НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ингодинского районного суда г. Читы (Забайкальский край) от 16.04.2019 № 2-390/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 апреля 2019 года г. Чита

Ингодинский районный суд г.Читы в составе

председательствующего судьи Рахимовой Т.В.,

при секретаре Волковой С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельянова А. И. к краевому государственному специализированному автономному учреждению «Забайкальское лесохозяйственное объединение» о взыскании задолженности по заработной плате, процентов за задержку выплат, компенсации морального вреда,

установил:

Емельянов А.И. обратился в Ингодинский районный суд города Читы с указанным иском, ссылаясь на следующее: по трудовому договору от 3 августа 2015 года он работает в должности <данные изъяты> а с 12 февраля 2018 года в должности <данные изъяты> В период с февраля 2018 года по декабрь 2018 года ему неправильно начислена заработная плата посредством невыплаты или выплаты не в полном объеме стимулирующих выплат. В результате этого задолженность на 28 января 2019 года с учетом уточнений составляет по расчету истца составляет 157 162,42 руб., которую просит взыскать с ответчика вместе с процентами за задержку выплат за период с 10.03.2018 по день вынесения решения суда, компенсацией морального вреда в размере 30000 руб.

Истец Емельянов А.И. в судебное заседание не явился, направил представителей Барахоеву С.Ю. и Банину А.В., которые уточненные требования поддержали.

Представитель ответчика Туманов-Соколов О.В. просил в иске отказать по доводам письменных возражений, указав на правомерность установления работнику стимулирующих выплат в спорный период в указанном размере, поскольку трудовой договор, дополнительное соглашение, штатное расписание и иные документы организации не содержат условий об обязательном размере выплат стимулирующего характера, а предусматривают возможность их установления работодателем в размере, не превышающим установленный максимум. Если Емельянову А.И. снизили надбавки, значит он плохо работал. Работу Емельянова А.И. оценивает сам директор, а в этом случае никаких докладных записок, письменных доказательств в подтверждение этого не требуется. Сам Емельянов А.И. приказы директора не обжаловал, значит согласился с ними.

Изучив материалы дела, выслушав в судебном заседании представителей истца Емельянова А.И., поддержавших уточненные требования в полном объеме, представителя ответчика Туманова-Соколова О.В., возражавшего против иска, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно частям 1, 2, 5 статьи 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В силу части 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки.

Как установлено из дела, Емельянов А.И. на основании трудового договора от 03.08.2015 работал в КГСАУ «Забайкаллесхоз» в должности <данные изъяты> с окладом 9132 руб. в месяц, районный коэффициент 40%, за стаж работы 30%.

Дополнительным соглашением от 29.11.2016 к договору Емельянову А.И. установлены стимулирующие надбавки: надбавка за выслугу лет в лесном хозяйстве, надбавка за специфику работы и иные надбавки в соответствии в соответствии с Положением об оплате труда.(л.д. )

Дополнительным соглашением от 12.02.2018 к договору от 3.08.2015 Емельянов А.И. переведен на должность <данные изъяты>, с окладом 9132 руб. в месяц, районный коэффициент 40%, за стаж работы 30%. компенсационными и «стимулирующими» выплатами в соответствии с Положением об оплате труда.(л.д.

Приказом от 12 февраля 2018 года Емельянов А.И. переведен на должность <данные изъяты> с окладом 9132 руб.,

14.02.2018 между работодателем и Емельяновым А.И. заключено дополнительное соглашение, согласно которому пункт 7.1 договора изложен в другой редакции – за выполнение трудовой функции работнику устанавливается должностной оклад в размере 9497,20 рублей в месяц, 40% районный коэффициент, 30% процентная надбавка за стаж работы в Забайкальском крае, стимулирующие выплаты за специфику работы, интенсивность работы, качество работы и выслугу лет, установленные в соответствии с Положением об оплате труда работникам КГСАУ «Забайкаллесхоз». Согласно п. 2 настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с 1.01.2018 года.

Трудовым договором предусмотрена обязанность работодателя выплачивать работнику компенсационные и стимулирующие выплаты, а также определять порядок установления повышающего коэффициента в процентном соотношении к должностным окладам, систем премирования, в соответствии с Положением об оплате труда работников КГСАУ «Забайкаллесхоз» (пункт 7.2.4).

Согласно Положению об оплате труда работников КГСАУ «Забайкаллесхоз» оплата труда работников учреждения состоит из должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. Стимулирующие выплаты устанавливаются в зависимости от результатов деятельности учреждения в пределах средств на оплату труда, в том числе за интенсивность и за качество выполняемых работ. Стимулирующие выплаты устанавливаются приказом руководителя учреждения (пункты 1.3, 4.1).

