Дело №2-1-104/2021 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 15 марта 2021 года г.Инза, суд Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Гельвер Е.В., при секретаре Зудилиной М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костиной О.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) о взыскании недополученной пенсии, у с т а н о в и л а : Костина О.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) о взыскании недополученной пенсии. В обоснование иска указала, что она с *** является получателем страховой пенсии по старости на основании ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400 «О страховых пенсиях». Проживала на территории г.Инза с 24.10.1984 по 09.07.1996 с постоянной регистрацией по адресу: ***, с 09.07.1996 по 06.09.2011 по адресу: ***, что подтверждается справкой МБУ «Благоустройство». С 06.09.2011 года по настоящее время постоянно зарегистрирована и проживает по адресу: ***. В момент выхода на пенсию и по настоящее время зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляет постоянно без перерыва данную деятельность. Указанные фактические обстоятельства проживания и работы на территории г.Инза Ульяновской области во время нахождения на пенсии дают основания для получения к ее пенсии так называемой надбавки, что нашло своё подтверждение при выдаче ей Управлением Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе справки от 27.08.2020 года о пенсионных выплатах за период с 01.01.2018 по 01.04.2020 года, из которой следует, что пенсию в необходимом и установленном размере она стала получать только с 01.04.2020 года. 16.12.2020 года она обратилась с заявлением в Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда в Инзенском районе (межрайонное), в котором просила осуществить перерасчет пенсии с 01.01.2018 и произвести выплату недополученных средств. Решением Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда в Инзенском районе (межрайонное) от 21.12.2020 года в удовлетворении заявления отказано. Основанием для этого, как указывает в своем письме Пенсионный фонд, послужило то обстоятельство, что с заявлением о перерасчете пенсии она обратилась только 16 марта 2020 года. Считает данное решение Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда в Инзенском районе (межрайонное) незаконным по следующим основаниям. С *** ей была установлена государственная пенсия по старости в соответствии со статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон № 1244-1) со снижением общеустановленного возраста выхода на 3 года по статье 34 Закона № 1244-1 за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. С *** в связи с достижением возраста *** лет она была переведена в беззаявительном порядке с государственной пенсии, исчисленной по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на трудовую пенсию по старости, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В результате перевода изменился вид получаемой пенсии, размер пенсии не изменился. В связи с вступлением в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» с 1 января 2015 года назначенная трудовая пенсия по старости преобразована в страховую пенсию по старости. Начиная с 1 января 2015 года финансирование пенсий по старости, установленных в соответствии Законом № 1244-1 в размере страховых пенсий по Федеральному закону «О страховых пенсиях», осуществляется из средств федерального бюджета и после достижения гражданином пенсионного возраста. Поэтому она, как получатель страховой пенсии по старости (лица, получавшие до пенсии по старости, назначенные с учетом норм Закона №1244-1 и Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и достигшие до общеустановленного пенсионного возраста, имеющие подтвержденные документами статус граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС), имела право на выплату пенсии по старости в соответствии с Законом №1244-1 в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. С 1 февраля 2016 года статьей 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ) для получателей страховых пенсий установлено ограничение по выплате страховой пенсии в период осуществления пенсионером работы. Для того, чтобы выплата пенсии, в случае работы, производилась без ограничений в части её корректировки и индексации фиксированной выплаты, граждане, получающие страховую пенсию по старости, как уже указывалось выше, вправе обратиться с заявлением об установлении пенсии по старости в соответствии с Законом №1244-1. В данной связи в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2006 года N 445-0 указано, что положения статьи 208 Гражданского кодекса РФ не могут рассматриваться как препятствующие взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком не выплаченных своевременно пострадавшим лицам сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью, в том числе вследствие Чернобыльской катастрофы, по вине органов, обязанных осуществлять указанные выплаты на основании Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”. Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", регулирующий порядок возмещения вреда, не содержит положений, препятствующих взысканию за прошлое время своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, при наличии к тому законных оснований. Возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда здоровью между гражданами, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, и государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, обусловлено самим фактом причинения такого вреда (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 19 июня 2002 года N 11-П). При этом на государство, призванное в силу статьи 21 Конституции Российской Федерации охранять достоинство личности во всех сферах возлагается обязанность предоставить этим гражданам эффективную поддержку, как лицам, у которых в результате существенного неблагоприятного воздействия чрезвычайных техногенных обстоятельств невосполнимо утрачиваются (или резко сужаются) возможности самостоятельного обеспечения достойной жизни и свободного развития. В целях реализации принятых на себя государством обязательств по возмещению такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке. установленном гражданским и другим отраслевым законодательством, законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 306,1-1) была установлена система денежных и других материальных компенсаций и льгот для граждан, пострадавших от радиационного воздействия, включая пенсионеров вследствие чернобыльской катастрофы. Таким образом, полагает, что она имеет право на получение недополученной пенсии за период с 01.01.2018 по 01.04.2020 в размере 61 298, 73 руб. Просит суд признать за ней право на получении пенсии в полном объеме с 01.01.2018 года и обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда в Инзенском районе (межрайонное)выплатить ей все положенные пенсионные выплаты за период с 01.01.2018 года по настоящее время в размере 61 298, 73 рубля. В судебном заседании истица Костина О.И., ее представитель Новиков А.В. исковые требования поддержали, уточнив их, просят суд обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с 01.01.2018 года с момента возникновения права, а не с момента обращения в пенсионный фонд. Представитель ответчика Зибирова Г.Н., действующая на основании доверенности в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что с *** истице была установлена государственная пенсия по старости, в соответствии со ст.28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного возраста выхода на 3 года по ст.34 Закона N 1244-1 за проживание на территории зоны проживания с льготным социально -экономическим статусом. Закон N 1244-1 устанавливает правила снижения возраста выхода на пенсию, при этом размер пенсии определяется по нормам Федерального закога от 15.12.2001г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или по нормам Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». До 01.01.2015г. финансирование пенсий по старости, установленных с учетом норм Закона N 1244-1 в размере трудовых пенсий по Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», из средств федерального бюджета осуществлялось только до наступления права на трудовую пенсию. Начиная с даты прекращения расходов на выплату указанных пенсий из средств федерального бюджета (дата наступления права на трудовую пенсию по старости) они финансировались за счет средств, предусмотренных на финансирование соответствующих частей трудовых пенсий. Финансирование менялось автоматически. В связи с этим после достижения гражданами общеустановленного пенсионного возраста (55 лет для женщин) указанные пенсии считались трудовыми. С *** в связи с достижением возраста *** лет, истица была переведена в беззаявительном порядке с государственной пенсии, исчисленной по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», на трудовую пенсию по старости, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В результате перевода изменился вид получаемой истцом пенсии, размер пенсии не изменился. В связи с вступлением в силу федерального закона «О страховых пенсиях» с 01.01.2015г. назначенная истице трудовая пенсия по старости преобразована в страховую пенсию по старости. Начиная с 01.01.2015г. финансирование пенсий по старости, установленных в соответствии Законом N 1244-1 в размере страховых пенсий по федеральному закону «О страховых пенсиях», осуществляется из средств федерального бюджета и после достижения гражданином пенсионного возраста.