НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край) от 13.02.2012 № 2-123

                                                                                    Индустриальный районный суд г. Хабаровска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Индустриальный районный суд г. Хабаровска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        2-123/2012

Решение

именем Российской Федерации

13 февраля 2012 года город Хабаровск

Индустриальный районный суд г.Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Подреза О.А.,

при секретаре Пушкарь И.Ю.,

с участием

истца Антоненко Ю.В., представителя истца - адвоката Шмакова П.Б., доверенность от 09.02.2010 года,

представителя ответчиков Министерства финансов РФ Кузина В.Л, доверенность от 9.06.2010 года, Федерального казначейства Кузина В.Л., доверенность от 25.11.2011 года,

помощника прокурора Индустриального района г.Хабаровска Чиркиной С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антоненко Юрия Васильевича к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному казначейству, войсковой части 26869, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю», о компенсации морального вреда, причиненного смертью военнослужащего, наступившей при исполнение им обязанностей военной службы,

установил:

Антоненко Ю.В. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казначейству о компенсации морального вреда, причиненного смертью военнослужащего Антоненко Михаила Юрьевича.

В обосновании иска Антоненко Ю.В. указал следующее.

Антоненко М.Ю., сын истца, проходил военную службу в войсковой части 26869 и 19 Военной комендатуре гарнизона Монгохто Министерства обороны Российской Федерации в качестве матроса, военно_служащего по призыву. 5 февраля 2010 года Антоненко М.Ю. скончался в госпитале в/ч 86751 от острой сердечно_сосудистой недостаточности, сепсиса, двусторонней тотальной пневмонии. Смерть связана с исполнением обязанностей военной службы. По данному факту 6 февраля 2010 года военным следственным отде_лом в/ч 68788 было возбуждено уголовное дело. В ходе расследования выяснилось, что должностные лица, уз_нав, что Антоненко М.Ю. болен, вместо того чтобы организовать должное лечение, сделало всё, чтобы скрыть данный факт во избежание ответственности за от_сутствие профилактической работы по недопущению заболевания пневмони_ей, что в конечном итоге привело к гибели Антоненко М.Ю.

Как следует из материалов уголовного дела Антоненко М.Ю. стало плохо ещё 18 января 2010 года во время проведения вечерней поверки. Однако ни ответственный офицер - командир взвода лейтенант Кальмай А.Ф., ни дежурный по роте младший сержант Гарифуллин Д.Д., в нарушение требований статей 81, 300, 357 Устава внутренней службы ВС РФ не предприняли никаких мер к направлению военнослужащего с призна_ками заболевания в медицинский пункт для оказания медицинской помощи

26 января 2010 года, после того, как старший прапор_щик Еськов А.Г. привёл военнослужащего Антоненко М.Ю. в военную поликлинику в/ч 86751, его осмотрела врач Коптелова А.С., которая определила у Антоненко М.Ю. острый бронхит на фоне острой респи_раторной вирусной инфекции, левосторонняя пневмония (под вопросом). На основании данного заключения и рекомендаций врача-специалиста Антоненко М.Ю. должен был быть немедленно направлен в госпиталь.

Однако вопреки и в нарушение требований руководящих документов, определяющих порядок лечения пневмонии, в нарушение требований приказов и директив Министра обороны, командующего ТОФ, общевоинских Уставов ВС РФ, определяющих принятие неотложных мер во избежание негативных результатов в случае заболевания военнослужащих пневмонией, начальни_ком медицинской службы в/ч 26869 старшим лейтенантом Комаровым Ю.В. было принято абсолютно незаконное решение о госпитализации Антоненко М.Ю. в лазарет в/ч 26869. Врач в/ч 26869 Магадиев М.Ф. лечил Антоненко М.Ю. от бронхита. Основной причиной смерти Антоненко М.Ю. послужили именно дефекты догоспитального периода лечения. Сотрудники госпиталя сделали всё возможное, чтобы спасти Антоненко М.Ю., но было поздно.

Истец считает, что Министерство обороны РФ в лице своих должностных лиц, не приняло должных мер в целях обеспечения безопасности воинской службы, что в конечном итоге привело к гибели Антоненко М.Ю. В связи с чем, истец просит взыскать с Министерства обороны РФ компенсацию морального вреда в размере 3000000 рублей.

В судебном заседании представитель истца Антоненко Ю.В. - Шмаков П.Б. поддержал требование истца по основаниям, изложенным в иске, уточнив, что компенсацию морального вреда истец просит взыскать с юридического лица - ФБУ войсковой части 26869.

В ходе рассмотрения дела судом в качестве соответчиков привлечены Министерство Финансов Российской Федерации, ФКУ «Управление Финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю», ФБУ войсковая часть 26869.

В соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) гражданское дело рассмотрено в отсутствие ответчика Министерства обороны РФ.

Представитель ответчика Федеральное казначейство (Казначейство России) Кузин В.Л. с иском не согласен, считая, что Федеральное казначейство не является надлежащим ответчиком по данному делу.

Так, в соответствии с Положением о Федеральном казначействе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1.12.2004 г. №703 "О Федеральном казначействе", Федеральное казначейство не обладает правом представлять казну Российской Федерации в судах. В соответствии со статьей 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на Федеральное казначейство возлагаются бюджетные полномочия по установлению порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы России, составлению и ведению кассового плана исполнения федерального бюджета, ведению сводного реестра администраторов доходов бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, а также управлению счетами бюджетов и бюджетными средствами. Федеральное казначейство производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, доводит бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, обеспечивает в пределах остатков средств на счетах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации проведение кассовых выплат из бюджетов от имени и по поручению администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, финансовых органов или получателей средств бюджета, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства, осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета, санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство не распоряжается средствами федерального бюджета и не наделено полномочиями по самостоятельному распоряжению средствами государственной казны. На лицевом счете Федерального казначейства имеются только средства, выделенные ему как получателю бюджетных средств - юридическому лицу для выполнения своих функций.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации Кузин В.Л. исковые требования не признал, считая, что министерство финансов Российской Федерации не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Так, Министерство финансов Российской Федерации выступает в качестве ответчика от имени казны Российской Федерации только в случаях предъявления исков к государству о возмещении вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса РФ - за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов.

Полное наименование войсковой части 26869 - Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 26869.

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Данная позиция заложена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина".

Надлежащим ответчиком по данному делу является войсковая часть, где проходил службу военнослужащий Антоненко М.Ю. Аналогичный вывод был сделан в определении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20.05.2003г. № 5н-37/03 по делу Т и Н (приговор в части удовлетворения гражданских исков отменен, поскольку к участию в деле не был привлечен надлежащий ответчик в лице войсковой части, обязанной возместить вред, причиненный военнослужащими, которые проходили службу в этой части и при совершении преступлений исполняли служебные обязанности).

Представитель ответчика - Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 26869 Холодов В.А. заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ранее в судебном заседании представитель ответчика - Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 26869 Холодов В.А. иск о компенсации морального вреда признал полностью.

Представитель ответчика - Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» (№) Клименко А.В. (доверенность от 5.12.2011 года) в своем отзыве просил суд рассмотреть дело в отсутствии ответчика и в иске отказать по следующим основаниям.

Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» в соответствии с Уставом, утвержденным Министром обороны Российской Федерации создано в целях осуществления финансового планирования и финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и организаций.

Приказом начальника аппарата Министра обороны Российской Федерации -заместителя Министра обороны Российской Федерации от 15.12.2010 года №0228 «О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и учреждений Министерства обороны Российской Федерации» на финансовое обеспечение в Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» зачислено ФБУ - войсковая часть 26869 без открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства.

ФБУ - войсковая часть 26869 является юридическим лицом, реорганизации в установленных законом (ГК РФ) формах не подвергалась. В соответствии с Положением о ФБУ - войсковая часть 26869, утвержденным Министром обороны Российской Федерации, ФБУ - войсковая часть 26869 от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности самостоятельно, выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военная служба является особым видом федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ. Прохождение военной службы осуществляется гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту) в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих.

В связи с изложенным, военнослужащих и прохождение ими военной службы в силу закона нельзя отождествлять с работниками, выполняющими работу на основании трудового договора (контракта), положения статьи 1068 ГК РФ в данном случае применению не подлежат.

Поскольку истец не предоставил доказательств того, что ответчики обязаны возместить ему вред в силу положений закона вне зависимости от вины причинителя вреда, то при рассмотрении данного гражданского дела необходимо установить вину ответчиков, то есть причинно-следственную связь между их действиями (бездействием) и наступившими последствиями (смерть Антоненко М.Ю.).

Следственные органы возбуждали уголовные дела в отношении только начальника медицинской службы войсковой части 26869 старшего лейтенанта Комарова Ю.В., врача войсковой части 26869 старшего лейтенанта Магадиева М.Ф.

Постановлением о прекращении уголовного преследования и уголовного дела от 6.11.2010 года уголовные дела в отношении них были прекращены за отсутствием в их деяниях состава преступления.

Из содержания заключений экспертов по уголовному делу усматривается, что основными причинами смерти Антоненко М.Ю. явились скоротечность и тяжесть заболевания, слабый иммунитет Антоненко М.Ю., и как следствие - слабая сопротивляемость его организма вирусным инфекциям.

