НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 05.06.2020 № 3А-151/20

УИД 38OS0Номер изъят-07

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 июня 2020 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е., с участием представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Полодухиной О.Е., действующей на основании доверенности от Дата изъята , представителя административного ответчика Правительства Иркутской области Перерешко М.Н., действующей на основании доверенности от Дата изъята , представителя заинтересованного лица Администрация города Иркутска Ильиной Н.А., действующей на основании доверенности от Дата изъята , представителя заинтересованного лица Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области Гончаровой Е.В., действующей на основании доверенности от Дата изъята , рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-151/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Меркурий» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», в лице филиала по Иркутской области, Правительству Иркутской области о признании незаконными действий по исправлению технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, возложении обязанности по исключению исправленных сведений из Единого государственного реестра недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Меркурий», действуя через своего представителя по доверенности Леденцова Д.С., обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», в лице филиала по Иркутской области, Правительству Иркутской области о признании незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области по исправлению технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, кадастровый Номер изъят произведенные Дата изъята , обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об исправлении технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, кадастровый Номер изъят внесенные Дата изъята

В обоснование административных исковых требований ООО «Меркурий» указывает, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под эксплуатацию существующих зданий, кадастровый Номер изъят, общей площадью 4 589,00 кв.м., расположенный по адресу: <адрес изъят>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата изъята серии <адрес изъят>, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от Дата изъята Номер изъят

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят определена в соответствии с Постановлением <адрес изъят> от Дата изъята Номер изъят-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп» и составляет 11 352 543,54 рубля по состоянию на 7 мая 2013 г.

В апреле 2019 года административному истцу стало известно об исправлении технической ошибки, допущенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно запрошенной ООО «Меркурий» выписки, в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят были внесены изменения, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на Дата изъята была определена в размере 63 341 829,33 рублей.

Административный истец считает свои права нарушенными, так как он в соответствии с частью 1 статьи 391 Налогового Кодекса Российской Федерации, ООО «Меркурий» является плательщиком земельного налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости земельного участка и увеличенная кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка повышает размер подлежащего уплате земельного налога.

Административный истец считает, что в соответствии с положениями Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», исправление описок производится только по решению суда, исходя из чего, полагает, что произведенные административным ответчиком исправление, приведшие к увеличению кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка, подлежат отмене.

С целью защиты своих нарушенных прав ООО «Меркурий» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными действий по исправлению технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, возложении обязанности по исключению исправленных сведений из Единого государственного реестра недвижимости.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 13 августа 2019 г. производство по делу арбитражному делу № А19-14047/2018 по прекращено, по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ООО «Меркурий» просит суд: признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области по исправлению технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, кадастровый Номер изъят произведенные Дата изъята ; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об исправлении технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, кадастровый Номер изъят внесенные Дата изъята

Административный истец ООО «Меркурий», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя, также извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не направил, о причинах неявки суду, в том числе в связи с отзывом доверенности, выданной Леденцову Д.С., не сообщил, ходатайства о невозможности участия в судебном заседании в следствие ограничительных мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 до начала рассмотрения дела представителем суду не направлено.

Разрешая вопрос о возможности рассмотрения административного дела в отсутствие административного истца, суд установил, что определением судьи Иркутского областного суда от 27 марта 2020 г. производство по административному делу было приостановлено, в связи с принятием мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, данным определением судебное заседание по делу назначено на 4 июня 2020 г.

Направленное по адресу ООО «Меркурий», указанному административным истцом в административном исковом заявлении, посредством почтовой связи указанное выше определение и извещение о дате и времени судебного заседания, назначенного на 4 июня 2020 г. на 16.00 ч., не получено, конверт возвращен в суд за истечением срока хранения, представитель ООО «Меркурий» Леденцов Д.С., действующий на основании доверенности от Дата изъята (сроком действия 3 года), подписавший административное исковое заявление извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается приобщенным к материалам административного дела уведомлением о вручении Леденцову Д.С. почтового отправления 9 апреля 2020 г., исходя из чего суд приходит к выводу о надлежащем извещении административного истца о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области – Полодухина О.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административных исковых требований, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.

Представитель административного ответчика Правительства Иркутской области – Перерешко М.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица администрации города Иркутска - Ильина Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала относительно удовлетворения административных исковых требований.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области – Гончарова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила принять по делу законный и обоснованный акт.

