НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ипатовского районного суда (Ставропольский край) от 05.04.2022 № 2-1319/2021

Дело №2-190/2022

УИД 26RS0015-01-2021-002614-10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 апреля 2022 года г. Ипатово

Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Блохиной Н.В.,

при секретарях Кураса С.А., Полубояровой В.С.,

с участием истца Г.Л.Н., представителя истца по ордеру от ДД.ММ.ГГГГА.О.И.,

представителя ответчика Межрайонной ИФНС России № 3 по Ставропольскому краю Р.,

представителя ответчика Межрайонной ИФНС России № 14 по Ставропольскому краю С.,

представителя ответчика ГУ Отделения ПФР по Ставропольскому краю Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Г.Л.Н. к Межрайонной ИФНС России № 3 по Ставропольскому краю, Межрайонной ИФНС России № 14 по Ставропольскому краю, Государственному учреждению Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю о возложении обязанности произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов,

УСТАНОВИЛ:

Г.Л.Н. обратилась в суд с исковым заявлением (уточненным) к Межрайонной ИФНС России № 3 по Ставропольскому краю, Межрайонной ИФНС России № 14 по Ставропольскому краю, Государственному учреждению Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю о возложении обязанности произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов.

Свои доводы мотивирует тем, что ранее она осуществляла индивидуальную предпринимательскую деятельность, находясь на упрощенной системе налогообложения. 08.11.2021 предпринимательская деятельность прекращена путем внесения записи в ЕГРИП. На момент закрытия деятельности ею были перечислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2016-2017 годы в общей сумме 142 223 рубля 57 копеек. Сумма доходов за период предпринимательской деятельности за 2016год составила 7 586 446 рублей, сумма расходов составила 7 685 406 рублей. Поскольку сумма доходов, не превышает 300 000 рублей, расчетная база для исчисления дополнительных страховых взносов отсутствует, и сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 72 853рубля 57 копеек согласно чеку-ордеру от 14.04.2017года была уплачена излишне.

В ноябре ею направлено в Межрайонную ИФНС России №3 по СК заявление с просьбой вернуть излишне переплаченную сумму.

01.12.2021 года ответчиком подтвержден факт наличия переплаты. Принято решение №6168 об отказе в возврате налогоплательщику (плательщику страховых взносов) в связи с истечением 3-х лет со дня уплаты указанной суммы. Переплата страховых взносов образовалась до 01.01.2017. В нарушение п.3 ст.78 НК РФ ответчик не сообщил ей о факте переплаты, следовательно, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 21 июня 2001 года N 173-0, срок исковой давности по искам о возврате из бюджета переплаченной суммы исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Также ею были перечислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2017 год в общей сумме 69 370 рублей, что подтверждается чеком-ордером от 18.05.2018.

Сумма доходов за период предпринимательской деятельности за 2017 год составила 7 237 031 рубль, сумма расходов составила 8 147 268 рублей, что подтверждается представленной налоговой декларацией за 2017 год от 28.04.2018. Таким образом, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 69 370 рублей была уплачена излишне.

В ноябре ею было направлено в МРИФНС России №3 по СК заявление с просьбой вернуть переплаченную сумму. 16.12.2021 года ответчиком подтвержден факт наличия переплаты принято решение №6182 об отказе в возврате налогоплательщику (плательщику страховых взносов) в связи с истечением 3-х лет со дня уплаты указанной суммы. Переплата страховых взносов образовалась за 2017год до 01.01.2017. Нарушая налоговое законодательство, ответчик также не сообщил ей о факте переплаты.

В феврале 2022 года ею было подано обращение по вопросу возврата излишне уплаченных страховых взносов в территориальное Управление ПФР РФ по СК, ответчик сообщил, что с учетом внесения изменений в законодательство администратором страховых взносов на обязательное пенсионное страхование являются органы Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

Проведенный анализ также показал, что в отношении нее не были выгружены исчисленные страховые взносы за отчетный период-2015 год в размере 92 049, 03 руб., в результате чего в карточке расчетов с бюджетом в налоговом органе у нее образовалась необоснованная переплата в размере 135 495, 36 рублей. В связи с этим, Отделением в УФНС по СК был направлен файл с уточненным сальдо расчетов.

Также ей сообщено, что с учетом платежей поступивших от нее с 01.01.2017, у нее имеется переплата по страховым взносам на ОПС по КБК () в сумме 43 446,33 рубля в отношении которой также истек трехлетний срок для подачи заявления о возврате со дня уплаты.