При таких обстоятельствах, нельзя утверждать, что причиной смерти Антоненко М.Ю. послужили действия (бездействие) должностных лиц войсковой части 26869 либо иных лиц, относящихся к Министерству обороны РФ.

В данном случае имеет место трагическое стечение обстоятельств, обусловленное индивидуальными особенностями организма Антоненко М.Ю.

Таким образом нет оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

В настоящее время порядок возмещения вреда в случае гибели военнослужащего установлен пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»: страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы - 2000000 рублей выгодоприобретателям в равных долях. Для получения указанной страховой выплаты установлен внесудебный порядок её получения.

Суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что 6 февраля 2010 года в отношении должностных лиц в/части 26869 по признакам совершения преступления, предусмотренного частью 2 статьи 293 УК РФ, в связи с гибелью матроса Антоненко М.Ю. возбуждено уголовное дело №21/06/0004-1 ОД.

В ходе предварительного следствия было установлено следующее.

Антоненко Михаил Юрьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец , призван призывной комиссией Индустриального района города Хабаровска на военную службу, которую с 23 ноября 2009 г. проходил в Вооруженных Силах РФ. С 1 декабря 2009 года Антоненко М.Ю. проходил военную службу по призыву в в/части 26869, дислоцированной в пос. Монгохто Ванинского района Хабаровского края, в должности «водитель», в воинском звании «матрос».

Комаров Юрий Вадимович окончил Томский военно-медицинский институт по специальности «лечебное дело в наземных войсках» и назначен на должность начальника медицинской службы - медицинского пункта в/части 26869, дислоцированной в пос. Монгохто Ванинского района Хабаровского края.

Согласно статей 28 и 29 «Руководства по медицинскому обеспечению ВС РФ на мирное время» (далее по тексту - «РМО»), утв. приказом Начальника Тыла ВС РФ -заместителя МО РФ от 15 января 2001 г. №1, а также должностных обязанностей личного состава войсковой части 26869, утвержденных 12 марта 2008 г. заместителем начальника ВВС и ПВО ТОФ по тылу - начальником тыла ВВС и ПВО флота, старший лейтенант медицинской службы К в соответствии с занимаемой им должностью отвечает за своевременное оказание необходимой медицинской помощи больным, обязан знать и выполнять требования приказов, инструкций и других руководящих документов по организации медицинского обеспечения личного состава, осматривать больных, находящихся в медицинском пункте части и направляемых в лечебные учреждения, знать состояние больных, помещенных в медицинский пункт части и контролировать их лечение, руководить служебной деятельностью медицинского персонала лазарета в/части 26869, то есть является должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные функции в Вооруженных Силах Российской Федерации.

26 января 2010 года около 09 часов 30 минут матрос Антоненко М.Ю. обратился за медицинской помощью в военную поликлинику войсковой части 86751, расположенную в пос. Монгохто. Врач-терапевт высшей категории ФИО12 осмотрела матроса Антоненко М.Ю. и по результатам обследования выставила диагноз «острый бронхит на фоне ОРВИ, левосторонняя пневмония (под вопросом)», в связи с чем выполнила в его медицинской книжке запись о необходимости направления матроса Антоненко М.Ю. на стационарное лечение в военный госпиталь войсковая часть 86751. Около 10 часов 20 минут того же дня матроса Антоненко М.Ю. доставили в медицинский пункт в/части 26869 для оформления направления на госпитализацию.

Старший лейтенант медицинской службы К заведомо зная, что матросу Антоненко М.Ю. выставлен диагноз «пневмония (под вопросом)», который может быть исключен только по результатам рентгенографического обследования легких военнослужащего, проведение которого (обследования) в медицинских учреждениях военного городка Монгохто на тот момент было не возможным ввиду отсутствия соответствующего оборудования, а также зная о наличии у Антоненко М.Ю. высокой температуры тела (+38 градусов Цельсия), вопреки требованиям ст.577 «РМО», ст.6.6 Директивы Командующего ТОФ от 09 ноября 2009 г. № Д-61, Указания ГВМУ МО РФ от 03.02.2004 г. №161/2/2/557 «О состоянии работы по профилактике внебольничных пневмоний в ВС РФ», Методического указания «Внебольничная пневмония: ранняя диагностика, критерии тяжести заболевания, неотложная помощь на догоспитальном этапе, правила эвакуации», утвержденных начальником медицинской службы ТОФ 27 июня 2005 г., запрещающих лечение военнослужащих с заболеванием «пневмония» и с температурой тела свыше +37,5 градусов Цельсия в стационарах лазаретов воинских частей, из иной личной заинтересованности, выразившейся в стремлении избежать служебного разбирательства по факту возникновения в войсковой части 26869 заболевания «пневмония», действуя легкомысленно, то есть предвидя возможность наступления общественно опасного последствия своих действий в виде наступления смерти больного Антоненко М.Ю., но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывая на предотвращение этого последствия путем оказания матросу Антоненко М.Ю. медицинской помощи в лазарете, принял решение поместить указанного выше военнослужащего на стационарное лечение в лазарет в/части 26869, сделав соответствующее распоряжение и поручив лечение врачу лазарета медицинского пункта в/части 26869 старшему лейтенанту медицинской службы Магадиеву М.Ф.

