НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Иркутского гарнизонного военного суда (Иркутская область) от 28.07.2021 № 2А-34/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Иркутский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Лукашевича А.Т., при секретаре судебного заседания Раджабовой А.Д., с участием: прокурора – заместителя военного прокурора <...> войсковая часть <...> Парфенова П.А., административного истца ФИО1, представителя административных ответчиков <...> ФИО2, представлявшего интересы командиров войсковых частей <...>, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, административное дело № по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <...> ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части , связанных с непредоставлением ему дополнительных суток отдыха, право на которые у него возникло в период прохождения военной службы, а также с несогласием с расчетом выслуги лет военной службы при исключении из списков личного состава воинской части, взысканием компенсации причиненного морального вреда,

установил:

Козлов, полагая, что его права на предоставление дополнительных суток отдыха в период прохождения военной службы, а также на получение военной пенсии командиром войсковой части и <...> были нарушены, обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил:

- признать незаконным, необоснованным и отменить параграф 2 пункт 2 приказа командира войсковой части по строевой части от **/**/**** года № город Иркутск войсковая часть Иркутская обл.), в части касающейся исключения ФИО1 с **/**/**** года из списков личного состава воинской части, всех видов довольствия (обеспечения) и расчета выслуги лет для назначении пенсии на **/**/**** года: календарная – 14 лет 1 месяц 23 дня, в льготном исчислении – 19 лет 11 месяцев 13 дней;

- признать незаконными действия командира войсковой части , связанные с непредоставлением ему дополнительных суток отдыха в количестве 29 суток за период прохождения военной службы с **/**/**** года по **/**/**** года, и обязать указанное должностное лицо их предоставить, путем изменения даты исключения из списков личного состава воинской части и обеспечить, всеми положенными видами довольствия в установленном порядке;

- обязать командира войсковой части произвести ФИО1 расчет выслуги лет для назначения пенсии в календарном и льготном исчислениях;

- взыскать в пользу ФИО1 компенсацию причиненного морального вреда в размере 150 000 рублей;

- взыскать в пользу ФИО1 с Федерального государственного казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» денежные средства в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Руководитель Федерального государственного казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» в суд не прибыл и просил рассмотреть дело без его участия.

Требования, указанные в административном исковом заявлении, Козлов в суде поддержал и пояснил, что в соответствии с приказом командира войсковой части от **/**/**** года № он, с **/**/**** года по **/**/**** года, в сводном учебном батальоне сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени временно исполнял обязанности командира роты, в связи с чем имел право на дополнительные сутки отдыха в общем количестве 29 суток, которые ему при исключении из списков личного состава воинской части предоставлены не были.

Далее Козлов пояснил, что с целью присоединения дополнительных суток отдыха к основному отпуску за 2021 год, он по указанию командира войсковой части обратился с рапортом к командиру войсковой части , для предоставления журнала переработки и графиков задействования личного состава в сводном учебном батальоне, необходимого для подсчета дополнительных суток отдыха к основному отпуску за 2021 год, в чем было отказано. Материалами прокурорской проверки – представлением заместителя военного прокурора об устранении нарушений закона, по его жалобе, указанные действия командира войсковой части были признаны неправомерными, за К-вым было признано право на 23 нереализованных дня дополнительного отдыха.

При этом Козлов был не согласен с произведенным кадровыми органами войсковых частей и подсчетом его выслуги лет на пенсию, при расчете которой были неправильно засчитаны периоды его службы в МЧС России по Иркутской области. Такими действиями командиров воинских частей, ему был причинен моральный вред, который Козлов оценивает в 150 000 рублей и просит взыскать с них в его пользу.

Представитель командиров войсковых частей и ФИО2 требования ФИО1 не признал и пояснил, что в войсковой части – подразделении сводного учебного батальона, в период с октября 2020 года по февраль 2021 года, журнал учета времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения этих военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и предоставления им дополнительного времени отдыха, предусмотренный приказом Министра обороны РФ от 30 октября 2015 года № 660 «О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации», в нарушение требований Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» не велся. Единственными документами учета задействования личного состава сводного учебного батальона войсковой части в указанный период составлялись графики (инвентарный № 311/186/1 войсковой части ), в которых было отражено задействование ФИО1.

