Дело № 2а-1517/2020
УИД 75RS0002-01-2020-002268-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Судья Ингодинского районного суда г. Читы Калгина Л.Ю., рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите Забайкальского края к Соловьевой М. В. о взыскании пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по налогу по упрощённой системе налогообложения,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите (далее – МИФНС России № 2 по г. Чите) обратилась с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что Соловьева М.В. (ИНН <данные изъяты>) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла на учёте в МИФНС России № 2 по г. Чите в качестве индивидуального предпринимателя и являлась плательщиком страховых взносов, и налога, взимаемого по упрощённой системе налогообложения, как лицо, выбравшее в качестве объекта налогообложения доходы. Соловьевой М.В. в налоговый орган были представлены налоговые декларации по УСН за 2015 и 2016 годы с указанием суммы налога, подлежащего уплате. МИФНС России № 2 по г. Чите налогоплательщику были направлены требования об уплате недоимки № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. Определением мирового судьи судебного участка № 20 Ингодинского судебного района г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ отменён судебный приказ о взыскании указанной задолженности в связи с поступлением возражений относительно исполнения судебного приказа. Административный истец просит взыскать с Соловьевой М.В. пеню по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 373,13 рублей, пеню по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год – 14,57 рублей, пеню по налогу по упрощённой системе налогообложения – 2 753,21 рублей.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, их явка не является обязательной, судом таковой не признавалась, на основании части 7 статьи 150, статьи 291 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
По правилам части 4 и 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. Одним из условий, подлежащим проверке судом при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение срока обращения в суд.
В силу статьи 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» закреплено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчётные (расчётные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Взыскание недоимки по страховым взносам (пени и штрафам) осуществляется налоговыми органами на основании решений, принятых указанными Фондами (статья 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ, статьи 19, 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ).
Судом установлено, что Соловьева М.В. (ИНН <данные изъяты>) являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также налога, взимаемого по упрощённой системе налогообложения, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла предпринимательскую деятельность, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
По состоянию на 01.01.2017 в рамках межведомственного взаимодействия МИФНС России № 2 по г. Чите приняты от территориального органа ПФР в электронном формате сведения о числящейся за Ильиным Я.С. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование. При этом периоды, за которые административному ответчику были начислены взыскиваемые недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, административным ответчиком указаны с 01.01.2017, без конкретизации расчётных периодов.
Как следует из искового заявления, приложенной справки о наличии задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование и налога по УСН за административным ответчиком числится задолженность, в том числе: пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ – 373,13 рублей, пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год – 14,57 рублей, пеня по налогу по упрощённой системе налогообложения – 2 753,21 рублей, всего 3 140,91 рублей.
Вместе с тем, доказательств тому, что Соловьевой М.В. в спорный период, за который ей начислена вышеуказанная недоимка, осуществлялась предпринимательская деятельность, административным истцом не представлено, в судебном заседании не добыто.
Равно как и не представлено доказательств того, за какой период в рамках межведомственного взаимодействия МИФНС России № 2 по г. Чите приняты от территориального органа ПФР в электронном формате сведения о числящейся за Соловьевой М.В. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
В обоснование иска МИФНС России № 2 по г. Чите ссылается на неисполнение административным ответчиком требования об уплате недоимки по страховым взносам № от ДД.ММ.ГГГГ (со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ), № от ДД.ММ.ГГГГ (со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с Налоговым кодексом РФ для плательщиков страховых взносов установлена обязанность по своевременной и в полном объёме уплате страховых взносов. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчётный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьёй (статьи 23, 45, пункт 2 статьи 432 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 5 статьи 430 Налогового кодекса РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчётного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчётный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учёта в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5 статьи 432 Налогового кодекса РФ).
Аналогичный порядок предусматривался Федеральным законом № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования» (далее – Федеральный закон о страховых взносах), регулирующим вопросы уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями до 01.01.2017.
Уплата исчисленных ежемесячных платежей по взносам на обязательное пенсионное страхование производится в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (часть 5 статьи 15 Федерального закона о страховых взносах, действовавшего до 01.01.2017).
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.
Аналогичное положение о направлении в трёхмесячный срок со дня выявления недоимки плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов было установлено и частью 2 статьи 22 Федерального закона о страховых взносах.
В пункте 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ» разъяснено, что под днём выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога, а в случае представления налоговой декларации с нарушением установленных сроков – следующий день после её представления.
В соответствии с абзацем 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Таким образом, из фактических обстоятельств дела следует, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование и налог по УСН подлежали уплате Соловьевой М.В. не позднее ДД.ММ.ГГГГ (не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учёта в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов), следовательно, требование об уплате страховых взносов за указанный период должно быть направлено Соловьевой М.В. не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, как следует из иска, спорная недоимка в виде пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и налога по УСН в сумме 3 140,91 рублей основана на требованиях налогового органа №, №, направленных с нарушением трёхмесячного срока –ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, спустя более одного года после прекращения административным ответчиком предпринимательской деятельности (ДД.ММ.ГГГГ).
В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичное положение о сроке обращения в суд с заявлением о взыскании содержится в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ.
В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов.
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
При определении предельного срока обращения в суд с иском о взыскании недоимки по страховых взносам и пеней суд учитывает совокупность следующих сроков: трёхмесячного срока, установленного частью 2 статьи 22 Федерального закона о страховых взносах и пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ; срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в направленном должнику требовании; шестимесячного срока, предусмотренного для обращения в судебном порядке.
За судебным приказом по данному требованию о взыскании вышеуказанной задолженности МИФНС России № 2 по г. Чите обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами трёхмесячного срока, подлежащего исчислению с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, и для обращения в суд с настоящим административным иском срок пропущен, учитывая, что после отмены судебного приказа определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) шестимесячный срок также истёк.
Пропуск пресекательного срока административным истцом является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска согласно части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Административный истец ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с административным исковым заявлением не заявлял, на уважительность его пропуска не ссылался.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов, налогов обеспечивается пенями. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, сборов, страховых взносов. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объёме.
С учётом изложенного, иск в части требований о взыскании пеней по вышеуказанным страховым взносам и налога по УСН удовлетворению не подлежит, в том числе и в связи с тем, что возможность взыскания пеней, начисленных на задолженность по страховым платежам, и недоимку по налогу право взыскания которых утрачено, действующим законодательством не предусмотрена.
С учётом изложенного, оснований для удовлетворения иска по настоящему административному делу не имеется как по существу, так и в связи с пропуском срока.
Ввиду того, что МИФНС России № 2 по г. Чите утрачены правовые способы взыскания вышеуказанной недоимки, установленные судом обстоятельства по настоящему делу являются основанием для применения положения подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ в части признания задолженности в сумме 3 140,91 рублей безнадёжной к взысканию и возникновения в соответствии с пунктом 5 статьи 59 Налогового кодекса РФ права на её списание.
При отказе в иске издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, подлежат взысканию с истца. В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ истец освобождён от уплаты государственной пошлины, следовательно, в связи с отказом в иске обязанность по уплате им государственной пошлины в соответствующий бюджет не возникает.
Руководствуясь статьями 175-180, 290, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите Забайкальского края к Соловьевой М. В. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ – 373,13 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год – 14,57 рублей, пени по налогу по упрощённой системе налогообложения – 2 753,21 рублей, всего 3 140,91 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд г. Читы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Решение может быть отменено судом, принявшим решение, по ходатайству заинтересованного лица если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлечённого к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Судья Л.Ю. Калгина