НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Инзенского районного суда (Ульяновская область) от 27.05.2020 № 2-1-111/20

Дело №2-1-111/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 мая 2020 года г.Инза, суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Гельвер Е.В.,

при секретаре Зудилиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Глотина Э.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «Горкомхоз» об определении долей участия в оплате за коммунальные услуги, возложении обязанности выдать отдельные платежные документы, произвести перерасчет,

у с т а н о в и л а :

Глотин Э.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Горкомхоз» об определении долей участия в оплате за коммунальные услуги, возложении обязанности выдать отдельные платежные документы, произвести перерасчет.

В обоснование иска указал, что у него в совместной долевой собственности имеется 1/2 доля квартиры ***. Согласно справке формы №8 от 07.11.2019 года по указанному адресу зарегистрирован он со своим сыном Г.А.Э. и члены семьи второго долевого собственника, Ткаченко Е.Г. - жена и трое детей. С января 2019 года ответчик неправомерно выставляет ему счета за обращение с твёрдыми коммунальными отходами за четыре человека вместо двоих.

В Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") указывается, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. В соответствии с подпунктом г пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, исполнитель обязан производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги в установленном Правилами порядке и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги. 11.11.2019 года он направил ответчику заявление с просьбой произвести перерасчет и заявление собственников Глотина Э.Н. и Ткаченко Е.Г. о разделении лицевого счета по приватизированной квартире. Однако ответа на свое обращение он не получил, счет за январь 2020 года ему пришёл без изменений.

Ссылаясь на ст. 131-132 ГПК РФ просит суд обязать ответчика выдать отдельные платежные документы на плату за обращение с твёрдыми коммунальными отходами по адресу *** собственникам помещения Глотину Э.Н. и Ткаченко Е.Г..

Обязать ответчика произвести перерасчет платы за обращение с твёрдыми коммунальными отходами по адресу *** за период с января 2019 года по январь 2020 года, начислив плату за обращение с твердыми коммунальными отходами с января 2019 года по текущий месяц Глотину Э.Н. и Г.А.Э.

В судебном заседании Глотин Э.Н., его представитель Базунова Е.В. исковые требования уточнили, указав, что в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ, лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить. При поступлении обращения от собственника помещения в многоквартирном доме заявления в письменной форме о выплате штрафа, лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за коммунальные услуги. В случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги лицо, предоставляющее коммунальные услуги, обеспечивает выплату штрафа не позднее двух месяцев со дня получения обращения собственника помещения в многоквартирном доме путем снижения размера платы за коммунальные услуги.

11.11.2019 года он направил ответчику заявление с просьбой произвести перерасчет, однако ответа на обращение не получил.

Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов » льготу по оплате услуги за обращение с твердыми коммунальными отходами (сбор и вывоз твердых коммунальных отходов) имеют инвалиды общего заболевания.

По ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, понесенные сторонами. Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Просит суд обязать ответчика произвести перерасчет платы за обращение с твёрдыми коммунальными отходами по адресу *** за период с января 2019 года по февраль 2020 года, начислив плату за обращение с твердыми коммунальными отходами с января 2019 года по текущий месяц с учетом 50% льготы и Г.А.Э.; начислить ответчику штраф в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ в сумме 1746,50 рублей; взыскать с ответчика судебные расходы в сумме 4800 рублей, в том числе 300 рублей в возмещение расходов по госпошлине и расходы на оплату услуг представителя в сумме 4500 рублей.

Представитель ответчика Мартынова Ю.А., действующая на основании доверенности, с уточненными исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что 10.03.2020 года истец уточнил исковые требования, которыми требует провести перерасчет платы за обращение с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 г. по февраль 2020 г. с учетом 50% льготы, выплатить штраф и взыскать судебные расходы. В соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсация расходов на оплату коммунальных услуг инвалидам предоставляется за счет средств соответствующих бюджетов. При этом, компенсация расходов на оплату коммунальных услуг предоставляется органами государственной власти субъектов РФ гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Подробные разъяснения также содержаться в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности». Согласно п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. № 22 компенсация расходов на оплату коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 ЖК РФ).

На основании п.46. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от июня 2017 г. № 22 меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер. Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 160 ЖКРФ). Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений. В соответствии с п.47. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. № 22 меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ). Таким образом, для получения компенсации (льгот) по оплате коммунальных услуг, истцу необходимо обратиться с соответствующим заявлением и подтверждающими документами в органы государственной власти субъекта РФ. При этом, у истца должна отсутствовать задолженность по оплате коммунальных услуг. Вместе с тем истец оплату за коммунальные услуги по обращению с ТКО ООО «Горкомхоз» не производил, и по состоянию на 27.05.2020 г. имеется задолженность в размере 1693,60 руб.

