НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Индустриального районного суда г. Перми (Пермский край) от 06.10.2021 № 2А-3267/2021

№ 2а-3267/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Пермь ДД.ММ.ГГГГ

Индустриальный районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Перевалова А. М., при секретаре Ложкиной Ю. В.,

с участием представителя административного истца Балуевой Т. А. по доверенности, судебного пристава-исполнителя Гладких О. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Министерства социального развития <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство социального развития <адрес> (далее – административный истец, должник, министерство) обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по <адрес> и <адрес>м <адрес> УФССП по <адрес> (далее – ОСП) Светлакову К.М., УФССП России по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП.

Требования мотивированы тем, что в ОСП в отношении должника было возбуждено исполнительное производство -ИП с предметом исполнения: возложить на должника обязанность предоставить Минаковой П.Н. единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в порядке, установленном постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Светлаковым К.М. в рамках исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб., поскольку в установленный срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа не исполнены.

Административный истец считает, что оснований для взыскания исполнительского сбора не имеется, поскольку им фактически решение суда исполнено. В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей–инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П, финансирование расходов, связанных с обеспечением граждан жильем, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетами субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей–инвалидов» за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном порядке в доход бюджета <адрес>. При этом должником подается заявка на финансирование в Минстрой России, после поступления предельных объемов финансирования выносится постановление о перераспределении денежных средств, а затем распоряжение на предоставление субсидий. В настоящее время издано распоряжение <адрес> о перечислении субвенций местным бюджетам на приобретение (строительство) жилых помещений в целях последующего перечисления лицам, указанным в пункте 5.6 настоящего порядка, путем безналичных расчетов. Поступившие денежные средства будут распределены, в том числе и взыскателю. Таким образом, Министерство не могло исполнить решение суда в сроки, установленные судебным приставом-исполнителем по уважительным причинам. На основании изложенного просит освободить от взыскания исполнительского сбора (л.д. 3-9).

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен начальник отдела - старший судебный пристав ОСП Кольчурина О.Н. (л.д. 98 с оборота).

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен судебный пристав-исполнитель ОСП Гладких О.А. (в конце дела).

Представитель административного истца на заявленных требованиях настаивает по доводам, указанным в административным исковом заявлении.

Административные ответчики – судебный пристав-исполнитель Светлаков К. М., начальник ОСП Кольчурина О. Н., УФССП России по <адрес> – о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, УФССП России по <адрес> представителей не направили.

Судебный пристав-исполнитель Гладких О. А., ведущий исполнительное производство, возражает против удовлетворения заявленных требований иска, поскольку должником в установленный законом срок требования исполнительного документа не исполнены.

Исследовав материалы дела, подлинные материалы исполнительного производства -ИП, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Таким образом, должник при неисполнении в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, предпринял все меры для надлежащего исполнения обязательства. Обязанность доказывания указанных обстоятельств в силу закона возложена на должника.

Судом установлено, что на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ по делу , выданного <адрес> районным судом <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по <адрес> и <адрес>м <адрес> УФССП по <адрес> (далее – ОСП) Светлакова К. М. от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП с предметом исполнения: возложить на должника обязанность предоставить Минаковой П.Н. (далее - взыскатель) единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в порядке, установленном постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П (л.д. 53-54, 59-62, материалы ИП).

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Светлаковым К. М. вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Это постановление не оспорено должником, является действительным (л.д. 16-17, материалы ИП).

Суд считает, что административным истцом доказаны обстоятельства, свидетельствующие о наличии уважительных причин для освобождения его от взыскания исполнительского сбора, при этом учитывает следующие обстоятельства.

В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей –инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П (далее – Порядок -П), финансирование расходов, связанных с обеспечением граждан жильем, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетами субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей –инвалидов» (далее – Правила предоставления субвенций) за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном порядке в доход бюджета <адрес> (пункты 5.1, 5.2 Порядка -П).

Абзацами вторым и пятым пункта 3 Правил предоставления субвенций предусмотрено, что предоставление субвенций на обеспечение жильем вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании заявок, представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответственно до 20 января и до 20 июля текущего года.