При этом ФИО2 считает, что отраженные в данных графиках выходные дни ФИО1 в субботы и воскресенья, днями предоставления дополнительных суток отдыха за переработанное время не являлись, поскольку были календарными выходными днями. ФИО2 считает, что <...>ФИО8 и <...>ФИО9 дополнительные дни отдыха ФИО1 предоставлялись в другие дни, 8 и 9 февраля 2021 года, указанные в графике как выходные дни, ФИО2 просил таковыми не считать, поскольку его пребывание в сводной учебном батальоне было прекращено, и в эти дни Козлов вернулся и исполнял свои обязанности в войсковой части .

ФИО2 пояснил, что хотя личное дело ФИО1 **/**/**** года направлялась в Управление кадров Центрального военного округа, для расчета выслуги лет для пенсии ФИО1, но фактически таковой расчет в данном органе произведен не был, ввиду того, что на момент поступления личного дела в Управление кадров Центрального военного округа у ФИО1 было менее 20 лет выслуги военной службы.

С расчетом выслуги лет для пенсии ФИО1, представленным МСЧ России по Иркутской области, ФИО2 не согласен, поскольку кадровыми органами Министерства обороны РФ применяется иной порядок расчета выслуги лет для пенсии военнослужащих подлежащих увольнению.

При этом ФИО2 указал, что административный истец знал о предстоящем исключении из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, однако своевременно с рапортом о присоединении дополнительных суток отдыха к его основному отпуску к командованию воинской части не обратился, поэтому просил в удовлетворении требований ФИО1 отказать, в том числе и по основанию пропуска им срока на обращение в суд.

Свидетель ФИО8 – командир <...> в период с октября 2020 года по февраль 2021 года, в суде пояснил, что журнал учета времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в подразделении не велся, учет задействования личного состава сводного учебного батальона войсковой части в указанный период отражался в графиках, которые вел <...>ФИО9 Дополнительные сутки отдыха за переработку военнослужащим сводного учебного батальона были предоставлены в основном с **/**/**** года, Козлов с **/**/**** года убыл в войсковую часть положенные сутки отдыха не реализовал.

Свидетель ФИО9<...> в период **/**/**** года по **/**/**** года, в суде пояснил, что журнал учета времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в подразделении не велся, учет задействования личного состава сводного учебного батальона войсковой части в указанный период отражался в графиках, которые он вел лично. Отраженные в графиках выходные дни ФИО1, которые являлись календарными выходными, он отмечал исключительно для учета личного состава. Ранее в период проводимой прокурорской проверки по жалобе ФИО1, предоставленные ему расчеты задействования ФИО1 в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в подразделении он проверил и подтвердил, право последнего на 23 нереализованных дня дополнительного отдыха признал.

Свидетель ФИО10<...> в период октября 2020 года по февраль 2021 года, в суде пояснил, что журнал учета времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в подразделении не велся, учет задействования личного состава сводного учебного батальона войсковой части в указанный период отражался в графиках. Дополнительные сутки отдыха за переработку <...>ФИО8 были предоставлены военнослужащим в основном с **/**/**** года, когда он оформлял документы расформированного взвода.

Военный прокурор Парфенов заключил, что требования ФИО1 в части непредоставления ему дополнительных суток отдыха при исключении из списков личного состава воинской части являются обоснованными, допущенные кадровыми органами войсковых частей и действия, связанные с нарушением порядка расчета выслуги лет для пенсию административного истца неправомерными, высказал мнение, что для восстановления прав ФИО1 необходимо обязать командование воинских частей изменить дату исключения его из списков личного состава воинской части и повторно произвести расчет выслуги лет на пенсию.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, заключение военного прокурора, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 5 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

При этом согласно ст. 91 Трудового кодекса РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Статьей 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон «О статусе военнослужащих») определено, что общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в п. 3 настоящей статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.

В соответствии с п. 1 Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (далее - Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха) следует, что учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале.

В силу п. 3 Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха, когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску.

Дополнительные сутки отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, в продолжительность основного отпуска не входят.

В соответствии с изложенными в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» дополнительное время отдыха военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются в соответствии с пп. 1 и 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» с учетом положений ст.ст. 219-221, 234 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года № 1495, ст. 29 и приложении № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее - Положение о порядке прохождения военной службы).

Исходя из названных положений предусмотрены следующие сроки (периоды) предоставления дополнительных суток (дополнительного времени) отдыха: в другие дни недели, в период основного отпуска путем его увеличения за счет присоединения дополнительных суток отдыха, в период дополнительного времени отдыха до дня начала основного отпуска. При этом общая продолжительность ежегодного основного отпуска с учетом дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно.