Ссылаясь на часть 1.1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ, подпункт 5 пункт 1 статьи 21, пункт 4 статьи 78, пункт 7 статьи 78 НК РФ просит суд:

взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N3 по Ставропольскому краю излишне уплаченные страховые взносы за 2016 год в сумме 72 853, 57 руб. -1% налога по страховым взносам согласно чека-ордера, дата операции 14.04.2017, получатель УФК по СК (Межрайонная ИФНС России), назначение платежа-налог, обязав Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N3 по Ставропольскому краю возвратить Г.Л.Н. излишне уплаченные страховые взносы за 2016 год в сумме 72 853,57 руб. - 1% налога по страховым взносам согласно чека-ордера, дата операции - 14.04.2017 получатель-УФК по СК (Межрайонная ИФНС России №3 по СК), назначение платежа-налог на лицевой счет открытый в ПАО «Сбербанк России»;

взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N3 по Ставропольскому краю излишне уплаченные страховые взносы за 2017 год в сумме 69 370,00 руб. -1 % налога по страховым взносам согласно чека-ордера, дата операции-18.05.2018, получатель-УФК по СК (Межрайонная ИФНС России №3 по СК), назначение платежа-налог, обязав Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N3 по Ставропольскому краю возвратить Г.Л.Н. излишне уплаченные страховые взносы за 2017 год в сумме 69 370,00 руб. -1 % налога по страховым взносам согласно чека-ордера, дата операции- 18.05.2018, получатель-УФК по СК (Межрайонная ИФНС России №3 по СК), назначение платежа-налог на лицевой счет открытый в ПАО «Сбербанк России»;

взыскать с ГУ ОПФ РФ по СК переплату по страховым взносам на ОПС по КБК в сумме 43 446, 33 руб., обязав ГУ ОПФ РФ по СК возвратить Г.Л.Н. переплату по страховым взносам на ОПС по КБК в сумме 43 446, 33 руб. на лицевой счет , открытый в ПАО «Сбербанк России.

Представителем ответчика ГУ Отделения ПФР по Ставропольскому краю представлены возражения на иск, в которых указано о том, что в соответствии со ст.14 Федерального закона 24.07.2009 года № 212 –ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (утратил силу с 01.01.2017) истец должна была уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд в фиксированном размере плюс 1,0 процента от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. За 2014, 2015, 2016 г.г. истцу были начислены взносы: в 2014 году - 50032,41 руб., в том числе фиксированная часть 9626,93, сверхфиксированная – 40405,48 рублей. В 2015 - 112 851,85 руб., в том числе фиксированная часть 18610,80, сверхфиксированная – 94241,05 руб.. В 2016 - 19356,48 руб., в том числе фиксированная часть 19356,48 руб. сверхфиксированная – 0, 00 руб.. В случае, если в платежном документе не указан период, за который производится оплата, платеж зачисляется в уплату задолженности, образовавшейся за более ранние периоды.

От истца поступили платежи в следующем порядке:

платеж 2014 года - уплачено страховых взносов 4 332,00 рублей.

В 2015 году платеж 54 474,93 рублей, из которых в уплату начислений за 2014 год зачислено 45700,41 рублей, в уплату начислений за 2015 год зачислена сумма 8774,52 рублей.

В 2016 году платеж 77865,00 рублей.

В 2017 году платеж 72 853,57 рублей, из которых в уплату начислений за 2015 год зачислено 26212,33 рублей, в уплату начислений за 2016 год зачислена сумма 19356,48 рублей. Сумма 27284,76 рублей значилась как переплата.

В 2018 году платеж 9267,19 рублей, сумма 9267,19 рублей значилась как переплата.

Все уплаченные страховые взносы (за исключением переплат) учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Г.Л.Н., с учетом страховых взносов, зачисленных на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица по состоянию на 23.04.2015, Г.Л.Н. была начислена страховая пенсия по старости. В дальнейшем ежегодно 1 августа ей производился перерасчёт пенсии с учетом вновь поступивших страховых взносов.

При передаче в налоговый орган сальдо расчетов истца по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не были выгружены страховые взносы в части 1,0 процента от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей (сверхфиксированной), за отчетный период 2015 года в размере 92 049,03 руб.. В результате чего в карточке расчетов истца с бюджетом в налоговом органе 135 495,36 руб. указаны как переплата, что не соответствует действительности.

Фактически сумма излишне уплаченных страховых взносов составляет 43446,33 рублей (135 495,36 рублей-92049,03 рублей, в том числе: по регистрационному номеру 036 017 102931: 27284,76 руб. излишне уплачено в 2017 г.; 9267,19 руб. – платеж 09.01.2018. По регистрационному номеру 036 017 101 780: 6894,38 руб.

