственное регулирование ценообразования на товары и услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, одной из задач деятельности которого является установление подлежащим государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.

Таким образом, оспариваемый ООО «КиренскТеплоРесурс» (далее общество) приказ Службы по тарифам Иркутской области (далее служба по тарифам) об установлении тарифов на тепловую энергию принят полномочным органом в пределах предоставленной компетенции субъекта Российской Федерации.

Данный приказ является нормативным правовым актом, так как обязателен для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим приказом. Приказ № 604-спр опубликован в общественно-политической газете «Областная» от 12.12.2014 № 140 (1308).

Согласно ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа) государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (часть первая); срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (часть вторая).

К отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, применяются Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", действовавшие на момент принятия оспариваемого приказа в редакции от 20.11.2014; а также Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания), утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э.

Правила определяют порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, предусмотренных Основами ценообразования. Также процедуру принятия органами регулирования решений по вопросам, связанных с установлением (пересмотром) регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определяет Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент), утвержденный приказом Федеральной службы по тарифам от 07.06.2013 N 163.

В соответствии с п. 6 Правил цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования.

Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов (п. 13 Правил).

Согласно п. 15 Правил предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов.

Документы и материалы, которые необходимо приобщить к заявлению об установлении цен (тарифов), указаны в п. 16 Правил.

Для открытия дела об установлении цен (тарифов) перечень документов и материалов, указанных в п. 16 Правил, является исчерпывающим. По инициативе регулируемой организации помимо указанных в п. 16 Правил документов и материалов могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении цен (тарифов), в том числе экспертное заключение (п. 17 Правил).

Пунктом 20 Правил установлено, что в случае, если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее 7 рабочих дней.

Согласно п. 26 Правил орган регулирования в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления о выборе метода регулирования тарифов рассматривает представленные материалы с целью определения соответствия регулируемой организации условиям и критериям применения соответствующих методов регулирования, предусмотренным Основами ценообразования, и принимает решение о выборе метода регулирования тарифов. Указанное решение в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется регулируемой организации почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В соответствии с п. 28 Правил орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), которое наряду с заключением, представленным по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщается к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов).

Указанное экспертное заключение органа регулирования должно соответствовать требованиям, установленным п. 29 Правил.

В силу п. 30 Правил решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы).

Решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом, и включает: а) величину цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей; б) даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой; в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования (п. 31 Правил).

Пунктом 32 Правил установлены требования к протоколу заседания правления (коллегии) органа регулирования, который является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов), который должен содержать основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования, в том числе протокол должен содержать основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины.

Регламент, определяя порядок рассмотрения дел об установлении регулируемых цен (тарифов), осуществляемого органами регулирования, кроме указанных выше требований, установленных Правилами, также предусматривает, что для организации рассмотрения дела об установлении цен (тарифов) руководитель органа регулирования назначает уполномоченного по делу из числа работников органа регулирования (пункт 13), а также предусматривает право уполномоченных представителей регулируемой организации, в отношении которой устанавливаются цены (тарифы), знакомится с материалами дела об установлении цен (тарифов) и снимать копии с документов в течение всего срока его открытия, а также в течение года со дня принятия решения об установлении цен (тарифов) (пункт 17).

Согласно п. 18 Регламента решение об установлении цен (тарифов) принимается на заседании коллегиального органа, образованного в установленном порядке в органе регулирования. Решение органа регулирования принимается по форме в соответствии с приложением N 1 к Регламенту (п. 22 Регламента).

Из материалов дела следует, что заявление общества об установлении тарифов на тепловую энергию на 2015-2017 годы "дата изъята" поступило в службу по тарифам "дата изъята" . В заявлении общество просило при осуществлении государственного регулирования тарифов на тепловую энергию на указанный период применить метод индексации установленных тарифов.

Государственное регулирование цен (тарифов) с применением такого метода осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ).

В соответствии с пунктом 72 Основ ценообразования при регулировании тарифов с применением метода индексации установленных тарифов такие тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении – на срок не менее 3 расчетных периодов.

В 10-дневный срок, установленный Регламентом открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам "дата изъята" , в отношении заявителя было открыто дело об установлении тарифов на услугу по передаче тепловой энергии с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).

Исходя из того, что в отношении общества при установлении тарифов на тепловую энергию метод индексации был применен впервые, долгосрочным периодом признан период с 2015 года по 2017 год.

