Дело № 12-284/2017
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
12 декабря 2017 года г. Чита
Судья Ингодинского районного суда г. Читы Цыдендамбаева О.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы по жалобе Анциновой М.Г. на постановление заместителя главного государственного инспектора Забайкальского края по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю от 24 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Анциновой М.Г.,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Забайкальского края по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю от 24 августа 2017 года Анцинова М.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Анцинова М.Г. обратилась с жалобой в суд, в которой просила указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что использует земельные участки по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием, полагая, что вправе содержать сельскохозяйственных животных.
Решением судьи Ингодинского районного суда г. Читы от 5 октября 2017 года указанное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Забайкальского краевого суда от 13 ноября 2017 года решение судьи Ингодинского районного суда г. Читы отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.
В судебном заседании Анцинова М.Г., ее защитник по устному заявлению Анцинов А.С. доводы жалобы поддержали, представили акт проверки об исполнении предписаний об устранении нарушений требований земельного законодательства.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю Давыдова А.В. просила в удовлетворении жалобы отказать, поддержав доводы письменных возражений, указав, что в зоне Ж-3 нет такого вида как личное подсобное хозяйство. В настоящее время проводится служебная проверка по факту внесения государственным регистратором вида разрешенного использования – для личного подсобного хозяйства. На момент проведения проверки вид разрешенного использования земельного участка был – для размещения индивидуального жилого дома. Помимо мелких животных, к которым относятся кролики, звери, пчелы, птицы и т.п., Анцинова М.Г. содержала на земельных участках свиней, коз.
Исследовав материалы дела, заслушав участников производства по делу об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.
На земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, разрешается размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений (код 2.1).
На земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, разрешается размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных (код 2.2).
В соответствии с пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно части 1 статьи 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения и.о. руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю 26 июля 2017 года государственным инспектором Забайкальского края по использованию и охране земель, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Забайкальскому краю проведена внеплановая, выездная проверка соблюдения земельного законодательства Анциновой М.Г. при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе проверки, проведенной 21 августа 2017 года, установлено, что в собственности Анциновой М.Г. имеются земельные участки с кадастровым номером № (регистрационная запись № от 27.10.2011), с разрешенным использованием для обслуживания и использования жилого дома, и с кадастровым номером № (регистрационная запись № от 16.08.2017), площадью <данные изъяты> кв.м, с разрешенным использованием для размещения индивидуального жилого дома, территориальная зона Ж-3.
На указанных земельных участках на момент проверки содержались сельскохозяйственные животные: куры, утки, свиньи, козы.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Чита», принятыми решением Думы городского округа «Город Чита» от 12.11.2009 № 171, основными видами разрешенного использования земельных участков в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-3 являются: отдельно стоящие жилые дома коттеджного типа на одну семью 1 - 3 эт. с придомовыми участками, индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее – Закон № 112-ФЗ) личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Пунктом 2 данной нормы установлено, что личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона № для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Одним из сведений, вносимых в кадастр недвижимости, является вид или виды разрешенного использования земельного участка (пункт 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» - до 01.01.2017, пункт 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права на земельный участок кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов – для завершения строительства индивидуального жилого дома (л.д. 23). 7 ноября 2017 года в Единый государственный реестр недвижимости внесения изменения в части разрешенного использования земельного участка: для завершения строительства индивидуального жилого дома, приусадебный участок для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 23 августа 2017 года земельному участку с кадастровым номером № установлен вид разрешенного использования земельного участка: для размещения индивидуального жилого дома (л.д. 24).
Сведения о дополнительном виде разрешенного использования земельного участка: для ведения личного подсобного хозяйства, были внесены в кадастр недвижимости на основании декларации Анциновой М.Г. от 29 сентября 2017 года, дата удостоверения сведений 5 октября 2017 года, то есть после проведенной проверки.
Таким образом, установлено, что на момент проверки 21 августа 2017 года Анцинова М.Г. использовала земельные участки не по целевому назначению, а в том числе и для ведения личного подсобного хозяйства (содержание и переработка сельскохозяйственных животных), тем самым сознательно изменив статус земельных участков и в отсутствие правовых оснований осуществляла использование земельных участков с нарушением норм земельного законодательства.
Таким образом, в действиях Анциновой М.Г. усматривается нарушение, выразившееся в использовании земельных участков не по целевому назначению – содержание сельскохозяйственных животных, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
В отношении Анциновой М.Г. государственным инспектором были составлены протоколы об административном правонарушении №, №. Дела объединены в одно производство №.
Факт совершения данного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколами об административном правонарушении от 21 августа 2017 года, актом проверки № от 21 августа 2017 года, предписаниями №, № от 21 августа 2017 года, фототаблицей, а также представленным Анциновой М.Г. градостроительным планом земельного участка №, в котором перечислены основные виды, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, доводы Анциновой М.Г. о том, что она вправе использовать земельные участки, в том числе и для ведения личного подсобного хозяйства, являются ошибочными, поскольку в установленном законом порядке на момент проверки вид разрешенного использования земельных участков изменен либо дополнен не был.
Указание Анциновой М.Г. на градостроительный план № земельного участка с кадастровым номером №, в котором указано, что вспомогательным видом использования земельного участка является, в том числе, постройки для содержания мелких животных, является необоснованным. В соответствии с Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету животных на выращивании и откорме в сельскохозяйственных организациях (утв. приказом Минсельхоза РФ от 02.02.2004 №) к мелким животным отнесены кролики, звери, пчелы, птицы и т.<адрес> (мелкий рогатый скот), свиньи к мелким животным не относятся.
При таких обстоятельствах должностное лицо пришло к правильному выводу о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Анциновой М.Г. к административной ответственности за совершение административного правонарушения вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Наказание Анциновой М.Г. назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
Таким образом, нарушений норм действующего законодательства при производстве по делу об административном правонарушении, не допущено. В связи с чем оснований для отмены постановления о привлечении Анциновой М.Г. к административной ответственности не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Забайкальского края по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю от 24 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Анциновой М.Г. оставить без изменения, жалобу Анциновой М.Г. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти суток со дня получения копии решения.
Судья О.Ч. Цыдендамбаева