Административный ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает, что не имеет материально-правового интереса, не заинтересовано в исходе данного административного дела, не нарушало прав, свобод и охраняемых законом интересов административного истца, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Из материалов административного дела следует, что первоначально ООО «Меркурий» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании незаконными действий по исправлению технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, с кадастровым номером Номер изъят

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 13 августа 2019 г. производство по арбитражному делу № А19-14047/2018 прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при этом арбитражный суд сослался на пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», указав, что данный спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции с соблюдением правил о подсудности, установленных пунктом 15 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в порядке и сроки, предусмотренные главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Данное определение Арбитражного суда Иркутской области был обжаловано в апелляционном порядке, по результатам которого, Четвертый арбитражный апелляционный суд принял постановление от 7 октября 2019 г. об оставлении без изменения определения Арбитражного суда Иркутской области от 13 августа 2019 г. по арбитражному делу № А19-14047/2018.

Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности).

При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).

С учетом того, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (государственного кадастра недвижимости), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей, утверждаются решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления, оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется по Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации.

Как предусмотрено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Учитывая указанные выше обстоятельства, разъяснения, приведенные в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», а также то, что административным истцом оспариваются действия административного ответчика по исправлению технической ошибки в сведениях кадастрового учета Единого государственного реестра недвижимости, не связанные с изменениями количественных и качественных характеристик земельных участков, а также не являющиеся исправлением реестровой ошибки по смыслу пункта 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а касаются оспаривания пересчета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в следствие внесения изменений в нормативный акт Иркутской области об утверждении результатов массовой кадастровой оценки земельных участков на территории Иркутской области, которые привели к отнесению первоначального земельного участка с кадастровым номером Номер изъят из которого в последствие было образовано несколько земельных участков, в том числе земельный участок с кадастровым номером Номер изъят к другому виду разрешенного использования для целей оценки кадастровой стоимости и удовлетворение административных исковых требований может привести к изменению кадастровой стоимости этих земельных участков, суд приходит к выводу о подсудности данного дела Иркутскому областному суду, поскольку административным истцом, по существу, оспариваются результат установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят

Определяя вид судопроизводства, в котором подлежит рассмотрению данный спор, суд исходит из того, что данный спор подлежит рассмотрению по правилам главы 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при этом, так как административным истцом оспариваются действия государственного регистрационного органа, при разрешении дела следует, учитывая пункт 4 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, применять положения о сроках обращения с такими требованиями в суд, предусмотренные статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должны содержаться в решении суда.

В соответствии частями 1-3 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин. Заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле. С учетом характера и сложности процессуального вопроса суд вправе вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте его проведения.

Одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие (поданы жалоба, заявление, представлены документы).

Из административного искового заявления следует, что административному истцу стало известно в апреле 2019 г. о совершении административным ответчиком оспариваемых действий (исправлении кадастровой ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости), также административным истцом была получена Выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 17 мая 2019 г., из которой ему стало известно о размере установленной административным истцом кадастровой стоимости земельного участка, административный истец обжаловал данные действия в Арбитражный суд Иркутской области (определение о прекращении производства по делу от 13 августа 2019 г. по арбитражному делу № А19-14047/2018 (л.д. 18-19), в котором административному истцу разъяснена подсудность спора и указано на норму Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о сроках обращения в суд с требованиям об оспаривании действий (решений) государственного органа или должностного лица, апелляционным определением Четвертого апелляционного арбитражного суда от 7 октября 2019 г. по арбитражному делу № А19-14047/2018 определение Арбитражного суда Иркутской области от 13 августа 2019 г. было оставлено без изменения.

Таким образом, к моменту обращения административного истца с настоящим административным иском через канцелярию Иркутского областного суда, согласно штампу на исковом заявлении вх. № 2-3470 от 26 февраля 2020 г., установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трех месячный срок на обращение в суд для обжалования действий (решения) административного ответчика административным истцом значительно пропущен, заявления или ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока в административном исковом заявлении не содержится и отдельно административным истцом суду не подано, как не представлено доказательств наличия уважительных причин пропуска этого срока.

В ходе рассмотрения административного дела судом установлено, что ООО «Меркурий» является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под эксплуатацию существующих зданий, кадастровый Номер изъят, общая площадь 4 589,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес изъят>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес изъят>, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от Дата изъята Номер изъят

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером Номер изъят (исходный земельный участок), расположенный в <адрес изъят>, постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (далее - Постановление Правительства Иркутской области № 517-пп), утвердившим кадастровую стоимость земельных участков на территории Иркутской области по состоянию на 1 января 2012 г., отнесен оценщиком, производившим массовую государственную оценку земельных участков на территории Иркутской области к 9 группе видов разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» с удельным показателем кадастровой стоимости 2473,86 руб./кв.м.

В дальнейшем из земельного участка с кадастровым номером Номер изъят с местоположением: <адрес изъят>, путем его раздела были выделены земельные участки, в том числе с кадастровым номером 38:36:000034:16013, который поставлен 7 мая 2013 г. на государственный кадастровый учет филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области (далее - Филиал).

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на 7 мая 2013 г.), Приказом Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» (в редакции, действовавшей на 7 мая 2013 г.) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят при его постановке на кадастровый учет была рассчитана в соответствии с пунктом 2.1.17. Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 г. № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», согласно которым в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка, кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.

В соответствии с Приложением № 1 к Постановлению Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп» удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят как отнесенного к 9 группе видов разрешенного использования, составил 2 473,86 руб./кв.м.

Таким образом кадастровая стоимость земельного участка была определена по формуле 2 473,86 руб./кв.м. х 4 589,00 кв.м. и составила 11 352 543,50 рубля.

Постановлением Правительства Иркутской области от 4 июля 2012 г. № 368-пп проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области, поручено министерству имущественных отношений Иркутской области.

На основании Государственного контракта от 22 ноября 2012 г., заключенного между министерством имущественных отношений Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью «ФинГрупп» по результатам открытого аукциона в электронной форме от 6 ноября 2012 г. Номер изъят (5212-ЭА/12), обществом с ограниченной ответственностью «ФинГрупп» проведена государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области.

В соответствии с указанным Государственным контрактом и техническим заданием на выполнение работ по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от 22 ноября 2012 г. заказчиком работ является министерство имущественных отношений Иркутской области.

По результатам проведенных работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от 20 апреля 2013 г. № 2004-13 по состоянию на 1 января 2012 г.

Экспертным советом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» подготовлено положительное экспертное заключение от 7 июня 2013 г. № 919/2013 о соответствии отчета Федеральному закону от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки, другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.

В соответствии с актом сдачи-приема от 14 ноября 2013 г. отчет и экспертное заключение переданы в Правительство Иркутской области.

По завершению на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2012 г. результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области» в редакции Постановлений Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп, от 26 августа 2015 г. № 422-пп, от 11 января 2016 г. № 4-пп, от 19 сентября 2016 г. № 588-пп, от 12 декабря 2016 г. № 781-пп, от 21 апреля 2017 г. № 270-пп.

29 июля 2016 г. в министерство имущественных отношений Иркутской области поступило обращение Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска об отнесении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят к 5 группе видов разрешенного использования, в связи с фактическим разрешенным использованием.

12 декабря 2016 г. Правительство Иркутской области было издано Постановление № 781-пп «О внесении изменений в приложение № 1 к Постановлению Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп».

Согласно внесенным изменениям, земельный участок с кадастровым номером Номер изъят был отнесен к 5 виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 13 802,97 руб./м2.

На основании принятого нормативного правового акта Постановления Правительства Иркутской области от 12 декабря 2016 г. № 781-пп «О внесении изменений в приложение № 1 к Постановлению Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп», государственным регистратором 6 марта 2019 г. в соответствии с частью 2 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» было принято решение об исправлении технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, которое повлекло пересчет кадастровой стоимости данного земельного участка исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 13 802,97 руб./кв.м. сведения о новой кадастровой стоимости данного земельного участка стали применяться с 27 декабря 2016 г. – даты введения в действие Постановления Правительства Иркутской области от 12 декабря 2016 г. № 781-пп.

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 12 декабря 2016 г. № 781-пп «О внесении изменений в приложение № 1 к Постановлению Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп» была определена по формуле 13 802,97 руб./кв.м. х 4 589,00 м2 и составила 63 341 829,30 рублей, что подтверждено представленной выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от Дата изъята г. Номер изъят

Как предусмотрено статьей 24.20 Федерального Закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав.

В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

Как предусмотрено пунктами 1, 2, 4, 5 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

Уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в форме и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.