Отделением ПФР по Ставропольскому краю был направлен в УФНС по Ставропольскому краю файл с уточнением сальдо расчетов (письмо отделения от 15.03.2020 № Г-1881-4270/2785-22).

Решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года принимается Пенсионным фондом на основании заявления плательщика либо по результатам камеральной проверки (в случае предоставления плательщиком уточненного расчета). Обязательным условием для вынесения решения о возврате указанных взносов является отсутствие у плательщика задолженности, возникшей отчетные периоды, истекшие до 1.01.2017. У истца имеется задолженность по пене за несвоевременную уплату стразовых взносов на обязательное пенсионное страхование 16,44 рублей. Истец 03.09.2021 обратилась с заявлением о возврате излишне уплаченных взносов, по вышеназванным регистрационным номерам, но в связи с истечением 3-х летнего срока с момента уплаты данных сумм, а также в связи с наличием задолженности по пене истцу в их возврате было отказано. Расчет сумм страховых взносов подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем производится самостоятельно в соответствии со ст. 14 Закона № 212-ФЗ. Статус индивидуального предпринимателя подразумевает несение ответственности и рисков. С заявлением о возврате страховых взносов истец обращалась в пенсионный фонд еще в статусе предпринимателя. Наличие уважительных причин пропуска срока исковой давности истцом не представлено. Кроме того территориальным органом ПФР по адресу, указанному в ЕГРИП, направлялись уведомления о наличии переплаты. Письма возвращались без вручения адресату, тогда как на индивидуального предпринимателя возложена обязанность сообщать об изменении сведений о месте жительства, регистрации в регистрирующий орган.

В возражениях на иск ответчик Межрайонная инспекция ФНС России № 3 по Ставропольскому краю в лице своего представителя просит в удовлетворении исковых требований отказать за необоснованностью, а также применить пропуск срока исковой давности. В своих возражений ответчик указал о том, что индивидуальный предприниматель Г.Л.Н. представлена уточненная налоговая декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2016г. Федеральным законом № 243-ФЗ и Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов разграничены полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, установленных Законом № 212-ФЗ, а также принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.

Частью 1 статьи 21 Закона 250-ФЗ установлено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

При этом в соответствии е частью 2 статьи 21 Закона № 250-ФЗ в случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в части 1 настоящей статьи срок исчисляется со дня завершения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, органом Фонда социального страхования Российской Федерации камеральной проверки указанного расчета.

Согласно части 4 статьи 21 указанного Закона после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, орган Пенсионного фонда, Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

В совместном письме от 04.10.2017 Пенсионного фонда Российской Федерации № НП-30-26/15844 и Федеральной налоговой службы № ГД-4- 8/20020@ разъяснено, что получив подтверждение, пенсионный фонд принимает решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов и в рамках регулярного обмена информацией в срок не позднее 1 рабочего дня после принятия решения, направляет его в управление налоговой службы по субъекту Российской Федерации (в соответствии с пунктом 4 статьи 21 Закона № 250-ФЗ). В срок не позднее 3 рабочих дней после получения решения налоговый орган формирует на его основании решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов и направляет соответствующую заявку на возврат в орган Федерального казначейства Российской Федерации.

Инспекция не наделена полномочиями по самостоятельной корректировке принятого сальдо, и только обращение в отделение пенсионного фонда является основанием для передачи в инспекцию новых (корректирующих) сведений данным ведомством. Кроме того, инспекции не наделена полномочиями по возврату излишне уплаченных сумм страховых взносов, начисленных до 01.01.2017.

Кроме того заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Считает, что законные основания для возврата Г.Л.Н. излишне уплаченных страховых взносов отсутствуют в связи с пропуском срока исковой давности. Просит отказать Г.Л.Н. в удовлетворении иска в связи с пропуском срока исковой давности.

В судебном заседании административный истец Г.Л.Н., доводы и требования иска поддержала, по доводам, в нем изложенным, просила суд уточненный иск удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ Отделения ПФР по Ставропольскому краю Л. в судебном заседании требования иска не признала, по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, просила суд в удовлетворении иска Г.Л.Н. отказать.

Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России №3 по Ставропольскому краю Р. в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, просил применить пропуск срока исковой давности, в удовлетворении иска Г.Л.Н. отказать.

Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 14 по Ставропольскому краю С. в судебном заседании исковые требования Г.Л.Н. не признал, поддержал доводы, изложенные в возражениях на иск, поданные представителем Межрайонной ИФНС России №3 по Ставропольскому краю. Просил применить пропуск срока исковой давности, в удовлетворении иска Г.Л.Н. отказать.

