НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Интинского городского суда (Республика Коми) от 19.04.2019 № 2-686/19

Дело № 2-686/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Румянцевой И.М.,

при секретаре Каминской Н.А.,

с участием представителя истца АО "Интауголь" по доверенности – Сметаниной Н.К.,

представителя ответчика ГУ РК "Центр занятости населения г. Инты" - Витковской М.Б.,

третьего лица Романовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 19 апреля 2019 года в городе Инте Республики Коми гражданское дело по иску Акционерного общества "Интауголь" к Государственному учреждению Республики Коми "Центр занятости населения города Инты" об отмене решения о сохранении среднего месячного заработка за пятый месяц со дня увольнения Романовой О. В.,

УСТАНОВИЛ:

АО "Интауголь" обратилось в суд с иском к ответчику об отмене решения ГУ РК "Центр занятости населения города Инты" о сохранении среднего месячного заработка за 5 месяц со дня увольнения Романовой О. В.. В обоснование своих требований указало, что 15.03.2019 в АО "Интауголь" обратился бывший работник общества Романова О.В., уволенная в связи с ликвидацией организации 12.10.2018, с заявлением о выплате среднего месячного заработка за 5 месяц со дня увольнения. К заявлению, в том числе, приложила решение ГУ РК "ЦЗН г. Инты" от 13.03.2019 №__ о сохранении средней заработной платы за 5 месяц со дня увольнения, в котором указано, что работник обратился в ГУ РК "ЦЗН г. Инты" в месячный срок после увольнения и не был им трудоустроен по дату, предшествующую решению органа службы занятости, также указано на наличие на иждивении несовершеннолетних детей. По мнению АО "Интауголь", право уволенного работника в связи с ликвидацией организации на получение среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы на основании ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса РФ ограничено и связано с исключительностью случая в каждой конкретной ситуации; решение о выплате среднего месячного заработка должно быть мотивировано на основе сведений и документов, удостоверяющих наличие таких обстоятельств, при которых возможно возложение на работодателя дополнительных расходов. При этом таким обстоятельством не может являться только отсутствие в период до шести месяцев со дня увольнения работника подходящей работы.

Представитель истца АО "Интауголь" Сметанина Н.К., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представителя ответчика ГУ РК "Центр занятости населения города Инты" (далее - ГУ РК "ЦЗН г. Инты") - Витковская М.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала.

Третье лицо Романова О.В. в судебном заседании исковые требования АО "Интауголь" не признала и просила решение ответчика оставить без изменения. Пояснила, что официально в браке состоит, местонахождение супруга неизвестно. На иждивении имеет двух несовершеннолетних детей 11 и 13 лет, отец детей в местах лишения свободы.

Заслушав представителей истца и ответчика, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Романова О.В. состояла в трудовых отношениях с АО "Интауголь" в должности <....>, 12.10.2018 уволена в связи с ликвидацией организации по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

Романова О.В. обратилась в ГУ РК "ЦЗН г. Инты" 29.10.2018 с целью поиска подходящей работы.

Согласно сведениям в период с 29.10.2018 по 15.04.2019 варианты подходящей работы для Романовой О.В. отсутствуют.

Согласно разработанному плану поиска работы Романовой О.В. самостоятельно осуществлялся поиск подходящей работы в период с 29.10.2018 по 15.04.2019.

Таким образом, обращение Романовой О.В. в ГУ РК "ЦЗН г. Инты" в месячный срок после увольнения и невозможность ее трудоустройства в период с даты обращения в течение 5 месяца со дня увольнения подтверждается документально.

13.03.2019 Романова О.В. обратилась в ГУ РК "ЦЗН г. Инты" с заявлением о сохранении среднемесячного заработка за 5 месяц со дня увольнения.

13.03.2019 решением ГУ РК "ЦЗН г. Инты" №__ в соответствии со ст. 318 ТК РФ, протоколом организационно-методической (экспертной) комиссии ГУ РК "ЦЗН г. Инты" признано право Романовой О.В. на сохранение средней заработной платы за пятый месяц со дня увольнения с 13.02.2019 по 12.03.2019, исключительным случаем признано наличие на иждивении несовершеннолетних детей.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 ТК РФ (ст. 313-327).

Согласно ч. 1 ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (ч. 2 ст. 313).

Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации определены ст. 318 ТК РФ.

Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч. 1 ст. 318 ТК РФ).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 318 ТК РФ).

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 ТК РФ).

Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.

Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.

