НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Интинского городского суда (Республика Коми) от 24.12.2015 № 2А-2237/2015

Дело № 2а-2237/2015

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Махневой Л.В.,

рассмотрев в г. Инте Республики Коми 24 декабря 2015 года дело по административному исковому заявлению Вожлякова С.А. к ВрИО начальника отделения УФМС России по Республике Коми в г. Инте Лаврентьевой Ю.Д. о признании незаконным отказа в регистрации по месту пребывания, понуждении принять меры к регистрации по месту пребывания,

УСТАНОВИЛ:

Вожляков С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ВрИО начальника отделения УФМС России по Республике Коми в г. Инте Лаврентьевой Ю.Д. о признании незаконным отказа в регистрации по месту пребывания, понуждении принять меры к регистрации по месту пребывания. В обоснование требований административный истец указал, что __.__.__ отправил по почте в адрес отделения УФМС России по Республике Коми в г. Инте пакет документов я целью регистрации по месту пребывания по адресу: ____, в том числе заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1ПР, заявление Вокуевой Э.В., нотариально удостоверенное, адресный листок прибытия, листок статистического учета, согласие второго собственника на регистрации административного истца в виде заверенной оператором связи телеграммы, копия паспорта, копия свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение. __.__.__ административный истец получил письмо, в котором было указано, что его заявление оставлено без рассмотрения. С указанными действиями административного ответчика административный истец не согласен. Административным регламентом предусмотрена необходимость предоставления для регистрации по месту пребывания заявления одного лица, предоставившего жилое помещение, таким лицом для Вожлякова С.А. является Вокуева Э.В. Заявление о регистрации по форме 1ПР содержит поля для заполнения паспортных данных заявителя и одного лица, предоставившего жилое помещение для временного проживания. Требование административного ответчика о предоставлении нотариального удостоверенных заявлений всех собственников жилого помещения является незаконным, а также его исполнение технически невозможно, поскольку форма заявления содержит поле для заполнения данных только одного лица, предоставившего жилое помещение. Указанные незаконные действия ответчика нарушают права административного истца на свободу передвижения и выбор места жительства, а также на получение пенсии с учетом районного коэффициента, на оформление инвалидности, получение мер социальной поддержки, медицинской помощи, трудоустройство.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства на основании п. 1,2 ст. 291 КАС РФ. Административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Административному ответчику, заинтересованным лицам было предложено представить возражения относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного производства. Административный ответчик не возражал против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства. От заинтересованных лиц возражения относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного производства на даты вынесения решения не поступили.

Административный ответчик представил возражения на заявленные требования, в которых указал, что __.__.__ от Вожлякова С.А. поступило заявление о регистрации по месту пребывания, поданное почтовым отправлением. __.__.__ Административному истцу отказано в регистрации по причине отсутствия согласия второго владельца жилого помещения, удостоверенного должным образом в соответствии с п. 25.2 Административного регламента. Кроме того, согласие на регистрацию должно быть адресовано регистрационному органу, а не гражданину. Пунктом 25.1 Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288, предусмотрена необходимость предоставления для регистрации по месту пребывания заявления лица, предоставившего жилое помещение. С учетом положений ст. 246, 247 Гражданского кодекса РФ при наличии нескольких собственников жилого помещения необходимо согласования воли всех участников общей собственности.

Исследовав материалы дела, суд считает заявленные административные исковые требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.

Судом установлено, что квартира по адресу: ____ принадлежит на праве общей долевой собственности Вокуеву В.Г., Вокуевой Э.В. по 1/2 доле в праве. __.__.__ в отделение УФМС России по Республике Коми в г. Инте поступило заявление Вожлякова С.А. о регистрации его по месту пребывания с __.__.__ по __.__.__ по адресу: ____ В заявлении имеется подпись лица, предоставившего жилое помещение – Вокуева Э.В. К заявлению были приложены: адресный листок, листок статистического учета, нотариально удостоверенное согласие Вокуевой Э.В. на регистрацию Вожлякова С.А., два свидетельства о регистрации права на жилое помещение, копия паспорта заявителя, копия телеграммы (л.д. 8). Телеграмма адресована Вожлякову С.А. для предоставления УФМС России по Республике Коми в г. Инте. Телеграмма содержит следующий текст: «заявление я Вокуев В.Г.<....> г.р. согласен на регистрацию Вожлякова С.А. по месту пребывания в принадлежащем мне на праве собственности жилом помещении по адресу ____ сроком на три года с момента регистрации дата __.__.__ = Вокуев В.Г. собственноручную подпись Вокуева В.Г. удостоверяю оператор связи Субочева» (л.д. 11).

В соответствии со ст. 2 Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания.

Статьей 3 указанного Закона предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 5 указанного Закона РФ орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, и не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в форме электронных документов.

Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Пунктом 9 указанных Правил установлено, что граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;

документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

При этом в соответствии с пунктом 10 Правил регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению:

с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда;

с собственниками жилых помещений;

с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

Без согласия указанных лиц регистрация производится только в случае регистрации несовершеннолетних детей по месту пребывания родителей (усыновителей, опекунов) (п. 12 Правил).

В соответствии с ч. 1 ст. 246, ч. 1 ст. 247 ГК РФ распоряжение, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, установленном судом.

Вселение собственником жилого помещения в него гражданина (а соответственно, и последующая регистрация указанного гражданина в жилом помещении как по месту жительства, так и по месту пребывания) является одной из форм реализации собственником своих полномочий.

Из системного толкования пунктов 9, 10 вышеназванных Правил, ст. 246, 247 Гражданского кодекса РФ следует, что в случае регистрации в жилое помещение, принадлежащее нескольким собственникам, необходимо согласие всех собственников на регистрацию гражданина, поскольку в ином случае не соблюдаются права каждого из собственников на владение и пользование жилым помещением по своему усмотрению.

Таким образом, доводы административного ответчика о необходимости согласия всех собственников для регистрации административного истца в жилом помещении являются обоснованными и законными.

Приказом ФМС от 11.09.2012 № 288 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно пункту 25 указанного Административного регламента для регистрации по месту пребывания гражданин представляет лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а при его отсутствии - собственнику жилого помещения:

заявление о регистрации по месту пребывания по форме № 1 (приложение № 2 к Регламенту), подписанное гражданином и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении. Подписи заявителя и собственника (нанимателя) жилого помещения заверяются лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов;

документ, удостоверяющий личность;

документ, являющийся основанием для временного проживания в жилом помещении (договор найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение для временного проживания). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 29 Регламента.

При предъявлении договора, заверенного нотариально, данный документ лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не заверяется, а подпись собственника (нанимателя) жилого помещения в заявлении не проставляется. Если предъявляется договор в простой письменной форме, подписи собственника (нанимателя) жилого помещения и заявителя заверяются лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.

В соответствии с пунктом 25.2 Административного регламента при направлении в орган регистрационного учета почтовым отправлением заявления о регистрации по месту пребывания по форме № 1ПР (приложение N 2 к Регламенту), подписанного заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, гражданин также представляет копию документа, являющегося основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении, заверенную нотариально либо лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.

Из общего смысла пункта 25 Административного регламента, а также из системного толкования других положений Административного регламента следует, что в целях надлежащего обеспечения прав всех участников правоотношений и достоверности предоставляемых на регистрацию сведений и документов Административным регламентом установлены следующие правила приема документов для регистрации по месту пребывания (жительства): 1) все заявления подписываются лично в присутствии лица, ответственного за прием документов, либо подписи всех лиц, подписывающих соответствующие документы, должны быть удостоверены нотариально. Данное требование относится к заявлениям как лица, которое регистрируется, так и к заявлениям лиц, чье согласие необходимо для регистрации; 2) документы представляются в подлинниках и их копии заверяются лицом, ответственным за прием документов, либо в виде нотариально удостоверенных копий.

Из административного иска, а также отзыва ответчика следует, что к заявлению Вожлякова В.Г. была приложена копия телеграммы, никем не заверенная.

В соответствии со ст. 185.1 Гражданского кодекса РФ к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, которые удостоверены начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом;

2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности работников, членов их семей и членов семей военнослужащих, которые удостоверены командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;

3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены начальником соответствующего места лишения свободы;

4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, которые удостоверены администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий или на получение корреспонденции, за исключением ценной корреспонденции, может быть удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится, и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.

Удостоверение подписи лица оператором связи не приравнивается к нотариальному удостоверению. Тем более что к заявлению административного истца прилагался не подлинник телеграммы, а ее никем не заверенная копия.

Таким образом, доводы административного ответчика о том, что к административный истец не приложил к своему заявлению о регистрации по месту пребывания надлежащие доказательства согласия всех собственников жилого помещения на его регистрацию являются обоснованными. Административному истцу правомерно было отказано в регистрации по месту пребывания.

При этом не имеет значения, что форма заявления 1ПР предусматривает графы только для внесения данных об одном лице, предоставившем жилое помещение. Указанное обстоятельство свидетельствует о недостатках указанной формы, но не может являться основанием для неполучения согласия всех собственников жилого помещения на вселение и регистрацию в него гражданина.

Кроме того, при направлении заявления о регистрации по почте в любом случае в соответствии с пунктом 25.2 Административного регламента необходимо нотариально удостоверенное согласие всех собственников жилого помещения на регистрацию гражданина.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Вожлякову С.А. в удовлетворении требований к ВрИО начальника отделения УФМС России по Республике Коми в г. Инте Лаврентьевой Ю.Д. о признании незаконным отказа в регистрации по месту пребывания по адресу: ____, понуждении принять меры к регистрации Вожлякова С.А. по месту пребывания по адресу: ______.__.__ по __.__.__ отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение 15 дней с момента получения копии настоящего решения.

Судья Л.В. Махнева