В тех случаях, когда военнослужащему не было предоставлено дополнительное время (дополнительные сутки) отдыха вместе с основным отпуском за истекший год в следующем календарном году, срок, с которого исчисляется нарушение права военнослужащего на предоставление дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха за предшествующий период, начинает исчисляться с 1 января года, следующего за годом, в который основной отпуск должен был быть перенесен.

Из исследованных в судебном заседании выписок из приказа командира войсковой части от **/**/**** года № (по строевой части) усматривается, что первоначально планировалось предоставить ФИО1 очередной отпуск за 2021 год пропорционально прослуженному времени в году увольнения в количестве 14 суток (12 суток основной отпуск и 2 суток на дорогу) без предоставления дополнительных суток отдыха. В действительности же данным приказом в период с **/**/**** года ФИО1 был предоставлен отпуск в количестве 17 суток (15 суток основной отпуск, 2 суток на дорогу) и дополнительные сутки отдыха, право на которые наступило в 2019-2020 годах.

Ознакомившись с графиками задействования военнослужащих сводного учебного батальона войсковой части , проходящих военную службу по контракту в период с октября 2020 года по февраль 2021 года, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения этих военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и предоставления им дополнительного времени отдыха следует, что ФИО1 предоставлялись дни отдыха, которые как правило приходились на выходные и праздничные дни и засчитывались в качестве предоставленных ему дополнительных суток отдыха.

Кроме того, свидетель ФИО9 показал, что в конце января 2021 года он принимал участие в расчете количества причитающихся ФИО1 дополнительных суток отдыха и разработке графика их предоставления, а также подтвердил, что в указанном графике не были учтены 23 дня дополнительного времени отдыха положенных ФИО1.

Как усматривается из материалов прокурорской проверки, проводимой <...> военной прокуратуры армии в период с **/**/**** 2021 года, в ходе проведения проверочных мероприятий, наряду с прочим, было установлено наличие у ФИО1 права на дополнительное время отдыха, которое возникло в период с **/**/**** 2021 года, а также выявлены нарушения законодательства, регулирующего прохождение военной службы, связанные с привлечением данного военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения его к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и непредоставления ему дополнительного времени отдыха.

Согласно расчету, подтвержденному свидетелем ФИО9, материалами прокурорской проверки, у административного истца в период с октября 2020 года по 7 февраля 2021 года возникло право на дополнительный отдых в количестве 31 суток. Из них командиром сводного учебного батальона войсковой части ФИО1 было предоставлено время отдыха в количестве 8 суток в 2021 году (исключая выходные и праздничные дни). Таким образом, на день обращения в суд ФИО1 не представлено 23 дополнительных суток отдыха, право на которые у него возникло в вышеуказанный период.

Указанные обстоятельства также подтверждаются исследованными в судебном заседании документами – графиками задействования.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, командованием войсковых частей и , в нарушение приведенных выше правовых норм, административному истцу, обратившемуся с соответствующим рапортом в марте 2021 года, дополнительное время отдыха в количестве 23 суток право на которое у него наступило в 2021 году, предоставлено не было.

Данные действия суд признает неправомерными, а требования административного истца о возложении на административного ответчика обязанности предоставить ему дополнительные сутки отдыха подлежащими удовлетворению частично – в объеме нереализованного права.

В связи с чем суд приходит к выводу, что требования ФИО1 в указанной части подлежат удовлетворению в количестве 23 суток, поскольку имеются основания, свидетельствующие о нарушении прав и свобод административного истца, выразившиеся в отказе административного ответчика предоставить ему дополнительное время отдыха к основному отпуску и в связи с этим необходимость возложения на данное должностное лицо обязанности по устранению таких нарушений.

В соответствии с разделом II. Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения РФ, войсках национальной гвардии РФ, и их семьям в РФ» (далее - Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941) следует, что остановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения РФ, войсках национальной гвардии РФ, и их семьям в РФ» (далее - Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941) следует, что Иркутская область относится к местности с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе отдаленной, в которой служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца.

При этом в соответствии со ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения. В случае, когда невозможно своевременное увольнение военнослужащего с военной службы (исключение из списков личного состава воинской части), на день его увольнения производится расчет недоиспользованного времени основного отпуска с предоставлением его военнослужащему.