Врач Ф обладающий более низкой, чем врач-терапевт ФИО12, квалификационной категорией и опытом работы, осмотрев матроса Антоненко М.Ю., не выявил признаки заболевания «пневмония», после чего назначил ему лечение: реополиглюкин, глюкоза внутривенно, аскорбиновая кислота, ампицилин, бенизилпеницилин внутримышечно, эуфилин, таблетки от кашля, диклофенак в свечах, кордиамин внутримышечно.

В период с 26 по 28 января 2010 года К., зная из результатов анализов, данных термометрии, докладов медицинских сестер и медицинских осмотров о тяжелом состоянии больного Антоненко М.Ю., которое выразилось в повышенной температуре тела, низком артериальном давлении, наличии недостаточности дыхания и большом содержании белка в крови, игнорировали рекомендации врача-терапевта ФИО18 и врача-терапевта лазарета С незамедлительно направить матроса Антоненко М.Ю. на обследование и лечение в военный госпиталь, меры по установлению точного диагноза заболевания матроса Антоненко М.Ю. и устранению подозрений на пневмонию, по его госпитализации в военный госпиталь - в/часть 86751 в связи с тяжелым состоянием здоровья, не принимали.

29 января 2010 г. больного Антоненко М.Ю. в связи с отсутствием положительной динамики лечения направили в госпиталь гражданским транспортом и без сопровождения врача с диагнозом «острый бронхит на фоне острого респираторного заболевания, пневмония под вопросом».

29 января 2010 года около 15 часов матрос Антоненко М.Ю. поступил в военный госпиталь - в/ч 86751, где ему срочно провели рентгенографию легких и выставили диагноз: внебольничная полисегментарная левосторонняя пневмония тяжелой степени, инфекционно-токсический шок 2-ой степени, дыхательная недостаточность 2-ой степени.

В период с 29 января по 5 февраля 2010 года лечение больного Антоненко М.Ю. осуществлялось в реанимационном отделении военного госпиталя - войсковая часть 86751 врачом-терапевтом ФИО19, врачом-реаниматологом ФИО20, врачом-реаниматологом ФИО21, ВрИО начальника медицинской части в/ч 86751 майором м/с ФИО22, ВрИО главного терапевта ТОФ майором м/с ФИО23, главным внештатным пульмонологом ТОФ подполковником м/с ФИО24 и начальником ОРИТ в/части 26869 капитаном м/с Я путем интенсивной антибактериальной терапии. 31 января 2010 года в связи с нарастанием дыхательной недостаточности матрос Антоненко М.Ю. был переведен на аппаратную вентиляцию легких. Несмотря на указанные выше меры по лечению пациента, состояние пациента прогрессивно ухудшалось, что выразилось в нарастании симптомов интоксикации, полиорганной недостаточности, отрицательной клинико-рентгенологической динамике течения заболевания пневмония, у него возникли осложнения заболевания в виде септического шока, двустороннего экссудативного плеврита, абсцесса левого легкого, сепсиса, инфекционно-токсического миокардита, экссудативного перикардита, токсического гепатита, анемии, токсической нефропатии с абсцессом правой почки, паранефрита левой почки, гнойного перитонита, асцита, гнойного менингита.

5 февраля 2010 г. в 23 час 15 мин в госпитале констатирована биологическая смерть Антоненко М.Ю.

Из заключения комиссионной судебно-медицинской экспертизы №8 от 30.04.2010 года, проведенной 98-ым Государственным центром судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Дальневосточного военного округа, следует, что причиной смерти Антоненко М.Ю. явилось основное заболевание - внебольничная двусторонняя субтотальная вирусно-бактериальная пневмония прогрессирующего течения, осложнившаяся тяжелым сепсисом с полиорганной недостаточностью. Дефектов медицинской помощи, как дефектов диагностики, лечения и документации на госпитальном этапе войсковой части 85751 не установлено. Недостатки в оказании медицинской помощи Антоненко М.Ю., имевшие место в лазарете медицинского пункта войсковой части 26869, и состоящие в несвоевременной госпитализации больного с внебольничной пневмонией, неправильной эвакуацией больного в госпиталь и недостаточном лечении лихорадящего больного - безусловно не способствовали улучшению состояния больного и по своему объему, времени и последовательности оказания не соответствуют современным научно-обоснованным теоретическим знаниям. В свою очередь, указанные недостатки медицинской помощи не явились прямой (непосредственной, необходимой) закономерной причиной летального исхода болезни. Смерть Антоненко М.Ю. от внебольничной двусторонней пневмонии прямо связана с тяжелым прогрессирующим течением самой болезни, осложненной инфекционно-токсическим шоком, полиорганной недостаточностью, вторичным иммунодефицитом и является закономерным неблагоприятным исходом заболевания, а не следствием проводимого лечения на этапах медицинской помощи.

Согласно заключения дополнительной комиссионной судебно-медицинской экспертизы №135 от 22.07.2010 года, проведенной ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения Хабаровского края, судебно-медицинская комиссия считает, что недостатки лечения и диагностики имелись на догоспитальном этапе. Они состояли в позднем помещении Антоненко М.Ю. в госпиталь в/ч 86751, неоправданной задержке его в лазарете медпункта в/ч, где ему не было оказано полноценной диагностики (рентгенография грудной клетки) и полноценного лечения уже имевшейся левосторонней полисегментарной пневмонии, для которой к этому времени имелись достаточные клинические признаки. Из представленных документов вытекает, что заболел Антоненко М.Ю. 21 января 2010 года (данные анамнеза), ухудшение в состоянии наступило 23 января 2010 года. С 23 по 26 января 2010 года он за медицинской помощью, по неизвестным причинам, не обращался, а обратился в военную поликлинику лишь 26 января 2010 года, где в это время была заподозрена пневмония, которая в период пребывания Антоненко М.Ю. в лазарете с 26 по 29 января 2010 года уже имела признаки тяжелого клинического проявления. Поэтому несвоевременное направление на лечение Антоненко М.Ю. имеет значение, как обстоятельство, отягчающее течение болезни, но не являющееся непосредственно причиной смертельного исхода. Учитывая изложенное, судебно-медицинская экспертная комиссия считает, что между несвоевременной госпитализацией Антоненко М.Ю. в госпиталь в/ч 86751 и неблагоприятным исходом имевшегося у него заболевания прямой причинно-следственной связи в данном конкретном случае не усматривается.

Согласно выводов заключения дополнительной комиссионной судебно-медицинской экспертизы №192/10 от 15.10.2010 года, проведенной Главным государственным центром судебно-медицинских и криминалистических экспертиз МО РФ, смерть Антоненко М.Ю. наступила от двусторонней субтотальной фибринозной бактериально-вирусной пневмонии осложнившейся развитием полиорганной недостаточности. Между наступлением смерти Антоненко М.Ю. и имевшимися недостатками лечебно-диагностического процесса (неправильная диагностика, несвоевременная госпитализация) прямая причинная связь отсутствует. Данный вывод сделан на основании того, что даже в случае своевременной госпитализации Антоненко М.Ю. и в полном объеме проведенного обследования и установления правильного диагноза, неблагоприятный исход не исключался.

В связи с чем, уголовное преследование в отношении Комарова Ю.В. по преступлениям, предусмотренных пунктом «в» части 3 статьи 286, частью 2 статьи 293 УК РФ, прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24, пункту 2 части 1 статьи 27 УПК РФ, то есть в связи с отсутствием в деянии состава преступления.

Прекращено уголовное преследование в отношении Магадиева М.Ф. по преступлениям, предусмотренным частью 2 статьи 118, частью 2 статьи 293 УК РФ, в связи с отсутствием в деянии состава преступления.

Прекращено уголовное преследование в отношении других лиц по преступлению, предусмотренному частью 2 статьи 118 УК РФ, в связи с отсутствием в деянии состава преступления.

В соответствии с частью 4 статьи 61 ГПК РФ для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен.

Постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования не имеет для суда, рассматривающего гражданское дело о компенсации морального вреда, преюдициального значения.

Указанными выше экспертизами установлено отсутствие прямой причинной связи между смертью Антоненко М.Ю. и действиями К. и Ф

Вместе с тем, согласно заключению комиссионной судебно-медицинской экспертизы №8 от 30.04.2010 года, проведенной 98-ым Государственным центром судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Дальневосточного военного округа недостатки в оказании медицинской помощи Антоненко М.Ю., имевшие место в лазарете медицинского пункта войсковой части 26869, и состоящие в несвоевременной госпитализации больного с внебольничной пневмонией, неправильной эвакуацией больного в госпиталь и недостаточном лечении лихорадящего больного - безусловно не способствовали улучшению состояния больного и по своему объему, времени и последовательности оказания не соответствуют современным научно-обоснованным теоретическим знаниям.