Выслушав истца, ее представителя А.О.И., представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании истец Г.Л.Н. в период с 06.05.2011 по 05.06.2014 осуществляла предпринимательскую деятельность.

05.06.2014 внесена в ЕГРИП запись о прекращении данной деятельности.

11.06.2014 Г.Л.Н. вновь зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя.

06.09.2021 внесена в ЕГРИП запись о прекращении физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

06.10.2021 внесена в ЕГРИП запись о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Истца являлась плательщиком страховых взносов, как лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, находилась на упрощённой системе налогообложения.

08.11.2021 внесена в ЕГРИП запись о прекращении физического лица деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с действовавшим в период уплаты истцом страховых взносов подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) было определено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (к которым относятся индивидуальные предприниматели), истец должна была уплачивать соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере плюс 1,0 процента от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей.

Согласно статье 20 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (часть 1 статьи 21 Закона N 250-ФЗ).

Как следует из части 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ, заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Аналогичная норма содержится в статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обращаясь с настоящим иском, истец Г.Л.Н., настаивая на взыскании с ответчиков излишне уплаченных ею страховых взносов указала, что за расчетный период с 2016-2017 г.г. в общей сумме ею перечислены страховые взносы в размере 142 223,57 рублей, в том числе за 2016 год излишне уплачена сумма в размере 72 853,57 рублей, в 2017 году излишне уплачена сумма в размере 69 370,00 рублей. Также указала, что с учетом платежей с 01.01.2017 по сведениям пенсионного фонда у нее имеется переплата в сумме 43 446,33 рублей.

По вопросу возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов истец обращалась к ответчикам, но в ее требованиях было отказано.

Из представленных истцом актов совместных сверок расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам № 2022-12174 за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 как положительное сальдо по страховым взносам у налогоплательщика Г.Л.Н. по данным налогового органа значится сумма уплаченных страховых взносов 135495,36 руб.. Такая же сумма отражена в Акте сверки за период с 01.01.2020 по 31.12.2020. Данные акты выданы и подписаны налоговым органом по заявлению Г.Л.Н. 29.03.2022.

Согласно совместному письму от 04.10.2017 Пенсионного фонда Российской Федерации № НП-30-26/15844 и Федеральной налоговой службы № ГД-4- 8/20020 факт переплаты страховых взносов подлежит подтверждению, пенсионным фондом, налоговая инспекция не наделена полномочиями по самостоятельной корректировке принятого сальдо и только обращение в отделение пенсионного фонда является основанием для передачи в инспекцию новых (корректирующих) сведений данным ведомством. Также налоговая инспекция не наделена полномочиями по возврату излишне уплаченных сумм страховых взносов, начисленных до 01.01.2017.

Факт наличия переплаты по страховым взносам в заявленном размере не подтверждён ГУ Отделением Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю.

Акт сверки/разногласий между Г.Л.Н. и пенсионным органом на требования суда истцом Г.Л.Н. не представлен. Тогда как ГУ Отделением Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю представлены суду расчеты и реестры начислений и поступлений платежей от страхователя Г.Л.Н., из которых следует, что истцу за 2014, 2015, 2016 г.г. были начислены страховые взносы: в 2014 году - 50032,41 руб., в том числе фиксированная часть 9626,93 руб. сверхфиксированная – 40405,48 руб.. В 2015 - 112 851,85 руб., в том числе фиксированная часть 18610,80 руб., сверхфиксированная – 94241,05 руб.. В 2016 - 19356,48 руб., в том числе фиксированная часть 19356,48 руб., сверхфиксированная – 0, 00 рублей.

Согласно представленным истцом чеку-ордеру, дата операции 14.04.2017, а также чеку-ордеру, дата операции 18.05.2018, истцом уплачены денежные суммы 72 853,57 руб. и 69 370,00 руб. соответственно.

На момент уплаты Г.Л.Н. за последней числилась задолженность по уплате страховых взносов, образовавшаяся в более ранние периоды деятельности.

Поскольку на момент оплаты страховых взносов за Г.Л.Н. числилась указанная задолженность, а также, поскольку истцом при оплате не были указаны периоды, за которые производится платеж, часть платежей была направлена на погашение задолженности по уплате страховых взносов за предыдущие годы.