Основанием для выделения бюджету субъекта Российской Федерации субвенции, не распределенной между субъектами Российской Федерации, является решение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, принимаемое в месячный срок со дня поступления обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, постановление о возбуждении исполнительного производства поступило должнику ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51, 52, 61). Министерством социального развития <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ «Объединенная дирекция по реализации инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации была направлена заявка (прогноз кассовых выплат на июль ДД.ММ.ГГГГ г.), из которого следует, что в августе ДД.ММ.ГГГГ г. планируется предоставление субсидий гражданам на приобретение жилых помещений в сумме 8 351 280 руб. и соответственно указанная сумма была запрошена в качестве субвенции из федерального бюджета в ДД.ММ.ГГГГ г. В дальнейшем этот размер в заявке (прогноз кассовых выплат на август 2021 г.) от ДД.ММ.ГГГГ был подтвержден (в конце дела).

ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом Минфина России подписано расходное расписание , которым Минстрою России разрешено распределение субвенции распорядителям и получателям в размере 8 351 280 руб., денежные средства направлены в УФК по <адрес> (л.д. 87).

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П утверждено распределение субвенций (перераспределение), передаваемых в ДД.ММ.ГГГГ г. бюджетам муниципальных образований (л.д. 88-89).

ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение <адрес>-П о предоставлении субсидий на приобретение жилых помещений, в том числе взыскателю в размере 1 670 256 руб. (л.д. 91, 92).

ДД.ММ.ГГГГ деньги были перечислены органам местного самоуправления, ДД.ММ.ГГГГ взыскателю выдан жилищный сертификат серии ИВ на приобретение (строительство) жилого помещения, что подтверждается, в частности перепиской Управления жилищных отношений администрации <адрес> (далее – УЖО) с должником (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 90).

ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя Светлакова К. М. исполнительное производство окончено фактическим исполнением (л.д. 36 и материалы ИП).

Согласно пункту 5 Правил предоставления субвенций форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 Порядка -П предусмотрено, что постановку граждан на учет осуществляет орган местного самоуправления. При постановке граждан на учет предоставляется ряд документов, в том числе подтверждаемых нуждаемость в жилых помещениях.

В течение 30 дней Министерство (должник) осуществляет их проверку, формирует сводный список граждан в срок до 10 числа каждого месяца. По результатам проверки в течение 3-х дней принимает решение о предоставлении гражданину меры социальной поддержки либо об отказе. В течение 10 дней после проведения проверки готовит проект распоряжения <адрес> о предоставлении субсидий.

Основанием предоставления субсидии является включение в список граждан, имеющих право на получение субсидий. Основанием включения в список является нуждаемость в жилом помещении. В случае осуществления расходов бюджета субъекта РФ не по целевому назначению, в том числе в случае принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, гражданам, не являющимся получателем мер социальной поддержки по обеспечению жильем, соответствующие средства взыскиваются в федеральный бюджет.

В связи с этим суд учитывает, что предоставлению меры социальной поддержки взыскателю предшествовала процедура, соблюдение которой должником и органам и местного самоуправления являлось обязательной. Из материалов дела следует, что нуждаемость взыскателя после вынесения судом решения изменилась (прекратилась), в связи с приобретением ДД.ММ.ГГГГ членом семьи взыскателя (Рыбьяковой Е. Р.) жилого помещения, о чем стало известно ДД.ММ.ГГГГ, когда документы поступили из УЖО на проверку в Министерство, документы были возвращены. После изменения обстоятельств нуждаемости взыскателя по новым основаниям документы ДД.ММ.ГГГГ вновь поступили в Министерство, которое незамедлительно подтвердило нуждаемость взыскателя в жилых помещениях.

С учетом установленных обстоятельств (сложность процедуры, изменения нуждаемости взыскателя в период исполнения) должник не имел реальной возможности исполнить в течение 5 рабочих дней требования исполнительного документа, в период исполнительного производства должником, исполняющим государственное обязательство за счет средств федерального бюджета, предприняты своевременные и достаточные меры для скорейшего исполнения требования исполнительного документа. Вины должника в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа на стадии его исполнения суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

освободить Министерство социального развития <адрес> (ИНН 5902290642) от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> и <адрес>м <адрес> УФССП России по <адрес>Светлаковым К.М. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ).

Судья – подпись – А. М. Перевалов