Судом установлено, что административным истцом не оспаривается факт соблюдения административным ответчиком требований Закона «О государственной регистрации недвижимости» о сроках и порядке направления в адрес административного истца уведомления об исправлении оспариваемой технической ошибки в записях кадастрового учета.

Также судом установлено, что исправление технической ошибки в записях о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят не повлекло за собой прекращения, возникновения, перехода зарегистрированного права на этот земельный участок.

Оспаривая действия административного ответчика по исправлению технической ошибки в определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят административный истец указывает на нарушение порядка, осуществления такого исправления, предусмотренного пунктом 4 Федерального закона от Дата изъята № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому, такие исправления производится только по решению суда, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.

Под таким вредом или нарушением своих законных интересов административный истец понимает возникновение начиная с 27 декабря 2016 г. налоговых обязательств по уплате налога на имущество исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 13802,97 руб./кв.м., обусловленного отнесением этого земельного участка к 5 группе видов разрешенного использования в связи с фактическим использованием данного земельного участка под размещение объектов торговли, и возникновение обязанности доплатить налог на имущество за земельный участок, а также возможного применения в отношении административного истца налоговых санкций за неуплату налога в срок в виде штрафов и пени.

Как было указано выше, основанием для исправления технической ошибки о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят явилось принятие нормативного правового акта Постановления Правительства Иркутской области от 12 декабря 2016 г. № 781-пп, которым земельный участок с кадастровым номером Номер изъят отнесен к 5 группе видов разрешенного использования земельных участков с удельным показателем кадастровой стоимости 13802,97 руб./кв.м., данный нормативный правовой акт в этой части на момент рассмотрения настоящего административного дела не отменен и в этой части административным истцом не оспорен.

Произведенный регистратором административного ответчика расчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 13802,97 руб./кв.м., установленного Постановления Правительства Иркутской области от 12 декабря 2016 г. № 781-пп, судом проверен и его правильность не вызывает сомнений, а правильность внесения исправленных сведений в Единый государственный реестр недвижимости подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от Дата изъята Номер изъят

Судом установлено, что ООО «Меркурий», как собственник земельных участков является плательщиком земельного налога в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Пунктом 5 указанной статьи установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей, то есть 7 мая 2013 г. (дата внесения сведений в Единого государственного реестра недвижимости об образовании земельного участка с кадастровым номером Номер изъят

Согласно статьей 24.20 Федерального Закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

Таким образом, при исправлении технической ошибки эти сведения действуют с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку, при этом не имеет юридического значения исправлены ли они по решению суда или в ходе исправления технической ошибки регистратора по своей инициативе или по заявлению правообладателя.

Судом установлено, что исправление технической ошибки в кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка осуществлено по решению регистратора (работника административного ответчика), форма его решения об исправлении технической ошибки законом не установлена из чего суд приходит к выводу о том, что такое решение может выражаться в волевых действиях регистратора по внесению в Единый государственный реестр недвижимости исправленных сведений, в частности о кадастровой стоимости, взамен ошибочных.

Таким образом, принятие решения регистратором об исправлении технической ошибки в кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят доказано собранными по делу доказательствами, в том числе, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от Дата изъята Номер изъят.

Сведения о кадастровом номере исходного земельного участка известны административному истцу из материалов землеустройства при разделе исходного земельного участка и формировании принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, а также при подписании Соглашении о разделе земельного участка, находящегося в общей долевой собственности от 16 октября 2014 г., на который имеется ссылка в представленной административным истцом копии свидетельств о государственной регистрации права от Дата изъята г. (л.д. 12).

Об исправлении ошибки в отнесении исходного земельного участка к 9 группе видов разрешенного использования земельных участков и отнесения его к 5 группе видов разрешенного использования земельных участков Постановлением Правительства Иркутской области от 12 декабря 2016 г. № 781-пп административному истцу должно было быть известно с 16 декабря 2016 г. - момента официального опубликования этого нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. Кроме того, указанное постановление Правительства Иркутской области было опубликовано в официальном печатном издании нормативных актов Правительства Иркутской области - общественно-политической газете «Областная», № 143, 23.12.2016.