Выплата за интенсивность устанавливается в размере до 100 % от должностного оклада. Основаниями для выплаты являются: личный вклад работника в общие результаты работы и проявленная инициатива, степень важности и сложности выполнения порученных заданий, успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем месяце (пункт 4.3 Положения).

Выплата за качество выполняемых работ устанавливается в размере до 150 % от должностного оклада. Основаниями для выплаты являются: своевременное и надлежащее выполнение должностных обязанностей, оказание помощи в работе молодым специалистам, соблюдение трудового (служебного) распорядка, отсутствие дисциплинарного взыскания (пункт 4.4 Положения).

Выплата за специфику работы устанавливается за работу, связанную с отраслевыми особенностями в сфере лесного хозяйства в размере до 100% от установленного должностного оклада (п.4.2 Положения). Основаниями для выплаты являются выполнение плановых показателей, сложность и ответственность выполняемой работы, оперативность и высокий уровень выполнения работы, инициатива, самостоятельность, личные деловые качества, исполнительская дисциплина работника.

Надбавка за особые условия работы установлена пунктом 4.5 Положения и Приложением №1 к приказу Минприроды Забайкальского края от 20.03.2017 №386-а и предусматривает следующие критерии: профессиональный уровень исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией – 25%, сложность, ответственность выполняемой работы – 25%, оперативность и высокий уровень выполнения работы – 25%, исполнительская дисциплина работника – 25%.

Положение об оплате труда работников КГСАУ «Забакаллесхоз» предусматривает повышение окладов специалистов, работающих в сельской местности на 25%, районный коэффициент 40%, надбавка за стаж работы 30%, стимулирующие выплаты от должностного оклада, устанавливаемые ежемесячно приказом руководителя: за выслугу лет при стаже непрерывной работы в лесном хозяйстве от 10 до 15 лет - 25%, за специфику работы, связанную с отраслевыми особенностями в сфере лесного хозяйства – до 100%, за интенсивность – до 100, за особые условия – до 100%, за качество выполняемых работ – до 150.

Как следует из штатного расписания КГСАУ «Забайкаллесхоз», стимулирующие выплаты начальнику Центрального межрайонного отдела установлены: за интенсивность в размере 100 %, за качество выполняемых работ 10 %, за специфику работы 70 %, за особые условия работы – 75%, за выслугу лет – 30%.

Согласно табелю учета рабочего времени в спорный период с февраля по декабрь 2018 года Емельянов А.И. отрабатывал полностью норму времени, за исключением периода с 29.10.2018 по 27.11.2018, когда в таюеле отмечены пропуски по болезни.

В феврале и июне 2018 года Емельянов А.И. получил стимулирующие надбавки в максимальном размере, который предусматривает его должность по штатному расписанию.

Приказом директора КГСАУ «Забайкаллесхоз» от 04.06.2018 Емельянову А.И. снижена стимулирующая надбавка за интенсивность работы за май на 10%.

Приказом директора КГСАУ «Забайкаллесхоз» от 03.08.2018 Емельянову А.И. снижены за июль стимулирующие надбавки за качество на 10%, за особые условия – на 75%.

Приказом директора КГСАУ «Забайкаллесхоз» от 05.09.2018 Емельянову А.И. снижена за август стимулирующая надбавка за интенсивность работы на 100%.

Приказами директора КГСАУ «Забайкаллесхоз» от 05.10.2018 (за сентябрь), от 05.11.2018 (за октябрь), от 17.12.2018 (за декаьбрь) Емельянову А.И. снижены стимулирующие надбавки за интенсивность работы на 100%, особые условия – на 75%, качество на 10%, специфику – на 70%.

Приказом от 30.11.2018 Емельянову А.И. снижена стимулирующая надбавка за ноябрь за интенсивность работы на 35%

На день рассмотрения спора истец продолжает исполнять обязанности начальника отдела.

Приказами от 28.02.2018 , от 30.03.2018 , от 04.05.2018 , от 4.06.2018 , от 03.07.2018 , от 03.08.2018 , от 05.09.2018 от 05.10.2018 , от 05.11.2018 , от 30.11.2018 , от 17.12.2018 Емельянову А.И. установлены стимулирующие надбавки:

за интенсивность работы в феврале, марте, июне и июле 2018 года – в размере 100%; в апреле и мае 2018 года- в размере 90%; в августе, сентябре, октябре и декабре 2018 года – 0%; в ноябре 2018 года - в размере 65%.