Заключением комиссионной судебно-медицинской экспертизы №135 от 22.07.2010 года, проведенной ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения Хабаровского края, установлено, что недостатки диагностики имелись на догоспитальном этапе. Они состояли в позднем помещении Антоненко М.Ю. в госпиталь в/ч 86751, неоправданной задержке его в лазарете медпункта в/ч, где ему не было оказано полноценной диагностики (рентгенография грудной клетки) и полноценного лечения уже имевшейся левосторонней полисегментарной пневмонии, для которой к этому времени имелись достаточные клинические признаки. Несвоевременное направление на лечение Антоненко М.Ю. имеет значение, как обстоятельство, отягчающее течение болезни.

Согласно выводам дополнительной комиссионной судебно-медицинской экспертизы №192/10 от 15.10.2010 года, проведенной Главным государственным центром судебно-медицинских и криминалистических экспертиз МО РФ, обследование, произведенное Антоненко М.Ю. в лазарете войсковой части №26869 не позволяло достоверно диагностировать имевшееся у него заболевание (пневмонию), а клинические признаки, позволявшие его заподозрить имелись, в связи с чем данное обследование следует считать неполным (необходимо было выполнить рентгенологическое обследование).

Таким образом, заключениями трех экспертиз объективно установлено, что имелись недостатки в догоспитальном обследовании и лечении Антоненко М.Ю. в лазарете войсковой части 26869. Несвоевременное направление на лечение Антоненко М.Ю. в госпиталь имеет значение, как обстоятельство, отягчающее течение болезни.

Вывод же экспертиз о том, что между наступлением смерти Антоненко М.Ю. и имевшимися недостатками лечебно-диагностического процесса прямая причинная связь отсутствует, так как даже в случае своевременной госпитализации Антоненко М.Ю. и в полном объеме проведенного обследования и установления правильного диагноза, неблагоприятный исход не исключался, носит вероятный, предположительный характер, который с одной стороны не позволил следствию привлечь к уголовной ответственности должностных лиц войсковой части 26869 К и Ф., с другой стороны, не может исключить ответственность войсковой части в гибели военнослужащего Антоненко М.Ю., поскольку установлено, что заболевание Антоненко М.Ю. получил во время военной службы.

При этом, вывод судебно-медицинских экспертиз о недостатках в догоспитальном лечении Антоненко М.Ю., которые заключались в позднем направлении Антоненко М.Ю. в госпиталь, подтверждается материалами уголовного дела.

Так, из показаний врача ФИО18 следует, что 26 января 2010 года старший прапор_щик ФИО11 привёл на осмотр Антоненко М.Ю. в военную поликлинику в/ч 86751, которого она осмотрела и определила у Антоненко «острый бронхит на фоне острой респи_раторной вирусной инфекции, левосторонняя пневмония (под вопросом)».Она была уверена на 100%, что у Антоненко пневмония, но без проведения рентгена выставила диагноз «под вопросом», как того требуют руководящие документы (т.1 л.д.107-110).

В медицинской книжке Антоненко М.Ю. было указано о необходимости госпитализации (копия медицинской книжки (т. 1 л.д. 54-57)

На основании данного заключения и рекомендаций врача-специалиста Антоненко М.Ю. должен был быть немедленно направлен в госпиталь.

Однако вопреки и в нарушение требований руководящих документов, определяющих порядок лечения пневмонии, в нарушение требований прика_зов и директив Министра обороны, Командующего ТОФ, Общевоинских Уставов ВС РФ, определяющих принятие неотложных мер во избежание негативных результатов в случае заболевания военнослужащих пневмонией, начальни_ком медицинской службы в/ч 26869 старшим лейтенантом Комаровым Ю.В. было принято решение о госпитализации Михаила не в госпиталь, а в лазарет в/ч 26869, что подтверждается журналом записи больных 19 ВК (т.1 л.д.58-59, т.4 л.д.7-29).

