НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край) от 07.11.2017 № А-4462/17

Дело а-4462/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«07 » ноября 2017 года <адрес>

Индустриальный районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Казак М.П..

при секретаре ФИО3

с участием:

представителя административного истца ФИО5

представителя административного ответчика ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> об оспаривании требований налогового органа об уплате недоимки по страховым взносам в ПФР,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с названным административным иском к инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> об оспаривании требований налогового органа об уплате недоимки по страховым взносам в ПФР, в обоснование своих требований указала, с ДД.ММ.ГГГГ административный истец была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и состояла на учете в инспекции ФНС России по <адрес>. В 2015 году в связи с прекращением предпринимательской деятельности, снялась с регистрационного учета. Помимо налогового учета, в период осуществления предпринимательской деятельности состояла на учете в качестве страхователя в Управлении пенсионного фонда РФ в <адрес> края.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 было получено требование налогового органа об уплате недоимки по уплате страховых взносов в фиксированном размере и пеней за просрочку их оплаты в размере 163 638, 93 руб. и 7 176,42 руб. соответственно. По мнению налогового органа, заложенность по оплате страховых взносов в фиксированном размере образовалась за период 2014, 2015 год в связи с несданными декларациями о доходах за 2014,2015 гг.

С указанными в требовании сумами административный истец не согласна, поскольку ДД.ММ.ГГГГ ей было сдана декларация о доходах за период, по которому ей были начислены страховые взносы в фиксированном размере. Учитывая то обстоятельство, что дохода от предпринимательской деятельности за указанный период она не имела, основания для их доначисления отсутствуют.

После получения указанного требования, ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в инспекцию с заявлением о корректировке сальдо по страховым взносам, исходя из данных, предоставленных ей в налоговой декларации за 2014, 2015 гг. Письменного ответа на заявление ей да настоящего времени не получено, однако в ходе устного общения с представителем налогового органа ей дали понять, что корректировка в добровольном порядке произведена не будет и предложили обратиться за урегулированием спора в судебные органы.

С вынесенным требованиями она не согласна, полагает его незаконным и необоснованным, поскольку страховые взносы за спорный период были ей надлежащим образом оплачены, а реальный доход отсутствовал основаниям для увеличения из размере не вовремя сдана декларация не может выступать.

Таким образом, увеличение размера страховых взносов до максимального размера является неправомерным в связи с избыточным финансовым обременением предпринимателя, поскольку таковые действия искажают смысл и назначения предусмотренной федеральным законодательством дифференциации размера страховых взносов в зависимости от дохода индивидуального предпринимателя. Просит требование об уплате недоимки по уплате страховых взносов и пеней за просрочку из оплаты признать недействительными, приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта до вступления в законную силу судебного акта, обязать инспекцию ФНС России по <адрес> произвести корректировку страховых взносов за период 2014-2015 гг. в части исчисления их размера исходя из фактических доходов за указанный период.

Административный истец ФИО1 уведомленная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель административного истца ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования административного истца поддержал заявленные требования, пояснения дал аналогичные заявлению.

Представитель административного ответчика КазачекН.А. в судебном заседании просит в удовлетворении административного иска отказать по доводам представленных письменных возражений. Из дополнительных пояснений следует, истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административного спора, что налоговой инспекцией не исчислялся размер страховых взносов, указанный в требовании. Страховые взносы в Пенсионный фонд ранее исчислялись УПФР РФ, в связи с изменениями в налоговое законодательство в налоговый орган с ДД.ММ.ГГГГ переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное, пенсионное, социальное и медицинское страхование и были переданы списками размеры уже начисленных но не уплаченных взносов в пенсионные фонды. В связи с поданными ответчикам декларациями за 2014 и 2015 года, указанные сведения переданы в Пенсионный фонд для перерасчета и корректировки сальдо по страховым взносам.

Заслушав мнения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 3 ст. 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Для признания оспариваемых административным истцом решения, действия (бездействия) незаконными судом должно быть установлено их несоответствие нормативным правовым актам с одновременным нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца с последующим обязанием административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению либо препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц.

В силу статьи 57 Конституции РФ ст. 3 пп.1 п.1 ст.23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 167-ФЗ индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что ФИО1 была зарегистрирована в качестве Индивидуального предпринимателя и состояла на учете в инспекции ФНС России по <адрес>. В 2015 году в связи с прекращением предпринимательской деятельности, снялась с регистрационного учета.

Являясь индивидуальным предпринимателем, ответчик является плательщиком страховых взносов.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 15.12 2001 года (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) - ФЗ – «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, в силу пп. 2 п. 1 ст. 5 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ ФИО1 являлся плательщиком страховых взносов.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

При этом необходимо учитывать, что страховые взносы уплачиваются в целях обязательного социального страхования застрахованных лиц. Категории застрахованных лиц, или, иными словами, лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со п. 4.1 ст. 14 Закона, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность после начала очередного расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется исходя из стоимости у страхового года пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно ч.2 ст. 16 Федерального закона №212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В соответствии с ч. 8 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно

Таким образом, предприниматель признается застрахованным на весь период страхования – с момента государственной регистрации в качестве ИП и до государственной регистрации прекращения им деятельности в таком качестве. Следовательно, он обязан уплачивать страховые взносы в размере.

На основании п. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Согласно ч. 8 ст. 16 Закона № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения его деятельности включительно.

Оценивая совокупность приведенных норм права и представленных доказательств направления требования в адрес административного истца суд приходит к выводу, что являясь плательщиком страховых взносов, предприниматель должен знать о своей обязанности по уплате страховых взносов и исполнять такую обязанность надлежащим образом. При прекращении своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя она должна была уплатить страховые взносы в срок не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения своей деятельности включительно. Однако, она до настоящего времени сумму страховых взносов и пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не погасила, и лишь ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Инспекцию с заявлением о корректировке сальдо по страховым взносам, а декларации за 2014, 2015 г. ею поданы в налоговый орган лишь ДД.ММ.ГГГГ о чем свидетельствует оттиск печати и подпись должностного лица, принявшего декларацию.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016г. №243-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» на органы управления Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов возложена обязанность сообщить до 01.02.2017г. в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о зарегистрированных в качестве плательщиков страховых взносов.

Из пояснений представителя ответчика следует, что сведения о задолженности ФИО1 поступили из управления пенсионного фонда, задолженность сформировалась за 2014-2015 года, на основании чего была исчислена пеня.

ИФНС России по <адрес> в адрес ФИО1 было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ недоимку пени в размере 7 176, 42 рублей, начисленной на имеющуюся сумму недоимки по страховым взносам в размере 163 638, 93 рублей.

Из пояснений представителя ответчика следует, что сведения о поданных декларациях переданы в УПФР для пересчета пенсионных сборов, после того как в налоговую инспекцию поступят новые данные о размере страховых взносов подлежащих уплате, налоговым органом будет произведен перерасчет пени по недоимки страховых взносов.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования не подлежат удовлетворению как необоснованно заявелнные.

Руководствуюсь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО1 к инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> об оспаривании требований налогового органа об уплате недоимки по страховым взносам в ПФР – отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в <адрес>вой суд через Индустриальный районный суд <адрес>.

Судья М.П. Казак

Мотивированное решение изготовлено 10.11.2017