за специфику в размере 70% в феврале, марте, апреле, мае, июне, июле, августе и ноябре 2018 года; в размере 0% в сентябре, октябре и декабре 2018 года;

за качество – в размере 10% во время работы в феврале, марте, апреле, мае, июне, августе и ноябре 2018 года, в размере 0% во время работы в иле, сентябре, октябре и декабре 2018 года.

за особые условия - в размере 75% в феврале, марте, апреле, мае, июне, августе и ноябре 2018 года; в размере 0% в июле, сентябре, октябре и декабре 2018 года.

В выданных истцу расчетных листках за спорные периоды отражены сведения о выплате надбавок за специфику, интенсивность и качество работы в указанных в вышеперечисленных приказах размерах.

Согласно материалам дела, объяснениям представителя ответчика поводом для снижения размера стимулирующих выплат явились низкое качество работы, претензии к качеству работу в пожароопасный период, а также перечисленные в приказах о снижении стимулирующих надбавок причины: нарушение сроков предоставления в пятидневный срок документов на затраты по пожарам, невыполнение государственного задания, превентивных обязанностей работниками управления и межрайонных отделов, сдачи табелей учета рабочего времени со срывами сроков, за низкую организацию работы вверенного персонала, отсутствие организации и контроля по списанию основных средств, а также учета и контроля по восстановлению и ремонту техники, невыполнение плановых показателей Государственного задания, ненадлежащее оформление и сдача путевых листов, отсутствие путевых листов, ненадлежащий контроль за противопожарной техникой.

Доводы стороны истца о надлежащем и эффективном выполнении истцом должностных обязанностей в юридически значимый период, в том числе свидетельские показания Соколовой Т.В. (которая является подчиненной Емельянова А.И. и не может объективно оценить качество его работы вследствие занимаемой ею должности и отсутствия у нее соответствующих данных), не опровергают наличие у работодателя оснований для снижения стимулирующих выплат; из указанных доказательств не усматривается, что в рассматриваемый период качество работы истца было на высоком уровне.

При таком положении, работодатель, обладая правом установления в отношении работников учреждения размера стимулирующих выплат, исходя из совокупности обстоятельств дела, имел право на снижение истцу в спорный период установленных штатным расписанием и положением об оплате труда стимулирующих выплат, поскольку такие выплаты устанавливаются работодателем по своему усмотрению при наличии определенных критериев в целях стимулирования работников, и их выплата является правом работодателя, а не обязанностью. Трудовой договор и дополнительное соглашение, заключенные между сторонами, не содержат условий об обязательном размере выплат стимулирующего характера, а предусматривают возможность их установления работодателем в зависимости от определенных параметров.

Таким образом, приказы работодателя вопреки доводам стороны истца не противоречат трудовому законодательству и локальным нормативным актам, принятым в КГСАУ «Забайкаллесхоз», не нарушают конституционных прав истца на заработную плату, размер которой гарантирован законом и трудовым договором.

Своевременное и ежемесячное получение заработной платы в указанный период истцом по делу не оспаривалось; им ежемесячно получались расчетные листы (что подтверждено показаниями свидетеля С.Т.В.), однако вопросов по меняющемуся размеру стимулирующих выплат он работодателю не задавал, доказательствами надлежащего исполнения им своих обязанностей себя не обеспечивал. Поэтому представленные работодателем приказы суд признает допустимым, достоверным и достаточным доказательством.

Кроме того, суд соглашается с позицией ответчика относительно того, что размер стимулирования работника определяется работодателем исходя из имеющихся критериев. Указание в штатном расписании максимального размера стимулирующих выплат не свидетельствует само по себе о необходимости их выплаты в этом размере. Максимальный размер выплат распределен в штатном расписании в зависимости от должностей и соответствующих обязанностей по ним.

При начислении стимулирующих выплат работодателем могут быть закреплены условия их полного лишения или снижения их размера. Установление таких критериев относится к компетенции работодателя (применительно к позиции, изложенной письме Роструда от 10.12.2018 «О порядке определения и начисления премиальных выплат»).

В этой связи в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать.

Остальные требования о взыскании процентов за задержку выплаты и компенсации морального вреда являются производными от взыскания недоначисленных и невыплаченных денежных средств. Отказ в основном требовании влечет невозможность удовлетворения и сопутствующих требований.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ при подаче иска истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, в связи с отказом в иске обязанность по уплате государственной пошлины в соответствующий бюджет у него не возникает.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Емельянова А. И. к КГСАУ «Забайкаллесхоз» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Т.В. Рахимова

Мотивированное решение изготовлено 22.04.2019.