Допрошенный по делу в качестве подозреваемого К показал, что 26 января 2010г. он проигнорировал рекомендацию врача-терапевта ФИО18 о необходимости госпитализации матроса Антоненко в военный госпиталь - войсковая часть 86751, поскольку врач лазарета Магадиев, осмотревший пациента после Коптеловой, убедил Комарова в отсутствии у Антоненко признаков указанного выше тяжелого заболевания. В период с 26 по 29 января 2010 г. Комаров в ход лечения матроса Антоненко, осуществлявшегося врачом Магадиевым, не вмешивался. 29 января 2010 г. в связи с отсутствием положительной динамики в лечении Комаров направил пациента на стационарное лечение в военный госпиталь - войсковая часть 86751 (т.1 л.д.152-156)

Данные показания опровергаются показаниями свидетелей ФИО13, ФИО11 и Б, из которых усматривается, что решение о госпитализации Антоненко в лазарет было принято Комаровым самостоятельно до консультации с ФИО13, поскольку соответствующая запись в медицинской книжке была выполнена им и дано указание об оформлении истории болезни около 11 часов 26 января 2010 г., а врачом ФИО13 пациент был осмотрен не ранее 14 часов этих же суток.

Из записей в медицинской книжке Антоненко М.Ю. усматривается, что решение о помещении его на стационарное лечение в лазарет в/части 26869 принято и подписано ФИО3

Свидетель ФИО12 показала, что узнав 27 января 2010 года о том, что Михаил Антоненко находится в лазарете, а не в госпитале, позвонила ФИО3 и спросила, почему Антоненко не в госпитале, на что ФИО3 ничего не ответил (т.1 л.д.72-74).

Свидетель М показала, что, заступив 29 января 2010 года на дежурство и увидев состояние Антоненко, она прошла к ФИО3 и Ф и стала громко кричать, что Антоненко нужно срочно госпитализиро_вать (т. 2 л.д. 58-61).

Свидетель Х пояснила, что ещё 27 января 2010 года анализы Антоненко свидетельствовали о бурном, сильном воспалительном процессе. Антоненко был бледен, измучен болезнью, ослаблен, у него тряслись ноги при ходьбе. Его тошнило (т.2 л.д. 62-65).

Свидетель С пояснила, что ещё 27 января 2010 года по собственной инициативе осмотрела Антоненко и высказала Ф в присутствии ФИО3, что у него пневмония и его нужно срочно госпитали_зировать. Реакции никакой. В лазарете в/ч 26869 не было ме_дикаментов, необходимых для лечения Антоненко. (т.2 л.д. 81-84).

Из показаний свидетеля О следует, что медсестра Х го_ворила Ф о необходимости госпитализировать Михаила Антоненко, Ф не занимался лечением Антоненко, а лишь посмотрел на него (т. 2 л.д. 85-87).

Свидетель П показала, что сама дважды об_ращалась к ФИО3 о записи «пневмония» и о том, что Антоненко М.Ю. необходи_мо госпитализировать. На что ФИО3 заявил: «...будем ле_чить в лазарете, больной не сдохнет и продолжил играть в компьютер_ную игру, чем занимался и ранее» (т.2 л.д.105-108).

Свидетель Б утверждает, что ФИО3 26 января 2010 года, то есть в день поступления Антоненко в лазарет, не осматривал его (т.2 л.д.88-91).

Указанными доказательствами установлено, что Антоненко М.Ю. получил заболевание в ходе несения военной службы и должностными лицами войсковой части 26869 были допущены нарушения статей 28 и 29 «Руководства по медицинскому обеспечению ВС РФ на мирное время» (далее по тексту - «РМО»), утв. приказом Начальника Тыла ВС РФ - заместителя МО РФ от 15 января 2001 г. №1, а также должностных обязанностей личного состава войсковой части 26869, утвержденных 12 марта 2008 г., при оказании медицинской помощи военнослужащему Антоненко М.Ю., что явилось отягчающим обстоятельством для течении болезни Антоненко М.Ю.

Данный вывод подтверждается тем, обстоятельством, что после помещения Антоненко М.Ю. в госпиталь в/ч 86751, его лечение осуществлялось в реанимационном отделении военного госпиталя.

Таким образом, именно в связи с нарушениями должностными лицами войсковой части 26869 своих должностных обязанностей, Антоненко М.Ю. был причинен вред здоровью, вследствие чего он умер.

Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Согласно статьи 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь.

В соответствии со статьёй 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантиру_ется.

Статья 53 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеетправо на возмещение государством вреда, причиненного незаконными дей_ствиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно статьи 2 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ, военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.

В соответствии со статьей 26 указанного Федерального закона военнослужащий обязан строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров.

В соответствии со статьей 1068 ГК РФ юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие находятся под защитой государства.

Согласно статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные имущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Войсковые части создаются распоряжениями органов государственной власти, к которым относится и Министерство обороны РФ. Войсковая часть 26869 подведомственна Министерству обороны РФ.