Об открытии тарифного дела общество было извещено путем размещения реестра открытия дел на официальном сайте Службы по тарифам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (данные изъяты).

Согласно пункту 28 Правил орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов). Экспертное заключение органа регулирования, а также экспертные заключения, представленные по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщаются к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов). Орган регулирования не вправе запрашивать экспертное заключение. В соответствии с пунктом 29 Правил экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

В силу пунктов 30, 31 Правил решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом, и включает:

а) величину цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей;

б) даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой;

в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования.

В силу пункта 33 Правил орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.

После проведения экспертизы предложений об установлении тарифов в соответствии с пунктом 15 Регламента, на заседании Правления службы по тарифам "дата изъята" при правомочном составе, принято решение об установлении тарифов. О дате и времени заседания общество было извещено, представитель общества присутствовал на заседании Правления службы по тарифам. Протокол заседания правления службы но тарифам, являющийся неотъемлемой частью постановления от 08 декабря 2014 года № 604-спр, соответствует требованиям пункта 32 Правил. Все основные плановые (расчетные) показатели, перечисленные в этом пункте, и основания, по которым обществу отказано во включении в тарифы на тепловую энергию тех или иных расходов, приведены в приложении к протоколу заседания.

Таким образом, службой по тарифам соблюден порядок установления тарифа. Экономическая обоснованность тарифа на тепловую энергию подтверждается документами, имеющимися в деле, в том числе материалами тарифного дела, включающими экспертное заключение, которое составлено уполномоченным лицом и в котором содержатся мотивированные выводы и рекомендации, анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и другим вопросам, что соответствует требованиям пункта 29 Правил.

Довод представителя заявителя, приведенный в отзыве на возражения службы по тарифам, о нарушении службой по тарифам п.26 Правил регулирования, поскольку решение о выборе метода регулирования не было направлено ООО «КиренскТеплоРесурс», опровергается материалами дела.

Заявление общества об установлении тарифов на указанный период "дата изъята" содержало просьбу о применении метода индексации установленных тарифов.

Заявитель об открытии тарифного дела, о выбранном методе регулирования, об ответственном эксперте службы был оповещен путем размещения реестра открытых дел на 2015 -2017 годы на официальном сайте службы по тарифам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что подтверждается скриншотом с сайта на (данные изъяты).

Учитывая, что заявителем было предложено применить метод индексации установленных тарифов и служба по тарифам применила именно этот метод регулирования, нарушений прав и законных интересов заявителя не усматривается.

Оспаривая в части пункты 1 и 3 Приказа Службы по тарифам Иркутской области № 604-спр от 08.12.2014 (в редакции от 17.12.2014), ООО «КиренскТеплоРесурс» ссылается на то, что служба по тарифам при определении расходов по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов» руководствовалась недействительными документами, необоснованно самостоятельно изменила срок полезного использования по объекту основных средств «Теплотрасса».

Данное утверждение заявителя не может быть принято судом во внимание, исходя из следующего.

Согласно пункту 33 Методических указаний при расчете долгосрочных тарифов методом индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка определяется на основе долгосрочных параметров регулирования, которые определяются перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяются, в том числе на основе базового уровня операционных расходов, устанавливаемого органом регулирования в соответствии с пунктом 37 Методических указаний.

При расчете базового уровня операционных расходов, расходы определяются методом экономически обоснованных расходов в соответствии с главой IV Методических рекомендаций.

В соответствии с пунктом 72 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов, необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов, прибыль регулируемой организации.

В силу пункта 73 Основ ценообразования величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 настоящего документа и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним.

Величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с методическими указаниями с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования и пункта 24 Методических указаний расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов:

1) топливо;

2) прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель;

3) оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) сырье и материалы;

5) ремонт основных средств;

6) оплата труда и отчисления на социальные нужды;

7) амортизация основных средств и нематериальных активов;

8) прочие расходы в соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования.

Согласно пункту 43 Основ ценообразования и пункту 29 Методических указаний сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Порядок и способы амортизации основных средств в сфере бухгалтерского учета установлен Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету» «Учет основных средств» ПБУ 6/01 и Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91/н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств».

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.

