НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край) от 11.03.2022 № 12-44/2022

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Хабаровск 11 марта 2022 года

Судья Индустриального районного суда г.Хабаровска Савченко Е.В.,

рассмотрев жалобу Гаева Вадима Владимировича на постановление и.о. начальника Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу Фроленкова А.М. № ЕАО-1П-2021 от 21.04.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.7.14 КоАП РФ, в отношении заместителя начальника департамента управления лесами правительства Еврейской автономной области Гаева Вадима Владимировича,

установил:

постановлением и.о. начальника Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу Фроленкова А.М. № ЕАО-1П-2021 от 21.04.2021 г. заместитель начальника департамента управления лесами правительства Еврейской автономной области Гаев В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.14 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе Гаев В.В. просит отменить указанное постановление и прекратить производство по делу, указывая, что постановление вынесено с нарушением требований действующего законодательства, основания для привлечения к административной ответственности отсутствуют, поскольку начальник управления лесами не является должностным лицом, непосредственно предоставляющим информацию о лесных пожарах и не является субъектом вменяемого правонарушения, при рассмотрении дела не выяснялось наличие смягчающих обстоятельств, что проверка достоверности сведений о площади лесных пожаров на территории ЕАО проведена с нарушением Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, что площадь лесного пожара в 3-дневный срок с момента поступления акта в департамент управления лесами скорректирована.

В судебное заседание не явились Гаев В.В., должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Судья, с учетом положений пунктов 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Частью 2 статьи 19.7.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление сведений о лесных пожарах в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, либо несвоевременное представление таких сведений, либо представление их не в полном объеме, либо представление недостоверных сведений о лесных пожарах в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Из пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ следует, что Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров).

В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 83 Лесного кодекса РФ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю за осуществлением переданных полномочий осуществляет контроль за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочия, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 года № 687 (далее - Правила) уполномоченные органы представляют в Федеральное агентство лесного хозяйства в течение периода пожароопасного сезона: ежедневно - сведения о текущей пожарной опасности в лесах и лесных пожарах за предыдущие сутки, в том числе о классе пожарной опасности по условиям погоды, о количестве, площади и состоянии лесных пожаров, о лесопожарных формированиях, пожарной технике и оборудовании, осуществляющих тушение лесных пожаров, об имеющемся в наличии резерве пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря; ежемесячно, не позднее 5-го числа месяца отчеты о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, включая сводную информацию о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, информацию о деятельности лиц, осуществляющих работы по тушению лесных пожаров, и наличии необходимых материальных средств.

В соответствии с пунктом 5 Правил контроля ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений, а также за представление недостоверных сведений или предоставление их в неполном объеме несет уполномоченный орган.

Как следует из положений пунктов 7 - 9 Правил контроля, оперативный контроль за достоверностью сведений осуществляется путем их экспертной оценки с целью сопоставления с данными автоматизированной информационной системы, которые формируются на основе данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, полученных Федеральным агентством лесного хозяйства с использованием наземных, авиационных и космических средств, в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Экспертная оценка сведений проводится Федеральным агентством лесного хозяйства в течение 3 рабочих дней со дня их получения.

В случае несовпадения сведений с данными автоматизированной информационной системы Федеральное агентство лесного хозяйства извещает об этом соответствующий уполномоченный орган и предлагает в 3-дневный срок представить объяснения по факту их несовпадения или уточнить представленные сведения. Если в указанный срок выявленные расхождения не устранены, федеральное агентство лесного хозяйства в течение 3 месяцев проводит выездную проверку в субъекте Российской Федерации, а в отношении выявленных расхождений в сведениях о площади лесных пожаров указанное Агентство проводит проверку достоверности сведений о площади лесных пожаров с использованием данных дистанционного зондирования Земли высокого пространственного разрешения.