Согласно п.6 ст. 157 ЖК РФ лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику помещения штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами. Аналогичная норма содержится в п. 155.1 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", - штраф не уплачивается, если нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем. В соответствии с Определением Верховного Суда РФ от 21 октября 2019 г. N 308-ЭС19-17782 исходя из буквального толкования п.6 ст.157 ЖК РФ и п.155.1 Постановления №354 следует, что у исполнителя отсутствует обязанность по уплате штрафа в том случае, когда он устранил нарушение: 1) до обращения потребителя; 2) до осуществления оплаты потребителем; 3) до обращения потребителя и осуществления оплаты. В свою очередь, отмечают, что нарушений при расчете платы за коммунальную услугу со стороны ООО «Горкомхоз» не было: заявление Глотина Э.Н. было рассмотрено, принято решение о разделении лицевых счетов, сведения о разделении счетом направлены платежному агенту для проведения разделения счетов. Скорректированные начисления отразились в квитанции за февраль 2020 г. Более того, изменения в начислениях произошли до осуществления оплаты потребителем услуг по обращению с ТКО. В отношении судебных расходов полагают, что с учетом категории спора, объема работы, выполненной представителем, размер судебных расходов является завышенным. Кроме этого, в связи с тем, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению, и на основании ст.98 ГПК РФ, расходы по оплате услуг представителя не могут быть взысканы с ООО «Горкомхоз».

Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований Глотина Э.Н. в полном объеме.

Представитель третьего лица ООО «РИЦ-Регион» в судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело без их участия.

Из представленного отзыва следует, что ООО «РИЦ-Регион» является спeциaлизиpoвaннoй организацией и вьступает в качестве оператора (платежного агента) по приему платежей, действует на основании Федерального Закона от 3 июня 2009 года «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», осуществляет начисления и приём платежей за жилое помещение и коммунальные услуги по поручению организаций коммунального комплекса и на основании агентского договора.

На основании ст.249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. В соответствии с п.2 ст. 153 Жилищного Кодекса РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Основание и порядок внесения платы за жилое помещение определены ст. 155 ЖК РФ. Из содержания данной нормы следует, что платежные документы на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются собственнику жилого помещения в многоквартирном доме. Если жилое помещение находится в общей долевой собственности нескольких лиц, то в соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый из них вправе в зависимости от размера своей доли в праве собственности требовать от управляющей организации (Поставщика услуги) заключения с ним отдельного договора на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В то же время закон не содержит запрета на внесение платы за жилое помещение, находящееся в собственности нескольких лиц несколькими собственниками на основании одного платежного документа. Таким образом, исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку ответчик ООО «Горкомкоз» добровольно удовлетворил исковые требования до подачи искового заявления.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Собственниками квартиры по адресу: *** являются Глотин Э.Н. и Ткаченко Е.Г..

По указанному адресу зарегистрированы: Глотин Э.Н., *** г.р.; Ткаченко Е.Г., *** г.р.; Г.А.Э., *** г.р.; Т.В.Е., *** г.р.; Т.Д.Е., *** г.р.; Т.С.Е., *** г.р.; Т.Т.А., *** г.р. (справка МБУ «Благоустройство» от 07.11.2019)

В силу ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно ч.2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Как было установлено в судебном заседании и следует из представленных документов ООО «РИЦ-Регион» на основании письменного поручения ООО «Горкомхоз» №367-20 от 10.02.2020 выполнена корректировка количества проживающих с перерасчетом начислений по адресу: *** на 2 зарегистрированных с 01.01.2019, а также создан дополнительный лицевой счет на Ткаченко Е.Г. с учетом 1/2 доли и 5 зарегистрированных.

Данный факт сторонами не оспаривался. В дальнейшем истец не просил и произвести перерасчет с учетом предоставленных льгот в размере 50%.

Истец уточнил исковые требования и просил обязать ответчика начислить ответчику штраф в соответствии со ст. 157 ЖК РФ в сумме 1746 руб. 50 коп. и взыскать судебные расходы на услуги представителя в размере 4500 рублей и расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.

Первоначально истцом были заявлены требования об обязывании ответчика выдать отдельные платежные документы на плату за обращение с твёрдыми коммунальными отходами по адресу *** собственникам помещения Глотину Э.Н. и Ткаченко Е.Г., а также обязывании ответчика произвести перерасчет платы за обращение с твёрдыми коммунальными отходами по адресу *** за период с января 2019 года по январь 2020 года, начислив плату за обращение с твердыми коммунальными отходами с января 2019 года по текущий месяц Глотину Э.Н. и Г.А.Э.

В судебном заседании было установлено, что ответчиком были оформлены отдельные платежные документы, произведен перерасчет, в связи с этим данные требования не подлежат удовлетворению.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

На основании части 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.

При рассмотрении дела, судом был установлен факт наличия у Глотина Э.Н. задолженности по оплате коммунальных услуг, которая была оплачена ответчиком в ходе судебного разбирательства, после предъявления иска в суд.

С января 2019 года по апрель 2020 года оплата за обращение с твердыми коммунальными отходами не производилась.(оплата 15.04.2020)

Руководствуясь Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, установив факт устранения спорного нарушения ответчиком до оплаты потребителем завышенной платы, что является основанием для освобождения исполнителя от оплаты штрафа, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.

Таким образом, суд не усматривает оснований для взыскания с ООО «Горкомхоз» штрафа на основании п. 6 ст. 157 ЖК РФ.

В силу п.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Исходя из содержания ст.88, ч.5 ст.198 ГПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются судом, которым рассмотрено дело по существу, одновременно при вынесении решения.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (ст.100 ГПК РФ).

С учетом того, что заявленные требования Глотина Э.Н. о взыскании штрафа не подлежат удовлетворению, то в силу указанных норм оснований для взыскания судебных расходов (на услуги представителя и госпошлины) с ответчика не подлежат удовлетворению

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, судья

р е ш и л а :

Уточненные исковые требования Глотина Э.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «Горкомхоз» о взыскании штрафа, судебных расходов на оплату услуг представителя, государственной пошлины оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: