Дело №2-1-361/2022 73RS0008-01-2022-000894-17 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 9 августа 2022 года г.Инза, суд Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Гельвер Е.В., при секретаре Бутуевой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леонова С.И. к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о перерасчете, взыскании недополученной пенсии, у с т а н о в и л а : Леонов С.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению –Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о перерасчете, взыскании недополученной пенсии. В обоснование иска указано, что с 28.02.1979 он постоянно, не меняя место регистрации и жительства, до настоящего времени проживает по адресу : ***. Данный населённый пункт относился к территории с льготным социально-экономический статусом проживания с 26.04.1986 по 31.01.1998 на основании Распоряжения Правительства РФ №557-р от 05.04.1993. С *** ему была назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п.19 ч,1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и с *** присвоено звание «Ветеран труда». Однако, впоследствии должностными лицами Пенсионного фонда ему не было разъяснено право работающего пенсионера для увеличения размера пенсии перейти на другой её вид, о чём стало известно только в марте 2022 года. С 2011 года и по настоящее время с незначительным перерывом в период с *** по *** он работает в должности ***. С 01.01.2016 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2015 №385-Ф3 индексация страховой пенсии работающим пенсионерам прекратилась, по причине чего для увеличения её размера указанные лица, проживающие и работающие на территории, относившейся либо относящейся к льготной социально-экономической зоне, могут перейти на получение повышенной пенсии по старости по Закону №1244-1 от 15.05.1991. В связи с изложенными обстоятельствами в марте 2022 года он обратился в Инзенское отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области за устной консультацией о переводе с одного вида пенсии на другой, как работающему пенсионеру на основании ст.34 Закона №1244-1. Ему было предложено принести справку с места жительства и после её предоставления с 01.04.2022 был назначен увеличенный размер пенсии, который за апрель, май текущего года стал составлять 18 770,18 руб., вместо ранее получаемой пенсии в размере 12 710,21 руб. Однако, при этом в перерасчёте пенсии за предыдущие периоды работы в качестве пенсионера было отказано в устной форме по причине не обращения ранее с аналогичным заявлением о переводе пенсии с одного вида на другой. Считает, что пенсионный орган при обращении гражданина с заявлением по вопросам пенсионного обеспечения должен разъяснить права, связанные с его пенсионным обеспечением, а также право лица на переход с одного вида пенсии на другой для увеличения её размера, необходимость подачи для этого соответствующего заявления в пенсионный орган для принятия решения по данному вопросу. В его случае ответчик (пенсионный орган) не выполнил обязанность по своевременному информированию о праве перехода с одного вида пенсии на другой, которым он смог воспользоваться только с 01.04.2022 после его личного обращения. Невыполнение пенсионным органом обязанности по разъяснению указанного права привело к неполучению на протяжении длительного периода времени гарантированного государством льготного пенсионного обеспечения в полном объеме. Просит суд обязать ГУ-Отделение пенсионного фонда РФ по Ульяновской области произвести перерасчет размера пенсии и осуществить выплату недополученной пенсии за период с 01.02.2016 по 01.04.2022. В судебном заседании истец Леонов С.И., его представитель Новиков А.В. исковые требования поддержали в полном объеме. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия. Из представленных возражений усматривается, что Леонов С.И. с *** является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в связи с деятельностью в учреждениях для детей (с *** - досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях»). Страховая пенсия по старости, которую истец получал до 01.04.2022, начиная с 01.01.2016 года, не подлежала индексации в период работы. Федеральным законом № 385-ФЗ от 29.12.2015 г. в Федеральный закон «О страховых пенсиях» с 01.01.2016 г. была введена статья 26.1. «Выплата страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности». Согласно п. 1 ст. 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» пенсионерам, осуществляющим работу, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Пенсионерам, прекратившим осуществление работы, суммы страховой пенсии выплачиваются с учетом индексации и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (п. 3 ст. 26.1 в редакции до 01.01.2018 г.). С учетом вышеизложенного, поскольку истец в период с 01.01.2016 работал, то досрочная страховая пенсия по старости, выплачивалась ему без учета индексации. 16.03.2022 истец обратился в Отделение с заявлением о назначении пенсии по старости в связи с проживанием на территории с льготным социально- экономическим статусом в соответствии с Законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». При этом в подтверждение факта проживания на загрязненной территории он представил подтверждающие документы - справку администрации МО «Труслейское сельское поселение» от 15.03.2022 № 40, трудовую книжку. С учетом установления факта проживания истца на территории с льготным социально-экономическим статусом с 01.04.2022 ему была назначена пенсия в соответствии со ст. 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС». Назначенная ему с 01.04.2022 года пенсия в соответствии со ст. 34 Закона № 1244-1 не является страховой и поэтому выплачивается в период работы с учетом индексации. Пенсии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, относятся к самостоятельному виду пенсионного обеспечения и не относятся к страховым пенсиям. Так, согласно ст. 28.1 Закона № 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Действующим законодательством установлен различный порядок финансирования пенсий по Закону № 1244-1 и по Федеральному закону «О страховых пенсиях». Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона «О страховых пенсиях» порядок финансового обеспечения выплаты страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В соответствии со ст. 18, 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» выплаты по обязательному пенсионному страхованию, в том числе, страховые пенсии, производятся за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.10.1998 г. № 163-ФЗ финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот по пенсионному обеспечению, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», осуществляется за счет средств федерального бюджета. Кроме того, страховые пенсии работающим пенсионерам в период их работы не подлежат индексации (ст. 