Как следует из данных пенсионного органа от истца поступили платежи в уплату страховых взносов 2014 - 4 332,00 руб.. В 2015 году -54 474,93 руб., из которых в уплату начислений за 2014 год зачислено 45700,41 руб., в уплату начислений за 2015 год зачислена сумма 8774,52 руб. В 2016 году платеж 77865,00 руб.. В 2017 году платеж 72 853,57 руб., из которых в уплату начислений за 2015 год зачислено 26212,33 руб., в уплату начислений за 2016 год зачислена сумма 19356,48 руб.. Сумма 27284,76 руб. значилась как переплата. В 2018 году платеж 9267,19 руб., указанная сумма значилась как переплата.

Из сообщения заместителя управляющего отделения Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю ФИО10, а также иных данных пенсионного органа следует, что сальдо расчетов с плательщиками передавалось в два этапа. На первом этапе сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017 без учета начислений страховых взносов за отчетный период «год 2016»; на втором этапе переданы начисления страховых взносов за отчетный период «год 2016». Общее сальдо расчетов по плательщику страховых взносов определяется как сумма сальдовых остатков на 31.12.2016 и начислений за отчетный период «год 2016» по соответствующим кодам бюджетной классификации.

По проведенному пенсионным фондом анализу установлено, что в отношении Г.Л.Н. не были выгружены исчисленные в соответствии со ст. 14 ФЗ № 212-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по КБК за отчетный период «год 2015» в размере 92 049,03 руб., в результате чего в карточке расчётов с бюджетом в налоговом органе у Г.Л.Н. обрадовалась необоснованная переплата в размере 135 495,36 руб. В связи с этим Отделением в УФНС по СК был направлен файл с уточнением сальдо расчетов. С учетом поступивших от Г.Л.Н. платежей у последней с 01.01.2017 имеется переплата по страховым взносам на ОПС в сумме 43446,33 рублей. Указанная сумма переплаты пенсионным органом подтверждена, в её возврате истцу Г.Л.Н. отказано в связи с истечением срока для подачи заявлений о возврате со дня уплаты.

Кроме того, согласно п. 6.1 ст. 78 НК РФ сумма излишне учтенных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не подлежит возврату, если сумма учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате назначена страховая пенсия. Указанная позиция отражена в Постановлении Конституционного суда РФ от 31.10.2019 №32-П.

Также в силу ч.3 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" обязательным условием для вынесения решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Судом установлено (следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица), что Г.Л.Н. является получателем трудовой пенсии, в связи с чем, платежи, учтенные в счет погашения обязательств (за исключением переплат), участвовали в ежегодных перерасчётах страховой пенсии по старости. Также у истца имеется задолженность по пене за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

При таких обстоятельства суд считает, что правовых основания для возложения на ответчиков обязанности произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов, а также во взыскании указанных платежей, не имеется, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований Г.Л.Н..

Согласно ст. 199 п.2 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Из разъяснений, данных в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 г. № 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.11.2001 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» следует, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 июня 2001 года № 173-О, статья 78 НК РФ, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривающая, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое им может быть подано в течении трех лет со дня уплаты указанной суммы, направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив позволяет ему в течении трех лет со дня уплаты налога (последняя уплата страхового взноса произведена в 2018 году) предъявить налоговому органу обоснованные им потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В тоже время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Согласно п. 1 ст. 221 НК РФ (в редакции правоотношений) при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 настоящего Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций".

Учитывая, что Г.Л.Н. самостоятельно производила исчисление и уплату налога и отражала в налоговых декларациях исчисленные суммы по налогу, то о наличии сумм, подлежащих возмещению, она должна была узнать не позднее срока подачи соответствующих налоговых деклараций. Несмотря на это, в течение трех лет с момента, когда она узнала или должна был узнать о наличии суммы к возмещению, истец не воспользовалась своим правом на ее возврат, не направив в пенсионный орган, инспекцию заявление о ее возврате (возмещении).

Довод истца и ее представителя о несоблюдении налоговым органом положений пункта 3 статьи 78 Налогового кодекса не может служить основанием для удовлетворения иска поскольку неуведомление налогоплательщика об имеющейся переплате по страховым взносам иным налогам, который обязан исчислять сам налогоплательщик, не может повлечь правовых последствий в виде изменения начала течения срока на возврат излишне уплаченного налога, страховых взносов.

Истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих уважительность пропуска срока обращения в суд, ходатайство о восстановлении пропущенного срока истцом не заявлялось, а ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.

С учетом того, что судом установлен пропуск истцом срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком, суд считает, что исковые требования о возложении обязанности произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов, не подлежат удовлетворению и по указанному основанию.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Г.Л.Н. к Межрайонной ИФНС России № 3 по Ставропольскому краю, Межрайонной ИФНС России № 14 по Ставропольскому краю, Государственному учреждению Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю о возложении обязанности произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2022 года.

Судья –