По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.

Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяц со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2017), утвержденному 26.04.2017 Президиумом Верховного Суда РФ, в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения. Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника. По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения. Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.

При принятии оспариваемого решения ГУ РК "ЦЗН г. Инты" усмотрело наличие исключительного случая для сохранения Романовой О.В. средней заработной платы за пятый месяц со дня увольнения - наличие на иждивении несовершеннолетних детей.

Романова О.В. от брака с ФИО3 имеет детей ФИО1, __.__.__ года рождения, и ФИО2, __.__.__ года рождения, которые обучаются в МБОУ "Лицей № 1".

ФИО3 осужден приговором Интинского городского суда от 25.10.2012 к лишению свободы на срок <....> лет.

Романова О.В. официально состоит в браке с ФИО4, сведения о его местонахождении и доходах отсутствуют.

Согласно сведениям филиала № 1 ГУ РО Фонда социального страхования РФ по Республике Коми от 09.04.2019 Романова О.В. не является получателем страховых выплат.

Согласно сведениям Центра ПФР в Республике Коми от 10.04.2019 и УПФР в г. Инте РК от 17.04.2019 Романова О.В. не является получателем пенсии и иных социальных выплат.

Согласно сведениям ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Инты" от 10.04.2019 Романова О.В. не состояла и не состоит на учете в качестве малоимущей и не является получателем мер социальной поддержки и иных социальных выплат.

При решении вопроса о социальной защищенности Романовой О.В., суд принимает во внимание выплаченные Романовой О.В. работодателем при увольнении суммы.

Из справки АО "Интауголь" от 15.04.2019 следует, что при увольнении в октябре 2018 года Романовой О.В. было начислено <....> руб., в том числе выходное пособие в размере <....> руб., компенсация за неиспользованный отпуск в размере <....> руб. Средний заработок за второй месяц трудоустройства составил <....> руб., за третий месяц трудоустройства составил <....> руб.

Согласно сведениям ПАО "Сбербанк" от 06.04.2019 Романова О.В. получает алименты с осужденного ФИО3: <....>

В спорный период постановлением Правительства РК от 04.02.2019 № 49 установлена величина прожиточного минимума для северной зоны Республики Коми: для трудоспособного населения – 15067 руб., для детей – 14856 руб. Таким образом, прожиточный минимум семьи Романовой О.В. с учетом двух несовершеннолетних детей, составит в месяц <....>

При решении вопроса о социальной защищенности Романовой О.В., ее несовершеннолетних детей, материального положения семьи, суд принимает во внимание выплаченные Романовой О.В. работодателем при увольнении суммы, а также выплачиваемые на детей алименты.

Со дня увольнения 12.10.2018 и по 13.03.2019 доход Романовой О.В. (расчет при увольнении, средний заработок за три месяца со дня увольнения) составил всего <....> руб., то есть в среднем по <....> руб. в месяц (<....> : 5 месяцев). Также следует учесть получаемые Романовой О.В. алименты на детей с января 2019 года в размере <....> руб. ежемесячно.

Таким образом, ежемесячный доход Романовой О.В. и ее несовершеннолетних детей за 5-й месяц после увольнения составит в среднем <....> руб., что менее прожиточного минимума семьи. Даже при условии максимальной экономии выплаченных работодателем при увольнении денежных средств, Романова О.В. не имела реальной возможности существовать на эти средства с двумя несовершеннолетними детьми в течение 5 месяцев.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии у Романовой О.В. исключительных обстоятельств, связанных с принятием достаточных и безуспешных мер к трудоустройству, социальной незащищенностью, отсутствием средств к существованию, наличием на иждивении 2-х несовершеннолетних детей, что позволяет Романовой О.В. претендовать на сохранение среднего заработка за 5 месяц со дня увольнения, решение ГУ РК "Центр занятости населения г. Инты" от 13.03.2019 №__ о сохранении среднего месячного заработка за 5 месяц со дня увольнения Романовой О.В. законно и обоснованно, отмене не подлежит, в связи с чем требования АО "Интауголь" об отмене решения от 13.03.2019 №__ подлежат отклонению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать АО "Интауголь" в иске к ГУ РК "Центр занятости населения города Инты" об отмене решения ГУ РК "Центр занятости населения города Инты" от 13.03.2019 №__ о сохранении среднего месячного заработка за пятый месяц со дня увольнения Романовой О. В..

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26.04.2019.

Судья

И.М.Румянцева

<....>

<....>