НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ингодинского районного суда г. Читы (Забайкальский край) от 10.08.2020 № 2А-1185/20

Дело № 2а-1185/2020

УИД 75RS0002-01-2020-001495-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор.Чита 10 августа 2020 года

Ингодинский районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Шишкаревой С.А., при секретаре Петровой В.А., с участием представителя административного истца ФИО1, административного ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите к ФИО2 о взыскании задолженности по уплате налога,

УСТАНОВИЛ:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по г.Чите (далее по тексту – МИФНС №2 по г. Чите) обратилась в суд с настоящим административным иском, в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2016 год в сумме 9657 рублей.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО3, которая в судебное заседание не явилась при надлежащем извещении, дело рассмотрено в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержала.

ФИО2 с требованиями не согласилась, указывая, что того дохода, из которого исчислен налог, не получала, работала у ИП ФИО3 без оформления трудовых отношений, именно ФИО3 должна была оплатить налог, т.к. ежемесячно производила удержания из выдаваемой ФИО2 оплаты.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.

Согласно ст. 44 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В соответствии с подп.1 п.1 ст.23 и п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 НК РФ (ст.210 НК РФ).

В соответствии с п.1 ст.211 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса.

Согласно п.28 ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы, не превышающие 4000 рублей за налоговый период, в виде стоимости подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей.

Согласно статье 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: 1) физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества; 4) физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.

Налоговым периодом признается календарный год (статья 216 НК РФ).

Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статья 224 НК РФ).

В силу пунктов 4, 5 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом. При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога. Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Как установлено из вступившего в законную силу определения Ингодинского районного суда г.Читы от 13.03.2017 по делу №2-322/2017 по иску ФИО2 к ИП ФИО3 об установлении факта трудовых отношений, обязании внести в трудовую книжку записи о приеме на работу и увольнении, взыскании денежных средств, между данными сторонами утверждено мировое соглашение, согласно которому установлен факт трудовой деятельности ФИО2 к ИП ФИО3 в должности продавца с 01 июня по 05 декабря 2016 года, на ИП ФИО3 возложена обязанность выплатить ФИО2 компенсацию за неиспользованный отпуск 30000 рублей, компенсацию морального вреда 10000 рублей, судебные расходы, внести запись в трудовую книжку ФИО2 о приеме на работу 01.06.2016 и увольнении 05.12.2016, представить в пенсионный орган сведения индивидуального (персонифицированного) учета для включения их в индивидуальный лицевой стаж застрахованного лица.

В судебном заседании ФИО2 подтвердила, что данный судебный акт исполнен в полном объеме, денежные средства 30000 рублей ей выплачены 13.03.2017. Также ФИО2 пояснила, что в период работы у ИП ФИО3 оплата труда составляла 700 рублей в день, от 10000 до 15000 рублей - в месяц. Согласно исковому заявлению ФИО2, поданному в рамках вышеуказанного гражданского дела, её заработок составлял 800 рублей в день, фактически с 01.03.2014 по 05.12.2016 ей выплачено 403000 рублей, однако не получена компенсация за неиспользованный отпуск в размере 32109 рублей.

После вступления в законную силу указанного определения суда ИП ФИО3 предоставила в налоговый орган сведения о доходах физического лица - ФИО2 (до брака - Комякович) за 2016 год по форме 2-НДФЛ, согласно которым в июне, июле, августе, сентябре, октябре, ноябре 2016 года ФИО2 получен доход по коду 2000 в сумме 11 284 рублей ежемесячно, в декабре 2016 года - 1612 рублей по тому же коду и 4967 рублей - по коду 2012, общая сумма дохода - 74283 рублей, исчисленная сумма налога - 9657 рублей.

В соответствии с Приказом ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов" по коду 2000 учитывается вознаграждение, получаемое налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей, по коду 2012 - суммы отпускных выплат.

Таким образом, обязанность по исчислению и дальнейшей уплате налога на доходы физических лиц в данном случае образовалась вследствие получения ФИО2 в период с июня по декабрь 2016 года доходов по коду 2000 и 2012.

В соответствии с Приказом ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов" по коду 2720 учитывается стоимость подарков, по коду 501 – вычет из стоимости подарков, полученных от организаций и индивидуальных предпринимателей.

Факт получения доходов в размерах, не менее отраженных в справке 2 НДФЛ №1 от 11.04.2017, следует из материалов гражданского дела №2-322/2017, искового заявления ФИО2, её объяснений в суде.

Сведений об исчислении и уплате налога с этого дохода не имеется (в том числе в справке 2-НДФЛ).

В связи с неисполнением налоговым агентом обязанности по уплате НДФЛ за работника в 2016 году и отсутствием у него в дальнейшем возможности его удержания, именно на налогоплательщике лежала обязанность по уплате налога. Именно поэтому налоговым органом 29.08.2018 в адрес ФИО2 направлено налоговое уведомление №40829308 от 29.08.2018 об уплате налога до 3.12.2018 и вручено адресату 04.10.2018 (почтовый идентификатор 65094927117160), затем 07.12.2018 в адрес ФИО2 направлено требование № 1013121 об уплате налога сроком исполнения до 10.01.2019 и получено адресатом 25.12.2018 (почтовый идентификатор № 67200231154748).

Доказательств уплаты налога не представлено.

Неисполнение требования об уплате налога послужило основанием обращения 16.05.2019 налогового органа к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который был вынесен 21.05.2019.

Определением мирового судьи судебного участка №7 Ингодинского судебного района г.Читы от 18.12.2019 судебный приказ отменен из-за наличия у должника возражений относительно его исполнения.

В суд с настоящим административным иском налоговая инспекция обратилась 20.05.2020.

Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 НК РФ и главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно пунктом 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Данный срок в рассматриваемом случае соблюден.

Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 №20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Что касается безнадежности взыскания перечисленных налогов, то в силу статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» безнадежными к взысканию признаются и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года. Задолженности у административного ответчика по перечисленному налогу на 01.01.2015 не существовала.

Доводы административного ответчика о том, что такого дохода, из которого исчислен налог, она не получала, несостоятельны и опровергаются её же объяснениями в суде, согласно которым доход составлял около 15000 рублей в месяц, а также материалами гражданского дела №2-322/2017, в частности исковым заявлением, протоколом судебного заседания.

Доводы ФИО2 о том, что из данной заработной платы у нее ежемесячно удерживалось от 1500 до 2000 рублей, являются бездоказательными.

При таком положении суд не усматривает оснований для освобождения ФИО2 от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, административный иск подлежит удовлетворению.

По правилам статей 111, 114 Кодекса административного судопроизводства РФ с административного ответчика также подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 400 рублей.

Руководствуясь статьями 170-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Межрайонной ИФНС России № 2 по г. Чите удовлетворить.

Взыскать с ФИО2, ИНН <***>, место жительства: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 2 по г. Чите задолженность по уплате налога на доходы физических лиц с 01.06.2016 по 05.12.2016 в размере 9657 рублей (требование №1013121) путем перечисления по следующим реквизитам: получатель - ИНН <***>, КПП 753601001, Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю (Межрайонная ИФНС России № 2 по г.Чите), р/сч № <***>, отделение Чита, код ОКТМО 76701000, КБК 18210102030011000110 (вид платежа "налог НДФЛ").

Взыскать с ФИО2 в бюджет городского округа «Город Чита» государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г. Читы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.А. Шишкарева

Решение изготовлено в окончательной форме 24.08.2020