В судебном заседании с достоверностью установлено, что причинение смерти Антоненко М.Ю. произошло при исполнении им служебных обязанностей военнослужащих Вооруженных Сил РФ в войсковой части Министерства обороны РФ 26869.

Свидетельством о рождении III-ДВ №, выданным ДД.ММ.ГГГГ, подтверждено, что родителями Антоненко Михаила Юрьевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в г.Хабаровске, является Антоненко Юрий Васильевич и Антоненко Екатерина Федоровна.

Смерть Антоненко М.Ю. безусловно явилась тяжелым моральным потрясениям, что повлекло за собой нравственные страдания истца отца Антоненко Ю.В.

Как пояснил истец в исковом заявлении, смерть Антоненко А.М. явилась тяжёлой утратой для семьи. Нет таких критериев, которые могли бы оценить ту боль и страдания, которые при_шлось испытать и придётся испытывать семье, потеряв любимого че_ловека. Когда дети хоронят своих родителей - это больно, но, естественно. Более молодые приходят на смену более старшим. Но, когда родители хоро_нят своих детей - это противоречит самому смыслу жизни. Истцу пришлось похоронить своего сына. Боль пережитого и переживаемого может понять только тот, кто сам терял близкого человека. Истец отправил в армию молодого, здорового, крепкого, любящего и любимого, а самое главное, живого парня. Домой получили лишь его те_ло. Компенсировать моральный вред в общечеловеческом понимании невозможно, но с юридической точки зрения, моральный вред, выразившийся в физически и нравственных страданиях родственников погибшего, должен быть компенсирован.

Данные доводы истца Антоненко Ю.В. подтверждаются медицинской картой, из которой следует, что после смерти сына здоровье истца резко ухудшилось (предпоследнее обращение за медицинской помощью истца было в июне 2007 г., а в 2010 году, после смерти сына, истец обращался за медицинской помощью 12, 16, 22, 24, 27, 30 апреля 2010 года, 1, 7, 11, 16 февраля 2011 года).

Статьей 1101 ГК РФ предусмотрено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При этом, в своем отказе ответчик ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» ссылается на то, что в настоящее время порядок возмещения вреда в случае гибели военнослужащего установлен пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»: страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах: в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, - 2000000 рублей выгодоприобретателям в равных долях. Для получения указанной страховой выплаты установлен внесудебный порядок её получения.

Тем самым ответчик признает соразмерным компенсацию морального вреда в размере 2000000 рублей.

Вместе с тем, пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 года №52-ФЗ в указанно редакции действует с 1 января 2012 года.

Антоненко Ю.В. получил компенсацию в сумме 90550 рублей, что подтверждается выпиской из лицевого счета в ОАО «Сбербанк России».

Представитель ответчика - Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 26869 Холодов В.А. пояснил, что иск о компенсации морального вреда в сумме 3000000 рублей признает.

На основании изложенного, суд считает разумным и справедливым определить размер компенсации морального вреда, причиненного Антоненко Ю.В., в размере 2000000 рублей, подлежащий взысканию с ответчика ФБУ Войсковая часть 26869.

ФБУ Войсковая часть 26869 является юридическим лицом, реорганизации в установленных законом формах не подвергалась.

В соответствии с Положением о ФБУ - Войсковая часть 26869, утвержденным Министром обороны Российской Федерации, ФБУ Войсковая часть 26869 от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности самостоятельно, выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФБУ Войсковая часть 26869 отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.

Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю», зарегистрированное инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району города Хабаровска 22 декабря 2010 года, расположенное по адресу: город Хабаровск, улица Серышева, 17, в соответствии с Уставом, утвержденным Министром обороны Российской Федерации 23 сентября 2010 года, создано в целях осуществления финансового планирования и финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и организаций. Учреждение является уполномоченным финансовым органом Министерства обороны Российской Федерации и предназначено для финансово-экономического обеспечения воинских частей, дислоцирующихся на территории субъекта РФ, на основании заключаемого на безвозмездной основе договора за счет и в пределах ассигнований по утвержденным воинским частям и организациям бюджетным сметам.

Учитывая, что ФБУ Войсковая часть 26869 финансируется через ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю», суд находит необходимым взыскать компенсацию морального вреда с ФБУ Войсковая часть 26869 (зачисленного на финансовое обеспечение ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю») в пользу Антоненко Ю.В. через лицевой счет ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю».

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Антоненко Юрия Васильевича удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 26869 через лицевой счет Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» в пользу Антоненко Юрия Васильевича компенсацию морального вреда, причиненного смертью военнослужащего Антоненко Михаила Юрьевича, в результате исполнения им обязанностей военной службы, в размере 2000000 рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующем в деле, принесено апелляционное представление в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 20.02.2012 г.