В соответствии с пунктом 7 Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 г. № 687 утверждена Методика осуществления оперативного контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, пунктом 2 которой предусмотрено, что оперативный контроль за достоверностью сведений осуществляется путем их экспертной оценки с целью сопоставления с данными автоматизированной информационной системы Федерального агентства лесного хозяйства, которые формируются на основе данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, полученных Федеральным агентством лесного хозяйства с использованием наземных, авиационных и космических средств наблюдения.

Согласно пунктам 3-4 указанной Методики экспертная оценка достоверности сведений о пожарной опасности и лесных пожарах проводится методом сравнительного анализа сведений, полученных Федеральным агентством лесного хозяйства от уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений (далее - уполномоченные органы) и данных автоматизированной информационной системы Федерального агентства лесного хозяйства, полученных с использованием космических средств (далее - автоматизированная информационная система). Сведения о классе пожарной опасности в лесах, в зависимости от условий погоды, полученные от уполномоченного органа, считаются достоверными, если отклонение их среднего значения от соответствующего среднего значения автоматизированной информационной системы не превышает один класс пожарной опасности.

Пунктом 5 Методики предусмотрено, что для проведения экспертной оценки достоверности сведений о лесных пожарах выполняются следующие действия:

а) сбор информации от уполномоченных органов в соответствии с пунктом 6 настоящей Методики;

б) выборка данных автоматизированной информационной системы в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;

в) расчет показателя, необходимого для сравнительного анализа сведений о лесных пожарах по данным автоматизированной информационной системы и данным уполномоченных органов;

г) анализ значения показателя, полученного в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта.

Состав информации для проведения сравнительного анализа, формируемой Федеральным агентством лесного хозяйства на основе ежедневных сведений, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил осуществления контроля.

Как следует из материалов дела, в период с 14.03.2021 г. по 25.05.2021 г. по адресу: ЕАО, г.Биробиджан, ул.Советская, 11, заместитель начальника департамента управления лесами правительства Еврейской автономной области Гаев В.В. допустил представление недостоверных сведений о лесных пожарах в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а именно: Гаев В.В. не обеспечил предоставление достоверных сведений по лесному пожару № к-47 (номер лесного пожара в системе ИСДМ-Рослесхоз). Площадь, фактически пройденная огнем, составила 587 га, площадь указанная департаментом управления лесами правительства ЕАО – 35 га (отклонение площади лесного пожара составило 94 %). Правонарушение выявлено 25 марта 2021 года главным специалистом ОАП ФДС ФБУ «Авиалесохрана» ФИО3 и зафиксировано актом проверки достоверности сведений о площади лесных пожаров с использованием данных дистанционного зондирования Земли на территории Еврейской автономной области, что повлекло нарушение пунктов 2, 3, 4, 5 Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.08.2011 г. № 687.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении должностного лица – заместителя начальника департамента управления лесами правительства Еврейской автономной области Гаева В.В. дела об административном правонарушении и привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.14 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Признавая заместителя начальника департамента управления лесами правительства Еврейской автономной области Гаева В.В. виновным в совершении указанного административного правонарушения, и.о. начальника Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу Фроленков А.М. исходил из того, что материалами дела подтверждаются вина Гаева В.В. и обстоятельства совершения им правонарушения.

Между тем, постановление и.о. начальника Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу Фроленкова А.М. № ЕАО-1П-2021 от 21.04.2021 г. в отношении заместителя начальника департамента управления лесами правительства Еврейской автономной области Гаева В.В. нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

Привлекая заместителя начальника департамента управления лесами правительства Еврейской автономной области Гаева В.В. к административной ответственности, должностное лицо Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу указало, что правонарушение выявлено 25.03.2021 г. главным специалистом ОАП ФДС ФБУ «Авиалесохрана» ФИО3 и зафиксировано актом проверки достоверности сведений о площади лесных пожаров и использованием данных дистанционного зондирования Земли на территории Еврейской автономной области № к-47 от 25.03.2021 г.