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях»). В то же время, пенсии, назначенные в соответствии с Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе, рассчитанные с применением норм Федерального закон «О страховых пенсиях», подлежат индексации независимо т факта работы. Таким образом, пенсии в соответствии с Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» являются отдельным самостоятельным видом пенсий. Согласно п. 11 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» перевод с одного вида страховой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на страховую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой либо с другой пенсии на страховую пенсию со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (если их нет в его выплатном деле), но не ранее дня приобретения права на страховую пенсию. Поскольку истец на дату подачи заявления о назначении пенсии - на 16.03.2022 уже являлся получателем досрочной страховой пенсии по старости, соответственно, пенсия другого вида может быть назначена не ранее 1 числа следующего месяца, т.е. не ранее чем с 1 апреля 2022 года. Размер пенсии истцу с 01.04.2022 рассчитан по нормам Федерального закона «О страховых пенсиях». Размер страховой пенсии по старости пенсии за март 2022 составлял у истца - 12 710,21 руб., размер пенсии с 01.04.2022 - 18770,18 руб., с 01.06.2022 - 20 647,60 руб. Истец просит обязать назначить ему пенсию в соответствии со ст. 34 Закона № 1244-1 с 01.02.2016 года, указывая, что не обратился своевременно в 2016 году с заявлением о ее назначении по вине органов ПФР, поскольку ему не были разъяснены его права о выгодности перехода на пенсию по ст. 34 Закона № 1244-1. Действующим законодательством установлен заявительный порядок назначения пенсий. В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, По действующему законодательству граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком (пункт 18 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсии…., утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н). Для сведения: с 01.01.2022 были утверждены новые Правила (приказ Минтруда РФ от 05.08.2021 № 546н). В новых Правилах такая же норма предусмотрена в п. 12. Согласно п. 19 указанных Правил заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста. В данном случае истец до 16.03.2022 года не обращался заявлением о назначении страховой пенсии по старости, соответственно, законных оснований для назначения пенсии за прошлое время не имеется. Возможность выплаты пенсии, не востребованной пенсионером своевременно, за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком, установлена действующим законодательством только для тех случаев, когда пенсия не была своевременно выплачена по вине органов, осуществляющих пенсионное обеспечение (п. 2 ст. 26 Федерального закона «О страховых пенсиях»). В то же время, в данном случае вины органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, в несвоевременном обращении истца с заявлением о назначении пенсии не усматривается. Истец в период с 2016 до 16.03.2022 года в органы ПФР с какими-либо заявлениями не обращался. Заявляют о пропуске истцом срока исковой давности. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Просит в удовлетворении исковых требований отказать. Рассмотрев материалы дела, заслушав истца, его представителя, суд приходит к следующему. Согласно паспорту сер. ***, выданному ОВД ******, Леонов С.И. родился *** в *** (л.д.10). С *** Леонов С.И. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в связи с деятельностью в учреждениях для детей. (с *** досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» Согласно справке МУ Администрация МО «Труслейское сельское поселение» Леонов С.И. зарегистрирован и проживает в *** с 28.02.1979 по настоящее время (л.д. 11). Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона с 1 февраля 2016 г. не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Согласно ст. 26.1 ч.1 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О страховых пенсиях» пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Порядок выплаты пенсий, закрепленный в новой статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, распространяется на страховые пенсии, фиксированную выплату к ней (с учетом повышения фиксированной выплаты), назначенные правомочным лицам, в том числе военным пенсионерам - получателям страховой пенсии по старости без фиксированной выплаты, а также к доле страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим. При этом имеются в виду страховые пенсии любого вида. Каких-либо исключений льготного характера для получателей страховых пенсий по инвалидности или по случаю потери кормильца не предусмотрено. К пенсиям, установленным на основании норм Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» этот порядок не применяется (даже в том случае, когда соответствующие пенсии по государственному пенсионному обеспечению устанавливаются в размере, определенном по нормам Закона N 400-ФЗ). Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», регулирующий порядок возмещения вреда, не содержит положений, препятствующих взысканию за прошлое время своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, при наличии к тому законных оснований. В настоящий момент ответчик отказывает в производстве перерасчета с 01.01.2016 в связи с тем, что Леонов С.И. с заявлением обратился лишь в марте 2022 года. Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения. В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации. Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы. Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации. Между тем, Леонов С.И. обратился в отделение пенсионного фонда РФ по Ульяновской области в марте 2022 года (спустя 6 лет после возникновения у него права на перерасчет пенсии). Представитель ответчик заявил о применении срока исковой давности. В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (пункт 1 ст. 196 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Как было установлено в судебном заседании, Леонов С.И. обратился в отделение пенсионного фонда РФ по Ульяновской области в марте 2022 года, с апреля 2022 года ему произведен перерасчет пенсии. О нарушенном праве он узнал только в марте 2022 года. Таким образом, оснований для применения срока исковой давности не имеется. С учетом заявленных требований перерасчету подлежит пенсия Леонову С.И. с 01.02.2016 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, судья р е ш и л а : Исковые требования Леонова С.И. удовлетворить. Обязать Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области произвести Леонову С.И. перерасчет пенсии с 01.02.2016 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Судья |