НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Индустриального районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика) от 25.08.2022 № 2А-1591/2022УИД180004-01-2022-001193-28

№ 2а-1591/22УИД 18RS0004-01-2022-001193-28Решение Именем Российской Федерации

25 августа 2022 года г. Ижевск

Индустриальный районный суд г. Ижевска Удмуртской Республике в составе председательствующего судьи Петуховой О.Н., при секретаре Перевощиковой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике к Николюкиной С.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,

установил:

Межрайонная инспекция ФНС России № 8 по Удмуртской Республике (далее - административный истец, МРИФНС № 8 по УР, налоговый орган) обратилась в суд с исковым заявлением к Николюкиной С.В. (далее – административный ответчик), которым просит взыскать с последней страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 38 286,89 руб. и пени по ним в сумме 3359,42 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 9601,9 руб. и пени по ним в сумме 817,21 руб.

Требования мотивированы тем, что в период деятельности административного ответчика в качестве индивидуального предпринимателя она была обязана уплачивать страховые взносы.

Сумма страховых взносов, подлежащая уплате индивидуальными предпринимателями, составляет:

за 2018 г.:

на обязательное пенсионное страхование фиксированный размер равен 26 545 руб.,

на обязательное медицинское страхование фиксированный размер равен 5840 руб."

за 2019 г.:

на обязательное пенсионное страхование фиксированный размер равен 29 354 руб.,

на обязательное медицинское страхование фиксированный размер равен 6884 руб.

за 2020 г.:

на обязательное пенсионное страхование фиксированный размер равен 32 448 руб.

на обязательное медицинское страхование фиксированный размер равен 8 426 руб.

-Дата- от ИП Николюкиной С.В. поступило Заявление «Об освобождении от уплаты страховых взносов» в связи с рождением ребенка на период с -Дата- по -Дата- с полным пакетом документов, необходимых для освобождения.

-Дата- налоговым органом принято решение подтвердить Заявление и предоставить Николюкиной С.В. освобождение от уплаты страховых взносов на указанный период, в связи с рождением ребенка.

Инспекцией в 2021 г. произведена проверка соответствия ИП Николюкиной С.В. п. 1.1 ст. 430 НК РФ, в ходе которой установлено, что в период освобождения с -Дата- до -Дата- ИП Николюкиной С.В. в налоговый орган представлялась налоговая отчетность:

1. За 2018 год:

Налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 4 квартал 2018г.

2. 3а 2019 год:

Налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 1 квартал 2019г.;

Налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2 квартал 2019г.;

Налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 3 квартал 2019г.;

Налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 4 квартал 2019г.

3. За 2020 год:

Налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 1 квартал 2020г.

Так же на период с -Дата- по -Дата- Николюкиной С.В. выдан Патент «Ремонт жилья и других построек» со средней численностью наемных работников - 0 человек.

Таким образом, Инспекцией установлено несоответствие ИП п. 7 ст.430 НК РФ, в связи с чем были доначислены суммы страховых взносов на период с -Дата- по -Дата- по страховым взносам на:

обязательное пенсионное страхование за 2018 г. в размере 3908.01 руб., за 2019 г. в размере 29 354 руб., за 2020 г. в размере 6024.88 руб.;

обязательное медицинское страхование за 2018 г. в размере 859.78 руб., за 2019 г. в размере 6658.27 руб., за 2020 г. в размере 2083.85 руб.

Вышеуказанные суммы налогоплательщиком уплачены не были.

В связи с отсутствием уплаты, в установленный законодательством о налогах и сборах срок сумм страховых взносов на обязательное медицинское, пенсионное страхование в фиксированном размере за 2018-2020 годы, были начислены пени в размере 4177,53 руб.