Вместе с тем, при наличии указания на проведение проверки достоверности сведений о площади лесных пожаров с использованием дистанционного зондирования Земли высокого пространственного разрешения путем оконтуривания пройденных огнем площадей на территории на территории лесного фонда в ручном режиме на основании данных дистанционного зондирования Земли высокого пространственного разрешения материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств ее проведения уполномоченным органом – Федеральным агентством лесного хозяйства, в том числе, с соблюдением Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах и Методикой осуществления оперативного контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.

Материалы дела также не содержат сведений о том, что заместитель начальника департамента управления лесами правительства Еврейской автономной области Гаев В.В. является должностным лицом, ответственным за надлежащее исполнение функций в области лесных отношений в части подачи сведений о площади лесных пожаров.

Согласно пункту 1 Положения о департаменте управления лесами правительства ЕАО департамент управления лесами правительства ЕАО осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений.

Согласно пункту 10 указанного положения начальник департамента управления лесами в соответствии с законодательством РФ с учетом прав, предоставленных ему настоящим Положением, несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на департамент управления лесами.

Частью 2 статьи 53.2 Лесного кодекса РФ уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.

Приказом Минприроды России от 22.07.2014 г. № 331 утверждены состав и формы предоставления сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, из которых следует, что данные сведения предоставляются региональными диспетчерскими службами в федеральную диспетчерскую службу до 24 часов московского времени в электронном виде и подписываются руководителем и должностным лицом, ответственным на составление формы.

Приказом начальника департамента управления лесами правительства ЕАО № 193 от 01.04.2021 г. утверждено Положение об организации работы региональной диспетчерской службы лесного хозяйства ЕАО, согласно пункту 1 которого региональная диспетчерская служба создана в целях приема, обработки и учета информации о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, нарушениях лесного законодательства, загрязнениях (в том числе, радиоактивными веществами) и иных негативных воздействиях, а также очагах вредных организмов на территориях земель лесного фонда и иных земель, на которых располагаются леса ЕАО.

Пунктом 4.1 данного Положения закреплено, что начальник региональной диспетчерской службы ЕАО несет персональную ответственность за мониторинг пожарной опасности на территории ЕАО, сопоставление данных наземных и авиационных наблюдений с данными космического мониторинга, своевременное представление в ФБУ «Авиалесохрана» и другие заинтересованные органы власти информации

Таким образом, сведения о пожарной опасности предоставляются региональной диспетчерской службой лесного хозяйства ЕАО за подписью начальника региональной диспетчерской службы ЕАО.

В обжалуемом постановлении указано, что по состоянию на 14.04.2021 г. обязанности начальника департамента управления лесами правительства ЕАО осуществлял Гаев В.В. Вместе с тем, материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений о том, что в данный период Гаев В.В. являлся и.о.начальника департамента управления лесами правительства ЕАО.

Не принимая указанные в протоколе об административном правонарушении объяснения Гаева В.В., должностное лицо Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу указало, что в представленных документах указаны недостоверные сведения о площади лесного пожара. При этом какие-либо документы за подписью Гаева В.В. с указанием недостоверной площади лесного пожара в материалах дела об административном правонарушении также отсутствуют.

Положения статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ во взаимосвязи со статьей 2.1 данного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 КоАП РФ о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств на основании которых было вынесено постановление.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах постановление и.о. начальника Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу Фроленкова А.М. № ЕАО-1П-2021 от 21.04.2021 г. подлежит отмене по основанию, предусмотренному пунктом 3 частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 30.1- 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу Гаева Вадима Владимировича – удовлетворить,

постановление и.о. начальника Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу Фроленкова А.М. № ЕАО-1П-2021 от 21.04.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.7.14 КоАП РФ, в отношении заместителя начальника департамента управления лесами правительства Еврейской автономной области Гаева Вадима Владимировича, - отменить,

производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления через Индустриальный районный суд г.Хабаровска.

Судья Е.В.Савченко