Поэтому вышеуказанные получатели страховой пенсии по старости (лица получавшие до 01.01.2015г. пенсии по старости, назначенные с учетом норм Закона N 1244-1 и Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и достигшие до 01.01.2015г. общеустановленного пенсионного возраста, имеющие подтвержденные документами статус граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС), имеют право на обращение за установлением (восстановлением) пенсии по старости в соответствии с Законом N1244-1 в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. С 01.02.2016г. статьей 26.1 Федерального закона « О страховых пенсиях» (в редакции федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ) для получателей страховых пенсий установлено ограничение по выплате страховой пенсии в период осуществления пенсионером работы. Данные ограничения не применяется к государственным пенсиям по старости, установленным на основании Закона N 1244-1, в том числе исчисленным по нормам Федерального закона «О страховых пенсиях». Для того, чтобы выплата пенсии, в случае работы, производилась без ограничений в части, её корректировки и индексации фиксированной выплаты, граждане, получающие страховую пенсию по старости, как уже указывалось выше, вправе обратиться с заявлением об установлении пенсии по старости в соответствии с Законом N 1244-1. Пенсия согласно Закона N1244-1 устанавливается не ранее дня прекращения выплаты получаемой ранее пенсии (страховой пенсии по старости). В данном случае изменение вида пенсии не приводит к её уменьшению — размер пенсии, как и прежде исчисляется по нормам ФЗ «О страховых пенсиях», но без ограничений в части выплаты, предусмотренных статье 26.1. С заявлением о назначении пенсии по старости по нормам Закона N 1244 истица обратилась в адрес ответчика 16.03.2020г. Согласно данному заявлению с 01.04.2020г. Костиной О.И. установлена пенсия по старости по нормам Закона N 1244-1. В период времени с 2015г. - по 16.03.2020г. истица в адрес ответчика с соответствующим заявлением не обращалась. Таким образом, оснований для установления ей пенсии по старости по Закона N 1244-1 с 01.01.2018г. у ответчика не имеется. Рассмотрев материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему. Согласно паспорту сер.***, выданному ОВД ******, Костина О.И. родилась *** в ****** (л.д. 6-7). С *** Костина О.И. является получателем страховой пенсии по старости на основании ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400 «О страховых пенсиях». Согласно сведений МБУ «Благоустройство» Костина О.И. проживала на территории г.Инза с 24.10.1984 по 09.07.1996 с постоянной регистрацией по адресу: ***, с 09.07.1996 по 06.09.2011 по адресу: *** (л.д. 8) С 06.09.2011 года по настоящее время постоянно зарегистрирована и проживает по адресу: ***. В момент выхода на пенсию и по настоящее время зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона с 1 февраля 2016 г. не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Согласно ст. 26.1 ч.1 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О страховых пенсиях» Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Порядок выплаты пенсий, закрепленный в новой статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, распространяется на страховые пенсии, фиксированную выплату к ней (с учетом повышения фиксированной выплаты), назначенные правомочным лицам, в том числе военным пенсионерам - получателям страховой пенсии по старости без фиксированной выплаты, а также к доле страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим. При этом имеются в виду страховые пенсии любого вида. Каких-либо исключений льготного характера для получателей страховых пенсий по инвалидности или по случаю потери кормильца не предусмотрено. К пенсиям, установленным на основании норм Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» этот порядок не применяется (даже в том случае, когда соответствующие пенсии по государственному пенсионному обеспечению устанавливаются в размере, определенном по нормам Закона N 400-ФЗ). Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", регулирующий порядок возмещения вреда, не содержит положений, препятствующих взысканию за прошлое время своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, при наличии к тому законных оснований. В *** году Костина вышла на пенсию со снижением пенсионного возраста на 3 года как лицо, постоянно проживавшее в зоне с льготным социально-экономическим статусом. С ***. в связи с достижением возраста *** лет, Костина О.И. была переведена в беззаявительном порядке с государственной пенсии, исчисленной по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», на трудовую пенсию по старости, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В результате перевода изменился вид получаемой истцом пенсии, размер пенсии не изменился. В настоящий момент ответчик отказывает в производстве перерасчета с 01.01.2018 в связи с тем, что Костина О.И. с заявлением обратилась лишь в марте 2020 года. Костина О.И. является индивидуальным предпринимателем, производит отчисления в Пенсионный фонд. В данном случае суд считает, что не имеется оснований для применения положений о заявительной основе и требования Костиной О.И. о проведении перерасчета пенсии с 01.01.2018 подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, судья р е ш и л а : Уточненные исковые требования Костиной О.И. удовлетворить. Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) произвести Костиной О.И. перерасчет пенсии с 01.01.2018 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Судья |