В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральным законом или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

В обоснование заявленных расходов к регулированию обществом первоначально были представлены и приняты во внимание службой по тарифам, в том числе (данные изъяты):

- инвентарная карточка учета объекта основных средств «Котельная на биотопливе» с инвентарным "номер изъят", в соответствии с которой первоначальная стоимость указанного объекта основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учета "дата изъята" составляет (данные изъяты) рублей, амортизационная группа (данные изъяты), срок полезного использования (данные изъяты);

- акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией "дата изъята" с указанием стоимости принимаемого объекта «Котельная на биотопливе» (данные изъяты) рублей;

- акт о приемке-передаче по форме "номер изъят" от "дата изъята" , согласно которому определена амортизационная группа (данные изъяты), способ начисления амортизации – линейный;

- оборотно-сальдовая ведомость по счету: 02.1Осн.средства за "дата изъята" ООО «КиренскТеплоРесурс» с указанием оборота по кредиту – (данные изъяты) рублей;

- приказ от 01.01.2014 № 1 об утверждении «Положения об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2014 год», которым утверждена Методика ведения бухгалтерского учета, где предусмотрен линейный способ начисления амортизации основных средств по повышенному коэффициенту (данные изъяты).

После ознакомления с результатами проведенной службой по тарифам экспертизы обосновывающих материалов обществом были представлены в регулирующий орган измененные первичные документы (л.д.74 -78 т.2):

- инвентарная карточка учета объекта основных средств по форме № ОС-6 с инвентарным номером объекта основных средств «Котельная на биотопливе» "номер изъят", где срок полезного использования был указан в 42 мес., тогда как в первоначально представленном документе срок полезного использования был указан в 300 мес.;

- акт о приеме-передаче по форме "номер изъят", согласно которому амортизационная группа указана 5 (в первоначально представленном документе – 7), способ начисления линейный, норм – 0,02 ( ранее в документах нормы не было).

После того, как служба по тарифам проанализировала новые документы и не приняла их в качестве основания для пересмотра тарифов, обществом вновь был представлен новый пакет документов, подтверждающий изменение учетной политики, поскольку поставленный ранее на баланс инвентарный объект основных средств «Котельная на биотопливе» был разделен на самостоятельные инвентарные объекты:

- «Здание котельной на биотопливе мощн.22 кВт» - (данные изъяты);

- «Трансформаторная подстанция» - (данные изъяты);

- «Котловая установка 1 очереди» - (данные изъяты);

- «Установка водогрейная твердотопливная 2 очереди» - (данные изъяты);

- «Тепловой пункт» - (данные изъяты).

Обществом представлены 5 инвентарных карточек под данные объекты, где самостоятельно определена стоимость инвентарных объектов:

- инвентарная карточка учета объекта основных средств по форме № ОС-6 с инвентарным номером основных средств «Здание котельной на биотопливе мощн.22 кВт» - (данные изъяты), первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету (данные изъяты) рублей, амортизационная группа 7, срок полезного использования 15 лет 10 дней;

- инвентарная карточка учета основных средств по форме № ос-6 с инвентарным номером объекта «Трансформаторная подстанция» (данные изъяты), первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету ("дата изъята" ) составляет (данные изъяты) рублей, срок полезного использования 7 лет 10 дней;

- инвентарная карточка объекта основных средств по форме № ОС-6 с инвентарным номером основных средств «Котловая установка 1 очереди» - КК/2013-11, первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету (31.12.2013) 51007041, 18 рублей, амортизационная группа 5, срок полезного использования 7 лет 10 дней;

- инвентарная карточка учета объекта основных средств по форме № ОС-6 с инвентарным номером объекта основных средств «Установка водогрейная твердотопливная 2 очереди» - (данные изъяты), первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету ("дата изъята" ) (данные изъяты), амортизационная группа 5, срок полезного использования 7 лет 10 дней;

- инвентарная карточка учета объекта основных средств по форме № ОС-6 с инвентарным номером объекта основных средств «Тепловой пункт» - (данные изъяты), первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету ("дата изъята" ) (данные изъяты) рублей, амортизационная группа 5, срок полезного использования 7 лет 10 дней;

- приказ от 28.12.2012 «Об утверждении Положения об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2013 год и Положения об учетной политике для целей налогового учета на 2013 год». Методикой ведения бухгалтерского учета было определено использовать линейный способ начисления амортизации объектов основных средств, кроме объекта основных средств «Котельной на биотопливе»: здание котельной, оборудование котельной, теплотрасса, тепловой пункт, по которым используется способ уменьшаемого остатка с применением повышенного коэффициента 2,0.