На уплату страховых взносов налогоплательщику было направлено требование от -Дата-. Должник в добровольном порядке задолженность не оплатил. МРИФНС по УР обратилась к мировому судьи судебного участка № 6 Индустриального района г. Ижевска с заявлением на выдачу судебного приказа, -Дата- был вынесен судебный приказ а-2817/2021; -Дата- судебный приказ был отменен в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.

В судебном заседании представитель административного истца Андреева Л.М., действующая на сновании доверенности, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске. В случае пропуска срока на обращение в суд, просила его восстановить.

Административный ответчик Николюкина С.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, в связи с чем на основании ст.289 КАС РФ дело рассмотрено в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика Лутфуллин Т.Х., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просил в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (ч.ч. 1, 3 ст. 1 КАС РФ).

Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичная обязанность установлена п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

-Дата- вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" от 03.07.2016 N 243-ФЗ (далее Закон №234-Ф3), а также Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" от 03.07.2016 N 250-ФЗ (далее Закон № 250-ФЗ).

Согласно статье 6 Федерального закона № 250-ФЗ от 03 июля 2016 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Николюкина С.В. состояла на учете в инспекции в качестве индивидуального предпринимателя в период с -Дата- по -Дата-.

В соответствии с положениями пункта 7 статьи 430 Налогового кодекса плательщики страховых взносов - индивидуальные предприниматели не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 -8 части 1 (периоды ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом и др.) статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

-Дата- от ИП Николюкиной С.В. поступило Заявление «Об освобождении от уплаты страховых взносов» в связи с рождением ребенка на период с -Дата- по -Дата- с полным пакетом документов, необходимых для освобождения.

-Дата- налоговым органом принято решение подтвердить Заявление и предоставить Николюкиной С.В. освобождение от уплаты страховых взносов на период с -Дата- по -Дата-, в связи с рождением ребенка.

В ходе проведённой проверки Инспекцией установлено несоответствие ИП п. 7 ст.430 НК РФ, в связи с чем Николюкиной С.В. были доначислены суммы страховых взносов на период с -Дата- по -Дата- по страховым взносам на:

обязательное пенсионное страхование за 2018 г. в размере 3908.01 руб., за 2019 г. в размере 29 354 руб., за 2020 г. в размере 6024.88 руб.; обязательное медицинское страхование за 2018 г. в размере 859.78 руб., за 2019 г. в размере 6658.27 руб., за 2020 г. в размере 2083.85 руб.

Вышеуказанные суммы налогоплательщиком уплачены не были.

В связи с отсутствием уплаты, в установленный законодательством о налогах и сборах срок, сумм страховых взносов на обязательное медицинское, пенсионное страхование в фиксированном размере за 2018-2020 год, начисленных налогоплательщику, были начислены пени в размере 4177,53 руб.

Оценивая требования административного истца о взыскании задолженности по страховым взносам, суд приходит к следующему.

В силу положений части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно материалам дела, требование об уплате страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и по обязательному медицинскому страхованию за 2018, 2019, 2020 годы было направлено административному ответчику -Дата-.

В требование включены суммы страховых взносов за 2018 год на обязательное медицинское страхование в размере 859,78 руб., на обязательное пенсионное страхование в размере 3908,01 руб., суммы страховых взносов за 2019 год на обязательное медицинское страхование в размере 859,78 руб., на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 руб., суммы страховых взносов за 2020 год на обязательное медицинское страхование в размере 2083,85 руб., на обязательное пенсионное страхование в размере 5024,88 руб. и пени по страховым взносам.

В требовании ответчику предложено оплатить имеющуюся задолженность в срок до -Дата-, требование направлено заказной корреспонденцией.

В установленный в требовании срок задолженность по страховым взносам и пени Николюкиной С.В. не была погашена. Впоследствии налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, -Дата- мировой судья судебного участка №6 Индустриального района г.Ижевска Удмуртской Республики вынес судебный приказ , определением от -Дата- судебный приказ был отменен ввиду поступившего от административного ответчика возражения относительно его исполнения.

-Дата- налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.