Таким образом, с учетом льготного исчисления положенного дополнительного времени отдыха в количестве 23 суток, необходимо увеличить на 12 (двенадцать) суток, а всего предоставить ФИО1 35 (тридцать пять) суток.

При этом в соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 следует, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам засчитываются: военная служба в Вооруженных Силах; время работы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах, пожарной охране Министерства внутренних дел), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы, противопожарных и аварийно-спасательных служб, пожарной охраны).

В силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в соответствии с п. «а» ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закона «О пенсионном обеспечении лиц»), офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданской образовательной организации квалификации, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха следует, что общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу. Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении. В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении.

В соответствии с пп. «а» п. 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения.

В соответствии с пп. «а» п. 28 приказа Министра обороны РФ от 30 октября 2015 года № 660 «О мерах по реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах РФ» командир воинской части обеспечивает направление личного дела военнослужащего, подлежащего увольнению, в соответствующий орган, уполномоченный осуществлять подсчет выслуги лет на пенсию.

Как усматривается из материалов дела, копии личного дела ФИО1, представленной из военного комиссариата, при расчете выслуги лет на пенсию в отношении ФИО1, командованием воинских частей вышеуказанные требования нормативно-правовых актов не выполнены.

Согласно параграфу 2 пункта 2 приказа командира войсковой части по строевой части от **/**/**** года № город Иркутск войсковая часть (Иркутская обл.), военнослужащий Козлов исключен с **/**/**** года из списков личного состава воинской части, всех видов довольствия (обеспечения) его расчет выслуги лет для назначении пенсии на **/**/**** года составляет: календарная – 14 лет 1 месяц 23 дня, в льготном исчислении – 19 лет 11 месяцев 13 дней.

Согласно сообщению командира войсковой части от **/**/**** года № , расчет выслуги лет на пенсию в <...> в отношении ФИО1 не производился, так как на момент поступления его личного дела (**/**/****) выслуга лет военной службы у ФИО1 была менее 20 лет. При этом по состоянию на **/**/**** года, дату исключения Козлова из списков личного состава воинской части, в соответствующий орган, уполномоченный осуществлять подсчет выслуги лет на пенсию личное дело административного истца повторно не направлялось.

Из расчета выслуги лет для назначения пенсии из МЧС России по Иркутской области от **/**/**** года следует, что выслуга лет для назначения пенсии капитана внутренней службы в отставке ФИО1 составляет 12 лет 10 месяцев 25 дней.

При этом из представленного командиром войсковой части расчета выслуги лет на пенсию старшего лейтенанта запаса ФИО1 от **/**/**** года, выслуга лет составляет 7 лет 8 месяцев и 6 дней, в которую при расчете не были включены: период прохождения К-вым обучения в гражданском ВУЗе и период службы в МЧС России по Иркутской области.

В суде Козлов пояснил, что расчет выслуги лет для назначении пенсии на **/**/**** года, согласно приказу командира войсковой части составил: календарная – 14 лет 1 месяц 23 дня, в льготном исчислении – 19 лет 11 месяцев 13 дней, что не позволило ему реализовать право на пенсию.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 года № 1-П «По делу о проверке конституционности ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой гражданина ФИО3» (далее - Постановление Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 года № 1-П), Конституция РФ обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 19 и чч. 2, 3 ст. 55 Конституции РФ принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определении ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абз. 3 п. 2абз. 3 п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 года № 1-П).

Именно на основании действий уполномоченных органов, направленных на установление продолжительности стажа службы (выслуги лет), и подготовленных ими документов сотрудник получает официальное подтверждение наличия или отсутствия у него права на пенсию за выслугу лет. Это официальное подтверждение, в свою очередь, необходимо для принятия решения об увольнении сотрудника по такому основанию, как выслуга срока службы, дающему право на пенсию, поскольку его увольнение по данному основанию правомерно лишь в том случае, если полностью соблюдены условия, предусмотренные ч. 1 ст.13 Закона «О пенсионном обеспечении лиц» (абз.4 п.4.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 года № 1-П).

Совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсии тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, полностью исключить невозможно, учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку предоставленных документов и проведение математических подсчетов. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения - право и обязанность государства (абз. 1 п. 5абз. 1 п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 года № 1-П).

Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана таким образом обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан (абз.3 п.5 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 года № 1-П).