- приказ от 30.12.2013 «Об утверждении Положения об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2014 год и Положения об учетной политике для целей налогового учета на 2014 год»;

- приказ от 01.01.2014 «Об утверждении Положения об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2014 год и Положения об учетной политике для целей налогового учета на 2014 год» иного содержания, чем представленный в первоначальном пакете документов.

Акты о приеме-передаче объектов указанных основных средств по форме № ОС-1, являющиеся самыми первыми документами учета основных средств, на основании которых оформляются инвентарные карточки, обществом в службу по тарифам представлены не были.

Представители общества в ходе судебного разбирательства представление новых первичных документов обосновывали тем, что первоначально представленные документы являются недействительными, поскольку не соответствовали законодательству по бухгалтерскому учету. После проведения аудиторской проверки и полученного заключения документы были приведены в соответствии с требованием закона.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля аудитор ФИО4, суду пояснила, что при проверке ООО «КиренскТеплоРесурс» ей были представлены два пакета документов и заключение она давала, исходя из представленных документов.

Из материалов дела и тарифного дела следует, что ООО «КиренскТеплоРесурс» по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов» к регулированию заявлены расходы: на 2015 год – (данные изъяты) тыс.рублей; на 2016 год – (данные изъяты) тыс.рублей; на 2017 год – (данные изъяты) тыс.рублей.

Службой по тарифам учтены расходы по (данные изъяты).рублей ежегодно. При этом службой по тарифам обоснованно приняты во внимание документы, представленные обществом первоначально (такой же пакет документов представлялся обществом при регулировании тарифов на 2014 год), откорректирован срок полезного использования объекта основных средств «Теплотрасса» с учетом Классификатора основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 01.01.2001 № 1 (далее Классификатор основных средств).

Расчет суммы амортизации по объекту «Котельная на биотопливе» произведен службой в соответствии с пунктом 19 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н, исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования этого объекта. Первоначальная стоимость службой по тарифам принята на основании акта приемки законченного строительством объекта «Котельная на биотопливе», что соответствует пунктам 7,8 ПБУ 6/01, норма амортизации определена с учетом срока полезного использования этого объекта. Срок полезного использования принят службой согласно представленному акту о приеме-передачи и инвентарной карточке учета объекта по форме № ОС-6 – 300 месяцев.

Способ начисления амортизации службой по тарифам обоснованно применен линейный, поскольку такой способ указан в акте приема-передачи по форме ОС-1 от "дата изъята" Кроме того, согласно пункту 18 ПБУ 6/01 применение одного из способов, предусмотренных данным пунктом, начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Как пояснили представители службы по тарифам и не отрицалось представителем общества у ООО «КиренскТеплоРесурс» на балансе стоит несколько источников тепловой энергии – котельных, относящихся к группе однородных объектов – котельная на биотопливе и котельная на мазуте с инвентарным номером (данные изъяты), где способ начисления амортизации определен линейный.

Служба по тарифам правильно не согласилась и с применением к основной норме амортизации специального коэффициента 2 в отношении объекта «Котельная на биотопливе». Общество в обоснование применения указанного коэффициента ссылается на положения пункта 1 статьи 259.3 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующего право налогоплательщиков применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности.

Суд находит убедительным довод представителей службы по тарифам о том, что согласно письму Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.03.2007 № д19-284 при подготовке Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1), сроки полезного использования указанных основных средств устанавливались исходя из двухсменного режима работы. Сроки полезного использования машин и оборудования, работающих в условиях непрерывной технологии изготовления продукции, установленные к Классификации, также учитывают специфику их эксплуатации. Объект «Котельная на биотопливе» уже создан для работы в агрессивной среде и процесс теплоснабжения является непрерывным.

Довод представителя заявителя о возможном применении специального коэффициента со ссылкой на то, что общество относится к малым предприятиям, не может быть принят во внимание, поскольку Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» утратил силу с 01.01.2008.

Проверяя доводы представителя заявителя о том, что принятые к расчету службой по тарифам документы являются недействительными, так как не соответствуют требованиям законодательства о бухгалтерском учете и у общества отсутствуют подлинные документы, суд находит заслуживающими внимание суждение представителей службы по тарифам о том, что заявителем в службу по тарифам данные документы представлены в соответствии с требованиями пунктов 15-17 Правил регулирования цен и пунктов 5,7,8 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Первоначальные документы в службу по тарифам представлены заявителем в надлежаще заверенных копиях, что подтверждает копирование с оригинала. Не предоставление заявителем оригиналов первичных учетных документов аудитору при проведении проверки не может подтверждать их утрату.