Согласно п.п. 1 п.1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, установлен статьей 432 НК РФ.

Суммы страховых взносов за расчетный период, исчисленные исходя из минимального размера оплаты труда, уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Пунктом 1 статьи 432 НК РФ установлено, что исчисление сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса (в том числе индивидуальными предпринимателями), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 432 НК РФ в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Требование об уплате налога - это письменное извещение налогоплательщику об обязанности уплатить в установленный срок сумму неуплаченного налога, а также пени и налоговых санкций (пункт 1 статьи 69 НК РФ). Срок направления требования - не более 3 месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ). В случае изменения обязанности налогоплательщика по уплате налогов после направления требования об уплате недоимки налоговый орган обязан направить уточненное требование (ст. 71 НК РФ).

Днем выявления недоимки является следующий день после исчисления срока для добровольного исполнения обязанностей по уплате страхового взноса.

Принимая во внимание, что обязанность по уплате страховых взносов за расчетный период 2018 года должна была быть исполнена Николюкиной С.В. -Дата-, днем выявления недоимки следует считать -Дата-, т.е. следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов, с учетом нерабочих праздничных дней.

Требование об уплате страховых взносов должно было быть направлено налогоплательщику в трехмесячный срок со дня выявления недоимки, т.е. не позднее -Дата-.

Обязанность по уплате страховых взносов за расчетный период с -Дата- по -Дата- (календарный год) должна была быть исполнена Николюкиной С.В. -Дата-, днем выявления недоимки следует считать -Дата-, т.е. следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов, с учетом нерабочих праздничных дней.

Требование об уплате страховых взносов должно было быть направлено налогоплательщику в трехмесячный срок со дня выявления недоимки, т.е. не позднее -Дата-.

Обязанность по уплате страховых взносов за расчетный период с -Дата- по -Дата- (дата снятия с учета в качестве ИП) должна была быть исполнена Николюкиной С.В. до -Дата-, днем выявления недоимки следует считать -Дата-, т.е. следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов.

Требование об уплате страховых взносов должно было быть направлено налогоплательщику в трехмесячный срок со дня выявления недоимки, т.е. не позднее -Дата-.

Как следует из материалов дела, требование об уплате страховых взносов и пени было направлено налоговым органом в адрес Николюкиной С.В. -Дата-, то есть с пропуском трехмесячного срока, установленного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговый орган был уведомлен о том, что в период действия налоговой льготы налогоплательщиком осуществляется предпринимательская деятельность.

При этом пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не может изменить порядок исчисления срока на принудительное взыскание налога и пени.

Данный вывод следует из разъяснений Конституционного Суда РФ в Определении от -Дата- N 822-0, согласно которым нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.

В пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации -Дата-) также разъяснено, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.

Исходя из вышеприведенных правовых норм и разъяснений судебной практики, предельный срок принудительного взыскания налога, пени представляет собой совокупность сроков на направление требования, на исполнение требования в добровольном порядке и на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки.

Несоблюдение срока направления требования об уплате страховых взносов само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки по ним и пени, но в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, срок обращения налогового органа в суд подлежит исчислению исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования (3 месяца), срока направления требования по почте, установленного пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (6 рабочих дней), и минимального срока на исполнение требования, установленного пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (8 рабочих дней).

Следовательно, принимая во внимание положения статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации и то что, общая сумма по требованию превышает 10 000 рублей, в данном случае предельный срок обращения в суд по взысканию недоимки по страховым взносам за 2018, 2019, 2020 г. и пени, к моменту обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа (18.08.2021) истек.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-0-0 указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.

При этом соблюдение установленного законом порядка взыскания задолженности, своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не приведено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таких обстоятельствах административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Удмуртской Республике к Николюкиной С.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и обязательное пенсионное страхование за 2018, 2019, 2020 годы и пени оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Индустриальный районный суд г. Ижевска) в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 сентября 2022 года.

Судья О.Н. Петухова