В соответствии с пунктом 1 стать 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Являясь налогоплательщиком земельного налога, административный истец должен был знать, о том, что по внесении в Единый государственный реестр недвижимости исправленных Постановлением Правительства Иркутской области от 12 декабря 2016 г. № 781-пп сведений о виде разрешенного использования исходного земельного участка с кадастровым номером Номер изъят будет изменена в соответствии с измененным видом разрешенного использования и кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером Номер изъят что может повлечь для него необходимость доплаты ранее уплаченного земельного налога, так как в силу положений статьи 24.20 Федерального Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» такие исправления для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации начинают действовать с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

Учитывая, что обязанность осуществления доплаты земельного налога с Дата изъята у административного истца возникала после внесения исправления технической ошибки о кадастровой стоимости данного земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости с Дата изъята , а налоговая ответственность наступает для налогоплательщика только при наличии его вины, у регистратора, принявшего решение об исправлении технической ошибки в определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят отсутствовали основания полагать, что исправление этой технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на эти записи, а, следовательно, действие (решение) регистратора осуществившего исправление данной технической ошибки на основании своего решения без обращения в суд, является правомерным, так как этим исправлением не причиняется вреда административному истцу и не нарушаются его законных интересов, поскольку исполнение налоговых обязательств по доплате земельного налога не является вредом или нарушением законных интересов административного истца. Доказательств привлечения административного истца к налоговой ответственности суду не представлено, а материалы дела не содержат.

Кроме того, из материалов дела следует, что после исправления оспариваемых технической ошибки в записи Единого государственного реестра недвижимости, налоговым органом в отношении ООО «Меркурий» Дата изъята была проведена камеральная налоговая проверка за налоговый период с Дата изъята по Дата изъята , согласно результатам которой (акт налоговой проверки Номер изъят) была выявлена неуплата ООО «Меркурий» налогов за земельный участок с кадастровым номером Номер изъят По результатам проведенной проверки административному истцу было предложено доплатить недостающую сумму налога, которую он обязан уплачивать в соответствии с законом, в свою очередь пени на неуплаченную сумму налога начислены.

Также судом исследованы в судебном заседании материалы административного дела № 3а-56/2019.

Из материалов данного административного дела по административному исковому заявлению Администрации города Иркутска к Правительству Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка следует, что Администрация города Иркутска в обоснование административных исковых требований указывала, что Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп) земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, расположенный по адресу: <адрес изъят>, с площадью 4 589,00 кв.м., неправильно отнесен к 9 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, определена по состоянию на 7 мая 2013 г. является неправильной.

Решением Иркутского областного суда от 13 марта 2020 г. по административному делу № 3а-56/2019 в удовлетворении административного искового заявления Администрации <адрес изъят> к <адрес изъят> об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, с площадью 4 589,00 кв.м., в размере 51 938 000,00 рублей по состоянию на 7 мая 2013 г. было отказано.

ООО «Меркурий» было привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица, исковой материал и данный судебный акт ему был направлен, из этих материалов следовало, что ООО «Меркурий» фактически использует принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером Номер изъят в соответствии с 5 группой видов разрешенного использования, для осуществления торговой деятельности.

Таким образом, зная об использовании земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в соответствии с 5 группой видов разрешенного использования и не принимая мер к приведению сведений о группе вида разрешенного использования этого земельного участка в соответствие с фактическим ООО «Меркурий» должно было знать о возможном наступлении для него неблагоприятных последствий в следствие приведения кадастровой стоимости этого земельного участка, определенной в связи с ошибочным отнесением его к 9 группе видов разрешенного использования, к кадастровой стоимости по его фактическому использовании с применением удельного показателя кадастровой стоимости по 5 группе видов разрешенного использования земельных участков.

Оценивая собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении административных исковых требований ООО «Меркурий» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», в лице филиала по <адрес изъят> по настоящему административному делу, кроме того, административным истцом по требованиям о признании не действительным решения об исправлении технической ошибки в сведениях в Едином государственном реестре недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с данным требованием, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Вместе с тем, ООО «Меркурий» не лишено права обратиться в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему земельного участка в порядке главы 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Меркурий» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», в лице филиала по Иркутской области, Правительству Иркутской области о признании незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области по исправлению технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят><адрес изъят>, кадастровый номер Номер изъят произведенные 6 марта 2019 г., обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес изъят> исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об исправлении технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, кадастровый Номер изъят внесенные 6 марта 2019 г. – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд.

Председательствующий судья А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено Дата изъята