Является обоснованной ссылка на положения ПБУ 6/01 представителей службы по тарифам в опровержении довода заявителя о том, что объект основных средств «Котельная на биотопливе» не мог быть поставлен на баланс общества как один инвентарный объект, поскольку он состоял из нескольких частей, срок полезного использования которых разный.

Так в соответствии с абзацем первым пункта 6 ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Как следует из акта приемки законченного строительства приемочной комиссией "дата изъята" , заявителю передан 1 объект (комплекс сочлененных предметов), стоимость которого определена единой суммой (без разбивки по предметам).

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н, инвентарный номер, присвоенный инвентарному объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данной организации.

Поскольку в первоначальном пакете материалов заявителем представлены первичные документы, подтверждающие постановку на учет одного объекта как комплекса сочлененных предметов и данному объекту был присвоен один инвентарный номер, а документы о постановке на учет 5 инвентарных объектов заявителем представлены позже, то регулирующий орган обоснованно отнесся к ним критически.

Не может суд согласиться с доводом заявителя, который нашел поддержку в заключении прокурора, о необоснованности действий службы по тарифам в изменении срока полезного использования по объекту основных средств «Теплотрасса».

Суд полагает, что изменение первичных учетных документов заявителем было вызвано желанием повлиять на решение службы по тарифам по установлению более выгодных для предприятия тарифов.

Заявитель квалифицировал имущество «Теплотрасса» как технологический трубопровод, исходя из этого и была определена амортизационная группа. Представитель заявителя не смог пояснить суду обоснованность оформления двух инвентарных карточек на данный объект с инвентарными номерами "номер изъят" и "номер изъят", в соответствии с которыми обществом определены две разные амортизационные группы по данному объекту. Указанные инвентарные карточки содержат разные сроки полезного использования объекта.

Анализ положений СНиП 3.05.05-84, приказа Госстроя Российской Федерации от 19.12.1997 № 221, приказа Федеральной службы по экономическому, технологическому и атомному надзору от 30.12.2013 № 656 позволяет сделать вывод о том, что технологические трубопроводы – трубопроводы, предназначенные для транспортировки различных веществ, необходимых для эксплуатации оборудования или для осуществления технологического процесса. К технологическим трубопроводам не относятся трубопроводы пожарного и питьевого водоснабжения, отопления, канализации неагрессивных стоков и ливневой канализации.

Ресурс, передаваемый посредством теплотрасс, имеет иное предназначение.

Служба по тарифам отнесла здание котельной к восьмой группе в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 (далее - Классификация основных средств). Срок полезного использования имущества, отнесенного к восьмой амортизационной группе, составляет от 20 до 25 лет.

К этому имуществу относятся, в том числе, и передаточные устройства.

Расчет амортизации по объекту «Теплотрасса» служба по тарифам произвела исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования этого объекта. Срок полезного использования был скорректирован службой и определен в 240 месяцев с учетом стоимости данного объекта (данные изъяты). Указанные действия службы по тарифам не противоречат требованиям закона и совершены в рамках правомочий данного органа.

Довод заявителя о том, что служба по тарифам в целях устранения возникших сомнений в достоверности представленных дополнительных документов и об отсутствии актов приема-передачи законченных строительством объектов основных средств могла сообщить об этом заявителю не может быть принят во внимание, поскольку предприятие, являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка по теплоснабжению, должно быть заинтересовано в предоставлении достоверных материалов для установления на очередной год уровня тарифов, выгодного для осуществления деятельности в сфере теплоснабжения. Законодателем именно на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа, неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагополучные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.

В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Исходя из изложенного, требования общества с ограниченной ответственностью «КиренскТеплоРесурс» о признании недействующим со дня принятия в части приказ Службы по тарифам Иркутской области № 604-спр от 08.12.2014 «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям общества (в редакции Приказа Службы по тарифам Иркутской области № 686-спр от 17.12.2014) удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление общества с ограниченной ответственностью «КиренскТеплоРесурс» о признании недействующим со дня принятия в части приказ Службы по тарифам Иркутской области № 604-спр от 08.12.2014 «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям общества (в редакции Приказа Службы по тарифам Иркутской области № 686-спр от 17.12.2014) оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья В.Г. Петухова