В случае выявления ошибки, допущенной при назначении пенсии гражданину, при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин и других значимых обстоятельств (абз. 4 п. 5абз. 4 п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 года № 1-П).

Приведенная правовая позиция Конституционного Суда РФ может быть применена по настоящему делу в отношении правовых последствий неназначения пенсии за выслугу лет административному истцу, вследствие неправильного подсчета кадровым подразделением уполномоченного органа выслуги лет.

Следовательно, исходя из подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и изложенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, выявление ошибки в расчете выслуги лет для назначения и выплаты военнослужащему, уволенному с военной службы, пенсии по выслуге лет, не было принято во внимание командиром войсковой части при расчете выслуги лет военной службы для назначения пенсии <...> ФИО1, как в период его исключения из списков личного состава воинской части, так и при предоставлении соответствующего расчета от **/**/**** года в суд.

Продолжительность военной службы (20 лет и более), требуемая для получения гражданином, уволенным по окончанию контракта с военной службы, мер социальной поддержки, установленных ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» имеет существенное значение для соблюдения конституционных прав административного истца, поскольку вследствие неправильного расчета кадровым подразделением выслуги лет, Козлов был лишен права на получение военной пенсии, которое может быть восстановлено, путем повторного расчета выслуги лет для назначения ФИО1 пенсии в календарном и льготном исчислении.

Наряду с этим суд не усматривает оснований пропуска К-вым срока на обращение в суд, предусмотренного ст. 219 КАС РФ, поскольку о своем нарушенном праве, связанным с непредоставлением дополнительных суток отдыха он узнал из ответа командира войсковой части от **/**/**** года № , и обратился в суд **/**/**** года.

Согласно ч. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» моральный вред определен как нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина. Основания и размер компенсации гражданину морального вреда в соответствии со ст. 1099 ГК РФ определяются правилами, предусмотренными гл. 59 и ст. 151 ГК РФ, а причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Исходя из этого, условиями компенсации морального вреда является противоправность действия (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.

Суд приходит к выводу, что из заявления ФИО1 и материалов гражданского дела не усматривается не только доказательств причинения административному истцу вреда, но и доказательств причинной связи между этим вредом и действиями должностных лиц, чьи действия обжалуются.

При таких данных в удовлетворении исковых требований административного истца, связанных с взысканием компенсации морального вреда, суд отказывает.

Разрешая вопрос о возмещении ответчику судебных расходов, суд, оценив приведенные обстоятельства, применяет норму ст. 111 КАС РФ, регулирующую распределение судебных расходов между сторонами, и этот вывод согласуется с разъяснениями, сформулированными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» и взыскивает в пользу ФИО1 200 рублей с Федерального государственного казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Иркутской области».

Руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд

решил:

административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части <...> ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части , связанных с непредставлением ему дополнительных суток отдыха, право на которые у него возникло в период прохождения военной службы, а также с несогласием с расчетом выслуги лет военной службы при исключении из списков личного состава воинской части, взыскании компенсации причиненного морального вреда, удовлетворить частично.

Признать параграф 2 пункт 2 приказа командира войсковой части по строевой части от **/**/**** года № город Иркутск войсковая часть (Иркутская обл.), в части касающейся исключения из списков личного состава воинской части с **/**/**** года ФИО1, всех видов довольствия (обеспечения) ФИО1 и расчета выслуги лет для назначении пенсии на **/**/****: календарная – 14 лет 1 месяц 23 дня, в льготном исчислении – 19 лет 11 месяцев 13 дней, незаконным и необоснованным и в этой части его отменить.

Обязать командира войсковой части предоставить ФИО1 за привлечение к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени дополнительное время отдыха в количестве 23 (двадцати трех) суток, а также с учетом льготного исчисления дополнительно в количестве 12 (двенадцати) суток, а всего 35 (тридцать пять) суток, изменив дату исключения ФИО1 из списков личного состава воинской части на **/**/**** года, обеспечив его по указанную дату включительно, всеми положенными видами довольствия в установленном порядке.

Обязать командира войсковой части повторно произвести расчет выслуги лет ФИО1 для назначения пенсии на **/**/**** года в календарном и льготном исчислении.

Обязать командира войсковой части сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и административному истцу ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» в пользу ФИО1 денежные средства в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-ой Восточный окружной военный суд через Иркутский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий по делу А.Т. Лукашевич

Мотивированное решение составлено 4 августа 2021 года.